В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех остальных существ.
Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, — мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.
Безусловно, культурологические знания необходимы для студентов юридической специальности. Современное состояние нашего общества требует от будущих юристов не только политико-юридического образования, но и основательной культурологической подготовки. Это связано с тем что современный мир представляет собой конгломерат глобальных структур экономических, политических, правовых и социальных отношений [Симонова С.А. Культурология].
Следовательно, надо иметь хоть малое представление о том, как в культуре выделяют устойчивые типы, виды или различные формы, по каким признакам, характеристикам они выделяются.
Типология культуры
Термин «типология» происходит от греческого «типос» — вид, форма и «логос» — слово. В изучении типологии культуры самое главное поиск устойчивых признаков и закономерностей, которые позволяли бы объединить схожие культуры в группы или отличать их друг от друга.
Тип культуры — это ряд характеристик, соответствующей этой культуре, который обуславливает её длительное историческое существование и успешность сравнимую с другими культурами. Следовательно, типология культуры — это классификация культур, основанная на принятых характеристиках. Для сравнения культур используются идеальные модели — чаще всего это разработанные теоретически образцы. Реальными образцами типа культуры выступает жизнедеятельность обществ, у которых имеется совокупность значимых показателей, длительность существования типа культуры и общемировое признание ее заслуг.
Критериев, или оснований, типологии культур может быть много, например: связь с религией; региональная принадлежность культуры; регионально-этническая особенность; принадлежность к историческому типу общества; хозяйственный уклад; сфера общества или вид деятельности; связь с территорией; специализация; уровень мастерства и тип аудитории и др.
Роль техники и технологии в культуре современного общества
... этого оно не только явление культуры, но и мера культурного развития общества. Кроме того, техническое устройство - инструмент целесообразной деятельности человека. Гегель писал: «Средство есть ... эту технику во все времена, доступные нашей исторической памяти. В великих культурах древности, особенно в западном мире, высокоразвитая механика позволяла перевозить огромные тяжести, воздвигать здания, ...
Когда говорят о художественной, экономической или политической культурах, специалисты называют их либо разновидностями культуры общества, либо сферами культуры общества. Вкратце рассмотрим главные разновидности (сферы) культуры.
В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры, в качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.
Отраслями
Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого.
Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные.
Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-либо целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания.
Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры мы будем относить:
- а) доминирующую (общенациональную) культуру;
- б) сельскую и городскую культуры;
- в) обыденную и специализированную культуры.
Особого разговора требуют духовная и материальная культуры. Их нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными, или комплексными, образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Разновидностью духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной — физическая культура.
Стоит привести еще примеры классифицирования культуры по разным критериям, рассмотрим наиболее распространённые:
1. По способу жизни людей:
- a) жизнь в природе (14-15 века);
- b) жизнь во «второй природе» (15-19 века);
- c) жизнь во время глобальных экологических катастроф (20-21 века);
2. Духовно-религиозное основание:
- a) буддийское;
- b) христианское;
- c) исламское;
- d) конфуцианско-даосистское.
3. По степени свободы совести и вероисповедания:
a) религиозные и
b) светские.
Кроме этого имеет значение региональная принадлежность культуры, например культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская, и т.д.
Культура индустриальной эпохи
... культуры. Таким образом, индустриальное устройство общества означало глубокую качественную трансформацию не только характера производства, но и преобладающих социальных структур и культуры общества. ... что было невозможно без определенного минимума народного образования. Просвещение способствовало упразднению многих ... как единый процесс, в котором каждая эпоха занимает особое место и оказывает ...
4. По хозяйственному укладу:
a) культура охотников и собирателей,
b) огородников,
c) земледельцев,
d) скотоводов,
e) индустриальная культура;
5. По сфере общества или виду деятельности:
a) культура производственная,
b) политическая,
c) экономическая,
d) педагогическая,
e) экологическая,
f) художественная;
6. По этнической принадлежности культура может быть:
a) народная,
b) национальная,
c) этническая культура;
7. По уровню мастерства и типу аудитории
a) высокая,
b) элитарная,
c) народная,
d) массовая культура;
8. По связи культуры с научно-техническим прогрессом:
- a) доиндустриальный — обычен для традиционного общества;
- b) индустриальный — общество с развитой промышленностью;
- c) информационный — в настоящее время это условный термин, означающий главенство информации над производством;
9. По соответствию основным историческим эпохам человечества:
a) Культура древних обществ (до 5 в.)
b) Культура Средних веков (6-14 вв.)
c) Культура Возрождения и Реформации (15-16 вв.)
d) Культура Нового времени (17-19 вв.)
e) Современная культура (20-21 вв.).
Классификация культуры
Классификация культуры состоит:
- a) Поиск самостоятельных элементов культуры и их сопоставление;
- b) Обоснование видов культур;
- c) Обоснование других способов существования реальных культур, особых форм, символов и языка культуры.
Перечислим виды культуры, которые в силу своей важности, в настоящее время более изучены:
- Художественно-эстетическая культура;
- Нравственная культура;
- Культура образования и воспитания;
- Информационная культура;
- Культура свободы совести;
- Экологическая культура;
- Правовая культура;
- Экономическая культура;
- Управленческая культура.
- Политическая культура;
По носителям культуру различают как:
- Культуру личности
- Культуру социальных групп
- Культуру сословий и классов
- Культуру демографических общностей
- Культуру поколений
- Культуру этнических общностей.
Специфика классификации типов культуры
Известно, что любое явление — предмет, процесс и т.д. — многокачественно. Мир культуры — это мир бесконечного разнообразия вещей, предметов, ритуалов, смыслов, знаков, значений, символов и т.п. Но это разнообразие существует в рамках некоего единства мира культуры, и само это единство культуры обладает неким многообразием, и благодаря нему, любое явление обладает некоторым своеобразием. Эта способность вещей отличаться от всех других явлений и образует качество. Нас интересует не всё качество, а типичное, повторяющееся, устойчивое, общее в качестве, которое образует тип. Поскольку каждая вещь, явление — многокачественны, то они являются носителями многих типов. Расскажем лишь о самых распространенных и наиболее понятных всем основаниях классифицирования культуры.
Материал как основание классификации культур
Техника, культура и природа человека
... современные технологии, чаще всего имеющие отношение к компьютерам и ... человек». Сегодня приоритетным становится культурологический анализ техники как сложного, многомерного явления культуры. Культурологические проблемы: проблема управления в индустриальном, постиндустриальном, информационном обществе (остро стал вопрос о технике и ... Особенное представление о природе (удовлетворить свои потребности, ...
Пожалуй, первой достаточно чётко зафиксированной типологией является попытка мыслителей взять в качестве основания для выделения типа культуры материал, субстрат, из которого она создаётся. Таковую попытку мы встречаем у Гесиода (VII в. до н.э.), а затем у Лукреция Кара в его философской поэме «О природе вещей». Эти мыслители выделили «века» культуры — золотой, серебряный, каменный, бронзовый, железный и т.д. И действительно, в истории культуры мы встречаем периоды, во время которых наиболее распространённым материалом культуры выступает камень. Со временем его сменяет бронза, ей на смену идёт железо и т.д. Такой подход сохраняется и в современной истории, археологии, часто говорят о «культуре каменного века», о «культуре бронзы» и т.д.
Новая культура вбирает в себя часть старой, частично вытесняет её, а частично даже стимулирует её дальнейшее развитие. Поэтому если верно утверждение о том, что «рукописи не горят», то ещё с большей долей уверенности мы можем сказать — «культура не исчезает, не умирает; но живет и преобразуется, обновляется и сохраняется».
Культура как отношение человека к природе и её типы
Следующее основание, по которому мы выделим тип культуры, связано с отношением человека к природе. И здесь мы начнем с древнейшего, исторически исходного пункта.
Наиболее древним отношением человека к природе было отношение присвоения. В данном случае мы говорим о материальном, объективно существующем отношении. Человек изначально относился к окружающему его миру, как к своей собственности, которую он присваивал в соответствии со своими потребностями, интересами, навыками, умениями. В рамках культуры присвоения выделяются три вида деятельности — охота, рыболовство, собирательство. Охотник, чтобы прокормить себя, должен иметь, прежде всего, территорию. Например, если он имеет свой участок площадью 100 кв. км, то есть 10 км на 10 км, то, собирая, присваивая, пользуясь, потребляя, распоряжаясь, — организуя свою деятельность, он сможет существовать изо дня в день в течение своей жизни. Но если он захочет привести в свой чум, или вигвам, или иглу, или шалаш и т.д. жену, то он вынужден будет увеличить свой участок в два раза, а появление детей заставит его ещё больше увеличить свою территорию. Или он вынужден будет искать более богатый участок, или воевать с соседом из-за границ охотничьих угодий. Таким образом, сама культура присвоения способствует тому, чтобы человек очень быстро, разумеется, в историческом времени, стал осваивать всё новые и новые территории, развиваясь экстенсивно, вширь.
В рамках культуры производства выделяются два вида деятельности — земледелие и скотоводство. Эти виды культуры производства ещё называют сельскохозяйственным или аграрным. Здесь основным объектом приложения сил выступает производство продуктов питания с использованием земли и скота. Эти культуры называют ещё и традиционными — поскольку формой передачи культуры от поколения к поколению выступает традиция, при которой сын наследует собственность отца — его землю, стадо, орудия труда, сам род занятий. Сын идёт по стопам отца, дочь — по стопам матери.
Экологическая культура
... культура. 1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Экологический гуманизм в своем развитии, расширяя сферу своего влияния, превращается в экологическую идеологию, на основе которой создается экологическая культура. В идеале каждый человек ... части, а деятельность вместе с природой, учитывающая ее возможности и законы функционирования. Экологическая идеология не замыкается в рамках взаимодействия человека ...
Формационный тип культуры
Мы обнаружили, что в зависимости от распределения в обществе продукта находится и разделение культуры между большими группами людей, а значит, их специализация в определённых областях культуры, сферах культурной деятельности.
В развитии любого предмета, вещи мы можем обнаружить противоречие между содержанием и формой их развития. Это полностью применимо и к анализу общества, а значит, и его культуры. В обществе мы выделяем содержание — материальные производительные силы и материальные формы — объективно складывающиеся по поводу производительных сил производственные, экономические отношения, и, прежде всего, отношения собственности. Обычно выделяют пять типов отношений собственности, господствующих в обществе, оказывающих своё определяющее воздействие на другие отношения, подчиняющих их себе: первобытные, рабовладельческие, феодальные, буржуазные, коммунистические. Соответственно, выделяют, и пять типов культур. Формационный тип культуры позволяет дать наиболее глубокую характеристику форме её развития, выяснить вопрос о цели её существования и функционирования, выявить смысл, определить её значение в историческом процессе развития содержания культуры.
Предыдущие типы культуры подчёркивали непрерывность в развитии культуры, её единство, преемственность, которые носят сложный, диалектический характер. Формационный тип обращает внимание на специфическую форму её функционирования и развития, на прерывность, особенность, уникальность, непохожесть каждой из форм. Правда, и эта уникальность исторична: в недрах каждого общества мы подчас встречаем остатки прежних формационных типов культуры или начало новой. Лишь постепенно, в тенденции, формационный тип культуры подчиняет своему влиянию все другие типы, вытесняет их рано или поздно.
Заключение
Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т.д.).
Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей.
В основе каждого такого смыслового мира лежит доминирующий смысл, смысловая доминанта культуры. Смысловая доминанта культуры — это тот главный смысл, то общее отношение человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений. При этом культура и ее смысловая доминанта могут реализовываться по-разному, но наличие смыслового единства придает целостность всему, что делают и что переживают люди. Объединяя и вдохновляя людей, культура дает им не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного понимания и сопереживания, язык для выражения тончайших движений души. Наличие смысловой доминанты культуры создает саму возможность культурологии как науки: нельзя сразу охватить культуру во всех ее аспектах, но можно выделить, понять и проанализировать доминирующий смысл. А дальше надо уже изучать различные способы его реализации, обращаться к деталям и конкретным формам его воплощения [Межуев В.М. Культура как философская проблема, 1982 г.].
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kontrolnaya/otrasli-kulturyi/
Эмбриональное развитие человека
... зародыша составляет 40 мм, а масса около 5 г. В курсе эмбриологии человека, изучаемом на кафедре гистологии и эмбриологии, основное внимание уделяется особенностям половых клеток человека, оплодотворения и развития человека ... осевых органов и зародышевых оболочек, гистогенез и органогенез, а также взаимодействия в системе мать — плод. Процессы формирования систем органов у плода подробно ...
1. Симонова С.А. Культурология. Воронеж, 2006 г.
2. Быстрова А.Н. Мир культуры. М., 2000 г.
3. Гуревич П.С. Культурология. М., 1999 г.
4. Межуев В.М. Культура как философская проблема. Вопр. философии. — 1982 г.
5. Рождественский Ю.В. Введение в культурологию. М., 1996 г.
6. Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996 г.