Выбор данной темы был обусловлен остротой сложившейся ситуации в МП Российской Федерации. Отечественная экономика сегодня характеризуется большим спадом производства и острыми диспропорциями развития. Тяжелая ситуация в народном хозяйстве страны усугубляется кризисным положением одной из важнейших его отраслей – машиностроения.
Машиностроительный комплекс является основным фондосоздающим звеном экономик и от его функционирования напрямую зависит состояние производственного аппарата страны, его качественный уровень. В последние десятилетия машиностроительный комплекс формировался в соответствии с текущими потребностями экономики и обороны страны и под конкретную номенклатуру конечной продукции. В результате были созданы предметно-специализированные предприятия с очень жесткими технологическими связями, низкой гибкостью и мобильностью производства.
К началу 90-х гг. машиностроение оказалось в кризисной ситуации. Структура его конечной продукции отличалась крайней утяжеленностью и высокой степенью милитаризации. Снижалась обновляемость изделий, износ основных фондов достиг 50%, средний возраст работников приблизился к 50 годам. Очень высок был уровень концентрации и монополизации производства и велики зоны избыточной, неэффективной производственной активности. Лишь около четверти новых технологий соответствовали мировому уровню. В 1992-96 гг. из-за либерализации цен и сокращения закупок машиностроительной продукции для государственных нужд резко снизилась емкость рынков инвестиционных и сложных потребительских товаров, а также вооружения и военной техники. В итоге возникло противоречие между потребностям текущего производства, определяемыми плажеспособным спросом, и необходимостью обновления технологий, обусловленной перспективным инвестиционным спросом.
Исходя из вышеизложенного, представляется немаловажным и полезным оценивание перспектив развития машиностроения и его структурных изменений с точки зрения реализации возможных сценариев развития экономики в целом. Необходимость такого рода подхода вызвана тем, что развитие машиностроения а каждый данный момент времени определяется социально-экономическими целями, стоящими перед народным хозяйством. Одно из очень перспективных направлений развития это — эффективная программа реструктуризации производств и обновления перечня продукции, которая сможет конкурировать с западной аналогичной продукцией.
Целью данной работы являлось разработать некоторые направления возможного улучшения размещения машиностроительных предприятий и прогнозирование направлений развития машиностроения, в зависимости от входных данных, состоящих из основных предпосылок и показателей определенного варианта развития народного хозяйства.
Развитие сертификации в зарубежных странах
... реферата является рассмотрение стандартизации в зарубежных странах, а именно в США, Великобритании, Франции, Германии, Японии. Цель работы - изучить развитие сертификации в зарубежных странах. ... продукции, а значит и развитие производства, его рентабельность и эффективность. В последние годы к традиционно широко распространенной сертификации продукции добавились сертификация услуг ...
Для достижения этой цели анализируются причины кризиса отрасли, рассматривается ее современное состояние, оцениваются ресурсно-технологический и рыночный потенциал машиностроения, а также рассматриваются возможные сценарии развития экономики. Анализ состояния машиностроения проводится как в отдельных субъектах федерации, так и по группам регионов.
В ходе работы были изучены возможные подходы к анализу региональных особенностей машиностроения, были разработаны возможные прогнозные направления развития в регионах.
Работа была выполнена на основе материалов сектора экономических проблем машиностроения ИЭиОПП СО РАН. Личным вкладом является: анализ современного состояние машиностроения в регионах и субъектах Российской Федерации, разработка прогнозов и направлений развития машиностроения в РФ на основе имеющихся методик.
^
§1. Анализ динамики и территориальных пропорций машиностроительной промышленности РФ.
^
Ситуация в российском машиностроении в течение 1995-1998 гг. характеризовалась тем, что при некотором оживлении конъюнктуры в отдельных сегментах рынка машинотехнических товаров продолжалось падение производства отраслевой продукции в целом.
За период 1991-1998 гг. общий спад продукции машиностроения составил около 56% и является одним из самых высоких среди отраслей промышленности (по промышленности в целом этот показатель приблизился к 49%).
В результате удельный вес продукции машиностроения и металлообработки среди промышленных отраслей еще снизился с 22.8% в 1995 г. до 20.4% в 1998 г.
Таблица 1. Динамика производства продукции по подотраслям машиностроительного комплекса (%).
1996 г. к 1995 г. |
1997 г. к 1996 г. |
Январь-май 1998 г. к январю-маю 1997 г. |
|
Железнодорожное машиностроение |
— |
81,8 |
91,9 |
Металлургическое машиностроение |
93,0 |
85,2 |
177,1 |
Электротехническая промышленность |
79,0 |
93,5 |
104,7 |
Химическое и нефтяное машиностроение |
76,0 |
95,6 |
108,7 |
Станкостроительная и инструментальная промышленность |
67,0 |
84,9 |
98,3 |
Приборостроение |
70,0 |
105,8 |
110,6 |
Промышленность средств связи |
— |
123,2 |
159,6 |
Автомобильная промышленность |
100,2 |
112,6 |
103,2 |
Подшипниковая промышленность |
79,0 |
91,4 |
97,8 |
Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение |
59,0 |
91,9 |
91,4 |
Из таблицы 1 видно, что внутри машиностроительного комплекса начинают проявляться некоторые положительные моменты, которые выразились в довольно сильном замедлении темпов падения производства по сравнению с 1996 годом практически во всех подотраслях, а также в росте производства в 1997 году в приборостроении, промышленности средств связи и в автомобильной промышленности. В первые пять месяцев 1998 года к ним добавились металлургическое машиностроение, электротехническая промышленность и химическое и нефтяное машиностроение.
Таблица 2. Выпуск отдельных видов машиностроительной продукции в 1997 г. и начале 1998г.
Наименование продукции |
1997 г. |
В % к 1996 г. |
1997 г. к 1990 г. |
Янв.-май 1998 г. в % к янв.-маю 1997 г. |
Вагоны грузовые магистральные, шт. |
5000 |
67.6 |
15.4 |
85.7 |
Вагоны пассажирские магистральные, шт. |
517 |
115.1 |
42.2 |
114.2 |
Электрические машины крупные, тыс. шт. |
3.5 |
100.0 |
16.7 |
110.6 |
Электродвигатели перем. тока с выс. Оси вращения 63-355 мм, тыс. шт. |
341 |
75.8 |
12.9 |
105,3 |
Металлорежущие станки, тыс. шт. |
9.3 |
76.9 |
12.5 |
87,6 |
Кузнечно-прессовые машины, шт. |
1200 |
100.0 |
4.4 |
102.5 |
Автомобили грузовые, тыс. шт. |
146 |
109.0 |
22.5 |
105.0 |
Автобусы, тыс. шт. |
45.8 |
119.6 |
— |
114.1 |
Троллейбусы, шт. |
116 |
91.3 |
5.0 |
|
Автомобили легковые, тыс. шт. |
985 |
113.5 |
89.7 |
101.1 |
Тракторы, тыс. шт. |
12.6 |
90.0 |
5.9 |
75.8 |
Зерноуборочные комбайны, тыс. шт. |
2.3 |
92.0 |
3.5 |
193.1 |
Экскаваторы, тыс. шт. |
4.2 |
120.0 |
18.6 |
— |
Бульдозеры, тыс. шт. |
2.5 |
92.6 |
17.7 |
— |
Прядильные машины, шт. |
30 |
42.3 |
— |
|
Ткацкие станки, тыс. шт. |
0.5 |
71.4 |
2.7 |
— |
Данные таблицы 2 подтверждают небольшие положительные сдвиги, наметившиеся в отдельных подотраслях машиностроения. Явными «островками» некоторого оживления становятся производство грузовых и пассажирских вагонов, крупных электрических машин и электродвигателей, грузовых и легковых автомобилей, автобусов, бульдозеров, персональных ЭВМ.
Однако в целом динамика отдельных видов продукции машиностроения с 1990 года дает достаточно удручающую картину: менее 20% от объемов производства 1990 года осталось по таким производствам, как дизели и дизель генераторы, котлы паровые, буровые установки для глубокого разведочного бурения, электродвигатели переменного тока и крупные электрические машины, металлорежущие станки, тепловозы магистральные. Более, чем на 90% упал объем выпуска металлорежущих станков с ЧПУ, кузнечно-прессовых машин, автоматических и полуавтоматических линий для машиностроения, троллейбусов, кранов, погрузчиков, экскаваторов, бульдозеров, тракторов, комбайнов, ткацких станков. Практически подорвана отечественная машиностроительная база, обеспечивающая основные технологические процессы в топливно-энергетических отраслях, нефтедобывающей промышленности, транспортном комплексе, строительстве и сельском хозяйстве. Прекратилось обновление оборудования внутри самого машиностроительного комплекса. То, что осталось от отечественного машиностроения, вообще говоря, трудно называть комплексом.
^
В таблице 3 показаны доли высокотехнологичной продукции в общем выпуске металлорежущих станков, грузовых автомобилей и тракторов. Для металлорежущих станков это, конечно, далеко не вся информация, по которой можно судить о степени деградации отечественного машиностроения, но в качестве примера по ней вполне удается определить, что в период кризиса было практически потеряно даже то, что с большими трудностями производилось в 80-е годы. Объем выпуска высокоточных станков и станков с ЧПУ, возможность производства которых говорит о наличии современных технологий не менее 5 уровня, упал соответственно в 2.5 раза и почти 13 раз.
Таблица 3. Отдельные технико-экономические показатели работы
машиностроения и металлообработки (в %).
1985 |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
|
Удельный вес в общем объеме производства металлорежущих станков: станков высокой и особо высокой точности |
8.2 |
10.4 |
11.1 |
8.8 |
6.6 |
3.9 |
3.7 |
3.3 |
станков с числовым программным управлением |
14.0 |
22.6 |
18.6 |
9.5 |
3.3 |
2.7 |
1.6 |
1.1 |
Удельный вес производства грузовых автомобилей с дизельными двигателями в общем объеме производства грузовых автомобилей |
19.6 |
22.7 |
22.3 |
19.8 |
19.3 |
35.4 |
31.1 |
25.4 |
Удельный вес производства тракторов мощностью двигателя 100 л.с. и более в общем объеме производства тракторов |
33.2 |
36.4 |
36.4 |
30.5 |
23.0 |
23.0 |
31.0 |
39.5 |
Удельный вес производства пропашных тракторов мощностью двигателя 30 л.с. и менее в общем объеме производства тракторов |
14.0 |
14.8 |
16.7 |
21.5 |
24.0 |
39.0 |
30.0 |
13.1 |
Динамика выпуска наиболее прогрессивных и востребованных рынком экологически чистых грузовых автомобилей, а также мощных (100 л.с. и более) и небольших (менее 30 л.с. для фермерских хозяйств) пропашных тракторов позволяет говорить о том, что, по-видимому, рыночные отношения вызвали прогрессивные сдвиги в производстве: за 2-3 года были освоены новые модели и начат выпуск техники.
^
Динамика ввода в действие основных фондов, демонстрируемая в таблице 4, с очевидностью показывает, что в экономике страны результатом спада инвестиционной активности стало резкое сокращение за годы кризиса прироста фондов.
Таблица 4. Динамика доли ОПФ машиностроения и металлообработки и износ фондов.
-
Доля ОПФ машиностроения и металлообработки в ОПФ промышленности, в %%
Износ фондов (в процентах от общей стоимости фондов на конец года)
1985
1990
1995
1996
1985
1990
1995
1996
Промышленность
100
100
100
100
41.7
46.4
48.5
47.2
Машиностроение и металлообработка
26.9
27.2
22.3
22.8
41.1
47.5
47.5
50.1
Снижались более быстрыми темпами коэффициенты обновления машин и оборудования по сравнению с коэффициентами обновления ОПФ, в результате к 1996 г. уровень первых во всех отраслях промышленности стал ниже уровня вторых. Резко сократилась доля машин и оборудования во вводах ОПФ во всех отраслях промышленности, в целом по промышленности она упала с 37.9 % до 21.4 %, по машиностроению — с 67.8 % до 42 %.
Средний возраст оборудования увеличился в полтора раза и достиг почти 15 лет. Доля нового оборудования (возраст до 5 лет) снизилась с 33 % в 1985 году до 8.7 % в 1996 году. Удельный вес оборудования в возрасте более 20 лет возрос почти в два раза — соответственно с 12.9 % до 25.4 %. Почти такими же темпами увеличилась и доля машин и оборудования в возрасте от 16 до 20 лет. В результате более 65 % ныне действующего в промышленности оборудования по возрасту находится за пределами 10 лет.
Технический уровень производственного аппарата экономики РФ по отношению к производственному аппарату США сейчас оценивается разными специалистами всего лишь от 25 до 40 %, что соответственно определяет не конкурентоспособность большей части выпускаемой на таких фондах продукции. Это положение в машиностроении усугубляют высокая монополизация производства (где удельный вес объема продукции, выпускаемой предприятиями-монополистами постоянно растет, в частности для 3-х предприятий он сейчас составляет почти 17 %, для 6-ти предприятий — 20 %), а также чрезмерно раздутый военно-промышленный комплекс и сверх меры развитый сектор промежуточных производств.
^
^
Структура и динамика инвестиций в основной капитал (в том числе иностранных) по машиностроению и металлообработке приведена ниже.
Таблица 5. Доля машиностроения и металлообработки в инвестициях
в основной капитал (в %).
-
1985
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
Доля машиностроения и металлобработки
а) в инвестициях в основной капитал экономики России
8.3
8.3
6.9
4.9
4.5
3.6
3.1
3.4
б) в инвестициях в основной капитал промышленности
23.0
23.0
20.0
12.0
12.0
11.0
9.0
10.0
Как видно из таблицы 5, падение инвестиций в машиностроительные отрасли давно уже достигло критических отметок.
Внешнеторговая деятельность
Таблица 7. Динамика объема и структуры внешнеэкономических связей машиностроения.
1992 |
1995 |
1996 |
1997 |
|||||
Млрд. долл. США |
% |
млрд. долл. США |
% |
млрд. долл. США |
% |
млрд. долл. США |
% |
|
ВНЕ СНГ |
||||||||
Экспорт — всего |
42.4 |
100 |
65.6 |
100 |
71.9 |
100 |
67.5 |
100 |
в том числе машины, оборудование и трансп. Средства |
3.8 |
8.9 |
5.3 |
8.1 |
5.4 |
7.7 |
5.5 |
8.1 |
^ |
||||||||
Экспорт — всего |
— |
— |
14.3 |
100 |
15.6 |
100 |
16.4 |
100 |
в том числе машины, оборудование и трансп. средства |
— |
— |
2.6 |
18.4 |
2.7 |
17.2 |
3.2 |
19.5 |
ВНЕ СНГ |
||||||||
Импорт — всего |
37.0 |
100 |
33.1 |
100 |
31.4 |
100 |
37.5 |
100 |
в том числе машины, оборудование и трансп. средства |
13.9 |
37.7 |
12.8 |
38.4 |
11.6 |
37.0 |
14.3 |
38.1 |
^ |
||||||||
Импорт — всего |
— |
— |
13.6 |
100 |
14.0 |
100 |
13.5 |
100 |
в том числе машины, оборудование и трансп. средства |
— |
— |
3.0 |
21.8 |
2.8 |
20.0 |
3.3 |
24.4 |
Наиболее весомыми статьями экспорта оборудования в страны дальнего зарубежья являются авиационная техника, продукция судостроения и железнодорожный подвижной состав; в страны СНГ — кроме последнего, автобусы и двигатели внутреннего сгорания. Наиболее предпочтительные импортируемые товары из стран вне СНГ — аппаратура телефонной и телеграфной связи, насосы и компрессоры, суда и другие плавучие средства, вычислительные машины и их блоки; из стран СНГ — грузовые вагоны, грузовые автомобили, тракторы.
Ухудшение внешнеторгового сальдо в целом произошло за счет продукции станкостроения, химического и нефтяного машиностроения, приборостроения, машиностроения для легкой и пищевой промышленности и промышленности средств связи, где наиболее существенно объемы импорта превышали объемы экспорта.
В целом доля импорта в объеме потребления в России машиностроительной продукции на сегодняшний день составляет примерно 50 %. По некоторым оценкам доля импортного оборудования в капиталообразующих инвестициях составляет около 80 %.
^
Для России, стремящейся сохранить за собой статус мировой высокоразвитой державы, проблемы развития машиностроения являются общегосударственными. Тем не менее, определенная самостоятельность субъектов Федерации, особенно в решении социальных задач, перекладывает на их плечи значительную долю решения машиностроительных проблем. За исключением незначительного числа регионов, машиностроительные производства сохранились практически на территориях всех регионов России. При этом почти в половине из них (44 из 89) машиностроение имеет долю в структуре продукции собственной промышленности, превышающую среднероссийский уровень (свыше 20%).
Если брать долю машиностроения в региональной промышленности, сложившуюся в 1995 г., основным показателем социально-экономической значимости машиностроения в регионе, то всю совокупность субъектов Федерации можно разбить на 4 группы: группа I с величиной этого показателя, превышающей 30%; группа II — с долями от 30% до 20%; группа III — с долями от 20% до 10%; группа IV — с долями ниже 10%. Выбор таких интервалов долей для группировки регионов обусловлен следующими соображениями. I группа — это около пятой части всей совокупности регионов, для которых перспективная промышленная политика будет в значительной степени связана с поддержанием и развитием именно машиностроения, поскольку оно уже определяет промышленный профиль этих регионов. Регионы II группы — это субъекты Федерации, с достаточно широкой диверсификацией промышленных производств, но для которых машиностроение имеет значимое место в промышленной политике регионов. Для III группы регионов машиностроение, не являясь доминирующим в структуре промышленности, тем не менее может рассматриваться в виде своеобразных «точек роста» промышленности в этих регионах. Группа IV — это регионы, в которых, как правило, машиностроение представлено отдельными производствами, не играющими заметную роль в развитии промышленности.
Следует отметить, что такая группировка регионов носит в общем смысле условный характер. Во-первых, поскольку отсутствовала полная информация по подотраслям машиностроения по регионам для группировки был использован агрегированный общеотраслевой показатель (объем продукции в целом по машиностроению), который не дает представления о «портрете» регионального машиностроения. Во-вторых, к 1998 г. произошли достаточно заметные сдвиги в структуре промышленности некоторых регионов, что привело к их межгрупповому перемещению.
Состав группы I показан в таблице 8. Поскольку группировка делалась сначала по данным 1995 г., затем — по данным 1998 г., можно констатировать, что состав группы достаточно устойчив: из 17 субъектов федерации, вошедших в нее в 1995 г., в 1998 г. осталось 15. Резко упала доля машиностроения в промышленности Псковской и Ярославской областей, что и обусловило их уход из этой группы. Добавились же Ростовская область (доля машиностроения возросла с 25 до 42 %), Хабаровский край — соответственно с 28 до 39 % и Орловская область — с 25 до 31 %.
Совокупность машиностроительных предприятий регионов, собранных в этой группе, наиболее представительна: она выпускала в 1995 году 47 % всей продукции машиностроения и металлообработки России, в 1998 году — 60 %.
Таблица 8. Характеристика группы I в % (см. Приложение)
Внутри группы I достаточно четко выделяются три подгруппы субъектов Федерации.
Первая подгруппа включает тех, у кого доля машиностроения в промышленности субъекта в 1995 г. составляла не менее 50 %, иначе говоря в этих регионах машиностроение является профилирующей отраслью промышленности. Как видно из таблицы 8, в эту подгруппу попадают все «автомобильные» регионы — Ульяновская, Самарская, Курганская, Нижегородская и Республика Удмуртия.
Машиностроение и металлообработка в Ульяновской области к 1998 году достигло уже почти 71 % от ее промышленного производства (автомобили «УАЗ», самолеты, малолитражные двигатели, станки, химическое оборудование, сельскохозяйственные машины, электротехнические изделия).
Ядро машиностроительного комплекса образуют авиационная и автомобильная промышленность. Крупнейшие предприятия расположены в Ульяновске — ОАО «УАЗ», ОАО «Волжские моторы», ОАО «Автодеталь-сервис», АО «Авиастар», Ульяновский мехзавод, Ульяновский машзавод; в Димитровграде — ОАО «Димитровградский автоагрегатный завод».
За последние 4 года несмотря на общий экономический кризис в стране темпы роста машиностроения области составили 122 %, определяя фактически общую динамику ее промышленного производства. Доля Ульяновской области в машиностроении РФ возросла с 3.3 % в 1995 г. до 4.4 % в 1998 г. Особенно высокие темпы роста наблюдались в 1997 г. — 135.4 %.
По-видимому, это связано с деятельностью ОАО «УАЗ», который интенсивно наращивает производство грузовых автомобилей и автобусов. ОАО «УАЗ» в настоящее время довольно успешно преодолевает последствия экономического кризиса, обслуживая около 17 % российского рынка грузовых автомобилей и почти 50 % рынка автобусов.
Основной отраслью промышленности Самарской области также является машиностроение и металлообработка, представленные такими специализированными отраслями как автомобильная промышленность, станкостроение и подшипниковая промышленность. Машиностроение области выпускает легковые автомобили, станки, самолеты, сельскохозяйственные машины, электротехническую продукцию, подшипники, оборудование для нефтяной, химической, легкой и пищевой промышленности. Крупнейшие предприятия в Тольятти — АО «АвтоВАЗ»; в Самаре — АО «Шар», АО «АВИС», ПО «Завод им.Масленникова», завод «Прогресс». Благодаря исключительно «АвтоВАЗу» машиностроение области имеет самый высокий удельный вес среди всех субъектов РФ в общем объеме выпуска машиностроительной продукции России — в 1998 году эта доля достигла 14.7 %, увеличившись по сравнению с 1995 г. более, чем на 3 процентных пункта. При этом за период 1995 — 1998 г.г. машиностроительная промышленность Самарской области возросла на 15 %.
Продукция АвтоВАЗа составляет более 60% продукции отечественного автомобилестроения и почти 75 % отечественного рынка легковых автомобилей, что ставит в зависимость результаты всей отрасли от состояния производства на данном заводе. Огромный удельный вес АвтоВАЗа в суммарном производстве легковых автомобилей и в автомобилестроении в целом может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на производственные результаты не только в данной отрасли машиностроения, но и на все машиностроение в целом, что и произошло в мае 1998 года, когда общее падение машиностроительного производства, зафиксированное Госкомстатом, было связано с начавшимся кризисом перепроизводства на Волжском автозаводе. В итоге за 1998 год в машиностроительном производстве области спад составил более 18 %.
Машиностроительная промышленность Курганской области занимает более 60 % в ее промышленном производстве. Это производство автобусов, сельскохозяйственных, дорожно-строительных и полиграфических машин, химического и другого оборудования. Крупнейшими предприятиями являются ОАО «Курганмашзавод» (известные во всем мире БМП), «Курганприбор», АО «Русич»(колесная транспортная техника тяжелого класса), автобусный завод, ОАО «Курганхиммаш», АО «Синтез» и др.
Общий накопленный потенциал машиностроительного производства области позволяет по крайней мере последние четыре года не допускать больших спадов производства — 99.9 %, при этом удельный вес машиностроения в общем промышленном производстве области даже увеличился с 57.8 % в 1995 г. до 61 % в 1998 г.
В отраслевой структуре Нижегородской области преобладают обрабатывающие отрасли, и прежде всего, машиностроение (автомобилестроение, а также судо-, станко-, авиа-, приборостроение), которое в 1995 г. составляло 52 % от объема промышленного производства области, а к 1998 г. возросло до 63 %. Машиностроительный потенциал области весьма существенен и на фоне российского машиностроения: в 1995 г. его доля составляла 7.7 %, в 1998 г. — увеличилась до почти 13 %, чему несомненно способствовало увеличение за период с 1995 по 1998 годы объемов машиностроительного производства в области в 1.5 раза.
Предприятия машиностроения и металлообработки Нижегородской области производят грузовые и легковые автомобили, автобусы, гусеничные тягачи, автомобильные узлы, детали и агрегаты, речные и морские суда, автомобильные и судовые двигатели внутреннего сгорания, самолеты, станки, приборы, инструменты, оборудование для химической, пищевой, легкой промышленности, телевизоры и др. Машиностроение в области последние 4 года развивается с возрастающей положительной динамикой, что выделяет ее на фоне РФ, причем очевидно влияние этой отрасли на динамику промышленного производства в целом.
Не последнюю роль в этом процессе естественно играет «ГАЗ», выпускающий нарастающими темпами малотоннажные грузовики и занимающий уже 60 % этого отечественного рынка. Ему также принадлежит около 12 % рынка легковых автомобилей (хотя в настоящее время это направление практически не развивается и стоит вопрос о создании совместного производства с фирмой FIAT), зато достаточно активно начинает разворачиваться выпуск автобусов.
Основу промышленности республики Удмуртия также составляют машиностроение и металлообработка — их удельный вес в отраслевой структуре промышленности в 1995 г был равен почти 50 %, в 1998 г. — снизился до 45 %, несмотря на то, что последние два года машиностроение развивается в республике с положительным темпом, а за период с 1995 по 1998 год имеет прирост производства в 5 %. Достаточно высока доля машиностроения республики и в общероссийском потенциале — в 1995 г. она составляла 1.9 %, к 1998 г увеличилась до 2.2 %.
Ведущие отрасли: автомобилестроение, точное машиностроение, приборостроение, радиотехника и электроника, выпуск вооружений (прежде всего стрелковое оружие).
Крупнейшие машиностроительные предприятия, определяющие удельный вес и динамику машиностроительного производства в республике — производственное объединение Ижевский машиностроительный завод (монополист в РФ по выпуску мотоциклов, выпускает также легковые автомобили «Москвич»), ГП «Ижевский мехзавод», Ижевский мотозавод, АООТ «Электрогенераторный завод».
Даже сделанный небольшой анализ особенностей машиностроения в субъектах федерации, отнесенных нами в первую подгруппу, позволяет утверждать, что в ней собраны самые крупные машиностроительные конгломераты, фактически определяющие в настоящее время уровень и темпы развития отечественного машиностроения. Именно эта отрасль промышленности явилась для субъектов подгруппы тем спасательным кругом, который не просто помог выжить в условиях всеобщего кризиса, но и начать развиваться благодаря сосредоточению в них крупнейших автомобильных центров и, возможно, оборонных предприятий, продукция которых вывозится на мировые рынки.
Вторая подгруппа может быть сформирована по величине доли машиностроительной отрасли в промышленности на уровне ниже 50 % в 1995 г., но имеющая рост этой доли к 1998 году. В эту группу попадают Владимирская, Калужская, Брянская, Московская области, республика Кабардино-Балкария, г. Санкт-Петербург, а также пришедшие из других групп при их формировании в соответствии со статистикой 1998 г. Ростовская и Орловская области и Хабаровский край. Последние три субъекта за период 1995-1998 г.г. имеют существенно высокие темпы роста (таблица 8), что и определило их переход в 1 подгруппу, и даже увеличило их удельный вес в общероссийском машиностроении. Положительными темпами роста за этот же период отличаются Владимирская (111.4 %) и Брянская (115.2 %) области, у остальных же субъектов несмотря на увеличение удельного веса машиностроения последние четыре года наблюдается спад машиностроительного производства.
Области, попавшие во вторую подгруппу, имеют достаточно высокий накопленный машиностроительный потенциал, отдельные производства в них развиваются с положительной динамикой, что и обуславливает небольшие темпы спада производства и соответствующее влияние на уровень развития промышленности в этих субъектах. Например, во Владимирской области это электротехническая промышленность и тепловозо- и экскаваторостроение, в Санкт-Петербурге — энергомашиностроение, судостроение и приборостроение и др.
Оставшиеся после выделение двух подгрупп субъекты федерации образуют третью подгруппу (Мордовская республика, Псковская, Пензенская, Новосибирская, Ярославская области и республика Чувашия), характеризующуюся значительным сокращением доли машиностроительного производства в их промышленном потенциале и общими темпами его падения за последние четыре года в интервале 24-39 %. Можно предположить, что это в основном области, накопившие свой машиностроительный потенциал благодаря оборонному комплексу, прежде всего радиопромышленности, а также электротехнической и приборостроительной промышленности, имеющих наибольший спад производства. Кроме того, это области, как правило, не имеющие крупных предприятий, где машиностроение представлено средними и мелкими производствами весьма разнородного характер
Характеристика группы II дана в таблице 9. (см. Приложение)
Как видно из таблицы 9, в данную группу попало 24 региона с разнохарактерным машиностроением, из большинства крупных экономических районов страны. На долю этой группы в 1995 г. приходилась почти треть (32.4%) продукции всего машиностроения РФ. В 1998 г. эта доля снизилась и составила 25.4%, то есть четвертую часть отрасли. В этой группе можно отметить 6 регионов, в которых доля машиностроения в промышленности увеличилась к 1999 г. по сравнению с 1995 г. Причем существенно в Хабаровском крае с 28.1% до 39%, в Ростовской области с 25.1% до 42.1%. В этих регионах самые высокие темпы роста машиностроительного производства за 4 последних года (в Хабаровском крае — 151.3%, в Ростовской области — 147.1%).
По сути дела машиностроение в этих регионах стало доминирующим в структуре промышленности. Если в последующие годы положение отрасли сохраниться, то промышленная политика должна будет базироваться на развитии именно машиностроения.
Машиностроение Хабаровского края представлено производством морских и речных судов, станков, трансформаторов, компрессоров, сельскохозяйственных машин, мостовых электрических кранов, кабельной продукции. Можно предположить, что при складывающихся положительных тенденциях на рынке электротехнической продукции, электротехнические предприятия края обладают определенными перспективами выживания и развития. По другим производствам пока сохраняются проблемы, особенно по станкам и сельскохозяйственным машинам. Российский рынок этой продукции пока не сложился и в ближайшей перспективе вряд ли можно ожидать на нем существенных положительных перемен.
В Ростовской области машиностроение традиционно носило диверсифицированный характер. В регионе сосредоточены: производство зерноуборочных комбайнов, культиваторов, энергетическое машиностроение, производство кузнечно-прессового, металлургического, нефтяного оборудования, металлообрабатывающих станков, инструментов, электровозов, экскаваторов, оптико-механических бытовых электроприборов, оборудования для легкой, пищевой промышленности. Заметный рост производства в 1998 г. продукции металлургического машиностроения, в меньшей мере химического и нефтяного машиностроения (табл. 2) дает основание констатировать определенное оживление на рынке этих видов продукции. Поэтому, при сохранении спроса на них в ближайшем периоде, предприятия этого профиля могут стать перспективными. Следует отметить существенный рост производства зерноуборочных комбайнов в стране (табл. 3).
Не имея информации о роли предприятий региона (ОАО «Ростсельмаш», ПО «Таганрогский комбайновый завод») в этом явлении можно, тем не менее, отметить нерешенность проблем сбыта крупной сельскохозяйственной техники в стране и отсюда существование трудностей для этих двух предприятий. Возможно, что часть проблем ОАО «Ростсельмаш» будет решена с помощью компании John Deere (тяжелое положение завода вынудило в 1999 г. уступить этой компании часть производственных площадей, где будут собираться до тысячи американских комбайнов в год), а Таганрогского комбайнового завода — с помощью компании Daewoo при условии реализации совместного проекта.
Несмотря на кризисные трудности, высокая доля машиностроения в промышленности делает целесообразным определять развитие этой отрасли как основу промышленной политики региона.
Более чем на 6 п.п. поднялась доля машиностроения в промышленности Орловской области, в котором присутствуют производства оборудования для текстильной, кожевенно-обувной, стеклянной, пищевой промышленности, автогрейдеров, автопогрузчиков, вычислительных машин, часов, насосов;
— Еще у ряда регионов отмечается положительный темп роста в 1997-1998 годах (г. Москва, Воронежская область, Марийская Республика, Рязанская область).
Однако, кроме Марийской Республики, удельный вес машиностроения в промышленности этих регионов постоянно снижается. Так, если еще в 1993г. доля машиностроения в промышленности Москвы равнялась 30.9%, то в 1998 г. она снизилась до 17.4%, хотя до сих пор сами москвичи определяют Москву в промышленном отношении как сложный производственный комплекс, основу которого составляют электроэнергетика и машиностроение и металлообработка. Положительная динамика производства машиностроительной продукции города была достигнута в основном за счет ПО «ЗИЛ», который сейчас входит в число трех предприятий страны, занимающих 92% рынка грузовых автомобилей и которые наиболее динамично развиваются. «Потянули» вниз долю машиностроения в основном станкостроение, радиоэлектронная промышленность, испытывающие наиболее тяжелые последствия кризиса. Тем не менее, перспективы развития двух последних отраслей могут быть связаны с реализацией соответствующих Федеральных программ («Защита отечественного станкостроения», «Развитие электроники»).
В целом в промышленной политике Москвы машиностроение должно занимать одно из основных мест.
В Марийской республике и Рязанской области машиностроение и металлообработка являются ведущими отраслями, предприятия которых выпускают широкую гамму машинотехнической продукции (производство станков, гидравлических прессов, сельскохозяйственных машин для уборки картофеля и корнеплодов, автомобильных агрегатов и аппаратуры, машин для строительства дорог, приборов, холодильного, торгового и зооветеринарного оборудования; судоремонта).
По остальным регионам данной группы наблюдается как уменьшение долей машиностроения в промышленности, так и продолжение спада его производства.
По общей оценке II группа отражает сложившуюся обстановку в машиностроении в целом по России: отдельные всплески, в основном производства продукции потребительского назначения, на фоне затяжного спада инвестиционного фондообразующего машиностроения. Поэтому машиностроительные перспективы в регионах в значительной мере будут связаны больше с общеэкономическими процессами, а не с региональными условиями. Главным здесь остается вопрос: каковы необходимости и возможности российской экономики сохранения и развития отечественного машиностроения на долгосрочную перспективу.
Состав группы III регионов, машиностроение которых играет роль «точек роста» в промышленной политике, представлен в таблице 10. (см. Приложение)
В этой группе регионов было сосредоточено в 1995 г. примерно 18% всего машиностроительного производства России. К 1999 г. доля группы снизилась до 16.1% за счет перемещения ряда регионов в группу II.
За исключением Республики Башкоркостан, положительная динамика машиностроения в которой определяется ростом автомобильной продукции (в частности на базе КАМАЗ) во всех регионах продолжается падение производства машиностроительной продукции. Это позволяет сказать, что в этой группе сосредоточены в основном производства слабо конкурентоспособной и не пользующейся спросом машинотехнической продукции, хотя отдельные ее виды пользуются спросом на современном рынке: аккумуляторы и автомобильные свинцовые аккумуляторные батареи (Тюменская область), подшипники, нефтепромысловое и буровое оборудование (Курская, Пермская и Волгоградская области), электротехнические изделия (Свердловская и ряд других регионов).
Особенностью группы является сосредоточение в 9 регионах из 18 предприятий тяжелого машиностроения, что определяет постоянный спад машиностроительного производства в них. В частности, это характерно для Свердловской области, машиностроение которой занимает достаточно высокую долю в машиностроении РФ (4%).
Положение тяжелого машиностроения в стране будет оставаться проблематичным вероятнее всего еще длительное время. Как правило, оно представлено заводами-гигантами, судьба которых пока остается неясной. Металлургическое и горношахтное машиностроение целиком зависят от политики в отраслях потребления — металлургии, горнорудной и горношахтной промышленности страны, переживающих, в свою очередь, тяжелые времена. Проникновение на мировые рынки этой продукции весьма незаметное (тяжелые экскаваторы).
Проблемы тяжелого машиностроения должны решаться с помощью жесткой политики в отношении существования предприятий этих отраслей (продажа производственных площадей, как на «Ростсельмаше», жесткие банкротства с упреждающим проведением соответствующих мероприятий по снижению социальных и экономических издержек и др.).
§2.. Анализ динамики и территориальных пропорций машиностроительной промышленности Сибири.
Машиностроительная и металлообрабатывающая гражданская и оборонная промышленность Сибири всегда относилась к структурообразующим комплексам хозяйства региона.
Здесь есть предприятия практически всех крупных машиностроительных отраслей, металлообработки и ремонта, на которых до 1992 г. выпускалось почти четверть общего объема промышленной продукции Сибири. На более чем 5200 заводах производилось 38% общероссийского производства горношахтного и горнорудного оборудования, 13% — электротехнической продукции, более 15% продукции тракторного и сельскохозяйственного машиностроения.
В последние годы роль сибирского машиностроения как профилирующей отрасли региона заметно снизилась. К 1999 году на его предприятиях выпускалось только 6.1% продукции от всего объема промышленности Сибири. Сократилась и доля сибирского машиностроения во всей продукции отрасли по России (с 10% в 1992 г. до 6.9% в 1998) (таблица 11).
Такая картина наблюдается практически по всем сибирским регионам, то есть за последние годы на стоимостную структуру продукции регионального машиностроения негативные кризисные процессы повлияли может быть даже в большей мере, чем это происходило в других субъектах Федерации. Однако по отдельным видам машиностроительной продукции за последнее десятилетие доля Сибири даже возросла: например, в 1998 г. здесь выпускалось 30% от объема производства всех зерноуборочных комбайнов в РФ (в 1990 г. -20%), 12% кузнечно-прессовых машин (соответственно 7%), 14% тракторов (11 %); хотя несколько снизилась, но осталась весьма значительной — 89%, доля выпуска кранов на пневмоколесном ходу (в 1990 — 93%).
Структура гражданского машиностроения по территории Сибири (таблица 12) за период 1995-1998 годы не претерпела существенных изменений. По-прежнему остались ведущими машиностроительными регионами Алтайский и Красноярский край, Новосибирская, Кемеровская области. Неуклонно теряют свои позиции Омская и Иркутская области.
Таблица 11 Место машиностроительной промышленности Сибири, в % (см. Приложение).
Таблица 12. Территориальная структура машиностроительной промышленности Сибири, в % (см. Приложение).
Потенциал сибирского машиностроения с точки зрения видов выпускаемой техники и оборудования весьма разнообразен.
К середине 90-х годов в Сибири примерно 85 тыс. чел. работало на предприятиях по выпуску тракторного и сельскохозяйственного оборудования, начиная от зерноуборочных комбайнов для местного потребления, до тракторов и мелкого фермерского оборудования для российского рынка.
40 предприятий электротехнической промышленности (около 70 тыс. чел. работающих) выпускали практически всю гамму оборудования, из которой наиболее широко представлены электротермическое и энергетическое оборудование, низко- и высоковольтная аппаратура.
Хотя в Сибири сосредоточено 25% (65 заводов) всех российских предприятий химического и нефтяного машиностроения, они обеспечивали всего лишь 8.6% выпуска продукции этой отрасли в Российской Федерации. Это в основном небольшие заводы со средней численностью немногим более 350 чел.
Особенность сибирского машиностроения состоит в том, что наряду с очень крупными предприятиями имеется около 5 тысяч мелких, занимающихся в основном металлообработкой и ремонтом машин и оборудования, как правило, с несовершенной организацией производства, с низким технико-технологическим уровнем парков оборудования. Если крупные предприятия имеют некоторые возможности для выхода из кризиса, то судьба мелких ремонтных производств остается пока неопределенной. Однако они могут представлять интерес для деловых кругов с точки зрения организации на них различных форм малого бизнеса.
То, что машиностроение Сибири подверглось деструктивным процессам в большей мере, чем другие регионы, подтверждается динамикой производства продукции (таблица 3).
Как видно из этой таблицы, темпы падения производства в сибирском машиностроении значительно выше общероссийских показателей, особенно по Восточной Сибири. За период с 1995 по 1998 год более чем в два раза упало производство в таких промышленных регионах Западной Сибири как Алтайский край, Омская и Томская области. В Восточной Сибири в три раза сократился выпуск машиностроительной продукции в Красноярском крае и Иркутской области. В пять и более раз снизилось в целом по Сибири производство кранов на пневмоколесном ходу, металлорежущих и деревообрабатывающих станков, кузнечно-прессовых машин, тракторов и тракторных сеялок, зерноуборочных комбайнов.
Таблица 13. Динамика производства машиностроения Сибири за 1995-1998 годы, в % (см. Приложение)
В отраслевой структуре машиностроения и металлообработки Сибири, как и в целом по России, в середине 90-х годов наибольший удельный вес занимало оборонное машиностроение. В общем объеме продукции машиностроения и металлообработки Сибири доля оборонного комплекса на конец 1994 года превышала 31%. В нем было сосредоточено около 40% всех основных производственных фондов и численности промышленно-производственного персонала отрасли.
На территории Сибири расположено более 185 промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций и других учреждений военно-промышленного комплекса, в том числе около 80% из них — в Западной Сибири. Крупнейшими центрами сосредоточения предприятий оборонного профиля являются города Новосибирск, Красноярск, Омск, Иркутск, Барнаул.
Основное ядро военно-промышленного комплекса Сибири составляют предприятия машиностроительной, приборостроительной, радиоэлектронной и авиационной промышленности, придающие всему машиностроению региона характер комплекса наукоемких производств. С одной стороны, это можно отнести к достоинствам, с другой — именно эта особенность создает дополнительные трудности в и без того нелегком положении оборонных предприятий. Эти предприятия всегда производили гражданскую продукцию, в основном товары для населения, в сравнительно небольших долях по отношению к военной продукции, но начиная с 1989 года удельный вес гражданской продукции стал возрастать. Так, к концу 1992 года в общем объеме валового дохода гражданской продукции стало более 50%, а в последующих периодах — более 70%. Практически в Сибири около 85% всех товаров народного потребления выпускается оборонными предприятиями.
Надо заметить, что доля оборонного комплекса Сибири во всем комплексе Российской Федерации в настоящее время составляет около 16%, в том числе Западной Сибири — 11.5%, по Восточной Сибири — 3.6%. По потенциалу оборонный комплекс Западной Сибири находится в числе самых значимых и уступает только комплексам Уральского, Центрального, и Северо-Западного экономических районов.
Технологическая отсталость и низкий технический уровень производства на предприятиях сибирского машиностроения (впрочем как и российского в целом) — это самая важная причина, тормозящая притоки капитала в этот сектор. По существу требуется почти полностью обновить парки оборудования на подавляющем большинстве предприятий, в том числе оборонных. Имеющийся производственный потенциал гражданского машиностроения региона ограничивает стратегические резервы для рационального развития и роста производства из-за сильно изношенных парков технологического оборудования и их несовершенной структуры (более 70% всего парка — станки с ручным управлением).
По оборонному машиностроению картина примерно такая же, хотя качественный состав парков оборудования его предприятий достаточно разнороден: наряду с высокопроизводительным современным оборудованием имеется значительное количество устаревших его видов. По многим предприятиям более 50% оборудования (в основном универсального) эксплуатируется уже свыше 15 лет. Это оборудование физически не способно нести ту нагрузку, на которую оно было рассчитано первоначально. В Сибири есть спрос на замену всех видов техники, так как средний возраст оборудования в промышленном парке ее регионов еще в 1990 г. составлял 15-21 год. В его составе 30% оборудования имеет возраст 15-20 лет и выше.
В результате кризиса, сокращения военных заказов и неразумно осуществляемой конверсии на большинстве предприятий, особенно оборонных, образовалось значительное количество неиспользуемых производственных мощностей (от 20 до 90%).
С одной стороны, так же как и по всей стране, эти, ставшие резервными, мощности являются основой для налаживания производства при выходе из кризиса с минимальными затратами. С другой стороны, есть опасность, что эти мощности не удастся запустить вновь в до кризисном объеме, поскольку оборудование очень быстро устаревает морально и физически, его отдача будет намного меньше затрат на расконсервирование.
Поэтому многие сибирские машиностроители стремятся осваивать новейшие технологии, прогрессивную организацию производства и налаживать выпускать качественной продукции нового поколения. Большинство руководителей предприятий, в том числе и оборонных, предпринимают различные меры, чтобы иметь развитые технологии и соответствующее оборудование для производства конкурентоспособной продукции.
На наш взгляд, для Сибири чрезвычайно важна интеграция предприятий, в том числе и с иностранными фирмами, иначе при рационализации экспортного потенциала существующие региональные экспортные преимущества Сибири могут заметно снизиться. В перспективе можно ожидать, что эффективная интеграция может обеспечить реальное комплексное развитие хозяйства региона за счет диверсификации производства и расширения спектра отраслей по переработке сырья и более полного использования трудового, научного и производственного потенциалов обрабатывающей промышленности, в том числе оборонного и гражданского машиностроения.
Оборонная промышленность Сибири может и должна играть существенную роль в процессе формировании нового технологического уклада в России, поскольку обладает высоким научным потенциалом и развитой структурой наукоемких производств.
В Сибири сосредоточен уникальный по количественному и качественному уровню и широте специализации научный потенциал, включающий более 100 оборонных отраслевых НИИ и СКБ, а также научно-производственные объединения и проектно-технологические организации в большей части оборонного профиля. Такие отраслевые организации, как авиационно-испытательный комплекс (второй в России после ЦАГИ по мощности), НИИ измерительных приборов, НИИ авиационной промышленности, НПО «Восток», НПО «Сибкриотехника», НПО прикладной механики, АО «Омский научно-технологический комплекс», КБ транспортного машиностроения и др., являются ведущими в оборонном комплексе РФ.
Особенно тесно с ВПК было связано Сибирское отделение РАН. В его институтах до 30% от общего объема работ составляли НИОКР, выполняемые по заказам или в интересах ВПК силами около 7,5 тыс. научных сотрудников.
Оборонная техника, выпускаемая на сибирских предприятиях, характеризовалась широкой номенклатурой и, благодаря высоким темпам «гонки вооружений» и прогресса в военной технике, частой сменяемостью в производстве. Все это определяло специфику оборонных предприятий Сибири, которая требовала высокой квалификации рабочих и служащих, а также уникального нестандартного оборудования — в основном для мелкосерийного производства.
Военная наукоемкая специализация сибирской оборонной промышленности проявляется в таких крупных направлениях как авиакосмическое, ракетостроительное, радиоэлектронное, производство средств связи, приборостроение. На сибирских оборонных предприятиях, НИИ и КБ в той или иной степени использовалось большинство известных к началу 90-х годов базовых высоких технологий: технологии новых материалов, микроэлектронные технологии, оптоэлектронные и лазерные технологии, ядерные технологии, радиоэлектронные технологии, технологии двигательных установок, технологии спецхимии, биотехнологии. В последнее время есть примеры применения компьютерных и информационных технологий. Иными словами военная продукция сибирских предприятий вбирала в себя все достижения отечественного прогресса в вооружениях. К великому сожалению, все эти достижения не были использованы в полной мере в процессе конверсии оборонной промышленности. В результате непродуманной конверсионной политики оборонные предприятия региона слабо воспользовались имеющимися двойными технологиями, производство военной наукоемкой продукции на них упало до критического уровня, а крупномасштабное производство гражданской, за исключением немногочисленных примеров, так и не сформировалось.
Процессы конверсии в Сибири, так же как и по всей России, протекали на фоне постоянного спада производства и сокращения численности работающих По данным Госкомстата РФ, только за 1994 и 1995 г.г. по сравнению с 1992 г. выпуск всей продукции оборонных предприятий Западной Сибири упал на 37%, военной — на 53% и гражданской — на 28%. По Восточной Сибири показатели спада составили: по всей продукции — на 28%, по военной — на 57%. Падение продолжалось вплоть до 1997 г. В 1998 г. наблюдался некоторый рост по отдельным производствам.
В числе наиболее «пострадавших» оказались предприятия авиа-космической промышленности и ракетостроения (ПО «Полет», НАПО им. Чкалова, Улан-Удэнское АПО, ГП «Красмашзавод», ГП «Сибсельмаш» и др. ) и, особенно, радиоэлектронной промышленности (практически вся группа сибирских предприятий данной специализации, а Гусиноозерский радиозавод вообще превратился в подсобное предприятие местной ГРЭС.), — то есть те, на которых было сконцентрировано наибольшее число работников высочайших квалификации и инженерного интеллекта. Подавляющее большинство этих предприятий вместо наукоемкой гражданской продукции стали выпускать товары народного потребления несложной конструкции и только некоторые предприятия, которые смогли начать производство гражданской наукоемкой продукции, используя имеющиеся у них высокие (двойные) технологии, приобрели более прочное положение: НПО прикладной механики, выпускающее спутники, отвечающие мировым стандартам; Зеленогорский электро-химический завод, производящий аудио- и видеокассеты и магнитную ленту для них; химкомбинат “Енисей”, освоивший производство различных пресс-аппаратов; Новосибирский приборостроительный завод, не перестававший производить оптические приборы, в том числе ночного видения, и др.
^
В целом по отрасли индекс производства продукции в ноябре и январе-ноябре 1999г. составил по сравнению с соответствующими периодами 1998г. соответственно 122,8% и 115,2%, по сравнению с соответствующими периодами 1997г. — 108,4% и 106,5%.
Динамику производства в отдельных подотраслях машиностроения и выпуск важнейших видов продукции см. в Приложении.