Школьная функция начальной ступени обучения закладывает фундамент знаний будущего гражданина. Продолжительное время в нашей стране основным назначением школьного образования состояло в том, чтобы привить учащимся обыкновенные знания по чтению, письму, счету, а так же расширить их представления об окружающем мире. Важное место в целостном образовании занимает «Технология». Этот предмет связан с активной интеллектуальной и практической деятельностью. Технологическое образование в современном мире становиться объективно необходимостью. Современный мир нуждается в новом подходе к обучающим функциям общеобразовательной школы.
Образование в нашей начальной школе является основной базой, фундаментом всего последующего обучения. Учителя формируют универсальные учебные действия (УУД), что даёт возможность инициативного благотворного усвоения новых знаний и опыта на основе формирования умений учиться. На таких уроках закладываются качества и осознанность будущего выпускника начальной школы. В свете этой идеи мы считаем, что обучение свойствам и видам бумаги на уроках технологии как нельзя лучше отвечает современным задачам начальной школы.
Самым распространенным искусственным материалом, с которым работают учащиеся младших классов на уроках технологии, всегда была бумага. Из нее можно делать плоские, выпуклые, объемные изделия. Богатая цветовая гамма, относительно невысокая стоимость, доступность самых разнообразных ее видов дают возможность чаще использовать бумагу на уроках технологии. Бумага — это наиболее простой, доступный и легкообрабатываемый материал, но при этом заключающий в себе удивительные возможности для творчества. Использование бумаги проникло во все сферы человеческой жизни. Мы не можем представить повседневную бытовую и профессиональную деятельность человека без её использования, потому что бумага в первую очередь — информация. Электронные носители информации, вошедшие в нашу жизнь, не могут взять на себя все ее функции.
Работа с бумагой, выполнение механических действий с таким материалом, развивает у детей младшего школьного возраста творческое мышление, мелкую моторику кистей рук, логическое мышление, эстетическое восприятие, глазомер и другие необходимые навыки и умения. А если еще учитель будет рассказывать детям на уроках технологии об истории происхождения, видах бумаги, с которой они работают, ее особенностях и механических свойствах у них одновременно будут формироваться и развиваться речь, память и мышление, а так же процесс познания и запоминания действий при их выполнении на практике. Закрепляются все эти навыки при работе с бумагой на уроках, а так же активно используются в бытовых ситуациях.
Использование современных технологий обучения на уроке в основной ...
... педагогической технологии является ученик. 1.2. Инновационные технологии. В своей работе на уроках физики я использую технологии поэлементно и полностью: информационно-коммуникационные технологии, проблемное обучение, игровые технологии, технологии ... информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ... и позволяют организовывать новые виды учебной деятельности. ...
Обучение таким знаниям является целенаправленным педагогическим процесс <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81>ом для организации и мотивации активной учебно-познавательной деятельности учеников школ по овладению знаниями <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, умениями <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5> и навыками <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA> при работе с бумагой, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. С помощью педагога значительно развивается познавательная сфера ребенка, учащиеся научатся распознавать различные виды бумаги, узнают о ее свойствах и механических функциях, что очень пригодится им при дальнейшей жизни в бытовых условиях. К тому же работа, выполненная своими руками это эффективный элемент для развития психики и интеллекта человека, возбуждения его интереса к творчеству и познанию нового.
Все это возможно при постоянном проведении занятий, упражнений, самостоятельной творческой деятельности, поэтапном усложнении знаний по мере приобретения навыка.
Работа с бумагой на уроках технологии формирует индивидуальный творческий потенциал. Это важно еще и потому, что интерес к познанию формируется упражнениями творческого характера. Элементы этих упражнений должны быть внедрены на каждом уроке и переплетаться с учебным материалом. Они влияют на умственную сосредоточенность, повышают интенсивность внимания, мотивируют ребенка к учебному предмету, что не менее важно.
Технологическим обучением и воспитанием будущих граждан из школ занимались преподаватели и ученые, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.В.Луначарский, С.Л.Рубинштейн, Т.М Геронимус, Н.М Комышева, В.В Выгонов, Е.А Лутцева, Н.А Цирулик, Т.Н Проснякова и т.д.
При воспитании личности значимым фактором является трудовая деятельность. Технология нашла своё отражение во ФГОС, что сведетельствует о важности этого предмета в начальной школе.
Цель: Определить круг знаний учащихся 2ого класса о видах и свойствах бумаги и познакомить с некоторыми из них на уроках технологии.
1. Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по проблеме;
2. Выявить знания учеников 2ого класса о видах и свойствах бумаги;
3. Описать опыт учителя по формированию знаний о видах и свойствах бумаги;
4. Проанализировать программу преподаваемой в начальной школе по технологии;
5. Составить несколько конспектов по урокам технологии во 2ом классе, направленных на формирование знаний о видах и свойствах бумаги;
Область исследования:, Объект исследования:
Предмет: Формирование знаний учащихся 2ого класса о видах и свойствах бумаги на уроках технологии.
Проблема исследования:, Гипотеза:
Теоретические — изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ, обобщение;
Моя «Специфика работы с бумагой на х технологии в начальных ...
... именно: Тщательная подготовка учителя к уроку. Глубокие знания содержания учебной программы. Знание свойств, технологию и приемы использования ручных инструментов (при работе с бумагой – ножницы) [9,c.15] Сам же ... усовершенствованные методы и приемы. Е.А. Лутцева выделяет такие виды уроков: 1. Урок – экскурсия. Данный вид урока должен иметь познавательное или исследовательское содержание. Урок ...
- Практические — наблюдение за деятельностью школьников;
- беседа, опрос, тестирование, изучение опыта учителей начальной школы, проведение части уроков по обогащению у учащихся знаний о видах и свойствах бумаги, анализировать полученные результаты.
Работа состоит из введения; теоретической части, включающих в себя четыре параграфа; практической главы, включающей в себя три параграфа; заключения; понятийного аппарата; списка литературы; приложений.
Эксперементальная часть состояла из нескольких этапов: констатирующий, формирующий и контрольный, которые были проведены в ГБОУ школа №626 г. Москва в период с 12.01.16 по 20.04.16. В эксперименте приняли участие 25 учеников 2 «Е» класса.
1.1 История зарождения бумаги и ее использования
Первые листы для записи информации делали совсем не из хлопка, а из папируса (рис.1).
Точно так же, как сегодня в мире используется множество различных сортов бумаги, в древности существовало несколько видов папируса. Каждый тип использовался для различных целей. Очень дешево сделанный грубый папирус использовался торговцами, чтобы обертывать различные предметы. Самые прекрасные и самые дорогие варианты были сохранены для религиозных или литературных работ. К XII веку осуществление производства папируса как материала для письма полностью прекратилось, а его место основательно заняла бумага.[28]
Изначально не человек начал первым делать бумагу из древесины, ее «изобретателями» были осы. Свои гнезда строили из молодых зеленых побегов деревьев, пережёвывали их, при этом отделяя волокна. В слюне насекомого содержится клейкое вещество, благодаря которому получалась клейкая масса. Такой состав идентичен составу бумаги.[48]
Человечество изобрело бумагу — так же природный, популярный и общедоступный материал для письма, который изготовляли изначально из сырья только растительного происхождения. Появление бумаги произвело в человеческом обществе глубокие перемены. Когда-то столетия назад все было совершенно иначе. Бумага стала удобным и не таким дорогостоящим как например, пергамент (рис. 2), материалом, что во многом повлияло на развитие литературы и живописи. Когда научились изготовлять бумагу, люди стали активно приобщаться к знаниям. На бумаге люди обычно излагали свою просьбу, подсчитывали прибыль или убыток, фиксировали необходимые данные и определенные познания.[16]
Таким образом, бумага приобрела значение для письменности, а так же являлась материалом для делового документа и использовалась в быту.
До сих пор человечество не может точно определить, когда была придумана и использоваться бумага. Бесспорно, что историю следует начинать из Китая, в северной провинции этой страны Шэньси есть пещера Баоцяо. В 1957 г. в этой пещере нашли гробницу, в которой были найдены первые куски листов бумаги. Находку исследовали и установили, что она была изготовлена во 2 веке до н.э. С такого открытия началась история возникновения бумаги. Полагалось, что бумага появилась в Китае в 105 г. нового летосчисления.
Её изобретателем стал китайский чиновник Династии Хан Чаи Лунь. В качестве сырья он использовал мякоть тутового дерева (рис. 3).
Такая бумага была очень удобна для письма, а так же использовалась как обёрточный материал. Кроме того, с 6-ого столетия она стала использоваться в качестве туалетной бумаги, хоть такое применение и не казалось приличным. Бумага так же стала использоваться для упаковки чая, чтобы сохранить его аромат, для изготовления бумажных стаканчиков и салфеток. Во времена китайской Династии Сонг (960-1279гг. н. э.) правительство дало приказ произвести первые деньги в мире напечатанные на бумаге. Отсюда начинается история современных банкнот. Однако китайская бумага имела серьезный недостаток — рыхлость, из-за чего краска расплывалась. Кроме того, она была тонкой прозрачной и легко рвалась, писать на ней можно было только с одной стороны.
Бумага история и современность
... и усовершенствовал уже известные способы изготовления бумаги и предложил технологический принцип производства бумаги – образование листового материала из отдельных волокон путём их обезвоживания на сетке ... Дальнейшим шагом в истории развитии бумаги стало ее полное вытеснение из употребления деревянных дощечек в III веке, которые ранее использовались для письма. Бумагу изготавливали нужного размера, ...
С наступлением 2го и 3его веков новой эры бумагу изготовляли из волокон растительного происхождения, и такой материал не был в Китае редким. Нашелся образованный человек, который усовершенствовал и обобщил способ изготовления «тряпичной» бумаги, звали его Цай Лунь. Он открыл основной технологический принцип производства бумаги — образование листового материала из отдельных волокон путём их обезвоживания на сетке из предварительно сильно разбавленной волокнистой массы. Такое значимое для того времени открытие Цай Луня позволило использовать для изготовления бумаги любое сырьё и отходы растительного происхождения; лубяные волокна тутового дерева и ивы, побеги бамбука, солому, траву, мох, водоросли, всякое тряпьё, конопляные очёсы, паклю.
В 3 веке такая бумага полностью искоренила употребление деревянных дощечек и других способов, используемых для письма. Бумагу научились изготавливать любого цвета, размера формата, цвета, веса, а так же пропитывали специальными веществами что бы не поели насекомые. В этой стране бумага могла храниться очень долго. Стали изготовляли из бумаги всевозможные украшения, зонты, веера, она даже заменяла стекла в окнах. Особые сорта бумаги позволяли делать носовые платки и одежду, фонари, коробки, ширмы и подвижные перегородки для комнат.[2]
В начале 9 века в Китае появились «летающие монеты» — так называли бумажные деньги (рис. 1).
Достоинства денежных знаков изготавливались на бумаге и требовали точной и тонкой работы. Каждая ассигнация владельца была со своим именем и печатью, которые ставили специально уполномоченные чиновники.
Рис. 1
Но законную силу ассигнация приобретала только после того, когда на ней появлялась большая красная печать хана. Тщательно отделанную бумагу на просвет можно было разглядеть следы нитей сита, бумажные поры. Основываясь на этом свойстве, на европейской бумаге с конца XIII века стали делать водяной знак на бумаге. Оставляли след плоской фигуры, закрепленной на сите.[12]
Распространение бумаги за пределы Китая было сложным, китайцы отказывались разделить свои тайны с другими народами. Японцы впервые познакомились с бумагой в 610 году. И привез ее из Кореи монах- врачеватель. Там Чин из Китая. Привозимой бумаги не хватало, поэтому принц приказал выращивать по всей стране шелковицу и коноплю. Эти растения и раньше культивировались в Японии, но в основном для изготовления тканей. Теперь же японским мастеровым было предписано на основе этих растительных волокон создать бумагу лучшего качества, чем у импортной. Ремесленники приступили к поискам новых рецептов и технологий и добавляли в бумажную массу волокна других растений, кипятили их, промывали, добавляли в раствор древесный уголь, различные клеящие субстанции. И результат не заставил себя ждать. Новые виды бумаги, полученной в Японии, были значительно лучше качеством, чем китайская бумага. В период Нара 710-794 г. в ходу было около 180 типов бумаги, различавшихся плотностью и цветом. С точки зрения буддиста белый цвет означает траур. Очевидно поэтому, для буддийских свитков стали изготавливать красные, синие, желтые и голубые ее сорта.
Технология производства бумаги и картона
... древесине достигает в целлюлозно-бумажной промышленности 90--93 %. бумага картон древесина целлюлоза 2. Сырьевые материалы (полуфабрикаты) для производства бумаги и картона Сырьем для ... бумаги. Волокна мягких пород, наоборот, придают бумаге относительно более высокую прозрачность, плотную структуру и высокие показатели сопротивления разрыву. Основным полуфабрикатом для производства бумаги ...
Бумага вошла в быт японцев как универсальный материал, превратив национальную жизнь и культуру в уникальный образец «бумажной цивилизации <#»908713.files/image002.jpg»>
Рис. 2
Первым в Европе научился у своих завоевателей арабов производить бумагу народ Испании. В городе Касатива была основана бумажная мельница в 1150 году. Производством бумаги высокого качества занимались еще города Валенсия и Толедо. Изначально в качестве растительного сырья использовали хлопок, потом стали перерабатывать из очесов, ветхого белья, спорков, старых канатов и парусов. Это говорит о большом прогрессе в качестве возможности перерабатывать использованный материал.
Человечество до наших дней перерабатывает использованную бумагу.
Бумажное производство в период времени совершенствовалось и постепенно механизировалось. Открытие нового способа принадлежало саксонскому ткачу Ф. Дж. Келлеру в 1845 г. Келлер стал стачивать доску. В корытце под точильным камнем остался сгусток серо-желтой массы. Келлер собрал ее в сосуд и разбавил водой. При взбалтывании часть густой жидкости пролилась на скатерть. Образовалось расплывчатое пятно. Келлер хотел удалить его, но увидел, что вода впиталась и на скатерти остался тонкий слой волокна. Подождав, пока масса немного затвердеет, Келлер аккуратно снял волокнистое образование и высушил его между прокладками. Получилось нечто похожее на бумажную отливку. Этот случай убедил Келлера в том, что из дерева можно делать бумагу. Он все делал сам из подручных средств — смастерил ванну, для древесной массы, сам приспособил к ней точильный камень, приспособил устройство для прижима к камню заготовок древесины. Но Келлера ждало разочарование. Бумага из дерева, которою он изготовил, оказалась грубой, жесткой, ломкой. Она совершенно не годилась ни для письма, ни даже для хозяйственных надобностей. Однако неудача не сломила воли изобретателя. Он продолжал свои опыты. Он добавил к древесной массе тряпичную массу. Смешав два этих материала, он получил хорошую прочную бумагу. Оказалось что, хрупкие и жесткие волокна древесной массы не могут самостоятельно образовать бумажный лист достаточной прочности. Тряпичные волокна, более длинные и эластичные, переплелись с древесными и создали надежную прочную структуру. [48]
Затем наука химия позволила не только выделить из древесины ее наиболее ценное вещество — целлюлозу, но и помогла обработать и облагородить этот полуфабрикат, открыла дорогу для самого широкого его использования. Благодаря химии целлюлоза стала универсальным исходным материалом для множества непохожих одна на другую вещей. Из целлюлозы изготавливают продукцию 60 тыс. наименований. Ее используют все отрасли народного хозяйства.
Экономические основы и технология производства бумаги и картона
... промышленности 90--93 %. 2. Сырьевые материалы (полуфабрикаты) для производства бумаги и картона Сырьем для изготовления разных ... называют электроизоляционным картоном. Актуальность написания данной работы обусловлена двумя основными причинами бурного развития ... печати, но и в различных областях народного хозяйства: химической, электро-, радиотехнической, пищевой, строительной и других отраслей. Бумага ...
Мощный импульс развитию бумажного дела в России был дан в XVIII веке. Петр I задумал построить отечественные бумажные мануфактуры. Русскими мастерами на Петербургском литейном заводе и в 1916 году построена первая бумагоделательная машина, затем ее существенно совершенствовали в ней были полностью воплощены передовые принципы производственного процесса -непрерывность и автоматичность.
Бумага всё стремительнее завоёвывает различные области техники. Сегодня бумага бывает огнестойкой, изготовляют не пропускающую газы, пары, влагу, кислотам. Она успешно заменяет дерево, мрамор, железо, камень.
«зелёных» технологий Сигеру Бан, построил на юге Франции мост из бумаги (рис. 6).
В США близи Филадельфии работает завод по изготовлению жилых бумажно-картонных домов. Стены делают из двухслойного гофрированного картона, а детали оконных рам, дверей, крыш прессуются их бумаги. [2] Хина Аояма, мастерица жанра «paper art», японка по национальности с помощью ножниц создает необыкновенное бумажное кружево.
Когда-то цемент переправляли в бочках из дерева. Сегодня его засыпают в бумажные мешки, которые делают из прочной сульфатной целлюлозы. Они компактнее и занимают меньше места, легче и дешевле. Выпускают из бумаги и такие мешки, в которые можно класть овощи и спокойно оставлять их надолго под дождём или на снегу. Во многих странах в бумажные мешки стали собирать мусор. Это намного удобнее и гигиеничнее, чем пользоваться более привычной металлической или пластмассовой тарой — бочками, вёдрами, мешках не разлагаются потому, что через бумагу непрерывно поступает воздух, они не нагреваются. Мешки с мусором сжигают, зарывают в землю или отправляют на переработку. В отличии от целофанового пакета бумажный не приносит вреда окружающей среде.
Современная мебель тоже имеет отношение к бумаге. Сегодня из бумаги создают даже её. Бумажные столы, стулья, этажерки, кресла легкие и удобные. Из бумаги шьют бельё и одежду. Бумага, из которой делают бельё и одежду, не похожа на обыкновенную. На ощупь она напоминает хлопчатобумажную ткань или шелковистую пушистую шерсть — для зимней одежды. Бумажную ткань можно сделать даже непромокаемой.
Уже много лет в Швеции вырабатывают одеяла, состоящие из 10-30 слоёв эластичной крепированной бумаги, вложенные в пододеяльник из льняной или хлопчатобумажной ткани. Под таким одеялом не замёрзнешь и в холодной комнате. Бумага, пропитанная особым химическим составом, сохраняет серебро от потускнения и потемнения в течение полугода. Из нее делают тарелочки, стаканчики, бутылки. Они дешевые, удобные, гигиеничные и пользуются заслуженным успехом у потребителя. Из особых сортов бумаги изготавливают моющиеся обои, самоклеящиеся обои.
Для фильтрации различных растворов в фармацевтической практике используют бумагу. Около 400 разных изделий для фармацевтической промышленности изготавливают сегодня из бумаги. Существует бумага даже с лечебными свойствами. Известен противовирусный протирочный материал, содержащий бумажную основу с лекарственным препаратом, введенным в бумажную основу, а так же бумажная гигиеническая салфетка, содержащая бумажную основу и пропитанное лекарственным средством. [46] Какой материал для творчества может быть столь экологичным и недорогим, плотным и одновременно податливым, лёгким и выразительным, как обыкновенная бумага? Джефф Нишинака создал самый дорогой шедевр из белой бумаги, работа мастера была продана за 64 000 фунтов стерлингов гостинице «АНА» в Токио. И, пожалуй, масштабная скульптура стоила того взгляните на эту усыпанную плодами яблоню, птиц, траву, злаки и цветы! (рис. 8), настолько мастерски создают из неё скульптуры, что хочется протянуть руку и прикоснуться, чтобы на ощупь удостовериться в шероховатой текстуре белой целлюлозы.
Производство бумаги реферат для детей
... и эластичные хвойной образуют массу, из которой получают бумагу с хорошими свойствами. Технологическая схема производства бумаги (картона) состоит из следующих процессов: приготовления бумажной массы, ... массе. Поверхностную проклейку осуществляют нанесением крахмального или животного клея на поверхность готовой бумаги. Применяется она для производства некоторых специальных высокосортных видов ...
рис. 8
Супруги Аллен и Пэтти Экман выбрали иной путь — их творения действительно трехмерны и «отливаются» из белой целлюлозы и хлопка. Точнее сказать, талантливые художники прессуют руками влажный материал и закладывают его в форму-заготовку (рис.9).
рис. 9
А вот Канадский художник из Торонто Келвин Николс создаёт свои бумажные скульптуры с любовью к фауне нашей планеты в разноцветных рамках оживают монохромные медведи и дикие кошки, хамелеоны и обезьяны.(рис. 10) Для создания реалистичных скульптурных потретов Келвин использует только бумагу, скальпель и клей. Сначала он создаёт чертёж, по которому вырезает детали
рис. 10
композиции, а затем монтирует их в оправу.
Дома без стен и кафедральные соборы из картона — современный архитектор из Японии Шигеру Бан создаёт революционную для 21 века архитектуру (рис.11).
Бумага, используемая архитектором во многих его проектах в качестве одновременно лёгкой и прочной основы, это экономичный и долговечный материал, позволяющий создавать необычные формы. Верх архитектурного искусства библиотека поэта Library of a Poet — это первое постоянное сооружение из картонных труб, созданное Шигеру Баном ещё в 1991 году (рис. 12).
Проект этого сооружения не предусматривает каких-либо стальных деталей, конструктивным элементом строения являются потолочные полки из дерева. Атмосфера этого здания обладает особой поэтической силой: ведь бумага здесь служит не только строительным элементом, но и по существу той нитью, которая связывает само здание библиотеки с книгами и близлежащим лесом.
Сегодня бумага доступна каждому, а процесс ее производства значительно упростился. Но при грандиозном развитии машинного производства бумаги до сих пор сохранилось производство бумаги ручным способом, особенно для выработки дорогих сортов, идущих для тонких рисунков акварелью и печатания роскошных изданий с гравюрами. Как мы видим, прогресс производства бумаги не стоит на месте. Бумагу используют в целях:
- Промышленности (упаковочные материалы)
- Канцелярии (офисная бумага, тетради)
- Бытовых нужд (салфетки, бумажные полотенца)
Даже в эпоху электронных рабочих столов и документов бумага не теряет своей актуальности. Бумага сегодня — это самый многофункциональный материал. Такая привычная и обычная бумага лежит в основе множества необходимых и культовых вещей.
Бумага представляет собой тонкий слой, состоящий большей частью из предварительно размолотых растительных или синтетических волокон, беспорядочно переплетенных между собой и связанных водородными связями и проклеивающим веществом. Свойства бумаги — её качество. Они влияют на выбор вида бумаги для выполнения различных художественно- оформительских и творческих работ. Мы пользуемся дешевой бумагой, например, для набросков с заниженными качественными показателями. Именно ее требуется больше всего. Для чистовых работ большей части задач подходят более благородные ее виды и устойчивые к внешним факторам
Технология высококачественного окрашивания поверхностей водоэмульсионными ...
... составами окрашивают оштукатуренные, бетонные поверхности. А также поверхности отделанные листами сухой штукатурки. Обои структурные предназначенные под окраску. Нельзя совершенствовать технологию малярных работ без механизации ... поры, позволяет достичь хорошего сцепления с поверхностью. Грунтовка для внутренних работ позволяет достичь высокой прочности и долговечности итогового покрытия и удешевить ...
Бумага делится на виды:
— Дизайнерская бумага — бумага разной плотности, толщины, цвета и фактуры, предназначена для воплощения различных художественных замыслов. Существует огромное количество вариантов дизайнерской бумаги, их задача — сделать процесс творчества максимально разнообразным и выразительным. Этот вид нам наиболее интересен, так как работать придется чаще всего именно с ним. Как вы поняли, в этот вид мы отнесли и бумагу для рисования, черчения, цветную бумагу, бумагу для набросков.
- Картон (от фр. carton <
- ит. cartone, от carta — бумага) — плотный древесноволокнистый материал толщиной от 0,5 мм (условно от 250 г/м2), изготавливаемый подобно бумаге из древесной массы, целлюлозы, макулатуры и пр. Применяются также синтетические и минеральные волокна. Картон используется для изготовления переплетных крышек, футляров книг, беловых изделий, некоторых печатных изданий и упаковки. Понятно, что в оформительских работах картон применяется для изготовления макетов, трафаретов и полноценных декоративных элементов и изделий.
— Обойная бумага — применяется для изготовления обоев разных сортов — непосредственно печатаемых на обойно-печатных машинах, для обоев, рисунки которых печатаются после грунтовки, для обоев с тиснением. Нам в оформлении интерьеров может пригодится. Кроме того в быстрых оформлениях выставок или сцен станет приемлемым и дешевым материалом.
Разделяют бумагу на книжно-журнальную, газетную, санитарно- гигиеническую, синтетическую, обложечную, самокопирующую, документную и упаковочную. Бумага может быть:
- Фальцованная — особым образом перфорированная бумага, предназначенная для использования в некоторых типах печатных устройств, в частности, матричных и барабанных принтерах.
- Мелованная бумага — высококачественная бумага, используемая для производства глянцевых журналов, презентационных каталогов, буклетов и других материалов, для которых важна яркость красок и приятный внешний вид.
- Копировальная бумага, копирка — тонкая бумага с нанесённым на одну из сторон красящим слоем, предназначенная для получения копии документа при письме или рисовании карандашом, шариковой ручкой
Качество бумаги определяется:
- физическими,
- химическими,
- электростатическими свойствами,
- отделкой.
Разберем физические свойства бумаги.
Плотность (в г/м2) − копировальные аппараты и принтеры лучше всего работают с бумагой плотностью 80 − 90 г/м2, хотя большинство современных аппаратов способно работать с бумагой различных плотностей. Для печати обычного текста я использую бумагу с плотностью 80 г/м2, но для печати обложек − более плотную бумагу, например, 120 г/м2. Материалы для ученика в постоянном ходу, долговечность и износостойкость определяется плотностью.
Изготовление печатей и штампов
... элементов мастикой, а иногда из-за неравномерного давления печати или штампа на поверхность документа. Изготовление печатей и штампов с помощью ручного набора наиболее старый способ и, ... каучуковые печати часто называют мастичными печатями. Для штрихов оттисков каучуковых печатей и штампов характерны признаки плоской печати, а именно: отсутствие рельефности (натиска) на бумаге; красящее вещество ...
Толщина (в мкм) − понятно, что будет напрямую зависеть от плотности и прессования бумаги. Если мы рассмотрим стандартный формат А4, то ясно, что чем выше толщина, тем более жесткой является бумага.
Жесткость − это сопротивление изгибающему усилию. Жесткая бумага хуже гнется, плохо подается, при застревании в принтере будут проблемы по извлечению. Часто бумага, плотность которой ниже 60 г/м2, имеет недостаточную жесткость. Такая бумага может смяться в аппарате и привести к застреванию или пропуску подачи.
Если использовать двустороннюю печать, то становится важным еще одно свойство бумаги − непрозрачность (в %).
Прозрачность также зависит от плотности бумаги. Менее плотная бумага − прозрачнее более плотной.
Бумага бывает шероховатой и гладкой. Если Вы печатаете изображения, то выбор бумаги по этому типу становится актуальным. Тонер может осыпаться с шероховатой бумаги, неправильно закрепляться, что вызывает массу неприятных ощущений при использовании.
Важным фактором является влажность (в %) бумаги. Оптимальное значение влажности бумаги равно 4,5 %. В основном, если влажность бумаги превышает 5,3 %, скручивание бумаги неизбежно. Влажность влияет на электрическое сопротивление бумаги, это влияет на скручивание бумаги. Вы обращали внимание на то, что при выходе напечатанного листа бумаги, лист скручивается? Вот тогда Вы вспомните о влажности. После процесса печати, качественная бумага не должна прогибаться. На деформацию бумаги, скручиваемость, прогиб влияет содержание влаги в самой бумаге, воздействие высоких температур, и давление. Влага должна быть однородно распределена по всей пачке. Во время хранения нельзя допускать, чтобы влажность бумаги в пачке изменялась. Для поддержания правильного уровня влажности бумагу упаковывают во влагостойкий упаковочный материал. Лучше всего работающие в печатающих системах бумаги почти не имеют остаточного прогиба после процесса печати. В процессе пробной печати вы быстро поймете, насколько сильно изгибается после печати каждая конкретная бумага. Пробная печать − это наилучший тест для бумаги. Слишком сильно изогнутая бумага застревает в аппарате и устройствах послепечатной обработки.
Яркость бумаги влияет на контраст между изображением и самой бумагой, это влияет на комфорт при чтении документа.
Трение бумаги о бумагу. При подаче и укладке необходимо, чтобы листы бумаги легко отделялись друг от друга. Коэффициент трения между соседними листами пачки для надежности работы аппаратов с фрикционным механизмом подачи должен иметь определенное значение. Если сила трения слишком велика или слишком мала, возрастает вероятность пропусков при подаче (знакомое явление), одновременной подачи нескольких листов и замятие бумаги.
Основные свойства бумаги:
1. белизна;
2. гладкость;
3. упругоэластичность;
4. пластичность;
5. впитываемость;
6. незасоренность;
7. непрозрачность;
8. прочность поверхностного слоя;
9. плоскостность.
Печатные свойства бумаги определяют ее поведение до печати (т.е. прохождение через бумагопроводящую систему печатной машины), во время печати (взаимодействие бумаги с печатной краской и процесс закрепления изображения) и после печати (операции фальцовки, брошюровки, подрезки, а также эксплуатационные характеристики готовой продукции).
Показатели качества бумаги, определяющие ее печатные свойства, они могут быть объединены в следующие группы:
- геометрические: гладкость, толщина и масса 1 м2, плотность и пористость;
- оптические: белизна, непрозрачность, лоск (глянец);
- показатели однородности структуры бумаги: равномерность просвета, разносторонность;
- механические (прочностные и деформационные): прочность поверхности к выщипыванию, разрывная длина или прочность на разрыв, прочность на излом, влагопрочность, мягкость и упругость при сжатии и т.д.;
- сорбционные: гидрофобность — стойкость к действию воды,
впитывающая способность растворителей печатных красок.
Все эти показатели имеют тесную зависимость друг от друга. Степень их влияния на оценку свойств бумаги различна для различных способов применения. Бумагу часто классифицируют по степени отделки поверхности. Это может быть бумага без отделки — матовая, бумага машинной гладкости и глазированная (иначе каландированная) бумага, которую дополнительно обрабатывали в суперкаландрах для придания ей высокой плотности и гладкости.
Гладкость характеризует состояние поверхности бумаги, обусловленное механической отделкой, и определяет внешний вид бумаги — шероховатая бумага, как правило, на вид малопривлекательна. Гладкость важна для писчих видов бумаги, для печатных бумаг, а также при склейке бумаги.
Кроме того, гладкость бумаги, то есть микрорельеф, микрогеометрия ее поверхности определяет «разрешающую способность» бумаги — ее способность передавать без разрывов и искажений тончайшие красочные линии, точки и их комбинации. Это одно из важнейших печатных свойств бумаги. Чем выше гладкость бумаги, тем лучше контакт между ее поверхностью и печатной формой, тем меньшее давление нужно приложить при печатании и тем выше качество изображения. Гладкость бумаги определяется в секундах с помощью пневматических приборов или с помощью профилограмм, дающих наглядное представление о характере поверхности бумаги. Различные способы печати предъявляют к бумаге различные требования по гладкости. Так каландрированная типографская бумага должна иметь гладкость от 100 до 250 сек., а офсетная бумага той же степени отделки может иметь гладкость гораздо ниже — 80-150 сек. Бумага для глубокой печати отличается повышенной гладкостью, которая составляет от 300 до 700 сек. Газетная бумага не может быть гладкой в силу высокой пористости. Существенно улучшает гладкость поверхности нанесение любого покровного слоя — будь то поверхностная проклейка, пигментирование, легкое или простое мелование, оно в свою очередь, может быть различным: односторонним и двухсторонним.[48]
Поверхностная проклейка — это нанесение на поверхность бумаги тонкого слоя проклеивающих веществ (масса покрытия составляет до 6 г/м2) с целью обеспечения высокой прочности поверхности бумаги, предохраняющей ее от выщипывания отдельных волокон липкими красками, а также для уменьшения деформации бумаги при увлажнении для обеспечения точного совпадения красок в процессе многокрасочной печати. Особенно это важно для офсетной и литографской печати, когда бумага подвергается увлажнению водой в процессе печати.
Пигментирование и мелование бумаги отличается только массой наносимого покрытия. Так считается, что масса покровного слоя в пигментированных бумагах не превышает 14 г/м2, а в мелованных бумагах достигает 40 г/м2. Меловой слой отличается высокой степенью белизны и гладкости. Высокая гладкость — одна из наиболее важных характеристик мелованных бумаг. Их гладкость достигает 1000 сек. и более, а высота рельефа не превышает 1 мкм. Показатель гладкости не только обеспечивает оптимальное взаимодействие бумаги и краски, но улучшает оптические свойства поверхности, воспринимающей красочное изображение. Высокая гладкость мелованной бумаги позволяет вести печать с хорошей пропечаткой при малых толщинах красочного слоя.[28]
Обратной величиной гладкости является шероховатость, которая измеряется в микрометрах. Она напрямую характеризует микрорельеф поверхности бумаги. Как правило, в технических спецификациях бумаги указывают одну из двух этих величин.
Важной геометрической характеристикой бумаги, наряду с толщиной и массой 1 м2, является пухлость. Она характеризует степень спрессованности бумаги и очень тесно связана с такой оптической характеристикой, как непрозрачность. Т.е., чем пухлее бумага, тем она более непрозрачна при равном граммаже. Пухлость измеряется в см3/г. Пухлость печатных бумаг колеблется, в среднем, от 2 см3/г (для рыхлых, пористых) до 0,73 см3/г (для высокоплотных каландрированных бумаг).
Пористость непосредственно влияет на впитывающую способность бумаги, т.е. на ее способность воспринимать печатную краску и вполне может служить характеристикой структуры бумаги. Бумага является пористо-капиллярным материалом, при этом различают макро — и микропористость. Макропоры, или капилляры, — мельчайшие пространства неопределенной формы, пронизывающие покровный слой мелованных бумаг, а также образующиеся между частичками наполнителя или между ними и стенками целлюлозных волокон у немелованных бумаг. Капилляры есть и внутри целлюлозных волокон. Все немелованные, не слишком уплотненные бумаги, например, газетная — макропористые. Общий объем пор в таких бумагах достигает 60% и более, а средний радиус пор составляет около 0,16-0,18 мкм. Такие бумаги хорошо впитывают краску, благодаря своей рыхлой структуре, т.е. сильноразвитой внутренней поверхности. [46]
Мелованные бумаги относятся к микропористым, иначе капиллярным бумагам. Они тоже хорошо впитывают краску, но уже под действием сил капиллярного давления. Здесь пористость составляет всего лишь 30 %, а размер пор не превышает 0,03 мкм. Остальные бумаги занимают промежуточное положение.
Механическая прочность — одно из основных и важнейших свойств большинства видов бумаги и картона. Стандарты на печатные виды бумаг предусматривают определенные требования к механической прочности на разрыв. Эти требования определяются возможностью выработки на современных быстроходных машинах печатных видов бумаги без обрывов, с последующим пропуском ее через быстроходные перемотно-резательные станки и с дальнейшим ее использованием на печатных машинах. Достаточная механическая прочность бумаги должна обеспечивать безостановочную работу печатных машин на полиграфических предприятиях.
В бумажной промышленности сопротивление бумаги разрыву принято характеризовать показателями разрывного груза или разрывной длиной бумаги. Обычная бумага, изготовленная на буммашине, характеризуется различными показателями прочности в машинном и поперечном направлении листа. В машинном направлении она больше, поскольку именно так ориентированы волокна в готовой бумаги. [28]
Прочность бумаги на разрыв зависит не от прочности отдельных компонентов, а от прочности самой структуры бумаги, которая формируется в процессе бумажного производства. Это свойство характеризуется обычно разрывной длиной в метрах или разрывной длиной в метрах или разрывным усилием в ньютонах. Так, для более мягких типографских бумаг разрывная длина составляет не менее 2500 м, а для жестких офсетных это величина возрастает уже 3500 м и выше.
Показатель сопротивления излому тоже является одним из существенных показателей, характеризующих механическую прочность бумаги. Он зависит от длины волокон, из которых образована бумага, от их прочности, гибкости и от сил связи между волокнами. Поэтому наиболее высоким сопротивлением излому отличается бумага, состоящая из длинных, прочных, гибких и крепко связанных между собой волокон. Для печатных видов бумаги это наиболее значимый показатель вследствие их использования в процессе переплетно-брошюровочных работ полиграфического производства.
Показатель качества, как сопротивление продавливанию, вряд ли можно отнести к числу основных. По действующим стандартам он предусматривается для весьма ограниченного количества видов бумаги, но большое значение этот показатель имеет для упаковочно-оберточных бумаг. Этот показатель в некоторой степени связан с показателями разрывного груза бумаги и удлинения ее при разрыве.Для некоторых видов бумаги и картона показатель сопротивления поверхности к истиранию является одним из критериев, определяющих потребительские свойства материала. Это относится к чертежно-рисовальным и картографическим видам бумаги, которые допускают возможность удаления написанного, нарисованного или напечатанного путем подчистки резинкой, лезвием бритвы или ножа без лишнего повреждения поверхности. При этом подобная бумага должна сохранять удовлетворительный внешний вид после повторного нанесения текста или рисунка на стертом месте.
Удлинение бумаги до разрыва, или ее растяжимость, характеризует, как несложно догадаться, способность бумаги растягиваться. Это свойство особенно важно для упаковочной бумаги, мешочной бумаги и картона для производства штампованных изделий (бумажные стаканы), для основы парафинированной бумаги, применяемой для автоматической завертки конфет (так называемой карамельной бумаги).
Мягкость бумаги связана с ее структурой, т.е. с ее плотностью и пористостью. Так, крупнопористая газетная бумага может деформироваться при сжатии до 28%, а у плотной мелованной бумаги деформация сжатия не превышает 6-8%. Для высокой печати важно, чтобы эти деформация были полностью обратимыми, т.е. чтобы после снятия нагрузки бумага полностью восстанавливала первоначальную форму. В противном случае на оттиске видны следы оборотного рельефа, свидетельствующие о том, что в структуре бумаги произошли серьезные изменения. Если же бумага предназначена для отделки тиснением, то целью становится, наоборот, остаточная деформация, а показателем качества является ее необратимость, иначе — устойчивость рельефа тиснения.[48]
Увеличение размеров увлажненного листа бумаги по его ширине и длине, выраженное в процентах по отношению к первоначальным размерам сухого листа, называется линейной деформацией при увлажнении. Значения деформации бумаги при намокании и остаточной деформации являются важными показателями для многих видов бумаги (для офсетной, диаграммной, картографической, для основы фотоподложки, для бумаги с водяными знаками).
Высокие значения этих показателей приводят к не совмещению контуров красок при печати и, как следствие, к получению качественной печати. Однако следует отметить, что в ГОСТе заложены очень жесткие условия испытаний (намокание калиброванной полоски бумаги в течение определенного времени), использование которых для большинства печатных видов бумаги нецелесообразно. Европейские нормы предполагают использование термина «влагорасширение», определяющего изменение линейных размеров полоски бумаги при изменении влажности воздуха от 30 до 80%.
Бумаги, предназначенные для плоской печати, должны иметь минимальную деформацию при увлажнении, т.к. по условиям технологии печатного процесса они соприкасаются увлажненными поверхностями.
Бумага — материал гигроскопичный: при увеличении влажности ее волокна набухают и расширяются — главным образом по диаметру. Бумага теряет форму, коробится и морщится, а при высушивании происходит обратный процесс: Бумага дает усадку, в результате чего меняется формат. Повышенная влажность резко снижает механическую прочность бумаги на разрыв, бумага не выдерживает высоких скоростей печатания и рвется. Изменение влажности бумаги в процессе многокрасочной печати приводит к несовмещению красок и нарушению цветопередачи. [12]
Оптическая яркость — это способность бумаги отражать свет рассеянно и равномерно во всех направлениях. Высокая оптическая яркость для печатных бумаг весьма желательна, т.к. четкость, удобочитаемость издания зависит от контрастности запечатанных и пробельных участков оттиска.
При многокрасочной печати цветочная точность изображения, ее соответствие оригиналу возможны только при печатании на достаточно белой бумаге. Для повышения оптической яркости в дорогие высококачественные бумаги добавляют так называемые оптические отбеливатели — люминофоры, а также синие и фиолетовые красители, устраняющие желтоватый оттенок, присущий целлюлозным волокнам. Этот технологический прием называют подцветкой. Так, печатные бумаги с содержанием древесной массы должны иметь оптическую яркость не менее 72%, а вот газетная бумага может быть не слишком белой: для нее этот показатель составляет в среднем 65%.
Истинная белизна бумаги связана с ее яркостью или абсолютной отражательной эффективностью. Белизна базируется на измерении отражения света белыми или почти белыми бумагами с одной длиной волны и определяется как отношение количеств упавшего и распределено отраженного света [48].
Пожелтение бумаги — это термин, которым условно называют снижение ее белизны от воздействия световых лучей или повышенной температуры. От светового разрушения бумага может быть защищена хранением ее в помещении без окон или с такими окнами, которые закрыты плотными шторами.
Светонепроницаемость — это способность бумаги пропускать лучи света. Свойство непрозрачности бумаги определяется общим количеством пропускаемого света (рассеянного и нерассеянного).
Непрозрачность обычно определяется степенью проникновения изображения в испытываемый материал, помещенный прямо напротив рассматриваемого предмета. Прозрачность определенным образом связана с непрозрачностью, но отличается от нее тем, что определяется количеством света, который проходит без рассеивания. Коэффициент прозрачности является лучшей оценкой высокопрозрачных материалов, тогда как измерение непрозрачности более пригодно для относительно непрозрачных бумаг.
Лоск (глянец) является свойством бумаги, выражающим степень лощености, глянца или способности поверхности отражать падающий на нее свет. Этот показатель можно рассматривать, как свойство поверхности бумаги отражать свет под данным углом. Таким образом, лоск (глянец) можно охарактеризовать как отношение количества света, отраженного в зеркальном направлении, к количеству упавшего света.
Обычно с повышением гладкости лоск тоже увеличивается, однако эта связь неоднозначна. Следует помнить, что гладкость определяется механическим способом, а лоск — это оптическая характеристика. Глянец глазированной бумаги может составлять 75-80%, а матовой — до 30%.[46]
Влагопрочность, или прочность во влажном состоянии, — еще один важный параметр большинства бумаг, который особенно критичен для бумаги, изготовленной на быстрых бумагоделательных машинах, т.к. должна обеспечиваться бесперебойная работа буммашины при переходе бумажного полотна из одной секции машины в другую. О влагопрочности бумаги судят по степени сохранения ею во влажном состоянии первоначальной прочности (до ее увлажнения, находясь в воздушно-сухом состоянии).
Влагостойкость бумаги может быть повышена двумя способами: либо в состав бумажной массы при изготовлении добавляют гидрофобные вещества (проклейка в массе), либо проклеивающие вещества наносятся на поверхность уже готовой бумаги (поверхностная проклейка).
Соотношение целлюлозы и воды является наиболее важным фактором в химии бумаги. Количество воды, содержащейся в отдельных волокнах, влияет на их прочность, эластичность и на бумагообразующие свойства. Содержание влаги в бумаге влияет на ее вес, прочность, неизменяемость, устойчивость размеров и на электрические свойства. Влажность имеет важное значение при каландрировании, печатании, покрытии и пропитке.
Зольность бумаги зависит от количественного содержания наполнителей в ее композиции. Бумага высокой прочности должна иметь низкое содержание золы, поскольку минеральные вещества уменьшают прочность бумаги. Высокое содержание золы нежелательно в таких видах бумаг, как фотографические, электро-изоляционные, фильтровальные [48].
Из выше сказанного мы узнали, что свойства бумаги выделяют четыре вида: геометрические, оптические, механические и сорбционные. Многообразие видов и свойств бумаги важны и используются в зависимости от ее применения и назначения. Правильный выбор бумаги по её свойствам позволяет получить необходимое качество конкретной творческой продукции. Для этого необходимо обращать внимание учащихся во время практической работы и сформировать знания что бы определять виды и свойства используемой бумаги.
Термин «технология» получился от соединения двух корней: древнегреческого «техно» — «искусство, ремесло, наука» и «лотос» — «слово, понятие. Мысль, разум». Таким образом, содержание понятия «технология» определяется в словарях:
1) Как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств и формы сырья, материала или полуфабриката;
2) Как наука, исследующая эти методы;
3) Как часть общего производственного процесса;
4) Как способ постадийного воплощения в жизнь идеи или замысла.
В узком смысле — это технологические процессы, сами операции, являющиеся составными частями производственных процессов. Понятие
«технология» применительно к конкретным урокам, на которых изучается процесс придумывания и изготовления изделий несколько уже, поскольку понимается как совокупность обработочных операций, в результате выполнения которых ученик изготавливает изделие.
Согласно новому ФГОС начального общего образования введены требования к условиям организации основной образовательно программы, которые представляют собой систему требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.
Основные задачи ФГОС по реализации содержания предмета «технология» — это формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.[47]
Для реализации содержания технологической подготовки младших школьников мы определили следующую программу: «Школа 21 века» Технология — Лутцева Е.А. Рабочая программа по курсу «Технология» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по технологии [44]
Цель своего курса автор определил как общее развитие, включающее совокупность физического развития (мелкая моторика) и психического развития (мышление, речь, чувства, воля, зрительно пространственное восприятие, творческое воображение).
В своей программе автор детально обосновывает благотворное влияние физических действий пальцами на организм ребенка, особо выделяет значение процесса изготовления каждой поделки. Курс носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Общие закономерности, лежащие в основе любого вида человеческой деятельности, являются сутью понятия “технологичность” и “технология” и отражаются в отдельных видах этой деятельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.[43]
Методическая основа курса — организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. В репродуктивном ключе строится только освоение технологических приемов и операций. Умение открывать знания и пользоваться различного рода источниками информации для жизни гораздо важнее, чем просто запоминать и накапливать знания. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки своего учебного труда: знаю, понимаю, могу.
Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.[36]
Исходя из сказанного, курс предполагает решение следующих задач:
- развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;
- развитие умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повторения образца до воплощения собственного замысла;
- развитие умений планирования, последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
- знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;
- знакомство с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного творчества.
Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: и точное повторение образца, представленного в натуральном виде или в виде рисунка, схемы, чертежа; и выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике (например, иллюстрация стихотворения).
Каждый из этих видов работы предполагает различную психическую деятельность на этапе ориентировки в задании. При повторении образца ребенок «фотографирует» его с помощью зрения и осязания, перерабатывает в сознании и затем воспроизводит. Программа предусматривает такие типы заданий: выполнение изделия в технике «оригами», склеивание из геометрических фигур, техническое моделирование и т.д.
При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Учитель может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Подчеркнем, что художественной деятельности на уроках ручного труда придаем особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей. При изготовлении объектов используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, фольга, так называемые бросовые материалы (обертки от конфет, шоколада, мыла, красочные страницы журналов, пакеты из металлизированной бумаги, картонные коробочки, пластиковые баночки и т.д.).[40]
В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости. Важно для развития ребенка и многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани. Она может быть плоской, рельефной, объемной, контурной. С другой стороны, для развития детей имеет значение выделение одинаковых приемов в работе с различными материалами: бумагу можно рвать, резать, намочить, смять и т.д. Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов в одном изделии (коллаж).
Сопоставление способов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию.
В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, ремесел. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, оригами, макраме, коллаж, папье-маше, мозаика).
Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.[44] В органической связи с выполнением изделий ученики познают некоторые физические и технические закономерности. Так, при изготовлении технических моделей учитель обращает внимание учеников на свойства изготовленных ими объектов и подводит их к пониманию физических явлений, обусловливающих эти свойства: почему вертушка вертится? почему самолет пикирует?
Программа предусматривает широкий спектр используемых бумажных изделий. В содержание программы входит вид художественной техники — аппликация, которая представлена в разделе «Моделирование и конструирование».
В этой программе на уроках технологии для работы с бумагой детям 2ого класса выделяется 18 часов, из них 4 часа работы с аппликациями куда входят:
- Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе;
- Плоская аппликация из ткани на бумажной основе;
- Объемная аппликация из бумаги или природных материалов на бумажной или картонной основе;
- Комбинирование в одной работе различных материалов. Коллаж.
В качестве методических оснований в программе предлагается часть обширной технико-технологической информации переносить из уроков- практикумов в уроки-опыты.
Главной задачей учителя должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в его содержании. Методическое решение этой проблемы состоит в том, что нужно как можно меньше объяснять учащимся, лучше вовлекать их в обсуждение, не перегружать урок новыми сведениями, не торопить детей, не стремиться сразу на помощь, если у ребенка что-то не получается.
Структурно программу можно построить не по видам обрабатываемых материалов, а по компонентам деятельности. Программа рассчитана: 2 кл.- на 60 ч.
Санитарные нормы предписывают:
«На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Недопустимо на уроке выполнение одного вида деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы, если она длится весь урок.
Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном для учащихся 2х классов — 5 — 7 минут.[43]
Программа призвана сформировать у школьника умение самостоятельно ориентироваться в любом задании. Учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира, в котором школьнику отводится активная роль преобразователя. Предполагает широкое использование уроков-опытов, уроков-игр, киноуроков, расширена доля самостоятельной практической работы ребенка без помощи учителя.
Таким образом, уроки технологии являются неотъемлемой частью начального образования и обеспечены различными программами, соответствующие новым ФГОС стандартам.
На основе выше сказанного мы определили дальнейшую работу по формированию на уроках технологи у учащихся знаний о видах и свойствах бумаги. Программа представляет собой интегрированные образовательные среды, ориентируемые на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры. В отличие от традиционного подхода к учебному предмету «Технологии”, данный курс закладывает основы гуманизации и гуманитаризации, технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико- технологическими знаниями умениями и навыками.
Изготовление игрушек, поделок из бумаги и картона — технология кропотливая, увлекательная и очень приятная. На важность использования бумаги в деятельности ребенка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что материалы (бумага глина, дерево, и т.д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке — материал есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии»(Иллюстрация).
Изготовление поделок и аппликаций требует от ребенка ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, это очень важно.[15]
Ручная сборка способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий (Иллюстрация).
Технология с различными видами бумаги оказывает большое внимание на умственное развитие учащихся, на развитие их мышления, внимания. Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения.
Технология по изготовлению поделок и аппликаций из бумаги способствует развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление аппликации требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.[4]
Формирование у учащихся практических умений по обработке данных материалов осуществляется в процессе изготовления изделий, таких как аппликация. С дошкольного периода детям известны приемы резания бумаги ножницами, соединения деталей клеем. В начальной школе учащиеся расширяют знания и осваивают умений по разметке деталей из бумаги сгибанием по шаблону, с помощью измерительных инструментов, приемы резания плотной бумаги ножом, различные способы оформления изделий аппликацией, окрашиванием, с использованием других видов материалов.
Большинство уроков технологии в начальных классах посвящены работе с бумагой. Бумага сами по себе — кладовые фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.[15]
Пополнение и систематизация знаний учащихся о видах бумаги, их отличительных свойствах способствует специально организуемые учителем наблюдения, беседы, простейшие опыты и лабораторные работы. Подобная, пусть еще очень элементарная, исследовательская деятельность учащихся по изучению свойств обрабатываемых материалов помогает детям более сознательно подходить к процессу конструирования и изготовления изделий, выбор материалов для практических работ, правильному использованию этих материалов при изготовлении деталей изделий.[5]
В процессе всей этой познавательной деятельности учащихся узнают, что человек научился придавать различным материалам нужные ему свойства, например: делать бумагу более или менее плотной или гладкой. Свойства бумаги обычно классифицируется, объединяясь в группы по разным признакам. В вопросах ознакомления младших школьников с важнейшими элементарными свойствами бумаги нет необходимости в усвоении подробной и точной классификации всех свойств, равно как можно допустить и некоторые упрощения в определениях и практических характеристиках этих свойств.
Большое место в организации деятельности учащихся на уроках по работе с бумагой и выработке навыков трудовой культуры занимают
«Правила рабочего человека»:[18]
каждый работает за своим рабочим столом;
- прежде чем начать работу, правильно подготовить рабочее место;
- во время работы держи рабочее место в порядке;
- береги инструменты и материалы;
- всегда думай, как сделать работу лучше, быстрее и аккуратней;
- кончил работу — убери рабочее место быстро и аккуратно.
Повседневная работа учителя по данным «Правилам» повышает познавательные и воспитательные результаты уроков технологии.
Разбирая новые наборы бумаги для работы, дети с удовольствием рассматривают их, а на вопрос, чем листы отличаются друг от друга, чаще всего называют только цвет, поскольку не было задание на наблюдение: рассмотреть, чтобы заметить особенности, которыми отличаются друг от друга листочки.
Совершенно очевидно, что ребенок постоянно при изготовлении изделия и без указания учителя замечает каждый раз отдельные физические свойства используемого материала, но иногда мы видим, что ребенок берет первую, попавшуюся под руку красивую заготовку для фона новой детали аппликации, даже если она очень тонкая. Поэтому на уроках мы не только обосновываем выбор для изделия строго определенного вида материала, но и собираем образцы в коллекцию. У детей во 2ом классе в индивидуальной коллекции восемь видов бумаги:
- Аппликационная
- Крепированная
- Альбомная
- Цветной макулатурный картон
- Газетная бумага
- Писчая бумага
- Гофрированная бумага
- Коробочный картон
Например: работая с аппликационной бумагой, окрашенной с одной стороны, желательно использовать как образец кусочек бумаги, окрашенный в массе.[10]
При подведении итогов мы назовем каждую бумажку по имени и будем группировать их по свойствам:
- Физические свойства.
- Цвет
- Размер (листовой, толстый — тонкий)
- Блеск (Блестящий — матовый)
- Прозрачность (прозрачный, не прозрачный)
- Фактура поверхности (гладкий, тисненый, шероховатый, крепированный)
2. Механические свойства.
- Прочность
- Твёрдость, мягкость
- Плотность (плотный — рыхлый)
- Жесткость (гнется, не гнется)
- Хрупкость
- Пластичность (хорошо сгибается, сминается, принимает другую форму)
- Влагопроницаемость
Реальный учебный результат от наблюдений за свойствами материалов для ребенка заключается в глубоком осознании сути предстоящей работы, особенностей операций, правил безопасного использования инструментов.
Например, дети очень любят делить свойства на «плохие» и «хорошие». При правильно построенном обсуждении наблюдаемых свойств дети быстро приходят к выводу, что абсолютно все свойства материалов «хорошие», они задаются при изготовлении, причем именно с учетом того, что для какой цели эти материалы могут быть использованы. Чтобы изготовить какую-либо аппликацию придется руководствоваться не только внешней привлекательностью бумаги.
Припомним, какие трудности возникают у учащихся в связи с нарушением технологии изготовления изделия (аппликации), из бумажных материалов.
Главным образом внешний вид бумажных изделий портится из-за нарушения правил сборки (в данном случае наклеивания) и правил складывания:
1. Фоновая деталь, на которую приклеена мозаичная аппликация, коробится. Некоторые детали аппликации, приклеенные за всю поверхность, не прилегают плотно к основе, они покрыты пузырями.
2. Бумажная полоска после намазывания клеем вдруг скрутилась в кольцо, с ней стало невозможно работать!
3. Очаровательную полосу вырезного орнамента после намазывания клеем вообще не удается поднять, чтобы уложить на место, — она рвется на части
Все эти «неприятности» связанные не просто с нарушением правил выполнения отдельных операций, их-то учащиеся знают буквально наизусть. Причина заключается в том, что дети не понимают, почему именно операцию нужно выполнять вот так, а не иначе.
Да потому что бумага имеет свойство деформироваться при увлажнении, а клей — водяной состав. Поэтому смазанная клеем часть заготовки растягивается и при высыхании, без какого бы то ни было воздействия тоже деформируется, уменьшается в размерах по всем направлениям. А сухой кусок остается в первозданном виде. Результат — деформация при увлажнении и последующем высыхании.[4]
При приклеивании небрежно намазанной детали на месте сухих участков остается воздух. Влажные части заготовки плотно прилегают к поверхности и при высыхании «запирают» со всех сторон пузырек воздуха.
Объяснить словесно названные выше причины брака можно, но поймут ли и запомнят их не все. Только лично проведенный опыт сможет актуализировать эту информацию, превратив ее в глубокое осознанное знание.
Вторая группа бракованных изделий связана с отсутствием учета направления волокон в бумаге. Полоска, вырезанная вдоль волокон, при намазывании клеем деформируется очень мало, поперек — скручивается в кольцо. Зато поперечное направление волокон в заготовке из крепированной бумаги даст возможность растянуть ее волнообразно по краю. Если же мы оторвем полоску бумаги для прищипанной мозаики наискось, то от нее легко будут отрываться мельчайшие лоскутки.
Бумагу всегда разрезают, потому что оторвать кусок ровно практически невозможно. Зато по ребру, линии складывания, это сделать очень просто. Но если мы сложили не в том месте, ребро уже не разгладить, внешний вид испорчен безнадежно.[10]
Почему это произошло? Это связанно с особенностью изготовления бумаги, она формируется непрерывной лентой на движущейся сетке, сверху подается горячий воздух и все волокна вытягиваются, сцепляются под тяжестью специальных прижимистых валков в долевом направлении. Силы сцепления поперек и наискось полосы существенно меньше. Волокна древесины, являющиеся первичным сырьем для получения основного компонента бумаги — целлюлозы, сохраняют в большой степени свою жесткость при обработке, поэтому при складывании листа сухая бумага ломается по направлению фальца. И разрыв на этом месте будет аккуратным.
И третий пример брака (разрыв вырезного орнамента) связан с частичной утратой прочности бумажного листа при увлажнении. И это тоже нужно исследовать в опыте.
Таким образом, мы можем сформулировать несколько тем опытов:
- «Бумага — материал волокнистый»;
- «Влияние увлажнения на внешний вид бумаги»;
- « Влияние сминания на внешний вид бумаги»;
- « Влияние увлажнения на прочность бумаги»;
- « Влияние сминания на прочность бумаги»;
- « Влияние солнечного света на свойства бумаги».
Таким образом, в урок-опыт должны входить и формулирование предположения (гипотеза), и практические действия с объектом, и наблюдение за его изменениями, и попытка сразу же установить причинно- следственные связи и сделать технологический прогноз.
На первом этапе нашей практической части мы провели беседу с учителями параллельных классов. Цель беседы: описать опыт учителей проведения уроков технологии, узнать, как учителя начальных классов обогащают знания учащихся о видах и свойствах бумаги при работе с ней?
Из бесед мы выяснили, что основной материал, с которым работают учащиеся — бумага. На уроке дети чувствуют себя комфортно, помогают друг другу, могут свободно передвигаться по классу, при этом должна быть хорошая дисциплина. Учащиеся с интересом работают на уроке, без проблем изготовляют изделие своими руками, что говорит о хорошем восприятии информации. Все поделки выполняются при условии возможностей и деятельности детей. Предпочтение отдают работе с ножницами и клеем так как это необходимые навыки для дальнейших работ в старших классах, а некоторые дети не умеют резать бумагу, не различают разницы при использовании клея ПВА и «клей карандаш» когда выполняют поделку, есть учащиеся, которые приклеивают детали на цветную бумагу вместо картона. К сожалению, учителя не акцентируют внимание детей на свойства и виды бумаги, никогда не рассказывали, об особенностях ее плотности, цвета и т.д. По учебнику предусмотрен раздел о производстве бумаги, значит ученики моего класса уже должны знать из чего и как ее изготовляют.
Основываясь на пункте 1.2 Особенности структуры бумаги и полученной информации из ответов учителей, был составлен тест для определения у учащихся знаний о видах и свойствах бумаги.
Тестирование на тему: Свойства и виды бумаги.
А) окрашенная с одной стороны Б) окрашенная в массе |
||
III. На каком виде бумаги легче делать разметки карандашом? А) Глянцевая Б) Матовая |
IV. |
Бумагу можно: (соедини стрелками) Руками Рвать Вырезать Отрывать Ножницами Складывать |
V. Какой вид бумаги намокает быстрее? А)Салфетка Б) Альбомная В)Гофрированная |
VI. Можно ли мятую бумагу разгладить, чтобы не осталось следов? А) Да Б) Нет |
|
VII. Является ли картон бумагой? А) Да Б) Нет |
VIII. Какие виды бумаги ты знаешь? |
|
IX. Выдели механические свойства бумаги?
|
X. Выдели физические свойства бумаги?
|
В тестировании принимали участие 25 учеников данного класса. (Приложение №2) Составим таблицу по каждому вопросу отдельно и посчитаем количество неверных ответов тестирования во всем классе:
№ |
Задание |
I. |
II. |
III. |
IV. |
V. |
VI. |
VII. |
VIII. |
IX. |
X. |
% |
1 |
Алкасов Иван |
— |
— |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
— |
— |
30 |
2 |
Бахтизин Тимур |
+ |
— |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
+ |
50 |
3 |
Гейдарова Сахила |
— |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
— |
— |
— |
— |
30 |
4 |
Калашникова Марина |
+ |
— |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
— |
50 |
5 |
Калинина Вера |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
— |
60 |
6 |
Карпенко Любовь |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
60 |
|
7 |
Ковальчук Георгий |
— |
+ |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
70 |
8 |
Котова Софья |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
70 |
9 |
Лавров Антон |
— |
— |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
50 |
10 |
Моева Марина |
— |
+ |
— |
+ |
— |
— |
— |
+ |
— |
— |
30 |
11 |
Моев Иосиб |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
0 |
12 |
Никитина Мария |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
— |
60 |
13 |
Овсянникова Мария |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
— |
— |
50 |
14 |
Оганесян Ариана |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
— |
60 |
15 |
Олещук Валерия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
— |
70 |
16 |
Павлова Марина |
+ |
— |
— |
+ |
— |
— |
— |
+ |
— |
— |
30 |
17 |
Подрецкая Вероника |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
+ |
60 |
18 |
Сафиуллин Артур |
+ |
— |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
50 |
19 |
Себелева Дарья |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
— |
60 |
20 |
Сухоручкина Анна |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
— |
60 |
21 |
Сынкова Дарья |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
70 |
Составим таблицу по каждому вопросу отдельно и посчитаем количество неверных ответов тестирования во всем классе:
Вопрос № |
I. |
II. |
III. |
IV. |
V. |
VI. |
VII. |
VIII. |
IX. |
X. |
Ошибки Всего: 124 из 250 |
9 |
12 |
22 |
4 |
8 |
13 |
4 |
10 |
22 |
20 |
Когда мы проводили первичное тестирование детей, результаты которого мы видим в таблице, дети хаотично выбирали варианты ответов, некоторые вопросы им были совершенно непонятны, допускали много ошибок, не понимали значения слов или пропускали задания.
Верно ответивших учеников на все вопросы нет. Самый высокий балл у четырех учеников: Ковальчук Георгий, Котова Софья, Олещук Валерия и Сынкова Дарья. Можно предположить, что у этих учащихся знакомство с видами и свойствами бумаги происходило при ее использовании в быту. Средний балл по данной работе показали 14 человек класса. Это не плохой результат, который мы будем реализовывать в высший балл на формирующем этапе. Низкие балы набрали 7 учеников, один из них не дал правильных ответов вообще. Мальчик не хотел выполнять задание совершенно и отвлекался на посторонние предметы. Данные по результатам приведены ниже в диаграмме::
После тестирования со многими ребятами была проведена отдельная беседа по работе, задавались дополнительные вопросы для прояснения выбора своего ответа. Ниже представлена диаграмма количества ошибок по каждому вопросу допускаемыми детьми.
Самые затруднительные оказались вопросы № 3,6,9,10. Это говорит о том, что ученики не знают или не могут определить свои знания о некоторых видах и свойствах бумаги. Есть ученики, которые не смогли ответить на вопрос, из чего делают бумагу, пропускали его. Кстати некоторые отвечали, что бумагу делаю из старой бумаги с помощью переработки, такой ответ засчитывался. В классе есть дети, которые не умеют пользоваться ножницами и считаю, что они бумагу рвут, это 4 человека. Удивительно еще что картон, по мнению 4х учеников не является бумагой из-за его названия.
В данном пункте изложена опытно-педагогическая часть исследования, которая включает в себя формирующие уроки, для активизации мыслительной и практической деятельности младших школьников в процессе создания поделок и анализа экспериментальных исследований.
В формирующем эксперименте проводилась работа, направленная на формирование у учащихся знаний о видах и свойствах бумаги.
На практике в школе № 626 во 2ом «Е» классе было проведено 16 уроков, одно из которых внеклассное занятие и один урок-опыт. На каждом уроке ученики открывали для себя что-то новое или систематизировали знания, полученные на предыдущих уроках при работе с бумагой.
№ |
Тема |
Цели урока |
С какими свойствами и видами бумаги познакомили на уроке |
||
1 |
Урок-сказка |
Образовательные: |
Вид: оберточная |
||
«История фантика» |
уточнить представления |
бумага. |
|||
(внеклассное занятия) |
учащихся о бумаге и ее |
Свойства: |
|||
производстве; узнать о |
Физические: |
||||
различных способах |
прочность, легкость, |
||||
изготовления бумаги; |
лоск, |
||||
учится слушать и |
светопроницаемость, |
||||
действовать по |
Механические: |
||||
наглядному примеру |
растяжимость, |
||||
учителя; |
сопротивление |
||||
Развивающие: развитие |
продавливанию, |
||||
воображения при |
пластичность, |
||||
прослушивании сказки; |
упругость. |
||||
Развитие мелкой |
|||||
моторики пальцев рук. |
|||||
Воспитывающие: |
|||||
уважительное |
|||||
отношение к |
|||||
родственникам и семье; |
|||||
дисциплинированное |
|||||
поведение героев |
|||||
сказки; положительное |
|||||
отношение к труду. |
|||||
2 |
Оригами. |
Образовательные: |
Вид бумаги: цветная, |
||
«Лягушка», |
познакомить учащихся |
гофрированная, |
|||
«Рубашка», |
с некоторыми |
картон. |
|||
«Стрела». |
свойствами цветной |
Свойства: |
|||
бумаги, закреплять |
Физические: цвет, |
||||
умения работать с |
блеск, лоск, |
||||
бумагой: сгибать, |
светопроницаемость. |
||||
размечать; Учить |
Механические: |
||||
навыку самоанализа; |
прочность, плотность, |
||||
Познакомить с новыми |
жесткость, |
||||
терминами. Научить |
пластичность, |
||||
выполнять подвижное и |
растяжимость. |
||||
парящее изделие. |
|||||
Развивающие: |
|||||
Развивать глазомер, |
|||||
развивать у детей |
|||||
речевую активность, |
|||||
ловкость движений |
|||||
пальцев и |
|||||
координацию, |
|||||
развивать |
|||||
мыслительные |
|||||
операции: анализ, |
|||||
сопоставление, а также |
|||||