Если душа родилась крылатой… (по поэзии М. И. Цветаевой)

Эссе

Если душа родилась крылатой —, Что ей хоромы и что ей хаты!

М.И.Цветаева

Среди самых замечательных имен в русской поэзии XX века мы справедливо называем имя Марины Ивановны Цветаевой. «Некоторые исследователи литературы считают Цветаеву самым ярким представителем русского поэтического авангарда 20-30-х годов. В любом случае её литературная родословная связана прежде всего с культурой серебряного века» 1

К сожалению, в нашем школьном учебнике литературы (автор В.Я.Коровина) тематический раздел поэзии серебряного века отсутствует, и мы не изучаем на уроках литературы лирику М.Цветаевой. В этом плане интересной для нас оказалась тема учебно-исследовательской работы «Если душа родилась крылатой…», основанная на изучении книг, статей, эссе, воспоминаний о Марине Ивановне Цветаевой. Данная работы была организована в рамках республиканской научно-практической конференции. Нашим руководителем является учитель русского языка и литературы Питеркина З.А.

Выбор темы (I этап исследования) – очень серьёзный этап, во многом определивший работу над исследованием в целом. Здесь большую роль сыграла наша заинтересованность и желание узнать не только о фактах из биографии и творчестве поэтессы, но и о личных качествах М.Цветаевой. Мы поставили перед собой конкретную цель

учебно-исследовательской работы:

на основе изучения

Гипотеза исследования:

Мы считаем, что личные качества и особенности характера человека проявляются в его плодотворной творческой деятельности.

Затем были определены задачи

по этапам работы:

  1. изучить литературу по теме исследования; сформировать навыки работы с различными источниками информации, т.е. научиться конспектировать, делать ссылки, грамотно цитировать;
  2. познакомиться с литературно-критическими работами о М.И.Цветаевой;
  3. выявить особенности характера и личных качеств поэтессы на основе прочитанной литературы;
  4. подготовить сообщение о Марине Цветаевой для урока литературы в своём классе, познакомить одноклассников с её стихами.

Как видно, объектом

нашей работы является жизнь и творчество замечательной поэтессы М.И.Цветаевой.

Предмет

исследования — книги, статьи, эссе, воспоминания современников и родных о Марине Ивановне Цветаевой. Мы не ставили перед собой задачу полного анализа творчества поэтессы, а лишь попытались составить своё личное представление о М.И.Цветаевой как о поэте и человеке.

14 стр., 6858 слов

Выпускной квалификационной работы: «Исследование влияния микробиологического ...

... Основные методы увеличения нефтеотдачи К основным методам повышения нефтеотдачи относятся: тепловые методы, газовые методы, химические методы и гидродинамические методы. 2.1 Тепловые методы увеличения нефтеотдачи Тепловые методы увеличения нефтеотдачи - это методы интенсификации ... и практические исследования, опытно-конструкторские и производственные разработки с выделением на эти работы всех ...

выбор методов

нашего исследования: сбор и анализ материала по теме исследования, его систематизация и обобщение, библиографический поиск. Эффективное их использование, последовательный переход от одного метода к другому позволило успешно реализовать поставленные перед нами задачи.

Выбрав тему исследования, мы приступили к изучению литературы и материалов о жизни и творчестве М.И.Цветаевой. На данном этапе мы обращалась к самому разному

______________________

1

Болдырева Е.М., Леденев А.В. Поэзия серебряного века в школе: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2001, с. 328

материалу: это книги, письма, статьи современников поэтессы, которые мы нашли в библиотеках, Интернет-ресурсы. Понятно, что поиск информации при составлении списка литературы, отбор литературы для учебно-исследовательской работы в большей степени лёг на плечи научного руководителя. Мы же, изучая и конспектируя литературу по теме исследования, получили практический опыт работы с первоисточниками, научилась конспектировать, делать ссылки, грамотно цитировать.

II. Актуальность исследования

Мы живем в переломное время. В такие периоды люди становятся стихийными историками, то есть, стремясь понять настоящее, начинают особенно внимательно вглядываться не только в прошлое, но и оценивать людей, живших когда-то. Ведь любая судьба связана с историей страны. А история — это не только войны, перевороты, эпохальные события. История страны, её судьба складывается из историй отдельных людей. Именно память о прошлом позволяет современному человеку сохранять достоинство и неустанное стремление к духовным корням. Человеку нужна память о прошлом, чтобы творить жизнь, чтобы, связав прошлое и настоящее, стремиться к счастливому будущему. Сохранить, приумножить и передать следующему поколению культурные ценности нашего народа (куда в полной мере можно отнести жизнь и творчество М. И. Цветаевой) — задача каждого из нас.

актуальность

нашей научно-исследовательской работы «Если душа родилась крылатой…» обусловлена усилением внимания к поэту, чьё творчество занимает достойное место в истории поэзии. В наше время ее стихами интересуются, их читают, заучивают наизусть. Как известно, каждая книга – это учебник жизни. Так вот каждый стих Цветаевой по праву может называться учебником жизни.

Учебно-исследовательская работа помогла реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса истории и литературы, познакомиться с жизнью и творчеством поэта серебряного века. народа.

III. Исследовательская часть работы

В начале своего исследования мы составили план нашей работы по изучению тех материалов, которые нам помогут решить поставленные задачи. Свою поисковую деятельность мы дополнили информацией из Интернета. Затем составили таблицу, в которой обозначили результаты нашего поиска:

2. Библиотека школы 14.11.12 Туркова А.М., Саакянц. А.А. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы.
3. Библиотека Восточного микрорайона 15.11.12 Михайлов А. Марина Цветаева. Стихотворения.
4. Детская библиотека г. Канаш 16.11.12 Саакянц. А.А. Цветаева М.И. Проза.
5. Интернет-ресурсы 17-18.11.12 https://www.gorchakov.org/books_marina.html (О Марине Цветаевой глазами современников))

https://lib.rus.ec/b/156927/read (биография М.Цветаевой)

(Сайт, посвящённый Марине Цветаевой)

Изучив необходимую литературу по теме исследования, собрав достаточный материал, мы приступили к выполнению нашей следующей задачи — выявить особенности характера и личных качеств Марины Цветаевой на основе воспоминаний о ней её друзей, соратников по перу, близких людей. Собранный материал мы оформили в режиме «тройного дневника»:

«В жизни Марина Ивановна отчётливая, твердая, с яс-ным умом… На одержимую она не похожа… она бывает одержима только в своем творчестве»

«Вскоре я узнала её привычку писать с самого раннего утра. Никакие силы, никакие обязательства не могли заставить уклониться её от этой работы»

О.Колбасина-Чернова. Из статьи «О Марине Цветаевой»

Цветаева много и плодотворно работала

Стихотворчество — образ жизни Цветаевой, без него она просто не мыслила своего существования.

2.

«Одним из её девизов была фраза: «Вся моя жизнь — роман с собственной душой». В ней никогда не остывала эта потребность: писать… Когда родилась дочь Ариадна, Марина Ивановна день за днем фиксировала свои наблюдения об обожаемом первенце…»

А.А.Саакянц. Из статьи «Биография души поэта»

Цветаева воспринимала поэзию как живое существо. Святая любовь к поэзии требовала от неё, чтобы она всегда оставалась искренней и честной

3.

«Взрослая, зрелая жизнь Цветаевой прошла в лишениях и одиночестве, и лишь фанатическая преданность поэ-зии … придавала ей силы переносит удары судьбы»

Ал. Михайлов. Из книги «Марина Цветаева. Стихотворения»

Цветаева стойкая и сильная женщина

4.

«Марина Цветаева — статная, широкоплечая женщина с широко расставленными серо-зелёными глазами. Её русые волосы коротко острижены, высокий лоб спрятан под чёлку.

Куда бы ни шла эта женщина, она кажется странницей, путешественницей. Широкими мужскими шагами пересекает она Арбат и близлежащие переулки, выгребая правым плечом против ветра, дождя, вьюги, — не то монастырская послушница, не то только что мобилизованная сестра милосердия. Всё её существо горит поэтическим огнём, и он даёт знать о себе в первый же час знакомства».

П.Г.Антокольский

https://www.gorchakov.org/books_marina.html

Цветаева – женщина с неординарной внешностью.

5.

«Марине Ивановне Цветаевой, когда я с нею познакомился, было двадцать пять лет. В ней поражало сочетание надменности и растерянности: осанка была горделивой — голова, откинутая назад, с очень высоким лбом; а растерянность выдавали глаза: большие, беспомощные, как будто невидящие — Марина страдала близорукостью. Волосы были коротко подстрижены в скобку. Она казалась не то барышней-недотрогой, не то деревенским пареньком».

И.Г. Эренбург

https://www.gorchakov.org/books_marina.html

Марина совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, высокомерность и застенчивость, книжный романтизм и душевную простоту

6.

«Марина Ивановна была чрезвычайно умна. У неё был острый, сильный и резкий ум — соединявший трезвость, ясность со способностью к отвлечённости и общим идеям, логическую последовательность с неожиданным взрывом интуиции. Эти её качества с особенной яркостью проявлялись в разговорах с теми, кого она считала достойными внимания.

M.Л. Слоним

https://www.a4format.ru/pdf_files_bio/4cec05a9.pdf

Она была исключитель-ным собеседником, искала и ценила людей, понимавших её с полуслова.

7.

«Моя мать, Марина Ивановна Цветаева, была невелика ростом – 163 см, с фигурой египетского мальчика… Легка и быстра походка, легки и стремительны – без резкости – движения. Лицо было полно постоянного внутреннего движения, потаенной выразительности… Умела слушать, никогда не подавляла собеседника, но в споре была опасна… Была блестящим рассказчиком».

Из книги воспоминаний Ариадны Эфрон

Марина Цветаева очень любила своих детей.

8.

«Любовь счастливая и несчастная, разделенная и отвергнутая, мимолетная и пожизненная, целомудренная и страстная, разлука, ревность, отчаяние, надежда — вся хроматическая гамма любовных взаимоотношений… О чем бы ни писала, ни говорила Марина Цветаева, где-то рядом с темой первого плана подразумевается, затаенно дышит, а то и заглушает все остальное любовная радость или любовная тоска. …Когда же она впрямую говорит о своей любви, когда сама любовь диктует ей открыто, — голос Марины приобретает заклинающую и колдовскую силу».

М.С.Шагинян

Испокон веков женская сущность глубже и ярче всего проявляется в лирике. Марина Цветаева не исключение. Ее поэзия на редкость богата в этом отношении.

9.

«Когда читаешь её книгу, минутами становится нелов-ко, словно заглянул нескромно через полузакрытое окно в чужую квартиру и посмотрел сцену, видеть которуюне должны посторонние».

В. Брюсов

(книга Турковой А.М., Саакянц «А.А. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы»)

Прославленный поэт обнаружил в стихах Цветаевой глубокую интимность, обнажённость чувств.

10

«Это был характер сильный и в тоже время легкоуязвимый, трудный для окружающих и для неё самой…»

«Шли годы, и горечь личных переживаний всё больше, всё чаще переплеталась с другой болью — по оставленной родине, по людям, с которыми, казалось, уже не суждено увидеться…»

Туркова А.М.

Статья в книге «А.А. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы»

В эмиграции Цветаевой было тяжело: безденежье, бесприютность, бездомье…

Проделав определённую работу по теме исследования «Если душа родилась крылатой…», мы выявили особенности характера и личные качества Марины Ивановны Цветаевой.

Теперь мы можем решить ещё одну задачу, которая стояла перед нами в начале исследования — создать образ М.И.Цветаевой, подготовить сообщение о ней для урока литературы в своём классе, познакомить одноклассников с её стихами.

Марина Цветаева в воспоминаниях современников

(краткий конспект выступления на основе исследования)

Марина Ивановна Цветаева — поэт самобытный, смелая и яркая женщина. Прежде всего обращает на себя внимание то, что в воспоминаниях современников она предстает перед нами как человек с трагической судьбой, бесконечно любящий свою родину. «Истоки её характера — в любви к родине, к России, к русской истории и русскому слову. Она пронесла эту любовь через все скитания, беды и несчастья…» 1

______________________

1

Михайлов Ал. Марина Цветаева. Стихотворения. – М.: Дет. лит, 1990, с. 1

По словам современников, она безумно любила жизнь во всех её проявлениях, много и плодотворно работала, не представляла свою жизнь без стихов, без словотворчества. Цветаева воспринимала поэзию как живое существо. Святая любовь к поэзии требовала от неё, чтобы она всегда оставалась искренней и честной.

В то же время Марина Цветаева была очень сложным человеком. У нее были свои собственные взгляды на жизнь, на отношения. В ее стихах можно увидеть все: страх, боль, страдание, любовь, отчаяние, счастье — всё то, что она переживала сама.

Прочитанные нами материалы говорят о том, что Цветаева была исключительным собеседником, искала и ценила людей, понимавших её с полуслова, предъявляла к себе и окружающим высокие требования.

Таким образом, Марина Ивановна Цветаева на основе нашего исследования предстаёт как великий поэт и стойкая женщина, патриот и гражданин своей родины. Этот яркий, талантливый, незаурядный человек тесно связан с родной землёй, с традициями отечественной культуры и традициями народности. В настоящее время Цветаева признана одним из главных поэтов России ХХ века. Наконец-то, сейчас стихи Марины Цветаевой оказались понятыми и признанными.

III. Заключение (общие выводы)

Итак, в своей исследовательской работе мы постарались на основе изучения воспоминаний современников о Марине Цветаевой выявить главные качества её личности. Гипотеза исследования о том, что личные качества и особенности характера человека проявляются в его плодотворной творческой деятельности подтвердилась в ходе нашей работы.

Систематизировав и обобщив результаты работы по теме «Если душа родилась крылатой…», мы пришли к следующим выводам:

  1. Работа с книгами, статьями, воспоминаниями современников позволила собрать большой материал для изучения жизни и творчества М.И.Цветаевой;
  2. На основе воспоминаний о Цветаевой можно выявить особенности характера и личные качества поэта;
  3. Собранный материал по теме исследования помог нам подготовить доклад для урока литературы в 7 классе.

IV. Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/esse/na-temu-esli-dusha-rodilas-kryilatoy/

  1. Болдырева Е.М., Леденев А.В. Поэзия серебряного века в школе: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2001.
  2. Михайлов А. Марина Цветаева. Стихотворения. – М.: Дет. лит., 1990.
  3. Саакянц. А.А. Цветаева М.И. Проза. – М.: Современник, 1989.
  4. Туркова А.М., Саакянц. А.А. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы. – М.: Сов. Россия, 1988.

Информационные ресурсы:

https://www.gorchakov.org/books_marina.html (О Марине Цветаевой глазами современников)

https://lib.rus.ec/b/156927/read (биография М.Цветаевой)

(Сайт, посвящённый Марине Цветаевой)

6

Сочинение на тему «Если душа родилась крылатой»

«Если душа родилась крылатой…»

Как правая и левая рука — Твоя душа моей душе близка. Мы смежены, блаженно и тепло, Как правое и левое крыло. Но вихрь встает — и бездна пролегла От правого — до левого крыла! Мятежность и неуступчивость, желание все проверить самой отличают ее первые стихи.

Цветаевой интересны истоки этой не­покорности. Она хочет понять и осознать прежде всего себя, свое место в этом прекрасном разноголосом и многоцветном мире. У первой бабки — четыре сына, Четыре сына — одна лучина… А у другой — по иному трахту! — У той тоскует в ногах вся шляхта. Обеим бабкам я вышла — внучка: Чернорабочий — и белоручка!

В центре этого многокрасочного и многозвучного мира сто­ит столь же резко выявленный в своих национальных чертах образ лирической героини, от лица которой написаны все сти­хи,— женщины с «гордым видом» и «бродячим нравом», но­сительницы «страстной судьбы», которой «все нипочем», ко­торая не знает удержу ни в страсти, ни в отчаянии, ни в люб­ви, ни в ненависти, а во всем жаждет только «безмерности». Другие — с очами и с личиком светлым, А я по ночам беседую с ветром Не с тем — италийским Зефиром младым, — С хорошим, с широким, Российским, сквозным… Стихия своевольства, душевного бунтарства, «безмерно­сти» — вот та эмоциональная среда, вне которой нельзя по­нять ни поэзию Цветаевой, ни самого поэта. Жила она сложно и трудно, не знала и не искала ни покоя, ни благоденствия, всегда была в полной неустроенности и, хотя хорошо знала себе цену как поэту, ровным счетом ничего не сделала для того, чтобы как-то наладить и обеспечить свою литературную судьбу. И при всем том она была очень жизнестойким челове­ком, жадно любила жизнь и, как положено поэту-романтику, предъявляла ей требования громадные, часто — непомерные. Писала я на аспидной доске, И на листочках вееров поблеклых, И на речном, и на морском песке. Коньками по льду и кольцом на стеклах, И на стволах, которым сотни зим, И, наконец — чтоб было всем известно! — Что ты любим!

Любим! любим! — любим! — Расписывалась — радугой небесной.

Жизнелюбие Марины Цветаевой воплощалось прежде всего в любви к России и к русской речи. Но как раз при встрече с Родиной поэта настигла жестокая и непоправимая беда. Ты! Сей руки своей лишусь, — Хоть двух! Губами подпишусь На плахе: распрь моих земля — Гордыня, Родина моя! Первые четыре года после Октября Цветаева прожила в Москве. Писала много, но печатали мало, и знали ее лишь в узком кругу завзятых любителей поэзии.

Вчера еще в глаза глядел, А нынче — все косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел, — Все жаворонки нынче — вороны!.. Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времен: «Мой милый, что тебе я сделала?!» Само — что дерево трясти! — В срок яблоко спадает спелое… — За все, за все меня прости, Мой милый,— что тебе я сделала?! В 1922 году ей разрешено было выехать к мужу за грани­цу. Жили в Берлине, Праге, Париже.

Вскоре к Цветаевой при­ходит осознание того, что за «белым движением» не стоит ни исторической, ни человеческой правды, а белоэмигрантская среда с ее мышиной возней и яростной грызней оказалась Ей Более чуждой и враждебной, чем Советская Россия. До Эйфелевой — рукой Подать! Подавай и лезь. Но каждый из нас — такое Зрел, зрит, говорю, и днесь. Что скушным и некрасивым Нам кажется ваш. Париж. «Россия моя, Россия, Зачем так ярко горишь?

» В жестоких лишениях и полном одиночестве Цветаева продолжала мужественно работать — писала не только замечатель­ные лирические стихи, но и поэмы, стихотворные драмы, прозу. Поэзия зрелой Цветаевой монументальна, мужественна и трагична. Она думала и писала только о большом, важном; искала и прокладывала в поэзии новые пути. Стих ее со вре­менем отвердевает, теряет прежнюю летучесть. Читать ее сти­хи между делом нельзя. Она поэт сложный, требует от чита­теля встречной работы мысли. Наша совесть — не ваша совесть!

Полно! — Вольно! — о всем забыв. Дети, сами пишите повесть Дней своих и страстей своих. В 1939 году Цветаева возвращается в Россию, но жизнь не становится легче; одиночество, тоска, война сломили Марину Ивановну, она добровольно ушла из жизни. Тоска по Родине!

Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно — Где совершенно одинокой… Прошли годы — и поэзия Цветаевой дошла до читателей. Лучшему из того, что написала она, «настал черед» — потому что настоящее в искусстве не теряется и не умирает.

Если душа родилась крылатой. По лирике Цветаевой

Если душа родилась крылатой 8230 . По лирике Цветаевой

М.И. Цветаева является поэтом исключительно яркого дарования даже для плодотворной в поэтическом отношении эпохи «серебряного века». Воспитанная в семье известного профессора-искусствоведа И.В. Цветаева, девушка получила не только весьма хорошее образование, но и с ранних лет обнаружила в себе непреодолимую тягу к творчеству.

Поэзия М.И. Цветаевой отличается внутренней цельностью и особой, неповторимой, экспрессивной стилистической манерой. О чем бы ни писала эта талантливая дочь российской музы, она делала это с такой пронзительной искренностью, с такой по истине неземной силой, что всем было очевидно, что у нее талант от бога.

М.И. Цветаева так рано осознала свое поэтическое дарование, что ей казалось, что она уже родилась вместе с ним.

Небольшое по объему стихотворение «Если душа родилась крылатой…» содержит всего шесть строк, но оно выражает весь менталитет цветаевской лирической героини.

Первые строки произведения подчеркивают первостепенность темы творчества для ее личности и судьбы. Духовный план существования противопоставлен материальному. Поэтическое сознание решает эту проблему выбора однозначно: никакие бытовые проблемы его не пугают. Поэт существует лишь в мире идей, в бесконечной борьбе за истину и справедливость.

Стихотворение написано в 1918 г. Для России это время глобальных исторических потрясений: за плечами три революции, кровопролитная гражданская война.

Цветаева лаконично, но в то же время объемно передает общественное противостояние того времени:

Два близнеца — неразрывно-слитых:

Голод голодных — и сытость сытых!

Ощущая внутреннюю непримиримость этих двух образов, одновременно Цветаева видит и их сходство, даже называет их близнецами, ибо вооруженный протест и тех, и других одинаково страшен и беспощаден, жесток и дик для тонкого поэтического мировоззрения.

Стихотворение «Если душа родилась крылатой…» родилось из противоречий, недоговоренностей. Знаменитые цветаевские тире подчеркивают эту фрагментарность. Многочисленные восклицания раскрывают ранимую душу лирической героини. Как ни хотела бы ее крылатая поэтическая душа спрятаться от страшных, несущих зло мировых событий, на деле это все-таки невозможно. В возгласе «что Чингисхан ей и что — орда!» больше боли, чем бравады.

Реальный мир, диктующий человеку определенные законы бытия, приходит в столкновение с тонким миром души художественного склада. Цветаевская лирическая героиня не просто говорит, она кричит об этом.

Стихотворение «Если душа родилась крылатой…» написано М.И.Цветаевой еще в довольно юном возрасте. Оно как бы предвосхищает череду испытаний, которые в последствии выпадут на долю поэта.

М. Цветаева верила, что умрет на заре. Тема полета души в ее творчестве тесно связана с образом птицы, в которую воплощается эта душа после смерти:

На заре — наимедленнейшая кровь,

На заре — наиявственнейшая тишь.

Дух от плоти косной берет развод,

Птица клетке костной дает развод

(«На заре…»).

В тридцатые годы М.И. Цветаева все чаще думает о смерти. Однако если в юности эти мысли воспринимались как закономерный жизненный этап, то теперь в лирике Цветаевой слышится неприятие жизни как таковой, звериная сущность которой предстала перед ней во всей неприглядной сути.

Отказываюсь — быть.

В Бедламе нелюдей

Отказываюсь — жить

С волками площадей, —

восклицает ее лирическая героиня.

Крылатая душа поэта воспарила в небо раньше срока, но поэтические творения Марины Ивановны — птицы высокого полета, образцы тонкого художественного вкуса и неординарного дарования. Экспрессивность ее произведений, когда стих порой существует на грани плача и крика, не может никого оставить, безучастным, равнодушным. Ее творчество породило целую литературную традицию, в русле которой пишут прекрасные стихотворения Б.Ахмадулина, В.Долина и другие прекрасные современные поэтессы.