Культура индустриальной эпохи

Курсовая работа

Основные черты культурного облика эпохи

. Утверждение либеральных ценностей

Формирование индустриальногообщества,коренным образом отличающегося от предшествующего ему доиндустриального. Промышленное производство, связанное с постоянно развивающейся техникой, с выпуском новых товаров и созданием сферы услуг, как подчеркивал еще К. Маркс, сыг­рало великую цивилизирующую роль. Вырывая огромные массы людей из прежних социальных структур, подрывая сами эти структуры, индустриализа­ция становится той движущей силой, которая вводит массы в новые отноше­ния и приучает их к новому образу жизни, ритму труда, дисциплине, расши­ряет грамотность и горизонты бытия.

Бурные политические и социальные процессы предопределили во многих странах изменение форм государственного устройства.

Непрерывные революционные перевороты происходили в XIX в. в науке. В этот исторический период науку прославили Р. Майер(1814—1878), Дж. Джоуль(1819—1889), Г. Гельмгольц(1821—1894), открывшие законы со­хранения и превращения энергии, что обеспечило единую основу для всех разделов физики и химии. Огромное значение в познании мира имело созда­ние Т. Шванном(1810—1882) и М. Шлейденом(1804—1881) клеточной теории, показавшей единообразную структуру всех живых организмов. Ч. Дарвин(1809— 1882), создавший эволюционное учение в биологии, внедрил идею развития в естествознании. Благодаря периодической системе элементов, открытой ге­ниальным русским ученым Д. И. Менделеевым(1834—1907), была доказана внут­ренняя связь между всеми известными видами вещества. Открытие электро­на, радия, превращения химических элементов, создание А. Эйнштейном(1879— 1955) теории относительности и квантовой теории М. Планком(1858—1947) ознаменовали прорыв в область микромира и больших скоростей.

В XIX в. достигнуто значительное развитие философской мысли. Оно было подготовлено учениями И. Канта(1724—1804) и И. Фихте(1762—1814).

Ис­ходя из их положений была создана романтическая теория, заложены основы объективно-идеалистической философии, оформленной в стройное учение Ф. В. Шеллингом(1775—1854).

Шеллинг видел в искусстве ту сферу, где пре­одолеваются противоположности теоретического и нравственно-практичес­кого; эстетическое начало предстает как «равновесие», полная гармония со­знательной и бессознательной деятельности, совпадение природы и свободы, торжество чувств и нравственных начал.

Объективно-идеалистическая концепция получила дальнейшее развитие в трудах крупнейшего немецкого философа Г. Гегеля(1770—1831), придавшего ей завершенность в форме основных законов диалектики . Так же, как и Шел­линг, Гегель отстаивал идею поступательного развития человечества и прин­ципа историзма. Причем принцип историзма развит в трудах Гегеля наиболее полно. Всю историю человечества он рассматривал как единый процесс, в котором каждая эпоха занимает особое место и оказывает влияние на после­дующее развитие.

4 стр., 1730 слов

Современные направления развития теории организации

... 1 В связи с этим, актуальным становится рассмотрение теории организации и её современные направления развития. Зачем организации нужны, как создаются и развиваются, на ... определяющих ее функционирование, побудила исследователей к разработке новых подходов к теории организации. В современной теории можно выделить три основных направления: процессный подход; ситуационный подход; системный подход; ...

Диалектика утверждалась не только в целостных философских системах, ее элементы проникали и обогащали различные формы духовной культуры.

В противовес позициям Гегеля тогда же возникла идеалистическаяконцеп­ция, отвергающая мысль о возможности исторического прогресса, сторонни­ками которой были Ф. Р. де Шатобриан (1768—1848) и А. Шопенгауэр (1788— 1860).

XIX в. дал миру К. Маркса и Ф. Энгельса, создавших в середине столетия материалистическое учение. К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс(1820—1895) утверждали первичность материи и, используя гегелевскую диалектику, разра­ботали концепцию исторического материализма , согласно которой история че­ловечества предстает как смена формаций (способов производства) и борьба классов. Их учение, получившее дальнейшее развитие, вошло в историю под названием марксизм.

Влиятельным в XIX в. было и философское движение, связанное с именем О. Конта(1798—1857).

Конт — основоположник позитивизма , который воз­ник в 30-е гг. XIX в., а затем в связи с развитием науки модернизировался. Позитивизм — учение, согласно которому подлинным знанием может быть только эмпирическое знание, основанное на опыте и точном его описании. Конт даже признавал, что прежняя философия, как особое исследование ре­альности, не имеет права на самостоятельное существование.

XIX в. и особенно первая его половина — время всеобщего интереса к исторической науке. Почти во всех странах возникают исторические обще­ства, открываются музеи, издаются журналы. Открытие принципа историзмаи диалектичность мышления делают возможной выработку научных принципов истории. Эту миссию выполнил французский историк Франсуа Гизо(1787 —1874), явившийся создателем-домарксовой теории классовой борьбы.

Научные достижения XIX в. охватили также языкознание (например, Ж. Ф. Шампольон(1790—1832) расшифровал египетские иероглифы), археоло­гию; были заложены основы научной фольклористики, искусствознания, ли­тературоведения. Формируется комплекс гуманитарных научных дисциплин; достигает значительных высот экономическая наука, зарождается социоло­гия. Под влиянием атеистических тенденций в обществе серьезный кризис переживает церковь. В Европу проникают новые религии, рождаются кон­цепции отделения церкви от государства, свободы совести, вероисповедания, секуляризации образования и др. Процессы секуляризации подрывают влия­ние религии как интегрирующего начала. Ослабевают религиозные конфлик­ты, но вместе с тем подрывается и ощущение единства верующих. Эти про­цессы не означают разрыва общественных связей, но они во многом меняют характер этих связей. Единство общества во многом складывается как нацио­нальное единство . Рост социальной мобильности, т. е. перемещение населения между городом и деревней и различными районами, сближает разные группы населения. Вместе с тем происходит и культурное сближение по вертикали, так как слои, имеющие разное имущественное положение, начинают общать­ся в рамках одной и той же профессиональной деятельности.

21 стр., 10101 слов

Техника: сущность, закономерности развития и роль в жизни общества

... к осмыслению феномена техники и роли техники в жизни человека. В повороте философии к технике громадную роль сыграли труды К. ... причины и закономерности ее развития, оценить степень ее взаимодействия с человеком, обществом, природой. Кроме этого ... своим вниманием феномен техники в процессе технизации современ­ной культуры. Среди наиболее значительных философов техники следует отметить культурно ...

Развитие производства означало введение все более сложных технологий, что было невозможно без определенного минимума народного образования. Просвещение способствовало упразднению многих средневековых пережит­ков в сфере права, судопроизводства, искусства, морали, политической куль­туры. Оно привело к постепенной демократизации общества, так как все бо­лее широкие слои населения стали пользоваться правовой защитой, приобре­тали возможность участия в гражданской жизни, могли приобщаться к дости­жениям культуры.

Таким образом, индустриальное устройство общества означало глубокую качественную трансформацию не только характера производства, но и преоб­ладающих социальных структур и культуры общества. Великие сдвиги, проис­шедшие в XIX в. в развитии философии, науке и технике, оказали огромное влияние и на развитие литературы и искусства Западной Европы.

Общей чертой развития мировой культуры в XIX в. был неуклонный рост международного культурного обмена. Этому способствовало стремительное развитие мировых экономических контактов, совершенствование средств транс­порта, связи и взаимной информации.

2. Стили в художественной культуре

абсолютизма.

В развитии классицизма выделяют два этапа: XVII в. и XVIII — начало XIX в. В XVIII в. классицизм стал общеевропейским стилем и был связан с буржуазным Просвещением. В это время он стал выразителем гражданских идеалов, буржуазно-революционных устремлений.

Принципы классицизма основаны на идеях философского рационализма, отстаивающего представления о разумной закономерности мира и прекрасной облагороженной природе. Согласно этой концепции художественное произве­дение является плодом разума и логики, которые торжествуют или побеждают хаос и текучесть жизни, воспринимаемой чувствами. Для классицистов эстети­ческую ценность имеет лишь неподвластное времени, т. е. непреходящее.

Эстетика классицизма, исходя из ориентации на разумное начало, опреде­лила соответствующие требования, т. е. нормативные правила. Была установ­лена строгая иерархия жанров. Так, в живописи «высокими» жанрами при­знавались исторические картины, мифические, религиозные. К «низким» от­носились пейзаж, портрет, натюрморт. Такая же соподчиненность жанров соблюдалась в литературе. «Высокими» считались трагедия, эпопея, ода, а «низкими» — комедия, сатира, басня. Четкая разграниченность планов и сгла­женность форм устанавливались для произведений скульптуры и живописи. Если в фигурах было движение, то оно не нарушало их спокойной статуарности, пластической замкнутости. Для четкого выделения предметов использо­вался локальный цвет: коричневый — для ближнего, зеленый — для среднего, голубой — для дальнего плана.

академизм.

Грандиозные социальные катаклизмы, потрясшие сначала Францию, а за­тем всю Европу, нельзя было воспринимать рассудочно, аналитически бес­страстно. Разочарование в революции как способе изменения социального бытия вызвало резкую переориентацию самой общественной психологии, поворот интереса от внешней жизни человека и его деятельности в обществе к проблемам духовной, эмоциональной жизни личности.

6 стр., 2542 слов

Роль науки в жизни общества

... открытия, которые приведут к новым достижениям в науки и технике. Научно-Технический Прогресс коренным образом изменил роль науки в жизни общества. Физическая химия, геофизика, астрофизика, к ... представления о котором воплощены главным образом в искусстве. Соответственно этому взаимодействие науки и искусства обусловливает целостное развитие человеческой личности, по меньшей мере, ее духовного мира. ...

романтизма

Романтическому искусству свойственны: отвращение к буржуазной дей­ствительности, решительный отказ от рационалистических принципов буржу­азного просвещения и классицизма, недоверие к культу разума, который был характерен для просветителей и писателей нового классицизма.

Нравственно-эстетический пафос романтизма связан прежде всего с ут­верждением достоинства человеческой личности, самоценности ее духовно-творческой жизни. Это нашло выражение в образах героев романтического искусства, которому свойственны изображение незаурядных характеров и силь­ных страстей, устремленность к безграничной свободе. Революция провозгла­сила свободу личности, но та же революция породила дух стяжательства и эгоизма. Эти две стороны личности (пафос свободы и индивидуализм) весьма сложно проявились в романтической концепции мира и человека.

Романтики отрицали необходимость и возможность объективного отраже­ния действительности. Поэтому они провозгласили основой искусства субъек­тивный произвол творческого воображения. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычайная обстанов­ка, в которой действовали герой.

Иоганн Готлиб Фихте

Немецкий романтизм выдвинул таких выдающихся писателей, как Жан Поль (1763—1825), Генрих фон Клейст (1777-1811).

«Ундина».

Генрих Гейне, Джорджа Ноэля Гордона Байрона

«Манфред»

Фран­суа Рене де Шатобриан

прогрессивный романтизм,

Роберт Шуман, Э.Т.А. Гофман, Шуман, Ф. Флотов («Александре Страделла», «Марта»).

О. Николаи (ШО—, Гектор Берлиоз

комической оперы.

Дж. Россини

героико-романтической оперы.

Теодора Жерико, Эжена Делакруа

«Алжирские женщины»

промышленная архитектура.

неоготический стиль.

В середине XIX в. архитекторами Ч. Бэрри и О. Пьюджшюм был сооружен грандиозный ансамбль лондонского Парламента, в который была включена средневековая капелла Генриха VII. Это эффектное и величественное соору­жение на берегу Темзы стало органической частью английской столицы.

Становлению прогрессивно-романтического театра во Франции способствовало творчество таких прогрессивных писателей, как Сталь, Стендаль, Гюго, Мериме.

драмы В. Гюго,

В начале XIX в. на театральных подмостках Англии преимущественно ставились классические и переводные пьесы. Выдающимся актером был Э. Кин — представитель романтического направления, для исполнительской манеры которого характерны мощь, свобода от сковывающих норм классицизма.

реализме,

типизация.

К середине столетия реализм становится господствующим направлени­ем в европейской культуре.

Реализм возник во Франции и Англии в условиях утвердившихся капита­листических отношений. Социальные противоречия и недостатки капиталис­тического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее неравенство, эгоизм, ли­цемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих писателей-реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

77 стр., 38429 слов

Модернизация культуры и образования

... стратегия действий в культуре и образовании. Вот почему при определении путей модернизации культуры и образования в ... ту концепцию развития мира, которая берет начало в работах известного латиноамериканского экономиста Рауля Пребиша (1901-1986)8 ... формирования всемирного капиталистического рынка, распространения капиталистических отношений по всему миру и образования системы социально-исторических ...

Пьер Жан де Беранже

Блестящим представителем критического реализма был Стендаль (собст. Анри Бейль, 1783—1842).

Преклонение писателя вызывали люди с активным, сильным характером. Таких героев он увидел среди деятелей Возрождения («Итальянские хроники»), у Шекспира, среди современников.

Оноре де Бальзака, Вальтера Скотта

«Веверлей», «Роб Рой».

Чарльз Диккенс

(«Дома вдовца», «Профессия госпожи Уоррен», «Тележка с яблоками»).

Джузеппе Верди

«Луиза Миллер», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата»,

лирическая опера,

Середина XIX в. стала временем рождения нового музыкального жанра — оперетты — легкой оперы, включающей и танец, и диалог (произошла от комической оперы).

Родина оперетты — Франция, а родоначальники — композиторы Ф. Эрве и Ж. Оффенбах.

«Ковент-Гарден»

В этом виде искусства главный признак реализма — постижение социального характера человека. Однако в жи­вописи реализм теснее, чем в литературе, связан с изобразительными средства­ми, которые создают иллюзию зрительной достоверности.

Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIX в. после революции 1848 г. В истории французского искусства никогда борьба двух лагерей, двух принципиально противополож­ных художественных культур не была столь острой, как в этот период. Лучшие черты французского народа и его передового искусства воплощали такие ху­дожники, как Милле, Курбе, Мане, Карно. Их не допускали на выставки, травили в газетах и журналах. Им противостояла масса дельцов от искусства, любимцев Наполеона III и всей реакционной буржуазии Второй Империи.

импрессионизма.

Эдуарда Мане

импрессионизм

Импрессионизм представлен в творчестве таких художников, как Клод Моне, Пьер Опост Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсаро и других, объединив­шихся для борьбы за обновление искусства против официального академизма в художественном творчестве. После проведения в 1886 г. восьмой выставки эти группы распались, исчерпав возможности развития в рамках единого на­правления в живописи.

Клод Моне

Влияние импрессионизма про­слеживается в творчестве многих писателей, художников, композиторов, представляющих различные творчес­кие методы, в частности, братьев Гонкур, К. Гамсуна, Р. М. Рильке, Э. Золя, Ги де Мопассана, М. Равеля, К. Дебюсси и др.

Импрессионисты активно использовали подсказанный японскими гравюрами подход к натуре — мгновенное изображение одного и того же объекта — Клод Моне пишет серии стогов, тополей, фасадов собора. Причем для завершения серии ему пришлось заплатить, чтобы тополя не срубили. Достичь и передать необходимое ощущение ему удалось, работая на спе­циально оборудованной лодке.

Стремление достичь силы естественного впечатления заставило им­прессионистов писать чистым цветом, не смешивая краски. При этом ощущение полутонов достигалось рядоположенными мазками чистых дополнительных цветов — при отдалении от полотна создавался эффект смешения, который придавал оттеночность даже цветам повышенной интенсивности.

42 стр., 20967 слов

Пальчиковая живопись как средство развития воображения у младших ...

... развития с использованием пальчиковой живописи. Цель работы: изучение особенностей развития воображения дошкольников с задержкой психического развития и разработать систему занятий с использованием пальчиковой живописи как средства развития ... для детей с отклонениями в развитии №6» Структура дипломной работы обусловлена целью, предметом и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав ...

При этом была открыта самостоятельная выразительная возмож­ность мазка, которую потом использовал Поль Сезанн для построения концептуальной картины мира, Ван Гог и экспрессионисты — для пе­редачи эмоционального состояния, пуантилисты (Сера и Синьяк, пишу­щие точками) — для передачи объемности мерцающего пространства.

Фактически, провозглашая одну из программ, импрессионисты от­крыли концептуальное искусство — искусство современное, где глав­ным оказывается принцип видения, идея, которая и представляет со­бой основную ценность. В полной мере это реализовали постимпрес­сионисты (Сезанн, Гоген, Ван Гог, Дега, Тулуз-Лотрек).

Поль Сезанн

Творчество Сезанна нашло много подражателей и последователей и оказа­ло большое влияние на живопись XX в.

В целом творчество постимпрессионистов выразило доминирующие мо­тивы и настроения своего времени, оказало большое влияние на развитие художественной культуры рубежа XIX—XX вв.

Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием разнооб­разных политических, экономических, социальных, религиозных, национальных факторов. Особенное значение для ее развития имела Великая французская революция, провозгласившая идеи свободы, равенства, братства, Революция поставила задачу подготовки общества принять великую идею единой челове­ческой семьи. В истории человечества это была новая идея, новый идеал.

Поскольку практика значительно расходилась с провозглашенными рево­люцией идеалами, искусство, развивающееся в этот период, критически осмыс­ливало действительность, поэтому для художественной культуры XIX столетия характерен критицизм.

Ведущее положение из всех видов художественного творчества заняла ли­тература, которая определяла художественную жизнь этого столетия.

Помимо искусства слова, XIX в. создал великолепные образцы музыкальных и сценических творений. В музыке достигли высот оперное и балетное искусст­ва, а также симфонические произведения.

В области пластических искусств наивысшие достижения принадлежат живописи. Искусствовед Лионелло Вентури отмечал; «… по своему числу и мас­терству гениальные живописцы XIX века могут выдержать сравнение с живопис­цами любого из предшествовавших веков.»

В XIX в. окончательно выделилась в самостоятельный вид изобразительного искусства графика, чему способствовало изобретение литографии — гравюры на камне.

Особенностью развития культуры и искусства XIX в. является разнообразие художественных направлений и стилей, методов и форм, которые менялись, буквально каждое десятилетие.

Развитие отдельных видов искусства осуществлялось неравномерно по странам. Если по масштабу и уровню развития музыкального искусства первенствовали Италия, Германия и Франция, то по литературному творчеству — Франция, Англия. Наивысшие достижения в живописи дали Франция и Испания.

Нес в себе XIX в. и потери как в определенных направлениях искусства, так и в достижениях отдельных стран.

Преобладание критического миросозерцания предопределило невозмож­ность создания большого архитектурного стиля. Искусствоведы считают пос­ледними достижениями выдающиеся архитектурные ансамбли неоклассическо­го стиля, созданные на рубеже XVIII—XIX веков. В XIX в. успехи утилитарного градостроительства не содержали в себе прогресса художественного зодче­ства — царили эклектика и заимствование прежних архитектурных стилей.

4 стр., 1761 слов

Культура делового общения

... уровень общения и т.п. В идеале деловой человек должен равно владеть всеми сторонами общения в деловом мире этикет культура деловой общение История формирования делового стиля Деловые документы ... Под культурой делового общения следует понимать высокий уровень умения общаться в деловом мире. Культура делового общения предполагает: 1. Высокую коммуникативную культуру, то есть искусство говорить ...

То же произошло с монументальной скульптурой. Лучшее из созданного ваятелями XIX в. относится к жанру станковой скульптуры.

Из того немногого, что явила архитектура, лучшее достигнуто в Англии, в искусстве скульптуры — во Франции.

Несмотря на многообразие стилей, сложившихся в XIX в., первенствующим считается реалистическое художественное направление, давшее блестящие результаты во всех видах искусства и литературы.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/industrialnaya-epoha/

1. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 1993.

2. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. – М.: Просвещение, 1987.

3. Культурология. История мировой культуры / под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2000.

4. Культурология / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1997.

5. Малюга Ю.Я. Культурология. – М.: Инфра-М, 1998.