Техническое обслуживание системы смазки двигателя

Дипломная работа

Министерство образования Республики Коми

Государственное автономное учреждение среднего профессионального образования Республики Коми

Печорский Промышленно-экономический техникум

Письменная экзаменационная работа по спецтехнологии

По теме: Техническое обслуживание и ремонт системы смазки автомобиля ВАЗ 2107

Обучающийся группы 307

Мусаев Арнольд Максимович

Сазонов Николай Павлович

г. Печора — 2012 г.

1 Назначение системы смазки

2 Общее устройство системы смазки

3 Техническое обслуживание и ремонт системы смазки ВАЗ 2107

4 Устройство масляной системы

5 Вентиляция картера двигателя

6 Масляный фильтр

7 Масляный насос

8 Проверка радиального зазора в масляном насосе

1 НАЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ

Система смазки двигателя за счет подачи масла к трущимся поверхностям обеспечивает: уменьшение трения и повышение механического КПД двигателя, уменьшение износа трущихся деталей; охлаждение деталей двигателя и вынос продуктов износа из сопряжений деталей двигателя. Смазывание трущихся деталей наряду с подбором материалов и вида обработки их поверхностей эффективно повышает долговечность двигателя. Система смазки также обеспечивает очистку циркулирующего масла от механических и других вредных примесей при прохождении его через масляный фильтр с бумажным фильтрующим элементом. Масло для двигателя имеет комплекс присадок, обеспечивающих высокие смазочные свойства масла, стойкость против окисления и возможность работы в широком интервале температур. Необходимый для нормальной работы двигателя запас масла находится непосредственно в картере двигателя. Заправку масла в картер двигателя производят через маслоналивную горловину, герметично закрываемую крышкой 19. Отработанное масло сливают из системы через отверстие, закрытое резьбовой пробкой. Вместимость системы смазки 3,75 л. Уровень масла контролируется по меткам на указателе уровня. Давление масла на прогретом двигателе при средних оборотах коленчатого вала составляет 0,35-0,45 МПа. Система смазки двигателя комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, опоры распределительного вала, втулка шестерни и валика привода масляного насоса и распределителя зажигания. Маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиваемым движущимися деталями, смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, цепь привода газораспределительного механизма, опоры рычагов привода клапанов, а также стержни клапанов в их направляющих втулках.

6 стр., 2874 слов

Виды изнашивания деталей ДВС

... и веса сопряженных деталей. 2. Основные узлы трения и изнашивание в двигателях внутреннего сгорания Конструкция узлов трения двигателей внутреннего сгорания (ДВС) должна максимально удовлетворять требованиям повышения ресурса работоспособности, надежности, ...

2 ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ СМАЗКИ

В систему смазки входят: масляный насос 1, приемный патрубок с фильтрующей сеткой, прикрепленный к корпусу насоса; полнопоточный масляный фильтр, установленный на левой передней стороне двигателя; редукционный клапан давления масла, встроенный в приемный патрубок; датчик 23 контрольной лампы давления масла. Датчик контрольной лампы давления масла соединен с контрольной лампой давления масла на щитке приборов, которая загорается при падении давления масла до 0,02-0,06 МПа (0,4-0,8 кгс/см’).

При работе двигателя с исправной системой смазки лампа должна гаснуть (если двигатель не перегрет).

Циркуляция масла при работе двигателя происходит следующим образом. Масляный насос 1, приводимый в движение парой зубчатых колес со спиральными зубьями, засасывает масло из картера через фильтрующую сетку приемного патрубка и подает его по каналу 3 в полнопоточный фильтр. Отфильтрованное масло по каналу 4 попадает в продольный магистральный канал 22, проходящий вдоль блока с левой стороны, а оттуда по каналам 24, просверленным в перегородках блока цилиндров, подводится к коренным подшипникам коленчатого вала. К центральной опоре распределительного вала масло подводится по каналам 20, 21, просверленным в блоке цилиндров, в головке цилиндров и в корпусе 17 подшипников распределительного вала.

В прокладке головки блока цилиндров имеется окантованное медью отверстие, по которому масло проходит из канала 21 блока в канал 20 головки.

В каждом вкладыше первого, второго, четвертого и пятого коренного подшипников имеется по два отверстия, через которые масло попадает в кольцевые канавки на внутренней поверхности вкладышей. Из канавок часть масла идет на смазывание коренных подшипников, а другая часть по каналам 6, просверленным в шейках и щеках коленчатого вала, к шатунным подшипникам, и от них через отверстия в нижних головках шатунов струя масла попадает на зеркало цилиндров в момент совпадения отверстия подшипника с каналом в шатунной шейке. Масло для смазывания третьего (центрального) коренного подшипника поступает из канала через два отверстия во вкладышах. Во вкладышах этого коренного подшипника отсутствуют кольцевые канавки и от него нет отвода масла к шатунному подшипнику.

Масло, прошедшее к центральной опоре распределительного вала через кольцевую выточку 18 в опорной шейке, попадает в магистральный канал 15 распределительного вала, а из канала через отверстия 14 и 16 в кулачках и опорных шейках к рабочим поверхностям кулачков, рычагов и опор вала. Масло от первого подшипника валика 10 привода масляного насоса и распределителя зажигания поступает по каналу, просверленному в самом валике, ко второму подшипнику. К втулке 9 шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания масло подводится по отдельному каналу 5 из полости перед масляным фильтром. Остальные детали смазываются разбрызгиванием и самотеком.

Масло, собирающееся под крышкой головки блока цилиндров, стекает в картер двигателя через специальные полости 11 слива и вентиляции в головке и блоке цилиндров. Для того, чтобы при работе двигателя на любом режиме обеспечить необходимое давление масла в магистрали, а также чтобы компенсировать увеличивающийся при износе двигателя расход масла, масляный насос имеет избыточную производительность. А чтобы предотвратить повышение давления масла сверх допустимого, в системе установлен редукционный клапан, перепускающий избыточное масло в маслоприемник.

27 стр., 13037 слов

Устройство наддувного дизельного двигателя КамАЗ

... закрытие ---//---//---//---//---//--- открытие выпускного клапана закрытие ---//---//---//---//---//--- Число клапанов на цилиндр Давление масла в прогретом двигателе, кгс/см 2 , при частоте вращения: номинальной минимальной холостого хода, ... двигателей КамАЗ-7403.10 и КамАЗ-740.10: N e – эффективная мощность; Mкр – крутящий мо­мент; n – частота вращения; qe – удельный расход топлива. Блок цилиндров ...

Масляный насос (см. рисунок поперечного разреза двигателя) шестеренчатого типа, установлен внутри картера и крепится к блоку цилиндров двумя болтами. Ведущая шестерня насоса закреплена на валике неподвижно, а зубчатое колесо свободно вращается на оси, запрессованной в корпусе насоса.

Масло поступает в насос по маслоприемному патрубку, пройдя фильтрующую сетку. В корпусе маслоприемного патрубка встроен редукционный клапан. При повышении давления в системе смазки выше допустимого масло отжимает редукционный клапан и избыточное масло перепускается из полости давления в полость маслоприемника. Давление, при котором срабатывает редукционный клапан, обеспечивается пружиной соответствующей упругости, установленной на заводе. Это давление не регулируется. Масляный фильтр Масляный фильтр полнопоточный, неразборный. До 1986 г. на двигатели ставился масляный фильтр 2101 (показан на рисунке), который ввиду больших размеров, чем фильтр 2105, ставился с помощью кронштейна 2. Позднее на все описываемые двигатели ставится фильтр 2105. Ввиду меньших размеров он может ставиться на все двигатели ВАЗ.

Фильтр навернут на штуцер и прижат к кольцевому буртику кронштейна или блока цилиндров. Герметичность соединения обеспечивается резиновой прокладкой, установленной между крышкой фильтра и буртиком блока. Масло поступает в фильтр по каналу 3 и, пройдя фильтрующий элемент 27, выходит в магистральный канал 22 блока через центральное отверстие и штуцер крепления. Фильтр имеет противодренажный клапан 28, предотвращающий отекание масла из системы при остановке двигателя, и перепускной клапан 26, который срабатывает при засорении фильтрующего элемента и перепускает масло помимо фильтра в магистральный канал 22.

Фильтрация масла производится бумажным элементом 27. При смене масла в двигателе фильтр необходимо заменять. чтобы обеспечить эффективную фильтрацию масла. Система вентиляции картера двигателя. Во время работы двигателя через зазоры в местах установки поршневых колец и зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками в картер проникает некоторое количество отработавших газов. При пуске двигателя в цилиндрах также конденсируются пары бензина, которые, попадая в картер, разжижают масло и ухудшает его смазывающие свойства. Имеющиеся в составе отработавших газов пары воды, конденсируясь в картере, вспенивают масло и приводят к образованию густых и липких эмульсий, а в соединении с сернистым газом образуют кислоты. которые разъедают рабочие поверхности деталей двигателя и ускоряют их износ. Для удаления из картера газов и паров бензина, что увеличивает срок службы масла и повышает долговечность двигателя, служит принудительная вентиляция картера, осуществляемая отсосом газов из картера во впускную трубу двигателя. Кроме того, вентиляция картера не допускает повышения давления в картере из-за проникновения в него отработавших газов. А поскольку система вентиляции закрытая, то исключается попадание картерных газов в салон автомобиля и уменьшается выброс токсичных веществ в атмосферу. Картерные газы отсасываются по шлангу, надетому на патрубок крышки маслоотделителя 31, в вытяжной коллектор 29, размещенный под воздушным фильтром.

5 стр., 2176 слов

Техническое обслуживание и диагностика неисправностей двигателя ...

... каналы 14 для подачи масла от коренных шеек к шатунным. Технологические выводы каналов закрыты колпачковыми заглушками 26. Для уменьшения вибраций двигателя ... 2.1 Возможные неисправности и методы их диагностики 2.1.1 Двигатель не развивает полной мощности и не ... отдельных цилиндров. Перед измерением компрессии промывают воздушный фильтр, контролируют фазы газораспределения и регулируют тепловые зазоры ...

Оттуда газы могут отсасываться двумя путями:

  • вверх в пространство за фильтрующим элементом воздушного фильтра и далее через карбюратор во впускную трубу двигателя;
  • через шланг 36 в золотниковое устройство карбюратора и далее в задроссельное пространство карбюратора.

Золотниковое устройство регулирует режим отсоса газов при различной частоте коленчатого вала. Оно состоит из золотника 33, находящегося на оси дроссельной заслонки первичной камеры, и калиброванного отверстия 34 в корпусе карбюратора. При малой частоте вращения коленчатого вала (при закрытых дроссельных заслонках) разрежение на входе в карбюратор незначительно и основная масса газов отсасывается по шлангу 36, а затем через калиброванное отверстие 34 золотникового устройства в задроссельное пространство карбюратора. Калиброванное отверстие 34 ограничивает количество отсасываемых газов, и система вентиляции оказывает малое влияние на величину разрежения за дроссельной заслонкой. С повышением частоты вращения коленчатого вала при открывании дроссельной заслонки 35 золотник 33 поворачивается и открывает дополнительный путь для газов по канавке золотника и газы отсасываются как по шлангу 36, так и через воздушный фильтр. Общее количество отсасываемых газов увеличивается наконец, при высокой частоте вращения коленчатого вала (дроссельные заслонки открыты полностью) основная масса картерных газов отсасывается в воздушный фильтр в пространство за фильтрующим элементом. Чтобы пламя не попало в картер двигателя при «выстреле» в карбюратор, в вытяжном шланге установлен пламегаситель 30. В вытяжной шланг картерные газы проходят через маслоотделитель 31, отделившееся от газов масло по трубке 32 стекает в масляный картер. Корпус маслоотделителя 31 установлен в приливе блока цилиндров и закрыт крышкой.

3 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ СИСТЕМЫ СМАЗКИ ВАЗ 2107, Проверка уровня масла.

Проверка уровня масла в двигателе автомобиля ваз 2107

  • подготавливаем автомобиль ваз 2107 к выполнению операций;
  • вынимаем из двигателя ваз 2107 указатель уровня масла (щуп) из направляющей трубки, протираем щуп чистой ветошью и устанавливаем в трубку до упора;
  • повторно вынимаем щуп и контролируем уровень масляной пленки на указателе, который должен находиться между метками «MIN» и «МАХ»;

— — если уровень масла близок к метке «MIN», доливаем масло в двигатель автомобиля ваз 2107. Рекомендуемое масло заводом-изготовителем Эксплуатационные жидкости используемые на автомобилях ваз 2107.

Замена масла в двигателе автомобиля ваз 2107.

1. Устанавливаем автомобиль ваз 2107 на смотровую яму или эстакаду (см. Подготовка автомобиля ваз 2107 к техническому обслуживанию и ремонту).

2. Снимаем крышку маслозаливной горловины.

3. На автомобиле ваз 2107 с инжекторным двигателем корпус воздушного фильтра (см. «Корпус воздушного фильтра — снятие и установка»).

Примечание:

4. Шестигранным ключом на 12 мм отворачиваем пробку сливного отверстия поддона картера.

27 стр., 13304 слов

Техническое обслуживание №2 автомобиля ГАЗ

... работы 8. Проверить уровень масла в картере двигателя и при необходимости долить масло до нормы. 9. Проверить и при необходимости дозаправить автомобиль топливом. 10.Проверить уровень жидкости в системе ... Тормозная система 23.Проверить состояние и герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы, ... батарея 2. Общие положения Автомобиль ГАЗ - 53 выпускается Горьковским автозаводом с ...

5. Сливаем с двигателя автомобиля ваз 2107 масло в подготовленную емкость.

6. С помощью съемника или руками отворачиваем масляный фильтр.

7. Очищаем резьбу пробки сливного отверстия и заворачиваем пробку.

8. Заливаем в новый масляный фильтр свежее масло и смазываем им резиновую прокладку.

9. Наворачиваем фильтр на штуцер и после соприкосновения прокладки с привалочным кольцом блока доворачиваем фильтр на 3/4 оборота.

10. Заливаем в двигатель автомобиля ваз 2107 свежее масло (см. Эксплуатационные жидкости используемые на автомобилях ваз 2107).

11. Выждав 2-3 минуты, извлекаем щуп и контролируем уровень масла.

12. Устанавливаем крышку маслозаливной горловины.

13. Запускаем на автомобиле ваз 2107 двигатель на несколько минут, после чего останавливаем его и проверяем уровень масла и отсутствие утечек из-под прокладки фильтра и сливной пробки. На автомобиле ваз 2107 шестерня привода масляного насоса находится в отверстии блока цилиндров под распределителем зажигания (карбюраторного двигателя ваз 2107) или заглушкой (инжекторного двигателя ваз 2107).

Снятие шестерни привода масляного насоса:

  • подготавливаем автомобиль ваз 2107 к выполнению операций (Подготовка автомобиля ваз 2107 к техническому обслуживанию и ремонту);
  • снимаем распределитель зажигания (см. «Распределитель зажигания ваз 2107 — снятие и установка»);
  • устанавливаем с натягом в шлицевое отверстие шестерни привода масляного насоса заостренную деревянную палочку и извлекаем шестерню из блока цилиндров.

Установка шестерни привода масляного насоса:

  • установка на автомобиль ваз 2107 всех снятых деталей выполняется в обратной последовательности;

— — на автомобиле ваз 2107 с карбюраторным двигателем проверяем и при необходимости корректируем угол опережения зажигания Заменяем масляный насос при недостаточном или чрезмерном давлении масла в двигателе автомобиля ваз 2107 при работе на холостом ходу.

Снятие масляного насоса с двигателя автомобиля ваз 2107:

  • устанавливаем автомобиль ваз 2107 на смотровую яму или эстакаду (Подготовка автомобиля ваз 2107 к техническому обслуживанию и ремонту);
  • снимаем поддон картера двигателя (см. «Поддон картера двигателя автомобиля ваз 2107 — снятие и установка»);
  • торцовым ключом на 13 мм отворачиваем два болта крепления масляного насоса. Болты крепления масляного насоса ваз 2107 имеют разную длину;
  • снимаем масляный насос и уплотнительную прокладку.

Установка масляного насоса на двигатель автомобиля ваз 2107:

  • перед установкой нового масляного насоса заменяем уплотнительную прокладку;
  • установка на автомобиль ваз 2107 всех снятых деталей выполняется в обратной последовательности;
  • заливаем масло в двигатель автомобиля ваз 2107 (см. «Масло в двигателе ваз 2107 — проверка уровня и замена»).

4 УСТРОЙСТВО МАСЛЯНОЙ СИСТЕМЫ

На рисунке приняты следующие обозначения: 1. Масляный насос; 2. Кронштейн масляною фильтра; 3. Канал подачи масла от насоса к фильтру; 4. Горизонтальный канал в блоке цилиндров для подачи масла от фильтра в масляную магистраль; 5. Канал в блоке цилиндров для подачи масла к шестерне привода масляного насоса и распределителя зажигания; 6. Канал в шейке коленчатого вала; 7. Передний сальник коленчатого вала; 8. Канал подачи масла от масляной магистрали к коренному подшипнику и к валику привода вспомогательных агрегатов; 9. Втулка шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания; 10. Вадик привода вспомогательных агрегатов; 11. Полость слива масла в картер двигателя; 12. Шкив распределительного вала; 13. Сальник распределительного вала; 14. Канал в кулачке распределительного вала; 15. Магистральный канал в распределительном вале; 16. Канал в опорной шейке распределительного вала; 17. Корпус подшипников распределительного вала; 18. Кольцевая выточка на средней опорной шейке; 19. Крышка маслоналивной горловины; 20. Наклонный канал в головке цилиндров для подачи масла; 21. Вертикальный канал в блоке цилиндров для подачи масла к газораспределительному механизму; 22. Магистральный канал в блоке цилиндров; 23. Датчик контрольной лампы давления масла; 24. Канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала; 25. Канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному; 26. Перепускной клапан масляного фильтра; 27. Бумажный фильтрующий элемент масляно28.Противодренажныклапан; 29. Вытяжной коллектор вентиляции картера; 30. Пламегаситель; 31. Маслоотделитель; 32. Сливная трубка

24 стр., 11633 слов

Расчет стоимости ТО автомобилей и ТЭП работы зоны технического обслуживания

... конкурентоспособной является организация на рынке. Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассчитать стоимость технического обслуживания автомобилей и технико-экономические показатели работы зоны технического обслуживания. Для достижения этой цели необходимо рассмотреть ...

5 ВЕНТИЛЯЦИЯ КАРТЕРА ДВИГАТЕЛЯ

На рисунке следующие обозначения: А и В — работа золотникового устройства карбюратора при малой частоте вращения коленчатого вала (А) и при высокой (В).

1 — сливная трубка маслоотделителя; 2 — маслоотделитель; 3 — крышка сапуна; 4 — шланг отсоса газов; 5 — пламегаситель; 6 — вытяжной коллектор; 7 — фильтрующий элемент воздушного фильтра; 8 — шланг отвода газов в задроссельное пространство карбюратора; 9 — ось дроссельной заслонки первичной камеры; 10 — золотник; 11 — канавка золотника; 12 — калиброванное отверстие.

Рисунок — Масляный фильтр автомобилей ВАЗ-2105 ВАЗ-2107: 1 — корпус; 2 — дно корпуса; 3 — противодренажный клапан; 4 — перепускной клапан; 5 — уплотнителъная прокладка; 6 — фильтрующий элемент

смазка двигатель масляный насос

7 МАСЛЯНЫЙ НАСОС

Рисунок — Разборка масляного насоса: 1 -редукционный клапан; 2 — пружина; 3 — крышка; 4 — корпус; 5 — валик

8 ПРОВЕРКА РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА В МАСЛЯНОМ НАСОСЕ

Рисунок — Проверка радиального зазора в масляном насосе

1. Левин Б.И. Устройство и техническое обслуживание автомобиля ВАЗ 2107. Пособие для средних специальный учебных заведений. Москва.1989 г.

2. Васильев А.М. Пособие по обслуживанию системы смазки автомобиля ВАЗ 2107. Практическое пособие. Москва.1991 г.

3. Абрамов А.С. Устройство и обслуживание двигателя автомобиля ВАЗ 2107. Москва.1997 г.

Подобные документы

Назначение, устройство и работа системы смазки двигателя автомобиля ВАЗ-2109. Основные неисправности, причины их возникновения и методы устранения. Разборка, проверка деталей и сборка масляного насоса. Техническое обслуживание смазочной системы.

дипломная работа [2,7 M], добавлен 05.12.2014

Контрольно-измерительный инструмент. Диагностическое, технологическое оборудование. Диагностирование неисправностей системы смазки автомобиля ЗИЛ–4333, техническое обслуживание и ремонт. Правила безопасности при использовании инструмента, приспособлений.

курсовая работа [1,6 M], добавлен 30.03.2014

13 стр., 6282 слов

Общее устройство и работа двигателя автомобиля

... следить за внешним видом двигателя автомобиля. автомобильный кривошипный ремонт газораспределение Общее устройство и работа двигателя Двигатель — это агрегат, преобразующий ... системы: система охлаждения, смазочная система, система питания, система зажигания и система пуска двигателя, которые выполняют различные функции и обеспечивают при взаимодействии работу двигателя. Основные параметры двигателя ...

Устройство электрооборудования ВАЗ-2107. Устройство и материалы, применяемые при изготовлении, техническом обслуживании, ремонте генератора автомобиля ВАЗ-2107. Возможные неисправности генератора автомобиля, причины их возникновения и способы устранения.

курсовая работа [587,3 K], добавлен 17.05.2011

Работа масляного насоса и масляного фильтра. Устройство и работа системы смазки. Схема системы смазки масляного насоса, полнопоточного фильтра очистки масла, центробежного масляного фильтра. Водомасляный теплообменник и система вентиляции картера.

курсовая работа [2,1 M], добавлен 20.12.2010

Назначение, классификация и принцип действия системы охлаждения автомобиля ВАЗ 2107. Техника безопасности при выполнении работ. Индивидуальные средства защиты рабочих. Передовые методы производства автомобилестроения, история и перспективы развития.

дипломная работа [2,6 M], добавлен 28.05.2013

Общее устройство системы охлаждения, которая предназначена для охлаждения деталей двигателя автомобиля, нагреваемых в результате его работы. Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения: замена водяного насоса, термостата, охлаждающей жидкости.

контрольная работа [2,3 M], добавлен 18.12.2011

Кривошипно-шатунный механизм двигателя. Назначение поршневых пальцев. Принцип действия насоса системы охлаждения КамАЗ-740.10. Система смазки ЗМЗ-4062.10. Путь масла от насоса к клапанному узлу ГРМ. Карбюратор К-151, система ускорительного насоса.

курсовая работа [1,3 M], добавлен 10.12.2011

Механизмы и системы двигателя автомобиля, техническое обслуживание. Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизма. Механизм газораспределения, его составные части. Назначение системы питания. Устройство системы смазки и охлаждения.

контрольная работа [6,0 M], добавлен 18.07.2010

Технические характеристики автомобилей семейства ВАЗ. Характеристика двигателя, устройство бесконтактной системы зажигания. Установка момента зажигания на автомобилях. Снятие и установка распределителя зажигания. Техническое обслуживание и ремонт.

дипломная работа [3,3 M], добавлен 28.04.2011

Технические характеристики автомобиля ВАЗ 2107. Назначение и виды стартера, принципы его работы. Устройство и работа стартера, его техническое обслуживание и ремонт. Перечень работ при техническом обслуживании стартера, его возможные неисправности.

курсовая работа [1,3 M], добавлен 24.12.2014

Источник

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/tehnicheskoe-obslujivanie-i-remont-sistemyi-smazki/