Правовое положение производственных кооперативов в РБ

Дипломная работа

Из п. 2 ст. 112 ГК Республики Беларусь также следует, что гарантии членам производственного кооператива в части возможности каждого члена кооператива повлиять на принимаемое решение о реорганизации предоставляются, если реорганизация будет проходить в форме преобразования. Только в данном случае, если хотя бы один из членов производственного кооператива проголосует против реорганизации, решение о ее проведении принято не будет. Это не касается остальных форм реорганизации юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение), так как вопрос о порядке принятия членами производственного кооператива решения о реорганизации, проводимой в названных формах, в законодательстве не решен [27, с. 175].

Среди действующего законодательства Республики Беларусь, касающегося реорганизации производственных кооперативов, особо следует выделить Закон Республики Беларусь от 9 июня 2003 г. «О реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций». Это связано с тем, что данный Закон затрагивает убыточные сельскохозяйственные производственные кооперативы, в которых денежные поступления от реализации продукции, работ (услуг) не компенсируют ее расходы, не образуется прибыль в течение последних трех лет. Решения о реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций принимаются уполномоченными органами в одностороннем порядке. Статья же 10 Закона предусматривает особые гарантии прав членов сельскохозяйственного производственного кооператива. Эти гарантии заключаются в том, что решения о реорганизации производственного кооператива, а также о реализации и стоимости имущества могут быть приняты уполномоченным государственным органом только с согласия общего собрания членов колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива).

кооператив хозяйственный производственный правовой

8. Ликвидация производственных кооперативов

Основными нормативными актами, регулирующими ликвидацию коммерческих организаций, являются: ГК Республики Беларусь и Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. №1 (далее — Положение о ликвидации).

В целях обеспечения правильного и единообразного применения хозяйственными судами Республики Беларусь законодательства при рассмотрении дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь 22 декабря 2006 г. принял постановление №18 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей» [158].

11 стр., 5189 слов

Кооператив производственный и потребительский

... о порядке выхода из кооператива; об основаниях и о порядке исключения из членов кооператива; о порядке образования имущества кооператива; о перечне филиалов и представительств кооператива; о порядке реорганизации и ликвидации кооператива. В уставе могут ...

В соответствии с п. 1 ст. 57 ГК Республики Беларусь ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Согласно п. 2 ст. 57 ГК Республики Беларусь юридическое лицо может быть ликвидировано по решению:

  • а) собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, признанием судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной;

б) суда в случаях:

  • непринятия решения о ликвидации собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;
  • осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, признания судом государственной регистрации юридического лица недействительной;
  • уменьшения стоимости чистых активов коммерческих организаций, для которых законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов, по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством;
  • в) в иных случаях, предусмотренных ГК и иными законодательными актами.

Согласно п. 2 ст. 58 ГК Республики Беларусь собственник имущества (учредители, участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с законодательством порядок и сроки ликвидации, если иное не установлено законодательными актами.

С момента создания ликвидационной комиссии полномочия руководителя коммерческой организации переходят к этой комиссии, которая решает все вопросы по ликвидации данной организации в пределах полномочий, предоставленных законодательством. Если решение о ликвидации юридического лица принимает не собственник или уполномоченный им орган, а, скажем, суд или регистрирующий орган, оно принимается помимо воли собственника. Как принятие решения о ликвидации в этом случае не зависит от воли собственника, так и действия ликвидационной комиссии, созданной управомоченным на то органом, не должны зависеть от решения собственника [42, с. 35].

Анализ установленных законодательством оснований ликвидации коммерческих организаций позволяет сделать вывод о том, что такое решение может быть принято в любое время, на любом этапе деятельности организации [40, с. 44].

7 стр., 3367 слов

Правоспособность и дееспособность юридического лица

... нецелесообразности образования юридического лица не допускается. 2.3. Правоспособность и дееспособность юридического лица Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации (после внесения записи о ликвидации юридического лица в государственный регистр юридических лиц). В сфере ...

Процесс ликвидации коммерческой организации в добровольном порядке начинается с принятия решения учредителями о ее ликвидации.

Процедура ликвидации коммерческой организации, а, следовательно, и производственного кооператива, в добровольном порядке осуществляется следующим путем:

1) Подача в регистрирующий орган следующих документов (п. 7 Положения о ликвидации):

  • а) заявление о ликвидации по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора;
  • б) решения о ликвидации коммерческой организации (в отношении производственного кооператива — решение общего собрания его членов).

2) После принятия регистрирующим органом выше названных документов ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в регистрирующий орган для исключения коммерческой организации из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей следующие документы (п. 12 Положения о ликвидации):

а) печати и штампы организации либо заявление собственника имущества (учредителей, участников) об их неизготовлении или сведения о публикации

объявлений об их утрате;

  • б) ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);
  • в) подлинник свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;
  • г) копию публикации в газете «Рэспублика» о ликвидации.

Относительно ликвидации юридических лиц в судебном порядке отметим тот факт, что законодатель не допускает, чтобы по результатам второго и последующих финансовых годов размер уставного фонда субъекта хозяйствования, для которых соответствующим законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов превышал стоимость чистых активов, и требует регистрации уменьшения уставного фонда. В противном случае это влечет ликвидацию субъекта хозяйствования. Отметим, что к производственным кооперативам данная норма не применяется, так как Положением о государственной регистрации минимальный размер уставного фонда производственного кооператива не установлен.

Что касается ликвидации юридических лиц по решению иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами (п. 2 ст. 57 ГК Республики Беларусь), то согласно подпункту 3.3 п. 3 Положения о ликвидации в отношении коммерческих организаций таким уполномоченным органом является регистрирующий орган.

Основаниями для ликвидации по решению регистрирующего органа являются:

  • а) неосуществления предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;
  • б) внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.

При наличии основания, которое названо последним, коммерческие организации ликвидируются регистрирующими органами в упрощенном порядке без создания ликвидационной комиссии. Решение о начале такой процедуры ликвидации принимается регистрирующим органом при обнаружении указанного основания либо при получении соответствующего представления (предложения) уполномоченного органа.

75 стр., 37337 слов

Организация коммерческой деятельности магазина ‘Мир Золота’

... ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней (содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни). [3] Штат фирмы насчитывает 8 человек. Структура фирмы представляет собой функциональную организацию. Распределение работ ... упрощенность процессов создания и ликвидации бизнеса; свободное использование ... предприятиями и рассчитывается по формуле 1: издержка обращение коммерческий ...

Как показывает судебная практика, требования о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования чаще всего предъявляются налоговыми органами в связи с наличием задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды [16, с. 53], а также в связи с допущением субъектами хозяйственной деятельности грубых нарушений законодательства [15, с. 59].

Кроме названных правовых источников, вопросы ликвидации юридических лиц нашли свое отражение и в письме Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 4 февраля 2005 г. №04-03/242 «О некоторых вопросах практики рассмотрения дел по искам о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей» [155]. В данном письме Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь разъяснил, что нарушение требований законодательства может являться основанием для ликвидации субъектов хозяйствования в том случае, если хозяйственный суд квалифицирует такое нарушение как неоднократное либо грубое. Критерии оценки характера допущенного нарушения законодательства должны определяться судом с учетом обстоятельств конкретного дела и действий, которые были предприняты ответчиком для устранения допущенных нарушений. Оценивая нарушение законодательства как грубое, хозяйственный суд принимает во внимание те негативные последствия, которые повлекло данное нарушение: причинение ущерба государственным интересам, гражданам или субъектам предпринимательской деятельности [83, с. 7-8].

Однако заметим, что такое основание для ликвидации коммерческой организации как неоднократное либо грубое нарушение требований законодательства действующим законодательством о ликвидации субъектов хозяйствования не предусмотрено. В связи с этим разъяснения, содержащиеся в названном выше письме Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, утратили свою актуальность и значимость.

В результате включения в перечень оснований для ликвидации коммерческой организации внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием, особую значимость в данной ситуации приобрел Указ Президента Республики Беларусь от 13 июня 2008 г. №329 «О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания» [156].

Статья 60 ГК Республики Беларусь и п. 11 Положения о ликвидации содержат порядок удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается собственнику его имущества (учредителям, участникам), имеющему (имеющим) вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательными актами или учредительными документами юридического лица.

При ликвидации производственного кооператива возникает имущественная ответственность как самого кооператива, так и его членов. Члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в размерах и порядке, предусмотренных законодательством о производственных кооперативах и уставом кооператива. Из этого следует, что в случае недостаточности имущества кооператива для удовлетворения требований кредиторов эти требования удовлетворяется за счет имущества членов производственного кооператива. Минимальный размер такой ответственности установлен ст. 107 ГК Республики Беларусь и равен величине полученного годового дохода в производственном кооперативе. По общему правилу члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях. Уставом же размер и порядок данной ответственности может быть изменен.

121 стр., 60046 слов

Повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности ...

... производственно-хозяйственной деятельности предприятия Современный этап развития экономики Республики Беларусь характеризуется повышением значимости проблем эффективности производства. Сложившийся на отечественных предприятиях уровень эффективности в значительной степени сдерживает темпы экономического роста в стране. Повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности ...

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — ликвидированным с даты внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении юридического лица из этого регистра (п. 8 ст. 59 ГК Республики Беларусь, п. 21 Положения о ликвидации).

Юридическое лицо обязано прекратить свою деятельность с даты внесения регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него этого юридического лица.

Кроме названных выше нормативных правовых актов ликвидация юридических лиц регулируется нормами Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» [194], которым, в частности, регулируются вопросы ликвидации субъектов хозяйствования, признанных банкротами, а также порядок рассмотрения дел о банкротстве в отношении ликвидируемых субъектов хозяйствования.

Ликвидация посредством процедуры банкротства происходит в том случае, если стоимость имущества должника — юридического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.

Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» распространяется на все коммерческие организации, в том числе и на производственные кооперативы, и содержит общую для всех названных организаций процедуру банкротства.

Особо следует выделить ст. 112 Закона, в соответствии с которой сделки должника, в том числе совершенные должником до момента открытия в отношении его конкурсного производства, по заявлению управляющего признаются хозяйственным судом недействительными в случаях, когда они были совершены в течение шести месяцев до начала производства по делу о банкротстве или после возбуждения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве, если эти сделки связаны с выплатой члену кооператива (лицу), выходящему (исключенному) из кооператива, стоимости пая, выдачей иного имущества члену кооператива, выходящему из кооператива, либо осуществлением иных выплат, предусмотренных уставом кооператива.

12 стр., 5528 слов

Экономическая основа деятельности кооперативов в России

... деятельности вступает в экономические отношения с другими участниками рыночных отношений. В третьих, иметь собственное имущество кооператив обязан как юридическое лицо. ... курсовой работы. Целью курсовой работы является исследование экономической основы деятельности кооперативов и их союзов. В работе ... – это материальные производственные ресурсы: природные ( ... Федерации – республикам, краям, областям, ...

Отметим, что нормы, касающиеся ликвидации юридического лица и обязанностей ликвидационной комиссии, содержатся и в Налоговом кодексе Республики Беларусь [140], введенным в действие Законом Республики Беларусь от 4 января 2003 г. [143]. Так, ст. 38 Налогового кодекса определяет, что налоговое обязательство ликвидируемой организации исполняется и причитающиеся к уплате его пени уплачиваются ликвидационной комиссией (ликвидатором) этой организации, если иное не предусмотрено законодательством, за счет денежных средств этой организации, в том числе от реализации ее имущества.

Таким образом, процедура ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования предполагает соблюдение определенных требований. Данный процесс находится под контролем уполномоченных государственных органов, однако законодательство в этой сфере требует совершенствования [201, с. 60].

В настоящее время практическая работа по решению проблем, возникающих в процессе ликвидации, ведется в направлении реформирования законодательства, регулирующего государственную регистрацию и ликвидацию субъектов хозяйствования, в том числе разработки проекта Закона «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [54, с. 42].

Вопросы реорганизации и ликвидации коммерческих организаций, в том числе производственных кооперативов, регулируются множеством нормативных правовых актов, что зачастую приводит к определенным трудностям при применении норм таких актов. На наш взгляд, целесообразно принятие единого закона, который регулировал бы порядок реорганизации и ликвидации всех коммерческих организаций. Вместе с тем в ГК Республики Беларусь (п. 2 ст. 112) следует предусмотреть конкретную норму, в соответствии с которой решение о реорганизации производственного кооператива (за исключением преобразования в хозяйственное товарищество или общество, а также в унитарное предприятие) будет приниматься не менее чем тремя четвертями голосов присутствующих на общем собрании членов производственного кооператива.

Заключение

Проведенное исследование правового положения производственных кооперативов в Республике Беларусь позволяет сделать следующие выводы:

1. В настоящий момент существует объективная необходимость совершенствования законодательства о производственных кооперативах. Это возможно посредством принятия Закона Республики Беларусь «О производственных кооперативах», который позволит:

  • выстроить иерархию нормативных правовых актов, определяющих правовое положение производственных кооперативов, что в свою очередь позволит придать законодательству о производственных кооперативах системность и обозримость;

более детально регулировать правовое положение производственных

кооперативов с момента их образования и до реорганизации или ликвидации;

  • создать необходимую основу для судебной практики в данной области;
  • устранить пробелы и противоречия в правовом регулировании такой организационно-правовой формы коммерческих организаций как производственный кооператив.

Кроме того, Закон Республики Беларусь «О производственных кооперативах» создаст новую правовую базу для возрождения и развития подлинных кооперативов в сферах производства, услуг и других видах деятельности.

12 стр., 5604 слов

Совершенствование производственно-хозяйственной деятельности предприятия

... нашей республике на сегодняшний день - машиностроение. Предмет исследования - производственно-хозяйственная деятельность предприятия и пути ее совершенствования. Цель дипломного ... совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности предприятия и дать экономическую эффективность их внедрения; ж) разработать мероприятия по улучшению труда рабочих. Основные методы, использованные при работе, ...

2. Легальное определение производственного кооператива необходимо расширить путем закрепления возможности принимать в деятельности кооператива не только личное трудовое, но и иное участие, а также допущения участия в деятельности кооператива юридических лиц.

Здесь следует предусмотреть помимо трудового участия в производственном кооперативе также иное участие в его деятельности. Иное участие членов производственного кооператива может выражаться в выполнении для производственного кооператива подрядных работ, в оказании услуг по хранению его имущества, в предоставлении производственному кооперативу в безвозмездное пользование своего имущества и т.д.

Гражданский кодекс Республики Беларусь не предусматривает также возможности участия в производственном кооперативе юридических лиц. Безусловно, говорить о трудовом участии такого члена производственного кооператива не приходится. Зато юридическое лицо может принимать активное иное участие в деятельности кооператива, выполняя для него различные работы, услуги, предоставляя помещения, транспорт и т.д. Такие «финансовые участники» должны способствовать укреплению имущественной базы кооператива (получая взамен доход на вложенный в кооператив капитал), но не могут быть обязаны к личному трудовому участию в его деятельности.

В связи с этим в ст. 107 ГК Республики Беларусь необходимо закрепить уточненное понятие производственного кооператива: «Производственным кооперативом (артелью) признается коммерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое и (или) иное участие в его деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уставом, но не меньше величины полученного годового дохода в производственном кооперативе. Законодательством и уставом производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц».

Учредителям производственного кооператива до утверждения его устава целесообразно заключать договор о создании производственного кооператива. Заключение договора о создании производственного кооператива позволит более подробно и четко регламентировать действия учредителей производственного кооператива по его созданию до государственной регистрации, а также данный договор будет служить определенной гарантией исполнения обязательств по образованию кооператива каждым учредителем, заключившим договор. Договор о создании производственного кооператива не должен являться учредительным документом и прекращает свое действие с момента государственной регистрации производственного кооператива. Учредительным документом производственного кооператива должен быть только устав, утверждаемый членами кооператива единогласно.

В связи с этим предлагается в ст. 108 ГК Республики Беларусь закрепить следующие положения, касающиеся порядка создания производственного кооператива:

  • «До момента государственной регистрации производственного кооператива его учредители могут заключить договор о создании производственного кооператива, содержащий основные условия создания производственного кооператива. Договор о создании производственного кооператива заключается в письменной форме и признается заключенным с момента его подписания всеми учредителями. Договор о создании производственного кооператива не является учредительным документом и его действие прекращается с момента государственной регистрации производственного кооператива»;
  • «Учредительным документом производственного кооператива является устав, утвержденный единогласно общим собранием его членов».

3. Необходимо сформулировать и законодательно закрепить понятие члена производственного кооператива, в соответствии с которым членом кооператива может быть физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, принимающее личное трудовое и (или) иное участие в деятельности кооператива и внесшее имущественный паевой взнос. Целесообразно ввести в законодательство Республики Беларусь понятие ассоциированных членов производственного кооператива и предоставить членам кооператива право самостоятельно проводить оценку паевых взносов при образовании производственного кооператива.

106 стр., 52890 слов

Технико-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности ...

... анализ, анализ выполнения производственной программы, анализ выполнения трудовых показателей, анализ основных фондов, анализ себестоимости, прибыли и рентабельности строительной организации, анализ финансового состояния и деловой активности предприятия и,наконец, прогнозирование технико-экономических показателей деятельности ...

На основании этого в Законе «О производственных кооперативах» нужно закрепить следующие нормы о членстве в производственном кооперативе:

  • понятие члена производственного кооператива: «Членами кооператива могут быть граждане (физические лица), достигшие шестнадцатилетнего возраста, принимающие личное трудовое и (или) иное участие в деятельности кооператива и внесшие имущественный паевой взнос. Число членов кооператива, внесших паевой взнос, участвующих в деятельности кооператива, но не принимающих личного трудового участия в его деятельности, не может превышать двадцать пять процентов числа членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности»;

норму об ассоциированном членстве в кооперативе: «Члены производственного кооператива могут переоформить свое членство в кооперативе в ассоциированное членство в случае:

  • выхода на пенсию по возрасту или состоянию здоровья;
  • перехода на выборную должность вне кооператива;
  • службы в рядах Вооруженных Сил;
  • в других случаях, предусмотренных уставом кооператива.

Ассоциированные члены производственного кооператива не имеют права

голоса при принятии решений общим собранием членов кооператива».

В ст. 109 ГК Республики Беларусь определить порядок оценки паевого взноса члена производственного кооператива при его образовании: «Оценка паевого взноса проводится при образовании производственного кооператива по взаимной договоренности членов кооператива на основе сложившихся на рынке цен, а при вступлении в производственный кооператив новых членов — комиссией, назначаемой правлением кооператива. В случае недостижения между членами производственного кооператива или комиссии договоренности, касающейся оценки паевого взноса, денежная оценка подлежит независимой экспертизе».

5. Требуется расширить перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания членов производственного кооператива, а также необходимо уточнить правовое положение его контрольных органов: наблюдательного совета и ревизионной комиссии (ревизора).

Это вызвано тем, что в перечне вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива (п. 3 ст. 110 ГК Республики Беларусь), отсутствуют такие важные вопросы как утверждение устава кооператива, определение основных направлений деятельности, установление размера паевого взноса, размеров и порядка образования фондов кооператива, в том числе и неделимых, определение направлений их использования, создание и ликвидация филиалов и представительств кооператива, утверждение положений о них, решение вопросов о вступлении кооператива в союзы (ассоциации) и др. Все эти вопросы также должны решаться исключительно общим собранием кооператива, так как имеют особую важность.

10 стр., 4847 слов

Жилищное строительство в Республике Беларусь

... Это многопрофильная и многофункциональная структура. Стратегию развития отрасли определяет Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь. В 2004 году использовано 10,2 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, ... инвестиций, ввод в действие жилых домов и объем подрядных работ По объектам производственного назначения использовано 6,7 трлн. рублей инвестиций, или 120,4% к уровню 2003 ...

Вопрос о том, в каких случаях в производственном кооперативе может быть создан наблюдательный совет, должен решаться общим собранием членов производственного кооператива по своему усмотрению, в зависимости от характера и вида деятельности.

В законодательстве Республики Беларусь должна быть предусмотрена возможность создания в производственном кооперативе ревизионной комиссии (ревизора).

В связи с этим в Закон «О производственных кооперативах» включить следующую норму, содержащую расширенный перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания членов производственного кооператива: «К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относятся:

  • утверждение устава кооператива и внесение в него изменений;
  • определение основных направлений деятельности кооператива;
  • установление размера паевого взноса;
  • прием и исключение членов кооператива;
  • установление видов, размеров и порядка образования фондов кооператива, определение направлений их использования;
  • образование наблюдательного совета и прекращение полномочий его членов, а также образование и прекращение полномочий исполнительных органов кооператива, если это право по уставу кооператива не передано его наблюдательному совету;
  • избрание ревизионной комиссии (ревизора) кооператива, прекращение полномочий ее членов (ревизора);
  • утверждение заключений ревизионной комиссии (ревизора) кооператива, аудитора;
  • заслушивание отчета правления (председателя) кооператива;
  • утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов кооператива и распределение его прибыли и убытков;
  • создание и ликвидация филиалов и представительств кооператива, утверждение положений о них;
  • решение вопросов об участии кооператива в хозяйственных товариществах и обществах, а также о вступлении кооператива в союзы (ассоциации);
  • решение о реорганизации и ликвидации кооператива.

Уставом кооператива к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива могут быть отнесены и другие вопросы деятельности кооператива».

В п. 1 ст. 110 ГК Республики Беларусь закрепить:

  • правовое положение наблюдательного совета производственного кооператива: «В производственном кооперативе может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива и решает другие вопросы, отнесенные уставом кооператива к компетенции наблюдательного совета»;

— правовое положение ревизионной комиссии (ревизора) производственного кооператива: «Для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью кооператива общее собрание членов кооператива может избрать ревизионную комиссию или ревизора. Члены ревизионной комиссии (ревизор) кооператива не могут являться членами наблюдательного совета и исполнительных органов».

6. В целях предоставления гарантий членам производственного кооператива относительно возможности каждого члена кооператива повлиять на принимаемое решение о реорганизации в случае, если реорганизация будет проходить не в форме преобразования, представляется возможным предусмотреть в п. 2 ст. 112 ГК Республики Беларусь следующую норму: «Решение о реорганизации кооператива (за исключением преобразования в хозяйственное товарищество или общество, а также в унитарное предприятие) принимается не менее чем тремя четвертями голосов присутствующих на общем собрании членов производственного кооператива».

Помимо вышеизложенного следует отметить, что анализ правового положения колхозов, которые в соответствии с п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. №49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов» являются формой производственного кооператива, показывает, что колхоз имеет ряд существенных отличий: отсутствуют нормы о делении имущества колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива) на паи его членов; не указано в качестве обязанности члена колхоза внесение имущественного паевого взноса, необходимого для формирования уставного фонда; имущественную основу колхоза составляют неделимые фонды; отсутствие субсидиарной ответственности членов по долгам колхоза. В связи с этим, нормы ГК Республики Беларусь о производственных кооперативах применить к колхозам практически не представляется возможным, и это, в свою очередь, не позволяет относить производственные кооперативы и колхозы к одной организационно-правовой форме юридического лица. На наш взгляд, в сложившейся ситуации представляются возможными два способа решения этой проблемы: нормы Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов» привести в строгое соответствие с нормами ГК Республики Беларусь о производственных кооперативах, либо в ГК Республики Беларусь среди коммерческих организаций предусмотреть еще одну самостоятельную организационно-правовую форму юридического лица — коллективное хозяйство (колхоз), со всеми присущими ему отличительными признаками.