История информационных технологий бер
Термин «информационные технологии» в его современном смысле впервые появился в статье 1958 года, опубликованной в Harvard Business Review (Гарвард Бизнес); авторы Гарольд Дж. Ливитт и Томас Л. Уислер прокомментировали, что «у новой технологии еще нет единого установленного имени. Мы будем называть это информационными технологиями». Их определение состоит из трех категорий: методов обработки, применения статистических и математических методов для принятия решений и моделирования мышления более высокого порядка с помощью компьютерных программ.
Информационные технологии начали активно развиваться с 1960-х годов, вместе с появлением и развитием первых информационных систем. Развитие интернета, а также инвестиции в инфраструктуру и сервисы вызвали бурный рост отрасли информационных технологий в конце 1990-х годов.
XXI век – век компьютерных технологий. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационных технологий. Информатизация школы является одним из приоритетных направлений.
Использование информационных компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. В чём актуальность применения ИКТ на уроках в начальных классах?
Внедрение информационно – коммуникативных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Наглядность всегда считалась и считается важнейшим принципом обучения, фундаментом для осуществления всестороннего развития личности. Такой принцип был впервые сформулирован Я.А.Каменским и в дальнейшем развит И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинским и другими педагогами. Наглядный материал служит внешней опорой внутренних действий, совершаемых учеником под руководством учителя в процессе овладения знаниями.
Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе способствует росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.
«Информационные технологии в системе образования»
... является учебно-воспитательный процесс в школьном образовании, ориентированный на применение информационных технологий в обучении. Предметом исследования: способы применение информационных технологии в образовании. Цель нашей работы - рассмотреть особенности применения информационных технологий в современном обучении, изучить психолого-педагогические ...
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет: развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладеть практическими способами работы с помощью современных технических средств; перейти от объяснительно – иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся; активизировать познавательную деятельность учащихся; проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания. Фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.
Применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важнейших задач обучения – повышение уровня знаний.
Объектом нашего исследования является учебно-воспитательный процесс в школьном образовании, направленный на применение информационных технологий в обучении.
Предметом исследования: способы применение информационных технологии в образовании.
Цель работы –, Задачи работы:
-
выявить использование информационных технологий в образовании;
-
изучить методы и приемы использования информационных технологий на занятиях;
-
выявить преимущества и недостатки информатизации образовательного процесса
-
охарактеризовать психологические факторы использования информационных технологий;
-
рассмотреть методологические особенности использования информационных технологий в учебном процессе.
Объектом нашего исследования, Предмет исследования –
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Исторический аспект использования и проблемы определение понятия информационных технологий
К системе образования промышленно развитых государств компьютеры были введены в 80-х гг. прошлого века. С одной стороны, это было новейшее средство управления школами, с другой – предмет изучения. Учитывая прошлое, можно выразить предположение о том, что идея «компьютерной грамотности» была основной движущей силой попыток ввести компьютер в школьную систему. Ученики и их родители все в большей степени осознавали необходимость в связанных с компьютером навыках.
Современные компьютерные технологии в обучении
... учебного процесса, внедрение компьютерных методов обучения, использование в педагогической работе современных информационных технологий. 2. Современное состояние практической компьютеризации процесса обучения. Определить состояние дел ... отвечающие самым высоким требованиям современности. Поэтому на рубеже тысячелетий образование превращается в один из источников самых ценных стратегических ресурсов ...
В конце ХХ века стало понятным, что компьютеры начинают применять в образовании не только ради приобретения компьютерной грамотности, но и в других целях. Технологические тенденции как в оборудовании, так и в программном обеспечении начали изменять статус компьютера. Выросли возможности обработки данных разного типа, улучшены технические характеристики, компьютерная техника приобрела компактность и удобство в использовании; появление дешевого оборудования позволило осуществить коммуникацию от одного компьютера к другому. Благодаря цифровой форме хранения текстов, изображения и звука на компактных дисках, пользователь получил возможность одновременно работать с информацией разных типов модальности .
Результатом развития программного обеспечения стала разработка программ интерактивного самообучения для пользователей, удобная реализация взаимодействия между пользователем и компьютером, в частности, благодаря графическому интерфейсу пользователя, упрощения процесса коммуникации с другими компьютерами (создание сети).
Информационным технологиям присуще большинство образовательных свойств других технологий (книги, радио, фильмы, звукозаписи, телевидение), к тому же появилась возможность активной коммуникации. Компьютер превратился в средство, которое стало органической частью образовательной среды.
Интеграция компьютерных и коммуникационных технологий естественно вызывала изменения в традиционном формальном образовании, в частности в двух аспектах – педагогическом взаимодействии субъектов учебы и содержании образования. Изменения в типах взаимодействия между учителем и учениками вызывают изменения в методах обучения. Следовательно, актуальной для исследований остается методика преподавания разных предметов в современной дидактике. Изменения в содержании образования влияют на характер и тип учебных материалов .
Во Всемирном докладе из образования организации ЮНЕСКО были выделены три составляющих использования информационных технологий в наше время в разных системах образования:
— первая (традиционная) – как средство обеспечения приобретения учениками минимального уровня компьютерной грамотности;
— вторая – как средство поддержки и обогащения учебного плана;
— третья – как среда для взаимодействия между учителями и учениками
В результате конвергенции информационных технологий, использования цифровой формы обработки и хранения информации, компьютер стал потенциально мощным и удобным средством поддержки и обогащения существующих учебных планов. Первые признаки этого влияния просматриваются в системах дистанционного образования, которые раньше разрабатывали отдельные наборы печатных, звуковых и визуальных материалов. Дистанционное образование в настоящее время – это форма обучения, которая реализуется, в основном, по педагогическим и информационным технологиям дистанционного обучения. Под информационными технологиями дистанционного обучения понимают технологии создания, передачи и сохранения учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса дистанционного обучения с помощью телекоммуникационной связи .
Использование технических средств обучения и информационные технологии ...
... Представить формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ 1.1 Дидактические основы использования технических и информационных средств в процессе обучения и воспитания ...
В настоящее время в общеобразовательных учебных заведениях с целью поддержки и обогащения учебного плана чаще всего используют такие информационные технологии как:
— интерактивные справочные и материалы для самообразования (словари, энциклопедии, атласы, самоучители разных языков и тому подобное);
— образовательные программы вместе с играми или образовательные программы с интерактивными подобными играм и развлечениям параметрами, цель которых – вызывать интерес и желание познавать больше .
Развитие современных сетевых технологий предоставляет возможность получить доступ к любому готовому образовательному продукту. Интернет содержит большое количество узлов с потенциально интересным и актуальным материалом для образования. Однако существуют практические трудности с нахождением такого материала, который может быть быстро включенным в существующие учебные планы. Создание качественных эффективных образовательных информационных материалов дорого стоит, нуждается в услугах бригады высококвалифицированных проектировщиков и техников, которые работают в команде с педагогами. Вообще, интеграция образовательного материала, созданного с помощью информационных технологий, в учебные планы просветительских заведений является одной из самых актуальных проблем .
Наличие компьютерной техники в общеобразовательных учебных заведениях является необходимым, но не достаточным условием ее широкого и эффективного использования в учебно-воспитательном процессе. Среди существенных препятствий:
— наличие небольшого количества информационных программ, которые могут быть непосредственно введены в существующие учебные планы (отвечают программным требованиям и улучшают усвоение содержания учебных предметов);
— адаптация образовательных продуктов, которые разработаны в других странах, усложняется за счет отличий в языке, культуре, школьных планах;
— материальные, технические и организационные трудности создания работоспособных взаимодействующих групп техников и педагогов для реализации образовательных идей в компьютерных разработках) .
Благодаря информационным технологиям, средства обработки, хранения, воссоздания текстов, звука, графики, фото, видео стали концептуально одинаковыми. ИТ технологиями объясняется нынешний расцвет Internet, телефония и интерактивное телевидение. ИТ стремительно развиваются.
Таким образом, информационные технологии начали вводиться в учебный процесс в 80-х гг. ХХ века. Сегодня они заняли прочное место в образовательной системе, поскольку они являются требованием времени и имеют возможность существенно активизировать учебный процесс.
Новые информационные технологии в процессе реформирования системы образования
Информационные технологии это:
Игровые технологии обучения как средство активизации познавательной ...
... игровых технологий обучения. Новизна исследования заключается в обосновании игровых технологий обучения как средства активизации познавательной деятельности младших школьников. игровой познавательный учащийся педагогический Теоретическая значимость данной работы заключается в обобщении и систематизации данных о влиянии игровых технологий обучения ...
— способы получения, передачи, кодирования, обработки и воспроизведения информации, заданной в произвольной форме на любых доступных для пользователя носителях.
— система научных и инженерных знаний, методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации.
— педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.
Информационные технологии обучения — это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства.
Педагогические цели использования информационных технологий:
— развитие личности (мышление, эстетическое воспитание, развитие умений экспериментально-исследовательской деятельности, формирование информационной культуры);
— выполнение социального заказа (общая информационная подготовка пользователя, подготовка специалиста в определенной области);
— интенсификация учебно-воспитательного процесса (повышение эффективности и качества обучения, обеспечение мотивов познавательной деятельности, углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки).
Основными направлениями применения информационных технологий в учебном процессе школы являются:
-
-
-
разработка web-сайтов учебного назначения;
-
разработка методических и дидактических материалов;
-
осуществление поиска информации различных форм в глобальных и локальных сетях, е ё сбора , накопления , хранения, обработки и передачи;
-
создание электронных библиотек;
-
организация интеллектуального досуга учащихся.
-
-
-
Современные технологии и телекоммуникации позволяют изменить характер организации учебно-воспитательного процесса, полностью погрузить обучаемого в информационно-образовательную среду, повысить качество образования, мотивировать процессы восприятия информации и получения знаний. Новые информационные технологии создают среду компьютерной и телекоммуникационной поддержки организации и управления в различных сферах деятельности, в том числе и в образовании. Осуществляемая в стране реформация школы направлена на то, чтобы привести содержание образования в соответствие с современным уровнем научного знания, повысить эффективность всей учебно-воспитательной работы и подготовить учащихся к деятельности в условиях перехода к информационному обществу. Поэтому информационные технологии становятся неотъемлемым компонентом содержания обучения, средством оптимизации и повышения эффективности учебного процесса, а также способствуют реализации многих принципов развивающего обучения.
Методологические основы разработки электронных обучающих программ
... процесса и интенсификация обучения в целом. Целью дипломной работы является разработка обучающей программы поиска аппаратных неисправностей и программных сбоев в компьютере. 1. Методологические основы разработки электронных обучающих программ .1 Принципы классификации электронных обучающих программ электронный программа неисправность компьютер Современный ...
Последнее десятилетие мир сильно изменился… Наука продвинулась в познании природы, появилась и развилась промышленность с огромным количеством узкоспециализированных отраслей. Этот процесс стремительно нарастает и будет нарастать еще стремительнее, потому что в его основе лежат объективные законы развития человеческой цивилизации. Обществу неожиданно понадобились миллионы профессионалов в очень узких областях науки и техники и, одновременно, миллионы управляющих, способных управлять хозяйством в этих сложнейших условиях. А ведь нужно еще обеспечить постоянное повышение квалификации этих миллионов!
Практически во всех развитых странах сделан резкий поворот на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач. Идеальная система обучения должна:
-
-
-
Обеспечить каждого учащегося индивидуально-адаптированными учебными пособиями.
-
Поддерживать мотивацию к обучению и творческой деятельности.
-
Дать каждому учащемуся возможность занятий по индивидуальному графику.
-
-
Непрерывно оценивать результаты обучения.
-
-
Педагог может предложить обучаемым универсальные программные продукты (например, изучаемые в школе графические и текстовые редакторы, электронные таблицы и т.п.).
Текстовые редакторы стимулируют работу по выполнению различных письменных заданий: сочинений, эссе, рефератов и др. Они облегчают как их первоначальное оформление, так и последующие изменения, и дополнения. Работа с такой программой, с одной стороны, прививает обучаемым чисто технические навыки электронного набора и оформления текста. С другой — это мощный инструмент, мотивирующий обучаемых к совершенствованию первоначальных результатов. Если же работа выполняется на компьютере, включенном в сеть, то появляется также возможность совместной работы обучаемых и педагога — внесение последним своих замечаний непосредственно в текст по ходу его создания.
Использование графических редакторов выводит на качественно новый, профессиональный уровень оформления творческих работ, способствует возможности самовыражения обучаемых и их положительной мотивации к выполнению самой работы и использованию компьютера. Инструментальные средства универсального характера. С помощью графических редакторов, позволяющих создавать анимации, обучаемые могут самостоятельно проектировать компьютерные модели, иллюстрирующие различные процессы и явления. Графические редакторы позволяют ему легко строить сложные геометрические объекты, изучать их преобразования (растяжение, сжатие, сдвиг, поворот, отображение), строить произвольные проекции. Все это способствует развитию у обучаемых пространственного воображения. Наиболее широко в данный момент используются интегрированные уроки с применением мультимедийных средств. Обучающие презентации становятся неотъемлемой частью обучения, но это лишь простейший пример применения информационных технологий.
Разработка электронного учебника
... информация, Через сеть Интернет распространяются также учебные программы по отдельным дисциплинам для самостоятельного обучения. 1 Основные принципы создания электронных учебников 1.1 Понятие электронного учебного пособия ... оценивать свои возможности. Учащиеся начинают ... становится разработка компьютерных программ – электронных учебников по ... лабораторных работ (сборник описания практических работ, ...
Типология
Инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.
Новый импульс информатизации образования дает развитие информационных телекоммуникационных сетей. Глобальная сеть Интернет обеспечивает доступ к гигантским объемам информации. Многие эксперты рассматривают технологии Интернет как революционный прорыв, превосходящий по своей значимости появление персонального компьютера.
Инструментальные средства компьютерных коммуникаций включают несколько форм: электронную почту, электронную конференция связь, видеоконференцсвязь, Интернет. Эти средства позволяют преподавателям и обучаемым совместно использовать информацию, сотрудничать в решении общих проблем, публиковать свои идеи или комментарии, участвовать в решении задач и их обсуждении.
Электронная почта (e-mail) — это асинхронная коммуникационная среда, что означает: для получения сообщения не требуется согласовывать время и место получения с отправителем, и наоборот. Электронная почта может использоваться как для связи между двумя абонентами, так и для соединения одного — многих получателей. Эти особенности ее работы целесообразно использовать для установления обратной связи между преподавателями или обучающими программами и одним или несколькими обучаемыми независимо от их физического расположения. Электронная почта широко применяется также для координации и установления обратной связи в дистанционном и открытом обучении.
Необходимо заметить, что образовательные возможности электронной почты наиболее доступны из всех информационных и телекоммуникационных технологий. Специальные почтовые программы основаны на сходных принципах, и, соответственно, для пользования электронной почтой не требуется серьезной профессиональной подготовки. Электронная почта имеет очень широкие возможности для улучшения качества образовательного процесса. Это и средство дополнительной поддержки учебно-познавательной деятельности, дающее прекрасные возможности общения обучаемых с преподавателем и друг с другом (причем — конфиденциального общения), и средство управления ходом образовательного процесса.
Поясним перечисленные возможности. Так, с помощью электронной почты учитель может немедленно распространить ответы на наиболее часто возникающие вопросы, причем не только тем, кто спрашивал, но и всем остальным. Далее, электронная почта позволяет снять барьеры, мешающие обучаемому задать вопросы, связанные с проблемами, лежащими вне изучаемой дисциплины. Электронная почта может качественно изменить управление учебно-воспитательным процессом, давая возможность заблаговременно распространять результаты аттестации, распоряжения и другую информацию административного характера. С помощью той же электронной почты и обучаемые могут объяснить причины своего отсутствия на занятиях, посылать уведомления о болезни, текущие отчеты о практике, проходящей в отдаленных местах и т.п. Такое использование электронной почты создает у обучаемых ощущение личного контакта как с преподавателями, так и с администрацией учебного заведения.
Новейшие информационные технологи обучения в ВУЗе
... методика обучения учителей мультимедийным технологиям, не разработаны методики изучения различных предметов с использованием мультимедийных технологий. Анализ современного этапа развития информационных технологий и использования их в образовании, позволил выявить противоречие между возможностями ...
Использование электронной почты позволяет увеличить эффективность труда учителей. В работе с большим потоком обучающихся это может проявиться с большей степенью, если будет организовано обсуждение вопросов, направляемых по электронной почте, в виртуальных семинарах или специально организованных для этой цели рабочих группах. Здесь необходимо учесть то, что не всякий обучаемый добровольно включится в такой вид учебной работы и, соответственно, требуется специфическая система поощрения.
Телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции и т.д. и позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.
Электронная конференцсвязь — асинхронная коммуникационная среда, которая подобно электронной почте может использоваться для плодотворного сотрудничества обучаемых и педагогов, являясь пользователям неким структурированным форумом, на котором можно в письменном виде изложить свое мнение, задать вопрос и прочитать реплики других участников. Участие в тематических электронных конференциях сети Интернет очень плодотворно для самообразования педагогов и обучаемых. Электронные конференции могут быть организованы и в пределах локальной сети отдельного учебного заведения для проведения семинаров, протяженных по времени дискуссий и т.п. Асинхронный режим работы обучаемого способствует рефлексии и, соответственно, продуманности вопросов и ответов, а возможности использования файлов любого типа (графика, звук, анимации) делают такие виртуальные семинары весьма эффективными.
Видеоконференцсвязь — в отличие от предыдущей формы имеет синхронный характер, когда участники взаимодействуют в реальном времени. Здесь возможно общение типа один на один (консультация), один ко многим (лекция), многие ко многим (телемост).
Эта коммуникационная технология в настоящее время используется преимущественно в высших учебных заведениях, имеющих разветвленную сеть филиалов. Основное препятствие для широкого использования — дорогое оборудование, которое не всегда доступно в локальных учебных центрах (филиалах) головного учебного заведения.
WWW технология. Компьютерные коммуникации выступают также как средство доступа к такой технологии Интернет, как WWW (Word Wide Web), или Всемирной Паутине, состоящей из сотен миллионов информационных сайтов, связанных гиперссылками. ФЖЖ поддерживает наряду с текстами, графикой и мультимедийные страницы. С точки зрения образовательных возможностей это отнюдь не пассивный ресурс, а среда, стимулирующая активность и самостоятельность обучаемых. В ней можно заниматься поиском информации, но результаты зачастую непредсказуемы и зависят от находчивости и инициативности пользователя. WWW позволяет вступать в контакт с другими людьми (в синхронном или асинхронном режиме) или интерактивными программами, отвечая на вопросы или заполняя специальные формы на Web-страницах. Наконец, можно стать одним из миллионов «строителей» Всемирной Паутины, создавая Web-страницы и размещая их в WWW.
Применение информационных технологий в процессе обучения химии
... информационной компоненты в систему профильного химического образования. В современных условиях требуется подготовить школьника к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, успешно ее отображать и использовать. Конечным результатом внедрения информационных технологий в процесс обучения химии, ...
Специфика технологий Интернет заключается в том, что они предоставляют и обучаемым, и педагогам громадные возможности выбора источников информации, необходимой в образовательном процессе:
- оперативная информация, систематически пересылаемая заказчику по электронной почте в соответствии с выбранным списком рассылки;
- разнообразные базы данных ведущих библиотек, информационных, научных и учебных центров, музеев;
- информация о компакт-дисках, видео и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Интернет-магазины.
Целью современного образования не может быть насыщение обучающегося как можно большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, умений и навыков. Современные ученики должны сами уметь добывать необходимые знания. Для решения этой цели необходимо воспользоваться и дидактическими свойствами, которые нам представляют новые информационные технологии.
Под дидактическими свойствами технологий понимаются те их стороны (свойства), которые могут использоваться с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе. Для компьютерных информационных технологий — это, в первую очередь:
-
-
-
-
подготовка, хранение, систематизация, обработка и распечатка информации;
-
демонстрация информации на экране дисплея;
-
возможность использовать новейшие информационные технологии;
-
подключение к любым электронным банкам и базам данных;
-
передача и прием информации с компьютера на компьютер;
-
синхронный обмен информацией с партнером (общение);
-
получение информации от любого количества источников;
-
передача сообщений одновременно любому числу абонентов;
-
синхронный обмен информацией с партнерами;
-
-
передача информации непосредственно на компьютер другим участникам конференция;
-
прием информации от участников конференции;
-
возможность размещения и хранения своего сообщения без точного указания адресата.
-
-
Что представляет собой обычный хороший учебник? Это много различных текстов (страниц, параграфов, разделов), в конце которых даны вопросы для самопроверки. Кроме того, в каждом тексте автор обычно делает ссылки на другие тексты. Оглавление (список текстов с указанием их начальных страниц-адресов) и внутритекстовые ссылки являются элементами, объединяющими все это в единый учебник. Если учебник предназначен для очных групповых занятий, то к нему обязательно пишется методическое пособие для учителя — как проводить занятия. Если учебник предназначен для самостоятельных занятий (самоучитель), то методические советы включаются в учебник. Электронный учебник сделан точно так же, как и обычный, но все тексты и методические материалы в электронном виде хранятся на каком-либо машинном носителе информации. Все тексты перенумерованы, номер каждого текста связан с его адресом хранения, значит, на каждый текст можно сослаться указанием его номера. На экране компьютера ссылки на другие тексты оформляются выделением (цветом, заливкой, шрифтом) отдельного слова или предложения. Каждой ссылке соответствует номер другого текста. Кроме обычного учебного материала, электронный учебник включает в себя также систему тестов для самопроверки, блок накопления и обработки статистических данных о реальном протекании процесса обучения (например, график обучения, ошибки и т.д.) и программу настройки (адаптации) обучающего курса на личность обучаемого [9, 45].
В электронных курсах действуют две системы контроля знаний. Первая предназначена для индивидуализации (адаптации) курса обучения, вторая — для аттестации обучаемого. Обе системы позволяют производить адаптивный выбор следующего вопроса в зависимости от правильности предыдущих ответов и возможность создания различных заданий из одного набора вопросов. В аттестационных системах, кроме того, используется адаптивная схема выбора вопросов для оптимального определения уровня знаний учащегося. Сочетание гипертекстовых учебных пособий и системы электронного контроля знаний, базирующиеся на технологиях Интернета, позволяют, в перспективе, создать единую обучающую среду, адаптирующуюся под уровень знаний и, фактически, создающую индивидуальный «электронный учебник» для каждого обучающегося.
Образование и Интернет — это особая тема для разговора. Как показывают исследования и практика, Интернет помогает учителям повысить эффективность трех важных элементов педагогического процесса: индивидуальной помощи ученикам, распространения информации и привлечения учащихся к активной работе. Во-первых, электронная почта обеспечивает прямой контакт учителя и ученика. Обмениваясь сообщениями, они могут общаться не только в классе, но и после занятий, в любое удобное для них время. Во-вторых, Web-узлы являются более действенным средством распространения образовательной информации, чем лекции и доклады. Преподаватель размещает текст лекции и иллюстрации на своей домашней Web-странице, а ученики спокойно, не спеша, читают информацию, не отвлекаясь на то, чтобы лихорадочно записывать учебный материал в тетрадь. В-третьих, школьные телеконференции представляют собой совершенно новую форму взаимодействия между преподавателями и учениками. Любой участник телеконференции, разместивший в Интернете свое сообщение, может быть уверен в том, что его прочитают и заметят. В результате создается виртуальное сообщество людей, объединенных общими интересами. Это тот идеал, которого трудно добиться в обычных школах. Для реализации таких методов обучения не требуется ни сложного оборудования, ни дорогих программ. Достаточно иметь компьютерный класс с недорогими компьютерами невысокой мощности, объединенными в сеть, подключенную к Интернету. Не нужны и специальные знания по вычислительной технике, хватит обычной подготовки на уровне пользователей.
Дистанционное обучение является ещ
Важно отметить, что система дистанционного обучения не подменяет, а эффективно дополняет традиционную систему образования, давая возможность любому человеку учить то, что он хочет, тогда и где хочет, на языке, который он хочет.
Мультимедийные технологии
Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа, систем виртуальной реальности.
Действительно, современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа (англ. multimedia — многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет.
Важно понимать, что, как и многие другие слова языка, слово «мультимедиа» имеет сразу несколько разных значений.
Мультимедиа — это:
технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).
Таким образом, в широком смысле термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).[19]
Разработка хороших мультимедиа учебно-методических пособий — сложная профессиональная задача, требующая знания предмета, навыков учебного проектирования и близкого знакомства со специальным программным обеспечением. Мультимедиа учебные пособия могут быть представлены на CD-ROM — для использования на автономном персональном компьютере или быть доступны через Web.
Этапы разработки мультимедийных образовательных ресурсов:
1) Педагогическое проектирование
разработка структуры ресурса;
отбор и структурирование учебного материала;
отбор иллюстративного и демонстрационного материала;
разработка системы лабораторных и самостоятельных работ;
разработка контрольных тестов.
2) Техническая подготовка текстов, изображений, аудио- и видеоинформации.
3) Объединение подготовленной информации в единый проект, создание системы меню, средств навигации и т.п.
4) Тестирование и экспертная оценка
Средства, используемые при создании мультимедийных продуктов:
системы обработки статической графической информации;
системы создания анимированной графики;
системы записи и редактирования звука;
системы видеомонтажа;
системы интеграции текстовой и аудиовизуальной информации в единый проект.[20]
Появилась возможность создавать учебники, учебные пособия и другие методические материалы на машинных носителях. Они могут быть разделены на следующие группы.
Учебники, представляющие собой текстовое изложение материала с большим числом иллюстраций, которые могут быть установлены на сервере и переданы через сеть на домашний компьютер. При ограниченном количестве материала такой учебник может быть реализован в прямом доступе пользователя к серверу.
Учебники с высокой динамикой иллюстративного материала, выполненные на CD-ROM. Наряду с основным материалом они содержат средства интерактивного доступа, анимации и мультипликации, а также видеоизображения, в динамике демонстрирующие принципы и способы реализации отдельных процессов и явлений. Такие учебники могут иметь не только образовательное, но и художественное назначение. Огромный объем памяти носителя информации позволяет реализовывать на одном оптическом диске энциклопедию, справочник, путеводитель и т.д.
Современные компьютерные обучающие системы для проведения учебно-исследовательских работ. Они реализуют моделирование как процессов, так и явлений, т.е. создают новую учебную компьютерную среду, в которой обучаемый является активным участником и может сам вести учебный процесс.
Системы виртуальной реальности, в которых учащийся становится участником компьютерной модели, отображающей окружающий мир. Для грамотного использования мультимедиа-продуктов этого типа крайне важно изучение их психологических особенностей и негативных воздействий на обучаемого.
Системы дистанционного обучения. В сложных социально-экономических условиях дистанционное образование становится особенно актуальным для отдаленных регионов, для людей с малой подвижностью, а также при самообразовании и самостоятельной работе учащихся. Эффективная реализация дистанционного обучения возможна лишь при целенаправленной программе создания высококачественных мультимедиа-продуктов учебного назначения по фундаментальным, естественнонаучным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам. К сожалению, это требует значительных финансовых средств и пока не окупается на коммерческой основе, необходимы существенные бюджетные ассигнования в эту область. Реализация такой программы позволит по-новому организовать учебный процесс, увеличив нагрузку на самостоятельную работу обучаемого.
Преимущества и недостатки информатизации образовательного процесса
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс сегодня осложнено в основном тем, что преподаватели, а также взрослые учащиеся сталкиваются с проблемой временной «нестыковки», возникающей из-за различий между старшим и младшим поколениями в степени оперативности освоения информационного пространства. Кроме того, студенты в своем стремлении к изучению компьютерных (в том числе Интернет) и прочих технологий больше ориентированы на развлекательную составляющую информационного процесса, нежели учебную.
Запрограммировать же «мозговые рецепторы» молод
Рассмотрим преимущества и недостатки использования информационных технологий в пространстве образовательного учреждения.
Преимущества:
1.Временная эффективность учебного процесса. Данный факт не мог не сказаться на эффективности работы педагога. Возможность беспрецедентного возвращения в старый лекционный материал и оперативной подготовки нового путем электронных технологий, а не ручного труда дает дополнительное время на педагогическое творчество и педагогическое самообразование. Также большое значение имеет такая психологическая составляющая как отдых.
2.Повышение эффективности контроля качества процесса обучения. Через измерение уровней достижений учащихся и их последующего сопоставления с требованиями образовательных стандартов стало возможным определить потенциальные возможности обучающихся, а также квалификационного коэффициента преподавателя. Что в результате дает полную картину эффективности или неэффективности образовательного процесса.
3.Формирование партнерских отношений между преподавателем и учащимися. Немаловажный фактор успешности образовательного процесса то, как сложатся взаимоотношения педагога и школьников. Установлению доверительных отношений способствуют применение новых методов в обучении, таких как эвристический и проблемный. Трудовая деятельность учащего и учащегося в обоих случаях нацелена на кооперирование, работу в группе, совместный поиск решения проблемы.
4.Возможность получения «конвертируемого образования». Уникальные технологические навыки, которые учащийся приобретает сегодня определенный гарант его профессиональной востребованности на рынке труда завтра.
«Конвертируемое образование» в настоящий момент становится синонимом качественного образования.
Недостатки:
1.Негативное воздействие на организм и психику человека. Чрезмерная работа за компьютером провоцирует развитие таких заболеваний как: гипертония, заболевание опорно-двигательного аппарата, устойчивая близорукость, ишемическая болезнь сердца, заболевание почек и мочеполовой системы, а также импотенция и фригидность. Среди психических заболеваний — депрессия.
2.Затушевывание личностного фактора, связанного с внутренним потенциалом преподавателя. Техническая компонента начинает превалировать над личностной составляющей в образовательном процессе. Внутренний потенциал преподавателя не может быть максимально задействован в учебном пространстве в связи с невозможностью конкурировать с всезнающей машиной, в чью «память» помещен весь опыт человеческой цивилизации.
3.Дополнительный доступ к информации, не имеющей отношения к учебному процессу. Подавляющее большинство учащихся, не достигших совершеннолетнего возраста, отдает свое явное предпочтение развлекательной, но не образовательной составляющей информационных технологий.
4.Отсутствие непосредственного контакта. Если речь идет о дистанционном образовании, при котором учащийся частично или полностью отдален от преподавателя и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов. Ученик предоставлен сам себе, его образовательную деятельность не скооперирована. Педагогический процесс утрачивает воспитательную направленность как одну из основных компонент формирования полноценной личности.
Таким образом, разработка и переход к использованию информационных технологий в учебном процессе составляют сущность динамических процессов в образовании. Миссия учебных заведений всех уровней профессионального образования быть центрами обучения передовому знанию, основанную на информационно-технических инновациях и внедрению этого знания в профессиональную деятельность.
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Психолого-педагогические особенности активизации познавательной деятельности учащихся с использованием информационных технологий
Психологическую основу обучения составляет процесс усвоения знаний, оптимальная организация которого предполагает учет его компонентов и закономерностей. К основным компонентам процесса усвоения знаний относятся: первоначальное восприятие, осмысление, обобщение (формирование понятий), закрепление знаний
и формирование умений и навыков, их применение, проверка и оценка (самооценка).
Как показывает практика, обучение с использованием ИКТ дает возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать направленное восприятие. При этом использование возможностей ИКТ позволяет обеспечивать учащихся специфичной наглядно-образной информацией в сочетании с графической и алфавитно-цифровой. Восприятие информации является важнейшим этапом, так как от адекватности восприятия реальному образу зависит результат процесса усвоения. Эффективное применение информационных технологий в процессе обучения предполагает включение обратной связи уже на этапе восприятия, а непрерывный индивидуальный контроль дает возможность корректировать направление восприятия, формировать верный образ. В программных средствах учебного назначения можно заострять внимание на особо значимых элементах, сдвигать акцент при формировании образа, используя возможности динамического изображения (мультипликация, разные перемещения, использование игровых персонажей, изменение цвета, яркости, масштаба, размеров и т. д.).
При этом в процессе формирования образа большую роль играет введение игровых ситуаций, использование цветовых, графических и других моделей, облегчающих процесс восприятия. ИКТ позволяют активизировать непроизвольное восприятие, что достигается путем выделения отдельных элементов с помощью изменения цвета, анимации, применения инверсного изображения, выгодного расположения информации на экране, “растяжения” или “сжатия” во времени необходимых процессов и других приемов.
В процессе осмысления учебного материала устанавливаются связи между отдельными частями изучаемого объекта и предполагается формирование умений оперировать укрупненными единицами знаний. Понимание свойств изучаемого объекта зависит от интеллектуального развития личности: особенностей памяти, наблюдательности, внимания, навыков аналитико-синтетической деятельности. Анализ состояния умственной деятельности определяет вид помощи обучаемому. Помощь в программе может быть оказана в виде подсказки, если возникают затруднения. Если же обучаемый не владеет навыками аналитико-синтетической деятельности, то может быть задан алгоритм простого, а затем сложного рассуждения, которое используется для действия по аналогии. Особая роль в формировании личности принадлежит словесно-логическому мышлению. При изучении какого-либо явления или процесса анализ можно реализовать расчленением его на отдельные части, выделением определенной детали или образа различными приемами. Синтез может быть осуществлен программными средствами путем получения конструкции или образа из отдельных элементов. Богатые возможности имеет ИКТ и при развитии умственных операций умозаключения, сравнения и обобщения, активизация которых достигается возможностью использования динамического изображения на мониторе (например, мультипликации с использованием игровых персонажей).
Оптимизация восприятия может быть достигнута применением примеров и задач, максимально приближенных к реальным условиям. Процесс закрепления учебной информации тесно связан с развитием памяти, поэтому установка на запоминание выдается после анализа результатов осмысления и обобщения. Хотя индивидуальные особенности памяти различны, именно информационно-коммуникационные технологии могут предоставить каждому обучаемому возможность продвигаться в работе со своей скоростью и полностью учесть индивидуальные возможности каждого. Эффективное запоминание при использовании средств ИКТ обеспечивается выбором наиболее подходящих ассоциативных связей, повторением материала в других ассоциативных связях, возвратом к предыдущей порции информации, а также использованием формульно-графической, наглядно-образной и других видов информации. Основным условием запоминания считается осмысленность материала. При использовании возможностей ИКТ осмысленному запоминанию способствует выделение главного в содержании и концентрация на нем внимания (использование цветовых гамм, инверсное изображение, рациональное размещение информации на экране и т. д.).
Активизировать запоминание также можно, используя ассоциативные внешние связи и выбор обучаемым индивидуального темпа восприятия. Информационные технологии позволяют осуществлять контроль за основными характеристиками памяти, корректировать их с помощью специальных упражнений, предлагаемых в процессе работы, что способствует тренировке и развитию памяти. Одним из основных этапов в активизации познавательных процессов является воспроизведение, так как именно этот этап позволяет определить уровень сформированности знаний. ИКТ позволяют оптимизировать процесс воспроизведения знаний с помощью специальных программ тестирования, аудирования, экспертной оценки и др. При этом сами обучающиеся для воспроизведения своих знаний могут использовать возможности текстовых редакторов (создание докладов, сообщений, рефератов и пр.), презентаций для наглядного сопровождения ответа и пр. Условиями качественного усвоения знаний является полнота и объективность контроля на основных этапах процесса усвоения. ИКТ позволяют проводить “следящую обратную связь с непрерывной коррекцией”, что предполагает контроль и корректировку на каждом этапе усвоения знаний. Одной из творческих задач на современном этапе обучения является формирование творческой личности специалиста, привитие навыков созидательного труда, где большую роль играет воображение. С помощью средств вычислительной техники можно целенаправленно воздействовать на воображение, развивая его путем выдачи специальных заданий, когда определена задача, но нет необходимых данных или они неполны. В этом случае воображение создает программу действий. Однако при появлении затруднений на первых этапах работы можно выдавать подсказку, включающую помощь в формировании этапов деятельности и содержащую разные операции (выдать на экран справочную таблицу, формулу и т. д.).
Подсказка должна охватывать сведения и действия, лежащие в так называемой зоне ближайшего развития. Активизировать воображение можно также, давая задания на создание графических либо формульных образов по словесному описанию. Применять можно и обратную задачу: создание словесного описания по графическому или формульному объекту.
2.2 Методологические особенности использования информационных технологий в учебном процессе
Эволюция компьютерных технологий позволила успешно применять их по таким направлениям учебной деятельности: использование информационных справочных и экспертных систем с применением компьютерной техники для хранения информации, поиска и частичной ее интерпретации.
Эффективность учебного процесса несовместима с перегрузкой психической деятельности его участников. Применение компьютерной техники на уроках способно значительно повысить производительность труда участников педагогической деятельности за счет высококачественной передачи учебного материала, концентрации внимания на ключевых моментах, и в то же время уменьшить непродуктивные потери сил и времени на поиск, обработку, восприятие и усвоение информации. В настоящее время разработаны пакеты прикладных программ, ориентированных как на групповую работу во время занятий, так и на внеаудиторную работу ученика . Спецификой занятий в начальной школе является необходимость достаточно часто использовать наглядность как в виде стационарных ее форм, так и в динамике. С помощью ЭВМ со специальным проектором легко можно продемонстрировать необходимые образовательные материалы.
Важной составляющей частью целостной системы обучения является самостоятельная работа. Этот вид деятельности позволяет использовать разнообразные типы программного обеспечения учебного процесса. Кроме прикладного программного обеспечения, целесообразно использовать банки данных с разными работами в сети Интернет.
Усилению обратной связи между участниками учебного процесса в процессе обучения способствует автоматизированный тестовый опрос.
Невзирая на разнообразие применения вычислительной техники, она остается вспомогательным средством для показа наглядно учебного процесса.
Формирование практических умений и навыков учеников в процессе обучения должно связываться с использованием электронно-вычислительной техники не только для выполнения демонстраций, но и творческих заданий.
Практика свидетельствует, что содержание вопросов компьютеризации производства как в одном из основных направлений научно-технического прогресса нуждается в пересмотре позиции относительно ознакомления учеников с физическими основами строения и действия ЭВМ с целью формирования целостных представлений их эффективного использования в индивидуальной экспериментальной работе, для формирования политехнического мировоззрения. Следовательно, для надлежащего обеспечения учебного процесса в школах необходимо разработать такое оборудование и средства наглядности, которые можно было бы использовать как на уроках, так и во время индивидуальной внеурочной работы учеников. При этих условиях появляется возможность воплощать принцип взаимосвязи знаний и практической деятельности .
Разработанные сегодня наглядные средства используются в учебно-воспитательном процессе, способствуют повышению качества этих видов учебного процесса и проведению внеаудиторной работы. В то же время обеспечивается: достаточная иллюстративность; эстетическая привлекательность демонстрируемого материала; относительная простота манипуляций во время проведения различных видов работ; массовость проведения различных форм деятельности, многократность действий, возможность повторного проведения; переход от теории к практике .
Направленность занятий на использование ИКТ как высокоэффективного средства обучения не только обеспечивает повышение уровня подготовки учеников, но и существенно влияет на их мотивационную сферу, предопределяя формирование приоритетных профессиональных и учебно-познавательных мотивов изучения предмета, которые обеспечат успешность овладения знаниями и умениями в будущем.
Вычислительная среда во всем мире изменяется очень быстро, и в то же время расширяются наши представления об областях применения компьютеров. Поэтому неопровержимой является необходимость более широкого применения учебных компьютерных моделей в системе профессиональной подготовки и деятельности учителя. Это позволит: расширить знание учеников в отрасли применения методов статистической обработки результатов; увеличить количество параметров, которые определяются по результатам натурного эксперимента; графически и аналитически исследовать явления; углубить межпредметные связи .
В связи с техническими достижениями последнего десятилетия, такими как быстрый рост емкости и мощности аппаратных средств, развитие коммуникации (Internet, мировая Wев-служба, мобильные коммуникации), возникают новые подходы к реализации учебно-воспитательного процесса .
Таким образом, информационные технологии должны применяться при обучении таким образом, чтобы облегчать подачу учителем и понимание учениками материала. Кроме того, именно компьютерные технологии дают широкие возможности в демонстрации применения учебных предметов на практике.
Заключение
Таким образом, проанализировав использование информационных технологий при обучении учащихся начальной школы, мы пришли к таким выводам.
Под информационными педагогическими технологиями мы понимаем педагогическую технологию, использующую специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией . Информационные технологии начали вводиться в учебный процесс в 80-х гг. ХХ века. Сегодня они заняли прочное место в общеобразовательной школе, поскольку они являются требованием времени и активизируют учебный процесс.
Основным средством ИТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.
В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.
С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара.
Информационные технологии повышают эффективность обучения, но только при условии правильного их использования со стороны педагога. В противном случае, как показывают зарубежные и отечественные исследования, информационные технологии будут только отвлекать от учебного процесса и усложнять его.
Использование информационных технологий в учебном процессе имеет в себе психологический аспект, который состоит в готовности учителя квалифицированно использовать их, и в готовности ученика воспринимать информационные как учебное, а не развлекательное средство. При успешном применении информационных технологий возрастает самооценка учащихся, формируется атмосфера равноправного сотрудничества между педагогом и учеником.
Информационные технологии должны применяться при обучении таким образом, чтобы облегчать подачу учителем и понимание учениками материала. Кроме того, именно компьютерные технологии дают широкие возможности в демонстрации применения данного предмета на практике.
Целью работы являлось рассмотреть особенности применения информационных технологий в обучении. Выяснить, насколько важны и необходимы информационные ресурсы в современном образовании.
С поставленными задачами также удалось справиться. В работе подробно повествуется о использование информационных технологий в образовании, о методах использования информационных технологий на занятиях. Также удалось справиться с задачей выявления преимуществ и недостатков информатизации образовательного процесса.
В настоящее время в обществе происходит активный процесс компьютеризации и информатизации практически всех сторон жизнедеятельнoсти, так как сoвременнoе oбществo быстpo pазвивается в напpавлении пеpехoда к инфopмациoннoму oбществу, в кoтopoм ключевую рoль игpают инфoрмациoнные pесуpсы, технолoгии их хpанения и тpансляции.
Подводя итоги, укажем, что практическим последствием внедрения информационных технологий в процесс обучения является: совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения; повышение продуктивности самоподготовки учащихся; индивидуализация работы самого учителя; ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики; усиление мотивации к обучению; активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности; обеспечение гибкости процесса обучения.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/tema-diplomnoy-rabotyi-po-novyim-tehnologiyam/
1.Гатаулина Г. Вред здоровью от компьютера [Электронный ресурс] // [сайт].
2. Богданова Д.А. О некоторых возможностях использования современных разработок в информационно-коммуникационных технологиях для образовании / Д.А. Богданова // Ученые записки ИСГЗ. – 2015. – № 1. – С. 54-59.
3.Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 304 с.
4. Елинер И. Г. Мультимедийная культура и современное общество / Елинер И.Г.. – Санкт-Петербург: Родные просторы, 2008. – 529 с.
5.Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. — М.: Школа-Пресс, 2009.
6. Беланович-Зубов В. Е. Опыт разработки и применения средств мультимедиа в учебном процессе: методическое пособие / В.Е. Зубов; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Сиб. акад. гос. службы. – Новосибирск: СибАГС, 2005. – 136 с.
7.Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Педагогика: Экспресс-справочник для студентов вуза. — Москва, Ростов-на-Дону: Издательский Центр «МарТ», 2010. — 186 с.
8.Федотова Е. Л., Федотов А. А. Информационные технологии в науке и образовании: учебник — Москва: Высшее образование, 2010. — 368 с.