Батик — искусство, пришедшее из Юго-Восточной Азии. Несложный арсенал средств, необходимый для этого вида росписи, делает его доступным для выполнения даже в домашних условиях.
Используя различные приемы батика, можно расписать панно, платок, блузку, платье. Росписью по ткани можно заниматься людям, обладающим различной художественной подготовкой. Основные приемы росписи в технике горячего батика можно освоить дома, в мастерской. Такие работы оригинальны, современны, дешевы и актуальны, так как в моде — украшения интерьера декоративными панно. Извечное стремление людей выглядеть неповторимо, модно подпитывает постоянный интерес к рукотворным изделиям. Не снижается интерес и к ручной росписи ткани. Переосмысленная и переоформленная в соответствии с требованиями времени, эта техника заняла достойное место среди других видов декоративно-прикладного искусства. Осваивая приемы работы от простых к более сложным, можно украсить собственными произведениями интерьер квартиры, офиса, класса, аудитории, создать уникальную одежду.
Батик — это вид творчества, интерес к которому не только не гаснет, а наоборот — все больше и больше заинтересовывает своей спецификой и разнообразием.
Техника и история возникновения батика.
Искусство украшения ткани известно с давних времен. Сначала появился ткацкий рисунок, который создавали особым переплетением нитей. Позднее рисунок стали наносить ручным способом. Еще позднее были изобретены печатные деревянные (резные) доски. В XVII веке для печати начали применять металлические набивные доски. Следующим шагом стало изобретение печатных машин. Рисунок мастера граверы вырезали на металлических валах; валы погружали в краску, прокатывали по ткани, нанося узор. Если рисунок был цветным, подготавливали несколько таких валов — для каждой краски.
Иногда при оформлении ткани применяли одновременно два способа украшения — переплетение нитей и роспись или набойка. Таким были китайские ткани «кэсэ», в которых ткацкий узор дополняли росписью кистью.
Самой древней из известных росписей (около двух тысяч лет) является китайская роспись из древнего захоронения. Ткань на удивление хорошо сохранилась. Она покрыта темными фигурами, раскрашенными минеральными красителями. Контуры фигур выписаны чрезвычайно умело и динамично. Обнаружена эта роспись была лишь во времена китайской революции. Это почти двухметровое полотнище. (прил.1)
Декоративный элемент росписи ткани в интерьере. Смешанная техника
... художников по ткани и дизайнеров по текстилю Разработать эскизные поиски текстильных изделий ( ... запоминающимся. Батик - эта интересная техника росписи тканей, история которой берет начало в глубине ... то, что создать два одинаковых рисунка практически невозможно, поэтому расписанные батиком ... батик): картины, шторы, ширмы, светильники, декоративные панно, авторская одежда, аксессуары (шарфы, платки, ...
Особенно широко искусство набойки было развито на Руси. Русская набойка
Оба описанных способа украшения тканей существуют до сих пор.
Старинная русская набойка по своим техническим приемам была очень близка батику — разогретый резерв (различные смеси пчелиного воска, смол и других компонентов) наносился вручную на ткань при помощи так называемых квачей (тампонов), штампиков или резных досок. После застывания резерва ткань опускали в чан, как правило, с синей краской — индиго. По окончании процесса крашения ткань просушивали, удаляли резерв, после чего на синем фоне оставался белый узор. Чан, в котором окрашивалась ткань, назывался кубом; отсюда и способ этот получил название кубовой набойки.
Нередко наносили масляной краской ярко-красный горох. Эти ткани использовались главным образом для шитья сарафанов, а нередко и мужской одежды.
Позднее, в конце XVII в., научились выполнять так называемую белоземельную набойку. Рисунок в этом случае печатался резными досками по неокрашенной ткани. Количество досок соответствовало количеству цветов, образующих рисунок. Резной узор на досках часто дополнялся металлическими вставками в виде гвоздиков без шляпок, печатавших «мелкий горох», или металлических полос, изогнутых соответственно рисунку, при помощи которых узор обогащался тонким контурным рисунком, придающим ткани изящество.
Полотна, украшенные описанным выше способом, применялись не только в костюме, но и в интерьере.
В конце XIX — начале XX в. набивные ткани изготовлялись на фабриках и широко использовались не только в сельском, но и в городском интерьере. Рисунки стали разнообразнее и богаче по цветовой гамме. Приобрели известность великолепные ивановские и костромские набойки.
Мастера-рисовальщики и граверы на протяжении многовекового пути развития набойки отбирали и отшлифовывали узоры, главным украшающим мотивом которых становились цветы и листья. В каждом растении эти мастера умели найти главную декоративную характеристику, прорисовать и сколорировать узор таким образом, что он сливался воедино с тканью, не разрушая ее плоскости.
В декоративных набойках нередки были изображения сцен деревенской и городской жизни, птиц и зверей. Поражает мастерство рисовальщиков и граверов, создававших декоративные композиции, необычайно слаженные, ритмичные, где даже фон между элементами орнамента воспринимался как узор.
В нашей стране художественная роспись тканей существует примерно с 30-х гг. XX в. и за время своего существования получ ила широкое развитие и признание. Способами художественной росписи оформляются главным образом изделия, дополняющие костюм (головные и шейные платки, косынки, шарфы, галстуки), а также купоны женских и детских платьев, вещи для украшения интерьера — занавеси (большие и маленькие), скатерти, салфетки и т. д.
Занимаясь художественной росписью тканей, необходимо помнить, что это один из видов декоративно-прикладного искусства, поэтому преподавание не следует ограничивать освоением технических приемов, изучение предмета должно способствовать развитию вкуса.
Как и все виды декоративно-прикладного искусства, текстиль имеет свои принципы оформления изделий, которые определяются местом данного искусства в жизни человека, известным кругом художественных задач, средств и приемов, дающих возможность художнику наиболее полно выразить свой замысел в вещи определенного назначения, раскрыть красоту и свойства материала.
Организация кружка по технологии «Художественная обработка ...
... обеспечения для кружка по художественной обработке тканей; организация и проведение опытно-экспериментальной работы. Теоретическая значимость, Практическая ... периода изучения технологии основной школы. В данной дипломной работе нас интересует процесс аппликационных работы учащихся, с ... в тканях. Аппликация - способ создания орнаментов или художественных изображений путем наложения на бумагу, ткань и ...
Основным принципом оформления текстиля можно назвать принцип обобщенного решения орнамента и отдельных его изобразительных элементов. Платок или косынка, повязанные на голову, вокруг шеи или накинутые на плечи, ни своим композиционным членением, ни трактовкой рисунка не должны нарушать естественной округлости головы или плавных линий шеи и плеч, кроме того, ткань может собираться в складках, и элементы орнамента зачастую не могут сохраниться в своем первоначальном виде. Таким образом, увлечение передачей пространства противоречит задачам создания композиции на плоскости. Столь же неверным приемом будет и иллюзорное изображение на легкой прозрачной ткани узоров вышивки, ткачества, резьбы по дереву, где ясно прослеживается стремление передать переплетение нитей и выпуклости швов или объем деревянной резьбы. Это всегда будет выглядеть дешевой и ненужной подделкой.
Штучные текстильные изделия с росписью, как правило, дополняют костюм, создавая ансамбль, который может строиться на контрастном или тональном сочетании гладкокрашеной ткани платья и насыщенного цветом, красиво повязанного шейного платка, шарфа или косынки.
Когда семь легионов римского полководца Марка Лициния Красса в 54 г. До н. э. преследовали парфян в восточном направлении ч ерез реки Евфрат под Карфагеном, то отступавшие до сих пор парфяне остановились и обстреляли своих преследователей градом стрел. Отважные, закаленные в боях легионеры, может, и справились бы с этим неожиданным поворотом событий, если бы не произошло следующее. Под ужасающие крики парфяне развернули огромные шелковые полотнища знамен и стали размахивать ими, переливающимися яркими красками под ослепительным солнцем. Это настолько деморализовало римлян, что они в беспорядочном бегстве поспешили покинуть это «ужасное место».
Разбитые легионеры Красса были первыми римлянами, которые столь трагическим и таинственным образом познакомились с шелком. Правда, представления о производстве шелка были абсолютно неверными. Ведь даже Нирхос, один из офицеров Александра Великого, который, по-видимому, был первым европейцем, столкнувшимся с шелком в Индии во времена захватнических походов Александра, рассказывал, что шелковые нити собирались или «вычесывались» из деревьев редких пород.
Да и знаменитый Вергилий описывал процесс получения шелка точно таким же образом. Уникальные свойства шелка и окружавшие его возникновение легенды сделали струящуюся, нежную на ощупь ткань выражением могущества, роскоши и, пожалуй, самым вожделенным товаром в Риме на рубеже старого и нового летоисчислений.
Шелк был настолько дорогим, что шел на вес золота. Так, например, Цезарь демонстририровал свое могущество помимо прочего еще тем, что при вхождении в Рим велел натянуть на тенты драгоценную шелковую ткань. В скором времени шелк настолько покорил римлян, что появилась озабоченность по поводу экономической мощи государства. Вместе с тем опасались, что воцарившаяся с шелком роскошь приведет к упадку и разложению. Так, в 14 г. Н. э Тиберий запретил римлянам носить шелковую одежду — хотя, по правде сказать, этот запрет так никем и не выполнялся.
Батик от Светланы / Art paintings on natural silk by Svetlana
... золотым веком художественного ткацкого производства. Появилось множество различных техник росписи тканей, например, таких как восковая набойка - суримон, а также техника узоров по трафарету - кок и т.д.. В конце ... то, насколько высоко были развиты техники производства, окраски и росписи тканей. Китай подарил миру прекрасный материал шёлк, который идеально подошёл для батика. В танский период в ...
Тайна изготовления шелка — на радость китайцам и торговцам шелкового пути, в чьи карманы и стекалась вся прибыль, еще долго оставалась неразгаданной. Якобы даже сам Нерон предполагал, что шелк вычесывают из коры тутового дерева или получают из какого-то пустынного цветка. Тем временем римляне уже научились ткать нежный шелк.
Относительно толстая шелковая китайская ткань под неусыпным надзорам римлян осторожно разделялась на мануфактурах Ближнего Востока на нити, после чего из них снова ткали невесомую, украшенную различными орнаментами и узорами ткань. Эти искусно сотканные и великолепно окрашенные получаемой из пурпурных улиток краской драгоценные ткани попадали по шелковому пути обратно в Китай, древнюю родину шелка.
Когда же римским купцам примерно в 150-200 гг. н. э. во время одной из поездок в далекий Китай удалось узнать тайну шелка и познакомиться с его получением с помощью гусениц шелкопряда, они предприняли все для того, чтобы самим разводить этих удивительных бабочек.
Однако добиться этого удалось лишь в 532 году (в Сирии) после распада единой китайской империи. По поручению императора Юстиниана два византийских монаха вывезли из Китая контрабандой личинки гусениц в полых посохах. В 533 году в Сирии вывелись первые гусеницы шелкопряда. Более трех тысячелетий Китаю удавалось сохранять тайну разведения шелкопрядов, и должно было пройти ещё несколько веков, прежде чем Китаю пришлось уступить свое господствующее положение на этом рынке арабам. Теперь изготовление шелка уже невозможно было остановить и в остальной Европе. Оно стало распространяться вместе с исламом и в Северную Африку, Сицилию, Испанию. Шелком стали торговать практически повсюду.
В 1522 году Кортес достиг берегов нынешней Мексики. Среди прочего он привез с собой тутовые деревья и гусениц шелкопряда. Таким образом, изготовление шелка началось теперь и в Новом Свете, а китайская монополия на шелк ушла в далекое прошлое.
Впервые аналогичная современной роспись по шелку появилась в Японии в XV веке. Как и китайские мастера, японские художники пользуются, прежде всего, тушью, но вместе с тем применяют и жидкие красители, которые наносятся с помощью определенных тканей, чтобы избежать слишком сильного расплывания краски на шелке. Таким способом изготавливаются, например, завораживающие своей красотой ландшафты. По мере того, как Япония становится все более открытой Западу, в японскую живопись проникают и европейские изобразительные средства. Во второй половине XX века японская роспись по шелку находит в Европе увлеченных последователей. Особенно интенсивно идеи Востока перенимаются импрессионистами Франции. В первом десятилетии нашего столетия на смену воску для батика приходит клейкий материал Gutta, который позволяет использовать в работе современную новую технику. Сейчас роспись по шелку находит все больше почитателей.
Родиной горячего батика считается Индонезия. Классический гор
Роспись делали с помощью изобретенного в XVII веке прибора «чантинга» (другие транскрипции — тьянтинг, тьянтин).
Это небольшой сосуд, медный или латунный, с одним или несколькими носиками, который прикреплен к деревянной или бамбуковой палке-ручке. Ткань с нанесенным воском рисунком на несколько часов погружали в раствор красителя. Окрашивание производилось от самого светлого цвета к темному. Операция повторялась столько раз, сколько цветов в рисунке. Последний цвет, как правила, черный или темно-коричневый.
Производство шелковых тканей
... эффектом, близкие по внешнему виду и свойствам к тканям из натурального шелка. Цель настоящей работы – изучение ассортимента тканей из синтетических нитей и из синтетических нитей с ... нити с филаментами различного профиля придают тканям эластичность, блеск, мягкость. Перспективно дальнейшее развитие производства креповых тканей из полиэфирных нитей. Эти ткани имеют оптический эффект и приятный гриф ...
После окончания крашения ткань снова высушивали. Последняя операция — удаление с ткани воска. Для этого ее погружали в котел с горячей водой. Со временем техника ручного батика применялась все реже. Штампы из тонких металлических проволок значительно ускорили процесс. Такой штамп окунали в расплавленный воск, потом прикладывали к полотну. Полученные контуры рисунков заливали краской. Если раньше на роспись одного куска ткани уходило от полутора-двух лет, то с помощью штампов можно было сделать в один день до 20 кусков ткани.
В конце XVII века Европу покорили своей красотой индийские набивные ткани — ситцы. Штампом с нанесенным красителем наносили удары по ткани — набивали ткань. Сначала появилась набойка в одну краску. Существовало два способа такой печати — краской на полотно и несколько похожий на классический батик способ кубовой набойки. Во втором случае на ткань наносили расплавленный воск металлическим штампом, потом всю ткань опускали в большой чан с красителем. Этот чан назывался кубом, отсюда и пошло название «кубовая набойка». Самым часто употребляемым красителем был синий индиго. В конце XVII века появилась так называемая белоземельная набойка — цветная печать по белому фону. Тогда же стал применяться более сложный контурный рисунок из закрепленных на набоечных досках фигурно изогнутых металлических полос.
Часто вокруг мотива набивались гвозди без шляпок, которые при печати дают рисунок Горохов. Один из излюбленных мотивов набойки — так называемые огурцы.
В печати использовали пигментные присыпки, для чего варили клейкую массу из растительного масла. Масло кипятили 12 часов, после чего выливали в сосуд с холодной водой. На дно выпадал густой осадок, который потом присыпали пигментами, часто блестящими.
В Индии и Индонезии росписи чаще всего использовались для оформления одежды. В Японии и Китае роспись применяли также при создании традиционного для этих стран интерьера: ширм и картин, полных поэтических ассоциаций. Мастера пользовались техникой «свободная роспись». Обязательно ассиметричная композиция, полная символических значений, противопоставлений создает столь привлекательную, неповторимую гармонию.
Современные версии ручной росписи ткани, опираясь на традиционные направления, подкреплены новыми технологиями. В горячем батике вместо печатного воска стали использовать парафин и стеарин. Сетка трещин, появлявшаяся в процессе крашения в технике горячего батика и считавшаяся дефектом, приобрела значение интересного самостоятельного эффекта и стала неотъемлемой частью и символом этой техники.
Актуальность выбранной темы
Тема моей курсовой работы «Батик. Восточный натюрморт». В выборе темы я руководствовалась несколькими факторами.
Во — первых, знакомясь восточной культурой, на меня произвел впечатление орнамент, которым украшены не только стены помещений, одежда людей востока, но и посуда. Так же меня впечатлил колорит в помещениях. Сочетание светлых и темных тонов красок передает дух и сущность самого Востока.
Технология механизированных работ в растениеводстве
... отделения, перечень и объем механизированных работ Основы для составления плана работ служит структура посевных площадей, а также принятые в хозяйстве технологии возделывания культур, имеющиеся с- ... и перспективный план развития хозяйства. При составлении плана учитываются также современные технологии возделывания культур. Перечень операций составляются из технологических карт, имеющихся в ...
Во — вторых, техника батика, очаровавшая меня графическими и живописными эффектами, была выбрана как способ, позволяющий наиболее выразительно воплотить собственный замысел.
Я считаю, что мой батик будет сочетаться с любым интерьером жилых и общественных помещений, т.к. по цветовой гамме оно сочетается с цветовой гаммой интерьера (гостиного помещения, на примере которого представлен батик), не выделяется своими цветами и придает помещению уют и комфорт.
батик набойка украшение ткань
В основе выполнения батика лежит идея — эскиз. Важно продумать заранее все — цветовую гамму росписи, тематику, размеры и технику выполнения.
Для выполнения батика первоначально был разработан эскиз.(прил.2) Т.к. мой батик выполняется по теме «восточный натюрморт», первоначально требуется:
- Изучить литературу на тему восточных орнаментов, картины с изображением восточных натюрмортов;
- Правильно подобрать цветовую гамму, чтобы она красиво и гармонично сочеталась не только между собой но и с интерьером в котором будет размещен батик;
- Изучить технику, в которой будет выполнен батик.
- Т.к.
батик — это декоративная композиция, требуется упростить форму каждого предмета.
Для выполнения батика нам потребуется:
- Простой карандаш (тм)
- Ткань для батика (атлас 120х120см)
- Рама
- Рамка для батика
- Набор красок для батика (акриловые краски):
Красный
Желтый (светлый, желтый, охра)
Синий
Зеленый (темный, салатный, светлый)
Черный
Пшеничный
коричневый
Алый
Фиолетовый
Оранжевый(темный и светлый)
- Резервирующий состав
- Краски для батика (белка) разной толщины и плоскости
- Цветные контуры:
Синий
Желный
Медь
Зеленый
Золотистый
Натяжение ткани на раму.
Перед тем, как начать работу, нужно ткань натянуть на раму. Более подходящие ткани для батика это шелк или атлас. В данном случае я использовала атлас. Натягивать ткань следует от центра рамы и ткани к краям, чередуя стороны рамы. При правильном натяжении ткань не будет проваливаться во внутрь, а будет похожа на «барабан».
Перенос рисунка на ткань.
Если переносить рисунок на ткань карандашом, нужно выбирать карандаш средней мягкости — ТМ. Если требуется точно скопировать рисунок, нужно воспользоваться методом копирования рисунка: направить луч света на низ подрамника, наложить рисунок под ткань.
Фиксирование рисунка на ткани.
После перенесения рисунка на ткань требуется обвести его специальным резервирующим составом, чтобы краски в процессе работы не смешивались между собой. После нанесения резервирующему составу нужно высохнуть
Выполнение основной работы.
Стена, окно и столешница.
После того, как резервирующий состав высох можно приступить к основному этапу работы — придания рисунку цвета.
Я решила выбрать более простую технику батика, т.е. рисовать чистыми цветами.
Стена представлена в виде полос (синих и голубых).
Т.к. голубого цвета нет, его можно получить при помощи воды (каплю краски смешать с небольшим количеством воды).
Производство строительных малярных работ
... по приготовлению малярных составов по подбору колеров. Последовательность выполнения малярных работ для различных условий производства указывается в ЕНиРе и в СНиПе 3.04.01-87. При производстве малярных работ применяют ... колеров и вид окраски, а до начала работ определен способ окраски. Малярные работы принимают только после высыхания водоразбавленных красок и не ранее образования прочной пленки ( ...
Рама окна имеет бирюзовый цвет (синюю краску смешать с зелёной краской).
Само стекло окна расписывается бледно-голубым цветом.
Столешница имеет охристый цвет.
Посуда.
Чаша, в которой находятся фрукты, состоит из двух цветов: синего и голубого, таких же как и стена. Так же на чаше присутствует орнамент, который остается белым.
Поднос, на котором лежит дыня, тоже состоит из двух цветов: серого и черного. (серый цвет — каплю черной краски смешать с небольшим количеством воды).
Самым большим предметом посуды является кувшин. Он состоит из трех цветов: светло-желтого, пшеничного и коричневого.
Фрукты.
Без чего не возможен восточный натюрморт, так это без фруктов.
Виноград расписан двумя цветами зеленого (светлого и темного).
Гранат расписан бордовым (красный с синим или фиолетовым цветом),
красным и оранжевым цветами.
Дыня же имеет желтую, оранжевую и красную краски.
Работа с контурами.
После завершения работы с красками необходимо выделить некоторые предметы, такие как разрезанный гранат, светлые виноградины и дыню. В этом помогут цветные контуры.
После завершения работы происходит подсчет затраченных средств для работы.
Итак:
1. Ткань для батика (атлас 120х120см) — 160 руб.
2. Рейка для подрамника (4м) — 100 руб.
3. Рамка для батика (1м х 70см) — 356 руб.
4. Набор красок для батика — 510 руб.
5. Краски для батика (12 шт. х 55 руб.) — 660 руб.
6. Цветные контуры (5 шт. х 84 руб.) — 420 руб.
Авторское право — 500 руб.
Итого: 2700 руб.
Можно сделать вывод: .
батик — это вид творчества, интерес к которому проявляется все сильнее и сильнее, но это не очень дешевый вид творчества.
Затраты, конечно, большие, но если выполнить работу в хорошем качестве, то и затраченные средства она оправдает.
Итак, батик — это картина написанная на ткани, а значит она будет находится в жилом помещении.
Хорошо эта работа будет смотреться в интерьере восточного стиля.
Но перед размещением такой работы в интерьере следует учитывать колорит самого интерьера. Как будет смотреться работа в интерьере, не будет ли она выбиваться из интерьера или пропадать в нем.
Даже если работа сочетается с интерьером и не портит его, следует определить место, где будет располагаться картина. Ведь если картина будет висеть где-то в дальнем углу комнаты, она потеряется, и будет вызывать дискомфорт в интерьере. Поэтому её следует вешать по центру стены, если это гостиная, если столовая то над столом.
По моему мнению, моя работа будет красиво смотреться в любом интерьере, и не только в восточном. Главное правильно подобрать колорит. (прил.3)
Работа над темой расширила мои представления об истории росписи ткани, а так же о новых современных способах и технологиях рисунка на ткани. Техника батика была выбрана как способ, позволяющий наиболее выразительно воплотить собственный замысел. Те знания, умения и навыки, которые мной приобретены в процессе работы над проектом помогут мне в дальнейшей работе. Владея всеми приемами художественной росписи, ткани я могу свободно выбирать темы творческой работы.
Разработка дизайн-проекта интерьера квартиры
... разъездах. Тема дипломного проекта: Дизайн-проект квартиры по адресу: г. Москва, 2-я Квесисская улица. Целью работы является ... других вещей. 1.3 Цель дизайна интерьера квартиры для семьи (Шаги дизайнера интерьера при выполнении дизайн-проекта) В первую очередь, ... предварительные варианты расположения мебели. Следующим этапом является разработка решения по расположению в квартире источников света. ...
Такая работа требует высокого исполнительского мастерства. Но в этом и заключается прелесть индивидуального подчерка, своеобразная манера исполнения. Полученный опыт позволяет проявить индивидуальные творческие способности, определиться в окончательном выборе сложного пути в росписи по ткани. Осознавая, что существует много других не менее интересных приемов росписи, я полагаю, что их изучение позволит мою дальнейшую работу сделать более содержательной.
1. Синеглазова М. О. «Распишем ткань сами». Москва, 2011 г.
2. Гильман Р. А. «Художествення роспись ткани». Москва, 2014 г.
3. Энциклопедия художника «Искусство батика». Москва, 2010 г.