Разработка операционной технологии сельскохозяйственной работы

Контрольная работа

Укрепление материально-технической базы хозяйств, эффективное использование механизации — непременные условия ведения сельскохозяйственного производства. Но недостаточно иметь большое количество хорошей техники, надо ещё уметь наиболее рационально ее использовать. Поэтому проблема эффективного использования техники предполагает в первую очередь разработку рациональных методов составления агрегатов и комплексов машин, обоснование прогрессивных организационных форм использования и технического обслуживания машин. Этой проблемой занимается наука об эксплуатации машинно-тракторного парка (ЭМТП), которая базируется на знании устройств и действий тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин, изучаемых в специальных дисциплинах. Курс ЭМТП как бы соединяет материал этих дисциплин.

Как научная дисциплина ЭМТП изучает закономерности и методы эффективного использования МТП. Различают производственную и техническую эксплуатацию МТП.

Производственная эксплуатация МТП включает комплектование и организацию работы агрегатов, технологию механизированных сельскохозяйственных работ, планирование состава и управление работой МТП.

Техническая эксплуатация МТП включает техническое обслуживание машин, то есть содержит мероприятия по поддержанию машин в исправном состоянии.

Решающая роль в сельскохозяйственном производстве, а также в использовании техники отводится специалистам-технологам — агрономам. Они принимают непосредственно участие в разработке механизированной технологии работ, годовых и оперативных планов использования техники на полях, организуют и контролируют выполнение механизированных работ. Поэтому каждый специалист-технолог должен не только знать конструкцию тракторов и сельскохозяйственных машин, но и владеть методами эффективного и высокопроизводительного их использования средств с учетом требований агротехники и передовой технологии.

1. ОПЕРАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАБОТ

1.1 Понятие и содержание операционной технологии

Технология механизированных работ — это наука о способах и средствах производства сельскохозяйственных продуктов и обработке соответствующих материалов.

Операционная работа — это комплекс агротехнических, организационных, технологических и других мероприятий по выполнению конкретной работы.

Операционная технология механизированных работ разработана для каждой сельскохозяйственной работы и содержит необходимые сведения о том, как в условиях данного хозяйства и конкретного поля наилучшим образом организовать использование машинно-тракторного агрегата. Она определяет строгий технологический порядок выполнения всех операций сельскохозяйственной работы, ее организацию и передовые приемы использования машин. Каждая операционная технология включает в себя условия выполнения работы (исходные данные), агротехнические требования, а также содержит в сжатой форме необходимые сведения о том, как составить и подготовить машинно-тракторный агрегат и поле к работе, как рационально выполнить работу и оценить ее качество.

224 стр., 111522 слов

Дипломная работа техника электрика

... оценки ожидаемых нагрузок зависят капитальные затраты на систему электроснабжения, эксплуатационные расходы, надежность работы электрооборудования. Расчет приведем на примере объекта №1 (ГЩУ):, Номинальная мощность: P н ...

Для большинства технологических операций многие вопросы повторяются, поэтому целесообразно этот порядок излагать в виде операционно-технологической карты.

1.2 Характеристика условий работы машинно-тракторного агрегата

Условия сельскохозяйственной работы представлены в таблице 1.1

Таблица 1.1

Показатель

Значение показателя

Сельскохозяйственная работа

Лущение стерни

Марка трактора

Т-150 К

Марка сельхозмашины

ЛДГ-5А

Удельное тяговое сопротивление, Кн./м, кПа

1,6кН/м

Длина гона Lуч, м

800

Ширина участка, Суч, м

700

Рельеф поля

поле под посев

1.3 Агротехнические требования

Агротехнические требования — это требования к качеству выполнения сельскохозяйственной работы.

Цель: уплотнение почвы и обеспечение притока влаги в ее верхние слои, выравнивание поверхности поля, разрушение комков почвы и почвенной корки. После прикатывания почвы повышается качество последующих работ и увеличивается производительность агрегатов.

Прикатывание выполнять в оптимальные сроки с учетом состояния почвы в течение 1-2 дней. Неровную, глыбистую и рыхлую почву с недостатком влаги прикатать перед посевом и после него. Сроки прикатывания поля устанавливает агроном в соответствии с состоянием почвы, влажность которой не должна превышать 25%.

Почва после прикатывания должна быть уплотнена на глубину 4-8 см, а ее плотность составлять 1,14-1,25 г/см3.

На поверхности почвы нормальной влажности после прикатывания должен быть разрыхленный слой, размер комков — не более 5 см.

Не допускать чрезмерного уплотнения переувлажненных и распыления пересохших почв. Не прикатывать гладкими катками легких по механическому составу почв, подверженных ветровой эрозии.

После прикатывания почвы кольчато-шпоровыми катками на поверхности поля должен оставаться разрыхленный мульчирующий слой.

Прикатывание выполнять поперек направления предыдущей обработки почвы.

После прохода прикатывающего агрегата глубина колеи не должна превышать 3 см.

1.4 Выбор состава и подготовка машинно-тракторного агрегата к работе

Подготовка агрегата к работе

Методика расчёта одномашинного агрегата заключается в следующем.

Установим диапазон скоростей движения агрегата, при котором качество работы будет наилучшим

Vр=8-12 км/ч.

Определим передачи, на которых может работать трактор в выбранном диапазоне скоростей

Vр3=8,30 км/ч;

  • Vр4=9,74 км/ч;

Определим номинальную силу Ркр н тяги на крюке трактора для выбранной передачи:

  • Ркр3=35,6кН;
  • Ркр4=29,6кН;

Определим тяговое сопротивление машины по формуле

Rм=Км·b

где Rм- тяговое сопротивление машины, кН

Км- удельное тяговое сопротивление машины, кН/м

b- конструктивная ширина захвата машины, м

Rм=1,6

  • 5,0=8 кН

Определим основную передачу трактора для выбранных передач по формуле

?н=Rм/Ркр н, (1.2)

где ?и- коэффициент использования силы тяги трактора

?3= 8/35,6 = 0,22кН

?4=8/29,6 = 0,27кН

?опт =0.89кН

Вывод : Для заданных условий работы необходимо использовать трактор Т-150К, который должен работать на 4 основной передаче с рабочей скоростью Vp4 =9,74

Результаты расчетов по комплектованию агрегата представим в виде таблицы 1.2

Таблица 1.2 Эксплуатационно-техническая характеристика одномашинного агрегата

Состав агрегата

Ширина захвата агрегата B,м

Тяговое сопротивление машины Rм, кН

Основная передача

Рабочая скорость движения Vр, км/ч

Трактор

сельхозмашина

Т-150К

ЛДГ-5А

5

8

4

9,74

Порядок использования МТА.

Проверим техническое состояние трактора и машины.

Регулируем и устанавливаем рабочие органы машины. Проводим в основном с целью обеспечения глубины обработки и качества выполнения работы.

1.5 Подготовка рабочего участка к работе

Подготовка поля включает осмотр его, удаление посторонних предметов, обозначение неустранимых препятствий, отбивку поворотных полос и провешивание линии первого прохода агрегата -«челночный» и «перекрытием». При способах движения «челноком» агрегат совершает петлевые повороты (холостые ходы).

При способах движения «перекрытием» агрегат совершает беспетлевые холостые ходы.

а-«челночный» способ движения агрегата;

б-«перекрытие»

Определим длину выезда агрегата l

lK = lT + lM

Где lK — кинематическая длина агрегата, м;

  • lT,lM — кинематическая длина, соответственно: трактора, сельхозмашины, м.

lK = 2,9 + 4,3 = 7,2 м.

Определим радиус поворота агрегата R:

R = 1,0 В, R = 5 м

В связи с тем, что при развороте рабочие органы машины переводятся в транспортное положение e= 0,5

  • lK = 3,6

Определим рабочую ширину захвата агрегата Вр по формуле

Bp=в

  • B

Где Вр — рабочая ширина захвата агрегата, м;

  • в — коэффициент использования конструктивной ширины захвата;
  • В — конструктивная ширина захвата агрегата, м.

Вр = 0,96

  • 5 = 4,8 м.

Отбиваем поворотные полосы.

Выполняем расчет ширины поворотной полосы.

Минимальная ширина Еmin поворотной полосы при петлевых поворотах агрегата определяется по формуле

Еmin =3R + e

Минимальная ширина Еmin поворотной полосы при беспетлевых поворотах агрегата определяется по формуле

Еmin =1,5R + e

Минимальная ширина поворотной полосы при челночном способе движения агрегата: Еmin =3•5 + 3,6 = 18,6 м.

Минимальная ширина поворотной полосы при способе «перекрытием»: Еmin n = 1,5•5 + 3,6 = 11,1 м.

Ширина Е поворотной полосы выбирается такой, чтобы ее значение было бы не менее Еmin и кратным рабочей ширине захвата того агрегата, который будет осуществлять обработку поворотной полосы. Поэтому полученное значение Еmin необходимо разделить на значение рабочей ширины Вр захвата агрегата, а результат округлить до целого числа в сторону увеличения, то есть получить значение минимального числа проходов nn необходимое для обработки поворотной полосы. Тогда

Е=nп

  • Вр

где Е — уточненная ширина поворотной полосы, м;

  • nn — минимальное число проходов агрегата, необходимое для обработки поворотной полосы;

Вр — рабочая ширина захвата агрегата, м

nn= Е/Вр

При челночном способе:

n ч = 18,6/4,8=3,8 м.

Еч = 3,8

  • 4,8 = 18,24 м.

При способе «перекрытием»:

n п= 11,1/4,8=2,3 м.

Еп = 2,3

  • 4,8 = 11,04 м.

Определим рабочую длину гона Lр по формуле

Lр=Lуч — 2Е

где Lр — рабочая длина гона,м;

  • Lуч — длина участка, м.

Для челночного способа движения: Lр ч= 800 — 2•18,24 = 763,5 м.

Для способа движения агрегата «перекрытием»: Lр п = 800 — 2•11,04 = 777,9 м.

Определим ширину загона С.

Значение оптимальной ширины загоны Сопт при движении агрегата способом «перекрытием» вычисляется по формуле

Сопт = 10•R

Сопт = 10•5 = 50 м.

С= nкр•2•Вр

где С — уточненная ширина загона, м;

  • nкр — число двойных проходов агрегата (кругов), необходимое для обработки загона шириной С.

nкр = Сопт /2

  • Вр

nкр = 50 / 2•4,8 =6 м

С = 6•2•4,8 = 49,92=58 м.

Определим среднюю длину lX холостого хода.

При челночном способе движения:

lч = 6•R+2•е

lч = 6

  • 5+2•3,6 = 37,2 м.

При способе движения агрегата «перекрытием»:

lп= 0,5·С+1,5•R+2е

lп = 0,5

  • 58 + 5 + 2
  • 3,6 =29+7,5+7,2 = 43,7 м

Определим коэффициент рабочих ходов по формуле

= Lр/(Lр+lх)

где — коэффициент рабочих ходов.

При челночном способе агрегата:

ч= 763,5/(763,5 + 37,2)=0,95

При способе движения «перекрытием»:

п= 777,9/(777,9 + 43,7) = 0,94

Результаты расчета по определению кинематической характеристики агрегата и рабочего участка представим в виде таблицы 1.5

Таблица 1.5 Кинематические характеристики агрегата и рабочего участка

Способ движения

lк, м

R, м

е, м

Е, м

Lр, м

С, м

lх, м

1.Челночный

7,2

5

3,6

18,6

763,5

37,2

0,95

2.Перекрытием

7,2

5

3,6

11,1

777,9

58

43,2

0,94

Выбираем рациональный способ движения агрегата.

Для рассматриваемого случая рациональными способами движения агрегата являются челночный.

Отбивают поворотные полосы на поле, размечают его на загоны, провешивают линии первого прохода.

Техника разметки поля заключается в расстановке вешек и колышков, указывающих границу загона, поворотных полос и линию первого прохода на загоне. При челночном способе движения подготовка поля сводится к отбивке с двух сторон поля поворотных полос и к провешиванию линии первого прохода агрегата. Поворотные полосы отбивают так: от поперечных границ полм в двух-трех местах отмеряют расстояние, равное ширине поворотной полосы, устанавливают вешки и отмечают контрольную линию.

1.6 Работа агрегата на участке

Агрегат выводят на линию первого прохода и на рабочем ходу проверяют правильность расстановки звеньев борон. При необходимости переставляют хомуты на брусе сцепки, а звенья, идущие с перекосом, регулируют изменением длины цепей.

Уточняют скоростной режим движения агрегата на участке.

Очистку борон производят в одних и тех же местах по длине участка. Наволоки убирают с поля в конце смены. Поворотные полосы обрабатывают по окончании боронования всего поля.

Рассчитаем технико-экономические показатели работы МТА

Определим время цикла

Время цикла включает продолжительность двух рабочих ходов и двух холостых ходов

tц = tрц

  • tхц

где Тр- продолжительность рабочего времени агрегата за смену, ч;

  • tрц- время, затраченное на совершение агрегатом двух рабочих и двух холостых ходов, ч.

tрц=2•Lр/vр

tхц=2•Lx/vx

где Lр — рабочая длина площади, км

Lx — длина холостого хода, км

vр -рабочая скорость движения, км/ч, vx — скорость холостого хода, км/ч, при работе с одной прицепной машиной vx = 5 км/ч, с двумя и более — vx = 4 км/ч; с навесными машинами — vx = 6 км/ч

При челночном способе движения:

tрц = 2•0,76/9,74 = 0,15 ч.

tхц = 2•0,04/5 = 0,016 ч.

tц = 0,15 + 0,016 = 0,166 ч.

Определим число циклов за смену по формуле

nц= Tсм- ТЕТО-Тфиз-Ттехн/tц

где nц- число циклов за смену;

  • Tсм- нормированное время смены,ч; Tсм= 7 ч.

ТЕТО- затраты времени на проведение ежесменного технического обслуживания трактора и машин, входящих в агрегат,ч; ТЕТО= 0,40

Тфиз- затраты времени на физиологические потребности механизатора,ч; Тфиз? (0,25 — ,030) ч.

Ттехн- продолжительность простоя агрегата в течение смены при технологическом обслуживании,ч; Ттехн? (0,20 — 0,35) ч.

nц = 7 — 0,40 — 0,25 — 0,20/0,166 = 37 ч

Определим продолжительность рабочего времени агрегата за смену по формуле

Тр= tрц

где Тр- продолжительность рабочего времени агрегата за смену, ч;

  • tрц- время, затраченное на совершение агрегатом двух рабочих ходов, ч.

Тр = 0,15

  • 37 = 5,55 ч.

Определим затраты времени на совершение агрегатом холостых поворотов в течение смены

Тх= tхц

где Тх- затраты времени на совершение агрегатом холостых поворотов в течение смены, ч;

  • tхц- время, затраченное на совершение агрегатом двух холостых ходов, ч.

Тх = 0,016

  • 37= 0,59 ч.

Определим действительную продолжительность смены по формуле

Тсм д=Тр+Тх+ТЕТО+Тфиз+Ттехн

Где Тсм d- действительная продолжительность смены, ч.

Тсм д = 5,55+0,59+0,40+0,25+0,20= 7 ч.

Определим коэффициент использования времени смены по формуле

ф= Тр/ Тсм d

где ф= коэффициент использования времени смены.

ф = 5,55/ 7 = 0,8

Определим производительность агрегата за один час времени смены

W=0,1•Вр·vр·ф

где W- производительность агрегата за один час времени смены, га/ч;

  • Вр- рабочая ширина захвата агрегата, м;
  • vр- рабочая скорость движения агрегата, км/ч.

W = 0,1·5,55·9,74·0,8 = 3,7 га/ч.

Определим производительность агрегата за смену

Wсм = W

  • Тсм

где Wсм- производительность агрегата за смену, га/см

Тсм- нормированное время смены, ч, Тсм=7.

Wсм = 3,7

  • 7 = 26 га/см.

Определим массовый расход топлива на единицу выполненной агрегатом работы

gга = (Gр

  • Тр+ Gх·Тх+G0·T0) / Wсм

где gга- массовый расход топлива, кг/га;

  • Gр, Gх, G0-значение массового расхода топлива, соответственно при рабочем ходе, холостом ходе и во время остановок агрегата с работающим двигателем, кг/ч, Gр=25,0 кг/ч, Gх=16,0 кг/ч, G0=2,5 кг/ч;
  • T0= продолжительность остановок агрегата с работающим двигателем в течение смены, ч.

Значение T0 определим по формуле

T0=Ттехн+Тфиз+0,5•ТЕТО

T0 = 0,20+0,25+0,5

  • 0,40 = 0,65 ч.

gга = (25,0•5,55+16,0•0,59+2,5•0,65)/26=5,7кг/га.

Определим затраты рабочего времени на единицу выполненной работы по формуле

Н0=mм+mв/W

где Н0- затраты рабочего времени на единицу выполненной работы (затраты труда), ч/га;

  • mм+mв — число механизаторов и вспомогательных рабочих, обслуживающих агрегат;
  • W- производительность агрегата за один час времени смены, га/ч.

Н0 = 2/3,7 = 0,5 ч/га.

Таблицу 1.6

Показатель

Значение показателя

1.Производительность агрегата за час сменного времени W,га/ч

3,7

2.Производитедьность агрегата за смену Wсм, га/см

26

З.Массовый расход топлива на единицу выполненной агрегатом работы gга, кг/га

5,7

4.Затраты рабочего времени на единицу выполненной работы Н0, чел. — ч/га

0,5

1.7 Контроль качества работы

Качество работы дисковых лущильных агрегатов следует контролировать так.

Для оценки отклонения средней фактической глубины обработки от заданной необходимо в десяти местах по диагонали участка выполнить замеры глубины с помощью мерного стержня. Полученное среднее значение нужно уменьшить на 20% — величину вспушенности почвы.

Выравненность поверхности почвы, степень подрезания сорняков, отсутствие огрехов и качество обработки поворотных полос следует определять визуально.

1.8 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

машинный тракторный сельскохозяйственный агрегат

Перед работой почвообрабатывающих машин необходимо проверить их техническое состояние. Ослабление креплений, трещины на поверхностях деталей и узлов, их деформации, ошибки при сборке машины и другие замеченные неисправности — устранить.

Ременные, цепные, зубчатые передачи, выступающие валы закрыть щитками или кожухами.

Рабочие органы почвенной фрезы закрыть защитными кожухами для предохранения обслуживающего персонала от комков земли, разбрасываемых в процессе работы.

Во время остановок агрегата рабочие органы машин очищать скребками.

Замену рабочих органов, стоек, лемехов и ножей проводить только при неработающем двигателе трактора.

Категорически запрещается находиться на раме машины во время работы агрегата. Включать гидросистему разрешается только с рабочего места тракториста.

Плуги транспортировать нужно со снятой сцепкой для борон. Зубовые и сетчатые боны нельзя укладывать зубьями кверху. Запрещается находиться под поднятой навесной машиной. Не допускается работа почвообрабатывающих машин с затупленными рабочими органами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kontrolnaya/operatsionnyie-tehnologii/

1. Кочкин Е.А. Эксплуатация и ремонт МТП и ЭТО / Е.А. Кочкин, Ю.И. Якимов, Е.М. Юдина, А.В. Палапин. Краснодар: КубГАУ, 2006, стр. 69

2. Практикум по эксплуатации машинно-тракторного парка: учебное пособие/ Ю.И. Якимов, А.В. Осадчий, Г.Г. Маслов, Ш.Н. Богус, В.Т. Ткаченко, Краснодар: КубГАУ, 2004, стр.389.