«Компьютерные игры в образовательно-воспитательном процессе»

Дипломная работа
Содержание скрыть

Понятие и сущность игры. Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка

Что же такое игра?

Л.С.Выготский

В игре ребенок впервые осуществляет интеллектуальную систематическую работу, с помощью образов, громкой речи, игровых действий, создает сюжет и следует ему. Но самое главное, в игре дошкольник учится относиться к придуманному ему миру, как к настоящему, со всей серьезностью. Играя, ребенок всегда находится на стыке реального и игрового мира, занимает одновременно две позиции: реальную — ребенка, и условную – взрослого. Это – основное достижение игры. Занимая определенное место в жизни взрослых, для детей игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях маленький ребенок, сам того не подозревая, решает главную задачу своей жизни – он определяет свое место, свой путь среди людей. И именно для ее выполнения нужна сюжетно-ролевая игра. Игра имеет огромное значение для подготовки к будущей жизни.

Что же дает игра детям?

    1. Дает свободу, перерыв в повседневности, переход из реальной жизни в игровые взаимоотношения.

    2. Игра учит ребенка порядку, потому что невозможно нарушить правила и быть в игре.

    3. Игра создает гармонию, формирует стремление к совершенству.

    4. Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных отношений.

    5. Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков в действительности. Противопоставляется жесткому миру реальности – иллюзорный гармоничный мир.

    6. Игра дает развитие воображению, так как оно необходимо для создания сюжетов, ситуации, правил игры.

      15 стр., 7381 слов

      Теоретические и методические основы организации Строительно-конструктивной ...

      ... фантазию. Нельзя не отметить, что в строительно-конструктивных играх проявляется разнообразная двигательная активность ребенка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. ... играющих по 3-4 человека, тем самым учить коллективным играм. У детей среднего дошкольного возраста уже есть некоторый опыт, умение играть небольшими коллективами, распределять ...

    7. Игра дает развитие психологической пластичности, т.к. без этого невозможно строить игровые взаимоотношения.

    8. Игра дает радость общения со сверстниками, учит ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно «понарошку» в своем вымышленном мире.

    9. Дает психическую устойчивость, снимает уровень тревожности, которая так высока сейчас у детей.

Таким образом,

II . Использование компьютерных игр в образовательном пространстве МДОУ

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения, и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с компьютером, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Потому что компьютер привлекателен для детей как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него.

Отдельное место в воспитательно-образовательном процессе МДОУ отводится компьютерным играм.

Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.

Занятия с применением компьютерных игр очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваивают программы, добиваясь их правильного решения. Компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка. И действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата.

Разделяя точку зрения многих исследователей, Ярусова Е.А. считает основной целью использования компьютера в дошкольном учреждении – всестороннее развитие ребёнка, его подготовку к жизни и деятельности в «компьютерной действительности», т.е. формирование у него положительного эмоционального отношения к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей.

24 стр., 11720 слов

Применение современных методик игровой деятельности на х музыки ...

... в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития»]. Актуальность Объект – игровая деятельность на уроках музыки в начальной школе Предмет – процесс использования (применения) современных технологий на уроках музыки Цель – освещение современных теоретических технологий ...

этапы занятий

  • Содержательную и эмоциональную подготовку детей к решению игровых и дидактических задач на компьютере;

  • Обучающую игру на компьютере;

  • Проблемное общение с каждым ребёнком по ходу игры;

  • Гимнастику для глаз, зарядку для пальчиков для снятия напряжения после игры на компьютере;

  • Реализацию вновь полученных (после игры на компьютере) впечатлений в самостоятельной игре детей.

Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребёнком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет в дальнейшем обеспечить более плавный переход к учебной деятельности.

Выделяют особенности образовательных электронных изданий (ОЭИ) для применения их в образовательном процессе дошкольного учреждения:

— ОЭИ для детей дошкольного возраста должны обладать интуитивно-понятным интерфейсом, чаще всего он представлен в виде мультиплицированного меню;

— ОЭИ обязательно должно содержать звуковое сопровождение;

— Должна присутствовать корректная обратная связь (как результативная, так и консультирующая), представленная и графической поддержкой и звуковым сопровождением;

— ОЭИ должно содержать несколько различных кратковременных развивающих игр, соответствующих возрастным особенностям, а так же обеспечивающих соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Но бывают и такие ОЭИ, которые только в некоторой степени обладают выявленными особенностями. Красочность и динамичность компьютерных программ, музыкальное оформление, игровая форма, общая атмосфера доброжелательности и раскрепощённости позволяет ребёнку играть увлечённо, испытывать радость познания, открывать новое. Всё это способствует развитию у детей творческого мышления, воображения, формирует познавательную мотивацию и раскрывает индивидуальность каждого ребёнка.

Использование компьютера позволяет вывести деятельность МДОУ на новый, качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образованности воспитанника, соответствующее современным государственным стандартам образования.

Установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми. В настоящее время разработаны и внедряются в образовательный процесс МДОУ программы на основе использования компьютеров. Одной из таких программ является программа «Дошкольник и компьютер» по дополнительному образовательному циклу «Компьютерные игры». Программа направлена на грамотное использование компьютера в образовательном процессе МДОУ. Осуществление работы по данной программе ставит ребёнка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Первоначально возможно использование компьютерных развивающих и обучающих игр «КИД/Малыш» Ассоциации «Компьютер и детство».

Основными направлениями программы, Основная образовательная цель

Компьютерные игры, включённые в систему обычных игр, вносят свой вклад в совершенствование воспитания, всестороннее развитие творческой личности ребёнка.

Кроме нормативных воспитательно-образовательных стандартов, малыши показывают более высокий уровень «школьной готовности» и естественно вхождение в мир взрослых, в завтрашний день.

У ребёнка развивается:

  • восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление;

  • познавательная мотивация, произвольная память и внимание;

  • «знаковая функция сознания»;

  • произвольность, умение построить план действий, принять и выполнить задание.

Он овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального образования.

    1. Игра- основное использование компьютера в МДОУ

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности. Развитие компьютерных технологий наложило определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Применение компьютеров оказывает большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Появление компьютерных игр позволяет существенным образом дополнить мир ребенка, скорректировать его развитие.

Проблемой влияния компьютерных игр на развитие дошкольников занимались многие психологи и педагоги. У истоков этой работы стояли ученые и специалисты центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца. Исследования психологов (С.Новоселова, Г.Петку и др.) показали, что компьютер играет особую роль в развитии интеллекта и в целом личности ребенка [11, стр. 73].

С.Л. Новоселова отмечала, что введение компьютера в систему дидактических средств дошкольного учреждения может стать мощным фактором обогащения интеллектуальной основы умственного, эстетического, социального и физического развития ребенка. Исследование Г.П.Петку отмечает возможности игровых компьютерных программ для организации режиссерских игр. И.Ю.Пашелите доказала, что компьютерные средства эффективно обогащают систему развивающей дидактики дошкольного учреждения, формируя у детей общие умственные способности [11, стр.75].

12 стр., 5876 слов

Разработка программы компьютерного тестирования

... работу образовательных учреждений, при контроле знаний по любому предмету. компьютерное тестирование программа 1.1 Обследование объекта и обоснование необходимости систем компьютерного тестирования В настоящее время используются в основном бланочно-компьютерная и компьютерная (автоматизированная) технологии тестирования. ...

Компьютерные игры являются наилучшей средой для обучения любому виду деятельности. Игра является одной из форм практического мышления. Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие — игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. Из этого следует вывод, что компьютерные игры должны быть неразрывно связанны с обычными играми. Одна из важнейших линий умственного развития ребенка-дошкольника состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

— дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

— глубже постигаются понятия числа и множества;

— быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и

в пространстве;

— тренируется внимание и память;

— раньше овладевают чтением и письмом;

— активно пополняется словарный запас;

— развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз;

— уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;

— воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

— развивается воображение и творческие способности;

— развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления

Начинать компьютерное обучение дошкольников следует с подбора обучающих и развивающих программ и продумывания организационных форм работы с детьми и их применения, разработки методик, использующих возможности компьютера в обучении. Нельзя рассматривать компьютер в отрыве от программного обеспечения и организационных форм использования. В настоящее время существует множество программ, предназначенных для обучения детей математике, развитию речи, иностранным языкам и др., а также развлекательные программы, которые могут применяться в образовательных целях, благодаря методическим приемам. Существуют и развивающие компьютерные игры, которые используются только в образовательных целях.

Специалистами разработано различное множество обучающих программ, предназначенных для детей дошкольного возраста.

Все игровые компьютерные программы можно разделить на группы, исходя из:

  • Возрастной категории;

  • Сюжетной тематики;

    3 стр., 1250 слов

    Принципы разработки алгоритмов и программ для решения прикладных задач

    ... программе, а лишь затем решать, как это надо делать. При нисходящем проектировании исходная, подлежащая решению задача разбивается на ряд подзадач, подчиненных по своему содержанию главной задаче. ... общеупотребительные контейнеры и алгоритмы. C++ сочетает свойства ... развлекательных приложений (игр). Существует множество ... Тем не менее, C++ не является в строгом смысле надмножеством C; множество программ, ...

  • Уровня сложности игровой задачи;

  • Уровня сложности управления;

  • Задач развития умственных способностей и др. [2, стр. 219]

Условно можно выделить четыре типа обучающих программ:

  1. тренировочные и контролирующие,

  2. имитационные и моделирующие,

  3. наставнические,

  4. развивающие игры.

Программы первого типа предназначены для закрепления умений и навыков. Предполагается, что предлагаемые объекты и понятия уже известны ребенку. Эти программы в случайной последовательности предлагают детям вопросы и задания и подсчитывают число правильно и неправильно решенных задач. В случае правильного ответа ребенку может выдаваться поощрение (реплика, призовой объект, переход на следующий уровень и т.п.).

При неправильном ответе ребенок может получить помощь, подсказку.

Программы второго типа основаны на графически иллюстрированных возможностях, с одной стороны, и вычислительных — с другой, и позволяют осуществлять компьютерный эксперимент. Такие программы предоставляют детям возможность наблюдать на экране дисплея некоторый процесс и одновременно влиять на его ход, подавая команды мышкой или с клавиатуры, задавая значения параметров.

Программы третьего типа предлагают детям теоретический материал для изучения. Задачи и вопросы служат в этих программах для организации «человеко-машинного» диалога, для управления ходом обучения. Так, если ответы, даваемые ребенком, неверны, программа может вернуть его для повторного обучения теоретического материала. Общим недостатком этих программ является высокая трудоемкость разработки, затруднения организационного и методического характера при использовании в реальном учебном процессе МДОУ.

Программы четвертого типа предоставляют в распоряжение ребенка некоторую воображаемую среду, существующий только в компьютере мир, набор определенных возможностей и средств их реализации.

Но наиболее распространенной педагогической классификацией в руководствах по использованию компьютерных игр в дошкольном образовании является следующая классификация Ю.М. Горвица [4, стр.100]. В ней игровые программы структурируются согласно «древу целей» и объединяются в три группы.

1. Программы обучающего характера (конвергентные, закрытого типа) направлены на обучение и закрепление в игровой занимательной форме знаний по математике, родному языку, дают начальные представления о природных и социальных явлениях и т.д.

2. Программы развивающего характера — стимулирующие творческие способности детей, умение самостоятельно ставить игровые задачи, находить средства и способы их реализации (дивергентные, открытого типа).

29 стр., 14268 слов

Использование обучающих компьютерных игр в учебном процессе общеобразовательной ...

... компьютер, компьютерная программа, освоение клавиатуры и т.д. Создано также немало компьютерных игр, которые успешно применяются для формирования навыков чтения, письма и счета. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что внедрение обучающих игр в образовательный процесс является ...

Эти программы развивают фантазию, мышление, память, дают возможность познавательного экспериментирования, свободного творчества, способствуют развитию самостоятельной и осознанной творческой деятельности. К ним относятся:

— серия сюжетно-режиссерских игр — направлены на развитие воображения, побуждают к общению со сверстниками и взрослыми, к коллективным действиям, способствуют развитию и коррекции речи, обеспечивают мощную поддержку обучению второму языку;

— серия программ «Комбинаторика»- развивает логическое мышление, формирует понимание причинно-следственных связей процессов и явлений, учит принятию решений в нестандартных ситуациях, в т.ч. в играх со скрытыми правилами;

— серия программ «Конструирование» — предназначена для формирования важнейших психических функций у ребенка, связанных с целеполаганием, сенсорным развитием, мысленным созданием новых объектов из предложенных элементов. Они способствуют развитию воображения, фантазии, целеполагания, творческой активности, умению самостоятельно достигать цели, обогащают арсенал средств для конструкторской деятельности детей. Они также формируют способность мысленной ориентации объектов на плоскости и в пространстве. Эти программы хорошо сочетаются со многими другими видами детской деятельности. Характеризуются высокой степенью вариативности методических приемов;

— серия программ «Классификаторы», которая способствует развитию у детей принципов сериации, ассоциации, классификации и систематизации объектов по одному и нескольким признакам.

3. Программы диагностического характера, они:

— обеспечивают возможность оперативной диагностики и тренинга различных видов внимания (поддерживаемого, избирательного), памяти (оперативной, долговременной), восприятия и других психических свойств с выдачей результатов и рекомендаций на экран и/или печать;

— позволяют выполнить качественный анализ творческих способностей ребенка;

— дают возможность оценить готовность детей к поступлению в детский сад, к обучению в школе.

Кроме этого, можно выделить следующие категории компьютерных игр [2, стр.196]:

— Развивающие игры;

— Обучающие игры;

— Игры-экспериментирования;

— Игры-забавы;

— Логические игры;

— Компьютерные диагностические игры

Особая роль в мире компьютерных игр принадлежит обучающим и развивающим играм.

Развивающие игры

Развивающие программы предназначены для формирования у детей умственных способностей, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития. Они являются лишь инструментом для творчества, для самовыражения ребенка.

10 стр., 4954 слов

Роль компьютерных технологий в обучении младших школьников

... Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе [1]. 1. Информационные технологии в процессе обучения младших школьников Ученики 1-4-го классов ... детей к овладению современными компьютерными технологиями и умение актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. В рамках модернизации системы образовательных стандартов основным направлением в работе ...

К развивающим программам относятся:

— Графические редакторы — «рисовалки», «раскраски», конструкторы. Дети имеют возможность свободно рисовать на экране линиями, геометрическими фигурами, пятнами, закрашивать замкнутые области, стирать изображения;

— Текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печати текста;

— «Режиссерские» компьютерные игры — свободное перемещение персонажей и других элементов на фоне декораций;

— «Музыкальные редакторы» для ввода, хранения и воспроизведения простых мелодий;

— «Конструкторы сказок».

Обучающие игры.

Данные программы дидактического типа предполагают решение одной или нескольких дидактических задач. К обучающим программам относят игры, связанные с формированием у детей математических представлений, с обучением письму, чтению, иностранным языкам. Также данные игры формируют у детей представления по ориентации в пространстве, решают задачи нравственного и эстетического воспитания.

Использование обучающих компьютерных игр позволяет формировать у ребенка умение самостоятельно осваивать материал. Обучающие игры облегчают понимание информации, развивая при этом слуховую, моторную и эмоциональную память.

Игры-экспериментирования.

В таких играх цель игры и правила скрыты в сюжете игры и способе управления ею. Для того, чтобы добиться успеха в решении задачи, ребенок должен прийти к осознанию цели и способа действия.

Игры-забавы.

В играх-забавах отсутствуют игровые задачи и задачи развития. Такие игры предоставляют детям развлечься. Ребенок осуществляет поисковые действия, чтобы получить возможность увидеть результат в виде какого-то «микромультика». К этой группе можно отнести серию программ «Живые книжки». Также к играм-забавам можно отнести приключенческие игры (путешествия, подвиги, приключения), графические игрушки (тетрис, «живые картинки» и др.), учебные тренажеры (азбука, клавиатурный тренажер и др.) и т.д. В данную категорию игр можно отнести имитационные игровые виды спорта: футбол, волейбол, теннис и т.д.; военные игры: морские бои, воздушные бои, звездные войны, игры с вооружениями и др.; рукопашные схватки: каратэ, кунг-фу, тэквондо; профессиональные игры: авторалли, пилотирование самолета и др.

Логические игры.

Данные игры направлены на развитие логического мышления.

К данной категории игр относят:

— Шахматные игры: шашки, шахматы и т.п.

— Логические учебные развивающие игры: лабиринты, угадай число, слово, крестики-нолики и др.

Компьютерные диагностические игры.

К диагностическим компьютерным играм можно отнести развивающие, обучающие игры и игры-экспериментирования. Компьютерными диагностическими методиками считаются психодиагностические методики, реализованные в виде компьютерной программы. Такая компьютерная программа фиксирует заданные параметры, запоминает их в памяти, обрабатывает информацию и выводит результат на экран дисплея, либо на печатающее устройство. Результат диагностики ребенка может выводиться в виде рекомендаций для педагогов и родителей.

23 стр., 11002 слов

Формирование познавательного интереса младших школьников на х ...

... игры на уроках технологии в начальных классах, то это будет способствовать успешному формированию познавательного интереса у обучающихся, тем самым, делая занятия творчеством более интересными, яркими и увлекательными для детей, ... обучения технологии на начальном уровне образования и методикой учителя технологии ... учеников. Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования ...

Также существуют программы в виде компьютерных методик экспресс — диагностики детского организма. Они позволяют выявить патологию, отклонения от нормы, чтобы затем направить ребенка на дальнейшее обследование или лечение в специализированных медицинских учреждениях.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом условием при подготовке детей к обучению школе. Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить не единичное понятие, но получит обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются столь важные операции мышления, как обобщение и классификация.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов.

Компьютерные игры повышают самооценку дошкольников. Достижения детей не остаются незамеченными им самим и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, осваиваются наглядно-действенные операции мышления.

Использование компьютерных игр развивает «когнитивную гибкость», то есть способность ребенка находить наибольшее количество принципиально различных решений задачи. Развиваются также способности к антиципации. Формирование элементарных математических представлений происходит на основе построения и использования детьми наглядных моделей. В ходе занятия дети учатся построению предметных моделей на взаимно однозначном соответствии заместителей. Такая модель позволяет наглядно представить количественные отношения: замещение предметов происходит путем наложения или приложения заместителей, что способствует пониманию смысла замещения.

Новизна работы с компьютером, способствующая повышению интереса к обучению и возможности регулировать поставленные задачи по степени трудности, поощрении правильных решений, усиливают мотивацию ребенка.

Компьютерные игры помогают также устранить отрицательное отношение к развитию ребенка- неуспех, который связан с непониманием, пробелами в знаниях. Играя на компьютере, ребенок получает возможность довести решение поставленной задачи до конца, опираясь на помощь взрослых. Одним из источников мотивации ребенка считается занимательность игры.

Компьютерные игры позволяют изменить способы управления учебно-воспитательной деятельности, погружая ребенка в игровую ситуацию. Также они дают возможность ребенку запросить определенную форму помощи.

Компьютерные игры также способствуют формированию рефлексии деятельности ребенка, что позволяет наглядно представить результат своей действий.

Применение компьютерной техники делает игру привлекательной и современной. Происходит индивидуализация развития и обучения, контроль и подведение итогов.

Познавательная деятельность в процессе игры на компьютере развивает познавательные процессы, такие, как мышление, память, внимание, воображение. С.Л.Новоселова отмечает, что в ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления), которые ведут к повышению творческих способностей детей [10, стр.54]. Развивающее значение компьютерных игр для развития ребенка очень велико. Очень большой эффект дает сочетание рисования и компьютерного творчества. Дети пытаются сначала изобразить какой-либо предмет, явление на листке бумаги, а затем перенести его на компьютер.

Применение компьютерных игр создают эмоциональный настрой, положительно сказывается на развитии ребенка. У ребенка игры вызывают интерес к новому материалу, повышают внимание и закрепляют ранее известный материал. Применение компьютерных игр позволяет направленно формировать высокую обучаемость детей, начиная с дошкольного возраста.

Дети, играющие в развивающие компьютерные игры, отличаются широтой кругозора: у них прекрасно развито представление об окружающем мире, и он больше отвечает мировоззрению взрослых людей. Такие развитые дети, обычно, опережают своих сверстников в психическом развитии, легче усваивают учебный материал, уверены в своих знаниях.

Работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук и зрительно-моторной координации. Ребенок учится соотносить движения своих рук с результатами, которые он наблюдает на экране. Зрительно-моторная координация служит основой для овладения письмом и рисования.

Развивается абстрактное мышление ребенка. В процессе игры ребенок начинает понимать, что предметы на экране бесполезно пытаться взять — это изображения. Чаще всего вещи и существа в играх обозначаются простыми символами и значками. Таким образом, в основе абстрактного мышления лежит формирование способности воспринимать знаки и символы. Абстрактное мышление необходимо для понимания ребенком схем, уравнений, написанных слов.

Большинство обучающих игр традиционно направлены на формирование навыков чтения и счета, что поможет при подготовке к поступлению в школу, таким образом, решается вопрос преемственности между дошкольным и младшим школьным звеньями образовательной системы.

Важным является также вопрос о возможности использования компьютерных игр как средства развития речи дошкольников. Влияние компьютерных технологий на речевое развитие специального изучения не получило, хотя многие авторы отмечают стимулирующее влияние компьютерных игр на речевое (диалогическое) общение дошкольников. О перспективности использования компьютерных игр в развитии речи детей говорят наблюдения исследователей и обобщение опыта их применения.

Компьютерные программы для детей дошкольного возраста с ролевыми способами решения помогают привлечь внимание детей к внутреннему миру другого, побуждают поставить себя на его место, помочь преодолеть препятствия.

    1. Методические приемы использования компьютера в МДОУ.

Одним из главных вопросов, связанных с компьютеризацией дошкольного образования, является изучение влияния компьютера на организм, психическое состояние и развитие ребенка. В результате изучения воздействий, оказываемых компьютером на самочувствие, работоспособность и здоровье детей, был определен безопасный режим, нормирована длительность и методика организации компьютерных игр в детском саду, продуманы и разработаны соответствующие условия организации «рабочих мест» ребенка, требования к освещенности помещений, рекомендации по приобретению, установке и содержанию техники.

В дошкольном учреждении могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Для снижения утомляемости под воздействием компьютерных занятий чрезвычайно важна гигиеническая рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности. Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении, обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающее ее безопасность для детей. Кроме того, рекомендуется с осторожностью относиться к разнообразным развлекательным компьютерным играм, построенным на азартных, агрессивных, монотонных действиях и персонажах, оказывающих негативное воздействие на психику и характер ребенка. Компьютерные программы для дошкольников должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия. Исследователи отмечают, что современный рынок переполнен разнообразными компьютерными играми, в задачи которых не входит обучение и развитие детей. Это разного рода экшн, дум-игры агрессивного содержания, аркады, симуляторы, такие игры не рекомендуются для детей.

В настоящее время известно, что компьютер оказывает большое влияние на физическое и психическое здоровье ребенка.

Факторы вредоносного влияния компьютера на детский организм, которые используются в качестве аргумента против применения компьютерных игр:

— Нагрузка на зрение;

— Неудобное положение тела;

— Излучение;

— Воздействие на психику.

Разберем каждый из них по порядку.

Нагрузка на зрение.

Это один из самых главных факторов. Работа на компьютере может привести к снижению остроты зрения. Но если грамотно подходить к организации рабочего места ребенка, то его зрению ничего не угрожает.

Неудобное положение тела.

Сидя за компьютером, ребенок принимает определенное положение и не меняет его до конца игры — смотрит с определенного расстояние на экран монитора и одновременно держит руки на клавиатуре. В результате долгого сидения в неподвижном положении появляются боли в мышцах шеи, спины, головные боли, болят суставы кистей рук, что может стать причиной возникновения различных заболеваний опорно-двигательной системы.

Излучение.

Современные мониторы не причиняют вреда для глаз ребенка. Системный блок также ничего опасного не излучает. От монитора есть небольшое рентгеновское излучение, но оно в несколько раз ниже естественного радиационного фона, а потому не представляет какой-либо опасности

Воздействие на психику.

Компьютер требует от ребенка большой сосредоточенности, чего не бывает в реальных играх. Как же можно уменьшить психическую нагрузку? Необходимо помнить, что в работе следует делать перерывы, необходимо следить за содержательной стороной игры. Для ребенка безопасным считается рассматривание картинок или фотографий в сопровождении звука. Отрицательное воздействие на психику и зрение оказывает рисование на компьютере, т.к. нагрузка идет на глаза. Также вредят детской психике и зрению движущиеся на большой скорости мелкие изображения. Очень нелегко после длительных игр снять напряжение детского организма.

Исследования, проведенные медицинскими работниками в Швейцарии, показали, что дети, регулярно играющие в компьютерные игры, отличаются следующими качествами:

— мыслят быстрыми, готовыми ассоциациями;

— ставят поверхностные вопросы, не проявляя интереса к ответам;

— на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные ответы;

— в общении с детьми не ощущают дистанции, не умеют вступать в глубокие личностные отношения.

Компьютерные игры должны начинать играть определенную роль в жизни детей только после того, как будут сформированы волевая и эмоциональная сфера.

Несвоевременное и неправильно организованное приобщение ребёнка к компьютерным играм может зачастую приводит к развитию некоторых особенностей личностных качеств:

  • речь как способ общения остается примитивной;

  • способность выделять главный смысл прочитанного текста снижается;

  • при устном общении тяжело побудить ребенка к созданию собственных фантазий, чаще у него появляются стандартные зрительные образы и ассоциации;

  • изменение эмоциональной сферы;

  • появление тревожности и эмоциональной неустойчивости;

  • развитие воли нарушается, поскольку ребенок, сидя перед экраном, не может действовать активно-подражательно (как требуется в младшем возрасте.)

Функция постановки игровых задач полностью регламентирована компьютерной игрой и элемент самостоятельной активности, творчества ребенка выпадает. И ребенок в реальной жизни оказывается либо неспособным самостоятельно задавать игровые задачи, ставить перед собой цели, либо испытывает с этим значительные трудности.

Компьютерные игры, как и некоторые игры-фантазирования, с одной стороны, позволяют моделировать ситуации, недоступные для дошкольника в повседневной жизни. Но, с другой стороны, данные игры могут приобретать патологическую окраску, в результате чего ребенок как бы приобретает еще одну, но уже виртуальную жизнь, где у него есть возможность бороться с пришельцами, иметь несколько жизней и пр., с чем он никогда не столкнется в реальности. Переживая в течение дня ту или иную ситуацию, произошедшую в компьютерной игре, ребенок тем самым отодвигает на второй план реальные жизненные события.

Введение компьютера в образовательный процесс дошкольного учреждения может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственного и физического развития ребенка, способно повысить общий уровень воспитательно-образовательной работы в МДОУ. Компьютер является сложным объектом познания, что предъявляет более высокие требования к организации деятельности ребенка. Компьютерные игры не должны быть изолированы от педагогического процесса детского сада. Они могут предлагаться в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Это позволит уменьшить недостатки использования компьютерных игр в образовательном процессе.

Разработаны целые развивающие компьютерные программы для использования в дошкольном учреждении. Все они включают в себя компьютерные игры, содержащие образовательные, обучающие, развивающие компоненты. Существуют как отдельные программы для обучения письму, счёту, на развитие речи, на развитие творческих способностей и т. д., так и развивающие программы общеразвивающего вида. Отличительной особенностью таких программ является то, что они не содержат компьютерные игры развлекательного характера. В эти программы включены игры на развитие мышления, внимания, восприятия; на обучение счёту, письму; логические игры; и многие другие, направленные на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка.

Нами для проведения опытно-экспериментальной работы был подобран комплекс развивающих и обучающих компьютерных игр. В него включены и логические игры, и игры на развитие внимания, памяти, восприятия, другие обучающие и развивающие игры. Все игры подобраны таким образом, чтобы в них содержался и воспитательный компонент. В процессе некоторых игр ребёнку необходимо оказать помощь герою или героям игры, что воспитывает в нём сострадательность, доброту, чувство ответственности.

Все компьютерные игры были сгруппированы по блокам. Каждый блок содержит три игры различной направленности, длительности и интенсивности. Время пребывания ребёнка за компьютером во время игры не превышало 15 минут. По окончании проводилась гимнастика для глаз и пальчиковая гимнастика.

Выводы

Таким образом, применение компьютера в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всестороннему развитию дошкольника. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые умения и знания. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который позволяет ребенку с интересом учиться, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности, способствует всестороннему развитию ребенка.

Игра- это деятельность познавательная, она представляет собой своеобразную практическую форму размышления ребёнка об окружающей его природой и социальной действительности. Благодаря особенностям игровых средств отображения действительности, ребёнок в игре впервые приобщается к абстрактному мышлению.

Компьютерные игры — новый вид развивающего обучения.

В чём же польза от компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетными играми?

Компьютерные технологии избавляют как педагога, так и ребёнка от тяжёлой рутинной работы.

  1. Подбирать материал разной степени сложности. Конкретному ребёнку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения.

  2. С помощью простых действий во время занятия на компьютере можно изменить меру трудности, характер задания, адекватные возможностям самого «сложного» ребёнка.

  3. Делать «видимым» проблемы в развитии ребёнка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.

  4. Формировать у ребёнка процесс осмысливания собственных произносительных навыков.

  5. Сложное программное обеспечение имеет чрезвычайно простое управление.

  6. Многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили как бы второе развитие. С точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приёмы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.

Занятие на компьютере и для самого ребёнка создаёт более комфортные условия для успешного выполнения упражнений:

  1. Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребёнка форму экспериментирования, моделирования, классификации сравнения.

  2. Появляется возможность освоить детьми модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы, как основные для освоения межличностной коммуникации.

  3. Ребёнок учится говорить правильно, стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приёмы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.

  4. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.

  5. Глядя на экран монитора, ребёнок сам видит результат своей работы.

  6. В зависимости от индивидуальных голосовых модуляций у каждого ребёнка всегда имеется возможность изменить чувствительность микрофона, чтобы картина на экране двигалась только при определённой голосоподаче.

  7. У ребёнка повышается мотивация в трудной для него работе над произношением. Он учиться с самого начала оценивать свои достижения в речи, сопоставлять своё произношение с эталоном.

Таким образом, использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счёт игровой стратегии, на которой программа базируется, но и потому, что ребёнок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.

Приложение 1, Виды гимнастики для проведения с детьми при игре на компьютере., Гимнастика для глаз

1 комплекс:

Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении.

1. Горизонтальные движения глаз: вправо-влево.

2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

3. Круговые движения глазами по часовой стрелке и в противоположном направлении.

4. Интенсивные сжимания и разжимания век в быстром темпе.

5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.

6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него — глаза легко «соединятся».

7. Частое моргание глазами.

8. Работа глаз «на расстояние». Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле.

Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

2 комплекс:

Для профилактики близорукости

Исходное положение — сидя, каждое упражнение повторяется 5–6 раз.

1. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, — выдох.

2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.

3. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.

4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

5. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить (выдох).

Продолжительность однократной тренировки — 3–5 минут.

3 комплекс

Снять усталость глаз

1. Смотрите вдаль прямо перед собой 2–3 секунды. Поставьте палец на расстояние 25–30 см от глаз, смотрите на него 3–5 секунд. Опустите руку, снова посмотрите вдаль. Повторить 10–12 раз.

2. Перемещайте карандаш от расстояния вытянутой руки до кончика носа и обратно, следя за его движением. Повторить 10–12 раз.

3. Прикрепите на оконном стекле на уровне глаз круглую метку диаметром 3–5 мм. Переводите взгляд с удаленных предметов за окном на метку и обратно. Повторить 10–12 раз.

4. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуйте глазами «восьмерку» в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Повторить 5–7 раз в каждом направлении.

5. Поставьте большой палец руки на расстоянии 20–30 см от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3–5 секунд, закройте один глаз на 3–5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10 — 12 раз.

6. Смотрите 5–6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отводите руку вправо, следите взглядом за пальцем, не поворачивая головы. То же выполните левой рукой. Повторить 5–7 раз в каждом направлении.

7. Не поворачивая головы, переведите взгляд в левый нижний угол, затем — в правый верхний. Потом в правый нижний, а затем — в левый верхний. Повторить — 5–7 раз, потом — в обратном порядке.

4 комплекс:

Гимнастика для усталых глаз

1. Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы. Задержите дыхание на 2–3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв на выдохе глаза. Повторить 5 раз.

2. Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями — от носа к вискам.

3. Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз.

4. Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их. 10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2–3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза.

5 комплекс:

Следующие упражнения помогают улучшить крово- и лимфообращение, питание глаз и обменные процессы, повысить тонус мышц:

1. Закрыв глаза, вращайте по кругу глазными яблоками — сначала влево, потом вверх, вправо, вниз. Затем в обратном направлении 4–5 раз в одну, а затем 4–5 раз в другую сторону. Постарайтесь не жмуриться.

2. При закрытых веках посмотрите сначала вверх, потом вниз. Повторить 8 раз.

3. «Моргание». Открыв глаза, нужно пристально смотреть вперед 30 секунд, затем быстро моргать, затем опять неподвижно смотреть перед собой. Повторить 3 раза.

4. «Движение V». Смотрите сначала влево, потом вверх, затем вправо, потом опустите глаза, и т. д. Повторить 8 раз.

5. Посмотрите на кончик носа, а затем вдаль. Упражнение повторить 8 раз.

6. Глаза открыты, взгляд — вперед. Закрыть глаза. Начните попеременно надавливать указательным и средним пальцами обеих рук на наружные углы одного, затем другого глаза. Повторите упражнение 2–3 раза.

7. Закройте глаза. Постарайтесь их прищурить, в то время как пальцы обеих рук оказывают сопротивление — указательные надавливают на наружные углы глаз, средние – на середину бровей, безымянные — на внутренние углы глаз. Повторите упражнение 2–3 раза.

8. Глаза закрыты. Попытайтесь «нахмуриться», то есть свести брови к середине, преодолевая сопротивление надавливающих пальцев, положение которых такое же, как и в предыдущем упражнении. Повторите упражнение 2–3 раза.

9. Глаза закрыты. Указательным и средним пальцами рук сделать «вилку», зафиксировав наружные углы глаз. При отведении глаз до упора вправо «подмигните» правым глазом, противодействуя этому нажимом пальцев. То же — влево. Повторите упражнение 2–3 раза.

6 комплекс:

1.Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, расслабляет мышцы глаз и улучшает их кровоснабжение;

2.Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает кровоснабжение мышц глаз;

3.Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы глаз, улучшает их кровоснабжение.

7 комплекс:

1.Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз;

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз;

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза;

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

8 Комплекс:

Открываем глазки – раз, а зажмуриваем – два,

Раз, два, три, четыре, раскрываем глазки шире.

А теперь опять сомкнули, наши глазки отдохнули.

Пальчиковая гимнастика

1 комплекс

Мы сегодня поиграли,

Наши пальчики устали.(Активное сгибание и разгибание пальчиков)

Пусть немного отдохнут,

И опять играть начнут.(Встряхнуть руками, потом перед собой)

Дружно локти отведем,

Снова мы играть начнем.(Энергично отвести локти)

2 комплекс

Руки подняли и покачали,

Это деревья в лесу.(Плавные покачивания поднятыми руками)

Руки нагнули, кисти встряхнули.(Встряхивание рук перед собой)

В стороны руки, плавно помашем, это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад. (Горизонтальные движения руками).

3 комплекс

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья.

4 комплекс

Этот домик – для котят: мяу, мяу.

Этот домик – для щенят: гав, гав.

Этот домик – для телят: му-у-у

Этот домик – жеребят: иго-го.

Этот домик – для тигрят: р-р-р

(складывать поочередно пальцы от мизинца до большого пальца)

Приложение 2, Комплекс компьютерных игр для детей дошкольного возраста

Игра 1. Найди пару.

Приложение  1

Игра 2.Даша-путешественница на пазл-мосту.

Игра даша путешественница на пазл мосту  1

Игра 3.Кто сказал «Мяу?»

Игра кто сказал мяу  1

Игра 4.Выдели.

Игра выдели  1

Игра 5. Изучаем цвета в звериной школе.

Игра изучаем цвета в звериной школе  1

Игра 6.Лесная прогулка.

. Игра лесная прогулка  1

Игра 7.Фигуры и Цвета.

Игра фигуры и цвета  1

Игра 8.Занимаемся вместе с Хомой.

Игра занимаемся вместе с хомой  1

Игра 9.Угадайка с Зайкой.

Игра угадайка с зайкой  1

Игра 10. Найди лишнее.

Игра найди лишнее  1

Игра 11. Приключения Кенгурчика.

Игра приключения кенгурчика  1

Игра 12.»Запомни и найди».

Игра запомни и найди  1

Игра 13. Незнайка.

Игра незнайка  1

Игра 14. Найди тень.

Игра незнайка  2

Игра 15.Сосчитай утят.

Игра сосчитай утят  1

Приложение 3, Консультация для родителей на тему

« Развивающие компьютерные игры»

Игра считается наиболее освоенным детьми видом деятельности. Как обычные игры, так и компьютерные игры можно использовать как средство воспитания и включения в образовательную деятельность, как средство развития любознательности. Компьютерные игры – сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы. Развитие телевидения, а затем появление электронных игрушек и развлекательных компьютерных программ постепенно видоизменили формы детской игры.В этом возрасте у детей развивается воображение, которое в свою очередь развивает мышление. Однако бездумное применение компьютерных игр и игрушек может привести к тому, что вырастут люди, которые предпочитают не размышлять, а перебирать впечатления. Большинство детей дошкольного возраста, у которых дома есть компьютер, воспринимают его только как игрушку. Важно, чтобы компьютер стал помощником в обучении, а не только игрушкой. Известно, что дети, а особенно малыши, когда им в руки попадает что-то новое, не размышляют о том, что там внутри, а просто нажимают на все существующие кнопки. То же и при игре на компьютере. Так специалисты считают, что яркая картинка на мониторе раздражает зрительный рефлекс, музыкальные заставки – рефлекс слуховой. И для кого-то это может стать замещением жизненных эмоций.

Существующие компьютерные программы позволяют помочь детям развить память, внимание, узнать что-то новое об окружающем мире, познакомить с буквами и многое другое. Однако современный рынок переполнен разнообразными компьютерными играми, в задачи которых не входит обучение и развитие детей. Это разного рода экшн, дум-игры агрессивного содержания, аркады, симуляторы. Выбирая компьютерные игры ребенку, родителям следует учитывать возраст ребенка, и как такие игры будут влиять на его развитие. Исследования, проведенные медицинскими работниками в Швейцарии, показали, что дети, регулярно играющие в компьютерные игры, отличаются следующими качествами:

— мыслят быстрыми, готовыми ассоциациями;

— ставят поверхностные вопросы, не проявляя интереса к ответам;

— на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные ответы;

— речь как способ общения остается примитивной;

— способность выделять главный смысл прочитанного текста снижается;

— при устном общении тяжело побудить ребенка к созданию собственных фантазий, чаще у него появляются стандартные зрительные образы и ассоциации.

При этом правильно подобранные компьютерные игры способствуют развитию познавательной и творческой активности. Использование компьютерных игр позволяет детям включиться в познавательную деятельность, дает возможность раскрытия личности. Разумное использование компьютерных игр позволяют ребенку быть внимательным и активным, способствует усвоению норм взаимопомощи. Воспитание познавательного интереса в отрыве от воспитания личности ребенка невозможно. Для того чтобы у ребенка начал формироваться познавательный интерес, необходима «почва». Такой «почвой» могут считаться и развивающие, и обучающие компьютерные игры. Следует учитывать, что компьютерные игры следует вводить в жизнь ребенка в тот момент, когда он уже освоил традиционные виды деятельности — рисование, конструирование, восприятие. При этом очень важно, чтобы ребенок при этом отличал компьютерные игры от реальности.

Благотворно влияют на развитие ребенка игры, которые способствуют развитию мышления, памяти, внимания.

Игры на развитие памяти.

игры, развивающие мышление

программы, способствующие формированию у ребенка сенсорных эталонов

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития моторики. В любых играх детям необходимо управлять компьютером: нажимать пальцами на определенные клавиши, обращаться с «мышью». Это развивает мелкую мускулатуру руки и пальцев, координацию движений и ориентировку на плоскости, что в дальнейшем облегчит усвоение письма.

игры на развитие восприятия

Активное усвоение детьми знаний, навыков художественного восприятия и исполнения – это тот необходимый опыт, при котором их творческое самовыражение получит полное развитие, будет содержательным, насыщенным. Полезны игры, требующие от ребенка применения его творческих качеств. Например, создать персонаж (если все сделано правильно, он оживает), нарисовать картинку определенного содержания.

Программы на развитие памяти, логики, мышления могут заинтересовать не только детей, но и родителей. Эти занимательные игры помогут сформировать и закрепить навыки мышления, развить способность к запоминанию и анализу информации. Яркое и красочное оформление игр, неординарная постановка задач позволят усовершенствовать навыки мышления. Существует множество компьютерных игр помогающих подготовить ребенка к школе, обучить и закрепить знания по школьным предметам.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно. Развивается умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности. Так развивается произвольность в поведении дошкольников.

Компьютерные игры так увлекают, что ребенок забрасывает все дела и часами просиживает за компьютером. Действительно, компьютерные игры создаются с таким расчетом, что это будет интересное, увлекательное действо, способное до конца держать в напряжении. Очень часто в связи с этим говорят о компьютерной зависимости. Это важная причина, чтобы ограничивать ребенка во времени. Ограничения в работе с компьютером связаны, в первую очередь с нагрузкой на зрение и позвоночник. А ведь организм ребенка еще не до конца сформировался и к большим нагрузкам не готов. Чрезмерное увлечение компьютером сказывается на здоровье ребенка следующим образом:

— ухудшается зрение;

— повышается утомляемость;

— появляются головные боли;

— искривляется позвоночник, приобретается сколиоз;

— начинают беспокоить боли в спине, шее, плечах и пояснице;

— утомляются и начинают болеть пальцы рук;

— малоподвижность может привести к плохому самочувствию и даже ожирению;

— появляется нервозность, нарушается сон.

Все это возможно, если ребенок сидит за компьютером часами и не делает перерывов на отдых. Но, согласно исследованиям, если ребенок подходит к компьютеру на пятнадцать минут в день 2-3 раза в неделю, это нисколько не повредит его здоровью.

Приучая ребенка к компьютеру, родители должны объяснить ему, что компьютер — это не игрушка, и пользоваться им следует под руководством взрослых.

Основные правила при работе на компьютере (для ребенка):

1. Продолжительность занятий с использованием компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет – 10 минут;

2. При слабом зрении садиться за компьютер в очках;

3. Соблюдать расстояние от глаз до экрана (50-70 см.);

4. Стульчик, сиденье и подножка стола дошкольника должны быть установлены так, чтобы уровень глаз ребенка приходился на центр экрана;

5. Соблюдать правильную осанку;

6. Не работать за компьютером в темноте;

7. Необходимо выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребенка. Нужны игры, которые не будут его перегружать;

8. После занятий следует проводить гимнастику для глаз.

Важно понимать, что компьютерные игры должны быть неразрывно связаны с обычными играми. Если в обычной игре ребенок отображает действительность с помощью замещающих, но реальных предметов, то в компьютерной игре, пользуясь игровой программой, опираясь на свое воображение, создавать игровой «видеоряд».

Использование компьютерных игр, имеющих гарантию качества, полное техническое и методическое обеспечение в рациональном сочетании с традиционными видами игр, будет способствовать формированию самобытной творческой личности дошкольника.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/tehnologii-kompyuternyih-igr/

  1. Горвиц.Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / под ред. Ю.М. Горвиц. — М.: Линка-Пресс, 1998.-328 с.

  2. Горвиц Ю.М. Зачем малышам компьютер?/ Ю.М. Горвиц // Детский сад от А до Я. — 2003.- №1. — С.126-130.

  3. Горвиц Ю.М. Развивающие игровые программы для дошкольников / Ю.М. Горвиц // Информатика и образование. — 1999. — №4. — С.100-106.

  4. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОН ДНР от 04.04.2018 г. № 287)

  5. Детские игры [Электронный ресурс] // Теремок [сайт]. URL: ]

  6. Закон «Об образовании» ДНР (постановление Народного Совета ДНР № 1-23311-НС от 19.062015 г.);

  7. Игры для детей 5-6 лет [Электронный ресурс] // Логозаврия[сайт]. URL: ]

  8. Игры для детей [Электронный ресурс] // Играемся [сайт]. URL: ]

  9. Игры — Дошкольникам [Электронный ресурс] // Детские радости [сайт]. URL: ]

  10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 416с.

  11. Критерии оценки состояния информационной безопасности детей и подростков [Электронный ресурс] // Роскомнадзор[сайт]. URL: ]

  12. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. / С.Л. Новоселова, Г.П. Петку. — М.: Новая школа, 1997. — 128 с

  13. Новоселова С.Л. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Применима ли она? / С.Л. Новоселова, Г.П. Петку, И. Пашелите // Дошкольное воспитание.- 1999. — №9. — С.73-76.

  14. Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И.,/ приказ МОН ДНР № 409 от 18.08.2015г.)

  15. Ходакова Н. П. От точки до пейзажа: методическое издание / Н. П. Ходакова, Ю. Бревнова. — М.: Обруч, 2012. — 112 с.