Прикатывание почвы — уплотнение и выравнивание поверхности поля, а также дробление глыб. Различают прикатывание почвы предпосевное и послепосевное.
Предпосевное прикатывание предварительно вспаханной и закультивированой почвы проводят, в основном, с целью предупреждения усиленного испарения почвенной влаги и оседания почвы после появления всходов. Прикатывание до посева улучшает прогревание почвы, создаёт лучшие условия для работы сеялок, обеспечивает равномерную заделку семян, особенно мелкосемянных культур.
Послепосевное прикатывание почвы в сухую погоду усиливает приток влаги к семенам, уменьшает её испарение, улучшает контакт семян с почвой и ускоряет их прорастание.
Прикатывание посевов проводят в засушливую весну на легких незаплывающих структурных почвах с целью лучшего соприкосновения частиц почвы с семенами и обеспечения капиллярного подъема воды из нижерасположенных горизонтов к семенам. Для прикатывания посевов мелких семян используют гладкие катки, а для средних и крупных семян, заделываемых на глубину 3 см и более, — тяжелые кольчатые катки.
Катки прицепные предназначены для предпосевного и послепосевного прикатывания почвы, рыхления верхнего и уплотнения пахотного слоев почвы, разрушения комьев, разрушения корки почвы и частичного выравнивания поверхности вспаханного поля, уплотнения не осевшей, поздно обработанной почвы; прикатывания почвы с целью снижения потерь влаги за счет конвекционно-диффузного испарения; послепосевного прикатывания с целью уплотнения верхнего слоя почвы.
1. Условия работы
Площадь поля 350 га.
Длина гона 500 м.
Удельное тяговое сопротивление К о = 0,5 кН/м.
Агрофон — вспаханное поле.
2. Агротехнические требования
1. Сроки прикатывания поля устанавливает агроном в соответствии с состоянием почвы, влажность которой не должна превышать 20…22 %.
2. Почва после прикатывания должна быть уплотнена на глубину 4…8 см, ее плотность должна увеличиться на 30…40 % и составлять 1,14…1,25 г/см3.
3. На поверхности почвы нормальной влажности после прикатывания должен быть разрыхленный мульчирующий слой, размер комков не должен превышать 5 см.
4. Не допускается чрезмерное уплотнение переувлажненных и распыление пересохших почв, а также прикатывание гладкими катками легких по механическому составу почв, подверженных ветровой эрозии.
Безотвальная обработка почвы
... чем клевер. Однолетние бобовые создают большую массу органики. 5. Расход влаги при безотвальной системе более экономен, а накопление более интенсивное. Следует рекомендовать систему Мальцева ... способы обработки полей, принципиально новые способы возделывания растений. К этому следует быть готовым и организационно, и психологически…» Выводы: в условиях Зауралья однолетние бобовые обогащают почву не ...
5. Прикатывание на склонах проводят в направлении горизонталей.
6. После прикатывания на поле не должно быть огрехов и неровностей от предыдущих обработок.
3. Комплектование агрегата
Предварительно принимаем агрегат МТЗ-80+ ЗКВГ-1,4+С-11У.
Устанавливаем диапазоны агротехнических скоростей движения агрегата. Для данной операции рабочая скорость составляет 6-9 км/ч (приложение 3 [2]).
Определяем по тяговой характеристике трактора МТЗ-80 диапазон рабочих скоростей, рабочие пределы, тяговое усилие, часовой расход топлива для трех передач соответствующих агротехнической скорости.
Таблица 1 Технические характеристики трактора МТЗ-80
№ передачи |
х, км/час |
Р, кН |
Gт, кг/ч |
|
3 |
5,7 |
14,7 |
12,9 |
|
4 |
7,0 |
13,3 |
14,3 |
|
5 |
9,2 |
12,2 |
14,9 |
|
Определим удельное тяговое сопротивление для подобранных рабочих скоростей
где Ко — удельное тяговое сопротивление сельскохозяйственной машины;
- хр, хо — скорости движения соответственно, для которой оно определяется и при которой удельное тяговое сопротивление определено, км/ч;
- ДK — прирост удельного тягового сопротивления при увеличении скорости движения на 1 км/ч, ДK = 1,5%.
Кх3=1,0[1+(5,7-5)·(1,5/100)]=1,01 кН/м2;
- К4=1,0[1+(7,0-5)·(1,5/100)]=1,03 кН/м2;
- К5=1,0[1+(9,2-5)·(1,5/100)]=1,06 кН/м2.
Определяем полное тяговое сопротивление машины по формуле
где — конструктивная ширина захвата машины, м;
- эксплуатационный вес сельскохозяйственной машины.
Rсмх3=4·1,01+12,1 ·0=4,04 кН;
- Rсхм4=4·1,03·+·12,1·0=4,12 кН;
- Rсхм5=4·1,06 +12,1·0=4,24 кН.
Определяем число сельскохозяйственных машин для работы на выбранных передачах по формуле
где — номинальное тяговое усилие трактора на выбранной передаче;
- G — эксплуатационный вес трактора, кН;
- ор — допустимая степень использования номинального тягового усилия на данной операции;
- тяговое сопротивление сцепки.
Так как число машин превышает одну, определяем необходимый фронт сцепки.
Полученный фронт обеспечивает средняя секция сцепка С-11У.
Определяем полное тяговое сопротивление агрегата на трех передачах
Определяем действительную степень загрузки трактора
Для данной операции и агрегата = 0,9
Из расчета делаем вывод, что рационально использовать ЗКВГ-1,4 с трактором МТЗ-80 на 4 передаче в количестве 2Ч3 катков, так как этот режим является более экономичным и производительным.
4. Определение кинематических параметров агрегата
Определяем кинематическую длину агрегата
где lкт — кинематическая длина трактора, м, lкт= 1,3 м;
- lcц — кинематическая длина сцепки lcц= 6,4 м;
- lсхм — кинематическая длина машины, м lм= 7,46 м.
lка=1,3+7,46+6,4=15,16 м
Определяем радиус поворота агрегата.
предпосевной прикатывание почва
где R — расстояние от центра агрегата до центра поворота;
- Ro — радиус агрегата при скорости поворота 5 км/ч;
- KR — коэффициент изменения радиуса поворота в зависимости от скорости движения KR = 1,32.
R=19,7·1,32=26 м
Определяем минимальную ширину поворотной полосы
где e — длина выезда агрегата, м. Для полунавесных и прицепных машин e = 0,5lка
e = 0,5·15,16=7,58 м.
Еmin=2,8·26+7,58+4 =84,4 м
Определяем фактическую ширину поворотной полосы, м
где П — целое число округленное в большую сторону;
- Вк — конструктивная ширина захвата, м.
Еф=11·8=88 м
Определяем рабочую длину гона
где l — длина поля, м.
lp=500-2·88=324 м
Определяем длину холостого поворота
Определяем коэффициент рабочих ходов
5. Подготовка к работе
Подготовка поля
При необходимости отбивают поворотные полосы и провешивают линию первого прохода. Направление движения выбирают поперек или под углом к предшествующей обработке (посеву).
Основной способ движения — челночный, с петлевыми поворотами на концах загона. Линию первого прохода агрегата провешивают на расстоянии, равном половине ширины захвата агрегата от края поля.
Подготовка трактора
Проверяют, нет ли подтеканий топлива, масла, электролита и воды через соединения деталей;
- Доливают отстоенное или профильтрованное топливо в баки дизеля и пускового двигателя;
- Измеряют уровень масла в картере дизеля и при необходимости доливают масло. Уровень измеряют не раньше чем через 20 мин после остановки дизеля;
- Проверяют уровень воды в радиаторе;
- Сливают конденсат из ресивера пневматической системы;
- Проверяют степень засоренности воздухоочистителя дизеля по индикатору на щитке приборов, работу контрольных приборов, звукового сигнала и освещения;
- Если трактор эксплуатировался в условиях повышенной запыленности воздуха, то осматривают и при необходимости очищают защитную сетку радиатора.
Подготовка катков
При использовании двух катков их присоединяют на расстоянии 190 см от центра сцепки. Остальные катки присоединяют симметрично относительно центра сцепки, на расстоянии 380 см один от другого.
1. Устанавливают агрегат на линию первого прохода и переводят катки из транспортного положения в рабочее, расставив их вдоль бруса сцепки согласно разметке.
2. На первом проходе уточняют расстановку катков на брусе. При правильной расстановке катки должны обеспечивать перекрытие между секциями в 10 — 15 см.
3. Устанавливают давление катков на почву так, чтобы гребни и борозды, образованные при предшествующей обработке, оказывались выровненными, а почва не переуплотненной.
Порожний каток обеспечивает давление на почву, равное 2,2 кгс/см2, а полностью залитый водой — 6 кгс/см2. При добавлении в каждый баллон 140 л воды давление изменяется на 1 кгс/см2.
Работа агрегата на загоне Проезжают 30…50, останавливают агрегат и проверяют качество его работы. При необходимости перестановкой хомутов на брусе сцепки регулируют перекрытие между секциями катков, которое должно составлять 7…10 см. Регулируют давление катков на почву балластом. Повороты агрегата на конце загона выполняют в пределах границ поля. Перекрытие между смежными проходами должно быть не менее 10 см. После обработки поля поворотные полосы прикатывают в два следа.
6. Определение составляющих баланса времени смены, производительности МТА и эксплуатационных затрат при работе
В общем виде баланс времени смены имеет вид
где — чистое рабочее время, в течение которого основные рабочие органы находятся под нагрузкой;
- время холостых поворотов и заездов на загоне;
- время технологического обслуживания агрегата;
- предварительно-заключительное время;
- время устранения неисправностей;
- время переездов с поля на поле;
- организационные затраты времени;
- потери времени по метеорологическим причинам.
Рабочее время агрегата за цикл
, ч
Время холостого хода за цикл
, ч
где — скорость холостого хода агрегата, км/ч, если Vp?10 км/ч то Vx=Vp, если более 10, то Vx=10.
Продолжительность цикла:
, ч
Внецикловые затраты времени за смену
,ч (3.20)
Время технологического обслуживания агрегатов используется на регулировку рабочих органов, очистку их при залипании и забивании, проверку качества работы. . Время смены принимаем 8 часов.
Подготовительно-заключительное время
, ч
где — затраты времени на проведение ежесменного технического обслуживания трактора и машин, ч;
- время переездов к месту работы и обратно, в начале и в конце смены, ч (=0,25).
Внутрисменные переезды агрегата с поля на поле
где — время подготовки МТА к переезду (принимают до 0,05 ч);
- число переездов, приходящихся на одну смену;
- время переездов.
где — ориентировочная производительность МТА;
- средний размер полей в хозяйстве.
Организационные затраты времени
где время получения наряда, прием и сдачу агрегата, ч (принимают 5 минут);
- время регламентированных перерывов на отдых и физиологические потребности, ч (принимают 20…30 минут).
Количество циклов за смену
Уточненное, действительное время смены с учетом округления числа циклов, ч
Время холостых поворотов за смену, ч
Чистое рабочее время смены, ч
Сменная производительность МТА
Коэффициент использования времени смены
Затраты труда на обработку одного га
Погектарный расход топлива
где часовой расход топлива при номинальной нагрузке;
- время холостых поворотов и переездов
- часовой расход топлива на основной передаче в режиме холостого хода;
- время остановок агрегата с работающим двигателем
- часовой расход топлива при остановках МТА.
7. Контроль и оценка качества
Качество прикатывания определяют при проходе поля по диагонали (таблица 2).
Таблица 2 Оценка качества прикатывания
Показатель |
Норматив |
|
Отклонение от заданной глубины обработки, см |
±(1…2) |
|
Гребнистость, см |
2…4 |
|
Наличие огрехов |
отсутствуют |
|
При наличии глыб более 5 см и огрехов на площади более 10 м оценку снижают.
8. Техника безопасности
К управлению сложными сельскохозяйственными и специализированными машинами допускаются лица, имеющие права на управление этими машинами.
Работать разрешается на машинах технически исправных, отрегулированных, укомплектованных инструментом, приборами, ограждениями и приспособлениями.
Перед началом работы тракторист-машинист должен провести ежесменное техническое обслуживание трактора и машин, входящих в агрегат.
Технические уходы, осмотры, регулировку и очистку машин и механизмов следует проводить во время остановок и перерывов в работе при заглушенном двигателе.
Тракторист-машинист должен выполнять все мероприятия, обеспечивающие безопасность труда: осматривать поле, выявлять естественные препятствия (глубокие ямы, большие камни и т. д.), представляющие опасность для машинно-тракторного агрегата. Опасные места обозначают вешками.
Перед началом работы с прицепными сельскохозяйственными машинами следует проверить надежность двухсторонней сигнализации между трактористом и рабочим, обслуживающим машину.
У прицепного устройства трактора следует проверить состояние прицепной серьги и прочность соединительного шкворня: отверстие прицепной серьги должно иметь форму окружности, а диаметр шкворня соответствовать диаметрам отверстий в прицепном устройстве машины и упряжной скобе (серьге трактора).
Следует проверить исправность: ходовой части, автоматов, рычагов регулировки, сидений, предохранительных скоб к ним, защитных кожухов или сеток, ограждающих вращающиеся части и передаточные механизмы и т. д.
Соединять прицепное устройство машины (снизу) с прицепной серьгой трактора можно только при остановленном тракторе и выключенной передаче. Чтобы сница не упала и не травмировала рабочего, под нее подводят подставку.
После составления тракторного агрегата проверить его исправность и опробовать работу узлов и механизмов на холостом ходу.
Очищать рабочие органы машин от налипшей земли и растительных остатков необходимо специальными чистиками в конце загона после остановки агрегата и перевода его в транспортное положение.
При работе с прицепными машинами нельзя делать крутых поворотов, так как ведущее колесо или гусеница трактора может задеть прицеп или машину и опрокинуть ее. Крепежные или регулировочные работы можно проводить только при остановленном двигателе.
Нельзя подавать трактор с прицепной машиной назад, особенно если машина находится в рабочем положении.
Список источников
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kontrolnaya/tehnologiya-prikatyivaniya-pochvyi/
1. Иофинов С.А. Справочник по эксплуатации машинно- тракторного парка/ С.А.Иофинов, Э.Т.Бабенко, Ю.А. Зуев М:Агропромиздат 1985г.
2. Кислов А.Ф. Теоретические основы производственной эксплуатации машинно- тракторного парка: учебное пособие. — изд. 2-е перераб. и доп. — Благовещенск: ДальГАУ, 2010-63 с: ил.
3. Контроль качества механизированных полевых работ в растениеводстве/ А.В.Сюмак, Ю.В. Тереньтьев, И.И. Орехов, Ю.А. Бугаев — Благовещенск 2003г.
4. Орманджи К.С. Контроль качества полевых работ/ К.С. Орманджи М: Росагропромиздат 1991г.