Большую роль в процессе воспитания человека играет физическое воспитание. Универсальным средством являются спортивные игры. С их помощью достигается цель-формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни. Достойное место в системе физического воспитания занимает волейбол.
Во время игры в волейбол создаются благоприятные возможности для проявления смекалки, ловкости, силы, быстроты, выносливости, волевых качеств, взаимопомощи и других качеств и свойств личности. Это во многом объясняет то, что волейбол включен в программы по физической культуре для учреждений общего образования, начального среднего и высшего профессионального образования.
Современный волейбол — необыкновенно зрелищная и захватывающая игра. Он интересен тем, что волейбол удовлетворяет самые разнообразные запросы и потребности, он существует в разных ипостасях: игра полными составами (6×6), игра неполными составами(5х5; 4×4; 3×3; 2×2; 1×1), игра на ограниченной площади, игра на время, игра с ограничением в счете, два мяча через сетку (пионербол, мини волейбол, лесной волейбол, волейбол на открытой площадке в зимнее время, пляжный волейбол.
Волейболом занимаются люди разного возраста, в клубах, в секциях, в ДЮШОР. Кроме этого волейбол включен в программу физического воспитания в школах начиная с пятого класса. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.
Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений; способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных способностей (силовых, выносливости, скоростных), а также всевозможных сочетаний этих групп способностей.
Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и других), воспитание нравственных и волевых качеств, что создается необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласование индивидуальных , групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.
Оборудование в волейболе
... периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и ...
Для повышения результатов игры в волейбол используются различные методы, например, круговой, соревновательный, переменный, игровой, интервальный.
Наиболее эффективным методом для юношей старших классов, занимающихся волейболом на уроках физкультуры является игровой метод. Он легче осваивается школьниками и обеспечивает лучшее физическое развитие.
Тема выпускной квалификационной работы является актуальной, так как она рассматривает проблему, связанную с совершенствованием техники нападающего удара у юношей старших классов, занимающихся волейболом в школе
Предметом данного исследования является совершенствование техники нападающего удара, а объектом исследования – юноши старших классов, занимающиеся волейболом в школе.
Целью данной выпускной квалификационной работы является: использование игрового метода на уроках физического воспитания юношей старших классов, для развития нападающего удара в волейболе и повышения результативности игры.
Раздел 1. Теоретическая часть
1.1 История волейбола
Родина волейбола — Соединенные Штаты Америки. Автором игры был преподаватель физической культуры колледжа в городе Гелиок штата Массачусетс Вильям Морган. Он хотел создать простую игру, которую можно было бы проводить без особых приготовлений и расходов на оборудование. В 1895 г. Морган разработал правила новой игры. И названа она была «волейбол», что в переводе с английского значит «летающий мяч». Впервые волейбол был продемонстрирован перед публикой в июле 1896 г. в Спрингфилде.
Обнародованные в 1897 г. в США, первые правила имели десять параграфов:
1. Разметка площадки.
2. Принадлежности для игры.
3. Величина площадки 25×50 футов (7,6 мХ15,1 м).
4. Размер сетки 2X27 футов (0,61 мХ8,2 м).
Высота сетки 6,Г) фута
(198 см).
5. Мяч — резиновая камера в кожаном или полотняном футляре. Окружность мяча 25—27 дюймов (63,5—68,5 см), вес 340 г.
6. Подача. Игрок, производящий подачу, должен стоять одной ногой на линии и ударять мяч открытой ладонью. Если допущена ошибка при первой подаче, то подача повторяется.
7. Счет. Каждая непринятая противником подача дает 1 очко. Очки засчитываются только при собственной подаче. Если после подачи мяч на стороне подающих и они допустят ошибку, то подающий игрок сменяется.
8. Если мяч во время игры (не при подаче) попадает в сетку, то ошибка.
9. Если мяч попадает на линию, это считается ошибкой.
10. Количество игроков не ограничено.
И 1922 г. США выступили с предложением включить волейбол в программу VIII Олимпийских игр.
Игра становится все более популярной в разных странах. Особенно быстро волейбол распространяется на Европейском континенте (Чехословакия, Франция, СССР).
Начинают проводиться первые официальные первенства стран (Чехословакии, Польши).
В 1928 г. в Москве проходит первая Всесоюзная спартакиада, в программу которой был включен волейбол.
Ширилась популярность волейбола, менялись, совершенствовались и правила игры.
В 1921 — 1928 гг. уточняются правила игры, формируются технические приемы (подача, передачи, нападающий удар, блок).
Возникают основы тактики игры, заключающиеся в первую очередь в организации действий нескольких игроков и применении ими отдельных технических приемов.
Техника игры в волейбол
... 1944 году первенство и кубок Москвы по волейболу. В 1945 году вновь проводится первенство СССР. Чемпионами страны стали московские команды «Динамо» (мужчины) и «Локомотив» (женщины). На ... соревнованиях стали сильнейшими в мире. Включение в 1964 году волейбола в программу Олимпийских игр значительно повысило требования к игре волейболистов. СОДЕРЖАНИЕ И ПРАВИЛА ИГРЫ В волейбол играют на площадке ...
В 1929 — 1939 гг. идет дальнейшее развитие техники и тактики. Появляется групповой блок, который все чаще и чаще применяется против нападающих ударов противника. Это, в свою очередь, сказывается на развитии форм нападающих ударов. Начинают применять нападающие силовые, обманные удары. Появляется необходимость страховать блокирующих. Эту роль поручают игроку зоны 6. Появляется боковой нападающий удар.
В 1934 г. на международном совещании представителей спортивных федераций в Стокгольме предлагается создать техническую комиссию по волейболу. Предложение было принято на XI Олимпийских играх в Берлине в 1936 г. Первым председателем комиссии был избран председатель Польской федерации Равич Масловски. В комиссию вошло 13 европейских стран, 5 стран американского континента и 4 азиатские страны.
За основу были приняты американские правила игры с некоторыми изменениями:
- переходили на метрическую меру измерения;
- разрешалось ударять мяч телом только до пояса;
- игрокам, касающимся мяча при блокировании, запрещалось прикасаться к нему до тех пор, пока этого не сделает другой игрок;
- была изменена высота сетки для женщин — 224 см;
- ограничивалось место для подачи.
Кроме того, комиссия вела переговоры о включении волейбола в программу Олимпийских игр 1940 г.
В сентябре 1949 г. в Праге состоялось первенство мира среди мужских команд и первенство Европы среди женщин. Первыми чемпионами мира и первыми чемпионками Европы стали представители Советского Союза.
В 1952 г. (Москва) во второй раз проводится первенство мира среди мужчин и впервые среди женщин. И здесь победителями стали представители Советского Союза. Впервые в чемпионате мира участвовали представители Азии (Индия).
В программу олимпийских игр волейбол был включен в 1964 г. В состязаниях в Токио участвовало 6 женских и 10 мужских команд. Первыми олимпийскими чемпионами среди мужчин стали команда СССР, а среди женщин — Японии.
В нашей стране волейбол начал широко развиваться в 1920 — 1921 гг. в районах средней Волги (Казань, Нижний Новгород).
Затем он появился на Дальнем Востоке — в Хабаровске и Владивостоке, а несколько позже (с 1925 г.) — на Украине.
В Москве первыми к регулярным занятиям волейболом приступили Высшие художественные и театральные мастерские. Стало широко пропагандировать этот вид спорта и общество «Динамо» созданное в 1923 г [1].
Годы триумфа сборных команд СССР и России:
Чемпионы Европы среди женских команд: 1949, 1950, 1951, 1958, 1963, 1967, 1971, 1975, 1979, 1985, 1989, 1991, 1993, 1997,1999,2001.
Чемпионы Европы среди мужских команд: 1950, 1951, 1958, 1963, 1967, 1971, 1975, 1979, 1981, 1983, 1985, 1987, 1991.
Чемпионы мира (женщины): 1952, 1956, 1960, 1970, 1974, 1990.
Чемпионы мира (мужчины): 1949, 1952, 1960, 1962, 1966, 1974, 1978,1982.
Чемпионы Олимпийских игр (женщины): 1972, 1980, 1988.
Чемпионы Олимпийских игр (мужчины): 1964, 1968, 1980.
К таким успехам наши сборные приводила замечательная плеяда тренеров. Тренеры женских команд: В. Осколкова Д. Шилло, А.Якушев, М.Сунгуров, Г.Ахвледиани, В. Тюрин О. Кундиренко, О. Чехов, Н. Карполь, М. Омельченко Н. Беляев. Тренеры мужских команд: Г. Берлянд, М. Бенде ров, А. Чинилин, А. Эйнгорн, Г. Ахвледиани, Н. Михеев. Ю. Клещев, М. Барский, В. Платонов, В. Паткин.
Научно-технический прогресс — важнейший фактор рационального ...
... его восприимчивость к достижениям научно-технического прогресса. 1. Понятие НТП Научно-технический прогресс – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, основа социального прогресса. Научно-технический прогресс как социально-экономическое явление общественного развития характеризуется коренными преобразованиями науки, ...
Сборные команды России — победители международных турниров:
Гран-при (женщины): 1997, 1999,2001. Мировая лига (мужчины): 2002 [2].
Таким образом, волейбол стал одним из ведущих видов спорта. Об этом говорит, в частности, тот факт, что членами Международной федерации волейбола в настоящее время является более 110 стран.
1.2 Психологические и физиологические особенности юношей старших классов
Современный волейбол предъявляет высокие требования к двигательным способностям и функциональным возможностям человека. Игра, продолжающаяся до 2,5 ч, насыщена различными техническими приемами, внезапными, быстрыми перемещениями, падениями, прыжками, кувырками. Это требует всестороннего развития физических качеств волейболиста — силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости. [3].
Овладение техническими приемами, тактическими действиями, игровыми навыками в целом происходит при главенствующей роли высшей нервной деятельности.
К 15—16 годам формирование функций центральной нервной системы еще не завершено и продолжается в более старшем возрасте [1].
Период с 15-16 лет характеризуется резким увеличением взаимосвязей между различным корковыми центрами, главным образом за счет роста отростков нейронов в горизонтальном направлении. Это создает морфофункциональную основу развития интегративных функций мозга, установления межсистемных взаимосвязей [5].
В возрасте 16 — 17 лет усиливаются тормозные влияния коры на подкорковые структуры. Формируется близкие к взрослому типу корково- подкорковые взаимоотношения с ведущей ролью коры больших полушарий и подчиненной ролью подкорки.
В электрической активности мозга к 15-16 -летнему возрасту устанавливается взрослый тип электрической активности со стабилизацией амплитуды и частоты корковых потенциалов, выраженным доминированием альфа-ритма 8-12колеб./с и характерным распределением ритмической активности по поверхности коры [25].
При различных видах деятельности с повышением возраста от 15 до 17 лет регистрируется резкое возрастание пространственной синхронизации потенциалов разных корковых зон, что отражает установление между ними функциональных взаимосвязей. В этом возрасте юноши еще не способны полностью перерабатывать информацию, быстро принимать решения. Но помехоустойчивость поведенческих реакций и двигательных навыков достигает у них уже взрослого уровня. Эта способность имеет большие индивидуальные различия, она контролируется генетически и мало изменяется в процессе тренировки [20].
В старшем школьном возрасте в основном заканчивается созревание всех сенсорных систем. Зрительная сенсорная система уже в 14-15-летнем возрасте достигает функциональной зрелости. К этому моменту совершенствуются функции ее коркового представительства, развивается система все более сложных нейронов-детекторов, обеспечивающих высокий уровень зрительного восприятия, обогащаются межцентральные взаимосвязи зрительных центров с другими зонами коры, позволяя интегрировать зрительные впечатления в общую систему регуляции поведения. У детей в этом возрасте заметно повышается острота зрения, расширяется поле зрения. Улучшается бинокулярное зрение, совершенствуется различие цветовых оттенков. Пропускная способность зрительной сенсорной системы уже к 10 летнему возрасту соответствует взрослому уровню (около 2-4 бит/с.) У девочек поле зрения и пропускная способность больше, чем у мальчиков. А глазомер выражен хуже. Совершенствование зрительной сенсорной системы позволяет значительно улучшить ориентацию в пространстве, выделение значимой информации из потока внешних сигналов. Это в свою очередь, повышает точность и координацию движений, расширяет сферу деятельности растущего организма[6].
«Обучение тактическим действиям в волейболе детей среднего ...
... работы: Глава I . Теоретические основы обучения тактическим действиям в волейболе детей среднего школьного возраста ... Обучение тактике происходит в тесной взаимосвязи с обучением технике. ... физическая сила для эффективного произведения атакующих ударов. «обучение» Тактическая ... методики тренировки, комплексной тренировки связующего игрока, средства и методы обучения ... возраста рассчитана на один год, 70 ...
К 15-6-летнему возрасту завершается созревание слуховой сенсорной системы главным образом ее коркового отдела . В этом возрасте у детей резко снижаются пороги слышимости звуков, особенно в речевом диапазоне (1000-4000Гц).
Повышение остроты слуха позволяет хорошо дифференцировать звуковые раздражители. Улучшается скорость и точность восприятия речи, развивается музыкальный слух. К 16 — летнему возрасту повышается точность оценки протяженности звучания различных сигналов и длительности звуковых интервалов, что имеет важное значение для формирования чувства времени у подростков, а совершенствование в этом возрасте бинаурального слуха улучшает пространственную ориентацию.
К 16—17 годам достигает высокого развития способность ориентироваться в пространстве, обостряется чувство темпа движений, ощущение расстояния, способность к анализу мышечных ощущений, улучшается координация движений. Высокая пластичность нервной системы в детском возрасте способствует лучшему и более быстрому освоению двигательных навыков. Однако при обучении детей надо создавать условия, облегчающие овладение движениями, устраняющие какие-либо помехи.
Двигательные функции в основном достигают высокого уровня развития к 15 — 16 годам. Некоторые же показатели функциональной зрелости двигательного аппарата развиваются в полной мере только к 16—17 годам.
Основные показатели быстроты движений достигают высокого уровня к 16 годам. Это характерно для скрытого периода двигательной реакции, скорости и частоты движений. Принято считать, что возраст от 15 до 17 лет наиболее благоприятен для развития быстроты.
С возрастом увеличивается мышечная сила. Наибольший прирост и увеличение мышечной силы приходится на 15—18 лет. К 17— 18 годам максимальная сила приближается к уровню развития ее у взрослых. К 15 годам наблюдается скачок в развитии силы. После 15 — 16 лет происходит резкое увеличение абсолютной мышечной силы, а в 15—17 абсолютной и относительной силы.
Сила мышц в разгибательных движениях значительно превосходит мышечную силу в сгибательных движениях, что следует учитывать в работе с юными волейболистами. В возрасте 15—16 лет уже появляются благоприятные возможности для целенаправленного развития мышечной силы, в том числе с помощью отягощений.
Для решения специальных задач подготовки волейболистов особое значение имеют скоростно-силовые качества, основу которых составляет взаимосвязь быстроты и силы. Уровень скоростно-силовых качеств достигает наибольших показателей к 17—18 годам, при этом в 15 — 16 лет наблюдается своеобразный скачок.
Результаты исследований и опыт передовых тренеров свидетельствуют о том, что целенаправленное развитие выносливости следует начинать с 14 — 15 лет. При этом надо стремиться решать эту задачу в единстве с развитием других двигательных качеств. С этих позиций в занятиях особое внимание целесообразно уделять развитию специальной выносливости: скоростной, прыжковой, игровой, к скоростно-силовым усилиям.
Техника нападающего удара в волейболе
... Характеристика нападающего удара Нападающий удар - технический прием атаки, заключающийся в перебивании мяча одной рукой на сторону соперника выше верхнего края сетки. Выделяют два способа: (прямой и боковой нападающий удар) [1,3,5]. Прямой нападающий удар При прямом нападающем ударе ...
Юноши старших классов отличаются высоким развитием ловкости, что необходимо использовать в работе с юными волейболистами. Упущенные здесь возможности восполнить очень трудно.
Возраст 16 – 17 лет является очень сложным периодом. Появляются признаки полового созревания, что сказывается на показателях физического развития. Рост тела в длину преобладает над ростом в ширину, конечности растут быстрее, чем туловище. Это накладывает отпечаток на пропорцию тела и отражается на выполнении упражнений. Значительно изменяется костно-мышечная система, интенсивно идет процесс окостенения скелета. Развитие скелета, мышц, сухожилий и связок к 16—17 годам достигает уровня, обеспечивающего возможность правильного овладения технике волейбола.
Таким образом, развитие высшей нервной деятельности, электрической активности мозга, слуховых сенсорных качеств, двигательных, физических качеств создает благоприятные условия для успешного осуществления специализированных занятий по волейболу начиная с 15 — 16 лет [1].
1.3 Нападающие удары
Нападающий удар — технический прием атаки, заключающийся в том, что игрок перебивает мяч одной рукой на сторону противника выше верхнего края сетки. При прямом нападающем ударе ударное движение выполняется в сагиттальной плоскости, при боковом — во фронтальной. Относительно игрока нападающие удары по направлению различают по ходу (траектория полета мяча после удара совпадает с траекторией разбега) и переводы (туловища или руки), при которых направления указанных траекторий не совпадают, образуя некоторый угол[7].
В ряде методических пособий по волейболу нападающие удары делят на силовые, кистевые и обманные. В основу такого деления положены различные классифицирующие признаки (сила- качество, кисть-звено тела игрока, обман-реализация тактической задачи).
Для систематизации нападающих ударов более целесообразно использовать единый определяющий признак- скорость полета мяча после удара и принять следующую терминологию: скоростные нападающие удары (вместо силовых), ускоренные( вместо кистевых), медленные( вместо обманных).
Прямой нападающий удар. Разбег выполняют для достижения достаточной горизонтальной скорости движения и максимального использования ее для прыжка. Длина разбега ограничена 2-4 м (2-3шага).
Первый шаг относительно небольшой, скорость движения невелика. Второй шаг корректирует направление разбега. Длина шага увеличена, время на его выполнение тратится меньше, скорость движения возрастает. На третьем шаге горизонтальная скорость разбега преобразуется в вертикальную скорость прыжка. При этом шаг наибольший, о.ц.т. значительно опускается, скорость движения еще возрастает, что и определяет общую задачу разбега. Последний шаг обычно выполняют скачком и определяют как напрыгивающий. При этом одну ногу (обычно правую) выносят вытянутой вперед и ставят на пятку, стопа находится в положении разгибания (носок на себя).
Только при такой жесткой постановке правой ноги на опору возникает стопорящий эффект. Другой ногой в последнем шаге отталкиваются от опоры и через небольшой промежуток времени подставляют к правой[8].
При уменьшении длины разбега и переходе на двухшажный разбег выполняют второй и третий стопорящий шаги, при одношажном разбеге — только третий, напрыгивающий, шаг. Одновременно с напрыгивающим шагом обе руки отводят назад. Прыжок выполняют, чтобы выйти к месту встречи с мячом при ударе поверх сетки. Отталкивание в первую очередь руки по дуге сзади- вперед-вверх, затем ноги разгибаются во всех суставах. Когда ноги игрока отрываются от опоры, тело приобретает движение вверх и несколько вперед- это фаза взлета. Для борьбы с большим «горизонтальным сносом»в момент отрыва ног от опоры следует верхнюю часть туловища отводить назад. Это движение в известной мере перераспределяет массу тела вокруг о.ц.т. и создает некоторый вращающий момент, направленный в сторону, противоположную действию горизонтальной составляющей силы, что способствует уменьшению длины траектории полета тела.
Анализ техники и методика обучения ведению мяча и обводке соперника
... 1. Техника ведения мяча Ведение - технический прием, при котором игрок одной рукой толчкообразным движением посылает мяч в пол. Голова должна быть поднята, а взгляд устремлен вперед. В баскетболе чаще ... Обратить внимание на ошибки: кисть накладывается на мяч ударом (шлепком), неправильная координация работы рук и ног, ноги прямые, ведение мяча перед собой с недостаточно сильным направляющим движением ...
Одновременно со взлетом игрок делает замах правой рукой вверх-назад. При замахе важно соблюдать последовательность движения: плечо, предплечье, кисть.
Предплечье отводят за голову, кисть разворачивают ладонью вверх, правое плечо отводят назад. Высота подъема локтя варьируется в широких пределах в зависимости от индивидуальных особенностей игроков, однако локоть всегда должен быть выше оси плечевого сустава. Нередко игроки принимают положение «лук» — прогибаются в грудной и поясничной частях, ноги сгибают в коленях, голень отводят назад. Левая рука принимает активное участие в движении замаха: ее отводят в сторону, таким образом растягивается большая грудная мышца[8].
Ударное движение начинается с поворота тела вокруг вертикальной оси, одновременно выводят вперед и поднимают правое плечо. Это движение задает начальную скорость руке, которая включается в работу несколько позже. Ее выпрямляют в локтевом суставе, вытягивают вверх и несколько вперед. Затем опускают по дуге вперед — вниз к левому колену. Одновременно плечо выводят вперед, что помогает задать мячу более точное направление полета. Кисть накладывают на мяч в расслабленном состоянии сверху- сбоку (угол наклона руки 75градусов) движение» хлест» и одновременно с ведением руки вперед ее сгибают, направляя мяч вниз. Мяч удерживают от выскальзывания дистальными фалангами пальцев. После его вылета плечо выводится еще дальше вперед и играет роль опоры движущейся вперед руке, а дальнейшем как бы накрывает мяч. Скорость движения руки наращивается плавно. К моменту удара она должна быть наибольшей. Эффективными при ударе могут быть такие действия:
- Опускание подбородка- оно позволяет использовать шейно- тонические рефлексы (в этом положении напрягаются группы мышц передней поверхности туловища игрока);
- Выдох во время удара, что способствует более быстрому его выполнению, так как ряд мышц отвлекается от функции дыхания[7].
После удара игрок опускается и приземляется. Обязательно сгибая ноги в коленях (уступающая работа мышц).
Техника:
1. Разбег, — 1-5 шагов, предпоследний широкий, стопорящий с резкой постановкой стопы с пятки и отведением рук назад. Последний шаг — приставной, в узкую стойку ноги врозь согнутые в коленях, руки движутся вниз и вперед.
2. Прыжок, — одновременным толчком, разгибанием ног во всех суставах и маховым движением рук вперед-вверх.
Методика обучения игры в баскетбол
... о технике владения мячом: ловле, передаче, бросках и ведении. В четвертой части будут даны общие указания относительно тактики команды и план по развитию командных тактических действий. Баскетбол состоит из естественных движений ...
3. Удар,- ударяющая рука движется вверх и за голову, плечо отводится назад, туловище прогибается. Удар наносится в высшей точке прыжка, обратным движением туловища, плеча, предплечья и кисти. Кисть жесткая, сверху или сверху-сзади мяча, рука при ударе прямая.
4. Приземление на согнутые ноги с носка, в месте отталкивания.
Ошибки:
1) Несвоевременный разбег.
2) Глубокий или недостаточный присед.
3) Медленное отталкивание.
4) Неэнергичный мах руками или одной рукой при отталкивании.
5) Удар согнутой рукой.
6) Удар расслабленной кистью.
7) Отсутствие «хлеста» кистью.
8) Слабый удар по мячу.
9) Положение руки на мяче в момент удара в зависимости от роста учащегося, высоты прыжка к отдаленности от сетки мяча (сверху, сверху-сзади или сзади).
10) Приземление на прямые ноги, впереди отталкивания.
Способы устранения ошибок: укрепить мышцы ног и совершенствовать качество прыгучести с целью повышения высоты прыжка; отработать правильный выход к летящему мячу, используя для этого неподвижно закрепленный над сеткой мяч; укрепить мышцы руки; отработать удар по мячу прямой рукой, стоя у стены.
Боковой нападающий удар. В современной игре боковые нападающие удары используют сравнительно редко. Разбег здесь принципиально не отличается от прямого удара, только выполняют его под более острым углом к сетке, а иногда параллельно ей. Отталкивание также аналогично описанному раньше. Во время взлета замах делают по типу замаха в верхней боковой подаче: руку отводят вниз — в сторону, туловище наклоняют в сторону бьющей руки, левую руку поднимают вверх[9].
Ударное движение здесь выполняют аналогично движению в верхней боковой подаче. Начинается оно с поворота тела вокруг вертикальной оси. Одновременно выводят вперед правое плечо и делают маховое движение правой рукой снизу — сзади -вверх на вертикаль. Далее продолжается; руку выводят к мячу и осуществляют удар кистью сверху — сбоку. Далее продолжается поворот и движение плеча и руки вперед — вниз по инерции [19].
Особенности техники нападающих ударов при их тактической реализации.
В современной игре нападающие удары являются основным средством атаки, позволяющим выиграть очко или право на подачу. Общая тактическая задача в таких случаях- именно достижение выигрыша точными и скоростными ударами или вариантами нападающих ударов против блока. При выполнении нападающих ударов на точность используют прямые ускоренные удары, чему способствует относительно невысокая скорость ударного движения [10].
1.4 Обучение нападающим ударам
Освоение атакующих ударов во многом зависит от развития скоростно-силовых качеств (прыгучести и динамической силы) и координационных способностей (пространственно-временной и мышечной координации) волейболиста. При разучивании атакующего удара применяют расчленённый метод: изучаются заключительное движение (финальное усилие) — замах и удар по мячу в опорном положении; прыжок вверх толчком двумя ногами с места и разбегу; удар в безопорном положении (в прыжке) с места и после передвижения в один, два и три шага; удар с различных по высоте и расстоянию передач; удар при сопротивлении блокирующих.
Упражнения и их методическая последовательность одинаковы по своему-характеру для всех способов атакующих ударов[10].
Подводящие упражнения.
1. Прыжок толчком двумя ногами с места, взлёт вертикальный; то же после перемещений и остановки; то же с поворотом на 90, 180 и 360 градусов; прыжок вверх толчками двумя ногами с разбегу в один, два, три шага. На последнем шаге впереди правая нога, левую приставляют к ней.
Игры с природой метод платежной матрицы критерии вальда лапласа гурвица
... природы j. В этом случае платежная матрица игры будет иметь вид: Стратегия игрока Состояния природы ... что критерий Вальда является частным случаем критерия Гурвица, если ... Игры с «неживой» природой Пусть в матрице игры ... Критерий Лапласа. Если вероятности неизвестны, то можно считать все состояния природы равновероятными, то есть р j =1/п. В этом случае критерий Байеса преобразуется в критерий Лапласа, ...
2. Овладение ритмом разбега; шаги по разметке, с помощью звуковых ориентиров (воспроизведение ритма шагов).
3. Освоение ударом кистью по мячу( удар по волейбольному мячу кистью, стоя на коленях на гимнастическом мате. Замах небольшой, в момент удара рука выпрямлена; удар по мячу, закрепленному на резиновых амортизаторах; серия ударов по мячу на тренировочной стенки.
4. Бросок теннисного мяча через сетку в прыжке с разбегу.
5. Нападающий удар по мячу, закреплённому на резиновых амортизаторах в прыжке; с места и с разбегу.
6. Нападающий удар через сетку по мячу, установленному в держателе.
7. Освоение удара по летящему мячу. Подбрасывание мяча на различную высоту и удар над головой: стоя на месте и в прыжке.
8. Имитация нападающего удара и передача в прыжке (откидка).
Нападающий удар с откидки. Откидку выполняют вперёд, затем назад, за голову. Передачу на удар осуществляют после подбрасывания над собой, затем с «первой передачи».
9. Нападающий удар по блоку «в аут». Блокирующие, стоящие на подставке, располагаются у края сетки в зонах 2 и 4. Нападающий удар с переводом — от блока под острым углом к сетке. Поочерёдное выполнение ударов по блоку и обманных ударов, обманных ударов и откидок.
10.Атакующие удары с задней линии из зон 2,3,4.
11. Выполнение нападающих ударов в системе нападения: со второй передачи игроков передней линии; с первой передачи — удар или откидка и удар с откидки; через выходящего игрока задней линии из зон 1, 6, 5 (основные варианты).
12.То же, но при противодействии блокирующих. Заранее всё обусловлено: какая зона закрыта, какой удар надо сделать и в каком направлении [18].
1.5 Оценка уровня подготовки
Анализ и оценка успеваемости обязательны на всех этапах обучения и тренировки. Они ведутся на основе наблюдений за усвоением занимающимися технических приемов и тактических действий. Для этого используют специальные системы записи, кино и фотосъемку, запись на видеомагнитофон.
Материал для анализа и оценки успеваемости дают контрольные испытания по физической и технической подготовке, а также результаты участия в соревнованиях. В контрольных испытаниях по технике учитывается количественная сторона, а также качество выполнения приема соответственно требованиям рациональной техники. Система контрольных нормативов представлена в программе для ДЮСШ. На эти нормативы могут ориентироваться все юношеские коллективы [11].
Анализ и оценка успеваемости теснейшим образом связаны с оценкой уровня спортивного мастерства молодых волейболистов. В настоящее время это один из важнейших вопросов в системе подготовки резервов волейболистов высших разрядов. Суть вопроса сводится к Основным критерием спортивного мастерства волейболистов обычно служат результаты, показанные командой на соревнованиях. Однако этого недостаточно. чтобы судить о действительном уровне подготовки игроков[12].
Нужны объективные показатели, отражающие качество подготовки резервов, наряду с результатами соревнований по волейболу. Таким показателями могут быть.
1. Уровень физического развития. Преимущественно учитываются ростовые данные.
2. Уровень физической подготовленности. Учитывается развитие специальных качеств, преимущественно скоростно-силовых, быстроты и специальной выносливости.
3. Уровень технической и тактической подготовленности. Оценивается. степень овладения техническими приемами и тактическими действиями, предусмотренными программой для каждого возраста.
4. Уровень теоретической подготовленности. Учитывается уровень специальных знаний (согласно программе для каждой возрастной группы).
Особое значение имеют знания в области гигиены, врачебного контроля, предупреждения травматизма, спортивной тренировки.
5. Постоянство контингента учебных групп. Многолетнее пребывание занимающихся служит важным показателем также и в оценки работы тренера.
6. Результаты участия в официальных соревнованиях. Они служат одним из важнейших, однако, не единственным показателем уровня подготовленности юных волейболистов. Для оценки также существует система баллов соответственно занятому месту и категории соревнований.
7. Спортивный путь воспитанника юношеского коллектива. Основанная задача таких коллективов, как специализированная детско-юношеская спортивная школа, заключается в подготовке квалифицированных волейболистов для команд высших разрядов. Выражается она в баллах (команды высшей и первой лиги, сборные стран, молодежные и основные и т. д.).
По всем показателям оценивают игроков всей группы в целом, а также лучших нападающих и связующих – игроков основного состава (начиная с 15-16 лет).
По каждому показателю устанавливается исходный норматив (в баллах).
За превышение норматива начисляются дополнительные баллы, если показатели ниже — определенное количество баллов снимается. В конечном счете все данные сводят в оценочную таблицу. На основании этих данных можно объективно оценить как уровень подготовленности юных волейболистов, а также качество работы тренеров[13].
1.6 Характеристика игрового метода
Этот метод в практике физического воспитания чаще всего используется в виде элементарных подвижных игр. Однако его не правильно отожествлять с какой — либо конкретной игрой. В принципе, его основу могут составлять самые разнообразные двигательные действия, организованные в соответствии с требованиями этого метода.
Для игрового метода характерна, прежде всего «сюжетная организация», когда деятельность занимающихся организуется на основе образного или условного сюжета. Сюжетом определяется замысел, план игры, общая линия поведения. Однако он не должен жёстко предопределять способы достижения игровой цели [17].
Такие условия предоставляют широчайшие возможности для творческого решения двигательных задач, способствуют проявлению самостоятельности, находчивости, инициативы[14].
Характерными чертами игрового метода являются:
- комплексный характер деятельности, разнообразие способов достижения цели;
- широкая самостоятельность, большие возможности для проявления
инициативы;
- широкие возможности для моделирования напряжённых межличностных и межгрупповых взаимоотношений;
- яркая эмоциональность, на фоне которой протекает двигательная деятельностью.
Благодаря этим своим особенностям, игровой метод позволяет:
1. обеспечивать повышенную заинтересованность занимающихся;
2. создать условия для меньшей психической и психологической утомляемости;
3. обеспечить комплексное решение задач по развитию физических качеств;
4. успешно решать задачи по совершенствованию уже освоенных двигательных действий;
5. создать эффективные условия для развития координационных способностей;
6. выявить личные способности занимающихся и активно влиять на формирование нравственных, морально — этических и интеллектуальных черт личности.
Вместе с тем для этого метода характерны и существенные недостатки:
1. он не может быть использован для разучивания новых двигательных действий;
2. существенно затрудняет дозирование нагрузки;
3. не предоставляет возможности доводить развитие отдельных физических качеств до максимально возможного уровня.
Предоставленные характерные черты игрового метода свидетельствует, что он не должен использоваться не на начальных этапах освоения движений и не с целью комплексного совершенствования двигательных действий в условной игровой обстановке.
Его характерные черты свидетельствуют так же о том, что он должен занимать ведущее место в физическом воспитании детей старшего школьного возраста.
Игровой метод обладает многими признаками, характерными для игр в физическом воспитании. Игра является не только средством физического воспитания (то есть характерной системой физических упражнений), но и эффективным методом обучения и воспитания. Поэтому, понять природу игрового воспитания возможно на основе понимания сущности игры вообще[14].
Игра как метод реализуется не только через общепринятые игры. Понятие игрового метода гораздо шире по средствам и нормам реализации, чем официальные игры. Наиболее характерными чертами являются следующие:
1. Ярко выраженное соперничество и эмоциональность в игровых действиях. Метод позволяет воспроизводить сравнительно сложные взаимоотношения между людьми. В связи с этим, при игровом методе тщательно регламентируются взаимоотношения между игроками.
2. Чрезвычайная изменчивость условий ведения борьбы, условий выполнения действий.
3. В результате этого играющие должны владеть различным способами решения возникающих задач, а сформированные у них навыки должны отличаться гибкостью, приспособляемостью к изменяющимся условиям.
4. Высокие требования к творческой инициативе в действиях. Вариативность игровых ситуаций требует самостоятельности в выборе наиболее результативных физических упражнений.
5. Отсутствие строгой регламентации в характере действий и нагрузке. Нагрузка, падающая на участника, полностью зависит от его активности и выполняемой игре функции. Степень регламентации повышается в тех, сравнительно редких случаях, когда игровой метод применяется для новых действий.
6. Комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и качеств. Для достижения успехов в игре, участнику приходиться использовать целый комплекс действий, причём, в самых различных сочетаниях. Всё это обеспечивает комплексное воздействие на организм играющих.
7. Во многих случаях взаимодействие между играющими осуществляется с помощью каких — либо признаков.
Следует отметить, что для игрового метода характерно наличие большинства перечисленных признаков.
Основу этого метода составляет определённым образом упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным «сюжетом», в котором предусматривается достижение определённой цели многими дозволительными способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации. Игровой метод не обязательно связан с какими — либо общепринятыми играми, а может быть применён на материале любых физических упражнениях: бега, прыжков и так далее[15].
Основными методическими особенностями игрового метода являются:
1. Игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определённые физические качества;
2. Соблюдение правил игры и условий;
3. Присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию занимающихся (особенно у детей устойчивого положения интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям).
Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, правил игры и условий[14].
Раздел 2. Организация и проведение экспериментально-педагогической
работы
2.1 Цели и задачи
Целью данной выпускной квалификационной работы является: совершенствование техники нападающего удара у юношей старших классов, занимающихся волейболом в школе.
Задачи эксперимента.
1. Определить исходный уровень физической и технической подготовки юношей старших классов играющих в волейбол на уроках физкультуры.
2. Разработать систему упражнений для развития нападающего удара юношей старших классов с использованием игрового метода.
3. Выявить эффективную систему упражнений по развитию нападающего удара для повышения результативности игры в волейбол.
2.2 Методы эксперимента
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
1. Анализ и обобщение литературных данных.
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/tehnika-napadayuschego-udara-v-voleybole/
2 Тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Обработка данных.
Анализ литературных источников позволил выявить наиболее эффективный метод развития нападающего удара для повышения результативности игры в волейбол на уроках физкультуры. Таким методом является игровой метод. Было изучено 25 литературных источников.
2.3. Организация экспериментальной работы
Основным методом являлся педагогический эксперимент. Он проводился с января по апрель 2008года, на базе Разметелевской СОШ Колтушского района, в течении 3 месяцев.
Эксперимент проводился в 3 этапа. Первый этап был проведен до начала эксперимента, второй по истечении трех месяцев, третий в конце эксперимента. Все тестирования проводились в урочное время. Занятия по волейболу проводились в спортивном зале два раза в неделю по 45 минут во время уроков физического воспитания. Были взяты 2 группы юношей по 6 и 7 человек каждой в возрасте 16-17 лет: контрольная и экспериментальная. Экспериментальная группа тренировалась по игровому методу:
Игровые приемы для экспериментальной группы:
1. «Мяч в воздухе»- 6-12 игроков размещаются по кругу диаметром 3-4м. Перемещаясь по кругу бегом передают мяч над собой на высоту 2-3м.
Правила — мяч должен находиться все время на одном месте. Способы перемещения задаются учителем (бегом, спиной вперед, приставными шагами).
Игрок, выполнивший неточную передачу, или потерявший мяч, выбывает из игры или выполняет определенное штрафное задание и снова включается в игру на свое место.
2. «Мяч среднему»-6-8 игроков размещаются по кругу диаметром 4-6м. В центре круга — водящий. Он выполняет передачу каждому игроку по очереди, а игроки возвращают мяч водящему. Обойдя круг, водящий меняется. Вариант -играющие в кругу перемещаются по кругу.
3. «Передай и займи его место»: несколько игроков размещаются по кругу или квадрату, или треугольнику и передают мяч любому игроку, а затем перемещаются и занимают его место, а игрок в свою очередь после передачи перемещается на место игрока, которому он выполнял передачу,
4. «Передал — садись»: эстафета: в игре участвуют несколько команд, которые выстраиваются в колонны на расстоянии 1,5-2м. Капитаны команд становятся напротив свой колонны на определенное расстояние (2-3 м.).
По команде капитан начинает выполнять передачи по очереди, а игроки, выполнив обратную передачу, садятся на пол или приседают.
Игра заканчивается тогда, когда все игроки выполняют заданную передачу.
Правила: при потере мяча, игра возобновляется с игрока потерявшего мяч.
5. «Перехвати мяч»- игроки делятся на две команды, которые располагаются по линиям в двух кругах один в другом, находящимся на расстоянии 0,5-0,8м. Команда, расположенная за линией второго (наружного) круга, выполняет передачи сверху друг другу через круг. Вторая команда, расположенная внутри второго круга, старается перехватить мяч в прыжке, не выходя из своего круга.
Правила: перехват выполнять обозначенным учителем способом (ловля, передача сверху, отбивание, касание или др.).
Нельзя заходить в зону между линиями игрокам обеих команд. При потере мяча команды меняются местами.
6. «Не потеряй мяч»- две команды делятся пополам и выстраиваются во встречные команды перекрестно на одинаковом расстоянии. Обе команды одновременно начинают передачи сверху с перемещением в конец колонны или встречной (по заданию).
Игра длится определенное учителем время или до потери мяча. В первом случае выигрывает та команда, которая меньшее количество раз потеряла мяч; во втором случае, проигрывает та команда, которая первая потеряла мяч.
Правила: если мячи сталкиваются, то обеим командам засчитывается потеря мяча; игроки перемещаются в правую сторону; нельзя одному игроку касаться дважды подряд.
7. «Вызов номеров»- игроки (любое количество) размещаются по кругу, рассчитавшись по порядку. Первый номер — в центре, выполнив высокую передачу над собой, громко называет любой номер (по числу игроков), а сам становится в окружность. Вызванный номер принимает мяч и тоже, назвав номер, выходит из центра круга и т.д.
Правила: игрок потерявший мяч или не успевший принять его, выбывает из игры. Игра проводится до тех пор, пока не останутся два человека, затем игра возобновляется.
Вариант: игроки не выбывают из игры, а выполняют штрафное задание.
8. «Встречная эстафета»- играет любое количество команд. Команды выстраиваются в колонну по одному, капитаны — напротив на расстоянии 3-6 м. Мячи у направляющих. По команде учителя направляющие передают мяч капитану и быстро перемещаются на его место. Капитан принимает и передает мяч следующему игроку в колонне и становится в конец ее. Выигрывает та команда, которая первая заканчивает игру.
Вариант: игра заканчивается тогда, когда последняя команда теряет мяч.
9. «Эстафета — не потеряй мяч» — играет любое количество команд. Команды стоят в колоннах по одному, по сигналу направляющие начинают передачу над собой с перемещением вперед до определенного места, а возвращаются, перемещаясь спиной вперед. Передачу мяча следующему игроку выполнять передачей без ловли. В случае потере мяча возобновлять игру с места потери.
10. «3айми свое место»- играет любое количество команд. Команды строятся по кругу и по сигналу игрок с мячом выполняет передачу своему соседу (по часовой или против), а сам обегает круг в том же направлении и занимает свое же место. Следующий игрок делает то же самое. Выигрывает та команда, которая первая заканчивает полный круг. I
11. «Гонка по кругу» — играют 2-4 команды, которые размещаются в шеренгах по радиусам очерченного круга на равном расстоянии и в одном направлении. У направляющих — мячи. По сигналу игроки выполняют высокую передачу над собой и обегают круг, становясь в конец своей шеренги. Мяч принимает и снова посылает вверх следующий игрок, переместившийся на его место. Выигрывает команда, первой закончившая упражнение.
Правила: при потере мяча игра возобновляется с места потери; если игрок догоняет своего соперника, то обходит его, не мешая ему.
А контрольная группа по обычной программе физического воспитания старших классов. На основе этих материалов были сделаны конспекты уроков (Табл.1, Табл. 2).
Таблица 1
Конспект урока контрольной группы
Части занятий
Содержание
Дозировка
Организационно-методические указания
1
2
3
4
подготовительная
1. Построение, сообщение задач урока
2. Бег:
- с захлестыванием голени назад
- с ускорением
- приставными шагами правым боком
- приставными шагами левым боком
- с высоким подниманием бедра
3. Прыжки:
- на правой ноге
- на левой ноге
- на двух ногах
- с места в длину
- с разбега в высоту
- в приседе
- в выпаде
2-3 мин
3-5 мин.
10-15 мин.
Проверка формы, создание рабочей обстановки
Темп средний, количество повторений на каждое упражнение 6-8 раз
Количество повторений на каждое упражнение 6-8 раз.
Продолжение таблицы 1
1
2
3
4
3. Общеразвивающие упражнения
- круговые вращения головой
- круговые вращения руками вперед-назад
- круговые вращения туловищем вправо-влево
- приседания
5-10 мин.
Темп средний, количество повторений на каждое упражнение 6-8 раз с максимальной амплитудой
основная
Обучение технике прямого нападающего удара
Упражнения на освоение прямой верхней подачи
- бросок мяча через сетку
- метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы
- передача волейбольного мяча сверху двумя руками
20-25 мин.
Удар выполняется после подбрасывания мяча. Высота полета мяча не выше 2-х метров над сеткой.
Занимающиеся делятся на 2 группы, по одному мячу на группу. Подача идет по очереди. Учитель указывает на общие и индивидуальные ошибки.
Продолжение таблицы 1
1
2
3
4
в стену (расстояние 2 м.)
3. Построение
4. Двухсторонняя игра в волейбол
2-3 мин
3 партии.
Объяснение ошибок с показом конкретных примеров с помощью занимающихся.
Учитель выполняет роль арбитра и одновременно подсказывает правильные решения занимающихся в ходе игры, время от времени, обращается ко всем и останавливает игру по свистку.
заключительная
1. Бег в медленном темпе
2. Построение
3. Уход с места занятия
2-3 мин.
Темп медленный, переходящий в ходьбу
Подведение итогов, выставление оценок
Таблица 2
Конспект урока экспериментальной группы
Части занятий
Содержание
Дозировка
Организационно-методические указания
1
2
3
4
подготовительная
1. Построение, сообщение задач урока
2. Бег:
- с захлестыванием голени назад
- с ускорением
- приставными шагами правым боком
- приставными шагами левым боком
- с высоким подниманием бедра
3. Прыжки:
- на правой ноге
- на левой ноге
- на двух ногах
- с места в длину
- с разбега в высоту
- в приседе
- в выпаде
2-3 мин
3-5 мин.
10-15 мин.
Проверка формы, создание рабочей обстановки
Темп средний, количество повторений на каждое упражнение 6-8 раз
Количество повторений на каждое упражнение 6-8 раз.
Продолжение таблицы 2
1
2
3
4
3. Общеразвивающие упражнения
- круговые вращения головой
- круговые вращения руками вперед-назад
- круговые вращения туловищем вправо-влево
- приседания
4. «Салки с мячом»
5-10 мин.
Темп средний, количество повторений на каждое упражнение 6-8 раз с максимальной амплитудой
Учитель выступает в качестве судьи, следит за правилами
основная
Обучение технике прямого нападающего удара
Упражнения на освоение прямой верхней подачи
- бросок мяча через сетку
- метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы
20-25 мин.
Удар выполняется после подбрасывания мяча. Высота полета мяча не выше 2-х метров над сеткой.
Занимающиеся делятся на 2 группы, по одному мячу на группу. Подача идет по очереди. Учитель указывает на общие и индивидуальные ошибки.
Продолжение таблицы 2
1
2
3
4
- передачи волейбольного мяча сверху двумя руками в стену (расстояние 2 м.)
3. Построение
4. Двухсторонняя игра в волейбол
2-3 мин
3 партии.
Объяснение ошибок с показом конкретных примеров с помощью занимающихся.
Учитель выполняет роль арбитра и одновременно подсказывает правильные решения занимающихся в ходе игры, время от времени, обращается ко всем и останавливает игру по свистку.
заключительная
1. Бег в медленном темпе
2. Построение
3. Уход с места занятия
2-3 мин.
Темп медленный, переходящий в ходьбу
Подведение итогов, выставление оценок
2.4. Программа физического воспитания учащихся старших классов.
Были проведены следующие упражнения для учеников 10 классов:
1. На овладение техникой передвижений, остановка, поворотов и стоек
а) Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол,
встать, подпрыгнуть).
б) Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановки, ускорения).
2. На освоение техники приема и передач мяча.
а) Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед.
б) Передачи мяча над собой. Тоже через сетку.
3. На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей.
а) Игра по упрощенным правилам мини-волейбол.
б) Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках.
4. На развитие координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакций, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию и ритму).
а) Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и овладения мячом, типа бег с изменением направления, скорости, челночный бег; метания в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме;
- б) всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями.
5. На развитие выносливости.
а) Игровые упражнения типа 2:1, 3:1. 2:2,3:2,3:3.
б) Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двусторонние игры длительностью от 20 сек. До 12 мин.
6. На развитие скоростных и скоростно-силовых способностей.
а) Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных исходных положений; ведение мяча в высокой, средней и низкой стойки с максимальной частотой в течение 7-10 сек; подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча; игровые упражнения с набивным мячом, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность.
б) Прием мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения вперед
7. На освоение техники нижней прямой подачи.
а) Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 м от сетки.
8. На освоение техники прямого нападающего удара.
а) Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером
9. На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей.
а) Комбинации из освоенных элементов: прием, подача, удар.
10. На закрепление техники перемещений, владение мячом и развитие координационных способностей.
а) Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.
11. На освоение тактики игры.
а) Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0).
12. Знания
а) Знания терминологии избранной игры, техника ловли, передачи, ведения, удара или броска; тактика нападения (быстрый прорыв, расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зональная и личная защита).
б) Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количестве участников, поведение игроков в нападение и защите, соблюдение основных правил игры).
13. Самостоятельные занятия по разделу.
а) Упражнение по совершенствованию координационных. скоростно-силовых, силовых способностей и выносливости.
б) Игровые упражнения для совершенствования технических приемов (ловля, передача, броски или удары в цель, ведение, сочетание приемов)
в) Подвижные игры и игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр.
14. На овладение организаторскими умениями.
а) Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры; помощь в судействе, комплектовании команды, подготовка места проведения игры.
2.5. Тесты, используемые для определения исходного уровня нападающих ударов у школьников старших классов
Для определения О.Ф.П были выбраны следующие тесты:
1. Прыжки в высоту (см).
Прыжок выполняется с разбега через планку. Участвуют по 1 человеку. Дается 3 попытки, записывается самая лучшая попытка. Результат фиксируется по разметкам.
2. Бег на 60 метров (сек).
Забег производится на тщательно отмеренной прямой беговой дорожке с высокого старта. Участвует не менее 2 человек. Результат регистрируется по ручному секундомеру с точностью до десятой доли секунды. Разрешается лишь одна попытка.
Для определения С.Ф.П. были выбраны следующие тесты:
1. Попасть по 4 номерам (баллы).
Место проведения волейбольная площадка с натянутой сеткой. Нападающим ударом попасть в номер, который произнес тренер. В задании участвуют по 2 человека (разводящий, нападающий).
Результаты фиксируются и подсчитываются баллы. Разрешается лишь одна попытка.
2. Метание мячей (кол-во удачных бросков).
Место проведения волейбольная площадка с натянутой сеткой. Игроку дается мяч из поролона при противодействии блокирующего — учащегося с блок щитками на кистях: сильный бросок или «обман» в зависимости от того, прыгает блокирующий или нет. Дается 5 бросков, количество удачных бросков подсчитывается и фиксируется.
3. Командные игры с соперниками (очки).
Место проведения волейбольная площадка с натянутой сеткой. Команды играют в волейбол 2 встречи, состоящие из 3 партий. В игре участвуют по 5 человек и 1 запасному, разрешается делать замены. Результаты встреч записываются и подсчитываются.
Результаты эксперимента сравнивались с нормативными величинами, взятых из литературных источников. По полученным данным в результате эксперимента определилась эффективность экспериментальной программы.
2.6 Результаты эксперимента и их обсуждение
Для проведения эксперимента в группах, юноши специально не выбирались, поэтому проводилось определение их общей физической подготовки и специальной подготовки на начало эксперимента (Табл. 3, Табл. 4).
Таблица 3
Показатели тестирования О.Ф.П. школьников 16-17 лет на начало эксперимента
Название теста
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Среднее значение
%
Норма
Среднее значение
%
Норма
Бег 60 м (сек)
9,3
96,7
9,0
9,2
97,8
9,0
Прыжки в высоту (см)
155,5
97,1
160
156,3
97,8
160
Результаты общей физической подготовки из двух тестов показали, что у контрольной и экспериментальной группы на начало эксперимента показатели на 3-4% ниже нормы. Подробнее результаты эксперимента представлены в Приложении 2.
Таблица 4
Показатели тестирования С.Ф.П. школьников 16-17 лет на начало эксперимента
Название теста
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Среднее значение
%
Норма
Среднее значение
%
Норма
Попадание по 4-м точкам (кол-во)
1
28,6
3-4
1,3
37,1
3-4
Игры с соперниками (очки)
2
57
3-4
1
28,5
3-4
Метание мячей (колво)
2
44,4
4-5
1,8
40
4-5
По показателям специальной технической подготовки видно, что в обеих группах они приблизительно одинаковы и ниже нормы. Поэтому обе группы тренировались по указанным ранее методикам. Подробнее результаты эксперимента представлены в Приложении 3.
Повторное тестирование проводилось через 1 месяц. (Табл. 5, 6)
Таблица 5
Показатели тестирования О.Ф.П. школьников 16-17 лет через месяц тренировок
Название теста
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Среднее значение
%
Норма
Среднее значение
%
Норма
Бег 60 м (сек)
9,1
99
9,0
9,1
99
9,0
Прыжки в высоту (см)
157
98
160
158
98,7
160
Как видно из таблицы 3 тренировок, общая физическая подготовка в обеих группах через 1 месяц улучшилась на 1-2%, но осталась ниже нормы. Подробнее результаты эксперимента представлены в Приложении 4
Таблица 6
Показатели тестирования С.Ф.П. школьников 16-17 лет через 1 месяц тренировок.
Название теста
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Среднее значение
%
Норма
Среднее значение
%
Норма
Попадание по 4-м точкам (кол-во)
1,1
31,4
3-4
1,5
43
3-4
Игры с соперниками (очки)
2
57,1
3-4
2
51,1
3-4
Метание мячей (колво)
2
57,1
4-5
2,5
71,5
4-5
По полученным данным из таблиц видно, что есть незначительные улучшения как у экспериментальной, так и контрольной группы в одном из тестов, но этого мало, чтобы повысить результативность игры, поэтому мы продолжаем тренировать группы по выбранной методике. Подробнее результаты эксперимента представлены в Приложении 5
Окончательный результат получен в конце эксперимента (Табл. 7,8)
Таблица 7
Показатели тестирования О.Ф.П. школьников 16-17 лет через 3 месяца тренировок
Название теста
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Среднее значение
%
Норма
Среднее значение
%
Норма
Бег 60 м (сек)
9,0
100
9,0
8,9
101
9,0
Прыжки в высоту (см)
159,8
99,9
160
161
101
160
Как видно из таблицы 5 по окончанию эксперимента, общая физическая подготовка в контрольной группе достигла нормы, а у экспериментальной группы результаты стали выше нормы на 1%. Подробнее результаты эксперимента представлены в Приложении 6
Таблица 8
Показатели тестирования С.Ф.П. школьников 16-17 лет через 3 месяца тренировок
Название теста
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Среднее значение
%
Норма
Среднее значение
%
Норма
Попадание по 4-м точкам (кол-во)
2
57,1
3-4
1,5
42,8
3-4
Игры с соперниками (очки)
2
57,1
3-4
4
100
3-4
Метание мячей (кол-во)
2-3
55,5
4-5
3-4
77,7
4-5
Подробнее результаты эксперимента представлены в Приложении 7
Из таблицы 5-6 видно, что физическая и техническая подготовка экспериментальной группы значительно улучшилась по сравнению с первоначальными показателями, а в контрольном на немного улучшились показатели только физической подготовки по сравнению с начальными показателями. Отсюда следует, что занятия, включающие в себя игровой метод, являются более эффективным средством для развития нападающего удара, что позволяет повысить результативность игры в волейбол. Главным критерием этого является тест по специальной подготовки «игры с соперниками», в котором экспериментальная группа показала самый лучший результат.
Выводы
1. Для определения исходного уровня физической и технической подготовки были проведены тесты, результаты которых показали, что у контрольной и экспериментальной группы на начало эксперимента показатели на 3-4 % ниже нормы, что свидетельствуют о несоответствии показателей необходимым возрастным нормам.
2. Разработана система упражнений для развития нападающего удара школьников 10 классов, что позволяет повысить физическую и техническую подготовку. Экспериментальная группа тренировалась по игровому методу, а контрольная – по обычной программе физического воспитания старших классов.
3. Применение разработанной системы упражнений для развития нападающего удара в атаке явилось эффективным, так как позволило повысить результативность игры в волейбол. Общая физическая подготовка в контрольной группе достигла нормы, а у экспериментальной группы результаты стали выше нормы на 1%., что позволило ей в окончательном тесте «игры с соперниками» выиграть все встречи и занять почетное первое место, а контрольная группа заняла второе место.
Все проведенные эксперименты, а также заключительные результаты практического внедрения свидетельствуют об эффективности использования игрового метода для совершенствования техники нападающего удара у юношей старших классов, занимающихся волейболом в школе. Эта методика может быть рекомендована для использования в процессе тренировок в ДЮСШ, ДЮСШОР, секциях по волейболу и можно включить в школьную программу физического воспитания.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/tehnika-napadayuschego-udara-v-voleybole/
1. Амалин М.Е: Тактика волейбола. М. Физкультура и спорт. 1989
2. Арестов Ю.М., Выжгин В.А. Спортивные игры. М. Высшая школа. 1980
3. Беляев А.В., СавинМ.В. Волейбол. М. 2000
4. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол. М. Физкультура и спорт. 1991.
5. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.П. Спортивные игры. Техника, тактика,
6. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол. М. Физкультура и спорт. 1991
7. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: Уистоков мастерства. М. Физкультура и спорт. 1998.
8. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. М. Физкультура и спорт. 1991
9. Железняк Ю.Д., Портонов Ю.М. Спортивные игры. Учебник. М.2000
10. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. М. Физкультура и спорт. 1988
11. Ю.Н. Клещев. Волейбол. .М. Физкультура и спорт. 2005
12. Ю.Н. Клещев. Спортивные игры. М. Высшая школа. 1980
13. Ю.Ф. Курамшин. Теория и методика физической культуры. М. Советский спорт. 2003
14. Майкели Лайе., Дженкинс Марк. Энциклопедия спортивной медицины. СПБ. Издательство «Лань». 1997
15. Макарова Г. А. Практическое руководство для спортивных врачей. Краснодар. 2000.
16. Мерзляков В.В., Гордышев В.В. Игры,эстафеты, игровые упражнения волейболиста, Волгоград. 1992
17. Мондозолевский Г.Г. Щедрость игрока. М. Физкультура и спорт. 1992
18. Мухина В.С. Возрастная психология. М. ACADEMA. 2000
19. Портных Ю. И. Спортивные игры и методика преподавания. М. Физкультура и спорт. 1986
20. Портных Ю. И. Спорт и подвижные игры. М. физкультура и спорт. 1984
21. Порубова А.Т, Редюк А.Л. Методические указания к выполнению выпускных квалификационных работ и их защите в государственной аттестационной комиссии. СПб: Астерион. 2006
22. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спротивная. Возростная. М. Терра — Спорт. 2001
23. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. М. Физкультура и спорт. 1989.
24. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. М. Физкультура и спорт. 1989.
25. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта
Приложение 1
Игры с соперниками
Команды
Экспериментальная
группа
Контрольная группа
Колтушская СОШ им. Павлова
Очки
Места
Экспериментальная
группа
2: 0
2
2: 0
2
4
I
Контрольная группа
0: 2
1
2: 1
2
3
II
Колтушская СОШ им. Павлова
0: 2
1
1: 2
1
2
III
Приложение 2
Показатели тестирования О.Ф.П. школьников 16-17 лет на начало эксперимента
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Ф.И.О
Бег 60 метров (сек)
Прыжки в высоту (см)
Ф.И.О
Бег 60 метров (сек)
Прыжки в высоту (см)
Гайковая
1991г.
9,5
150
Смотрыкина
1992г.
9,4
155
Длордин 1992г.
9,2
155
Усатова
1991г.
9,2
157
Иванова
1992г.
9,0
160
Финогенова
1991г.
9,1
150
Космарова
1991г.
9,6
159
Финогенова
1991г.
9,5
160
Майкова
1992г.
9,4
157
Цоланова
1992г.
9,0
160
Мазин
1991г.
8,9
156
Химич
1992г.
8,9
156
Проскурин
1992г.
9,3
151
Среднее значение
9,3
155,5
Среднее значение
9,2
156,3
Процентное содержание, %
96,7
97,1
Процентное содержание, %
97,8
97,6
Норма
9,0
160
Норма
9,0
160
Приложение 3
Показатели тестирования С.Ф.П. школьников 16-17 лет на начало эксперимента
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Ф.И.О
Попадание по 4-м точкам (кол-во)
Игры с соперниками (очки)
Метание мячей (кол-во)
Ф.И.О
Попадание по 4-м точкам (кол-во)
Игры с соперниками (очки)
Метание мячей (кол-во)
1
2
3
4
5
6
7
8
Гайковая
1991г.
2
2
3
Смотрыкина
1992г.
1
1
2
Длордин 1992г.
1
2
Усатова
1991г.
3
3
Иванова
1992г.
0
2
Финогенова
1991г.
0
1
Космарова
1991г.
3
3
Финогенова
1991г.
1
1
Майкова
1992г.
0
1
Цоланова
1992г.
3
2
Мазин
1991г.
1
2
Химич
1992г.
0
2
Проскурин
1992г.
1
2
Среднее значение
1
2
Среднее значение
1,3
1,8
Процентное содержание, %
28,6
57
44,4
Процентное содержание, %
37,1
28,5
40
Норма
3-4
3-4
4-5
Норма
3-4
3-4
4-5
Приложение 4
Показатели тестирования О.Ф.П. школьников 16-17 лет через месяц тренировок
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Ф.И.О
Бег 60 метров (сек)
Прыжки в высоту (см)
Ф.И.О
Бег 60 метров (сек)
Прыжки в высоту (см)
Гайковая
1991г.
9,4
152
Смотрыкина
1992г.
9,2
157
Длордин 1992г.
9,1
157
Усатова
1991г.
9,1
159
Иванова
1992г.
8,9
160
Финогенова
1991г.
9,0
152
Космарова
1991г.
9,4
160
Финогенова
1991г.
9,3
160
Майкова
1992г.
9,2
158
Цоланова
1992г.
9,0
160
Мазин
1991г.
8,9
158
Химич
1992г.
8,9
158
Проскурин
1992г.
9,3
154
Среднее значение
9,1
157
Среднее значение
9,1
158
Процентное содержание, %
99
98
Процентное содержание, %
99
98,7
Норма
9,0
160
Норма
9,0
160
Приложение 5
Показатели тестирования С.Ф.П. школьников 16-17 лет через месяц тренировок
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Ф.И.О
Попадание по 4-м точкам (кол-во)
Игры с соперниками (очки)
Метание мячей (кол-во)
Ф.И.О
Попадание по 4-м точкам (кол-во)
Игры с соперниками (очки)
Метание мячей (кол-во)
1
2
3
4
5
6
7
8
Гайковая
1991г.
2
2
1
2
3
Смотрыкина
1992г.
1
7
2
2
4
Длордин 1992г.
0
2
Усатова
1991г.
2
1
Иванова
1992г.
1
2
Финогенова
1991г.
1
3
Космарова
1991г.
2
3
Финогенова
1991г.
2
2
Майкова
1992г.
1
1
Цоланова
1992г.
2
2
Мазин
1991г.
1
2
Химич
1992г.
1
3
Проскурин
1992г.
1
2
Среднее значение
1,1
2
Среднее значение
1,5
2,5
Процентное содержание, %
31,4
57,1
57,1
Процентное содержание, %
43
57,1
71,5
Норма
3-4
3-4
4-5
Норма
3-4
3-4
4-5
Приложение 6
Показатели тестирования О.Ф.П. школьников 16-17 лет через три месяца тренировок
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Ф.И.О
Бег 60 метров (сек)
Прыжки в высоту (см)
Ф.И.О
Бег 60 метров (сек)
Прыжки в высоту (см)
Гайковая
1991г.
9,1
158
Смотрыкина
1992г.
9,0
159
Длордин 1992г.
8,9
159
Усатова
1991г.
8,9
160
Иванова
1992г.
8,9
160
Финогенова
1991г.
9,0
157
Космарова
1991г.
9,1
160
Финогенова
1991г.
9,0
160
Майкова
1992г.
9,0
159
Цоланова
1992г.
8,9
160
Мазин
1991г.
8,9
159
Химич
1992г.
8,9
159
Проскурин
1992г.
9,2
159
Среднее значение
9,0
159,8
Среднее значение
8,9
161
Процентное содержание, %
100
99,9
Процентное содержание, %
101
101
Норма
9,0
160
Норма
9,0
160
Приложение 7
Показатели тестирования С.Ф.П. школьников 16-17 лет через три месяца тренировок
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Ф.И.О
Попадание по 4-м точкам (кол-во)
Игры с соперниками (очки)
Метание мячей (кол-во)
Ф.И.О
Попадание по 4-м точкам (кол-во)
Игры с соперниками (очки)
Метание мячей (кол-во)
1
2
3
4
5
6
7
8
Гайковая
1991г.
2
2
2
3
Смотрыкина
1992г.
2
4
4
5
Длордин 1992г.
1
2
Усатова
1991г.
4
3
Иванова
1992г.
3
3
Финогенова
1991г.
2
4
Космарова
1991г.
1
2
Финогенова
1991г.
3
5
Майкова
1992г.
1
2
Цоланова
1992г.
3
3
Мазин
1991г.
2
2
Химич
1992г.
2
2
Проскурин
1992г.
2
1
Среднее значение
2
2-3
Среднее значение
1,5
3-4
Процентное содержание, %
51,7
51,7
55,5
Процентное содержание, %
42,8
100
77,7
Норма
3-4
3-4
4-5
Норма
3-4
3-4
4-5