ИСО (международная организация по стандартизации) является всемирной федерацией национальных органов по стандартам (органов-членов ИСО).
Работа по подготовке международных стандартов обычно осуществляется в ИСО силами Технических комитетов. Каждый национальный орган-член ИСО, заинтересованный в той области, для которой был создан соответствующий Технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете.
Международные организации, как правительственные, так и неправительственные, находящиеся в связи с ИСО, также принимают участие в работе. ИСО тесно сотрудничает с Международной
Международные стандарты готовятся в соответствии с правилами, приведенными в Директивах ИСО/МЭК, Часть 3.
Окончательные проекты международных
Международный стандарт ИСО 9000:2000 был подготовлен Техническим комитетом ИСО/TC 176 «Менеджмент качества и гарантии качества», подкомитетом SC1 «Концепции и терминология».
Сертификация ИСО 9000
Серия стандартов в диапазоне номеров 9000 – 11000 была определена Международной организацией по стандартизации для стандартов по системам управления качеством. Стандарты этой серии определяют требования именно к системе управления, а не к продукции или услугам, предоставляемым организациями и предприятиями. В состав стандартов серии входят стандарты, непосредственно представляющие требования, стандарты, представляющие справочную информацию и руководящие указания, а также стандарты обеспечивающие (разъясняющие) частные вопросы систем менеджмента качества [3].
Первая версия стандартов ИСО серии 9000 была опубликована в 1987 году. Изначально, в состав этой серии входило всего пять стандартов. Кроме того, к этой же серии стали относить и стандарт на терминологию менеджмента качества, опубликованный ранее в 1986 году.
В первой версии стандартов ИСО серии 9000 было установлено три модели системы менеджмента качества для предприятий и организаций с различным жизненным циклом производства. Для того, чтобы организации могли определить какую из моделей необходимо применять, в состав серии был включен стандарт, представляющий собой руководство по выбору модели системы качества. Также, для понимания, каким образом необходимо осуществлять управление системой качества, в серию был включен справочный стандарт по общему руководству системой качества [1].
Стандарты качества
... международной организации по стандартизации ISO TK-176 «Управление качеством и обеспечение качества» опубликована серия стандартов по системам качества организаций (серии 9000), включающая следующие стандарты:9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания ...
Структура серии стандартов ИСО 9000, вышедших в 1987 году была следующей:
— ИСО 9000:1987 – «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению».
— ИСО 9001:1987 – «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании».
- ИСО 9002:1987 – «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже».
— ИСО 9003:1987 – «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».
- ИСО 9004:1987 – «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».
- ИСО 8402:1986 — Качество. Словарь.
Построение и сертификация систем качества осуществлялась по одной из трех моделей ИСО 9001, ИСО 9002 или ИСО 9003 [4].
ИСО 9001 являлся наиболее полным из трех стандартов, т.к. в его состав включались требования ко всем этапам жизненного цикла производства продукции – от проектирования, до обслуживания.
ИСО 9002 ограничивал действие системы качества только этапами производства, испытания продукции и поставки ее потребителю.
ИСО 9003 содержал самый минимальный набор требований к системе качества и ограничивался только этапом контроля и испытаний готовой продукции.
Таким образом, получалось, что требования стандарта ИСО 9003 входили составной частью в требования стандарта ИСО 9002, а те в свою очередь, являлись составной частью требований стандарта ИСО 9001 [2].
Область применения ИСО 9000
Настоящий стандарт устанавливает основные положения систем менеджмента качества, являющихся объектом стандартов семейства ИСО 9000, и определяет соответствующие термины.
Настоящий стандарт может использоваться:
а) организациями, стремящимися добиться преимущества посредством внедрения системы менеджмента качества;
б) организациями, стремящимися получить уверенность в том, что их заданные требования к продукции будут выполнены поставщиками;
в) пользователями продукции;
г) теми, кто заинтересован в едином понимании терминологии, применяемой в менеджменте качества (например поставщики, потребители, регламентирующие органы);
д) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые оценивают систему
е) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые консультируют или
Система экологического менеджмента и ее сертификация
... рекомендательного характера, касающиеся построения на предприятии систем менеджмента в области экологической безопасности, социальной ответственности, качества продукции. Правила - международные стандарты - являются основанием для добровольной сертификации готовой продукции или систем менеджмента/управления на предприятии. В России ...
ж) разработчиками соответствующих стандартов [5].
Основная цель
В основу международных стандартов ИСО серии 9000:2000 положены восемь принципов управления качеством.
- Принцип 1. Ориентация (или фокус) на потребителя.
- Принцип 2. Лидерство.
- Принцип 3. Вовлечение персонала.
- Принцип 4. Процессный подход.
- Принцип 5. Системный подход.
- Принцип 6. Непрерывное улучшение.
- Принцип 7. Подход к принятию решений на основе фактов.
- Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Версия стандартов ИСО серии 9000:2000 стремится избежать ситуации, при которой документирование становится самоцелью.
Политика в области качества определяет ответственность высшего руководства за качество выпускаемой продукции и процессов ее производства и является равноправной и согласованной частью общей политики и стратегии организации.
ИСО 9000:2000 определяет зарегистрированные данные, как «документ, подтверждающий достигнутые результаты или представляющий доказательство о проделанной работе».
В версии стандартов 2000 года был пересмотрен подход к построению и управлению системой качества. Начиная с этой версии, работа организации, в том числе и работа системы качества, рассматривается с точки зрения процессов этой организации.
Версия стандартов 2000 года предусматривает 4 группы процессов, связанных с системой менеджмента качества:
- Процессы управленческой деятельности руководства;
- Процессы обеспечения ресурсами;
- Процессы жизненного цикла продукции;
- Процессы измерения, анализа и улучшения.
Также в этой версии стандартов произошло объединение трех моделей систем качества в единую модель. Стандарты ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 были объединены в один стандарт ИСО 9001:2000. С вступлением в силу этого стандарта все организации могли выстраивать систему качества по единой модели вне зависимости от вида выпускаемой продукции и услуг, а также этапов жизненного цикла производства. В том случае, если какие-либо этапы жизненного цикла производства продукции на предприятии не применялись, разрешено было делать исключения из требований стандарта. За счет этого модель системы качества стала более «гибкой» и универсальной [1].
Существенные изменения произошли и в
В результате очередного пересмотра стандартов серии ИСО 9000, 25 декабря 2000г. была введена в действие новая редакция, которая претерпела существенные изменения. Новая версия основывается на концепции бизнес-процессов и включает в себя некоторые новые области — процесс непрерывного совершенствования, оценку удовлетворенности заказчика выпущенной продукцией или оказанными услугами, менеджмент ресурсов.
Система менеджмента качества
... продукции или услуг, разработать инструкции по выполнению правильных действий и контролировать эти действия. Система менеджмента качества как система ... за год до введения в действие стандартов ИСО серии 9000. В 1994 г. ... систему образования и самосовершенствования сотрудников. Принимайте любую работу, полезную для осуществления изменений. Начиная с 1950 года, Деминг начал внедрять свои принципы ...