Экологический менеджмент на предприятии

Дипломная работа

В таблице 4 приведены результаты расчета показателей ликвидности для АО «Удмуртнефть».

Таблица 4

Динамика показателей ликвидности за 2003 г.

Показатели

На нач. года

На кон. года

Норматив

1. Коэффициент текущей ликвидности

2. Уточненный коэффициент ликвидности

3. Коэффициент абсолютной ликвидности

4. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

2,01

1,39

0,24

0,49

1,24

0,71

0,16

0,16

2 (1,1-1,3) для ТЭК)

0,8 – 1

0,2 – 0,3

>0,1

Коэффициент текущей ликвидности позволяет установить, в какой кратности текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. В общем случае нормальными считаются значения этого показателя, находящиеся в пределах от 2 до 3. Однако для фондоемких предприятий ТЭК данный норматив снижен до 1,0–1,3 по предложению Института народнохозяйственного прогнозирования РАН и НК «Роснефть». Учитывая данную оговорку, значения Ктл находятся в пределах нормы, хотя за прошедший год он значительно упал за счет снижения оборотных активов и увеличения краткосрочных пассивов.

Уточненный коэффициент ликвидности характеризует ту часть текущих обязательств, которая может быть погашена за счет наличных денег и ожидаемых поступлений за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги. Значение коэффициента за год сократилось от 1,37 в начале года до 0,71 к концу года, что находится ниже нормативного значения.

Но самый резкий спад мы наблюдаем в ликвидности денежных средств. На начало года Кал составлял 0,24. На конец – 0,16. Это говорит о том, что предприятие не в состоянии погасить свои обязательства в краткосрочном порядке. За прошедший год произошло резкое сокращение денежных средств и рост краткосрочных пассивов.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует степень участия собственного капитала в формировании текущих активов. Иными словами, если в начале года за счет собственного капитала было сформировано 49% оборотных средств предприятия, то к концу года степень участия источников собственных средств в формировании текущих активов сократилась до 16%.

Таким образом, мы наблюдаем снижение всех коэффициентов ликвидности. Предприятие не в состоянии покрыть свои обязательства краткосрочно, однако, судя по коэффициенту текущей ликвидности, оно все еще покрывает текущими активами свои краткосрочные обязательства.

2.1. Стандарты и международные рекомендации в области систем

экологического менеджмента

Существующая экологическая ситуация и тенденции ее изменения во многом определяются промышленным производством и хозяйственной деятельностью в целом. Несмотря на отдельные успехи и достижения, общая картина здесь продолжает ухудшаться, что ведет к дальнейшему развитию экологического кризиса в мире. Основная причина подобного положения заключается в низкой эффективности используемых механизмов экологического контроля и управления на промышленном производстве, преимущественно основанных на жестких административных методах и принуждении [16, с. 88].

Все более очевидной становится необходимость поиска новых путей и подходов к решению экологических проблем промышленного производства. Основным из таких путей в мире общепризнан экологический менеджмент. В Повестке дня на XXI век, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992г., подчеркивается, что «экологический менеджмент следует отнести к ключевой доминанте устойчивого развития и одновременно к высшим приоритетам промышленной деятельности и предпринимательства» (Earth Summit’92. The United Nations Conference on Environment and Development) [22, с. 107].

В самом общем виде и экологическое управление и экологический менеджмент можно определить как комплексную разностороннюю деятельность, направленную на реализацию экологических целей проектов и программ.

В рамках разработки подходов к созданию и упрочению Единого Европейского Рынка Европейское Сообщество стремится создать жесткую систему экологического законодательства и контроля исполнения его требований. Одним из лидеров апробации новых рыночных инструментов экологического менеджмента является Великобритания, где в 1990 году был принят новый «Экологический Акт» (Environmental Act), за которым в 1992 году последовал Стандарт в области систем экологического менеджмента BS 7750 (Specification for Environmental Management Systems), подготовленный и выпущенный Британским Институтом Стандартизации в соответствии с запросом Британской Конфедерации Промышленности. Стандарт BS 7750 полностью вписывается в требования стандарта качества BS 5750 (и ISO 9000).

Стандарт не предписывает и не определяет требований к природоохранной деятельности предприятия, но содержит рекомендации, полезные для создания эффективной системы экологического менеджмента, для развития инициативного экологического аудирования, что должно сказаться на улучшении экологических характеристик деятельности организации в целом. На начальном этапе предполагалось, что британские предприятия на добровольной основе будут приводить характеристики своей деятельности в соответствие с принципами BS 7750. Позднее к Великобритании присоединились и другие государства, а сам стандарт, детально разработанный и сопровожденный объемистыми учебными пособиями, послужил основой для подготовки международных документов [20, с. 194].

Стандарт BS 7750 предполагает следующие стадии разработки и внедрения системы экологического менеджмента:

Предварительный обзор ситуации. Необходимо определить все экологические нормативные требования, предъявляемые к деятельности предприятия, и установить, какие элементы экологического менеджмента уже практически используются на данном объекте.

Разработка заявления об экологической политике, которое бы охватывало все аспекты деятельности и продукцию предприятия и было разъяснено и принято к исполнению всеми уполномоченными сторонами (подразделениями, лицами).

Определение структуры распределения обязанностей и ответственности в системе экологического менеджмента.

Оценка степени воздействия предприятия на окружающую среду. Необходимо составить перечень установленных нормативов, характеристик выбросов в атмосферу, сбросов в водные отходы, размещения отходов, а также описание аспектов воздействия на окружающую среду предприятий-поставщиков.

Разработка экологических целей и задач предприятия.

Определение тех стадий производства, процессов и видов деятельности, реализованных на предприятии, которые могут оказать воздействие на окружающую среду, и разработка системы контроля их функционирования.

Разработка программы экологического менеджмента, назначение ответственного за ее выполнение старшего менеджера. Программа должна быть составлена таким образом, чтобы учитывались не только нынешние, но и все прошлые виды деятельности предприятия, а также вероятное воздействие на окружающую среду жизненного цикла новых видов продукции.

Разработка и выпуск детального руководства, которое позволяло бы аудитору системы экологического менеджмента определить, что система функционирует, и учитывает все значимые аспекты воздействия предприятия на окружающую среду.

Установление системы регистрации всех экологически значимых событий, видов деятельности и т.п., например, записи случаев нарушения требований экологической политики, описания предпринятых для улучшения ситуации мер, отчетов по итогам инспекции и текущего контроля.

Аудиты. BS 7750 включает описание процедуры аудирования и детализирует требования к аудиторскому плану. Вне зависимости от этого, аккредитующая организация может предпринять внешнюю проверку итогов внутреннего аудирования (в BS 7750 под аудированием понимается систематическая оценка, предпринимаемая с тем, чтобы определить, согласуется ли функционирование системы экологического менеджмента с запланированными целями, задачами, структурой и т.п., является ли внедренная ли система экологического менеджмента эффективной и отвечающей требованиям экологической политики предприятия [14, с.109].

BS 7750 был принят Финляндией, Нидерландами и Швецией. Франция, Ирландия и Испания разработали свои стандарты. Австрия предпочла ждать опубликования международных требований к системам экологического менеджмента.

В марте 1992 года в Европейском Сообществе были выпущены «Требования к эко-аудированию». Цель этого документа — создать стимулы использования приемов экологического аудирования для оценки деятельности предприятий. Причем оценки, включающей не только проверку выполнения требований природоохранительного законодательства, но и задач собственной экологической политики предприятия. Интересно, что требования были подготовлены в соответствии с пятой программой экологических действий ЕЭС, основанной на выводах и рекомендациях доклада Гру Брундтланд «Наше общее будущее» (1987 год) и на «Хартии бизнеса для целей устойчивого развития» (Международная торгово-промышленная палата, 1991 год) и отдающей предпочтение превентивным мерам и принципам распределения ответственности в охране окружающей среды [26, с. 224].

В 1993 году были окончательно согласованы и опубликованы требования к созданию Схемы экологического менеджмента и аудирования (Eco-management and audit scheme or EMAS); предприятия получили возможность быть сертифицированными в соответствии с EMAS с 1995 года.

Система экологического менеджмента представляет собой modus operandi для промышленности, необходимый для достижения целей экологической политики и поэтапного решения конкретных задач. Существует четкая параллель между требованиями к организации системы «всеобъемлющего менеджмента качества» TQM (Total Quality Management) и системы экологического менеджмента EMS. Отметим, что ядром философии менеджмента в развитых странах считается всеобъемлющая система качества (ТQM), которая нацелена на эффективном получении качественной продукции и услуг (через весь жизненный цикл — от сырья через производтво к жизни самой продукции и окончательному размещению отходов) [26, с. 37].

Цель разработки EMAS состояла в оценке и улучшении экологических характеристик деятельности промышленности предприятий и в создании условий для предоставлении населению экологической информации. Предполагалось, что внедрение систем экологического менеджмента будет способствовать постоянному улучшению экологических характеристик деятельности предприятий путем

  • разработки и реализации экологической политики и экологических программ;
  • периодической объективной и систематизированной оценки параметров деятельности всех подразделений предприятия;
  • предоставления населению экологической информации о предприятии.

Регистрация (сертификация) организаций в соответствии с требованиями является добровольной; система создана исключительно для промышленных предприятий. По мнению экспертов Центра природоохранных технологий (Великобритания) выгоды от внедрения системы экологического менеджмента (а соответственно, и стимулы) состоят в том, что:

  • менеджмент нацеливается на ключевые виды деятельности — все начинается с оценки воздействия, приоритезации проблем;
  • облегчается решение проблем, достигаются большая ответственность, четкое распределение обязанностей, системный подход;
  • возникает потенциальная возможность уменьшения затрат путем рационализации потребления воды, энергии, сырья, уменьшения образования отходов;
  • гарантируется соответствие меняющимся требованиям природоохранительного законодательства;
  • минимизируется риск привлечения к судебной ответственности;
  • учитываются интересы всех сторон (осуществляется информирование и распределение обязанностей между сотрудниками и внешними участниками — общественностью);
  • улучшается позиция предприятия на рынке за счет лучших экологических показателей;
  • достигается реальное улучшение экологических показателей, то есть происходит уменьшение воздействия реализованных процессов, услуг и продукции на состояние окружающей среды.

Цикл системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями EMAS включает пять основных компонентов [21, с. 99]:

  • разработку экологической политики и выпуск документа (заявления), описывающего приверженность организации достижению конкретных экологически значимых целей путем решения определенных задач;
  • оценку существующей ситуации, то есть установление начальных характеристик деятельности, по отношению к которым будет оцениваться эффективность функционирования системы экологического менеджмента;
  • формулирование конкретных задач (то есть установление тех характеристик деятельности, которые подлежат улучшению), отвечающих целям экологической политики предприятия;
  • разработка экологической программы, детализирующей пути и стадии решения поставленных задач;

— проведение экологического аудирования с тем, чтобы периодически проверять, решаются ли поставленные организацией задачи и ведет ли функционирование системы экологического менеджмента к улучшению экологических показателей деятельности предприятия.

Как видно, многие требования описанных стандартов весьма близки. Считается, что британский стандарт BS 7750 послужил моделью для разработки европейского рекомендательного документа EMAS. На сегодня существуют серьезные учебники и руководства, детально описывающие каждый шаг разработки и внедрения систем экологического менеджмента и аудирования в соответствии с требованиями EMAS. Напомним еще раз, что EMAS — документ европейский и по-европейски исключительный. Многие эксперты считают, что будущее принадлежит всемирной системе и стандартам, подготовленным международным институтом ISO.

Появление ISO 14000 – серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях — называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. Система стандартов ISO 14000 ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации веществ и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии, требование использовать «наилучшую доступную технологию»).

Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента. Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должны быть назначены ответственные за определенные области экологически значимой деятельности. Основной документ серии – ISO 14001 – не содержит никаких «абсолютных» требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам [17, с. 53].

Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000 как международные стандарты не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются «организационные» подходы к качеству продукции, (например, концепция «всеобъемлющего менеджмента качества» – total quality management), согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции и услуг.

Решение о разработке ISO 14000 явилось результатом Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Стандарты ISO 14000 разрабатываются Техническим комитетом 207 (TC 207) Международной Организации Стандартизации (ISO) с учетом уже зарекомендовавших себя международных стандартов по системам менеджмента качества продукции (ISO 9000), в соответствии с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000 предприятий и компаний по всему миру.

Предполагается, что система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

Организационном – через улучшение экологического «поведения» корпораций.

Национальном– через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики.

Международном – через улучшение условий международной торговли.

Документы, входящие в систему, можно условно разделить на три основные группы:

  • принципы создания и использования систем экологического менеджмента (ЭМС);
  • инструменты экологического контроля и оценки;
  • стандарты, ориентированные на продукцию.

В трех названных областях разработаны и разрабатываются следующие документы [14, с. 67]

Таблица 5

Документы в области экологического менеджмента

Принципы экологического менеджмента

Принят

1

2

3

ISO 14001

Системы экологического менеджмента (ЭМС) – спецификации и руководство по использованию

+

ISO 14004

ЭМС – Общие руководство по принципам, системам и методам

+

ISO 14014

Руководство по определению «начального уровня» экологической эффективности предприятия. Должно использоваться перед созданием формальной системы экологического менеджмента

Инструменты экологического регулирования и оценки

ISO 14010

Руководство по экологическому аудиту – Общие принципы экологического аудита

+

ISO 14011/1

Руководство по экологическому аудиту — Процедуры аудита – Аудит систем экологического менеджмента

+

ISO 14012

Руководство по экологическому аудиту – Критерии квалификации экологических аудиторов

+

ISO 14031

Руководство по оценке экологических показателей деятельности организации

Стандарты, ориентированные на продукцию

ISO 14020(Серия документов)

Принципы экологической маркировки продукции

Продолжение табл. 5

1

2

3

ISO 14040(Серия документов)

Методология «оценки жизненного цикла» – оценки экологического воздействия, связанного с продукцией, на всех стадиях ее жизненного цикла

ISO 14050