Дипломная работа грамматический строй

Дипломная работа
Содержание скрыть

Грамматические значения это значения отношений между явлениями действительности, обозначенными словами, т.е. это языковые значения логического (мыслительного) ряда. Различают грамматические значения словообразовательных морфем и грамматические значения в синтаксисе. Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. Если смысл грамматических форм ребенку непонятен, он не понимает и мыслей, высказанных в предложении. [51, с. 24]

Трудность усвоения грамматических значений родного языка состоит в том, что обучающий (мать, воспитатель, иногда даже учитель в школе) сам не осознает этих значений и употребляет их интуитивно, усвоив их в процессе естественного восприятия родного языка. Именно овладение грамматическими значениями (на уровне интуиции, неосознанно) делает человека существом мыслящим. [26, с. 213-230]

Отсюда следует, что важнейшей заботой обучающего (матери, воспитателя, учителя) должна быть забота о том, чтобы дети как можно раньше услышали все грамматические формы родного языка и постепенно проникали в их смысл. Понимание смысла грамматических значений родного языка есть процесс становления и развития интеллекта растущего человека. Однако если он тормозится неумелым обучением, интеллектуальное развитие ребенка задерживается. Ребенок, не усвоивший грамматического строя родного языка до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности. В процессе усвоения грамматических значений у детей формируются грамматические навыки.

В посвященных развитию грамматического строя речи исследованиях Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, А.М. Леушиной, С.Н. Коновалова, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других отмечается, что для дошкольников с речевым недоразвитием овладение грамматическими категориями представляет особую сложность. Пути научно-практического решения подготовки дошкольников с речевой патологией к обучению в условиях общеобразовательной и специальной школ рассматриваются как создание и реализация гибких программ, позволяющих формировать у детей с речевыми нарушениями знания, умения и навыки в соответствии с компенсаторными возможностями каждого ребенка. [25, с. 17-20]

У дошкольников с ОНР грамматический строй имеет специфические особенности, однако, коррекционно-методических разработок направленных на формирование грамматического строя у такой категории детей недостаточно. [48, с. 265]

5 стр., 2334 слов

Стандартизированное обучение языкам в условиях полиязычного образования

... прежде всего, коммуникативность, соизучение языка и культуры, соизучение родного, неродного и иностранного языков. Поэтому есть потребность в открытии новых специальностей «Казахский язык как неродной язык», «Русский язык как неродной язык». Стандартизация обучения языкам требует новых концептуальных ...

К началу школьного обучения у детей с ОНР оказываются несформированы языковые средства, задерживается формирование в построении простых и сложных предложений (синтаксис); в системах склонения и спряжения, в традиционных формах словоизменения (морфологии); в средствах и способах образования слов (словообразование).

Поиск новых подходов для повышения эффективности коррекционной работы по формированию грамматического компонента языка определяют актуальность исследования. Этим обуславливается выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.

Объект изучения: грамматический строй речи и его становление в дошкольном возрасте.

Предмет исследования: особенности формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что грамматический строй у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет иметь особенности по сравнению с детьми без ОНР.

Цель исследования: выявление особенностей грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, разработка и реализация коррекционно-методических подходов по устранению грамматических нарушений.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии;

2. Выявить особенности грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

3. Подбор методов и приемов коррекционной работы.


Глава I. Теоретические аспекты особенностей грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи и их коррекция

1.1 Формирование грамматического строя речи

Развитие речи в подготовительной группе детского сада — это одно из самых важных направлений в обучении дошкольников. [24, с. 131]

Именно этому процессу коллектив педагогов уделяет много внимания, как во время проведения занятий, так и в повседневной деятельности на протяжении всего периода пребывания ребенка в заведении. Развитие умения общаться, высказывать свои мысли — это фундамент для дальнейшего успешного овладения детьми знаниями и умениями. В данной статье говорится об организации речевой среды для будущих первоклассников в стенах детского сада. [2, с. 264]

Здесь описаны различные методы развития навыков говорения и общения. Информация, представленная в статье, станет хорошей подсказкой не только для воспитателей дошкольного заведения, но и для родителей. Основные задачи направления речевого развития в детском саду. [47, с. 283]

Раздел программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Развитие речи» в подготовительной группе включает в себя следующие цели:

— формирование у ребенка богатого и активного словарного запаса; развитие окружающей дошкольника речевой среды;

  • выработка культуры общения;
  • формирование связной речи;
  • усовершенствование умения правильно выговаривать звуки и слова.

О том, как добиться развития всех вышеперечисленных умений и навыков у шестилетнего ребенка, узнаем из дальнейшей информации.

11 стр., 5086 слов

Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного ...

... и приемы формирования грамматического строя речи (умения образовывать словосочетания). Объект: Процесс овладения грамматическим строем речи детьми с общим недоразвитием речи III уровня. Предмет: Методы и приемы формирования грамматического строя речи (словосочетаниями) у детей старшего дошкольного возраста с ...

Задача педагогов и родителей шестилетнего ребенка заключается не только в том, чтобы научить его говорить, но и дать ему всестороннее развитие.

Средства развития речи дошкольников, представленные ниже, помогут выполнить эти пункты., Они включают в себя такие моменты:

  • общение с ровесниками и взрослыми людьми.
  • нахождение ребенка в культурной языковой среде.
  • обучение родному языку на занятиях.
  • знакомство с произведениями художественной литературы и искусства на родном языке.

Ребенок 6-7 лет по-прежнему любит играть. Поэтому, чтобы процесс получения знаний у него проходил успешно, они должны подаваться в интересной форме. [46, с. 251]

Методика развития речи дошкольников включает в себя такие интересные приемы подачи информации и достижения успешной результативности обучения:

1. Наглядные методы: наблюдение во время экскурсий и прогулок; рассматривание отдельного предмета, сюжетной картины или фотографии; словесное описание игрушек и изображений; пересказ по сюжетной картинке, диафильму, по группе предметов.

2. Словесные методы: чтение и пересказ художественных произведений; рассказывание с опорой на наглядный материал и без него; заучивание стихов и маленьких отрывков прозы наизусть; обобщающая беседа по смыслу сказки, рассказа; составление рассказа по группе картинок.

3. Практические методы: дидактические игры на развитие речи дошкольников; инсценировки; игры-драматизации; пластические этюды с комментированием; хороводные игры.

О том, как на практике добиться желаемого эффекта в развитии речи дошкольников-шестилеток, пойдет речь в следующей части статьи. Описания упражнений и игр, представленных далее, помогут родителям и воспитателям добиться отличных результатов в этом направлении. Работа над звукопроизношением [23, с. 235]

Занятия по развитию речи с детишками старшего дошкольного возраста включают в себя упражнения на дифференциацию определенных звуковых групп: звонких и глухих, шипящих и свистящих, твердых и мягких. Представляем вам несколько примеров таких игр. «Повтори». [45, с. 245]

Малышу предлагают повторить слова, похожие по произношению, за взрослым: мак-бак-так, дам-дом-дым и т. п. Цель этого задания — заставить ребенка четко произносить звуки, тем самым добиваться того, чтобы он их различал и слышал, в чем разница. «Похоже или не похоже». [3, с. 92]

Из группы слов дошкольник должен выделить одно, которое по звучанию резко отличается от всех остальных. Примеры: «мак-бак-так-баран», «лимон-бутон-сом-вагон» и т. п. «Поймай звук».

Цель упражнения — научить ребенка слышать заданный гласный или согласный и выделять его из потока. Правило игры: хлопнуть в ладоши, когда услышишь «А». Примерный звуковой поток: У-А-М-Р-А-Л-О-Т-А-Б-Ж-С-А-А-О-К и т. д. «Найди картинку по первому звуку». Ребенку дают несколько карточек с изображением предметов.

Взрослый называет звук, а малыш выбирает тот предмет, в названии которого он является первым. Аналогичным образом выполняется задание на определение последнего звука в слове. Выполнение таких упражнений учит ребенка не только слышать звуки, но и вычленять их из общего потока, выполнять звуковой анализ слова. [22, с. 175]

15 стр., 7381 слов

Теоретические и методические основы организации Строительно-конструктивной ...

... конструированию. Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они в некоторой степени сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями как ее разновидность. Например, в программах для дошкольных учреждений ...

А успешное овладение фонематической структурой слов — залог грамотного письма в дальнейшем. Развитие речи в подготовительной группе детского сада: интонационная сторона Ритм, мелодика, сила голоса, тембр, темп речи — это те элементы, которые делают общение живым и ярким. Важно с раннего возраста научить малыша правильно пользоваться звуковой стороной речи.

Для этого можно использовать упражнения, представленные ниже. «Закончи фразу». Ребенку предлагается подобрать рифму к выражению. Примеры: «Где ты, Танечка, была?» (ответ: «С бабушкой домой ушла»), «Наш зубастый крокодил…» (ответ: «Шляпу взял и проглотил»).

Подбор созвучных слов в данном упражнении не только развивают интонационную выразительность, но и учит воспринимать поэтическую речь. «Расскажи сказку». [44, с. 235]

Ребенку нужно не просто передать словами сюжет произведения, но и воспроизвести интонацию голоса того или иного героя. «Скажи слово медленно/быстро». Это задание помогает развивать темп речи. Когда ребенок научится выговаривать слова, задание усложняется. Его просят произнести целое предложение в определенном темпе. «Большое и маленькое животное». С помощью этой игры малыш научится управлять силой голоса. Ему предлагается показать, как рычит маленькая собака (или любое другое животное), а затем большая.

Занятия по развитию речи в подготовительной группе в этом направлении имеют цель научить ребенка подбирать антонимы, синонимы, различать многозначные слова и уметь правильно их использовать в речи. Добиться успешного результата в этом помогут упражнения и дидактические игры. [21, с. 24]

Примеры некоторых из них представлены в перечне ниже. «Найди слово противоположное по смыслу» (антонимы).

Например: «Снег белый, а земля…». «Придумай предложение к картинке» (многозначные слова).

У ребенка лежат предметные карточки с изображением лука (овоща) и лука (оружия).

Ему нужно составить предложение с данными понятиями. «Скажи по-другому» (подбор синонимов).

[43, с. 57]

Взрослый говорит: «Большой». Дети должны подобрать к нему слова, близкие по значению: огромный, громадный, великан и т. п. Эти и другие подобные дидактические упражнения воспитатели детского сада могут включать в конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе как метод обучения детей.

Развитие речи шестилеток в этом направлении включает в себя работу по обучению дошкольников применять слово в речи в правильном числе, роде и падеже. Также уже в этом возрасте дети должны знать несклоняемые слова (пальто, пианино).

[4, с. 262]

Занятия по развитию речи в подготовительной группе обязательно включают в себя упражнения на обучение грамотного употребления «трудных» глаголов: «раздеть-снять», «одеть-надеть». Добиться правильного применения в общении этих понятий можно только путем постоянного закрепления полученных знаний в игровой деятельности и повседневной жизни. [20, с. 231]

19 стр., 9057 слов

Игровая технология в обучении дошкольников говорению и пониманию иноязычной речи

... заключается в изучении игровых технологий обучения детей дошкольного возраста навыкам говорения и понимания иноязычной речи. Объект исследования - это навыки говорения и понимания иноязычной речи детьми дошкольного возраста. ... движениями пальцев, и жестовая речь, где жест заменяет целое слово или группу слов)[29]. Различают следующие виды устной речи: диалогическую речь и монологическую [25]. ...

Например, во время сборов на прогулку предложите ребенку рассказать, что он делает (надевает шапку, одевает куклу и т. п.).

Развитие речи в подготовительной группе включает в себя также обучение словообразованию. Малыши очень любят игры такого плана: «Назови детеныша от названия его мамы» (у ежика — ежонок, но у лошади — жеребенок), «Придумай слово длиннее» (весна — весенний, веснушки).

Формирование умения строить связные высказывания Описания, рассуждения, повествования — это основа речи. [49, с. 214]

После того как ребенок начал говорить, задача родителей и педагогов — научить его правильно строить из слов предложения, а из предложений — связный текст. С самого раннего детства малыш должен слышать вокруг себя грамотную речь. Для этого с ним нужно много разговаривать, читать книжки, смотреть и комментировать развивающие мультфильмы. [42, с. 15]

На занятиях в детском саду и дома для развития связной речи в этом направлении рекомендуется использование дидактических упражнений. Педагог-воспитатель может смело ввести их в план-конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Рассмотрим несколько примеров таких игр. «Придумай продолжение истории».

Ребенку показывается одна сюжетная картина. Он описывает то, что видит, а затем разворачивает сюжет далее. «Разложи картинки в правильной последовательности и составь рассказ». «Что было до этого?» Дошкольник видит картинку, на которой изображен финал истории. Ему нужно придумать ее начало. «Нарисуй сказку». [19, с. 214]

Ребенку читают небольшое произведение, а затем просят проиллюстрировать услышанное. По окончании творческого процесса малыш пересказывает сказку по своей картинке.

На конец учебного года в подготовительной группе ребенок должен знать и уметь: строить связный рассказ по предложенной картине; пересказывать небольшие художественные произведения; поддерживать беседу со взрослыми и сверстниками; использовать в своей речи слова вежливости; отвечать на вопросы полным предложением.

1.2 Современные научные представления об ОНР

Иногда, когда ребенок имеет проблемы с речью, врачи ставят такой диагноз: ОНР. Что это такое и как именно проявляется, почему дети страдают этим недугом, мы и рассмотрим подробно в данном материале. Также вы узнаете, какие занятия нужно посещать при наличии данного диагноза, как можно скорректировать речь малышей. [41, с. 75]

ОНР: что это такое Указанная аббревиатура означает общее недоразвитие речи. Это заболевание, для которого характерны такие симптомы, как несформированная функция звуков, издаваемых ребенком, и смысла, который он хочет донести с их помощью. Кроме того, при нем отмечаются патологии лексико-грамматических и фонематических процессов, малыш не может согласовывать слова, произносить те или иные буквы и т.д. [5, с. 241-250]

Однако особенности детей с ОНР – это не просто дефекты речи, в той или иной мере характерные для многих в дошкольном возрасте, но и глубокие виды патологии, которые, если ими не заниматься, могут привести к более серьезным нарушениям – дислексии и дисграфии, при которых ребенок не сможет овладеть техникой письма. [18, с. 265]

16 стр., 7688 слов

Исследования. В ходе исследования проанализированы практические ...

... компонентов речи, у детей с алалией наблюдаются недостатки интеллектуальных навыков, а также нарушены процессы внимания и восприятия. Поэтому необходимо создать для детей условия, соответствующие актуальному уровню развития детей [9]. Информационно-коммуникационные технологии ...

Также заболевание следует отличать от такого явления, как фонетико-фонематическое недоразвитие. Само ОНР нередко проявляется на фоне таких синдромов, как: алалия (полное или практические отсутствие речи); ринолалия (проблемы с артикуляцией и образованием голоса); дизартрия (нарушенное произношение); афазия (когда пропадает уже сформированная речевая функция).

[40, с. 76-80]

Логопед, как правило, при осмотре может выявить причину, которая спровоцировала такое явление у ребенка. Многие из них относятся к периоду беременности у матери, в частности:

  • сильный токсикоз;
  • курение и употребление алкоголя при вынашивании;
  • применение вредных лекарств;
  • несовместимость групп крови матери и ребенка;
  • травмы при родах или патологии;
  • заболевания центральной нервной системы у малыша в раннем возрасте.

Среди прочих причин, которые вызывают нарушения речи, выделяют плохие условия воспитания ребенка, а также частые инфекционные заболевания, включая стоматиты. Наиболее тяжелая форма, которая требует особого внимания и лечения, – это ОНР, приобретенное в утробном периоде или в первый год жизни. [39, с. 101]

Немало родителей, дети которых в том или ином возрасте не начинают разговаривать, когда их ровесники вовсю называют предметы, бьют тревогу. Иногда она совершенно необоснованная, поскольку если патологии отсутствуют, ребенок заговорит рано или поздно.

Если речь у ребенка непонятна взрослым и ее трудно разобрать, и это не возрастное явление; когда вы видите, что он вас хорошо понимает, но не может ничего сказать в ответ; зачатки речи начинают формироваться с 4-5 лет; если при разговоре малыш не может согласовывать элементарные формы падежей друг с другом. [17, с. 283]

При любом из вышеназванных проявлений немедленно ведите ребенка к логопеду, а также по необходимости — к дефектологу и психоневрологу. Врач должен осмотреть его и определить, имеются ли ОНР и другие признаки задержки развития речи. [1, с. 175]

В зависимости от клинических проявлений у ребенка, ему может быть присвоена та или иная группа ОНР. Всего их существует три:

— неосложненная (дисфункций отмечено минимум, существует малая регуляция тонуса мышц, отмечается незрелость эмоций и воли и т. д.);

— осложненная (при наличии неврологических и психопатических расстройств, выражена, например, судорогами, церебральным параличом и другими синдромами);

— грубое нарушение (органические виды поражения части головного мозга, отвечающей за речь, в частности, при алалии).

Также различают при ОНР уровни заболевания в зависимости от способностей ребенка говорить:

  • первый (когда дети не говорят вообще);

— второй (речь есть, но крайне бедна, присутствует аграмматизм — нарушение употребления падежных форм, словарь скуден не по возрасту);

  • третий (фразы могут быть развитыми, но есть проблемы в звуковом и смысловом отношении);
  • четвертый (ряд пробелов в фонетике, лексике и грамматике при разговорной речи).

Характеристика ОНР такова, что нередко данное явление может появиться на фоне следующих заболеваний:

9 стр., 4351 слов

«Использование легоконструирования для развития речи детей ...

... педагогике, формируя тем самым развитую личность во всех направлениях. Дети с помощью занятий Лего — конструированием также повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о ... работе с детьми художественные рассказы, басни, сказки о животных. Развитие связной речи, по его мнению, начинается с четкого правильного называния предметов: нужно учить самим вещам, а не словам, ...

  • резус-конфликт;
  • асфиксия;
  • внутриутробная гипоксия;
  • черепно-мозговые травмы.

Речь детей с ОНР отличается от обычных, некоторые из них начинают произносить свои первые слова не раньше трех лет, в то время как нормой считается год-два. [6, с. 200]

Говорят они меньше своих сверстников, медленно и неправильно. Очень часто такие нарушения могут значительно сказаться на развитии прочих мыслительных процессов: памяти, процесса познавания нового и т. д. Отмечается и двигательная дисфункция или нарушения координации движений. [38, с. 153]

Ребенок практически не разговаривает, мало ходит, не интересуется тем, чем должен в своем возрасте: игрушками, книжками, не задает родителям вопросов, не тянется к общению с ровесниками, моторика тоже сильно страдает.

ОНР и его последствия могут быть не только результатом тех или иных патологий у мамы во время беременности или при родах. Нередко причиной появления недуга является социальный фактор, когда родители мало уделяют внимания ребенку и не разговаривают с ним. Чем меньше общаться с малышом, тем позже он начнет говорить: эта истина известна многим. [16, с. 251]

Особенности протекания тяжелых форм ОНР Уровни заболевания отличаются друг от друга в зависимости от степени поражения речи. Всего их четыре, причем первый и второй – самые тяжелые.

Первый уровень характеризуется полным отсутствием связной речи независимо от возраста ребенка. Он использует для коммуникации нечто похожее на лепет, а также кусочки звуков, смысл у которых отсутствует. Словарный запас редко когда включает хотя бы несколько осмысленных слов, больше это звукоподражания и комплексы.

Произнести хотя бы одно осмысленное слово ребенку при таком диагнозе крайне тяжело, поскольку фонематический процесс находится лишь на начальной стадии (сродни младенцам до двух лет).

[7, с. 141]

А вот при втором уровне речь детей с ОНР уже более осмыслена, хотя и далека от идеала. По крайней мере, они могут производить не только лепетание, но и некоторые простые звуковые конструкции до трех слов. Как правило, дети не знают при данной форме ОНР, что такое единственное и множественное число, постоянно их путают, не могут назвать тот или иной предмет, не владеют согласовательной частью языка и не склоняют слова, когда это нужно. [37, с. 141]

Как правило, подавляющее большинство малышей в аналогичном возрасте не имеет с этим никаких проблем. Отмечается искажение звуков, их замена, вследствие чего даже взрослый не может понять, о чем он говорит, также ребенок просто не в состоянии анализировать свой разговорный процесс.

Для развития назначаются специальные занятия с детьми с ОНР первых двух уровней. Они призваны решать такие задачи, как:

  • формирование задатков внимания к речи;
  • развитие произношения слогов;
  • умение различать и воспроизводить звуки;
  • продвижение фонематического восприятия;
  • возможность производить элементарные речевые словоформы;
  • расширение словарного запаса ребенка;
  • усвоение простейших грамматических единиц.

Также для занятий в зависимости от возраста и степени заболевания характерна та или иная методика. ОНР лечится путем выполнения таких упражнений, как: вызывание звуков и их автоматизация; практическое развитие слоговой структуры слов; умение понимать конструкцию речи на уровне лексики и грамматики и многое другое.

12 стр., 5687 слов

Методика формировании грамматического строя речи у дошкольников ...

... грамматического строя языка или разными его уровнями. 1. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; 2. синтаксис -- словосочетания и предложения, ... и выражении мысли, т. е. в развитии связной речи. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, ...

Поражения речи 3 уровня: на данном уровне присутствует уже более связная речь детей с ОНР, и окружающие могут хотя бы понимать, что они имеют в виду.

Для этой формы недуга характерно применение простых односложных предложений, а вот более тяжелые грамматические конструкции построить уже получается с большим трудом. В частности, ребенку крайне тяжело удается усвоить произношение причастных и деепричастных оборотов, усвоить логические и причинно-следственные связи предметов в общении с другими людьми.

При данном уровне ОНР он может уметь употреблять при разговоре практически все части речи и преимущественно правильно произносит названия вещей и явлений вокруг себя. Ключевыми в запасе являются существительные и глаголы, а вот прилагательные с наречиями могут использоваться крайне редко. [36, с. 200]

Присутствуют ошибки в предлогах, союзах, согласованиях, неправильно делаются ударения в словах. Наиболее легкая форма заболевания

Четвертый уровень является наиболее легким, однако дошкольники с ОНР даже в такой степени все равно тяжелее прочих детей осваивают подготовку к обучению. Они значительно отстают от своих сверстников в плане развития речи. В глобальном плане серьезные нарушения при этой форме отсутствуют, более того, словарный запас ребенка относительно велик.

Но он не знает и не понимает, что представляют собой синонимы, антонимы, не может запомнить ни один афоризм и не способен уловить их суть, даже если это долго объяснять.

Аналогично ситуация может обстоять и с восприятием загадок, ведь логическое мышление сильно страдает. Характерной особенностью является перескакивание на второстепенные детали при рассказе о чем-то и пропуск ключевых моментов действия, частые повторы того, о чем уже упоминалось ранее. [15, с. 245]

Именно поэтому занятия с детьми с ОНР такого типа должны проводиться регулярно и включать такие методики, как пересказы текстов и другие способы формирования описательного мышления и возможности озвучить задуманное. [8, с. 153]

В большинстве случаев логопед и другие врачи назначают обследование ОНР, которое включает общую диагностику речи ребенка и каждого из физиологических процессов, принимающих участие в ее формировании. Предварительный этап этого исследования заключается в беседе с родителями касательно особенностей протеканий беременности и родов, а также социальных условий воспитания ребенка: как часто с ним разговаривают, какую лексику употребляют в общении и многое другое. Затем производится диагностическое обследование речи и уточняется, насколько сформированы компоненты речевой системы в текущем случае.

Для этого сначала изучается степень связанности разговора путем просьбы описать картинку своими словами или назвать предметы. Далее производится осмотр строения речевого аппарата и соотносится с моторикой, осуществляются мероприятия по диагностике слухоречевой памяти, а также остальных психических процессов у ребенка.

14 стр., 6843 слов

О вводных словах, словосочетаниях и предложениях

... стоило бы этого делать (вводное слово; ср. вообще говоря). Различить обстоятельственные и вводные конструкции не всегда легко, но нужно иметь в виду, что вводное слово не является членом предложения (в последнем примере ... не очень умна, во всяком случае обаятельна. В публицистике и разговорной речи это словосочетание употребляется и в качестве вводного; ср.: Он, во всяком случае, не ожидал такого ...

После всего делается заключение от врача-логопеда, в котором указывается уровень ОНР и сопутствующие факторы, если они присутствуют. Осмотр позволит успокоиться тем родителям, которые за данное заболевание приняли задержку речевого развития, для которой характерны лишь медленные темпы формирования разговорных навыков ребенка, а нарушения при этом отсутствуют.

В лечебных целях проводится такое мероприятие, как коррекция ОНР. Что это такое и как ее проводят, мы представим ниже. При первом уровне упор идет на развитие понимания обращения к ребенку и активизацию самостоятельного произношения. Речь не идет о правильности с фонетической точки зрения, но грамматике уделяется определенное значение с целью правильного запоминания строения слов. [35, с. 241-250]

Если у детей ОНР 2 уровня, коррекция включает в себя формирование умения строить фразы и различать лексические конструкции, уточняется звукопроизношение, идет стремление к отсутствию употребления лишних символов в том или ином слове. На третьем развивается связность речи и совершенствуется фонематические восприятие разговора. Дети готовятся к правильному усвоению грамматики. [27, с. 143]

При наиболее легкой форме ОНР – на четвертом уровне – коррекционные меры направлены на то, чтобы разговорные способности соответствовали норме по возрасту, практикуется изучение навыков написания букв и слов, а также основы чтения. При первых двух уровнях заболевания дети школьного возраста не могут обучаться наравне со своими ровесниками и требуют специального внимания.

Для этого существуют образовательные заведения для особых категорий учеников, где учителя уделяют пристальное внимание тому, чтобы существующие проблемы были со временем преодолены. При ОНР третьего уровня можно обучаться в обычной школе, но в специальных коррекционных классах, а при четвертом такой ребенок может свободно идти в первый класс наравне со сверстниками, однако регулярно посещать занятия у логопеда.

Наглядное моделирование в качестве метода лечения ОНР у детей старшего дошкольного возраста: показания к использованию Врачи-логопеды после проведения диагностических мероприятий в отношении детей с ОНР третьей и четвертой формы отмечают в основном наличие следующих проявлений: связные предложения очень краткие; непоследовательность высказываний; фрагменты текста могут не иметь между собой логической и причинно-следственной связи; малая информативная база. [50, с. 231]

Также дети нередко с удовольствием в красках рассказывают о том, как они провели лето или посетили парк развлечений, однако написать сочинение на указанную тему не могут. И не потому, что мало осведомлены о чем-то, а вследствие отсутствия возможности оформления воспоминаний в связанные грамматически правильно составленные конструкции. Именно поэтому логопеды часто применяют наглядное моделирование в качестве метода усовершенствования речевых навыков при ОНР. [9, с. 101]

Благодаря ему дети могут научиться воспринимать те или иные абстрактные понятия в качестве зрительных образов, поскольку, по утверждениям многих специалистов своей отрасли, в раннем возрасте визуальный материал усваивается гораздо быстрее вербального.

Наглядным моделированием называют материальное воспроизведение свойств того или иного объекта, включающее в себя такие этапы: анализ абстрактного понятия; перевод его на язык знаков; работа с моделированием. В логопедии данный метод применяется, как способ обучиться новым словам, а также с целью познания новых явлений окружающей среды для детей раннего возраста. [34, с. 262]

Особенно это важно для тех детей, страдающих ОНР, которые были обделены общением со стороны родителей и им мало уделяли внимания в плане развития восприятия мира. Для старшего дошкольного возраста с целью пополнения словарного запаса и улучшения речевых функций предлагаются такие задания, как пересказ текста, составление собственного рассказа по картине, описание того или иного действия.

Опыт специалистов показал, что при ОНР занятия с применением наглядного моделирования позволяют во многих случаях значительно скорректировать словарный запас и приблизить навыки общения к нормальным для своего возраста. Когда не нужно бить тревогу? Вполне естественно, что далеко не всегда опасения родителей имеют под собой обоснованную почву. Например, если у вас ребенок в два года умеет произносить только отдельные слова, а соседский малыш уже вовсю терзает окружающих вопросами на тему обустройства мира, то, вполне возможно, что спустя всего пару месяцев ситуация изменится кардинально, и поводов для беспокойств у вас уже не будет.

Однако для уверенности лучше посетить врача и провести соответствующие диагностические мероприятия, чтобы выяснить, нормальна ли такая задержка в вашем случае или нет. Аналогично нельзя принимать за ОНР неспособность ребенка произносить определенную букву, чаще всего это касается «р». [28, с. 65]

Такой дефект, конечно же, нельзя выпускать из виду, его нужно лечить у логопеда. В противном случае он может остаться на всю жизнь. Однако невыговаривание одной буквы не влечет за собой глобальных речевых нарушений. ОНР в большинстве случаев вылечивается и корректируется, если родители ребенка вовремя обратят на недуг внимание и серьезно подойдут к данной проблеме. Также залогом нормального развития является течение беременности, во время которой будущей матери следует вести здоровый образ жизни и не подвергаться всевозможным рискам.

1.3 Особенности грамматического строя речи у детей с ОНР

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.

При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи. [29, с. 143]

Уже в возрасте трех лет, с помощью конструкций простого распространенного предложения, дети употребляют категории числа существительных и глаголов, времени, лица и т. д. При типичном варианте развития речи дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных, т. е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов. [10, с. 76-80]

При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические. Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с OHP, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Особенность овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР выражается в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. [33, с. 92]

У детей с ОНР нарушены процессы овладения и морфологическими, и синтаксическими единицами. У данной группы детей обнаруживаются затруднения как в выборе грамматических средств, для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

Нарушение синтаксической структуры предложения чаще проявляется в пропуске членов предложения, чаще предикатов, в неестественном порядке слов, что обнаруживается даже при повторении предложений: Много в лесу (Дети собрали в лесу много грибов); Молоко разлило (Молоко разлито котенком).

[30, с. 235]

Нарушения синтаксиса проявляются как на глубинном уровне, так и на поверхностном.

На глубинном уровне нарушения синтаксиса выражаются в сложности овладения семантическими (смысловыми) компонентами, в сложности организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне нарушения проявляются в нарушении грамматических связей между словами, в неверной последовательности слов в предложении.

В основе синтаксических нарушений лежат трудности организации или объединения имеющихся в активном словаре слов в одну динамическую схему — предложение, трудности перестановки элементов и определения их места в словесном ряду, т.е. дефекты симультанного синтеза (удержание в памяти всех элементов развернутой речевой структуры), проявляющиеся на языковом уровне. [32, с. 264]

Для усвоения морфологической системы языка необходима многообразная интеллектуальная деятельность. Ребенку нужно научиться сопоставлять слова по значению и звучанию, найти их различие, осознавать изменения в значении, сравнивать перемены в звучании с переменами его значения, выделять элементы, которые изменяют значение, установить взаимосвязь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов.

Пример:

ложка — значение единственности;

  • ложки — значение множественности;
  • ложкой — значение орудийности.

Формирование морфологической системы языка близко связано с развитием не только синтаксиса, но и лексики, фонематического восприятия.

Выделяют следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР:

— неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков);

  • неправильное согласование глаголов с существительными и местоимениями (дети рисует, они упал).

— неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);

— неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);

  • неправильное употребление предложно – падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан).

1.4 Вывод по главе 1

Изучая особенности развития лексико-грамматического строя речи детей с речевым недоразвитием, Р.Е. Левина, Е.Ф. Соботович выделили две группы. [31, с. 175] В I группе детей наблюдается преимущественное нарушение морфологической системы языка при относительной сохранности глубинно-семантической структуры предложения. Несмотря на грубые морфологические аграмматизмы, дети этой группы правильно воспроизводят структуру предложения из 2–3 слов, семантические связи между словами, порядок слов. В этой группе детей имеет место резкая диспропорция между развитием морфологической и синтаксической систем языка. Во II группе наблюдаются нарушения не только морфологической системы языка, но и синтаксической структуры предложения. Нарушение синтаксической структуры предложения обычно выражается в пропуске членов предложения, чаще всего предикатов, в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений. [11, с. 75]

Особенно большую трудность для детей с общим недоразвитием речи представляют инвертированные предложения, предложения пассивные, а также сложноподчиненные предложения. Нарушение синтаксиса имеет место, как на глубинном, так и на поверхностном уровнях. На глубинном уровне нарушения синтаксиса проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами (объектами, локативными, атрибутивными), в трудностях организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне – в нарушении грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении.

Таким образом, своеобразие овладения лексико-грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития, наблюдается нарушение в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У детей с ОНР наблюдаются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.


Глава II. Методика и организация исследование

2.1 Организация исследования

Опытно — экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ №_____. Всего в исследовании приняло участие 12 детей, старшего дошкольного возраста. Дети, участвующие в исследовании, имели заключение психолого-педагогической комиссии о наличии у них общего недоразвития речи III уровня (по классификации Р.Е. Левиной).

Все обследуемые имели первично сохранное зрение, слух, интеллект. Учащиеся были разделены на 2 группы по 6 человек: контрольная и экспериментальная.

Экспериментальное исследование реализовалось с опорой на проблемы общей и специальной психологии, учитывались принципы комплексности, индивидуального подхода, возрастных и личностных особенностей детей. Эксперимент проходил через ряд последовательно сменяющих этапов:

1).

Подготовительный.

2).

Экспериментальный.

3).

Заключительный.

Исследование было организовано в соответствии с этическими принципами, принятыми в психодиагностике:

  • ответственности;
  • компетентности, этической и юридической правомочности;
  • конфиденциальности;
  • благополучия испытуемого;
  • информирования клиента о целях обследования.

Логопедический кабинет в детском саду оборудован согласно требованиям.

Для проведения исследования и коррекционной работы в кабинете систематизированы наглядные пособия, игрушки, дидактический и раздаточный материал, который представлен в картотеке.

Логопедический кабинет функционирует по четырём направлениям и является лучшим кабинетом в конкурсе «Кабинет логопеда»- III место, лучшим кабинетом во всероссийском конкурсе «Логопедический кабинет», кабинет для преподавания гуманитарных наук-III место.

  • Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений.
  • Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития.
  • Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.
  • Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.

Для развития используются все виды игровой деятельности. Поэтому площадь логопедического кабинета мы разделили на несколько зон, приведём краткое описание:

  • Зона консультативной работы.
  • Зона организационно-планирующей деятельности; помогает эффективно организовать профессиональную деятельность.
  • Зона диагностики и коррекционной работы. Стимулирует психическую активность детей. Здесь расположены столы для диагностики и индивидуальной коррекции детей. Зона оборудована шкафами с дидактическими материалами, игрушками и развивающими играми, специально подобранными с учётом возрастных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы. Эта зона способствует сосредоточенности и концентрации внимания детей.
  • Зона коррекции звукопроизношения; оборудована настенными зеркалами, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
  • Зона игровой терапии. Арт-терапевтическая мастерская. Основная техника — арт-терапия, объединяющая группу направлений, основанных на художественной деятельности участников, включая рисунок, музыку. Цель организации и работы арт-терапевтической мастерской — создание эффективных условий для психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ, сохранения психического здоровья воспитанников, что отвечает ФГТ.

В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры, иллюстративный материал по разделам коррекционной работы, оборудованы уголки, стимулирующие речевое и личностное развитие детей:

  • «Речеград» (игры с буквами, словами, дидактический материал для развития связной речи);
  • «В царстве смекалки» (игровые упражнения на развитие психологической базы речи);
  • «Ловкие пальчики» (игровой материал для развития мелкой моторики);
  • «Книгочей» (наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения);
  • «Познаём мир» (учебно – наглядные пособия для развития познавательной деятельности);
  • «Королевство зеркал» (комплексы игровых упражнений для развития мимической мускулатуры).

Коррекционно – развивающая среда играет очень большую роль в речевом развитии детей с нарушениями речи. Основное назначение логопедического кабинета — создание необходимых условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.

Широко используем игры и тренажёры, изготовленные своими руками в работе с детьми, это:

  • Дизайн интерьера кабинета;
  • Логопедический уголок «Домик звуков»;
  • «Речеград» (игровое упражнение «Тигрёнок с буквой «Р»;
  • Атрибуты дыхательной гимнастики: «Солнышко», «Облачко», «Бабочки»;

Цель: развитие ощущений движения органов дыхания;, Материал: цветная самоклеющаяся плёнка.

  • «Ловкие пальчики» Тренажёры «Солнышко»;

Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, воображения, умение наблюдать;, Материал: обычные пластинки, самоклеющаяся плёнка, клей, прищепки.

Игровое упражнение «На что похоже?». Предлагается рассмотреть модель, отсоединить лучики и ответить на вопрос «На что похоже?» (на круг, мяч, часы, луну, колобок).

  • Пальчиковый тренажёр «Ёжик»;

Цель: развивать мелкую моторику рук, умение присоединять прищепки, отсоединять, развивать речь., Материал: прищепки, обои, клей.

  • «Ловкие пальчики». Тренажёр «Календарь природы»;

Он представляет собой большой круг (обычная пластинка), разделённый на четыре сектора.

Каждый сектор имеет свой цвет, который соответствует определённому сезону календарного года: синий (зима), зелёный (весна), красный (лето), жёлтый (осень).

Для каждого времени года подобраны красочные иллюстрации и цветные прищепки – символы месяцев года.

Календарь многофункционален: используется (по ознакомлению с природой, развитию речи, логике), в дидактических играх, в индивидуальной работе с детьми. Детям очень нравится манипулировать цветными прищепками, при этом у них развивается мелкая моторика рук. Введение такого календаря развивает у детей внимание, они замечают интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом.

  • «В царстве смекалки». Дидактическое пособие «Ребусы»;

Описание: В цирке работает клоун, он надувает шарики с ребусами, следует разгадать ребусы: стул, гроза, тигры, крот, дым, почка, юля, лак.

  • Дидактическое панно «Путешествие слова»;

Цель: активизировать и обогащать активный и пассивный словарь детей, повысить уровень владения грамматическими конструкциями, совершенствовать умение связно, последовательно излагать свои мысли.

Материал: бумага, самоклеющаяся плёнка, цветная бумага, клей, трафареты фигурок.

  • Дидактическое панно «Координация движения» — «Ладошки»;

Цель: Отрабатывать умение различать вверх, вниз, между, слева – справа, работать над зрительно – моторной координацией рук и аккуратностью, точностью выполнения. Научитесь понемножку играть в быстрые ладошки. Важно строго по порядку всё быстрее, без оглядки, все упражнения показать.

  • Логопедический уголок «Словесный сад» для родителей и детей;
  • Дидактическое панно « Цветы». Игра «Весёлый счёт»;

Дети упражняются в согласовании числительного и прилагательного с существительным.

  • Дидактическое панно «Семья грибов», по теме: «Лес. Грибы и ягоды»;

Материал: трафареты фигурок, самоклеющаяся плёнка, картон, клей., Цель: обучение рассказыванию по картине, развитие связной речи.

  • Дидактическое пособие «Жар-птица»;

Цель: знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре и других народов мира, развитие эстетического отношения к действительности, фантазии, укрепление межпредметных связей (литература).

Составление рассказов по памяти и по представлению.

Материал: самоклеющаяся плёнка, цветная бумага, картон, клей.

Таким образом, влияние коррекционно-развивающей среды создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, развивает творческие способности у детей.

Затем мы перешли к изучению документации. Ознакомившись с заключениями МППК и медицинскими картами, мы выяснили, что в логопедической группе находятся 12 детей с диагнозом: общее недоразвитие речи, II и III уровня. После тщательной подготовки организации эксперимента, логопед приступил к обследованию детей экспериментальной подгруппы. В нее вошли дошкольники, направленные по заключению МППК в логопедическую группу с диагнозами общее недоразвитие речи II и III уровня.

2.2 Методика исследования, Для нашего исследования основополагающими являются следующие положения:

Лингвистические представления о грамматическом строе языка (Е. А. Земская).

Словообразование и словоизменение устанавливают нормы изменения слов и способы их соединения. Кроме того, она определяет конструктивные словообразовательные модели языка.

Современные научные данные о процессе развития словообразования и словоизменения в онтогенезе (А. Н. Гвоздев и др.).

Каждый из этапов усвоения языка характеризуется тем, что в процессе онтогенеза речи из воспринимаемых ребенком окружающего его языкового материала он вычленяет и уточняет все большие и большие дробные элементы и единицы речи, овладевая шаг за шагом их знаковым характером. Ребенок усваивает родной язык как систему.

Методика исследования навыков словоизменения и словообразования рассчитана на детей младшего дошкольного возраста.

Речевой материал подобран с учётом программы детского сада (Л. Н Галигузова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик и др, 2007. – 128 с. )

Диагностика уровня сформированности грамматического строя речи проводилась по методикам Т. И Гризик, Л. Е. Тимощук (Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. — М. : Просвещение, 2004. – 221 с.).

Детям предлагается пять игровых заданий, объединенных общим сказочным сюжетом и героем. Все полученные данные заносятся в таблицу. Неправильные ответы фиксируются.

Проводя обследование грамматического строя речи ребёнка, педагог проверяет, умеет ли он:

  • образовывать существительные множественного числа;
  • образовывать существительные множественного числа в родительном падеже;
  • образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;
  • употреблять предлоги (у, в, под, с, из, к, за, на) ;

— согласовывать существительные с прилагательными.

Состояние грамматического строя речи

1. Множественное число существительных

2. Употребление имен существ. в родительном падеже множественного числа

3. Уменьшительно- ласкательная форма существительных

4. Употребление предлогов

5. Согласование существительных с прилагательными, Задание 1. Один — много, Образовывать существительные множественного числа.

Педагог показывает карточку ребенку, на которой нарисованы две картинки (парные картинки) :

  • один предмет;
  • много предметов.

Ребенок закрывает часть картинок, согнув лист по пунктирной линии. Называет предметы в единственном числе. Затем открывает закрытые картинки и называет предметы во множественном числе:

Педагог просит назвать, что здесь нарисовано:, Дерево – деревья, конфета – конфеты шар – шары, стол — столы, Гриб – грибы, машина – машины, цветок – цветы., Задание 2. Чего не стало?, Образовывать существительные множественного числа в родительном падеже.

Ребенок рассматривает пары предметов на рисунке. Называет предметы: Мыши, жуки, чашки, мячи, медведи, машины, яблоки. Педагог просит запомнить предметы. Ребенок закрывает картинки, согнув лист по пунктирной линии. Затем отвечает на вопрос: чего не стало? (Не стало: мышей, жуков, чашек)

(Не стало: мячей, медведей, машин, яблок.)

Задание 3. Маленькие предметы, Образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных.

Педагог использует парные картинки на рисунке. Один предмет в паре изображен большим, другой – маленьким.

Предлагая задание детям, воспитатель может дать образец. Например: елка – елочка. Далее предметы называет ребенок:

Лопата – лопаточка, цветок – цветочек, ложка – ложечка, ключ – ключик, дом – домик, шапка – шапочка, мяч – мячик.

Задание 4. Бывает – не бывает., Понимание и употребление предлогов.

Ребенок работает с сюжетной картинкой. Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и назвать, где спрятались друзья гномика. При выполнении задания воспитатель может помочь ребенку, предлагая закончить предложения. Например:

Где летает бабочка?, Бабочка летает … (над цветком) .

Где сидит птица?

Птица сидит … (на ветке) .

Куда спряталась белка?, Белка спряталась … (в дупло) .

Где лежит ежик?

Ежик лежит … (под кустом) ., Куда скачет кузнечик?, Кузнечик скачет … (к грибу) ., Куда спрятался заяц?, Заяц спрятался … (за пень) ., Откуда выглядывает мышонок?, Мышонок выглядывает … (из норки) ., С кем в траве прячется жук?, В траве прячется жук … (с божьей коровкой) .

Воспитатель может задать вопрос ребенку вопросы: где летает бабочка? Где сидит птица? Куда спряталась белка? Где лежит ежик? Куда скачет кузнечик? Куда спрятался заяц? Откуда выглядывает мышонок? С кем в траве прячется жук? Ребенок дает полный ответ.

Задание 5. Что какого цвета?, Согласовывать существительные с прилагательными.

Перед выполнением задания воспитатель вырезает: большой разноцветный квадрат (двусторонний, предметы по пунктирной линии.

Получаются своеобразные «окошечки». Ребенок работает с картинками. Педагог предлагает определить по вырезанному контуру предметы и назвать их. Перед выполнением задания воспитатель может дать образец (подложив под страницу белый лист бумаги) : белая груша, белый бант, белое платье, белые варежки. Затем ребенок подкладывает под рисунки лист с квадратиками красного, синего, зеленого и желтого цветов.

Воспитатель спрашивает: что какого цвета? Ответ ребенка представляет словосочетание, состоящее из существительного и прилагательного, согласованных в роде и числе. Например: красная груша или груша красная; синий бант или бант синий; зеленые варежки или варежки зеленые; желтое платье или платье желтое [Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук 2005]. [Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук 2007].

Оценка результатов:

3 балла — за точный и правильный ответ;

2 балла — допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (правильный ответ после стимулирующей помощи) ;

1 балла — если не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (форма образована неверно) .

Сформированность грамматических конструкций, Высокий уровень — 3 балла, Средний уровень — 2балла, Уровень ниже среднего — 1 балл, Высокий уровень.

Самостоятельно и правильно образуют формы: существительные множественного числа, существительные множественного числа в родительном падеже, уменьшительно-ласкательные формы существительных. Понимают и правильно употребляют предлоги (у, в, под, с, из, к, за, на, согласуют существительные с прилагательными.

Средний уровень.

Допускают незначительные ошибки при образовании существительных множественного числа в именительном падеже, существительных множественного числа в родительном падеже, уменьшительно-ласкательные формы существительных, при согласовании существительных с прилагательными. Понимают предлоги с пространственным значением (у, в, под, с, из, к, за, на, но затрудняется в их самостоятельном использовании (допускает 1-2 ошибки).

Исправляют ошибки по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (правильный ответ после стимулирующей помощи) .

Уровень ниже среднего.

Дети не могут самостоятельно образовать формы слов: существительные множественного числа, существительные множественного числа в родительном падеже, существительные с прилагательными, уменьшительно-ласкательные формы существительных. Не всегда понимают и затрудняются в правильном использовании предлогов пространственного значения (допускают более 3 ошибок).

Не понимают вопросы взрослого: просто повторяют за ним слова, демонстрируя непонимание задания.

2.4 Вывод по главе 2

Экспериментальное исследование реализовалось с опорой на проблемы общей и специальной психологии, учитывались принципы комплексности, индивидуального подхода, возрастных и личностных особенностей детей. В исследовании приняло участие 12 детей, старшего дошкольного возраста.

Детям предлалось пять игровых заданий, объединенных общим сказочным сюжетом и героем., Задания были направлены на следующие сферы:

1. Множественное число существительных

2. Употребление имен существ. в родительном падеже множественного числа

3. Уменьшительно- ласкательная форма существительных

4. Употребление предлогов

5. Согласование существительных с прилагательными


Глава III. Эмпирические аспекты грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и их коррекция

3.1 Анализ полученных данных

В исследовании грамматического строя речи принимали участие 20 детей с нормальным речевым развитием (таблица 1).

Таблица № 1 Количественные данные о состоянии грамматического строя речи у детей с нормальным речевым развитием

Ф.И. ребенка

Множественное число существительных

Употребление имен существ. в родительном падеже множественного числа

Уменьшительно- ласкательная форма существительных

Употребление предлогов

Согласование существительных с прилагательными

Сформированность грамматических конструкций

Алена Д.

3

1

3

2

3

2,4

Ангелина Я.

3

3

2

3

3

2,8

Анжела Ж.

2

3

3

3

3

2,8

Антон С.

3

3

2

1

3

2,4

Дима С.

3

3

1

3

3

2,6

Елизавета А.

2

3

3

3

3

2,8

Елизавета Б.

3

3

3

2

3

2,8

Елизавета Я.

3

3

2

3

3

2,8

Женя П.

3

1

3

3

3

2,6

Женя Р.

3

3

3

3

3

3

Катя К.

2

3

3

3

3

2,8

Михаил С.

3

3

3

3

3

3

Николай А.

2

3

2

3

3

2,6

Савелий Б.

3

3

3

3

3

3

Саша М.

3

3

3

3

3

3

Саша Т.

2

3

2

3

3

2,6

Саша Ш.

3

3

3

3

3

3

Сережа С.

3

3

3

3

3

3

Тоня М.

3

3

2

3

3

2,8

Яна Б.

3

3

3

3

3

3

Уровень сформированности

2,75

2,8

2,6

2,8

3

Проводя обследование грамматического строя речи у детей с нормальным речевым развитием, мы выделили II группы детей:

I группа – (17 детей) Самостоятельно и правильно образуют формы: существительные множественного числа, существительные множественного числа в родительном падеже, уменьшительно-ласкательные формы существительных.

II группа – (3 ребенка) Допускают незначительные ошибки при образовании существительных множественного числа в именительном падеже, существительных множественного числа в родительном падеже, уменьшительно-ласкательные формы существительных, при согласовании существительных с прилагательными.

17 детей I группы справились со всеми заданиями, и показали высокий уровень развития грамматического строя речи. Эти дети употребляют категории числа существительных и глаголов, времени, лица и т. д. Они овладели всеми типами склонения существительных, т. е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отмечаются сложные предложения с двумя придаточными, при этом имеются и соподчиненные и при­даточные предложения разных степеней. Простые предложения в сложные дети объединяют при помощи союзов «когда», «как», «чтобы», «если», «потому что», «что», союзных слов «кто», «от­чего», «который» и т.д.

3 ребёнка II группы затруднились ответить на следующие задания: образование прилагательных от существительных (дерево – деревовый, стекло — стекольный), неправильно употребляют окончания и суффиксовов-в словах (дерево — деревовый, стекло — стекловый) образование неологизмов при помощи ненормативных суффиксов.

Итак, проводя обследование грамматического строя речи у детей с нормальным речевым развитием, мы увидели, что почти все дети справились с заданиями и показали высокий и средний уровни.

Таблица № 2 Количественные данные о состоянии грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

Ф.И. ребенка

Множественное число существительных

Употребление имен существ. в родительном падеже множественного числа

Уменьшительно- ласкательная форма существительных

Употребление предлогов

Согласование существительных с прилагательными

Сформированность грамматических конструкций

Алена Л.

3

2

1

2

1

1,8

Артем М.

1

2

0

0

1

0,8

Артемий Б.

2

2

1

1

1

1,4

Вадим Л.

2

1

1

2

1

1,4

Дарья М.

1

1

2

1

1

1,2

Денис Ж.

1

2

1

0

1

1

Денис Р.

1

2

2

2

1

1,6

Денис Т.

2

1

2

1

1

1,4

Дмитрий Т.

2

1

1

1

1

1,2

Егор Н.

2

1

2

3

1

1,8

Заир Г.

1

2

2

2

1

1,6

Коля Ж.

2

2

1

1

1

1,4

Лиза Л.

1

1

2

1

1

1,2

Лилия Л.

1

1

2

2

1

1,4

Марина З.

2

2

1

3

1

1,8

Марина Л.

1

1

0

1

1

0,8

Никита Н.

1

1

0

1

1

0,8

Олеся Т.

2

2

1

2

1

1,6

Полина Я.

0

2

2

2

1

1,4

Ульяна Н.

1

1

1

1

1

1

Уровень сформированности

1,45

1,5

1,25

1,45

1

В исследовании грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (таблица №2), принимало участие 20 детей 6-6,5 лет. Проводя обследование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи, мы выделили III группы детей:

I группа – (16 детей) Допускают незначительные ошибки при образовании существительных множественного числа в именительном падеже, существительных множественного числа в родительном падеже, уменьшительно-ласкательные формы существительных, при согласовании существительных с прилагательными. Понимают предлоги с пространственным значением (у, в, под, с, из, к, за, на, но затрудняется в их самостоятельном использовании (допускает 1-2 ошибки).

Исправляют ошибки по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (правильный ответ после стимулирующей помощи) .

II группа – (4 ребёнка) Дети не могут самостоятельно образовать формы слов: существительные множественного числа, существительные множественного числа в родительном падеже, существительные с прилагательными, уменьшительно-ласкательные формы существительных. Не всегда понимают и затрудняются в правильном использовании предлогов пространственного значения (допускают более 3 ошибок).

Не понимают вопросы взрослого: просто повторяют за ним слова, демонстрируя непонимание задания.

У детей вызвали затруднения следующие особенности: нарушены процессы овладения и морфологическими, и синтаксическими единицами. У данной группы детей обнаруживаются затруднения как в выборе грамматических средств, для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

Нарушение синтаксической структуры предложения чаще проявляется в пропуске членов предложения, чаще предикатов, в неестественном порядке слов, что обнаруживается даже при повторении предложений: Много а лесу (Дети собрали в лесу много грибов); Молоко разлило (Молоко разлито котенком).

Нарушения синтаксиса проявляются как на глубинном уровне, так и на поверхностном.

На глубинном уровне нарушения синтаксиса выражаются в сложности овладения семантическими (смысловыми) компонентами, в сложности организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне нарушения проявляются в нарушении грамматических связей между словами, в неверной последовательности слов в предложении.

Дети допускали такие ошибки, как замены слов, входящие в одно родовое понятие ( «тигр» — «лев», «овца» — «коза» и т.п.), слов, обозначающих профессии, на глагольные формы ( «строить» вместо «строитель», «готовить» вместо «повар» и т.д.) У всех детей не соответствовал возрастной норме уровень обобщений: ни один из 12 детей не смог выполнить задания самостоятельно и без ошибок. Дети путали понятия «овощи» — «фрукты», «одежда» — «обувь»; 8 человек не назвали слова «транспорт», «семья»; 10 человек не дифференцировали домашних животных и птиц; 6 человек – домашних и диких животных. При образовании существительных множественного числа в именительном падеже, дети допускали характерные ошибки (окно – «окны», ухо – «ухи», рот – «роты» и т.п.), при образовании в родительном падеже ( «деревов», «карандашов» и т.п.).

Образовывая названия детенышей животных, никто не назвал «ягненка»; ряд детей не смогли назвать «жеребенка», «теленка»; меньше ошибок наблюдалось при назывании детенышей диких животных. При образовании прилагательных дети неверно называли формы ( «соломовое», «пухное», «метальное» и т.п.).

Наблюдались следующие неправильные формы сочетания слов в предложении у детей с ОНР:

—5 человек, неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков);

— 7 человек, неправильное согласование глаголов с существительными и местоимениями (дети рисует, они упал).

— 10 человек, неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);

—7 человек, неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);

— 13 человек, неправильное употребление предложно – падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан).

Таким образом, при обследовании грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи выявились следующие трудности в употреблении падежных конструкций. Наиболее часто допускаются ошибки в образовании имён существительных родительного падежа единственного и множественного числа, образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, употреблении приставок.

3.2 Статистический анализ

Обработка полученных в ходе исследования результатов представлена количественными и качественными методами обработки данных. При помощи методов описательной статистики мы проанализировали полученные в ходе исследования показатели и воспроизвели результаты в графическом виде.

Основной задачей данного этапа является статистическая проверка выдвинутой нами ранее гипотезы.

С целью проверки данной гипотезы используется t-критерий Стьюдента для проверки различия между выборками с целью сопоставления показателей первичной и вторичной диагностики экспериментальной группы. Также нами был использован t-критерий Стьюдента, в связи с тем, что в некоторых случаях величина сдвигов варьируется в диапазоне до 10% от их величин.

Помимо обозначенных выше критериев, нами был использован t-критерий Стьюдента в качестве простого непараметрического критерия для оценки различий между данными вторичной диагностики экспериментальной группы и данными диагностики контрольной группы.

В рамках математической обработки данных нами был выдвинут ряд статистических гипотез. Так, например, для расчёта Т-критерия Вилкоксона, нами были выдвинуты следующие гипотезы:

— H0 — интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении, при условии тенденции сохранения их на прежнем уровне;

— H1 — интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении, при условии тенденции сохранения их на прежнем уровне.

Полученные в ходе математических расчётов данные, отображающие схематику распределения значений, представлены в таблице ниже.

Таблица №3 Распределение значений

Значение T эмп

Значение T кр

при k=0,05

Значение T кр

при k=0,01

Гипотеза

верна

1

2

3

4

5

Множественное число существительных

2.6

2.02

2.72

H 1

Употребление имен существ. в родительном падеже множественного числа

12.5

2.02

2.72

H 1

Уменьшительно- ласкательная форма существительных

3.6

2.02

2.72

H 1

Употребление предлого

3.2

2.02

2.72

H 1

Согласование существительных с прилагательными

23.3

2.02

2.72

H 1

Уровень сформированности

19

2.02

2.71

H 1

На основании анализа приведённой выше таблицы можно сделать выводы о том, что на уровне значимости 1% мы принимаем альтернативную гипотезу о наличии относительно интенсивного сдвига в типичном направлении, т. е. гипотеза H1 верна при 1% значимости. На всей зоне значимости гипотеза H1 верна всех шкал.