Анализ техники и методика обучения ведению мяча и обводке соперника

Контрольная работа

Ведение мяча является важной частью игры в баскетбол. Наряду с бросками и передачами это один из трех способов продвижения мяча и единственный способ передвижения игрока с мячом.

Очень важен баланс у игрока с мячом между ведением, передачами и бросками. Только с опытом и при целенаправленной работе тренеров к игроку приходит умение различать ситуацию, требующую немедленную передачу, ведение или бросок. Можно утверждать, что ведение тогда используется правильно, когда выполнение других приемов невозможно или неуместно, а дриблингом решается задача, возникшая в создавшейся, конкретной ситуации.

Хороший дриблер может передать мяч быстро и точно, даже если его опекают два защитника. Он может изменять направление движения, переводить мяч с одной руки на другую, укрывать его корпусом. Дриблер может выполнять финты головой, глазами, рукой или плечом. В запасе у него изменение скорости, внезапное начало ведения и неожиданные остановки. Возможно, самым важным является его умение вести мяч без зрительного контроля в любой ситуации.

1. Техника ведения мяча

Ведение — технический прием, при котором игрок одной рукой толчкообразным движением посылает мяч в пол. Голова должна быть поднята, а взгляд устремлен вперед. В баскетболе чаще всего применяют ведение с обычным и сниженным отскоками мяча. При ведении мяча с обычным, средним по высоте отскоком баскетболист передвигается на слегка согнутых ногах, туловище несколько наклонено вперед, рука, ведущая мяч, согнута в локте (предплечье параллельно площадке), кисть со свободно расставленными пальцами встречает отскакивающий мяч и накладывается на мяч сверху «от себя». Толчки мяча выполняют равномерно, согласованно со скоростью продвижения и нескольку сбоку от игрока. Нужно стремиться к тому, чтобы рука сопровождала мяч возможно дольше, а это способствует хорошему контролю мяча и лучшему управлению им. Для быстрого продвижения применяют ведение с высоким отскоком мяча. Ведение мяча со сниженным отскоком игрок осуществляет в более низкой стойке и раньше встречает мяч, отскакивающий от площадки. Это достигается за счет движения кисти почти выпрямленной рукой. Применяет его, когда необходимо изменить ритм ведения, если защитник находится вблизи.

2. Основные правила ведения мяча

Тремя наиболее важными правилами ведения являются: стойка, контроль мяча и поле зрения.

1. Стойка. Основное положение тела при ведении мяча следующее. Колени согнуты, таз слегка опущен, а вес тела подан вперед. Верхняя часть туловища наклонена вперед, а голова и плечи держатся прямо для равновесия и контроля. Свободная рука в случае необходимости готова к укрыванию мяча. Различные способы ведения требуют различной степени сгибания ног, но положение тела должно быть таким, чтобы предоставить дриблеру различные возможности: выполнить бросок, передачу, изменить направление или остановиться.

4 стр., 1970 слов

Техника передач и ловли мяча на х баскетбола

... передачи – ключ к успеху в игре. Изучение техники передач мяча на уроках баскетбола входит в программу по физической культуре общеобразовательных школ. Упражнения на развитие, Упражнения в парах: 1.Передачи двумя руками ... треугольником, выполняют передачи друг- другу тремя мячами Упражнения с передвижением по залу: 1. Передачи мяча в тройках при продвижении от кольца к кольцу. Мяч передавать через ...

2. Контроль мяча. Мяч контролируется пальцами, кистью, локтем ведущей мяч руки, регулирующего высоту и скорость отскока мяча, и способствует боковому или продольному продвижению. Ладонь слегка согнута в виде чашечки или лодочки и никогда не касается мяча, пальцы удобно разведены (положение кисти на мяче при броске), а ведение заканчивается мягким движением кисти (как при броске), которая толкает мяч в направлении пола. После отскока мяч ловится кистью, смягчающей (одновременно со сгибанием руки в локте) движение мяча вверх. Особое внимание при контролируемом ведении необходимо уделить времени нахождения мяча на кисти от момента касания мяча пальцев после отскока до момента, когда мяч отрывается от кончиков пальцев при очередном ведении. Очевидно, что чем больше мяч сопровождается рукой после отскока от пола, тем больше возможностей у игрока для принятия решения и выполнения очередного действия. У хорошего дриблера мяч «прилипает» к кисти. Этого можно добиться за счет синхронного со скоростью отскока мяча от пола сгибания руки в локте и, что важнее, мощного удара мячом в пол на предыдущем ведении. Чем сильнее давление на мяч при ведении, тем больше возможность контролировать мяч, когда он находится на кисти.

3. Поле зрения. Периферическое зрение так же важно для дриблера, как и для игрока, передающего мяч. Поле зрения дриблера должно включать все, что находится впереди и сбоку от него. Хотя дриблер никогда не должен специально смотреть на мяч, он постоянно должен находиться в поле его зрения, так же как и все игроки, судьи, разметка площадки и корзина. Периферическое зрение игрока может быть развито до таких пределов, что возможно контролировать все объекты в пределах 180 градусов, а поворачивая голову на 90 градусов направо и налево — соответственно всю площадку за время меньшее, чем требуется на выполнение одного удара мячом в пол. Это качество особенно ценно для разыгрывающих игроков. Тренер может продемонстрировать возможности любого игрока своей команды следующим образом. Игрок становится в центре поля лицом к кольцу, глядя строго на него. Тренер располагается на пересечении центральной и боковой линий сбоку от игрока и располагает руку в одном из трех положений: рука поднята вверх, рука направлена на корзину, рука опущена. Игрок определяет положение руки, не поворачивая головы. Еще не было случая, чтобы игрок не смог сделать это.

3. Способы ведения мяча

Существует два способа ведения мяча: высокое и скоростное, низкое с укрыванием мяча.

Высокое (скоростное) ведение. Применяется в тех случаях, когда важна скорость перемещения с мячом и защита позволяет выполнить его. Тело игрока при высоком ведении принимает положения легкоатлета при беге на короткие дистанции, и скорость передвижения ограничивается только его способностью контролировать мяч. Для искусного дриблера это ограничение должно быть очень близким к его скорости бега без мяча. Рука, ведущая мяч, почти полностью выпрямляется. Мяч толкается вперед со стороны руки, осуществляющей ведение. Высота отскока колеблется от уровня пояса до плеч и должна быть такой, чтобы позволить максимальную скорость бега. Игрок, выполняя скоростное ведение, должен видеть партнеров и передавать им мяч, как только кто-нибудь из них окажется в выгодной позиции.

6 стр., 2702 слов

Техника владения мячом в спортивной игре

... туловища, свободно, без напряжения. 2. Техника владения мячом Технические приемы владения мячом изучаются в такой последовательности: ловля и передача, ведение мяча, броски мяча по воротам, финты. Ловля мяча - один из основных ... подготовки игроков и команды, а также тактику их игры. В ручном мяче существует большое количество разнообразных бросков (сверху, снизу, сбоку, прямой и согнутой рукой, с ...

Низкое ведение с укрыванием мяча. Применяется тогда, когда нужно укрыть мяч от защитника: во время похода под кольцо, при перемещении мяча из области скопления игроков, при прессинге, то есть тогда, защитник находится рядом и стремится отобрать мяч. Ведение выполняется не выше коленей, тело расположено низко за счет согнутых ног, рука, ведущая мяч, держится близко к телу. Мяч укрывается телом и свободной рукой. В этой ситуации игрок применяет различные приемы, чтобы ввести в заблуждение защитника и вывести его из равновесия. Голова поднята и игрок готов в любой момент выполнить передачу.

4. Упражнения

1. Ведение правой, а затем левой рукой с длительным сопровождением. Обратить внимание на ошибки: кисть накладывается на мяч ударом (шлепком), неправильная координация работы рук и ног, ноги прямые, ведение мяча перед собой с недостаточно сильным направляющим движением вперед, неумение вести мяч без периодического зрительного контроля.

2. Ведение в высокой, низкой стойке (с высоким, низким отскоком).

3. Ведение мяча правой, затем левой рукой с поворотом вокруг опорной ноги. Рука накладывается сверху-справа, сверху-слеав.

4. Ведение мяча, посылая его в пол поочередно вперед-назад. Кисть накладывается на мяч спереди-сверху (вперед) и сзади-сверху (назад) волнообразным движением в лучезапястном суставе.

5. Ведение мяча с переводом с руки на руку:

  • а) перед собой (попеременное);
  • кисть накладывается сверху-справа, посылая мяч резко вниз-влево, и сверху-слева — посылая вправо (мяч должен отскакивать под возможно большим углом);
  • б) за спиной;
  • обратить внимание на резкое движение руки, посылающей мяч, начиная с правой стороны, за спину и заканчивая движение соответственным поворотом кистью, принимается мяч за спиной левой рукой, ведение продолжают перед собой и т.д.

6. Ведение мяча с закрытыми глазами. Отработка чувства мяча.

7. Ведение мяча на скорость из низкой стойки. Обратить внимание на быструю работу кисти.

Ведение двух мячей одновременное и поперечное (с высоким, низким отскоком, на скорость, с закрытыми глазами).

5. Способы обыгрыша на ведении

1. Смена скорости ведения. Очень простой, но достаточно эффективный прием. Выполняя ведение мяча, игрок останавливается практически полностью и всем своим видом показывает, что обыгрывать за счет ведения не собирается: ноги и туловище почти полностью выпрямляются, мяч имеет высокий отскок от пола, взгляд направлен в сторону от возможного направления ведения. При этом может быть выполнен финт на бросок или передачу. После того, как игрок создал предпосылки для обыгрыша, он быстро сгибает ноги, наклоняет туловище вперед (низкий старт), укрывает мяч плечом и свободной рукой и с низким ведением устремляется мимо защитника. Эффективность приема определяется тем, что резко стартовать лицом вперед значительно легче, чем спиной вперед. Главное подготовить ситуацию для обыгрыша и грамотно ей воспользоваться.

5 стр., 2268 слов

Методика обучения техники метания гранаты и мяча

... малыми мячами Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой, лов­ля двумя руками. То же, ловля одной рукой. Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой. Пос­ле удара мяча об пол поймать его: а) двумя руками; б) снизу правой (левой) рукой; Броски мяча вверх правой рукой, ...

2. Простая перемена направления. Когда защитник отступает, держась на стороне мяча, дриблер должен перевести мяч на другую руку с минимальным поворотом туловища. Смена направления почти не нужна, поскольку дриблер теперь находится между мячом и защитником.

3. Перевод мяча перед собой с шагом в сторону. Этот способ нужно использовать в тех случаях, когда требуется более сложная тактика, чем при простом изменении направления. В тот момент, когда нога, одноименная со стороной ведения, ставится на пол, выполняется сильный толчок в сторону другой ноги. Рука, ведущая мяч, слегка опускается, захватывая мяч снаружи, и посылает его поперек туловища в сторону другой руки. Перевод выполняется со сменой ритма ведения за счет увеличенного давления на мяч, низко над полом и широкой амплитудой отскока. Прием завершается акцентированным шагом в новом направлении, который необходим для увеличения дистанции после перевода между защитником и нападающим, а также для укрывания мяча.

4. Перевод мяча под ногой. Есть два способа и два направления перевода.

Первый способ Более простой по исполнению и к его изучению необходимо приступать в первую очередь. При ведении правой рукой мяч переводится на другую сторону с шагом левой ноги. Рука, ведущая мяч, слегка опускается, захватывая мяч снаружи, и посылает его между ног таким образом, чтобы после перевода было удобно продолжить ведение другой рукой. Для этого необходимо на переводе выполнить удар в линию, проходящую между двумя ступнями. Перевод выполняется со сменой ритма ведения за счет увеличенного давления на мяч, низко над полом и широкой амплитудой отскока. Прием завершается акцентированным шагом в новом направлении, который необходим для увеличения дистанции после перевода между защитником и нападающим, а также для укрывания мяча. Перевод очень похож на перевод перед собой, но сложнее по технике исполнения. Преимущество — сложнее перехватить мяч, так как мешает нога, под которой выполняется перевод.

Второй способ Совершенно идентичен первому, но перевод осуществляется не на шаге, а после разножки, то есть обе ноги во время перевода касаются пола одновременно. Такой способ больше подходит для обыгрыша с места, а первый — на скорости.

Первое направление. Ноги расположены параллельно. Мяч направляется перпендикулярно ногам. После отскока мяч останавливается другой рукой за спиной игрока.

Второе направление. При переводе правой рукой левая нога находится на пол шага впереди правой. Перевод выполняется параллельно корпусу. После перевода мяч находится сбоку от игрока.

5. Ведение с поворотом кругом. Прием очень эффективен во время прохода к корзине один против одного, когда защитник занимает хорошую позицию со стороны мяча. Когда правая нога ставится на пол, мяч направляется назад к правой пятке.

Шаг левой ногой делается в момент удара мячом влево за правую ногу. Выполняя разворот на левой ноге, и поворачиваясь спиной к защитнику, дриблер принимает мяч на левую руку. Толчок правой ногой увеличивает скорость поворота. Туловище дриблера все время должно находиться между мячом и защитником.

4 стр., 1813 слов

Техника метания малого мяча

... мяча. Метание мяча с трех шагов из исходного положения - правая нога скрестно перед левой. Шаг левой шаг правой шаг левой - Первые два шага - отведение мяча вперед - вниз - назад, третий шаг - скрестный, четвертый шаг - шаг левой ногой. ...

6. Перевод мяча за спиной. Для отличного дриблера этот прием безопасней, чем перевод мяча перед собой с шагом в сторону, и быстрее, чем поворот, а результат достигается тот же.

Дриблер посылает мяч в пол правой рукой на уровне левой ноги в тот момент, когда правая нога делает полный шаг вперед. Когда правая нога ставится на пол, а левая выходит вперед, дриблер переводит мяч за спину, заставляя его удариться об пол под левой рукой, которая продолжает ведение.

8. «Кросс энд гоу». Название приема на английском языке потому, что на русском он будет звучать длинно и витиевато. Будем уважительно относиться к изначальному языку баскетбола.

Прием описываем для случая, когда он начинается с ведения правой рукой.

Игрок выполняет шаг левой ногой рядом с защитником вперед — вправо и одновременно с постановкой ноги делает удар в пол. Шаг широкий, ноги согнуты, мяч укрывается корпусом и свободной рукой. Голова повернута в сторону защитника (левого плеча).

После удара рука, ведущая мяч, захватывает мяч снаружи (кисть развернута к нападающему) и одновременно с энергичным и широким шагом левой ноги назад — влево толкает мяч назад так, чтобы он ударился рядом со ступней левой ноги. После отскока мяч останавливается левой рукой. Дистанция с защитником разорвана и у нападающего есть два варианта продолжения приема: продолжить обыгрыш влево на встречном движении или после отскока мяча на левую сторону поймать его и выполнить бросок в прыжке после двухшажной остановки правая — левая.

Первый вариант. После перевода мяча нападающим на левую сторону защитник стремится быстро восстановить дистанцию и двигается вперед — вправо к нападающему. Нападающий, остановив мяч левой рукой, переставляет правую ногу вперед — влево, одновременно с постановкой правой ноги выполняет удар в пол левой рукой и выполняет проход кроссом влево.

Второй вариант. Защитник не успевает восстановить защитную позицию и игрок может выполнить бросок в прыжке.

9. Перевод перед собой «захватом». Еще несколько лет назад применение этого приема расценивалось бы как пронос мяча.

Но баскетбол развивается за счет повышения зрелищности. Игрокам предоставляется все большая свобода в обращении с мячом. И этот прием является следствием выбранного направления. Перевод может выполняться правой и левой рукой справа — налево и слева — направо.

Описание приема сделаем для правой руки.

Перевод перед собой «захватом» справа — налево. Практически это перевод перед собой, но перед переводом игрок применяет финт на ведение вправо. Финт выполняется следующим образом. Игрок ведет мяч правой рукой. Выполняя шаг правой ногой вперед — вправо, игрок начинает опускать руку с мячом справа от себя. Но выполнив только начальное движение и подкрепив его движением плечами в сторону ожидаемого ведения (кисть находится на мяче сверху — сзади), резко меняет хват на мяче за счет проворачивания кисти вместе с мячом от себя. Кисть оказывается впереди мяча и образует с предплечьем прямой угол, рука в локтевом суставе прямая. Из этого положения осуществляется перевод перед собой с шагом в сторону.

Перевод перед собой «захватом» слева — направо. А теперь наоборот: игрок начинает выполнять перевод перед собой с шагом, но, выполнив только начальное движение (шаг левой ногой влево, сопровождение мяча справа — налево), резко меняет положение кисти на мяче, проворачивая ее с мячом от себя влево. Кисть оказывается впереди мяча и образует с предплечьем прямой угол, рука в локтевом суставе прямая. В этот момент рука с мячом находится над и за левым коленом. Из этого положения мяч переводится на правую сторону с акцентированным шагом правой ноги вправо — вперед.

5 стр., 2424 слов

«Верхняя передача и техника приема мяча после подачи»

... Верхняя передача мяча., Верхняя передача мяча двумя руками — основной способ приема подачи и передачи на удар Описываем технику выполнения верхней передачи двумя руками. Исходное положение. Различают верхнюю, среднюю и низкую стойки. При высокой стойке ноги слегка согнуты в ...

Заключение

Ведение мяча, или, как во всем мире его называют, дриблинг, является основой основ баскетбола. Именно дриблинг позволяет игроку, владеющему мячом, и оторваться от преследования соперников, и освободиться от опекуна, чтобы развить атаку, и, если удастся, завершить ее точным броском. Наконец, это и один из способов взаимодействия с партнерами: пока один держит мяч, остальные могут перегруппироваться, начать какую-то «плановую» комбинацию.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kontrolnaya/basketbol-tehnika-vedeniya-myacha/

1. Айропетянц Л.Р., Гадик М.А. Спортивные игры. — Ташкент. 1881.

2. Баскетбол. Броски по кольцу: Мастера советуют. Физкультура в школе 7. 1990.

3. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры. Под. ред. Ю.М. Портнова. — М., Физкультура и Спорт, 1997.

4. Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу. Физкультура в школе. 1990.

5. Былеев Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. — М.:ФиС, 1982.

6. Берн Эрик. Лидер и группа. О структуре и динамике орг. групп. Пер. с англ. А.А. Грузберга Екатеринбург ЛИТУР. 2000.

7. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол — Минск, Полынья. 1986.

8. Вальтин А.И. Мини-баскетбол в школе. — М., Просвещение, 1976.