Архитектурные памятники Санкт-Петербурга в XIX-XX вв

Контрольная работа

Архитектурные памятники Санкт-Петербурга — одна из главных составных частей очарования этого города. Белые ночи, разводные мосты, насыщенная культурная жизнь и совершенно особенная атмосфера этого города притягивает к нему внимание с самого момента основания Петербурга.

Природные условия, в которых возводился Санкт-Петербург, были непростыми — болотистая местность и не слишком благоприятные погодные условия затрудняли ход работ. Кроме того, архитекторам пришлось учесть и то, что в местности, выбранной для строительства нового города, преобладает пасмурная погода и наблюдается отсутствие резко выраженных теней. Поэтому, чтобы как можно выгоднее подчеркнуть архитектурные формы и декоративные детали строящихся зданий, зодчим пришлось «играть» с расцветками» фасадов. Но, следует заметить, что к расцветкам фасадов относились очень серьезно — цветовая палитра строго регламентировалась царскими указами.

С середины 1840-х годов снимается ряд ограничений на архитектурные, цветовые и конструктивные решения частных домов, появляется разнообразие историзма (эклектики).

Эклектика сохраняет архитектурный орден, но в ней он утратил свою исключительность.

На рубеже 19 и 20 веков сформировывается модерн.

Решительно осудив эклектику за подражательность, сторонники модерна провозгласили свою полную независимость от каких бы то ни было традиций. Во внешнем облике проектировавшихся ими зданий они старались полнее выявлять особенности новых строительных материалов и конструкций, используя их и для создания своеобразных декоративных эффектов. В практику внедрялись динамичные, неуравновешенные композиции; их основой служила лишенная симметрии свободная планировка, которая определялась, прежде всего, соображениями удобства, комфорта во взаимном расположении помещений.

Специфический орнамент, составленный из переплетающихся изогнутых линий, своей напряженной динамикой словно подчеркивал сложность пространственных решений модерна.

В последние годы историческая и эстетическая ценность наследия второй половины 19 — начала 20 вв. осознается все более отчетливо. Данная работа ставит целью охарактеризовать типологию архитектуры того времени формирование и развитие разнообразных типов зданий и сооружений.

архитектурный памятник петербург дворец

1. Дворцы и особняки

В Санкт-Петербурге насчитывается более 600 сохранившихся дворцов и особняков. Великолепие этих непростых зданий, принадлежавших когда-то могущественным, власть имущим людям, сразу бросается в глаза неискушенному посетителю Северной столицы. Рассмотрим некоторые дворцы и особняки, являющиеся поистине шедеврами архитектурного искусства.

7 стр., 3277 слов

Архитектура и внутренний интерьер библиотечных зданий

... дворцовой архитектурой. В каждой стране - свой стиль и подход к архитектурному решению библиотечных зданий. Например, здание Национальной библиотеки Франции необыкновенно современно. А Британская библиотека вобрала в себя ... является национальной библиотекой США, и одной из крупнейших библиотек мира. Расположена в городе Вашингтоне. Основана 24 апреля 1800 года, когда президент США Джон Адамс подписал ...

Николаевский дворец

Николаевский дворец, находящийся на

Причина этого — характер ордерной обработки фасада. Первый этаж украшен широкими ионическими пилястрами, второй — коринфскими колоннами, третий — короткими узкими пилястрами, что создает иллюзию перспективного сокращения. Также облегчается скульптурный декор, что дает ощущение большей высоты здания. Предпочтение в отделке было отдано ренессансу и барокко. Одним из интереснейших произведений мировой архитектуры XIX века является парадная лестница. Комплекс строений Николаевского дворца представляет собой своеобразный микроансамбль, в котором монументальному и нарядному дворцу противостоят скромные фасады служебных зданий в восточной части квартала. В дифференцированности архитектурных приемов проявилось стремление отразить функцию здания в его облике и вместе с тем подчеркнуть разницу в социальном положении обитателей дворца и служебных зданий.

Ново-Михайловский дворец

Ново-Михайловский дворец был также построен по проекту Штакеншнейдера в

В главном лицевом корпусе размещались апартаменты, расположенные традиционной анфиладой обычно они занимали второй этаж и выделялись увеличенными размерами окон и более нарядной отделкой наличников. Часто в центре бельэтажа делали балкон, подъезд оформлялся навесом зонтиком на тонких чугунных колоннах или металлических кронштейнах. В глубине участка размещались служебные постройки.

Особняк Г.А. Кушелева-Безбородка

Особняк Г.А. Кушелева-Безбородка находится на набережной Кутузова. Над сменой облика здания в 1857-58 годах поработал архитектор Г.А. Генрихсен: он распорядился обработать первый этаж рустом, а второй и третий пилястрами поэтажно. На втором этаже красуются танцующие пути, исполненные в барельефах, увеличена высота стен. Здание венчают фронтоны, предназначенные для герба и эмблем его владельца.

2. Доходные дома

Доходными домами, Доходный дом Иды-Амалии Лидваль

Доходный дом Лидваль — памятник северного модерна в Санкт-Петербурге по адресу Каменноостровский пр., 1-3/Малая Посадская ул.,

  • Построен в 1899 — 1904 гг.

Дом представляет собой целый комплекс разноэтажных зданий, отличающихся живописной асимметрией корпусов, многообразием форм окон, сочетаниями природного камня (талько хлорита), разнофактурной штукатурки и гладкой керамической плитки.

Фасады украшены скульптурными рельефами с изображениями птиц, зверей и стилизованными растениями. Здание в 1907 г. премировали на 1-м городском конкурсе «лучших фасадов».

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

10 стр., 4509 слов

Обследование зданий и сооружений незавершенного строительства. Методика. Примеры

... снижения прочности кладки при увлажнении, размораживании, эрозии и коррозии; - дефектов при строительстве и По нормам и с учетом фактической прочности материалов, размеров и коэффициентов. ... простейшие инструменты: рулетки, отвесы, уровни, молотки, скарпели, дрели. При обследовании высоких зданий полезным является бинокль. Для визуально-инструментального обследования кроме простейших приборов и ...

Доходный дом С.Г. Раменского

Дом сооружен в 1822-1826 гг. арх. Мельниковым А.И. для купца Семенова. В центре здания, над проездом, Мельников сделал высокую нишу, по ширине проезда. Над ним в нише помещен балкон, над которым прорезано окно верхнего этажа. Перед Октябрьской революцией домом владел С.Г. Раменский. Здесь располагались магазины музыкальных инструментов, белья, перчаток. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Петербургская врачебная община организовала здесь бесплатные курсы по уходу за больными и ранеными.

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

Доходный дом Никонова

Доходный дом Никонова Н. Н, построенный в 1899-1900 гг., находится по адресу Колокольная ул, 11.

3. Храмы

Можно ли представить себе Санкт-Петербург без храмов, соборов и церквей, так же как без Невы и Эрмитажа? Конечно, нет! Ведь церкви всегда были самыми красивыми сооружениями в России. В настоящее время, если верить адресному справочнику Санкт-Петербурга, в Северной столице насчитывается более 200 храмов, с учетом подворий монастырей и домовых церквей (т.е. при больницах и других общественных учреждениях), а также костелов, кирх, мечетей, синагог. Конечно, больше всего православных храмов. И идет очень интенсивное строительство новых церквей и часовен в каждом районе города, потому что тяга к религии у народа в последнее время сильно возросла.

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге —

Исаакиевский собор, как и практически все православные храмы, пятиглавый.

При строительстве храма было использовано сорок три породы минералов. Цоколь собора облицован гранитом, а стены, достигающие местами пятиметровой толщины, — серым мрамором. Колонные портики украшены фигурами двенадцати апостолов. Фигуры ангелов расположены вокруг главного купола и над крышей храма. Со всех сторон здания располагаются фронтоны, украшенные горельефами.

Иногда храм называют неофициальным музеем цветного камня. Внутренние стены здания и пол выложены плитами русских, итальянских и французских мраморов и также поражают своим великолепием. Стены храма облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри украшен росписью «Богоматерь во славе», работы К.П. Брюллова и П.В. Басина. Под куполом на стальном тросе парит посеребренный голубь, символизирующий святой дух.

Во время Великой Отечественной войны немцы прямой наводкой не стреляли в купол здания, но осколки снарядов все же оставили следы на колоннах западного портика храма. По одной из легенд многие ценности из музеев города (скульптуры, мебель, книги, фарфор) хранились в подвалах здания и поэтому уцелели.

В 1991 году было принято решение об использовании храма верующими. Здесь четыре раза в год совершаются церковные службы.

В настоящее время многие туристы поднимаются на колоннаду Исаакиевского собора. Отсюда высоты 43 метра можно увидеть панораму города. Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, купол которого виден ещё с Финского залива, является одним из символов Северной столицы. Храм является одним из шедевров мировой архитектуры.

12 стр., 5848 слов

Основание Санкт-Петербурга

... крепость. Именно этот день считается днем основания Санкт-Петербурга. Но имя свое крепость получила только ... в ноябре 1703 года здесь открылся первый храм города - в память о том, что крепость ... "П", развернутая к Неве. Одновременно с главным здание - "Адмиралтейским домом" - сооружались мастерские, эллинги, ... Петропавловской - по названию ее главного собора. План будущей крепости начертил сам Петр. ...

Собор Воскресения Христова

Храм Воскресения Христова, более известный как Спас на Крови, является значимым памятником русской архитектуры конца XIX-начала XX веков. Собор был построен в 1883-1907 годах на том самом месте, где 1 (13) марта 1881 года Царь-освободитель Александр II был смертельно ранен бомбой народовольца И. Гриневицкого. Возведенный по указанию Александра III собор был призван служить памятником трагически погибшему императору. Это предназначение определило статус храма как особый, мемориальный, в котором никогда не проводились массовые службы.

Храм строился 24 года и был освящён лишь в праздник Преображения 19 августа 1907 года, уже при Николае II, внуке Александра II.

В оформлении храма использовано свыше 20 отечественных и зарубежных минералов. Калабрийским мрамором облицованы стены здания. Иконостас выполнен из темно-красного и розового мрамора также итальянского происхождения. К этому надо добавить уральскую и алтайскую яшму, порфир, орлец, иссиня-черный аспид и другие отечественные минералы. В облицовке пола преобладает итальянский мрамор — каррарский, генуэзский, сиенский.

В настоящее время в Соборе Воскресения Христова проводятся редкие торжественные службы. Является памятником архитектуры федерального значения, охраняется государством.

Казанский Собор

Казанский собор в Санкт-Петербурге — православный кафедральный храм, расположенный в самом центре города. Фасады храма выходят на Невский проспект и канал Грибоедова. Это одно из самых больших сооружений в Северной столице. Его высота достигает 71,5 метра.

Храм закладывался в присутствии Александра I. Граф Строганов стал ответственным за строительство, которое было завершено к 1811 году. В строительстве храма участвовали только русские мастера. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов. Большинство строителей были крепостными крестьянами, отдававшие все свои заработки хозяевам.

У северного фасада храма можно видеть четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир, Андрей Первозванный, Иоанн Креститель и Александр Невский. Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн объединяют пространство зала. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на огромной высоте.

В годы Отечественной войны 1812, как и многие другие храмы, Казанский Собор был местом хранения военных трофеев. Храм носит мемориальный характер — здесь в 1813 году похоронен фельдмаршал М.И. Кутузов. В 1837 году перед боковыми порталами на площади установили памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли. Сегодня храм открыт для посещений. Каждый год 12 сентября от Казанского собора по Невскому проспекту до Александро-Невской лавры проходят крестные ходы в честь святого покровителя города — Александра Невского.

Заключение

Итоги градостроительного развития Петербурга во второй половине 19 — начала 20 века далеко не однозначны. Рост города ускорился, темпы строительства возросли, и больше стали проявляться контрасты и противоречия, выразившиеся в резком различии благоустройства и общего характера застройки центра и окраин. Размеры зданий, их объемно-пространственная структура, их соотношение с окружающей средой оказываются иными, чем в прошлые эпохи. Поэтому архитекторы-эклектики, заимствуя те или иные мотивы, вынуждены были переосмысливать их применительно к новым задачам.

34 стр., 16898 слов

Архитектура зданий – по архитектуре «Многоэтажное здание» | Многоэтажные ...

... марксизма-ленинизма, организации методической работы. Строительство зданий этого типа получило затем широкое распространение в ряде других городов страны. Здание открывает со стороны проспекта ... Скульптура дополняет архитектуру Дома политического просвещения, конкретизирует архитектурный образ здания политического клуба города. Здание Дворца молодежи и студентов расположено на одной из важных ...

Это достигалось изменением масштабного соотношения стильных деталей с общей структурой здания, их иной пластической трактовкой. Постройки, возведенные в центре Петербурга А.П. Брюлловым, О. Монферраном, И.Д. Черником, И.И. Штакеншнейдером дополнили сложившиеся ранее ансамбли и сформировали некоторые новые — например, ансамбль Исаакиевской площади.

Черты архитектурного единства приобретали и некоторые новые кварталы в центре города, застраивавшиеся многоэтажными жилыми домами, но это единство было вызвано сходством конструкций многоэтажных зданий, разделенных на внутренние ячейки-квартиры, одинаковостью их высоты, лимитированной строительным законодательством, близостью масштабных характеристик их фасадов. Все более активную роль в компоновке зданий стали играть элементы, непосредственно связанные с их функциональными особенностями.

Так, стали использоваться эркер и широкие окна-витрины. Все чаще включались в композиции башнеобразные объемы. С середины 19 века начался процесс уплотнения застройки городских кварталов, вызвавший справедливые нарекания современников. Отдельные небольшие скверы и бульвары не могли ослабить нарастающий дефицит зелени. Еще сохранялись и в значительной мере стимулировались официальным правительственным заказом архитектурно-строительные решения в духе классицизма. Привнесение в идеологическую доктрину третьего элемента народности привело к изменению стилевых характеристик церковных зданий. Так стала формироваться новая тенденция, которая привела в последних десятилетиях 19 — начала 20 века целой системы церковных зданий в древнем вкусе. Стала формироваться и панорама Обводного канала, Выборгской стороны, районов за Невской заставой, создававших социальную и архитектурную антитезу репрезентативному и импозантному облику центра столицы.

Облик города становился все более противоречивым.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kontrolnaya/zdaniya-peterburga/

1.<http://www.citywalls.ru/>

2.http://shkolazhizni.ru/

-Екатерина Юхнева. Петербургские доходные дома. Очерки из истории быта. Изд-во Центрполиграф, 2008

-Кириков Б.М. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга.2-е изд. — СПб.: Коло, 2007

-Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Изд-во Ленинград, 1990