Безопасность жизнедеятельности достигается за счет правильных и своевременных управленческих решений в масштабах мирового общества, страны, в отраслях и на отдельных предприятиях. Управление безопасностью жизнедеятельности имеет правовую(законодательную), нормативную и организационную основу, руководящие и контролирующие органы.
Систему обеспечения безопасности жизнедеятельности(ОБЖ) образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные ,общественные и иные организации и объединения, граждане ,принимающие участие в обеспечение безопасности в соответствие с законодательством, регламентирующие отношения в данной сфере.
Управление безопасностью
Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них прежде всего Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.
Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксировано в законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и в законе РФ «О защите прав потребителей».
Повышение безопасности и совершенствование оценки условий труда ...
... условий труда. Кроме того, безопасность и безвредность труда зависит от параметров производственной среды (микроклимата, производственных ... руководителя министерства или ... работы является анализ наиболее опасных производственных факторов и разработка мероприятий по повышению производственной безопасности для травмоопасных профессий. 1. Теоретические основы безопасности ... нормативные правовые акты. ...
Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей природной среды».
Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс РФ Земельный кодекс РФ законы Российской Федерации «О недрах» и «Об экологической экспертизе»
Среди законодательных актов по охране труда отметим и Трудовой кодекс РФ, устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда.
Далее мы рассмотрим более подробно нормативные акты во всех сферах более подробно, ознакомимся с примерами
- Правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности.
Система нормативных документов безопасности жизнедеятельности- это совокупность нормативно- правовых, нормативно- технических и методических документов, относящихся к области охраны труда на производстве, охраны окружающей среды и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Нормативно- правовые документы определяют правовые отношения субъектов(государства и гражданина, предприятия и работника и т.п.) и устанавливают права, обязанности и нормы ответственности юридических и физических лиц в соответствующей области безопасности жизнедеятельности.
Нормативно-технические и методические документы устанавливают: правила, общие принципы или характеристики, касающиеся отдельных видов деятельности в области безопасности жизнедеятельности; требования к технологическим процессам и работам, оборудованию, помещениям, зданиям и сооружениям, а также средствам коллективной и индивидуальной защиты; предельно допустимые уровни вредных и опасных факторов и др.
К нормативно-правовым документам относятся:
1. Законы Российской Федерации и законы субъектов РФ, принимаемые Государственной Думой и законодательными
2. Указы Президента РФ и постановления
3. Ведомственные нормативные акты федеральных органов исполни-
тельной власти (министерств и ведомств), подлежащие
Минюсте России:
- затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан РФ;
- имеющие межведомственный характер;
- регулирующие в установленном порядке отношения федеральных органов исполнительной власти с подведомственными предприятиями, организациями, учреждениями либо затрагивающие права или обязанности их работников.
Система управления безопасностью
Межведомственное взаимодействие по обеспечению доступной среды ...
... взаимодействия по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов. 3. Разработать модель межведомственного взаимодействия по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов на примере г. Абакана. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ нормативно-правовых документов, научной ...
Рис 1. Система управления безопасностью жизнедеятельности
К нормативно-техническим и методическим документам относятся: стандарты (международные — Правила ЕЭК ООН и др.; государственные -ГОСТы; отраслевые — ОСТы; предприятий — СТП); правила (федеральные, межотраслевые, отраслевые); требования; нормы (федеральные, межотраслевые, отраслевые); технические условия; методики; рекомендации.
Правовой основой обеспечения государственной безопасности является целый ряд законов: федеральные законы «О безопасности» (в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288); «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21 декабря 1994 г.№ 68-ФЗ); «Об обороне» (в ред. Федерального закона от 30 декабря 1999 г. № 223-ФЗ); «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ); «О радиационной безопасности населения» (от 9 января 1996 г.
№ 3-ФЗ);
— На современном этапе важное значение имеет Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (с изменениями и дополнениями в новой редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24).
Эта Концепция представляет собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
В Концепции намечены основные задачи обеспечения национальной безопасности: реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз; обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны; подъем экономики страны; подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала; улучшение экологической ситуации в стране и др.
В Концепции четко выделены основные направления защиты конституционного строя России, представлены все органы и силы, участвующие в формировании и реализации политики национальной безопасности.
Кроме обеспечения государственной безопасности можно выделить и такие направления, как охрана окружающей природной среды; обеспечение охраны труда; прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
- Законодательная база по охране окружающей среды
Правовой основой охраны окружающей среды в России является Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требования охраны окружающей среды зафиксированы в Законах РФ «Об охране здоровья граждан» (1993 г.) и «О защите прав потребителей»(1992 г.).
Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Охрана окружающей среды сопряжена с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил.
Государственная система охраны природной среды включает четыре группы юридических мероприятий:
Основы организации экологического контроля за состоянием окружающей среды
... его работы, общетехнического состояния автомобиля, марки бензина. Черная металлургия является одним из основных источников загрязнения окружающей среды. ... стация — место обитания популяции), изменение ландшафтов и экологических систем в процессе природопользования, связанном с оптимизацией природы ... до уничтожения последних), что, конечно, присуще и природным факторам и процессам, но лишь в редких ...
1) правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;
2) организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий;
3) государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы;
4) юридическая ответственность правонарушителей.
В настоящее время разработано большое количество законоположений, определяющих правовое регулирование природоохранных отношений. Совокупность природоохранных норм и правовых актов образует природоохранное законодательство. Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Закон РСФСР«Об охране окружающей природной среды» (1991 г.).
Закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею.
Механизм реализации Закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. Это прямые экологические стимулы в охране окружающей природной среды. Влияние на экономический интерес осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий.
Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.
Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды можно выделить Земельный кодекс РФ (2001 г.), Водный кодекс РФ (1995 г.), Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.), Закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995 г.).
Большую роль в обеспечении экологического права играет Земельный кодекс РФ.