С первого появления человек начал приспосабливаться к внешнему миру. Со временем человек овладевает природой и адаптирует ее в рабочем процессе под свои нужды. Он организовал коллективные акции и начал регулярно ловить рыбу и животных. Он построил жилище, которое отапливал сжиганием медвежьего жира, одетого в шкуру того же медведя. Мужчина существенно не изменил свой организм, он сменил бизнес.
Трудовая деятельность, коллективный труд, материальное производство — вот та основа, на которой формировалось и развивалось общество и одновременно формировалось и развивалось человеческое сознание.
Среди ключевых проблем философии техники одно из важных мест принадлежит проблеме соотношения техники и науки. Анализу данной проблемы уделялось внимание уже в эпоху Возрождения. Впоследствии, в Новое время, к ней обращались Ф. Бэкон и Р. Декарт. Особую актуальность он приобрел сегодня, в эпоху глобальных научно-технических преобразований, в период становления постиндустриальных технологий.
В какой бы связи ни рассматривался феномен современной техники: будь то его сущность, развитие, характеристики или место в современной цивилизации, всегда отмечается факт его обусловленности наукой. Технические средства рождаются и функционируют благодаря своей зависимости от научных знаний, они являются результатом научных разработок.
Каждый здравомыслящий человек укажет на устройства и технические средства, которые окружают нас в повседневной жизни, дома или на работе. Специалисты назначат конкретные примеры таких устройств из изученных или созданных ими видов техники. Но все это лишь объекты технической деятельности человека, материальные результаты его усилий и технических размышлений. За всем этим стоит обширная область технических знаний и действий, основанных на знаниях.
Каждый конкретный этап развития технологии является отражением объективированных в ней знаний. Технические средства, которые исторически появились до и за пределами строго сформулированных научных законов и закономерностей, не опровергают сказанное, так как они также отражают имеющиеся знания — повседневные, эмпирические, интуитивные.
Специфика любого исторического типа деятельности, в конечном счете, обусловлена местом и способом реализации знания (науки) в ходе освоения человеком действительности. Анализ процесса материального производства, следовательно, требует рассмотрения связи знания (науки) с производством и техникой. Однако следует отметить, что как в отечественной, так и в зарубежной литературе при анализе взаимосвязи науки и техники допускается очень существенный недостаток: вольное трактование обоих понятий, разговор идет, так сказать, о науке «в целом». «и по технологии» в целом».
Социология управления как отрасль научного знания
... Социология управления как область научного знания также являет собой результат циклического развития. Проблема определения предметной области социологии управления обусловлена необходимостью ее оформления как отдельной отрасли социального знания. В фазе расширяющейся спирали сначала существует просто наука, ...
Между тем если общее направление исследования осуществляется через анализ исторически определенного типа освоения действительности, выявление его специфики и характерных признаков, то доминирующим ракурсом рассмотрения должно быть не просто соотношение техники-«абстракции» и науки как сферы духовного производства, «как таковой», а соотношение орудийной, производственной техники и той части науки, что «соприкасается» с такой техникой.
В исследовании в данном случае технология может означать научные инструменты, инструменты и другие вспомогательные средства науки, которые не имеют ничего общего с инструментами производственной деятельности. Под наукой же — не производственная, не собственно техническая и даже не просто естественная наука, а наука в ее общем понимании (как систематизированное, теоретическое знание).
С момента установления их практического взаимодействия между наукой и техникой возникает сложная и неоднозначная связь. Их механическое расположение «на своем месте» по принципу «первично-вторичное», хотя и говорит, с нашей точки зрения, в большей степени в пользу науки, не раскрывает всей глубины этой связи. В зависимости от позиции, занимаемой по данному вопросу, аргументы и доказательства могут быть приведены как в пользу одной, так и в пользу противоположной стороны.
Многие технические изобретения ставят перед наукой новые задачи, стимулируя ее развитие; это говорит об относительном приоритете техники в отношении науки — относительном, поскольку сами они (технические изобретения) являются результатом материализации каких-то предшествующих (эмпирических или научных) знаний, что отдает первенство уже науке.
Технология — настолько сложное явление, что очень сложно сформулировать его основные характеристики. Поэтому в литературе предложено множество схем, по которым эта работа может быть выполнена с достаточной полнотой. Наибольшей популярностью среди них пользуется схема К. Ясперса, в которой названы следующие специфические черты техники как социокультурного явления:
1. Техника является частью общей рационализации общества. Она покоится на деятельности исчисляющего рассудка.
2. Техника есть применение силы природы против самой природы.
3. Применение технологий осуществляется внешними по отношению к предмету методами. Он характеризует способность делать и доминировать, а не создавать и расти.
4. Техника заменяет прямые отношения между человеком и природой опосредованными отношениями.
5. Использование силы природы против самой природы основано на знании, в конечном счете, на научном знании.
6. Использование технологий дает эффект «облегчения жизни, уменьшения ежедневных усилий, направленных на поддержание условий физического существования, увеличения свободного времени и комфорта».
7.Если животное находит уже заданную среду и живет в ней, человек с помощью технологий выносит ранее обнаруженную среду за ее границы в бесконечность.
Этапы и тенденции развития вычислительной техники и информационных технологий
... работы: изучив доступные источники информации, выяснить основные этапы и тенденции в развитии вычислительной техники и информационных технологий. Знание истории всегда помогает понимать новое, тем более при современном темпе развития информационных технологий. ... создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации (по закону РФ «Об информации, ...
8. Эта среда, доведенная до бесконечности, является новой искусственной средой обитания, второй натурой. А «жизнь в среде, отчасти созданной им самим, является признаком самой сущности человека»,
9. Этот искусственный мир, созданный технологиями, в свою очередь влияет на человека, развивая, в частности, в нем дух изобретательства и предпринимательства.
Несмотря на то, что сущностные характеристики техники как социокультурного явления нельзя дать списком, следует признать, что предложенная К. Ясперсом схема относится к числу весьма удачных и в значительной мере отражает то состояние, которое сложилось к началу второй половины XX в., за исключением, пожалуй, категорического утверждения о тотальной человекоразмерности техники. Понимание сущности техники, как и любого социального явления, во многом связано с решением проблемы ее происхождения. Исследователями предложен ряд периодизаций развития техники. Одна из них принадлежит Г. Волкова, который видит критерий выделения этапов развития техники в переходе от человека к технике функций, вызывающих фундаментальные изменения технологического способа связи человека и техники. Таких этапов он насчитывает три. На первом этапе преобладают ручные инструменты, на втором — станки, на третьем — автоматы. На первом этапе человек является материально-энергетической основой производства, а инструмент только укрепляет его рабочие органы. Во втором случае машина становится основой производственного процесса, а человек — его приложением. На третьем возникает свободный тип связи. Человек освобождается от непосредственного производственного процесса, он получает возможности для творческой деятельности. На этом этапе, говорит Г. Волкова, технология уже не ограничивается в своем развитии пределами человеческого тела.
Другая периодизация предложена Л. Мэмфордом. Последний различает эпохи развития технологий по тому, что каждая из них дает или отнимает у человека. Первая эпоха — палеотехническая, вторая — эотехническая, третья (наступающая) — неотехническая. Первая эпоха — особенно в ее последнем отрезке — предназначена не для укрепления сил, а для интенсификации жизни. Среда, в которой живет человек, — цветы, каналы, фонтаны. Содержание жизни: цвета, запахи, образы, музыка, эротические экстазы, боевые подвиги, мысли и исследования. Живы идеалы справедливости и равенства.
Вторая эпоха — это «эпоха нового варварства», «угольного капитализма», «горнодобывающей цивилизации». для него характерно размывание человеческих принципов, упадок всех жизненных ценностей, разрушение традиций. В новых фабричных городах люди живут и умирают без воспоминаний и надежд. Формируется отношение к жизни как абстракции и к ценности как единственной реальности. Шахта и шахта — архетипический феномен индустриального общества, но в то же время они также являются символом, в котором «механика опирается на свои пределы». «Рудниковая цивилизация» лишь «несчастная интерлюдия» к обществу, которое призвано покончить с догмами индустриализации, демократии, растущих потребностей. В этом обществе техника начинает ориентироваться на органическое. Открытия подсказываются уже не рудником, а виноградником. Похоже, что наука начинает искупать вину Галилея, устранившего человека из образа мира. На наших глазах, утверждает Л. Мамфорда, возникает общество, в котором антропологическая ценность технологий будет признана, а человек больше не будет рассматриваться как посредник.
Техника: сущность, закономерности развития и роль в жизни общества
... из причин того, что философия с явным опозданием обратилась к осмыслению феномена техники и роли техники в жизни человека. В повороте философии к технике громадную роль сыграли труды К. Маркса, ... способа производства на рабочего. Эту роль Маркса в социально-философском анализе техники признают все философы техники. В наши дни исследования техники развертываются в различных направлениях, техника ...
Оптимистический вариант понимания смысла техники сформулировал Мамфорд в изложенной концепции развития общительности. Сторонники пессимистического понимания роли техники в современном обществе указывают, что техника все более становится несоразмерной создавшему ее человеку, который постепенно теряет над ней контроль, что выражается в умножении числа и увеличении объема так называемых глобальных проблем современности.
Постоянно возрастающая роль технологий в обществе привела к выделению относительно независимой области в философии: философии технологий. Хотя термин был введен еще в 1877 г. немецким мыслителем Э. Каппом, опубликовавшим книгу «Основания философии техники», статус особой философской дисциплины она приобрела в 60-е годы XX в. Философия технологии тесно связана с философией науки, с одной стороны, и философской антропологией, с другой. Как и любая формирующаяся дисциплина, она страдает элементами эклектики и в некоторых случаях имеет тенденцию выходить за рамки философской дисциплины. Согласно В. Порусу, давнему исследователю природы философии техники, в настоящее время на первый план в этой отрасли знания выдвигаются следующие проблемы: глобальный характер технического развитая, его способность затрагивать интересы всех народов планеты; проблема ограничения количественного роста техники рациональными пределами; угроза всемирной катастрофы, непосредственно связанная с развитием военной техники и возможной необратимостью экологического кризиса, проблема гуманизации технического роста, предотвращения его конфликта с процессом самоутверждения творческой личности и др. Несмотря на признаки развития, судьба философии техники неясна. Это объясняется, во-первых, тем, что сама идея философских наук, дублирующих в рефлексии конкретные науки, уже более ста лет подвергается убедительной критике, во-вторых, тем, что создание под флагом философии дисциплины, напоминающей не имеющую мировых аналогов отечественную культурологию, чревата появлением конгломерата из различных методов, тем, подходов и решений, принципиально не поддающихся синтезу.
философия техника познавательный совершенствование
Для постиндустриальной цивилизации характерна не механическая система машин, а автоматизация производства, основанная на микроэлектронике и информатике, новейшей интеллектуальной технологии; эта новая техническая и технологическая база меняет весь образ жизни общества и человека. Постиндустриальная цивилизация сформировалась под влиянием современной научно-технической революции, которая захватила как восточные, так и западные страны. Научно-техническая революция оказывает влияние на все основные периоды жизни человека: подготовка и обучение, рабочее время, творческое время и свободное время. Информационные технологии революционизируют эти периоды жизни человека: время профессионального обучения и образования увеличивается, потребности в мобильности повышаются в соответствии с изменившимися условиями и характером работы. Рабочее время сокращается, что способствует улучшению условий труда и благополучию сотрудников. Ранее безработные, как правило, включаются в производство за счет перераспределения рабочего времени, сокращения рабочего дня и рабочей недели. Высвобождается время на творчество и досуг.
Анализ технического развития и организации производства
... все стороны производственного процесса. Задачей анализа технического развития и организации производства является выявление и внедрение передовых методов управления и наиболее рациональной организации производства, внедрение передовой техники и технологии и их ...
Проблема свободного времени — это тоже проблема развития духовной цивилизации. именно духовная цивилизация определяет истинное лицо технической цивилизации, выражая отношение национальной культуры, ее духовных ценностей, традиций к новым материальным и духовным ценностям.
Важно понять, что развитие постиндустриальной цивилизации, вхождение в нее через рынок, как мы сегодня провозгласили, связаны с тем, каким способом происходит овладение новыми материальными и духовными ценностями, прежде всего новыми технологиями, электроникой, автоматизацией, информатикой. Культуре небезразлично новое: она может отвергать или принимать его, органично переработать, сделать своим. Религия, этика, социальные установки, общественное сознание не безразличны к существующим в обществе материальным и духовным ценностям. Это хорошо показал немецкий социолог М. Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма». Протестантская этика, т.е. неформальная система норм и ценностей протестантской религии, регламентирующая человеческие отношения и общественное поведение людей, являющаяся основанием социально-этических оценок, оказала решающее воздействие на развитие промышленного производства, всей предпринимательской деятельности. Согласно этой этике, главными признаками избранного Богом человека являются сила веры, продуктивность труда и успех в делах. Стремление человека через эти нормы утвердить свою богоизбранность создало сильнейший стимул и новые критерии, необходимые предпринимательству, такие как: бережливость, расчетливость, законопослушание, трудовая дисциплина и качество труда, обязательность, ответственность и др.
Говоря о постиндустриальной цивилизации как о будущем человечества, нельзя забывать, что эта цивилизация, общая для всех стран с точки зрения технологических основ, будет иметь свою специфику по отношению к отдельным народам, к их культурам.
Научно-технический прогресс (НТП) — это процесс взаимосвязанного, прогрессивного развития науки и техники, обусловленный нуждами материального производства, ростом и усложнением потребностей общества.
Эволюционная форма научно-технического прогресса — это относительно медленное совершенствование традиционных научно-технических основ производства. Речь идет не о скорости, а о темпах роста производства: они могут быть низкими в революционной форме и высокими в эволюционной. Например, если рассматривать темпы роста производительности труда, то, как показывает история, быстрое развитие наблюдается в эволюционной форме научно-технического прогресса и медленное в начале революционной фазы.
В настоящее время преобладает революционная форма, обеспечивающая более высокий масштабный эффект и ускоренные темпы воспроизводства. Эта форма научно-технического прогресса воплощается в научно-технической революции, или НТР.
Научно-техническая революция проходит три фазы в соответствии с изменениями, происходящими в материальном производстве. Эти изменения влияют не только на эффективность производства, в том числе на производительность труда, но и на факторы, определяющие его рост. Принято определять следующие этапы развития научно-технической революции:
Техника: сущность, закономерности развития и роль в жизни общества (2)
... производстве, но и в быту, В повседневной жизни. Это общение усиливается вместе с растущей технизацией общественной жизни. Техника нашего времени больше не техника прошлых веков. Техническое развитие ... управлению научно-технической политикой. Может быть, различия в философских концепциях, развитых в этих направленность во многом обусловлены способами институциализации философии техники, своеобразием ...
- научный, подготовительный;
- современный (перестройка технической и отраслевой структуры национального хозяйства);
- крупного автоматизированного машинного производства.
Первый этап можно отнести к началу 30-х г. XX в., когда разработки новых научных теорий машинной техники и новых принципов развития производства предшествовали созданию принципиально новых типов машин, оборудования, технологии, нашедших впоследствии применение в период подготовки ко второй мировой войне.
В этот предвоенный период в науке произошел коренной переворот во многих фундаментальных представлениях об основах окружающей природы; в производстве наблюдался бурный процесс дальнейшего развития техники и технологии.
Эпоха второй мировой войны совпала с началом второго этапа НТР. Наиболее передовой в научно-техническом отношении страной были в то время Соединенные Штаты Америки. США не вели военных действий на собственной территории, не имели устаревшего оборудования в промышленности, располагали богатейшими и исключительно благоприятно расположенными природными ископаемыми и в избытке квалифицированной рабочей силой.
Наша страна к 40-м г. XX в. по техническому уровню не могла претендовать на серьезную роль в области научно- технического прогресса. Поэтому второй этап научно-технической революции у нас из-за Великой Отечественной войны и огромных потерь начался позже — после восстановления разрушенного войной хозяйства. Намного раньше вступили во второй этап НТР главные страны Западной Европы — Англия, Франция, ФРГ, Италия.
Сущность второго этапа заключалась в технической и отраслевой перестройке, когда в материальном производстве создавались материальные предпосылки для последующего коренного переворота в системе машин, технологии производства, в структуре ведущих отраслей промышленности и всего национального хозяйства.
На третьем этапе НТР возникло крупное автоматизированное машинное производство. Последние десятилетия отмечены выпуском множества разнообразных автоматических станков и автоматических станочных линий, созданием участков, цехов и даже отдельных заводов.
Говоря о третьем этапе развития НТР, надо отметить, что создаются предпосылки для последующего перехода к крупному автоматизированному производству и в области предметов труда и технологии: новые технологические методы вызывают к жизни новые предметы труда и наоборот. Новые технологические методы (вместе с автоматическими орудиями производства) как бы открыли новые потребительные (с точки зрения потребностей материального производства) стоимости у «старых» предметов труда.
Научно-технический прогресс нельзя представить как простую сумму составляющих его элементов или форм их проявления. Они находятся в тесном органическом единстве, взаимно обусловливая и дополняя друг друга. Это непрерывный процесс возникновения научных и технических идей и открытий, их реализации в производстве, морального старения техники и замены ее новой, более производительной.
Понятие «научно-технический прогресс» достаточно широкое. Оно не ограничивается формами развития науки и техники, а включает все прогрессивные сдвиги как в производственной сфере, так и в непроизводственной. Нет такой сферы экономики, производства или социальной стороны жизни общества, развитие которой не было бы связано с научно-техническим прогрессом. Слово «техника» обычно употребляется в двух смыслах. Во-первых, для обозначения мастерства субъекта какой-либо деятельности, и, во-вторых, для обозначения средств и орудий деятельности. М. Хайдеггер придал ему еще один смысл: особого отношения к миру как к материалу, источнику вещества и энергии, срывающему завесы природных тайн, превращающему бытие лишь в форму и условие человеческого существования.
Научно-техническое развитие России и его влияние на экономику
... на экономический рост страны, а также рассмотрение приоритетных направлений научно-технического развития России, его стимулирование и прогнозирование. Теоретической основой моей работы являются ... новые знания о закономерностях развития природы и общества, на основе которых выявляются новые пути прогресса техники, экономики, организации производства. В результате фундаментальных исследований ...
Для обыденного сознания представляется очевидным, что техника и ее роль в обществе является предметом человеческого внимания с момента своего возникновения. Однако это не так. Лишь с возникновением технической цивилизации и, более того, по достижении ею уровня зрелости, в XIX в. возникает то, что можно назвать проблемой техники в ее отношении к культуре и истории. В XIX в. было переосмыслено понятие человеческой телесности. Было выяснено, что человек обладает не только органическим телом, в котором «локализуется» человеческий дух, заключена его индивидуальная душа и которое являет собой совокупность его органов, начиная с рук, ног, мозга, нервной системы в целом, и кончая дифференцированной чувственностью. Наряду с органическим, он имеет и неорганическое тело, как бы продолжающим первое, каждый его «естественный» орган. «Тело» общественного человека — это органическое тело вместе с теми искусственными органами, которые он создает из вещества внешней природы, «удлиняя и многократно усиливая естественные органы своего тела».
В числе этих многократно усиливающих человека искусственных органов находится то, что мы называем техникой. Зрение человека во много раз умножается очками, биноклем, приборами ночного видения, радарами, телескопами и радиотелескопами, оптическими и электронными микроскопами и т.д. Мы не только можем передвигаться с большими скоростями на автомобилях, поездах, пароходах, самолетах и космических кораблях, но и следить в режиме реального времени за событиями, происходящими за сотни, тысячи и десятки тысяч километров от нас. Можем работать в глубинах океана, на космических станциях, на Луне, Марсе и Венере. Буквально на «краю света». Более того, в эпоху нарастающей глобализации мы можем с помощью информационных технологий в этом же режиме заключать сделки с контрагентами на других континентах, участвовать в работе товарных и фондовых бирж, вливаться в гигантские финансовые потоки и выходить из них. Этот перечень можно бесконечно продолжать.
элемента производительных сил
Проблема, решаемая в этой связи, сводится лишь к определению условий, обеспечивающих возможность институционализации науки, появляющуюся тогда, когда «функции производства знаний для практических целей отделяются от функций производства знания per se».
Но если доинституционализированная наука не имеет практической связи с промышленной техникой, то после своей институционализации она уже вполне «официально» отходит от техники, еще более зримо обособляясь в самостоятельную и независимую (в том числе и от техники) структуру. Отныне к науке, ее исследованиям предъявляются совершенно иные требования. «…Исследование, которое направлено на полное познание естественных законов, должно придерживаться своей установленной внутренней логики. Лишь на втором плане полагалось, что знание обеспечивает правила технической реализации. Техника, таким образом, считалась подчиненной науке, она была ее приложением».
Исследование фонтанных скважин
... МПа). 3.3 Исследование фонтанных скважин Исследование фонтанных скважин проводятся по двум методам. На установившихся и неустановившихся режимах. Исследование на установившихся ... понимают максимальный дебит скважины, допустимый условиям рациональной эксплуатации залежи и обеспечиваемый продуктивной характеристикой скважин. Исследования на неустановившихся ... твердого тела), поэтому защитные п
В некоторых случаях научные исследования, связанные с решением конкретной технической задачи, могут перерастать в фундаментальные научные исследования, что может квалифицироваться как опосредованное влияние техники на науку. Так, конкретное изучение свойств металлов вылилось в кристаллографический анализ более фундаментальной природы. Попытка достижения контролируемого термоядерного синтеза как источника энергии привела к необходимости фундаментального исследования природы плазмы. То есть здесь фундаментальные естественнонаучные исследования были предопределены практическими техническими проблемами и их решением.
1. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. — М.: ООО «ТК Велби», 2013.
2. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C. Философия для технических вузов. Серия «Высшее образование». Ростов н/Дону: Изд-во «Феникс», 2013.
3. Горохов В.Г. Методологический анализ системотехники. — М., 2002. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук М„ 2004.
4. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. М., 2008. Иванов Б.И., Чешев ВВ. Становление и развитие технических наук. — Л., 2007.
5. Гуревич П.С. Философия: Учебник для психологов. — М.: Изд-во Моск. Психолого-социального института;
- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
6. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: Учеб. пособие для высших учеб. заведений. — М, 2005. Философия: учебник / Под ред. В.Д. Губина и др. — М.: Русское слово, 2007.
7. Философия и методология науки: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.И. Купцова. — М.: Аспект Пресс, 2006.
8. Философия: Учебник/ Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, Л.В. Разина. -2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический проект; Трикста, 2004.