Пожароопасность учебных заведений в настоящее время, прежде всего, заключается в том, что они представляют собой своеобразную «химическую лабораторию», в которой имеется очень много органических огнеопасных веществ. Особую опасность представляют в этом смысле школьная мебель, синтетические ковры, шторы, книги. Они опасны тем, что при их горении выделяется большое количество веществ, которые отравляюще действуют на организм человека. Поэтому для защиты зданий, обеспечения безопасности людей в случае пожара в них предусмотрен комплекс противопожарных мероприятий (разработка эффективных, экономически целесообразных и технически обоснованных способов и средств предупреждения пожаров, предотвращения их распространения, мер по его ликвидации и создания условий для эвакуации людей из горящих зданий).
Вся ответственность за организацию мероприятий пожарной безопасности возложена на директора школы.
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что безопасности учебных заведений в последнее время повсеместно уделяется все больше внимания.
Государство должно обеспечивать безопасность обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности их жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений образовательных учреждений на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы. Пожары наносят громадный материальный ущерб и в ряде случаев сопровождаются гибелью людей. Поэтому защита от пожаров является важнейшей обязанностью каждого члена общества и проводится в общегосударственном масштабе.
Противопожарная защита имеет своей целью изыскание наиболее эффективных, экономически целесообразных и технически обоснованных способов и средств предупреждения пожаров и их ликвидации с минимальным ущербом при наиболее рациональном использовании сил и технических средств тушения.
Пожарная безопасность — это состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения используются необходимые меры по устранению негативного влияния опасных факторов пожара на людей, сооружения и материальных ценностей
Пожарная безопасность может быть обеспечена мерами пожарной профилактики и активной пожарной защиты. Пожарная профилактика включает комплекс мероприятий, направленных на предупреждение пожара или уменьшение его последствий. Активная пожарная защита — меры, обеспечивающие успешную борьбу с пожарами или взрывоопасной ситуацией.
Оценка пожарной опасности здания
... пожара. Активная защита помещений и зданий включают следующие элементы: 1. Применение автоматической пожарной сигнализации 2. Применение средств пожаротушения в том числе автоматического действия. 1. Оценка пожарной опасности здания ... конструкций воздействию пожара в течении времени необходимого для обеспечения безопасности людей и тушения пожара. 2. Регламентация огнестойкости здания в целом. ...
Объект исследования — безопасность образовательного процесса в Губернаторской специальной общеобразовательной школе.
Предмет исследования — пожарная безопасность в образовательном учреждении.
Цель работы — рассмотреть проблемы пожарной безопасности и
Для достижения цели необходимо реализовать следующие задачи:
раскрыть сущность пожарной безопасности;
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении знаний по исследуемой проблеме.
Практическая значимость состоит в том, что данные, полученные в ходе исследования, будут способствовать совершенствованию пожарной безопасности в образовательном учреждении.
Работа стоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Пожарная безопасность образовательного учреждения
-
-
Причины пожаров в образовательных учреждениях
-
Большая часть пожаров в помещениях ОУ возникает по вине человека.
Статистика выделяет следующие наиболее распространенные причины пожаров:
— курение в постели, брошенная непотушенная спичка, сигарета;
— короткое замыкание и перегрузки в электросетях, старая проводка, большое число электроприборов, включенных в одну розетку, использование тройников;
— оставление без наблюдения включенных утюгов, обогревателей, гирлянд, иных электроприборов;
— неосторожное обращение с бенгальским огнем, с фейерверками, хлопушками, петардами, свечами;
— оставление без контроля газовых плит и горелок;
— сушка одежды, разогревание красок и лаков над газовой плитой;
— установка без должной защиты печей-«буржуек», отогревание замерзших труб, мотоциклов и автомашин открытым огнем (паяльной лампой, факелом);
— отсутствие контроля в зоне сварочных работ в течение пяти часов после их завершения;
— хранение в помещениях легковоспламеняющихся жидкостей (бензин, ацетон, керосин), лаков, красок;
— близкое размещение бумажных абажуров, газет, синтетических и других горючих материалов к лампам, печкам, электрокаминам;
Капитальные затраты и текущие расходы на обеспечение пожарной безопасности
... пожарно-технические научно-исследовательские учреждения, пожарно-технические образовательные учреждения, а также ОУМТиВС МВД России по их заявкам и при наличии целевого финансирования. Текущими расходами на обеспечение пожарной безопасности ... установлена, при изменении размеров затрат на эти цели. Надбавка в новых размерах выплачивается со дня, указанного в приказе командира (начальника) воинской ...
— чистка деталей одежды бензином, использование бензина для разжигания печей, костров;
— мойка вещей в бензине, ацетоне.
Таким образом, наиболее частыми факторами пожарной опасности являются несоблюдение или незнание элементарных правил пожарной безопасности и бесконтрольность со стороны должностных лиц, пассивность и равнодушие окружающих, неправильные, неуверенные, некомпетентные действия лиц, обнаруживших признаки загорания.
1.2. Правовые и организационные основы обеспечения пожарной безопасности
Нормативные документы и локальные акты:
— 123-ФЗ от 23.06.2014г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
— Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
— Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 (с изменениями и дополнениями от 17.02.2014г).- определяет общие, правовые, экономические и социальные основы обеспечения ПР в РФ;
— ППБ 101-89 «Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений»;
— НПБ 104-03 «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»(приказ МЧС РФ от 20.06.2003г);
— НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (Приложение к приказу МЧС РФ от 18.06.2003г № 315);
— Постановление Коллегии администрации Кемеровской области от 18.12.2009г. №501 «Об утверждении Положения об организации обучения мерам пожарной безопасности населения Кемеровской области».
Нормативная база образовательного учреждения:
-
Приказ руководителя образовательного учреждения о пожарной безопасности (издается ежегодно в начале года);
-
План мероприятий по противопожарной безопасности образовательного учреждения (на год);
-
Акт обработки деревянных конструкций чердачного помещения огнезащитным составом;
7 стр., 3178 словТехника пожарной безопасности на предприятии
... сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов. Согласно Правилам пожарной безопасности на каждом предприятии приказом (инструкцией) должен ...
-
Приказ руководителя образовательного учреждения «О порядке и сроках проведения инструктажей по пожарной безопасности с работниками, учащимися, воспитанниками»;
-
Инструкция по пожарной безопасности для работников;
-
Инструкция по пожарной безопасности для учащихся, воспитанников (школ-интернатов и детских дошкольных учреждений);
-
Журнал регистрации инструктажей по пожарной безопасности работников;
-
Журнал регистрации инструктажей учащихся, воспитанников;
-
Журнал учета первичных средств пожаротушения;
-
Акт технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов (оформляется ежегодно);
-
Инструкция о порядке действий в случае возникновения пожара во время учебного процесса, инструкция для вахтеров и сторожей;
-
Инструкция о порядке действий персонала по обеспечению безопасности и быстрой эвакуации людей при пожаре с ночным пребыванием детей (разработана в соответствии с п.16 Правил пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03 );
-
Инструкция о мерах пожарной безопасности в общеобразовательном учреждении (в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03).
С момента вступления в силу новых Правил противопожарного режима в РФ 2012г, безликие (т.е. инструкции без указания особенностей функционального назначения объекта, вида деятельности) считаются несоответствующие правилам ПБ т не должны применяться в ОУ. В инструкции должны раскрываться пункты, указанные в главе 18, с учетов Постановления Правительства РФ от 17.02.2014г);
-
Документация по электробезопасности:
— приказ о назначении лица ответственности за электрохозяйство;
— инструкции по электробезопасности в образовательном учреждении для сотрудников, обучающихся и воспитанников;
— приказ о создании комиссии по проверке знаний неэлектрического персонала;
— протоколы измерения сопротивления заземляющих устройств;
-
Поэтажные планы эвакуации (с обязательным приложением Инструкции к плану эвакуации).
8 стр., 3767 словПожарная безопасность промышленных предприятий
... пожарной безопасности людей с помощью указанных систем должен быть не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека. Систему предотвращения пожара составляет комплекс организационных мероприятий ...
Ответственность за пожарную безопасность возлагается на директора школы, он организует работу по соблюдению Правил пожарной и электробезопасности сотрудниками, учащимися и воспитанниками школы:
— назначает ответственного за пожарную и электро — безопасность;
— подписывает и утверждает инструкции и приказы по ПБ и электробезопасности;
— несет ответственность за обучение сотрудников мерам Пожарной безопасности, прохождение пожарно-технического минимума;
— определяет финансирование мероприятий по пожарной и электробезопасности.
Задача управленческого персонала школы и заместителя руководителя по безопасности – предотвратить пожар.
В учреждениях с ночным пребыванием детей должны быть электрофонари, видеонаблюдение, инструкции для сторожей (или охраны), ночных и младших воспитателей по действиям в случае возникновения пожара. Дежурный воспитатель ежедневно обязан (20.00) позвонить в пожарную часть и сообщить о количестве ночующих детей и взрослых.
1.3. Противопожарная профилактика
Противопожарный режим включает в себя разработку эффективных, технически обоснованных способов и средств предупреждения пожаров, выработку мероприятий, предотвращающее распространение возникшего пожара и мер его ликвидации. Противопожарный режим должен отвечать требованиям «Типовых правил пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других учебно-воспитательных учреждений» Министерства образования. Эти правила включают: общие положения, определяющие ответственность и обязанности директоров, учителей; требования к содержанию территории, помещений, учебного оборудования, отоплению, освещению; к проведению массовых мероприятий; требования к первичным средствам пожаротушения и действия при пожаре.
Каждый работник учебного заведения обязан: четко знать и строго выполнять установленные правила пожарной безопасности, не допускать действий, которые могут привести к пожару или загоранию; содержать в исправности первичные средства пожаротушения; в случае возникновения пожара вызвать пожарную команду и одновременно приступать к ликвидации пожара имеющимися в наличии силами и средствами.
Директор учебного заведения организует изучение и выполнение «Правил пожарной безопасности», утверждает план эвакуации людей, и имущества на случай пожара, создает добровольную пожарную дружину и обеспечивает их работу в соответствии с действующими положениями, проверяет наличие и исправность технических средств борьбы с пожарами; обеспечивает дежурство, организует проведение занятий по пожарной безопасности со школьниками. Во время массовых мероприятий в школе необходимо тщательно выполнять правила пожарной безопасности. Вместимость зрительных и актовых залов, лекториев, красных уголков должна соответствовать расчетному количеству людей, исходя из площади на одного зрителя не менее 0,7 кв.м. Места массового пребывания учащихся рекомендуется размещать в нижних этажах зданий. Помещения должны быть обеспечены необходимым количеством эвакуационных входов. Ковры и ковровые дорожки в помещениях с массовым пребыванием людей должны быть прикреплены к полу. В помещениях, где проводятся массовые мероприятия, запрещается: курить, устанавливать в проходах стулья, закрывать окна помещений ставнями, решетками, впускать в помещение людей в количестве, превышающем расчетное.
Пожарная безопасность на рабочем месте учителя начальных классов
... Размещение фильмохранилищ областных, районных и межрайонных фильмотек в школьных зданиях с пребыванием детей не допускается. При эксплуатации областных, районных и межрайонных фильмохранилищ следует руководствоваться Правилами пожарной безопасности, техники безопасности и производственной санитарии для ...
Ответственность за проведение массовых мероприятий возложена на руководителя учебного учреждения без разрешения, которого такие мероприятия проводить запрещается. Он назначает ответственных, дежурных, проинструктированных о правилах пожарной безопасности, допускает к демонстрации кинофильм киномеханика, имеющего соответствующее удостоверение и талон по технике безопасности, обеспечивает исправное содержание и постоянную готовность к действию имеющихся средств пожаротушения, связи и сигнализации.
Дежурный обязан проверить наличие средств пожаротушения, проконтролировать, свободны ли эвакуационные выходы, лестницы. коридоры общего пользования и подходы к средствам пожаротушения, состояние электропроводки, в случае возникновения пожара или загорания вызвать пожарную команду и действовать в соответствии с планом эвакуации людей, организовать тушение пожара имеющимися в наличии средствами.
Пожарная профилактика — это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности жизни, предупреждение пожаров и создание условий для их успешного тушения. Она ведется на научной основе для поддержания высокого уровня пожарной безопасности городов, других населенных пунктов и объектов народного хозяйства. Пожарно-профилактические мероприятия выполняют в процессе проектирования, строительства и эксплуатации объекта. Мероприятия пожарной защиты можно разделить на следующие группы:
Строительно-технические мероприятия, направленные на устранение причин возникновения пожара и создание устойчивости ограждающих конструкций и зданий в целом при пожаре и ограничение возможности распространения пожара и взрыва. Эти мероприятия выполняют в процессе проектирования и строительства, они связаны с выбором зданий по степени их огнестойкости и этажности, выбором систем отопления, вентиляции, освещения, электрооборудования, устройством противопожарных преград. Мероприятия по обеспечению условий и средств быстрого и успешного тушения пожаров выполняются в процессе строительства и эксплуатации. Они предусматривают выбор наиболее эффективных способов тушения пожаров.
Мероприятия в производственных процессах, обеспечивающих пожарную безопасность во время работы технологического оборудования и хранения готовых изделий. Эти мероприятия предусматривают в процессе проектирования, когда выбирают наиболее безопасные в пожарном отношении технологическое оборудование, аппараты, установки, устанавливают специальные правила пожарной безопасности.
Охрана труда и пожарная безопасность
... и пожарной связи, имеющихся на предприятии. Вводный инструктаж разрешается проводить одновременно с инструктажем по технике безопасности. Вводный противопожарный инструктаж проводится, как правило, работником пожарной охраны объекта (начальником ДПД или его заместителем), инженером по охране труда, ...
Организационно-административные и агитационно-массовые противопожарные мероприятия, для которых используют могучие средства массовой информации: печать, радио, кино, телевидение. Особенна, велика роль агитации и пропаганды в предупреждении так называемых бытовых пожаров, возникающих из-за неосторожного обращения с огнем. Мероприятия пожарной безопасности должны быть технически обоснованными, экономически целесообразными и осуществимыми в условиях данного объекта.
Задачи пожарной профилактики можно разделить на три широких, но тесно связанных комплекса мероприятий:
1) обучение, в т.ч. распространение знаний о пожаробезопасном поведении (о необходимости установки домашних индикаторов задымленности и хранения зажигалок и спичек в местах, недоступных детям);
2) пожарный надзор, предусматривающий разработку государственных норм пожарной безопасности и строительных норм, а также проверку их выполнения;
3) обеспечение оборудованием и технические разработки (установка переносных огнетушителей и изготовление зажигалок безопасного пользования).
Из трех перечисленных комплексов мероприятий сложнее всего, по-видимому, пожарный надзор. В сферу надзора включены нормы пожарной профилактики, строительные пожарные нормы и правила, стандарты изготовления и установки противопожарного оборудования и стандарты пожарной безопасности на товары широкого потребления.
1.4. Порядок действий в случае возникновения пожара
В случае возникновения пожара, действия работников школы и привлекаемых к тушению пожара лиц в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуацию и спасение.
Каждый работник школы, обнаруживший пожар или его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т. п.), обязан:
— немедленно сообщить об этом по телефону «001», 2-13-00 (при этом необходимо четко назвать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию);
— задействовать систему оповещения людей о пожаре; приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации детей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;
— известить о пожаре директора школы или заменяющего его работника;
— организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в школе средствами пожаротушения.
Директор школы или заместитель директора, прибывший к месту пожара, обязан:
— проверить, сообщено ли в пожарную охрану о возникновении пожара;
— осуществлять руководство эвакуацией людей и тушением пожара до прибытия пожарных подразделений. В случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства;
Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
... выполнение требований органов государственного пожарного надзора и вышестоящих организаций, направленных на повышение уровня противопожарной защиты объекта; 8. предусматривать выделение необходимых средств на выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; 9. привлекать к ответственности ...
— организовать проверку наличия детей и работников, эвакуированных из здания, по имеющимся спискам и классным журналам;
— выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников;
— проверить включение в работу автоматической системы пожаротушения;
— удалить из опасной зоны всех работников и других лиц, не занятых эвакуацией людей и ликвидацией пожара;
— при необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы;
— прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по эвакуации людей и ликвидации пожара;
— организовать отключение сетей электро- и газоснабжения, остановку систем вентиляции и кондиционирования воздуха и осуществление других мероприятий, способствующих предотвращению распространения пожара;
— обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током и т. п.;
— информировать начальника пожарного подразделения о наличии людей в здании.
При проведении эвакуации и тушении пожара необходимо:
— с учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации людей в безопасную зону в кратчайший срок;
— исключить условия, способствующие возникновению паники; с этой целью учителям, преподавателям, воспитателям, мастерам и другим работникам образовательного учреждения нельзя оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации;
— эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения; детей младшего возраста следует эвакуировать в первую очередь;
— в зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, дети старших возрастных групп могут предварительно одеться или взять теплую одежду с собой, а детей младшего возраста следует выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи;
— тщательно проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под кроватями, партами, в шкафах или других местах;
— выставлять посты безопасности на входах в здание, чтобы исключить возможность возвращения детей и работников в здание, где возник пожар;
— при тушении следует стремиться в первую очередь обеспечить благоприятное условие для безопасной эвакуации людей;
Обеспечение пожарной безопасности на производстве и в быту
... социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности 15. Тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, 16. Учет пожаров и их последствий 17. Установление особого противопожарного режима. 2 ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ПРОИЗВОДСТВЕ Производственные ...
— воздерживаться от отрывания окон и дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежных помещениях. Покидая помещение или здание, следует закрывать за собой все двери и окна.
Последовательность действий персонала и учащихся школы разбита на 5 этапов:
-
тревога (включение звуковой сигнализации) или три длинных прерывистых звонка;
-
вызов пожарной охраны, МЧС, скорой медицинской помощи, полиции;
-
эвакуация школы;
-
сбор всего состава школы в отведенном месте;
-
перекличка (проверка учащихся и персонала школы).
Тревога.
Вызов пожарной охраны.
Эвакуация.
Директор школы или лицо, его замещающее, услышав тревогу, дает команду на отключение электропитания школы и немедленно должен проследовать к заранее условленному месту в сборном пункте, где он будет у всех на виду, и оставаться там до тех пор, пока не получит рапорт от всех школьных подразделений.
Административный, педагогический и обслуживающий персонал услышав тревогу, должны немедленно направиться к месту сбора.
Сбор.
Перекличка.
По прибытии пожарной охраны начальника караула встречает директор (или дежурный администратор, заместитель директора по БОП) с планом эвакуации, немедленно информирует о том, все ли люди были безопасно эвакуированы, сообщает о месте возгорания.
1.5. Противопожарный и нструктаж
В ст. 25 ФЗ ПБ № 69 «Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности» прописано: «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих предприятий в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
1. Противопожарный инструктаж
Противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций (далее — специальные программы) и в порядке, определяемом администрацией (собственником) организации (далее — руководитель организации).
При проведении противопожарного инструктажа следует учитывать специфику деятельности организации., Проведение противопожарного инструктажа включает в себя ознакомление работников организаций с:
-
правилами содержания территории, зданий (сооружений) и помещений, в том числе эвакуационных путей, наружного и внутреннего водопровода, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей;
-
требованиями пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности технологических процессов, производств и объектов;
-
мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации зданий (сооружений), оборудования, производстве пожароопасных работ;
-
правилами применения открытого огня и проведения огневых работ;
-
обязанностями и действиями работников при пожаре, правилами вызова пожарной охраны, правилами применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики.
По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.
О проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
1. Вводный противопожарный инструктаж проводится:
-
со всеми работниками, вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы в профессии (должности);
-
с сезонными работниками;
-
с командированными в организацию работниками;
-
с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику;
-
с иными категориями работников (граждан) по решению руководителя.
1.1 Вводный противопожарный инструктаж в организации проводится руководителем организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации.
1.2. Вводный инструктаж проводится в специально оборудованном помещении с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов.
1.3. Вводный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации. Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой.
Программа и перечень вопросов вводного противопожарного инструктажа приведен в приложении.
1.4. Вводный противопожарный инструктаж заканчивается практической тренировкой действий при возникновении пожара и проверкой знаний средств пожаротушения и систем противопожарной защиты.
2. Первичный противопожарный инструктаж
-
со всеми вновь принятыми на работу;
-
с переводимыми из одного подразделения данной организации в другое;
-
с работниками, выполняющими новую для них работу;
-
с командированными в организацию работниками;
-
с сезонными работниками;
-
со специалистами строительного профиля, выполняющими строительно-монтажные и иные работы на территории организации;
-
с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику.
2.1. Проведение первичного противопожарного инструктажа с указанными категориями работников осуществляется лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в каждом структурном подразделении, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации.
2.2.Первичный противопожарный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается руководителем структурного подразделения организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность структурного подразделения
2.3. Первичный противопожарный инструктаж проводят с каждым работником индивидуально, с практическим показом и отработкой умений пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, правил эвакуации, помощи пострадавшим.
2.4. Все работники организации, имеющей пожароопасное производство, а также работающие в зданиях (сооружениях) с массовым пребыванием людей (свыше 50 человек) должны практически показать умение действовать при пожаре, использовать первичные средства пожаротушения.
2.5. Первичный противопожарный инструктаж возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места.
3 . Повторный противопожарный инструктаж проводится лицом, ответственным за пожарную безопасность, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации со всеми работниками, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, не реже одного раза в год, а с работниками организаций, имеющих пожароопасное производство, не реже оного раза в полугодие.
3.1. Повторный противопожарный инструктаж проводится в соответствии с графиком проведения занятий, утвержденным руководителем организации.
3.2. Повторный противопожарный инструктаж проводится индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование в пределах общего рабочего места по программе первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте.
3.3. В ходе повторного противопожарного инструктажа проверяются знания стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности, умение пользоваться первичными средствами пожаротушения, знание путей эвакуации, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей.
4. Внеплановый противопожарный инструктаж
-
при введении в действие новых или изменении ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности, иных документов, содержащих требования пожарной безопасности;
-
при изменении технологического процесса производства, замене или модернизации оборудования, инструментов, исходного сырья, материалов, а также изменении других факторов, влияющих на противопожарное состояние объекта;
-
при нарушении работниками организации требований пожарной безопасности, которые могли привести или привели к пожару;
-
для дополнительного изучения мер пожарной безопасности по требованию органов государственного пожарного надзора при выявлении ими недостаточных знаний у работников организации;
-
при перерывах в работе, более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ — 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются дополнительные требования пожарной безопасности);
-
при поступлении информационных материалов об авариях, пожарах, происшедших на аналогичных производствах;
-
при установлении фактов неудовлетворительного знания работниками организаций требований пожарной безопасности.
Внеплановый противопожарный инструктаж проводится работником, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в организации, или непосредственно руководителем работ (мастером, инженером), имеющим необходимую подготовку индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание внепланового противопожарного инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
5. Целевой противопожарный инструктаж
-
при выполнении разовых работ, связанных с повышенной пожарной опасностью (сварочные и другие огневые работы);
-
при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;
-
при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, при производстве огневых работ во взрывоопасных производствах;
-
при проведении экскурсий в организации;
-
при организации массовых мероприятий с обучающимися;
5.1. Целевой противопожарный инструктаж проводится лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в образовательном учреждении.
5.2. Целевой противопожарный инструктаж по пожарной безопасности завершается проверкой приобретенных работником знаний и навыков пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, знаний правил эвакуации, помощи пострадавшим, лицом, проводившим инструктаж.
(Приказ МЧС от 12.12.2007г № 645 об утверждении
Соблюдение мер безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий (требования ППР 101-89 (извлечения)
1. Ответственными за обеспечение пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий (вечеров, спектаклей, концертов, киносеансов, новогодних елок и т.п.) являются руководители детских учреждений.
2. Перед началом культурно-массовых мероприятий руководитель детского учреждения должен тщательно проверить все помещения, эвакуационные пути и выходы на соответствие их требованиям пожарной безопасности, а также убедиться в наличии и исправном состоянии средств пожаротушения, связи и пожарной автоматики. Все выявленные недостатки должны быть устранены до начала культурно-массового мероприятия.
3. На время проведения культурно-массовых мероприятий должно быть обеспечено дежурство работников образовательного учреждения и учащихся старших классов.
4. Во время проведения культурно-массового мероприятия с детьми должны неотлучно находиться дежурный педагог, классные руководители или воспитатели. Эти лица должны быть проинструктированы о мерах пожарной безопасности и порядке эвакуации детей в случае возникновения пожара и обязаны обеспечить строгое соблюдение требований пожарной безопасности при проведении культурно-массового мероприятия в образовательном учреждении .
1.6. Наглядная агитация
Как правило, в экстремальных условиях люди теряют способность адекватно реагировать на происходящее. Поэтому, во избежание трагедии, необходимо заранее информировать сотрудников, учащихся о действиях во время пожара. Эта информация должна быть наглядна, доступна и легко запоминаться. Информационные пожарные стенды и плакаты способны донести до работников те основные действия при пожаре, которые спасут им здоровье и жизнь .
Наличие стендов по пожарной безопасности является обязательным требованием для всех образовательных учреждений.
Оформление стенда по пожарной безопасности – дело серьезное, ведь он должен быть оформлен так, чтобы привлекать внимание.
Стенд по пожарной безопасности в образовательном учреждении напомнит сотрудникам, учащимся и родителям об опасностях пожарных ситуаций, правилах поведения при пожаре, поможет предупредить возникновение пожара. Он может располагаться в любом учебном классе, информационном стенде для родителей в фойе школы, коридорах школы.
Стандартными документами, которые должны быть на стенде, являются:
-
Общие правила безопасности при пожаре.
-
Информация об основных действиях при пожаре.
-
Информация об ответственных лицах и их действиях при пожаре.
-
Телефоны служб экстренного вызова.
-
Первоочередные средства пожаротушения.
-
Оказание первой помощи при ожогах, удушье угарным газом.
Оформляя стенды и плакаты по пожарной безопасности в образовательном учреждении, вы сможете легко провести лекции, уроки на тему пожарной безопасности. Красочное оформление стендов позволит детям с легкостью освоить материал, напомнит о правилах пожарной безопасности, правилах поведения и об основных мерах предосторожности во время пожара.
Информационный стенд пожарной безопасности требуется размещать в наиболее проходимых и просматриваемых местах. Это объясняется простой логикой, ведь вся важная информация должна быть доступна для большинства людей.
1.7. Профилактическая работа с учащимися (воспитанниками) образовательных учреждений
Рост числа и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных пожарами, диктует необходимость повышения ответственности учителей образовательных учреждений по осуществлению мер пожарной безопасности, проведению противопожарной пропаганды и обучения детей и подростков мерам пожарной безопасности.
Противопожарная пропаганда среди учащихся и воспитанников общеобразовательных школ должна занимать одно из важных мест в воспитательном процессе.
Цель обучения – выработка у учащихся активной жизненной позиции, знакомство с основными причинами пожаров, привитие элементарных навыков борьбы с огнем и умение правильно действовать в случае обнаружения пожара.
В системе профилактических мероприятий главное внимание уделяется предупреждению пожаров. Выполнение этой задачи достигается прежде всего разъяснительной работой.
Приводя примеры событий из реальной жизни, о несчастных случаях при пожарах, педагог должен не пугать ими, а учить видеть в них не только опасности, но и опрометчивые поступки людей. История и жизненная практика весьма поучительны, знание их суровых уроков поможет детям больше узнать об опасностях огня, чувствовать себя увереннее, решительнее при встрече с этим видом чрезвычайной ситуации. Проводя с детьми уроки по пожарной безопасности, педагог учит детей соблюдать правила пожарной безопасности всегда и везде, давать оценку поступкам, противоречащим нормам и требованиям пожарной безопасности, и делать выводы, обучать их действиям при возникновении пожара.
Формы профилактической работы :
В рамках школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности предусмотрено обязательное изучение на уроках тем, связанных с вопросами пожарной безопасности. Но практика показывает, что оказывается недостаточно для полного теоретического освещения проблемы пожарной безопасности и отработки практических действий при возникновении пожара.
Организация профилактической работы по пожарной безопасности в образовательных учреждениях требует дополнительного внеурочного времени и нуждается в проведении внеклассных мероприятий в течении всего учебного года и по окончании четвертей перед каникулярным периодом.
В ходе занятий необходимо обобщать, систематизировать и углублять знания учащихся об опасностях, подстерегающих человека в быту, а также совершенствовать их навыки безопасного поведения.
Формы проведения профилактической работы с детьми могут быть самыми разнообразными:
-
уроки-практикумы («Твои действия при пожаре»);
-
уроки-конкурсы;
-
игры-соревнования;
-
уроки-беседы, лекции, рассказы;
-
конкурсы рисунков;
-
решение кроссвордов по пожарной безопасности, головоломки, загадки;
-
уроки-викторины;
-
брейн-ринги, деловые игры;
-
«круглый стол» (например: «Экстремальная ситуация аварийного характера в жилище»);
-
анализ и решение ситуативных задач;
-
инсценирование сказок;
-
просмотр видеофильмов по пожарной безопасности (Советы тетушки Совы);
-
дидактические игры;
-
проведение акций по ПБ (например: «Сухопалы под запрет») разработка памяток по пожарной безопасности;
-
разработкой книжек-малышек по пожарной и лесной безопасности разработка памяток ;
-
беседы с сотрудниками МЧС и ГПН и многие другие мероприятия.
Дети с помощью нас, старших товарищей, должны усвоить:
оценки по занятиям предмета «ОБЖ» выставляет сама жизнь, «пятерка» — это спасение, а «двойка» — беда в чрезвычайной ситуации. И другого выбора, как усвоить уроки и занятия о сохранении своей жизни и здоровья на отлично, не должно быть.
Глава 2. Организация пожарной безопасности в ГСУВОУ ГСОШ
2.1. Общие положения
Государственное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Губернаторская специальная общеобразовательная школа» создано на основании распоряжения Администрации Кемеровской области от 23.04.2003 № 386-р. В 2015 году учреждение переименовано в Государственное специальное учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением «Губернаторская специальная общеобразовательная школа». Сокращенное наименование – ГСУВОУ ГСОШ.
Учреждение является специальным учебно-воспитательным общеобразовательным учреждением открытого типа для девочек с девиантным (общественно опасным) поведением и является Учреждением интернатного типа с круглосуточным пребыванием обучающихся.
Форма собственности Учреждения – государственная собственность Кемеровской области.
Организационно-правовая форма – учреждение. Язык, на котором ведется обучение – русский. Продолжительность уроков — 45 минут. Продолжительность перемен между уроками не менее 10 минут. Большой перемены — 20-30 минут. Учебная неделя в учреждении — 6 дней.
Учреждение реализует общеобразовательные программы основного общего образования. Форма обучения — очная. Нормативный срок обучения — 5 лет.
Учреждение находится в подчинении Департамента образования и науки Кемеровской области.
Учреждение осуществляет свою деятельность и приобретает права на льготы, предоставляемые действующим законодательством Российской Федерации, с момента выдачи лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Учредителем и собственником имущества Учреждения является Кемеровская область.
Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Кемеровской области осуществляет департамент образования и науки Кемеровской области.
Функции и полномочия собственника имущества от имени Кемеровской области осуществляет Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области.
Место нахождения Учреждения и адрес осуществления образовательной деятельности: Российская Федерация, Кемеровская область, 650503, Кемеровский район, п.Ясногорский, Топкинская роща.
Основной целью деятельности Учреждения является получение
Основными задачами Учреждения являются:
— удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
— формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развития ответственности, самостоятельности и творческой активности;
— сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества;
—
Для достижения целей Учреждение осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие основные виды деятельности:
— реализация образовательных программ основного общего образования;
— реализация дополнительных общеразвивающих программ;
— содержание обучающихся;
— организация питания обучающихся.
Обучение и воспитание в Учреждении ведутся на государственном русском языке.
Учреждение работает в режиме круглосуточного пребывания обучающихся в Учреждении.
Учреждение реализует общеобразовательные программы основного общего образования, которое направлено на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. Нормативный срок обучения — 5 лет. Содержание образования в Учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ, утверждаемых и реализуемых Учреждением самостоятельно. Образовательный процесс в Учреждении осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого Учреждением самостоятельно на основе базисного учебного плана, и регламентируется годовым календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий.
Учебный год начинается в Учреждении, как правило, 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом общеобразовательной программы. В процессе освоения общеобразовательных программ обучающимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются Учреждением самостоятельно в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком.
Наполняемость каждого класса 8-10 человек. При проведении занятий по иностранному языку в 5-9 классах возможно деление класса на две группы.
Внеурочная деятельность осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, согласно основной образовательной программе, реализуемой Учреждением.
Дисциплина в Учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогов и других работников Учреждения. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
В учреждение принимаются дети и подростки женского пола в возрасте от 8 до 18 лет при наличии заключения психолого-медико-педагогической Кемеровской области, рекомендации комиссии по делам несовершеннолетних по месту их жительства, заявления родителей (законных представителей) и с согласия подростка старше 14 лет. Зачисление в Учреждение осуществляется на основании приказа.
Выпускники Учреждения направляются к родителям (законным представителям), не имеющие таковых несовершеннолетние выпускники – в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В случае, если выпускник Учреждения не может быть направлен к родителям (законным представителям) или его возвращение на прежнее место жительства невозможно в силу отсутствия условий для его проживания и дальнейшего воспитания, органы местного самоуправления и комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства обучающегося принимают меры по его бытовому устройству, определению на обучение или трудоустройство.
2.2. Организация безопасности в учреждении
Комплексная безопасность коррекционной школы-интерната с круглосуточным пребыванием детей – это совокупность мер и мероприятий, осуществляемых администрацией школы-интерната во взаимодействии с департаментом образования Кемеровской области, правоохранительными органами и другими организациями, обеспечивающих безопасность функционирования, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.
Безопасность школы-интерната является приоритетной в деятельности администрации школы и педагогического коллектива. Объектом этой деятельности являются: охрана труда, правила техники безопасности, гражданская оборона, меры по предупреждению террористических актов и контроля соблюдения требований охраны труда. Безопасность школы-интерната включает все виды безопасности, в том числе: противопожарную, электрическую, безопасность, связанную с техническим состоянием здания и прилегающей территории.
Реализация вышеперечисленных задач осуществлялась в следующих направлениях:
— защита здоровья и сохранение жизни;
— соблюдение ТБ учащимися и работниками школы;
— обучение учащихся методам обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.
В целях обеспечения пожарной безопасности в школе-интернате
1. Ведётся круглосуточный поэтапный учёт детей, с соответствующей записью в различных журналах: классном, вечернего пребывания, передачи дежурства дежурных.
2. В школе разработаны и утверждены следующие документы по пожарной безопасности:
а) Декларация по противопожарной безопасности; План по обеспечению противопожарной безопасности школы-интерната; инструкции по ПБ;
б) приказы: «Об обеспечении пожарной безопасности»; «О назначении должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность»; «О порядке и проведении огневых работ».
3. Уточнены схемы эвакуации детей и персонала.
4. Ежедневно проверяются эвакуационные выходы и система контроля управления доступом.
5. Ежемесячно, в соответствии с графиком, отметкой в специальном журнале и составлением акта проверяется автоматическая пожарная сигнализация.
6. Постоянно проводится проверка наличия и исправности первичных средств пожаротушения с отметкой в соответствующем журнале.
7. Каждый месяц, в соответствии с графиком, проводятся учебные занятия по эвакуации детей и сотрудников в случае возникновения пожара.
8. Перед проведением массовых мероприятий комиссией школы проводится проверка противопожарного состояния школы и соответствие требованиям безопасности с составлением акта.
9. В 2016 году 3 административных работника прошли обучение по 28 часовой программе «Противопожарная безопасность в учебных заведениях» с выдачей удостоверения; с остальными сотрудниками школы проведены занятия по противопожарной безопасности по 14 часовой программе со сдачей зачёта и регистрацией в соответствующем журнале.
10. Два раза в год (август и февраль) проводится плановый инструктаж всех сотрудников и детей по мерам пожарной безопасности под роспись в журнале инструктажей по ПБ.
11. С вновь прибывшими сотрудниками проводится вводный инструктаж по ПБ
12. Имеется стенд по правилам пожарной безопасности.
В целях обеспечения
1. Издан приказ «Технический регламент о порядке использования и эксплуатации электронагревательных приборов», на основании которого запрещено:
— применение электронагревательных приборов в местах, где их применение не предусмотрено производственной необходимостью;
— применение электрических приборов с открытыми нагревательными элементами.
2. Применение электронагревательных приборов допускается при наличии письменного разрешения директора школы на их использование.
3. Школьной комиссией ведётся постоянный контроль мест установки и технического состояния электронагревательных приборов с составлением акта.
4. Составлена и утверждена инструкция «О мерах электробезопасности в здании и на территории школы-интерната».
5. Электрощитовая школы, электрическое оборудование в помещениях школы проверяются на соответствие требованиям электробезопасности – заместителем директора по безопасности, заместителем директора по АХР еженедельно. Электрощитовая закрыта на замок и опечатана. В период подготовки школы к новому учебному году проведена проверка сопротивления изоляции электросети и заземления оборудования в столовой, компьютерном классе, швейных мастерских, столярной и слесарной мастерских с составлением акта.
6. Обеспечивается соблюдение правил пожарной и электробезопасности при проведении общешкольных мероприятий, вечеров, Новогодних праздников.
По вопросам безопасности и антитеррористической защищённости в школе-интернате и прилегающей территории издан приказ «О мерах по усилению ответственности должностных лиц, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья детей, сотрудников» на основании которого:
— все учащиеся и сотрудники ознакомлены с возможными ситуациями проявления террористических актов;
— школа-интернат переведена в режим повышенной безопасности жизнедеятельности учреждения: имеется кнопка тревожной сигнализации, входные металлические двери оборудованы видеодомофоном, крыльцо центрального входа оборудовано видеонаблюдением;
— ежедневно в 8.00 часов, в 17.00 часов и 19.30 часов, а также в ночное время не реже 3-х раз производится обследование здания школы и прилегающей территории с целью недопущения нахождения подозрительных предметов, способных привести к разрушению здания, угрозы жизни учащихся и сотрудников;
— дежурный по вахте, дежурный администратор и дежурный учитель не допускают проникновение в здание посторонних лиц;
пропускной режим
В соответствии с Планом по антитеррористической защищённости школы-интерната и Планом противопожарной безопасности в каждой группе воспитателями с детьми проводятся регулярные инструктажи и беседы по следующим темам с отметкой в соответствующем журнале:
— Соблюдение противопожарного режима в школе-интернате;
— Экстренная эвакуация из здания школы-интерната в случае пожара или другой чрезвычайной ситуации в различное время суток (инструкции № 40/1-4);
— Правила использования дверей с системой автоматического закрывания (двери с доводчиками);
— Действия при обнаружении опасного предмета;
— Действия при получении сообщения об угрозе совершения террористического акта;
-Действия при попадании в заложники;
— Об организации пропускного режима в здание школы-интерната;
— Безопасное поведение школьника;
— Правила внутреннего трудового распорядка;
— Проведение спортивных соревнований на открытой площадке;
— Безопасное поведение на водоёмах зимой и летом;
— Безопасное поведение при проведении экскурсий за территорией школы;
— Безопасность при перевозке детей автотранспортом.
Учащиеся школы не могут покинуть здание во время учебного процесса без особого разрешения администрации и без сопровождения педагога.
Запрещен вход в школу любых посетителей, если они отказываются предъявить документы удостоверяющие личность и объяснить цель посещения.
Запрещён въезд на территорию школы-интерната любого автотранспорта, кроме получивших предварительное разрешение и указанных в соответствующем приказе.
Проезд технических средств и транспорта для уборки территории и эвакуации мусора, завоз материальных средств и продуктов осуществляется под строгим контролем.
С периодичностью 1 раз в месяц, в соответствии с Планом по антитеррористической защищённости и графиком учебных тренировок, в школе проводятся учебные занятия по эвакуации детей и сотрудников.
В школе-интернате разработан план эвакуации на случай возникновения ЧС. К плану эвакуации разработаны инструкции персоналу, администрации и учителям на случай угрозы взрыва. У директора школы имеется инструкция по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости сотрудников и детей в условия повседневной деятельности и памятка директору по мерам защиты детей и сотрудников.
По вопросам обеспечения безопасности осуществляется связь с правоохранительными органами г.Кемерово, ОВД, УФСБ и другими аварийными и экстренными службами города по телефону и при помощи Кнопки тревожной сигнализации. Списки телефонов служб экстренного вызова расположены возле каждого телефонного аппарата. При проведении массовых мероприятий пост дежурного по вахте усиливается сотрудниками ОВД, ЧОП и администрацией школы.
Все телефонные линии школы-интерната оснащены системой АОН.
В целях обеспечения надежной охраны здания, помещений и имущества, безопасного функционирования образовательного учреждения, своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций, поддержания порядка и реализации мер по защите персонала и обучающихся в период их нахождения на территории в здании школы и упорядочения работы ОУ, был издан приказ «Об организации охраны и пропускного режима».
Администрация школы-интерната тесно сотрудничает с инспекторами ОДН г.Кемерово, которые совместно с педагогическим коллективом проводят профилактику правонарушений среди подростков: беседы о вредных привычках, правилах поведения, решают правовые и социальные вопросы. Оформлен стенд по антитеррористической защищённости.
Заключение
Одним из приоритетных направлений в обеспечении комплексной безопасности школы — интерната является пожарная безопасность здания и прилегающей территории.
Пожарная безопасность — это основа сохранения жизни и здоровья обучающихся, сотрудников и персонала учреждения, а также сохранности материальных ценностей и имущества учреждения. Пожарная безопасность в школе-интернате должна строго соблюдаться всеми обучающимися, руководителями, учителями, обслуживающим персоналом и прочими работниками.
Обеспечение пожарной безопасности включает:
— соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;
— обеспечение образовательного учреждения первичными средствами пожаротушения;
— проведение учебных эвакуаций людей при пожаре;
— перезарядку огнетушителей;
— защита от пожара электросетей и электроустановок, приведение их в противопожарное состояние;
— поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов.
Противопожарное состояние школы-интерната отвечает установленным требованиям пожарной безопасности. Школа-интернат укомплектована первичными средствами пожаротушения — огнетушителями. Регулярно проводятся учебные эвакуации участников образовательного процесса.
Благодаря проведенной и проводимой работы в направлении обеспечения пожарной безопасности в здании и на территории школы-интерната не произошло ни одного чрезвычайного происшествия, связанного с возгоранием.
Главная цель по обеспечению пожарной безопасности в школе-интернате – сохранение жизни и здоровья обучающихся иперсонала, исключения предпосылок к возгоранию и возникновению пожара.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/po-razrabotke-pojarnoy-bezopasnosti/
-
Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное — М.: Высшая школа, 2007. — 592 с: ил.
-
Башкин В.Н. Экологические риски: расчет, управление, страхование: Учебное посо-бие / В.Н. Башкин. — М.: Высшая школа, 2007. — 360 с: ил
-
Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов (под ред. Арустамова Э.А.) Изд.12-е, перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2007.- 420 с.
-
Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ.ред. С.В.Белова.- 6-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2008.- 423 с.
-
Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. — Изд. 4-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – 335 с.: ил.
-
Кукин П.П. и др. Основы токсикологии: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, К.Р. Таранцева и др. — М.: Высшая школа, 2008. — 279с: ил.
-
Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Занько Н.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. — 12 издание, пер. и доп. – СПб.: Лань, 2008 . – 672 с.: ил.
-
Мастрюков Б.С. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. – 320 с.: ил.
-
Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – Изд. 5-е, перераб.- М.: Академия, 2008.- 334 с.: ил.
-
Нормы пожарной безопасности:
— НПБ 104-03 «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружений»;
— НПБ 101-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»;
— НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации».
-
Основы безопасности: учеб. пособ./ авт.-сост. Т.П. Сальникова. — М.:ТЦ Сфера, 2015. — 128 с.
-
Пожарная декларация Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 64-ФЗ «О пожарной безопасности».
-
Постановление правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации».
-
Приказ Госкомитета СССР по народному образованию от 04.07.1989 г. № 541 «О введении в действие Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89».
-
Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. № 645 « Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации».
-
Селевко Г.К. Пожарная безопасность в школе: в 2 т. Т.1./ Г.К. Селевко — М.: НИИ школьных технологий, 2011 — 816 с. (С.451 — 485).
-
Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, В.М. Попов, Н.И. Сердюк.— М.: Высшая школа, 2008.— 317 с.: ил.
Приложение 1
ИНСТРУКЦИЯ
по пожарной безопасности для обучающихся в школе-интернате
1. Общие требования безопасности
1.1. При проведении занятий и в свободное время обучающиеся должны знать и соблюдать требования пожарной безопасности, установленные «Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации» и настоящей инструкцией, разработанной на их основании.
1.2. Старшеклассники обязаны знать места расположения первичных средств пожаротушения и правила пользования ими.
1.3. Обучающиеся обязаны знать план и способы эвакуации (выхода из здания) на случай возникновения пожара, утвержденные директором школы-интерната.
1.4. При возникновении возгорания или при запахе дыма немедленно сообщить об этом преподавателю или работнику школы-интерната.
1.5. Обучающиеся обязаны сообщить преподавателю или работнику учреждения о любых пожароопасных ситуациях.
2. Запрещается:
2.1. Приносить и пользоваться в школе-интернате легковоспламеняющимися, взрывоопасными, горючими материалами.
2.2. Оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы.
2.3. Разводить костры в помещениях школы-интерната и на прилегающей к ней территории.
2.4. Использовать пиротехнические средства.
2.5. Курить на территории школы-интерната.
3. Действия обучающихся в случае возникновения пожара
3.1. При возникновении пожара (вид открытого пламени, запах гари, задымление) немедленно сообщить работнику школы-интерната.
3.2. При опасности пожара находиться возле учителя, строго выполнять его распоряжения.
3.3. Не поддаваться панике. Внимательно слушать оповещение по школе-интернату и действовать согласно указаниям работников школы-интерната.
3.4. По команде учителя надеть ватно-марлевую повязку и эвакуироваться из здания в соответствии с определённым порядком. При этом не бежать, не мешать своим товарищам, помогать малышам и одноклассникам.
3.5. При выходе из здания находиться в месте, указанном учителем.
3.6. Внимание! Без разрешения администрации и педагогических работников школы-интернатаобучающимся не разрешается участвовать в пожаротушении здания и эвакуации его имущества.
3.7. Обо всех причинённых травмах (раны, порезы, ушибы, ожоги и т.д.) обучающиеся и их одноклассники обязаны немедленно сообщить учителю.
Приложение 2, Знаки пожарной безопасности
Запрещающие знаки
Эти знаки предназначены для запрещения определенных действий. Запрещающие знаки представляют собой круг белого цвета с красной каймой по контуру и символическим изображением черного цвета на внутреннем поле, перечеркнутом слева сверху направо вниз красной полосой под углом 45 градусов.
Изображение
Название знака
Запрещается курить
Использовать, когда курение может стать причиной пожара.
На дверях и стенах помещений, участках, где имеются горючие и легковоспламеняющиеся вещества, или в помещениях, где курить запрещается.
Запрещается пользоваться открытым огнем и курить
Использовать, когда открытый огонь и курение могут стать причиной пожара. На входных дверях, стенах помещений, участках, рабочих местах, емкостях, производственной таре.
Проход запрещен
У входа в опасные зоны, помещения, участки и др.
Запрещается тушить водой
В местах расположения электрооборудования, складах и других местах, где нельзя применять воду при тушении горения или пожара.
Запрещается загромождать проходы и (или) складировать
На пути эвакуации, у выходов, в местах размещения средств противопожарной защиты, аптечек первой медицинской помощи и других местах.
Запрещается пользоваться лифтом для подъема людей
Предупреждающие знаки
Эти знаки предназначены для предупреждения о возможной опасности. Предупреждающие знаки представляют собой треугольник желтого цвета с черной каймой по контуру и символическим изображением черного цвета на внутреннем поле.
Изображение
Название знака