1. Технические средства организации дорожного движения
В то время как реализация мероприятий архитектурно-планировочного характера требует, помимо значительных капиталовложений, довольно большого периода времени, организационные мероприятия способны привести хотя и к временному, но сравнительно быстрому эффекту.
В ряде случаев организационные мероприятия выступают в роли единственного средства для решения транспортной проблемы. Речь идет об организации движения в исторически сложившихся кварталах старых городов, которые часто являются памятниками архитектуры и не подлежат реконструкции. Кроме того, развитие УДС нередко связано с ликвидацией зеленых насаждений, что не всегда является целесообразным.
При реализации мероприятий по организации движения особая роль принадлежит внедрению технических средств: дорожных знаков и дорожной разметки, средств светофорного регулирования, дорожных ограждений и направляющих устройств. При этом светофорное регулирование является одним из основных средств обеспечения безопасности движения на перекрестках. Количество перекрестков, оборудованных светофорами, в крупнейших городах мира с высоким уровнем автомобилизации непрерывно возрастает и достигает в некоторых случаях соотношения: один светофорный объект на 1,5—2 тыс. жителей города.
За последние годы в нашей стране и за рубежом интенсивно ведутся работы по созданию сложных автоматизированных систем с применением управляющих ЭВМ, средств автоматики, телемеханики, диспетчерской связи и телевидения для управления движением в масштабах крупного района или целого города. Опыт эксплуатации таких систем убедительно свидетельствует об их эффективности в решении транспортной проблемы.
Улично-дорожная сеть (УДС) — совокупность городских магистралей, дорог, улиц, проездов, включая основную проезжую часть, газоны, тротуары, наружное освещение и другие элементы благоустройства, а также дорожные покрытия инженерных сооружений (мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей).
Содержание городских магистралей, дорог, улиц и проездов — это комплекс работ, в результате которых поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние дороги, дорожных сооружений, полосы отвода, элементов обустройства дороги, организация дорожного движения (ОДД), отвечающих требованиям нормативно-технической документации.
Технические средства организации дорожного движения (ТСОДД) являются важнейшим элементом организации безопасности дорожного движения (ОБДД), так как позволяют реализовать разработанные схемы ОДД и управлять дорожным движением.
Организация дорожно-строительных работ (2)
Бригада дорожно-строительной организации. её состав и обязанности. Способы организации дорожно-строительных работ. Буровзрывные работы. Понятие и виды битумных эмульсий. Материально-техническое снабжение дорожного строительства. Охрана труда при ... также в обогатительных аппаратах. 3. Дать общие понятия о средствах механизации, используемые на КДЗ. Перечислить дробильные машины по принципу ...
По назначению они делятся на средства, непосредственно воздействующие на транспортные и пешеходные потоки с целью формирования их необходимых параметров (дорожная разметка, дорожные знаки, светофоры) и средства, обеспечивающие работу средств первой группы по заданному режиму (дорожные контроллеры, детекторы транспорта, средства обработки и передачи информации, оборудование управляющих пунктов автоматизированных систем управления движением (АСУД) и т.д., рис. 1.
Рис. 1 Общая классификация технических средств организации движения
Правильная организация дорожного движения обеспечивается посредством обустройства дорог ТСОДД.
Технические средства организации дорожного движения:
- Дорожные знаки;
- Дорожные ограждения;
- Светофоры дорожные;
- Искусственная дорожная неровность;
- Направляющие конусы;
- Направляющие столбики;
Дорожные знаки
В соответствии с выполняемыми функциями дорожные знаки делятся на 7 групп: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, приоритета, сервиса, дополнительной информации.
Постоянные дорожные знаки устанавливаются на правой стороне дороги, за пределами проезжей части, а знаки, имеющие временный характер (ремонтные работы, задымлённость, гололёд и т. п.), непосредственно на проезжей части, на переносной стойке.
Если требования постоянного и временного знаков находятся в противоречии, участники дорожного движения должны руководствоваться требованиями временного знака, учитывающего особенности конкретной дорожной обстановки.
Все знаки должны быть освещены или покрыты светоотражающими материалами, обеспечивающими их уверенное распознавание в тёмное время суток с расстояния не менее 100 м. Если же основные знаки могут быть не замечены водителями, то над проезжей частью, на разделительной полосе или на левой стороне дороги устанавливаются дублирующие знаки.
ГОСТ Р 52289-2004
ГОСТ Р 52290-2004
Схема дорожной разметки, Дорожные ограждения -, Дорожные удерживающие ограждения:
орожные ограничивающие ограждения:
лассификация (ограждений):
- расположение ограждения (определяет группы и подгруппы);
- принцип работы ограждения (определяет тип конструкции дорожного ограждения);
- разновидности по конструктивному исполнению (определяют виды конструкций).
По назначению дорожные ограждения подразделяют на два класса — удерживающие (для автомобилей и пешеходов) и ограничивающие (для пешеходов и животных).
Дорожные удерживающие ограждения для автомобилей подразделяют на два подкласса по назначению — боковые и фронтальные. Боковые ограждения удерживают автомобиль и корректируют его траекторию движения при боковом ударе под острым углом к оси ограждения.
Фронтальные ограждения удерживают автомобиль и гасят энергию движения автомобиля при ударе как сбоку, так и в торец ограждения под углом, близким к 90 °.
По условиям расположения дорожные ограждения подразделяют на группы (подгруппы).
Технические средства организации дорожного движения
... не всегда является целесообразным. При реализации мероприятий по организации дорожного движения особая роль принадлежит внедрению технических средств: дорожных знаков и дорожной разметки, средств светофорного регулирования, дорожных ограждений и направляющих устройств. При этом светофорное регулирование является ...
Боковые удерживающие ограждения для автомобилей подразделяют на две группы по условиям их расположения — дорожные и мостовые, каждая из которых состоит из подгрупп:
- одностороннее ограждение, удерживающее автомобиль, удар которого об ограждение может быть с одной стороны, устанавливают по боковым сторонам дороги или разделительной полосы;
- двустороннее ограждение, удерживающее автомобиль, удар которого об ограждение может быть с двух сторон, устанавливают по оси разделительной полосы.
Фронтальные удерживающие ограждения для автомобилей также подразделяют на две группы по условиям их расположения — дорожные и мостовые, каждая из которых состоит из подгрупп:
- одностороннее ограждение, удерживающее автомобили, двигающиеся перед ударом по полосам одного направления движения, устанавливают при разделении потока автомобилей;
- двусторонние ограждения, удерживающие автомобили, двигающиеся перед ударом по полосам различного направления движения, устанавливают в начале и конце разделительной полосы.
Дорожные удерживающие ограждения для пешеходов подразделяют на две группы по условиям их расположения:
- дорожные, устанавливаемые на краю обочины;
- мостовые, устанавливаемые на краю тротуаров мостовых сооружений.
Ограждения для пешеходов должны удерживать пешехода от падения в ограждаемую зону и быть рассчитаны на воздействие, установленное #M12291 1200038798ГОСТ Р 52289#S. Дорожные ограничивающие ограждения для пешеходов подразделяют по условиям их расположения на четыре группы:
- группа 1 — располагаемые вдоль тротуаров и боковой разделительной полосы;
- группа 2 — располагаемые у надземных или подземных переходов;
- группа 3 — располагаемые на газонах и других площадках, которые необходимо защитить от повреждений пешеходами;
- группа 4 — располагаемые у опор путепроводов, опор информационно-указательных знаков, а также у опор линий электропередач с целью исключения попадания человека в опасную зону.
по условиям их расположения
- группа 1 — ограждения, располагаемые по границе полосы отвода вдоль дороги;
- группа 2 — ограждения, располагаемые перед проходами и в специальных проходах для животных под дорогами (скотопрогонах).
По принципу работы дорожные удерживающие ограждения подразделяют на типы:
Тип 1- боковые ограждения для автомобилей:
ь барьерные (энергия удара гасится за счет упругопластической деформации материала элементов — стоек балок, консолей и др.),
ь бордюрные (энергия удара гасится за счет сопротивления колес и подвески автомобиля, обеспечивающего коррекцию траектории движения),
ь парапетные (энергия удара гасится за счет подъема колес, уменьшающего опрокидывающий момент, и трения частей автомобиля об ограждение),
ь тросовые (энергия удара гасится за счет натяжения и прогиба тросов),
ь комбинированные конструкции, принцип гашения энергии которыми является комбинацией принципов, упомянутых выше,
Техническая эксплуатация дорожных машин, автомобилей и тракторов
... плана, посвященными устройству и работе двигателей внутреннего сгорания, автомобилей и тракторов, подъёмно-транспортных и строительных машин. В повышении уровня эксплуатации машин и оборудования значительная роль ... чёткая организация и соблюдение технологии работ по техническому обслуживанию и ремонту, осуществляемым в процессе эксплуатации. 1. Характеристика парка машин Транше́йный экскава́тор - ...
Тип 2 — иные типы конструкций с иными принципами гашения энергии;
Тип 3 — фронтальные ограждения для автомобилей:
ь телескопические (энергия удара гасится, в основном, за счет трения при вхождении одних элементов конструкций в другие), упругопластические (энергия удара гасится, в основном, за счет упругих, эластических и упругопластических деформаций материала),
ь наливные (энергия удара гасится за счет сопротивления емкостей с водой или другим жидким либо вязким веществом),
ь комбинированные конструкции, являющиеся комбинацией типов, упомянутых выше, иные типы конструкций;
Тип 4 — удерживающие ограждения для пешеходов:
ь парапетные перила (недеформируемые конструкции),
ь барьерные перила (внешнее расчетное воздействие вызывает упругие деформации элементов конструкции — стоек, поручня, заполнения и др.),
ь стоечные перила (внешнее расчетное воздействие вызывает, в основном, упругие деформации стоек),
ь комбинированные конструкции, иные типы конструкций.
По принципу работы
- ограничивающие ограждения для пешеходов:
- направляющие, указывающие направление движения пешеходов,
- защитные, защищающие территорию от повреждения пешеходами, предупреждающие пешеходов об опасности; — ограничивающие ограждения для животных:
- отпугивающего действия (световые, звуковые),
- являющиеся препятствием и представляющие механический способ защиты от животных (стенки, заборы и другие преграды).
Ограничивающие конструкции чаще всего выполняют в виде щитов, сеток, барьеров и т.д.
Рис. 2 Классификационная схема
дорожный транспортный автобусный
Светофоры дорожные
В зависимости от условий светофоры дорожные применяются для управления движением в определенных направлениях или по отдельным полосам данного направления:
- в местах, где встречаются конфликтующие транспортные, а также транспортные и пешеходные потоки (перекрестки, пешеходные переходы);
- по полосам, где направление движения может меняться на противоположное;
- на железнодорожных переездах, разводных мостах, причалах, паромах, переправах;
- при выездах автомобилей спецслужб на дороги с интенсивным движением;
- для управления движением маршрутных транспортных средств.
ГОСТ Р 52282-2004
Светофоры дорожные устанавливают на колонках, кронштейнах, прикрепляемых к существующим опорам или стенам здании, на специальных консольных опорах и тросах-растяжках.
дорожными ограждениями
ГОСТ 52289-2004
Искусственная дорожная неровность
Искусственная дорожная неровность зачастую выполнена из резины, устойчивой к механическому истиранию и воздействию химических элементов, присутствующих на дорогах в зимнее время.
Крепление ИДН к дорожному покрытию осуществляется с помощью анкерных болтов через отверстия, армированные металлическими шайбами. Различия по высоте зависит от того, на сколько безопасно данное место. Чем больше следует замедлить поток машин, тем искусственные дорожные неровности делают выше.
Техническая эксплуатация дорожных машин, автомобилей и тракторов (2)
... автомобиль на самом тяжелом участке пути может иметь вес ___ тонн, а по технической ... машин Определение возможности движения тягача при полной нагрузке. Определяем касательную силу тяги по крутящему моменту Рк, кгс, по ... – подготовительно - заключительные работы, мин; Кир – коэффициент ... технических обслуживаний № 2 N2ц, ед, по формуле N2ц = Lц / L2 – Nкц , (9) где Lц – период от начала эксплуатации ...
Направляющие конусы, Направляющие столбики, Столбики сигнальные дорожные, Гибкие столбики
Гибкие столбики, позволяют избежать аварийных ситуаций при наезде на них автомобилем.
После наезда, столбики вернутся в исходное положение, а значит не потребуется их замена, как если бы это было в случае жестких конструкций.
Катафоты дорожные светодиодные
2. Последовательность расстановки дорожных знаков
При разработке схемы расстановки дорожных знаков необходимо учитывать схему транспортных связей, в частности транзитных, в целом по региону (населенному пункту) и принятую схему организации в целом по дороге, району, населенному пункту и т. п.
При этом должна учитываться и возможность использования для организации движения светофоров, дорожной разметки, дорожных ограждений и направляющих устройств. Поэтому выбор вида знака и схемы расстановки знаков следует выполнять с учетом инженерного оборудования дороги.
Работу по составлению схемы расстановки дорожных знаков рекомендуется выполнять в несколько этапов:
1) Обеспечение информацией водителя о всем маршруте следования и расположении зон обслуживания движения.
2) Выделение участков с характерными условиями движения, детальный анализ транспортно-эксплуатационных характеристик участков, составление предварительной схемы расстановки знаков.
3) Уточнение видов знаков и мест их расположения на сопряжениях : смежных участков, изыскание возможностей уменьшения числа знаков, оценка необходимости ограничения скоростей по всей дороге, выбор типоразмера знаков, мест установки и зон действия, устранение знаков с противоречивой информацией, коррекция предварительной схемы расстановки знаков.
На первом этапе работы задача заключается в размещении по всей длине дороги информационно-указательных знаков и знаков сервиса, информирующих водителей об основных направлениях движения, протяженности дороги, расположении и наименовании пунктов маршрута.
В соответствии с условиями применения располагают на схеме километровые знаки, номера маршрутов, знаки с названиями населенных пунктов, рек, перевалов, через которые проходит дорога, знаки направления движения к пунктам следования, расположенным в стороне от дороги (населенным пунктам, железнодорожным станциям, переправам, элеваторам, пристаням, речным и морским портам, городским объектам и т.п.).
При этом учитывают необходимость повторения надписей на национальном языке, а па дорогах, по которым намечено открыть движение иностранных туристов, повторение надписей, выполненных латинскими буквами, передающими произношение названий на соответствующем национальном языке.
На всех дорогах подъезды к достопримечательностям и пункты обслуживания движения должны быть обозначены знаками. На этом этапе ориентировочно намечают расположение и содержание изображений предварительных указателей направлений и расстояний, учитывая необходимость информирования в первую очередь приезжих водителей, не знакомых с дорогой, а также устанавливая преимущество в движении транспортных средств на перекрестках. На втором этапе работы условно разделяют всю дорогу на две группы участков: населенные пункты и перегоны.
Проект зоны второго технического обслуживания ТО-2 для автотранспортных ...
... работы, безопасность движения, защиту окружающей среды, уменьшать интенсивность изменения параметров технического состояния, предупреждать отказы и неисправности и выявлять их для своевременного устранения. Техническое обслуживание ... вид наземного безрельсового транспорта автомобили работают в самых различных дорожных, климатических и других условиях эксплуатации. Разнообразие условий эксплуатации и ...
Затем в пределах каждого участка выделяют следующие элементы: перекрестки, мосты, путепроводы, тоннели железнодорожные переезды, горизонтальные и вертикальные кривые, сужения, подъемы, спуски, прямые участки, придорожные комплексы обслуживания, площадки отдыха, автобусные остановки, стоянки, места оживленного пешеходного движения. Некоторые элементы могут быть проанализированы совместно. Для каждого элемента или их группы составляют подробную схему инженерного оборудования дороги.
В пределах каждого элемента или группы элементов следует выделить конфликтные зоны, где часто происходят изменения скорости или заторы автомобилей:
1. зоны оживленного пешеходного и велосипедного движения вдоль проезжей части или поперек нее и зоны возможного скопления людей;
2. автобусные остановки, места, кратковременной остановки и длительной стоянки автомобилей; участки, где часто происходят обгоны и смена полос движения; зоны пересечения, разветвления и слияния транспортных потоков, разворот автомобилей и изменения траекторий движения; зоны, в которых резко изменяется скорость свободного движения; зоны, где резко уменьшается скорость потоков автомобилей из-за повышенной плотности движения или наличия в потоке медленно движущихся тракторов, гужевых повозок, сельскохозяйственных машин;
3. зоны, в которых ширина проезжей части, число полос, габариты высоты или допустимая нагрузка от массы автомобилей меньше, чем на смежных участках;
4. зоны с ограниченной видимостью в плане и профиле;
5. зоны, в которых возникают густые туманы, гололед, сильный боковой ветер, неровности покрытия, появляется опасность падения камней, выхода животных на дорогу;
6. зоны со светофорным регулированием, односторонним движением, с организацией приоритетного движения общественного пассажирского транспорта, реверсивным движением и т. п.
Выявив конфликтные зоны на опасных участках, следует принять меры по установлению причин, порождающих эту опасность. Детально проанализировав условия движения и статистические данные о дорожно-транспортных происшествиях на участках и в отдельных зонах, оценивают необходимость использования различных знаков и наносят их на схему расстановки знаков.
Литература, Основная литература и нормативные документы:
1. ГОСТ 52290-2004 Знаки дорожные. Общие технические требования;
2. ГОСТ 52289-2004 Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств;
3. ГОСТ 51256-99 Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования;
4. ГОСТ 52282-2004 Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний;
5. ГОСТ 50970-96 Столбики сигнальные дорожные;
6. ГОСТ 52605-2006 Искусственные неровности;
7. ГОСТ Р 50970-96 Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения.
8. ГОСТ Р 50971-96 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения.
9. ГОСТ Р 52607 Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения (действующий на текущий момент).
Проект организации технического сервиса дорожно-строительных ...
... Выдержка из текста дипломной работы АННОТАЦИЯ с. 121, ил. 2, табл. 38, библиогр. 25 назв. В дипломном проекте разработана организация технического сервиса дорожно-строительных машин в ЛУ механизации ... стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны [Текст]. М.:Издательство стандартов, 1989. 20 ГОСТ 12.1.003-83. Система стандартов безопасности труда. ...
10. Клинковштейн Г. И., Афанасьев М. Б. Организация дорожного движения. Учебник для ВУЗов. — 5-е издание переработанное и дополненное. — М..: Транспорт, 2001 — 247 с.
Дополнительная литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kontrolnaya/tehnicheskie-sredstva-organizatsii-dorojnogo-dvijeniya/
11. Амбарцумян В.В., Бабанин В.Н., Гуджоян О.П., Петридис А.В. Безопасность дорожного движения. — М.: Машиностроение, 2000.
12. ГОСТ 25869-90 Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций. Общие технические требования. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
13. Кочерга В.Г., Зырянов В.В., Коноплянко В.И. Интеллектуальные транспортные системы в дорожном движении. Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Изд. РГСУ, 2001. — 108 с.
14. Абовский Н.П., Бабанин В.Б., Деруга А.П. и др. Нейросветофоры: Создание интеллектуальных систем управления дорожным движением. Под ред. В.И. Жукова. — Красноярск: 2002. — 260 с.
15. Методические указания к курсовому проекту для студентов всех форм обучения специальности “Организация дорожного движения (автомобильный транспорт