«Информационные технологии в системе образования»

Дипломная работа

За последние 10 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечений. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят далеко не на первом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно. Информационные технологии в настоящее время являются необходимым условием учебно-воспитательного процесса. Именно поэтому мною выбрана данная тема для дипломного исследования, тема информационных технологий очень востребована в современном мире.

История информационных технологий бер

Термин «информационные технологии» в его современном смысле впервые появился в статье 1958 года, опубликованной в Harvard Business Review (Гарвард Бизнес); авторы Гарольд Дж. Ливитт и Томас Л. Уислер прокомментировали, что «у новой технологии еще нет единого установленного имени. Мы будем называть это информационными технологиями». Их определение состоит из трех категорий: методов обработки, применения статистических и математических методов для принятия решений и моделирования мышления более высокого порядка с помощью компьютерных программ.

Основываясь на используемых технологиях хранения и обработки, можно выделить четыре отдельных этапа развития информационных технологий: предварительные механические (3000 до н. э. — 1450 н. э.), механические (1450—1840), электромеханические (1840—1940) и электронные (1940) — настоящее время).

Информационные технологии начали активно развиваться с 1960-х годов, вместе с появлением и развитием первых информационных систем. Развитие интернета, а также инвестиции в инфраструктуру и сервисы вызвали бурный рост отрасли информационных технологий в конце 1990-х годов.

Объектом нашего исследования является учебно-воспитательный процесс в школьном образовании, ориентированный на применение информационных технологий в обучении.

Предметом исследования: способы применение информационных технологии в образовании.

Цель нашей работы — рассмотреть особенности применения информационных технологий в современном обучении, изучить психолого-педагогические особенности активизации познавательной деятельности учащихся с использованием информационных технологий.

10 стр., 4608 слов

Организация и технология процесса научного исследования

... программный (подготовительный или установочный); 2) информационно-аналитический (основной, собственно исследовательский); 3) практический (заключительный). Каждый этап исследования имеет свои характерные особенности. Первый ( ... критерий при выборе темы исследования. Искусственные, оторванные от жизни темы исследовательской работы не оправдывают себя с точки зрения современных запросов научной и ...

Задачи работы:

  • выявить использование информационных технологий в образовании;

  • изучить методы и приемы использования информационных технологий на занятиях;

  • выявить преимущества и недостатки информатизации образовательного процесса

  • изучить психолого-педагогические особенности активизации познавательной деятельности учащихся с использованием информационных технологий.

Новые информационные технологии в процессе реформирования системы образования

Информационные технологии это:

— способы получения, передачи, кодирования, обработки и воспроизведения информации, заданной в произвольной форме на любых доступных для пользователя носителях.

— система научных и инженерных знаний, методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации.

— педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.

Информационные технологии обучения — это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства.

Педагогические цели использования информационных технологий:

— развитие личности (мышление, эстетическое воспитание, развитие умений экспериментально-исследовательской деятельности, формирование информационной культуры);

— выполнение социального заказа (общая информационная подготовка пользователя, подготовка специалиста в определенной области);

— интенсификация учебно-воспитательного процесса (повышение эффективности и качества обучения, обеспечение мотивов познавательной деятельности, углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки).

Основными направлениями применения информационных технологий в учебном процессе школы являются:

      • разработка web-сайтов учебного назначения;

      • разработка методических и дидактических материалов;

        • осуществление поиска информации различных форм в глобальных и локальных сетях, е ё сбора , накопления , хранения, обработки и передачи;

          14 стр., 6509 слов

          Использование технических средств обучения и информационные технологии ...

          ... Представить формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ 1.1 Дидактические основы использования технических и информационных средств в процессе обучения и ...

        • создание электронных библиотек;

        • организация интеллектуального досуга учащихся.

Современные технологии и телекоммуникации позволяют изменить характер организации учебно-воспитательного процесса, полностью погрузить обучаемого в информационно-образовательную среду, повысить качество образования, мотивировать процессы восприятия информации и получения знаний. Новые информационные технологии создают среду компьютерной и телекоммуникационной поддержки организации и управления в различных сферах деятельности, в том числе и в образовании. Осуществляемая в стране реформация школы направлена на то, чтобы привести содержание образования в соответствие с современным уровнем научного знания, повысить эффективность всей учебно-воспитательной работы и подготовить учащихся к деятельности в условиях перехода к информационному обществу. Поэтому информационные технологии становятся неотъемлемым компонентом содержания обучения, средством оптимизации и повышения эффективности учебного процесса, а также способствуют реализации многих принципов развивающего обучения.

Последнее десятилетие мир сильно изменился… Наука продвинулась в познании природы, появилась и развилась промышленность с огромным количеством узкоспециализированных отраслей. Этот процесс стремительно нарастает и будет нарастать еще стремительнее, потому что в его основе лежат объективные законы развития человеческой цивилизации. Обществу неожиданно понадобились миллионы профессионалов в очень узких областях науки и техники и, одновременно, миллионы управляющих, способных управлять хозяйством в этих сложнейших условиях. А ведь нужно еще обеспечить постоянное повышение квалификации этих миллионов!

Практически во всех развитых странах сделан резкий поворот на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач. Идеальная система обучения должна:

      • Обеспечить каждого учащегося индивидуально-адаптированными учебными пособиями.

        • Поддерживать мотивацию к обучению и творческой деятельности.

        • Дать каждому учащемуся возможность занятий по индивидуальному графику.

      • Непрерывно оценивать результаты обучения.

Педагог может предложить обучаемым универсальные программные продукты (например, изучаемые в школе и вузе графические и текстовые редакторы, электронные таблицы и т.п.).

33 стр., 16169 слов

Организации внедрения систем электронного документооборота различными учеными

... внедрения систем электронного документооборота, об основных вопросах организации внедрения. Также в них находятся рекомендации по внедрению и спецификации по настройке и установке системы. В работе использованы методические рекомендации по внедрению СЭД ... внедрения систем электронного документооборота. 4. Охарактеризовать деятельность организаций города Екатеринбурга по внедрению систем электронного ...

Текстовые редакторы стимулируют работу по выполнению различных письменных заданий: сочинений, эссе, рефератов и др. Они облегчают как их первоначальное оформление, так и последующие изменения, и дополнения. Работа с такой программой, с одной стороны, прививает обучаемым чисто технические навыки электронного набора и оформления текста. С другой — это мощный инструмент, мотивирующий обучаемых к совершенствованию первоначальных результатов. Если же работа выполняется на компьютере, включенном в сеть, то появляется также возможность совместной работы обучаемых и педагога — внесение последним своих замечаний непосредственно в текст по ходу его создания.

Электронные таблицы. Программы, относящиеся к этой категории (например, Microsoft Excel), дают возможность без изучения языков программирования выполнять расчеты по сложным формулам, включающим в себя проверку различных условий и реализующим циклические алгоритмы и ветвления (например, найти сумму или количество чисел, удовлетворяющих некоторому условию).

Результаты вычислений обновляются автоматически при изменении входящих в формулу параметров. По данным таблиц можно построить график или диаграмму, один только выбор которых может стать самостоятельным заданием. Диаграммы и графики не являются статичными — каждый раз при изменении использующихся при их построении данных они меняют свою конфигурацию. Все перечисленные особенности делают электронные таблицы прекрасным инструментом для компьютерного моделирования. Обучаемым не требуется писать специальную компьютерную программу. Достаточно внести в таблицу формулы, отражающие суть математической модели, а затем, изменяя исходные данные, наблюдать их влияние на графиках.

Использование графических редакторов выводит на качественно новый, профессиональный уровень оформления творческих работ, способствует возможности самовыражения обучаемых и их положительной мотивации к выполнению самой работы и использованию компьютера. Инструментальные средства универсального характера. С помощью графических редакторов, позволяющих создавать анимации, обучаемые могут самостоятельно проектировать компьютерные модели, иллюстрирующие различные процессы и явления. Графические редакторы позволяют ему легко строить сложные геометрические объекты, изучать их преобразования (растяжение, сжатие, сдвиг, поворот, отображение), строить произвольные проекции. Все это способствует развитию у обучаемых пространственного воображения. Наиболее широко в данный момент используются интегрированные уроки с применением мультимедийных средств. Обучающие презентации становятся неотъемлемой частью обучения, но это лишь простейший пример применения информационных технологий.

В последнее время учителя создают и внедряют авторские педагогические программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология е ё изучения , обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности . Типология используемых в образовании педагогических программных средств весьма разнообразна : обучающие ; тренажеры ; диагностирующие ; контролирую щие; моделирующие; игровые.

10 стр., 4765 слов

Организация хранения и поиска информации в сети Internet

... перенесении на платформу ПК и адаптации различных форматов кодирования и хранения графической информации с ... Internet вести поиск информации по всему миру. Гипертекстовые документы создаются на базе ... и факсов все чаще и чаще встречаются адреса электронной почты и ... графических форматов и кратко охарактеризовать их возможности. Все эти ... от имени открывающего лишь тем, что перед ним ставится ...

Инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.

Новый импульс информатизации образования дает развитие информационных телекоммуникационных сетей. Глобальная сеть Internet обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты. Многие эксперты рассматривают технологии Internet как революционный прорыв, превосходящий по своей значимости появление персонального компьютера.

Инструментальные средства компьютерных коммуникаций включают несколько форм: электронную почту, электронную конференция связь, видеоконференцсвязь, Internet. Эти средства позволяют преподавателям и обучаемым совместно использовать информацию, сотрудничать в решении общих проблем, публиковать свои идеи или комментарии, участвовать в решении задач и их обсуждении.

Электронная почта (e-mail) — это асинхронная коммуникационная среда, что означает: для получения сообщения не требуется согласовывать время и место получения с отправителем, и наоборот. Электронная почта может использоваться как для связи между двумя абонентами, так и для соединения одного — многих получателей. Эти особенности ее работы целесообразно использовать для установления обратной связи между преподавателями или обучающими программами и одним или несколькими обучаемыми независимо от их физического расположения. Электронная почта широко применяется также для координации и установления обратной связи в дистанционном и открытом обучении.

Необходимо заметить, что образовательные возможности электронной почты наиболее доступны из всех информационных и телекоммуникационных технологий. Специальные почтовые программы основаны на сходных принципах, и, соответственно, для пользования электронной почтой не требуется серьезной профессиональной подготовки. Электронная почта имеет очень широкие возможности для улучшения качества образовательного процесса. Это и средство дополнительной поддержки учебно-познавательной деятельности, дающее прекрасные возможности общения обучаемых с преподавателем и друг с другом (причем — конфиденциального общения), и средство управления ходом образовательного процесса.

Поясним перечисленные возможности. Так, с помощью электронной почты учитель может немедленно распространить ответы на наиболее часто возникающие вопросы, причем не только тем, кто спрашивал, но и всем остальным. Далее, электронная почта позволяет снять барьеры, мешающие обучаемому задать вопросы, связанные с проблемами, лежащими вне изучаемой дисциплины. Электронная почта может качественно изменить управление учебно-воспитательным процессом, давая возможность заблаговременно распространять результаты аттестации, распоряжения и другую информацию административного характера. С помощью той же электронной почты и обучаемые могут объяснить причины своего отсутствия на занятиях, посылать уведомления о болезни, текущие отчеты о практике, проходящей в отдаленных местах и т.п. Такое использование электронной почты создает у обучаемых ощущение личного контакта как с преподавателями, так и с администрацией учебного заведения.

13 стр., 6078 слов

Разработка электронного учебника

... электронных учебников 1.1 Понятие электронного учебного пособия Из разных источников следуют следующие определения электронного учебника: 1 Это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, ... оценивать свои возможности. Учащиеся ... становится разработка компьютерных программ – электронных учебников ... работ (сборник описания практических работ, ...

Использование электронной почты позволяет увеличить эффективность труда учителей. В работе с большим потоком обучающихся это может проявиться с большей степенью, если будет организовано обсуждение вопросов, направляемых по электронной почте, в виртуальных семинарах или специально организованных для этой цели рабочих группах. Здесь необходимо учесть то, что не всякий обучаемый добровольно включится в такой вид учебной работы и, соответственно, требуется специфическая система поощрения.

Телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции и т.д. и позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

Электронная конференцсвязь — асинхронная коммуникационная среда, которая подобно электронной почте может использоваться для плодотворного сотрудничества обучаемых и педагогов, являясь пользователям неким структурированным форумом, на котором можно в письменном виде изложить свое мнение, задать вопрос и прочитать реплики других участников. Участие в тематических электронных конференциях сети Internet очень плодотворно для самообразования педагогов и обучаемых. Электронные конференции могут быть организованы и в пределах локальной сети отдельного учебного заведения для проведения семинаров, протяженных по времени дискуссий и т.п. Асинхронный режим работы обучаемого способствует рефлексии и, соответственно, продуманности вопросов и ответов, а возможности использования файлов любого типа (графика, звук, анимации) делают такие виртуальные семинары весьма эффективными.

Видеоконференцсвязь — в отличие от предыдущей формы имеет синхронный характер, когда участники взаимодействуют в реальном времени. Здесь возможно общение типа один на один (консультация), один ко многим (лекция), многие ко многим (телемост).

Эта коммуникационная технология в настоящее время используется преимущественно в высших учебных заведениях, имеющих разветвленную сеть филиалов. Основное препятствие для широкого использования — дорогое оборудование, которое не всегда доступно в локальных учебных центрах (филиалах) головного учебного заведения.

4 стр., 1720 слов

Интерактивные технологии обучения

... взаимодействия. Вывод учащегося на позицию субъекта обучения. Достижение двусторонней связи при обмене информацией между учащимися. Самой общей задачей учителя в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) -- направление и ...

WWW технология. Компьютерные коммуникации выступают также как средство доступа к такой технологии Internet, как WWW (Word Wide Web), или Всемирной Паутине, состоящей из сотен миллионов информационных сайтов, связанных гиперссылками. ФЖЖ поддерживает наряду с текстами, графикой и мультимедийные страницы. С точки зрения образовательных возможностей это отнюдь не пассивный ресурс, а среда, стимулирующая активность и самостоятельность обучаемых. В ней можно заниматься поиском информации, но результаты зачастую непредсказуемы и зависят от находчивости и инициативности пользователя. WWW позволяет вступать в контакт с другими людьми (в синхронном или асинхронном режиме) или интерактивными программами, отвечая на вопросы или заполняя специальные формы на Web-страницах. Наконец, можно стать одним из миллионов «строителей» Всемирной Паутины, создавая Web-страницы и размещая их в WWW.

К числу базовых обычно относят следующие технологии Internet: WWW(англ. World Wide Web — Всемирная Паутина) — технология работы в сети с гипертекстами;

FTP (англ. File Transfer Protocol — протокол передачи файлов) — технология передачи по сети файлов произвольного формата;

IRC (англ. Internet Relay Chat — поочередный разговор в сети, чат) — технология ведения переговоров в реальном масштабе времени, дающая возможность разговаривать с другими людьми по сети в режиме прямого диалога;

ICQ (англ. I seek you — я ищу тебя, можно записать тремя указанными буквами) — технология ведения переговоров один на один в синхронном режиме.

Специфика технологий Internet заключается в том, что они предоставляют и обучаемым, и педагогам громадные возможности выбора источников информации, необходимой в образовательном процессе:

  • оперативная информация, систематически пересылаемая заказчику по электронной почте в соответствии с выбранным списком рассылки;
  • разнообразные базы данных ведущих библиотек, информационных, научных и учебных центров, музеев;
  • информация о компакт-дисках, видео и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Internet-магазины.

Целью современного образования не может быть насыщение обучающегося как можно большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, умений и навыков. Современные ученики должны сами уметь добывать необходимые знания. Для решения этой цели необходимо воспользоваться и дидактическими свойствами, которые нам представляют новые информационные технологии.

Под дидактическими свойствами технологий понимаются те их стороны (свойства), которые могут использоваться с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе. Для компьютерных информационных технологий — это, в первую очередь:

подготовка, хранение, систематизация, обработка и распечатка информации;

демонстрация информации на экране дисплея;

возможность использовать новейшие информационные технологии;

подключение к любым электронным банкам и базам данных;

13 стр., 6201 слов

Назначение и возможности систем вибрационного мониторинга и диагностики ...

... возможности систем вибрационного контроля рассмотрены на примере переносного диагностического комплекса ВЕКТОР — 2000, разработанного ассоциацией «ВАСТ» г. Санкт Петербург. В экспериментальной части данной работы рассмотрена технология проведения вибрационной диагностики ... мониторинге, методы анализа вибрации, позволяющие получать полный объем диагностической информации. Вибрационная диагностика ...

передача и прием информации с компьютера на компьютер;

синхронный обмен информацией с партнером (общение);

получение информации от любого количества источников;

передача сообщений одновременно любому числу абонентов;

синхронный обмен информацией с партнерами;

передача информации непосредственно на компьютер другим участникам конференция;

прием информации от участников конференции;

Что представляет собой обычный хороший учебник? Это много различных текстов (страниц, параграфов, разделов), в конце которых даны вопросы для самопроверки. Кроме того, в каждом тексте автор обычно делает ссылки на другие тексты. Оглавление (список текстов с указанием их начальных страниц-адресов) и внутритекстовые ссылки являются элементами, объединяющими все это в единый учебник. Если учебник предназначен для очных групповых занятий, то к нему обязательно пишется методическое пособие для учителя — как проводить занятия. Если учебник предназначен для самостоятельных занятий (самоучитель), то методические советы включаются в учебник. Электронный учебник сделан точно так же, как и обычный, но все тексты и методические материалы в электронном виде хранятся на каком-либо машинном носителе информации. Все тексты перенумерованы, номер каждого текста связан с его адресом хранения, значит, на каждый текст можно сослаться указанием его номера. На экране компьютера ссылки на другие тексты оформляются выделением (цветом, заливкой, шрифтом) отдельного слова или предложения. Каждой ссылке соответствует номер другого текста. Кроме обычного учебного материала, электронный учебник включает в себя также систему тестов для самопроверки, блок накопления и обработки статистических данных о реальном протекании процесса обучения (например, график обучения, ошибки и т.д.) и программу настройки (адаптации) обучающего курса на личность обучаемого [9, 45].

В электронных курсах действуют две системы контроля знаний. Первая предназначена для индивидуализации (адаптации) курса обучения, вторая — для аттестации обучаемого. Обе системы позволяют производить адаптивный выбор следующего вопроса в зависимости от правильности предыдущих ответов и возможность создания различных заданий из одного набора вопросов. В аттестационных системах, кроме того, используется адаптивная схема выбора вопросов для оптимального определения уровня знаний учащегося. Сочетание гипертекстовых учебных пособий и системы электронного контроля знаний, базирующиеся на технологиях Интернета, позволяют, в перспективе, создать единую обучающую среду, адаптирующуюся под уровень знаний и, фактически, создающую индивидуальный «электронный учебник» для каждого обучающегося.

Образование и Интернет — это особая тема для разговора. Как показывают исследования и практика, Интернет помогает учителям повысить эффективность трех важных элементов педагогического процесса: индивидуальной помощи ученикам, распространения информации и привлечения учащихся к активной работе. Во-первых, электронная почта обеспечивает прямой контакт учителя и ученика. Обмениваясь сообщениями, они могут общаться не только в классе, но и после занятий, в любое удобное для них время. Во-вторых, Web-узлы являются более действенным средством распространения образовательной информации, чем лекции и доклады. Преподаватель размещает текст лекции и иллюстрации на своей домашней Web-странице, а ученики спокойно, не спеша, читают информацию, не отвлекаясь на то, чтобы лихорадочно записывать учебный материал в тетрадь. В-третьих, школьные телеконференции представляют собой совершенно новую форму взаимодействия между преподавателями и учениками. Любой участник телеконференции, разместивший в Интернете свое сообщение, может быть уверен в том, что его прочитают и заметят. В результате создается виртуальное сообщество людей, объединенных общими интересами. Это тот идеал, которого трудно добиться в обычных школах. Для реализации таких методов обучения не требуется ни сложного оборудования, ни дорогих программ. Достаточно иметь компьютерный класс с недорогими компьютерами невысокой мощности, объединенными в сеть, подключенную к Интернету. Не нужны и специальные знания по вычислительной технике, хватит обычной подготовки на уровне пользователей.

11 стр., 5261 слов

«Современные педагогические технологии в системе дополнительного ...

... Педагогические технологии дополнительного образования детей ориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка работать самостоятельно, строить диалоги с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своей работы, ...

Дистанционное обучение является ещ

Важно отметить, что система дистанционного обучения не подменяет, а эффективно дополняет традиционную систему образования, давая возможность любому человеку учить то, что он хочет, тогда и где хочет, на языке, который он хочет.

Мультимедийные технологии

Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа, систем виртуальной реальности.

Действительно, современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа (англ. multimedia — многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет.

Важно понимать, что, как и многие другие слова языка, слово «мультимедиа» имеет сразу несколько разных значений.

Мультимедиа — это:

технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;

информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;

компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;

компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;

особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).

Таким образом, в широком смысле термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).[19]

Разработка хороших мультимедиа учебно-методических пособий — сложная профессиональная задача, требующая знания предмета, навыков учебного проектирования и близкого знакомства со специальным программным обеспечением. Мультимедиа учебные пособия могут быть представлены на CD-ROM — для использования на автономном персональном компьютере или быть доступны через Web.

Этапы разработки мультимедийных образовательных ресурсов:

1) Педагогическое проектирование

разработка структуры ресурса;

отбор и структурирование учебного материала;

отбор иллюстративного и демонстрационного материала;

разработка системы лабораторных и самостоятельных работ;

разработка контрольных тестов.

2) Техническая подготовка текстов, изображений, аудио- и видеоинформации.

3) Объединение подготовленной информации в единый проект, создание системы меню, средств навигации и т.п.

4) Тестирование и экспертная оценка

Средства, используемые при создании мультимедийных продуктов:

системы обработки статической графической информации;

системы создания анимированной графики;

системы записи и редактирования звука;

системы видеомонтажа;

системы интеграции текстовой и аудиовизуальной информации в единый проект.[20]

Появилась возможность создавать учебники, учебные пособия и другие методические материалы на машинных носителях. Они могут быть разделены на следующие группы.

Учебники, представляющие собой текстовое изложение материала с большим числом иллюстраций, которые могут быть установлены на сервере и переданы через сеть на домашний компьютер. При ограниченном количестве материала такой учебник может быть реализован в прямом доступе пользователя к серверу.

Учебники с высокой динамикой иллюстративного материала, выполненные на CD-ROM. Наряду с основным материалом они содержат средства интерактивного доступа, анимации и мультипликации, а также видеоизображения, в динамике демонстрирующие принципы и способы реализации отдельных процессов и явлений. Такие учебники могут иметь не только образовательное, но и художественное назначение. Огромный объем памяти носителя информации позволяет реализовывать на одном оптическом диске энциклопедию, справочник, путеводитель и т.д.

Современные компьютерные обучающие системы для проведения учебно-исследовательских работ. Они реализуют моделирование как процессов, так и явлений, т.е. создают новую учебную компьютерную среду, в которой обучаемый является активным участником и может сам вести учебный процесс.

Системы виртуальной реальности, в которых учащийся становится участником компьютерной модели, отображающей окружающий мир. Для грамотного использования мультимедиа-продуктов этого типа крайне важно изучение их психологических особенностей и негативных воздействий на обучаемого.

Системы дистанционного обучения. В сложных социально-экономических условиях дистанционное образование становится особенно актуальным для отдаленных регионов, для людей с малой подвижностью, а также при самообразовании и самостоятельной работе учащихся. Эффективная реализация дистанционного обучения возможна лишь при целенаправленной программе создания высококачественных мультимедиа-продуктов учебного назначения по фундаментальным, естественнонаучным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам. К сожалению, это требует значительных финансовых средств и пока не окупается на коммерческой основе, необходимы существенные бюджетные ассигнования в эту область. Реализация такой программы позволит по-новому организовать учебный процесс, увеличив нагрузку на самостоятельную работу обучаемого.

Преимущества и недостатки информатизации образовательного процесса

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс сегодня осложнено в основном тем, что преподаватели, а также взрослые учащиеся сталкиваются с проблемой временной «нестыковки», возникающей из-за различий между старшим и младшим поколениями в степени оперативности освоения информационного пространства. Кроме того, студенты в своем стремлении к изучению компьютерных (в том числе Интернет) и прочих технологий больше ориентированы на развлекательную составляющую информационного процесса, нежели учебную.

Запрограммировать же «мозговые рецепторы» молод

Рассмотрим преимущества и недостатки использования информационных технологий в пространстве образовательного учреждения.

Преимущества:

1.Временная эффективность учебного процесса. Данный факт не мог не сказаться на эффективности работы педагога. Возможность беспрецедентного возвращения в старый лекционный материал и оперативной подготовки нового путем электронных технологий, а не ручного труда дает дополнительное время на педагогическое творчество и педагогическое самообразование. Также большое значение имеет такая психологическая составляющая как отдых.

2.Повышение эффективности контроля качества процесса обучения. Через измерение уровней достижений учащихся и их последующего сопоставления с требованиями образовательных стандартов стало возможным определить потенциальные возможности обучающихся, а также квалификационного коэффициента преподавателя. Что в результате дает полную картину эффективности или неэффективности образовательного процесса.

3.Формирование партнерских отношений между преподавателем и учащимися. Немаловажный фактор успешности образовательного процесса то, как сложатся взаимоотношения педагога и школьников. Установлению доверительных отношений способствуют применение новых методов в обучении, таких как эвристический и проблемный. Трудовая деятельность учащего и учащегося в обоих случаях нацелена на кооперирование, работу в группе, совместный поиск решения проблемы.

4.Возможность получения «конвертируемого образования». Уникальные технологические навыки, которые учащийся приобретает сегодня определенный гарант его профессиональной востребованности на рынке труда завтра.

«Конвертируемое образование» в настоящий момент становится синонимом качественного образования.

Недостатки:

1.Негативное воздействие на организм и психику человека. Чрезмерная работа за компьютером провоцирует развитие таких заболеваний как: гипертония, заболевание опорно-двигательного аппарата, устойчивая близорукость, ишемическая болезнь сердца, заболевание почек и мочеполовой системы, а также импотенция и фригидность. Среди психических заболеваний — депрессия.

2.Затушевывание личностного фактора, связанного с внутренним потенциалом преподавателя. Техническая компонента начинает превалировать над личностной составляющей в образовательном процессе. Внутренний потенциал преподавателя не может быть максимально задействован в учебном пространстве в связи с невозможностью конкурировать с всезнающей машиной, в чью «память» помещен весь опыт человеческой цивилизации.

3.Дополнительный доступ к информации, не имеющей отношения к учебному процессу. Подавляющее большинство учащихся, не достигших совершеннолетнего возраста, отдает свое явное предпочтение развлекательной, но не образовательной составляющей информационных технологий.

4.Отсутствие непосредственного контакта. Если речь идет о дистанционном образовании, при котором учащийся частично или полностью отдален от преподавателя и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов. Ученик предоставлен сам себе, его образовательную деятельность не скооперирована. Педагогический процесс утрачивает воспитательную направленность как одну из основных компонент формирования полноценной личности.

Таким образом, разработка и переход к использованию информационных технологий в учебном процессе составляют сущность динамических процессов в образовании. Миссия учебных заведений всех уровней профессионального образования быть центрами обучения передовому знанию, основанную на информационно-технических инновациях и внедрению этого знания в профессиональную деятельность.

Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях

Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в любую точку земного шара. Не вызывает сомнения предположение о том, что в обозримом будущем компьютер станет одним из главных средств общения между людьми.

До начала 90-х годов в России сеть Интернет оставалась преимущественно научно-исследовательской компьютерной сетью, с помощью которой ученые обменивались результатами своих работ.

В последние годы компьютер стал доступным не только для взрослых, но и для большинства детей. По данным статистических исследований сайта «ИнфоАрт», около десяти крупнейших российских серверов уже перешли рубеж миллионного посетителя. Что же касается «детского» пользования сетью Интернет, то если на 1996 год средний возраст начала знакомства с новыми информационными технологиями приходился на 16-17 лет, то уже в 2001 году более половины респондентов — 5-7-классники и даже дети младшего школьного возраста, а на период 2009 года установлено, что дети, не умеющие еще даже разговаривать, могут легко управлять компьютером и интернетом.

Позитивная возможность современных Internet-технологий — возможность использовать уникальные экспериментальные ресурсы, расположенные порой на другом конце земного шара: вести наблюдения звездного неба на настоящем телескопе или управлять реактором атомной станции, воспользоваться для перевода учебного текста онлайновым словарем, выбрав его из списка доступных, препарировать виртуальную лягушку. Как о перспективе недалекого будущего можно говорить и о «виртуальных» онлайн-лабораториях, в которых ученики будут проводить эксперименты на оборудовании, расположенном на другом континенте или в соседнем здании.

Еще одна возможность, которую успешно используют современные учителя и профессора, — развитие и поощрение творческого потенциала учащихся. Публикации в Internet лучших сочинений, собраний работ по учебному курсу, рефератов не только дадут возможность ученикам выполнить мини-исследование, но и помогут преподавателю формировать банк материалов по изучаемому курсу.

Несмотря на преимущества и перспективы включения Internet-технологий в образование, существует область образования, где развитие информационных технологий, с точки зрения педагогов, принесло больше вреда, чем пользы. Если в бумажную эру наиболее распространенным способом обойти контроль было списывание домашнего задания у соседа по парте, то сейчас обмен рефератами и подобным материалом поставлен на поток: найти реферат на интересующую тему в Internet или на специальном СD не составляет особого труда.

Однако, не останавливаясь на издержках Internet-технологий, обратим свое внимание на их особенности.

На базе сетевых технологий возник совершенно новый вид учебных материалов: Internet — учебник. Область применения Internet — учебников велика: обычное и дистанционное обучение, самостоятельная работа. Снабженный единым интерфейсом, такой Internet -учебник может стать не просто пособием на один учебный курс, а постоянно развивающейся обучающей и справочной средой. :-учебник обладает теми же качествами, что и компьютерный учебник, плюс возможность тиражирования практически без носителя — существует одна версия учебного материала в сети internet и ученик-пользователь получает к ней доступ привычным для себя способом через свой браузер. Это вносит существенные преимущества по сравнению с электронным учебником, а именно:

·сокращается путь от автора учебника к ученику;

·появляется возможность оперативно обновлять содержание учебника;

·сокращаются расходы на изготовление учебника;

·решается проблема идентичности, то есть почти на всех аппаратных платформах материал будет выглядеть практически одинаково (отличия, конечно же, будут, но их влияние на работу ученика с учебником можно свести к минимуму);

·появляется возможность включения в учебник любого дополнительного материала, которой уже имеется в сети Internet.

Очень ценно, что доступ к Internet-учебнику возможен с любой машины, подключенной к сети Internet, что позволяет при наличии интереса со стороны пользователей попробовать освоить какой либо курс дистанционного обучения.

Обилие средств разработки и конвертации в стандарты документов, принятых в World Wide Web, позволяет преподавателю достаточно легко готовить учебные материалы, не изучая дополнительно сложных языков программирования и не прибегая к помощи сторонних разработчиков.

По мере перехода от типографских учебников к компьютерным и от них к сетевым растет оперативность подготовки материала. Это позволяет сокращать время подготовки учебных пособий, тем самым увеличивая число доступных студенту или учащемуся учебных курсов.

Однако, гораздо большие перспективы сулит не электронный учебник сам по себе, а объединение учебников с программами, контролирующими знания ученика, дополненное общением между преподавателем и учащимися в реальном времени. В этом плане Internet предоставляет богатейшие возможности: от ставшей уже традиционной электронной почты до видеоконференций и Web-chat. На этой основе организуются в настоящее время дистанционное образование.

4. Психолого-педагогические особенности активизации познавательной деятельности учащихся с использованием информационных технологий

Психологическую основу обучения составляет процесс усвоения знаний, оптимальная организация которого предполагает учет его компонентов и закономерностей. К основным компонентам процесса усвоения знаний относятся: первоначальное восприятие, осмысление, обобщение (формирование понятий), закрепление знаний

и формирование умений и навыков, их применение, проверка и оценка (самооценка).

Как показывает практика, обучение с использованием ИКТ дает возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать направленное восприятие. При этом использование возможностей ИКТ позволяет обеспечивать учащихся специфичной наглядно-образной информацией в сочетании с графической и алфавитно-цифровой. Восприятие информации является важнейшим этапом, так как от адекватности восприятия реальному образу зависит результат процесса усвоения. Эффективное применение информационных технологий в процессе обучения предполагает включение обратной связи уже на этапе восприятия, а непрерывный индивидуальный контроль дает возможность корректировать направление восприятия, формировать верный образ. В программных средствах учебного назначения можно заострять внимание на особо значимых элементах, сдвигать акцент при формировании образа, используя возможности динамического изображения (мультипликация, разные перемещения, использование игровых персонажей, изменение цвета, яркости, масштаба, размеров и т. д.).

При этом в процессе формирования образа большую роль играет введение игровых ситуаций, использование цветовых, графических и других моделей, облегчающих процесс восприятия. ИКТ позволяют активизировать непроизвольное восприятие, что достигается путем выделения отдельных элементов с помощью изменения цвета, анимации, применения инверсного изображения, выгодного расположения информации на экране, “растяжения” или “сжатия” во времени необходимых процессов и других приемов.

В процессе осмысления учебного материала устанавливаются связи между отдельными частями изучаемого объекта и предполагается формирование умений оперировать укрупненными единицами знаний. Понимание свойств изучаемого объекта зависит от интеллектуального развития личности: особенностей памяти, наблюдательности, внимания, навыков аналитико-синтетической деятельности. Анализ состояния умственной деятельности определяет вид помощи обучаемому. Помощь в программе может быть оказана в виде подсказки, если возникают затруднения. Если же обучаемый не владеет навыками аналитико-синтетической деятельности, то может быть задан алгоритм простого, а затем сложного рассуждения, которое используется для действия по аналогии. Особая роль в формировании личности принадлежит словесно-логическому мышлению. При изучении какого-либо явления или процесса анализ можно реализовать расчленением его на отдельные части, выделением определенной детали или образа различными приемами. Синтез может быть осуществлен программными средствами путем получения конструкции или образа из отдельных элементов. Богатые возможности имеет ИКТ и при развитии умственных операций умозаключения, сравнения и обобщения, активизация которых достигается возможностью использования динамического изображения на мониторе (например, мультипликации с использованием игровых персонажей).

Оптимизация восприятия может быть достигнута применением примеров и задач, максимально приближенных к реальным условиям. Процесс закрепления учебной информации тесно связан с развитием памяти, поэтому установка на запоминание выдается после анализа результатов осмысления и обобщения. Хотя индивидуальные особенности памяти различны, именно информационно-коммуникационные технологии могут предоставить каждому обучаемому возможность продвигаться в работе со своей скоростью и полностью учесть индивидуальные возможности каждого. Эффективное запоминание при использовании средств ИКТ обеспечивается выбором наиболее подходящих ассоциативных связей, повторением материала в других ассоциативных связях, возвратом к предыдущей порции информации, а также использованием формульно-графической, наглядно-образной и других видов информации. Основным условием запоминания считается осмысленность материала. При использовании возможностей ИКТ осмысленному запоминанию способствует выделение главного в содержании и концентрация на нем внимания (использование цветовых гамм, инверсное изображение, рациональное размещение информации на экране и т. д.).

Активизировать запоминание также можно, используя ассоциативные внешние связи и выбор обучаемым индивидуального темпа восприятия. Информационные технологии позволяют осуществлять контроль за основными характеристиками памяти, корректировать их с помощью специальных упражнений, предлагаемых в процессе работы, что способствует тренировке и развитию памяти. Одним из основных этапов в активизации познавательных процессов является воспроизведение, так как именно этот этап позволяет определить уровень сформированности знаний. ИКТ позволяют оптимизировать процесс воспроизведения знаний с помощью специальных программ тестирования, аудирования, экспертной оценки и др. При этом сами обучающиеся для воспроизведения своих знаний могут использовать возможности текстовых редакторов (создание докладов, сообщений, рефератов и пр.), презентаций для наглядного сопровождения ответа и пр. Условиями качественного усвоения знаний является полнота и объективность контроля на основных этапах процесса усвоения. ИКТ позволяют проводить “следящую обратную связь с непрерывной коррекцией”, что предполагает контроль и корректировку на каждом этапе усвоения знаний. Одной из творческих задач на современном этапе обучения является формирование творческой личности специалиста, привитие навыков созидательного труда, где большую роль играет воображение. С помощью средств вычислительной техники можно целенаправленно воздействовать на воображение, развивая его путем выдачи специальных заданий, когда определена задача, но нет необходимых данных или они неполны. В этом случае воображение создает программу действий. Однако при появлении затруднений на первых этапах работы можно выдавать подсказку, включающую помощь в формировании этапов деятельности и содержащую разные операции (выдать на экран справочную таблицу, формулу и т. д.).

Подсказка должна охватывать сведения и действия, лежащие в так называемой зоне ближайшего развития. Активизировать воображение можно также, давая задания на создание графических либо формульных образов по словесному описанию. Применять можно и обратную задачу: создание словесного описания по графическому или формульному объекту.

Заключение

Перспективная система образования должна учитывать основные вызовы XXI века и связанные с ними важнейшие проблемы человека в современном информационном обществе. К важнейшим направлениям перехода к новой образовательной концепции, которая станет основой необходимой для условий XXI века перспективной системы образования, относятся, в частности, фундаментализация образования на всех его уровнях; реализация концепции опережающего образования; широкое использование методов инновационного и развивающего образования на основе применения перспективных информационных технологий; повышение доступности качественного образования путем развития системы дистанционного обучения и средств информационной поддержки учебного процесса современными информационными и телекоммуникационными технологиями

Можно выделить некоторые вопросы, постановка которых позволит каждому образовательному учреждению оценивать перспективы и возможности развития информационных навыков у своих обучающихся:

В какой степени реализующиеся или разрабатываемые стратегии образовательного учреждения включают в себя базовые принципы формирования «информационной грамотности» своих обучающихся и преподавателях?

В какой мере осуществляемая в данный момент деятельность в отношении информационных навыков отвечает, или способна отвечать, требованию повышения информационной грамотности обучающихся на всех выделенных уровнях образования?

Существуют ли механизмы, способствующие координации и сотрудничеству между теми, кто заинтересован в развитии навыков более высокого уровня у обучающихся и сотрудников?

Способствуют ли существующие на уровне курсов или программ механизмы разработки учебных планов по включению в них идей развития «информационной грамотности»?

Признается ли в системе образовательного учреждения потребность «информационного общества» в обученных и информационно грамотных гражданах? Информационные технологии играют значительную роль в развитии современного образования. Получение образования — важный этап в жизни человека, так как именно в школьном образовании закладывается фундамент успешного участия человека в жизни современного общества.

Сущность современных информационных технологий заключается в их универсальности и многофункциональности. Но при всех своих больших возможностях эти технологии предоставляют только средства, потенциально позволяющие сделать более эффективной деятельность человека. В том, как раскрыть этот потенциал именно для образовательного процесса, и состоит главная многоплановая проблема совершенствования образования на базе информационных технологий. Успешное ее решение будет способствовать повышению качества и степени доступности образования всех уровней — от школы до систем подготовки и переквалификации специалистов, интеграции национальной системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурную информационную инфраструктуру мирового сообщества.

Целью работы являлось рассмотреть особенности применения информационных технологий в обучении. Выяснить, насколько важны и необходимы информационные ресурсы в современном образовании.

С поставленными задачами также удалось справиться. В работе подробно повествуется о использование информационных технологий в образовании, о методах использования информационных технологий на занятиях. Также удалось справиться с задачей выявления преимуществ и недостатков информатизации образовательного процесса.

В настоящее время в обществе происходит активный процесс компьютеризации и информатизации практически всех сторон жизнедеятельнoсти, так как сoвременнoе oбществo быстpo pазвивается в напpавлении пеpехoда к инфopмациoннoму oбществу, в кoтopoм ключевую рoль игpают инфoрмациoнные pесуpсы, технолoгии их хpанения и тpансляции.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/it-tehnologii/

1.Гатаулина Г. Вред здоровью от компьютера [Электронный ресурс] // [сайт].

2.Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 304 с.

3.Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. — М.: Школа-Пресс, 2009.

4.Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Педагогика: Экспресс-справочник для студентов вуза. — Москва, Ростов-на-Дону: Издательский Центр «МарТ», 2010. — 186 с.

5.Тихонов А.Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке: Материалы международной научной конференции, ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». — М.: ЭГРИ, 2007. — 222 с.

6.Федотова Е. Л., Федотов А. А. Информационные технологии в науке и образовании: учебник — Москва: Высшее образование, 2010. — 368 с.