«Роль кружка по исторической реконструкции в технологическом образовании»

Дипломная работа

Одним из важнейших путей решения задачи высокого профессионализма (мастерства) является приобщение учащихся к изучения основ конструкторской – изобретательской, художественной деятельности через кружковую роботу. Работа в кружках расширяет кругозор учащихся, повышает его общую культуру, заставляет изучать историю техники и традиций, позволяет выявить способности и таланты, приучает к вдохновенному труду.

Объект исследования

Предмет исследования

Цель исследования

Гипотеза исследования:

задачи исследования:

1.

2.

3.

Методологическую и теоретическую основу

методы исследования:

База исследования.

Практическая значимость работы

Надежность и достоверность

Апробация результатов исследования.

Содержание работы отражено в 2 публикациях автора.

Структура выпускной квалификационной работы.

Глава 1. Теоретические основы кружковой работы

1.1. Организации технологического образования школьников

В современной конкретно-исторической обстановке востребовано осознание сущности феномена технологического образования, но в тоже время мы не можем говорить о единстве в понимании технологического образования. Необходимость изучения сущности технологического образования вытекает из новой стратегии развития образования, модернизации системы образования, где ее структурное и содержательное обновление рассматривается как основа модернизации общества, экономики, страны в целом.

Как отмечают В.М. Жучков, В.А. Комаров, что исходя из приоритетных направлений модернизации образования, главной целью модернизации технологического образования может стать социализация учащихся через формирование и развитие технологической, экологической культуры, творческого мышления [20, с. 4; 28, с. 192].

11 стр., 5321 слов

Организация коллективной работы учащихся в образовательной области ...

... коллективные формы работы организации учебного процесса на уроке технологии в основной школе. Предметом курсовой работы является коллективные методы обучения на уроках технологии. Объектом исследования является учебный процесс при коллективной форме обучения на уроках технологии в средней школе. 1. Теоретические основы коллективной деятельности учащихся на уроках технологии ... образованием для встречи ...

С этой позиции технологическое образование следует рассматривать как образование, направленное на формирование и развитие технологической, экологической и экономической культуры личности обучаемых через развитие творческого технологического мышления, комплекса технологических способностей, качеств личности: социальной адаптивности, конкурентоспособности, готовности к профессиональной деятельности – как результат сформированных знаний основ современных технологий преобразования материальных, энергетических и информационных сред, знаний основ применения современных технологий в производстве, экономике, сфере услуг и быта [20, с. 57-58].

При таком понимании следует уточнить смысл понятий «технологическая культура», «технологическое мышление», «технология».

Технологическое мышление определяется В.Д. Симоненко как мыслительная способность человека к преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей для блага «человека-общества-среды», обобщенное и опосредованное отражение индивидом научно-технической сферы [24, с. 57]. Можно сказать, что технологическое мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением материальной, энергетической и информационной среды.

В вопросе определения сущности технологической культуры также отсутствует единая точка зрения.

Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко определяют технологическую культуру в широком социальном плане как уровень развития жизни общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей, что выражается в совокупности достигнутых технологий в материальном и духовном мире; и в узком личностном плане как овладение человеком современными способами познания и преобразования себя и окружающего мира [23, с. 33].

Иными словами, технологическая культура – это такая преобразовательная деятельность в материальных и духовных сферах производства, когда главным критерием оценки и применения новых технологий и технологических процессов выступает их способность обеспечивать гармоничное взаимодействие человека, природы (среды) и общества [24, с. 12]

Интерес представляют взгляды М.М. Левиной, И.Ф. Исаева, И.Л. Яцуковой и др., где технологическая культура трактуется с позиции профессионально-педагогической культуры.

Технологическая культура определяется как овладение логикой профессионального поведения человека, опытом креативной деятельности, способами организации технологических процессов, адаптации их к целям гуманизации образования (определение М.М. Левиной).

И.Ф. Исаев, И.Л. Яцукова трактуют технологическую культуру как овладение педагогами определенной системой способов и приемов технологий обучения и воспитания, а также умений анализировать в педагогическом процессе альтернативные педагогические технологии.

Еще одной существенной категорией при характеристике технологического образования выступает «технология», в определении которой также не наблюдается унификация подходов.

Слово технология происходит от двух греческих слов: techne – искусство, мастерство, ремесло, умение и logos – понятие, учение.

8 стр., 3829 слов

Классификация основных форм деятельности человека

... и как следствие быстро наступает утомление. Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами. Человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено - чем менее ... и систематичность умственного труда; правильное чередование труда и отдыха. Классификация условий трудовой деятельности Условия труда - это совокупность факторов производ

Как отмечает В.М. Жучков, длительное время в научной, педагогической и методической литературе понятие «технология», при всем разнообразии трактовок, определялось через совокупность приемов, методов, средств обработки (воздействия), вещества, энергии или информации (как объект появилась в конце ХХ в.), таким образом, очевиден подход к этому понятию как совокупности специальных (отраслевых) технологий [20, с. 59].

Так, например, С.А. Смирнов, И.Б. Котова трактуют технологию как совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами [25, с. 246].

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова определяют технологию как совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства [22, с. 825]. Иное представление технологии у Г.А. Качевской, Е.Н. Толикина, которые раскрывают сущность технологии через совокупность знаний, сведений о способах переработки материалов, изготовления изделий и процессах сопровождающие эти работы. В толковом словаре технология трактуется как совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие; совокупность процессов такой переработки [27, с. 703]. Иное понимание технологии представлено у В.С. Леднева, В.Д. Симоненко, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутова, которые определяют технологию как науку о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека [26, с. 247].

Как отмечает В.М. Жучков, наиболее точно и менее противоречиво культурологическое понятие «технология», определяемая как общекультурная парадигма о единстве материальной и духовной культур.

Иное представление технологии у В.М. Жучкова, который представляет ее как системный процесс совместно распределенной деятельности субъектов (социальных элементов) в выделенном социально-экономическом пространстве и направленный на удовлетворение познавательно-полезных потребностей этих субъектов (социальных элементов) и социума в целом. Следует отметить, что технология как понятие бессмысленно без участия в ней главного лица (субъекта) – человека (социального элемента).

Проявление преобразования материальной среды проявляется в обработке различных материалов, в том числе конструкционных, тканей, пищевых продуктов, механическим резанием, давлением, температурой. Преобразование энергетических сред проявляется в примерах взаимного преобразования различных видов энергии и передачу через твердые, жидкие, газообразные среды. Преобразование информационных сред включает изучение приемов обработки различных видов информации, изучение информации на основе применения современных информационных и телекоммуникационных технологий [21, с. 156].

Технологическое образование также определяется как организованный процесс и результат обучения и воспитания с целью формирования у человека технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности [24, с. 66].

5 стр., 2211 слов

Техническая теория. Специфика технического и технологического знания

... технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические; Во втором периоде происходит зарождение технических ... в выделении обеих областей деятельности – научной и технической – и в ... знания. Действительно, сегодня никого не удивит тот факт, что "целевые исследования, которые проводятся в промышленных лабораториях исследователями, получившими инженерное образование, ...

В качестве структуры технологического образования В.Д. Симоненко рассматривает совокупность технологических знаний, умений и технологически значимых качеств личности. В качестве технологических знаний автор рассматривает результат познания технологической среды и ее адекватное отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, умозаключений, теорий. Технологические знания представлены знаниями способов, средств и путей преобразовательной деятельности, представлениями о развитии техники и технологий в процессе общественного развития, знанием основных технологий применяемых в производстве, экономике, сфере обслуживания и быта, знаниями содержательной характеристики профессионального самоопределения [24, с. 61-66].

Интерес представляет подход к пониманию сущности технологических знаний В.М. Жучкова, который основывается на представлении о технологической деятельности человека. Если рассмотреть технологическую деятельность в виде последовательных этапов, то можно получить следующие:

1. Социальный элемент воспринимает на уровне сознания, анализирует внешние условия осознания, формулирует потребности на уровне категорий имеющегося знания;

2. Социальный элемент может воспринять, осознать внешнее, но действовать в ответ. Это этап принятия решения, начала технологической деятельности и формулировки ее целей;

3. Выбор формы и содержания реакции на внешнее воздействие из нескольких возможных и закрепленных ранее путем конструирования исполнительской системы, либо проектирования исполнительской системы и организация ее функционирования;

4. Оценка качества результата либо самим социальным элементом, либо внешним наблюдателем. Эта оценка проявляется как отношение фактического результата к выбранному альтернативному варианту технологической деятельности и как отношение к сформулированной потребности [20, с. 69-70].

Как отмечает В.М. Жучков, в основе технологической деятельности человека по достижению необходимого результата лежат представления человека о предполагаемой технологической среде. Эти представления выстраиваются на основе воспринятого и осмысленного ими представления в прошлом (знания, опыт) о сути и структуре функционирования исполнительской системы (объекты, субъекты, средства, методы), способной в определенных условиях достичь полезный результат [20, с. 70].

В тоже время, В.М. Жучков выделяет жизненный цикл технологического знания, который представляет собой интервал с момента его «материализации» в конкретное технологическое знание (конкретная технология, методика, организационная структура, услуга и т.д.) до момента ее полной замены в силу устаревания [20, с. 77]. Знания представляют собой результат логической переработки информации, имеющих структурный характер и соответствующее общепринятым представлениям на современном этапе развития общества, где под структурированными знаниями понимается знания связанные с причинно-следственными и иными связями и отношениями [20, с. 81].

В комплексе технологические знания и умения образуют путь познания действительности и формирования ценностного отношения к этой действительности и месту человека в живой и искусственной природе окружающего мира, как отмечает В.М. Жучков на основе главного принципа преобразований «не навреди» [21, с. 156-157].

26 стр., 12974 слов

Развитие пространственного мышления у учащихся строительного ...

... решения сформированности специфического вида мыслительной деятельности, обеспечивающего анализ пространственных свойств. Недостатки в данной области образования сказываются на успеваемости учащихся по различным предметам как, например, инженерная графика. Все это свидетельствует о ...

Но в тоже время одного комплекса знаний и умений недостаточно, так как существенной особенностью современного образования является не формирование функционера-исполнителя, а формирование целостной, самоорганизующейся, самодостаточной и творческой личности.

Задачами технологического образования является не только формирования комплекса технологических знаний и умений, но и формирование и развитие у обучаемых интегративных качеств личности как: социальная адаптивность, конкурентоспособность, готовности к профессиональной деятельности [20, с. 56].

К числу значимым технологических личностных качеств (те качества, которые необходимы для успешной преобразовательной деятельности) В.Д. Симоненко относит следующие: мобильность, креативность, ответственность и др.) [23, с. 61-66].

Существует несколько иное понимание технологического образования, которое представляется как наилучшим образом организованный процесс и результат обучения, воспитания и развития при формировании умений оптимального изменения и преобразования материи в продукты и услуги для удовлетворения потребностей общества и личности [19, с. 181].

По мнению А.В. Бердышева и А.В. Сарже, в процессе технологического образования могут реализовываться следующие образовательные функции: приращение социально-культурного опыта в достояние подрастающего поколения, которая включает в себя ряд узковидовых функций: культурно-историческую, посредническую, социально-экономическую, социально-политическую и социальную.

Основной функцией в технологическом образовании выступает социально-экономическая, включающая ряд функций эмпирического уровня: всеобщие трудовые функции (планирование, организация, контроля, регулирования), производственные функции (исполнительская, двигательная, управленческая, логическая, творческая, производственная, проектировочная, принятия решения).

В рамках технологического образования обучаемый приобретает знания и опыт: об этапах развития техники и технологий (производственных), о взаимосвязях производственных отношений с эволюцией техники и технологий, о трудовых приемах при создании изделия и оказания услуги, об оптимальном использовании природных ресурсов и т.д. [19, с. 181-182].

Несколько иное видение технологического образования у Ю.В. Львова и С.Ф. Эхова, которые определяют технологическое образование как часть педагогической реальности, отражающей систему целей, задач, содержания, методов и организационных форм трудового обучения и воспитания, до профессиональной, начальной профессиональной и профессиональной подготовки различных групп населения к выполнению трудовых функций в обществе [18, с. 131].

Можно выделить еще одно понимание технологического образования, данное Р.С. Распоповым и А.П. Белоусовым, которые сводят смысл технологического образования к процессу ознакомления в теории и на практике с основными отраслями современного промышленного производства и формирование знаний и навыков обращения с наиболее распространенными средствами труда.

12 стр., 5856 слов

Формирование технологической культуры у учащихся общеобразовательной школы

... них обуславливает и развитие других элементов. 2. Содержание информирование технологической культуры у учащихся общеобразовательной школы 2.1 Модель формирования технологической культуры учащихся на уроках технологии Важность привития молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире: ЮНЕСКО ...

В современных условиях следует определить перспективность технологического образования, которое, как отмечает В.М. Жучков, определяется главными составляющими развития технологического образования: социализация обучаемых через формирование технологической, экономической и экологической культуры, развитие творческого технологического мышления, формирования готовности к осознанной профессиональной деятельности. Повышение его уровня будет опосредовано способствовать производству высокочаственных товаров и услуг, улучшению различных групп населения, формированию ценностных ориентаций, снижению материальных, финансовых и временных затрат государства на подготовку обучаемых к эффективной профессиональной деятельности в результате их лучшей ориентации в направлении будущей карьеры [20, с. 56-57].

1.2. Основные формы организации внеклассной работы

Задача внеклассной работы состоит в привлечении учащихся к общественно полезной деятельности, стимулировании их инициативы и самостоятельности, развитии индивидуальных интересов, склонностей и способностей. Специфика педагогического руководства ею заключается в осуществлении воспитательного влияния на жизнь школьников, их деятельность и поведение не только на уроках, но и через различные внеклассные мероприятия, включение учащихся в различные виды творчества, развитие у них интереса к технике и труду.

Внеклассная работа — органическая часть всей учебно-воспитательной деятельности школы. Она является продолжением и развитием процесса, осуществляемого на уроках, и подчинена общим учебно-воспитательным задачам. Внеклассная работа открывает дополнительные возможности для реализации межпредметных связей технологии с другими предметами, в первую очередь с физикой, математикой, химией, биологией, рисованием, черчением.

Общую координацию внеклассных мероприятий в школе осуществляет директор. Свои предложения в общешкольный план внеклассной работы может внести каждый учитель. Это составная часть планируемых им внеклассных занятий в учебном году[2, с. 80].

По организационному признаку внеклассные мероприятия, в том числе и по технике и труду, можно разделить на три вида: индивидуальные, групповые и массовые. В первом случае речь идет о руководстве работой отдельных учеников, увлекшихся, например, изготовлением того или иного устройства, модели, макета, сувенира и т.п. Во втором — в основном об организации кружковых занятий, а в третьем — о массовых мероприятиях (предметных вечерах, конкурсах, олимпиадах, выставках творческих работ учащихся и т.д.).

Но сразу оговоримся, что индивидуальный подход присутствует в любой из этих форм. К примеру, готовясь к тематическому вечеру или выставке, учащиеся советуются с учителем о плане сообщения и литературе, выборе и изготовлении того или иного экспоната и пр.

Наиболее распространенной групповой формой организации внеклассной работы является кружок — добровольное объединение учащихся, проявляющих повышенный интерес к определенной области знаний и стремящихся заниматься практической деятельностью. Это может быть совместное изучение вопросов техники и технологии, конструирование и постройка моделей, приборов и других устройств, рационализаторская деятельность, научный и технический поиск. Занятия в кружках характеризуются наличием программы, регулярностью, длительностью сроков и определенным профилем работы.

17 стр., 8208 слов

Методика обучения художественной вышивки бисером на внеклассных занятиях

... занятий по художественной вышивке бисером Набор учащихся в кружки проводиться в конце летних каникул и в начале учебного года. До начала набора следует провести предварительную работу по привлечению школьников в кружки. ... В сборник включены переработанные программы по технологии для основной и средней (полной) школы по следующим темам: «Технологии обработки конструкционных материалов и элементы ...

В школьной практике сложились следующие типы кружков технического творчества учащихся:

1. Подготовительные технические кружки создаются в основном для младших школьников. Здесь они углубляют полученные на уроках элементарные знания и умения по технике и технологии, работают с бумагой, картоном, жестью, соломкой и другим природным материалом, выполняя несложные модели машин и механизмов, учебно-наглядные пособия, игрушки. Как показывает опыт, занятия в таких кружках служат хорошей подготовкой для последующего вовлечения детей в техническое и декоративно-прикладное творчество.

2. Предметные (научно-технические) кружки объединяют учащихся средних и старших классов. На базе школьных мастерских обычно создают кружки по столярному, слесарному и токарному делу, электро- и радиотехнические, конструированию и шитью одежды и др. Знания и умения, которые приобретают здесь школьники, выходят за рамки учебных программ, создаются условия для самостоятельного творчества.

3. Спортивно-технические кружки — авиамодельные, ракетно-космического моделирования, авто- и судомоделистов, картингистов, железнодорожного моделизма и др. В них занимаются учащиеся, проявляющие интерес к спортивному моделированию, техническим видам спорта. Они изучают специальную технику, делают стендовые и функциональные модели летательных аппаратов, автомобилей, судов, локомотивов и других средств транспорта, знакомятся с историей и перспективами развития техники, участвуют в соревнованиях.

4. В производственно-технических кружках учащиеся занимаются изучением устройства и работы каких-либо широко распространенных машин, аппаратов или иных технических объектов (автомобилей, мотоциклов, комбайнов, киноаппаратов и пр.), приобретают умения и навыки управления ими, ухода и обслуживания. Вы­полнив программу, учащийся получает удостоверение, облегчающее приобретение конкретной профессии: шофера, комбайнера, киномеханика и пр.

5. Кружки художественно-прикладного или декоративного творчества охватывают учащихся всех возрастных групп, которые занимаются художественной обработкой древесины, металла, лозы, кости, глины, макраме, вязанием, вышивкой, изготовлением игрушек из ткани, меха, работой с кожей, лоскутной пластикой и др. Тут создаются благоприятные условия для формирования эстетического вкуса, развития творческой индивидуальности.

Можно только сожалеть, что в последние годы лишь в некоторых школах сохранились первичные организации Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР), научные общества учащихся (НОУ), клубы по интересам, открывающие возможности для приобщения учащихся к решению общественно значимых задач.

Среди массовых мероприятий по технологии выделим тематические вечера, посвященные знаменательным датам в области науки и техники, школьные олимпиады, конкурсы, выставки творческих работ по технике, прикладному искусству.

24 стр., 11789 слов

Организация кружка по технологии «Художественная обработка ...

... кружка; разработка методического обеспечения для кружка по художественной обработке тканей; организация и проведение опытно-экспериментальной работы. Теоретическая значимость, Практическая значимость:, Структура: 1. Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания при занятии аппликационными работами ...

Научно-технические вечера помогают в яркой, занимательной форме приобщить учащихся к некоторым важнейшим открытиям, изобретениям, современным достижениям в различных областях производства. В их программу включаются сообщения, подготовленные членами кружков, демонстрация технических устройств (моделей, макетов, образцов действующей техники и т.п.), опытов, встречи со специалистами, викторины по технике и т.д. За последние годы получили распространение научно-технические вечера учащихся в форме КВН, «Брейн-ринга», привносящие в работу дух состязательности.

Школьная олимпиада по технологии проводится обычно на базе учебных мастерских. В ходе ее учащиеся соревнуются в решении технических задач, выполнении технологических операций. Проводится конкурс творческих проектов.

В школах (классах) с углубленной трудовой или профессиональной подготовкой сохраняют свое значение конкурсы по профессиям.

Подчеркнем, что любое соревнование, конкурс требуют хорошей организации, четких требований и критериев оценки работы участников.

Выставки технического и декоративно-прикладного творчества в школах показывают конкретные достижения профильных кружков и отдельных учеников, способствуют вовлечению в эту работу многих школьников. За несколько месяцев до проведения выставки директор школы издает соответствующий приказ с указанием ее проблематики, характера участников, сроков проведения и ответственных лиц. К этому времени может быть приурочена и ярмарка-продажа детских работ.

Внеклассная работа с учащимися строится на добровольных началах, не терпит скуки и заорганизованности. Она призвана дать простор для развития их творческой инициативы и фантазии, пробудить у них живой интерес к изучаемому и стремление полнее овладевать знаниями и умениями.

В школах широко распространена кружковая работа, организуемая учителем по своему предмету В предметные кружки, например по истории, литературе, математике, вовлекают учащихся нескольких параллельных (или смежных) классов. Драматическим, танцевальным, кружками выпиливания и резьбы по дереву, фото, радио, кинолюбителей руководят, как правило, специально приглашенные школой преподаватели или родители учащихся.

Кружки иногда называют секциями, студиями, обществами (например, общество «Юный химик», клуб историков).

В некоторых школах есть свои телестудии.

Очень важно, чтобы занятия кружков проводились по твердому расписанию, без переносов и пропусков, без траты времени на поиск свободного помещения. В ряде школ введен сейчас единый клубный день, в который кружковцы собираются к определенному часу, расходятся по заранее намеченным местам. Эта организационная четкость и планомерность, сложившиеся традиции создают благоприятные условия и психологическую установку на творческую работу в области добровольно избранного и интересующего школьника занятия. Кружковая работа обеспечивает возможности и для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.

Очень распространены в школах встречи с приглашенными в школу гостями. Такие встречи могут органически сочетаться с торжественными или тематическими вечерами и утренниками. Однако могут быть и встречи, имеющие специальную воспитательную цель, например встреча старшеклассников с представителями разных профессий в целях подготовки учащихся к выбору жизненного пути.

Дух соревнования в жизнь школы вносят различного вида конкурсы, смотры, олимпиады, турниры, фестивали и другие формы состязаний.

Предметные олимпиады — очень важное средство развития интереса к знаниям. Особое значение в воспитательном отношении имеет сама разработка вопросов и заданий к олимпиадам, что является часто результатом творческой деятельности членов соответствующих кружков. В ряде школ есть специальные «Кружки интересной встречи» (по математике, физике, химии и т п.), которые в течение года работают над заданиями к олимпиаде.

Состязания, смотры и олимпиады часто проводят для всех школ района. Заканчиваются они городскими и республиканскими состязаниями и смотрами.

Часто в связи с этими конкурсами или независимо от них в школах устраиваются выставки. Это могут быть выставки творчества юных умельцев: «Умелые руки», «Подарки мамам», тематические стенды-выставки («О завоевании космоса», «Жизнь детей за рубежом»), выставки-отчеты об экскурсиях и походах («Что мы видели на заводе», «По местам боев») и т. д.

Школы проводят много экскурсий: в музей, в природу, на производство, и т. д. Экскурсии имеют большое воспитательное и образовательное значение. Многие из них проводятся учителями-предметниками и связываются с изучением очередных тем и разделов курса.

Важным принципом проведения всех массовых мероприятий является организация предшествующей подготовительной работы в классах, кружках, секциях с участием каждого ученика.

Относительно новой формой организации внеклассной работы стали во многих школах клубы субботнего или выходного дня. В эти дни в школах работают кружки, проводятся конкурсы, спортивные соревнования, демонстрируются кинофильмы, организуются на спортплощадках или в физкультурном зале игры и соревнования, проводятся экскурсии, посещения кино, театров, музеев. Естественно, проведение внеклассной воспитательной работы в школах полного или продленного дня имеет свою специфику. Несмотря на наличие нескольких вариантов режима учения, труда и отдыха в школах этого типа, общим для всех этих школ является создание лучших условий для организации разнообразной и интересной работы со школьниками в те часы, которые отведены на клубную или кружковую работу, занятия по интересам. У этих школ более тесные и прочные связи и с внешкольными учреждениями.

Целесообразна такая организация педагогического коллектива, при которой воспитатели или учителя во вспомогательной школе ведет кружок или оказывает практическую помощь в организации своему коллеге, ведущему занятия. Этому важному участку воспитательной работы следует уделять серьезное внимание. Необходимо заинтересовать детей, стремиться передать им свой опыт, знания и умения, которые необходимы его воспитанникам в жизни.

Конкретное содержание работы кружков определяется с учетом местных условий, пожеланий учащихся, подготовленности самого воспитателя.

Работа начинается с изучения детских интересов, комплектования членов кружка, выбора актива или старосты, подготовки материалов и инструментов.

Занятия обычно проводятся один раз в неделю по 1,5-2 часа. На первых занятиях дети знакомятся с оборудованием, выполняют практические задания по образцу, чертежу. На последующих занятиях детям даются задания вносить дополнения и изменения в поделки. Когда у детей накопится достаточный материал, можно давать им задания самостоятельно изготовлять поделки.

Интересным и полезным массовым видом организации кружковой работы являются конкурсы по изготовлению игрушек, изделий прикладного искусства. Такие конкурсы имеют большое воспитательное значение. Содержание конкурсов может быть самое разное. Это могут быть поделки из ткани, бумаги, природных материалов, папье-маше, бросового материала.

В зависимости от целей и сложности изделий конкурс может проходить в течение нескольких дней.

Примерные темы отдельных конкурсов:

— изготовление самодельных игрушек;

— изготовление из природного материала елочных игрушек;

— оформление собранных за лето коллекций;

— на лучшее панно из засушенных листьев и цветов;

— на лучшую композицию из разных материалов

— и другие конкурсы.

Выставка должна привлекать внимание не только экспонатами, но и самим оформлением. Поэтому при ее организации следует четко продумать назначение выставки, расположение экспонатов, общее оформление. Каждая работа должна иметь табличку с указанием фамилии и имени ее автора.

1.3. Формы, виды и требования проведения кружка

Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые. Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов. Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные).

В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра [36, с. 56-57] .

К объединяющим формам работы относятся детские клубы, школьные музеи, общества. Широкое распространение получают клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по секциям. Так интернациональные клубы могут иметь секции: корреспондентскую, изучение истории, географии, экономики, культуры страны, с которой дружат дети. Профильные клубы (литературные, юного физика, химика, математика).

Целью политических клубов может стать изучение молодёжного движения за рубежом, изучение истории политических учений и др. Распространённой формой являются школьные музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко-литературные, природоведческие, художественные. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве. Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди взрослого населения. Необходимо, чтобы работа школьного музея проходила в контакте с государственным, который должен оказывать им научную и методическую помощь.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки.

Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Воспитателям и учителям надо стремиться максимально расширять кругозор детей доступными видами практической деятельности во внеурочной обстановке в занимательной форме воспитывать и прививать жизненно необходимые навыки и привычки.

Работа кружков проводится во второй половине дня. В зависимости от условий образовательного учреждения – наличия помещений, режима и распорядка работы – организационные формы могут быть различными. Однако следующие условия должны быть обязательны:

— занятия кружков должны проводиться не ранее чем через 2-3 часа после окончания учебных занятий;

— если занятия кружка проводятся после подготовки домашних заданий, то и здесь предварительно должно быть отведено время для отдыха;

— как правило, не проводить кружковую работу в вечерние часы (после ужина).

Исключение могут составлять такие занятия, на которых дети делают какие-либо поделки и эта работа не требует дополнительной мыслительной нагрузки и усвоения новых операций и приемов.

Одно занятие кружка продолжается не больше 1часа. Во время работы следует организовать небольшой перерыв либо для всей группы, либо для отдельных учащихся.

Количество учащихся в одном кружке (за исключением хоровых) не должно превышать десяти. Однако во вспомогательной школе могут быть и кружки в составе 3-5 человек. Такими малочисленными бывают в основном кружки, более сложные для основной массы детей. Это, например, кружки художественной обработки дерева, металла, машинной вышивки и вязания, на которые способна лишь небольшая часть детей с легкой степенью не осложненной дебильности.

Надо правильно организовывать работу кружков. Прежде всего надо четко определить время и место работы каждого кружка и узнать, сколько детей, из каких групп будут в это время заниматься.

Занятия каждого кружка во вспомогательной школе и в детском доме следует проводить не чаще одного раза в неделю, но и не реже одного раза в две недели.

Весьма важное значение имеет организационная работа по комплектованию кружков. Она предполагает глубокий анализ способностей и склонностей детей и терпеливую деятельность педагогического коллектива, с тем, чтобы очень тактично помочь ученику или воспитаннику выбрать именно тот кружок, в котором могут наиболее полно раскрыться его способности и проявиться склонности, или тот кружок, который поможет ему в компенсации того или иного дефекта развития. Эту работу проводят без всякого нажима, не вызывая у ученика чувства протеста, так, чтобы совет, который дают ученику педагоги, он воспринимал как свое собственное желание.

Конечно, есть дети, которые с упорством будут настаивать на том, чтобы заниматься в таком кружке, который им заведомо не по силам. В таких случаях не следует настаивать на своих рекомендациях, а записать ребенка в тот кружок, в который он хочет. Практика показывает, что подобные ситуации не так уж часты. Вместе с тем пребывание детей в любом кружке вреда ему не принесет. В процессе работы ребенка можно привлечь к выполнению отдельных, более легких заданий, либо же через определенное время заинтересовать работой в другом кружке. В любом случае очень важно, чтобы дети почувствовали, что каждый из них вполне самостоятельно принял решение заниматься в таком кружке, в котором он хочет.

Каждый ребенок может участвовать не более в одном-двух кружках. Естественно, что кружки с первых дней их работы не могут быть укомплектованы полностью стабильным составом детей. В процессе занятий возможен переход детей из одного кружка в другой. С соответствующим желанием детей следует считаться и всегда переход в другой кружок целесообразен.

В общей системе воспитательной работы следует отвести определенное место и время для систематической информации всех учащихся школы о работе кружков. Это могут быть различные тематические мероприятия, которые организуют и проводят члены того или иного кружка, вечера – отчеты кружковцев о своей работе, выставки поделок, изготовленных участниками кружков. Подобные мероприятия являются эффективной формой агитации и могут способствовать вовлечению в кружковые занятия детей, еще не участвующих в кружковой работе. В то же время такая гласность положительно влияет на закрепление у детей уже сложившегося желания заниматься кружковой работой более устойчивым и способствует формированию у ребенка стремления и далее совершенствовать приобретенные им в кружке умения и навыки.

Уже в самом начале деятельности в кружке детям надо в общих чертах рассказать, чем они будут заниматься, чему научатся и какую затем полезную для всех работу они смогут сделать.

Один из видов полезной для школы деятельности – изготовление наглядных пособий или помощь в их создании. Вряд ли целесообразно создавать специально кружок по изготовлению наглядных пособий. Этим весьма полезным и крайне необходимым делом может заняться каждый кружок как одним из видов своей деятельности.

Педагоги должны видеть в практической деятельности детей на общую пользу огромный источник эффективного воспитательного воздействия. В труде у детей воспитывается чувство коллективизма, умения трудиться для других и ощущать радость от этой работы. В связи с этим очень важно, придавая работе общественно-полезный характер, создавать в школе положительный эмоциональный настрой для такой работы. Целесообразно организовывать передачу в методический кабинет изготовленных детьми пособий в торжественной обстановке.

Также велико коррекционно-воспитательное значение кружков. Здесь в процессе работы у умственно отсталого ребенка преодолевается чувство скованности, неуверенности в своих силах, чувство неполноценности.

Организуя работу кружков, не следует забывать, что они решают проблемы эстетического воспитания, являющегося составной частью общей системы воспитания.

Во время работы в любом кружке, где дети делают что-то своими руками, должны четко соблюдаться требования: работу надо выполнять чисто аккуратно. Следует систематически и последовательно прививать детям вкус к простому, удобному и красивому.

Выводы к главе 1

Кружок как форма проведения внеклассного занятия дает учителю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования технологических навыков учащихся в общеобразовательной школы, так как при проведении занятий во внеурочное время создаются реальные возможности позволяющие, полнее раскрываются творческие возможности детей.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует ход и порядок работы и в случае необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

При правильной организации кружка возможны положительные результаты, в том числе появится заинтересованность в предмете, любовь к труду, истории, откроются или разовьются творческие способности ребёнка, а, может быть, и предопределит будущую профессию ученика, что позволит ему своевременно начать углублённое изучение предмета.

Одним из важных условий успешной работы является организация рабочего места каждой группы. Для выполнения заданий в группах часто необходим определенный набор принадлежностей, например, маркеры и бумага для подготовки презентаций и т.д. Учитель должен позаботиться об этом заранее и, возможно, каждый раз назначать себе в помощники разные группы учащихся для организации класса для работы в группах.

Задача учителя объяснить учащимся, что работа не развлечение в учебное время, это полноправная форма работы на уроке, правильное использование которой приводит к достижению определенных учебных и воспитательных целей. Поэтому учитель обязан сделать все возможное, чтобы ученики прониклись пониманием того, что они учатся сотрудничать и повышают свой уровень знаний. Для педагогики в XXI веке характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе ко­торой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии

Возможность применять несколько форм обучения групповую, парную и индивидуальную – позволила учителям творчески подойти к составлению целых тематических циклов программы, организовать нетрадиционные уроки. Творческая самореализация учащихся и воспитанников происходит через индивидуальные и групповые занятия учеников школы в различных кружках, секциях, факультативах, как на базе школы, так и вне ее.

Форма обучения в классах и на внеклассных занятиях позволяет ученикам развивать логическое мышление, отстаивать свою точку зрения в дискуссиях, развивать коммуникабельность, дать возможность полнее проявить себя всем: и отличникам, и неуспевающим, и лидерам, и аутсайдерам. К тому же учителю предоставляется возможность улучшить дисциплину в классе, добиться положительного отношения учащихся к предмету и, возможно, повысить успеваемость всего класса за счёт передачи знаний отличников неуспевающим ученикам во время дискуссий.

Глава 2. Организация кружок исторической реконструкции

2.1. Обоснование выбора тематики кружка

Историческая реконструкция — довольно молодой вид молодёжного досуга. В России он появился в начале 90-х годов и сразу получил распространение в кругу людей, увлекающихся историей, романтическим духом средневековья и искусством.

Историческая реконструкция — воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников.

Разновидностей исторической реконструкции великое множество – от Древнего Рима до времен Второй мировой войны. Все это связано с воинской культурой и военной историей. Но существуют и мирные течения в исторической реконструкции. Самое основное из них – это ремесло. На фестивалях можно видеть людей, которые делают глиняную посуду, ткут ткань, режут по кости, шьют кожаные изделия, обрабатывают дерево, вяжут иглой. Реконструкция технологических процессов – очень увлекательное занятие и, в отличие от войны, открыто для участия женщин.

Средневековая реконструкции – необычайно яркое зрелище. Буквально каждый участник реконструкции привлекает внимание своей непохожестью на других. Одежда, вооружение – все предметы ручной работы, все они уникальны, и уникальным получается каждый образ.

Глядя на сложные костюмы и доспехи, складывается впечатление, что занятие средневековой реконструкцией – недешевое удовольствие… Это не совсем так. Есть некоторые виды реконструкции, которые действительно требуют вложения средств. Дорого быть бойцом. Но приобщиться к этому занятию на начальном уровне стоит не так уж дорого. Минимальный комплект, достаточный для того, чтобы выехать на фестиваль, – льняная рубашка и штаны. Это может позволить себе даже самый бедный студент, как и поршни – самую простую обувь из кожи.

Вообще, это занятие многолетнее. Приходя в клуб, парни и девушки начинают постепенно, по мере углубления в предмет, подбирать для себя и вещный комплекс. Они уже понимают, что одежда, сшитая из ткани, купленной в магазине, это не совсем то, что нужно; задумываются о том, что надо купить домотканую или своими руками соткать. Некоторые сооружают себе ткацкий станок и так далее… Можно подпоясаться веревочкой, а можно – тканым узорным поясом. А у многих опытных воинов можно увидеть кожаные пояса с серебряными бляшками, которые весят килограмма по полтора. Наличие такой вещи — показатель серьезности увлечения.

Знания и навыки, которые люди приобретают, занимаясь реконструкцией, добавляют им уверенности в себе. Умея добыть огонь с помощью двух палок, они смогу выжить в экстремальной ситуации, а другой человек, который, может быть, прекрасно владеет компьютером, оказавшись в тех же условиях, погибнет. Навыки простой жизни, жизни без роскоши, когда человек может обходиться малым и не впадать от этого в депрессию – это залог жизнеспособности общества.

Таким образом, историческая реконструкция – увлекательное занятие для детей и молодежи. Внеклассную работу по технологии можно построить на основе исторической реконструкции, т.к. это способствует развитию интереса к истории, технологии. Позволяет учащимся развивать практические навыки в работе с различными материалами – тканью, железом, кожей. Развивает творческие способности детей.

2.2. Программа кружка по исторической реконструкции

Пояснительная записка

Направление и деятельность кружка:

Реконструкция костюма, быта и предметов вооружения народов Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии 8-11 вв., а также восстановление обрядов и традиций, присущих данной эпохе и изучение воинских искусств раннего средневековья.

Цель кружка: на примере материала исторической реконструкции формировать у учеников компетенции:

1) научить получать знания (учить учиться);

2) научить работать (учения для труда);

3) научить жить (учение для бытия);

4) научить жить вместе (учения для совместной жизни).

Задачи:

1) углубленное исследование источников по выбранному региону реконструкции для создания комплекта одежды викинга;

2) начало формирования паспорта комплекса;

3) работа с кожей и металлом, исправление ошибок, допущенных в минимальном комплекте одежды.

4) использование комплекта в исторической игре.

Программа кружка по исторической реконструкции представлено в табл.1.

Таблица 1

Тематический план кружка исторической реконструкции

п/п

Тема занятия

Количество часов на занятие

1

Введение. Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ при работе с режущим инструментом. Ознакомление с порядком и планом работы кружка.

2

2

Понятие исторической реконструкции. Необходимые инструменты и рекомендации их использования.

2

3

Основные приемы вышивки Упражнения по изготовлению простейших форм костюма.

2

4

Закономерности построения, изготовление костюма и орудия.

2

5

Виды тканей используемых в реконструкции. Выкройки одежды и применение.

3

5

Изготовление нательной рубахи

4

6

Изготовление верхней рубахи

4

7

Изготовление штанов

4

8

Окрашивание нательной рубахи, верхней рубахи, штанов

2

9

Изготовление головного убора (худ)

3

10

Изготовление обмоток

2

11

Виды и применение кожи в реконструкции. Работа с кожей, изготовление шаблонов изделий из кожи

2

12

Изготовление кожаных ботинок.

4

13

Изготовление кожаного пояса.

2

14

Изготовление кожаных наручей

2

15

Вощение наручей

2

16

Изготовление защитной перчатки

4

17

Вощение защитной перчатки (по желанию)

2

18

Изготовление щита фанерного

2

19

Виды металлов и их применение в реконструкции

2

20

Ковка (кованные столовые приборы).

Способы травления металлов. Литье металла. Клепка.

2

21

Изготовление оружие (скрамасакс)

2

22

Виды доспехов, схемы создания доспехов

2

23

Изготовление доспехов: кольчуга (сведенная (грубая стилизация)

6

24

Виды шлемов, схемы создания шлемов

2

25

Изготовление шлема

6

74

В качестве примера мы приводим план конспект одного из занятий кружка.

Характеристика используемых материалов.

Крестьянская мужская одежда состояла из длинной шерстяной рубахи, коротких мешковатых штанов, чулок и прямоугольной накидки. Женская — из той же длинной нательной рубахи и платья-туники, состоявшего из двух прямоугольных кусков ткани, скрепленных на плечах ремешками и двумя большими брошами. Викинги из высших классов носили длинные штаны, носки и накидки ярких расцветок. Плащевой комплекс обычно состоял из прямоугольного плаща и фибулы. Фибулы могли быть подковообразными или булавками с кольцевидной головкой. Плащи делались из различных тканей: от тонкой с обычным переплетением нитей до «псевдо-меховой» ткани. В большинстве своем это были толстые синие плащи, заколотые на плече или на бедре. Женщины из высшего общества обычно носили длинную одежду, состоявшую из лифа и юбки или такую же тунику как у крестьянок, но надетую поверх богатого нижнего платья и сшитую из дорогой и качественной ткани. С пряжек на одежде свисали тонкие цепочки, к которым прикреплялись ножницы и футляр для иголок, ножа, ключей и других мелких предметов. Замужние женщины укладывали волосы в пучок и носили белые полотняные чепцы конической формы. У незамужних девушек волосы были подхвачены лентой.

Обувь эпохи викингов также отличалась немалым разнообразием. Известны туфли, сшитые из одного куска кожи, так и сшитые из нескольких деталей. Обычно высота туфли достигала лодыжки, однако известна также и короткая обувь наподобие древнерусских поршней. Существует множество вариантов способов застегивания обуви: кожаные шнурки, кожаные цилиндрические пуговицы или вообще не застегивающиеся туфли. Для шитья обуви использовались различные виды кожи.

Многие ткани эпохи викингов изготовлялись из шерстяных нитей с саржевым переплетением. Часто нить или ткань целиком окрашивались в яркие цвета. Некоторые виды тканей, лен и шерсть, нередко оставались неокрашенными. Однако, шерсть обычно окрашивалась в яркие цвета, есть также находки льняного полотна, окрашенного мареной. Наиболее распространенными цветами были следующие: красный (краситель — марена), синий (краситель — вайда), желтый (резеда) или неопределенный краситель на таниновой основе, возможно, луковая шелуха), лиловый и фиолетовый (лишайники или комбинация различных красителей) и зеленый (передержка в неопределенном желтом красителе с добавкой вайды).

Известны также коричневые фрагменты ткани (краситель — ореховая скорлупа).

Как и большинство женщин планеты, северянки любили различные украшения, подчеркивающие их красоту и демонстрирующие социальный статус. Особенным спросом пользовались браслеты и кольца, подвески с вправленными в них драгоценностями, одежда тонко расшитая золотым и серебрянным шитьем, а также плащи и лифы украшенные полудрагоценными или просто красивыми морскими камешками, в зависимости от богатства носительницы.

Мужчины, безусловно, не носили сложных ожерелий из бусин и подвесок. Однако, витые гривны, найденные в различных кладах эпохи викингов, были, скорее всего, универсальным украшением, равно как и амулеты. «Молоточки Тора» найдены повсеместно в «мире викингов». Их носили и во время набегов: один из скандинавов, погребенный в Рептоне ( Англия), носил на шее простой серебряный «молоточек Тора» между двух различных бусин. Также и у мужчин весьма в ходу были многочисленные кольца и браслеты (запястья), преимущественно золотые, и являвшиеся видимым признаком богатства и власти.

Вообще викинги чрезвычайно гордились и восхищались ярким, но удивительно тонким искусством резьбы и украшения. Решительно на все творения рук своих ремесленники наносили узоры поразительной сложности — будь то деревянные флюгеры величественных скандинавских кораблей, мечи и боевые топоры, конская упряжь, броши, которыми и мужчины, и женщины закалывали свои длинные накидки, стены домов, памятники и, конечно, сосуды, в которых хранили золотые и серебряные украшения и другие символы богатства и власти. Художники-викинги достигли вершин мастерства в резьбе по дереву и чеканке по металлу к началу IX века; они продолжали совершенствовать свое искусство, производя на свет орнаменты изумительной красоты на протяжении более чем трех столетий, до самого конца эпохи викингов. Эти скандинавские художники всегда заимствовали сюжеты своих работ у природы, изображая в основном животных: львов, змей, диковинных чудищ, созданных игрой воображения, и стилизованных хищных птиц. Иногда гротескные, порой отталкивающие своей жестокостью, эти работы тем не менее отличаются блестящей техникой и буквально излучают тот дух бесстрашия и уверенности в себе, который был присущ скандинава.

Расчетная часть

1. Лен – 150 рублей за 1метр, затрачено 7 метров льна в стоимости 1050 рублей.

2. Шерстяная ткань 300 рублей за 1 метр.

3. Кожа на ботинки 600 рублей. Один цельный кусок 60см на 50 см. Кожа на наручи два куска 30см на 30см в сумме на 450 рублей.

4. Мех на шапку – 300 рублей.

5. Алюминиевая проволока 1кг.=25 рублей, куплено 10кг.=250 рублей.

6. Меч – 5500 рублей по желанию.

7. Шит: фанера кусок 1м на 1м в стоимости 150 рублей, умбон 1 штука – 300 рублей. Итого затрачено 450 рублей.

8. Шерстяная накидка из овчинного меха 600 рублей.

Таким образом, на костюм затрачено 9500 рублей.

Рекомендации по изготовлению мужского реконструкционного комплекса.

1 часть. Минимальный комплект (задание для новичков на первые 2-3 месяца).

Необходимо иметь:

1) нижняя рубаха (лен);

2) верхняя рубаха (лен или шерсть);

3) штаны (лен или шерсть);

4) ботинки (кожа);

5) кожаный пояс.

2 часть. Расширенный минимальный комплект.

Необходимо иметь:

1) оружие: боевой топор и/или скрамасакс, и/или сулица, и/или лук;

2) обмотки, изготовленные из полос фабричной ткани;

3) поясная сумка/ташка;

4) головной убор: худ и/или шапка (зимний и/или летний вариант);

5) защита рук и кистей: кожаные наручи и варежки (по выбору простая, дубленая или вощеная кожа);

6) щит фанерный тренировочный.

3 часть. Формирование полноценного исторического комплекса

Необходимо иметь:

1) боевой топор;

2) оружие из списка: копье, сулица, скрамасакс, бродакс;

3) минимальный поясной набор: литые хвостовик и пряжка (по желанию – накладки на пояс (статустное));

4) исподнее белье – рубаха и штаны (лен);

5) кафтан/куртка (шерсть+лен);

6) фибула для ворота литая (латунь, бронза, серебро);

7) кожаная рубаха (по желанию, т.к. кожаная рубаха является достаточно спорной версией);

8) верхняя рубаха (шерсть) – если была льняная;

9) штаны (шерсть) – если были льняные;

10) шлем (сталь) – допустима стилизация.

4 часть. Формирование полноценного исторического комплекса (продолжение).

Необходимо иметь:

1) меч + ножны, скрамасакс + ножны. Меч может быть заменен на топор (статусное);

2) плащ (шерсть);

3) плащевая фибула/игла для плаща (латунь/бронза/серебро);

4) доспех: кольчуга (сведенная (грубая стилизация) или клепано-сеченая) или ламмеляр (статусное);

5) щит дощатый, парадный;

6) столовые приборы: нож, ложка, вилка (сталь или дерево);

7) кресало (огниво);

8) украшение одежды тесьмой/вышивкой;

9) бытовая утварь: кружка, тарелка, ложка, остальное по желанию (керамика, дерево, кожа);

10) фляга/мех (кожа);

11) шлем (реконструкция или стилизация, приближенная к реконструкции);

12) домотканые обмотки + литые крючки к ним по желанию (лен/шерсть + латунь/бронза/серебро);

13) амулет/подвеска: для христиан желательно крест, для язычников желательно Мьельнир.

литература

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/diplomnyie-rabotyi-po-rekonstruktsii-shkol/

1. Роэсдаль Э. Одежда викингов [Текст] / Э. Роэсдаль // Мир викингов дома и за рубежом. – СПБ.: Всемирное слово, 2001. – С. 32 – 37

2. Лебедев Г.С. Эпоха викингов в северной Европе [Текст] / Г.С. Лебедев. – М.: Омега – Л., 2007. – 208 с.

2.3. План конспект урока «Шитье нательной рубахи по выкройке»

Тема: Шитье нательной рубахи по выкройке

Цели:

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

Тип урока:

Методы проведения урока:

Оборудование:

Объект труда:

Ход урока.

Выбор модели.

Основные проблемы, которые стоят перед началом изготовления рубахи, следующие: какую ткань выбрать? Требует ли эта ткань предварительной обработки? Как выкроить детали? Как должен выглядеть вырез ворота? Какие использовать швы? Как обработать эти швы? какую выбрать орнаментацию?

В целом, новая рубаха гораздо больше порадует владельца, если ответ на эти вопросы будет дан до того, как рубаха будет выкроена. В этой работе не обсуждаются предварительная обработка ткани и основы раскроя. Вопросы о характере ткани, обработке швов и расположению орнаментации затронуты частично: некоторые идеи по выбору материала и красителей, а также информация по выбору орнаментации. В основном статья посвящена выбору выкроек и форме ворота — именно эти параметры позволят сшить рубаху на эпоху викингов.

Рубахи эпохи викингов.

Все рекомендации, приводимые в этой статье опираются на исследования археологов, специалистов по тканям и историков костюма. Использовалась информация о находках со следующих археологических памятников: Торсбьёрг (Thorsbjerg (Шлезвиг-Голштейн, Германия)), эпоха переселения народов); Эвбю (Evebø (Норвегия)), пятый век; Бирка (Birka (Швеция)), 9-10 вв.; Бьеррингей (Bjerringhøj (Маммен, Дания)), 10 в.; Хедебю (Hedeby (Шлезвиг-Голштейн, Германия)), 10-11 вв.; Йорвик (Jorvík («область датского права» в Англии)) и Дублин (Dublin (Ирландия)), 10-11 вв.; Виборг (Viborg (Дания)), 11 век.

Средиземноморский стиль «крестовидной» верхней рубахи — связанной или вырезанной из одного куска материи, как кажется не является характерным для Северной Европы. Существует предположение, что более холодный климат требует, чтобы одежда ближе прилегала к телу. Действительно, существуют свидетельства, что еще с эпохи бронзы в Северной Европе использовали более узкие одеяния, чем широкая «крестовидная» рубаха.

"Роль кружка по исторической реконструкции в технологическом образовании"

Рис. 1

Рубаха из Торсберга — хорошо сохранившаяся верхняя рубаха, найденная в Шлезвиг-Голштейне в Торсбергском торфянике (Thorsbjerg), на датской территории эпохи викингов. Она датируется временем, предшествовавшим эпохе викингов, и приведена в качестве примера раннего покроя рубахи. Рубаха сшита из четырех кусков: передная и спинная части, сшитые в плечах и два рукава. Вырез на вороте отсутствует: просто оставлено отверстие для головы. На задней стороне каждого рукава, 7 см от плечевого шва, располагались складки, для большего прилегания в районе сшивания рукава и основной части рубахи. Каждый рукав сужался по направлению к кисти, но не из-за покроя рукава, но более узкого сшивания конца рукава. Рукав с узким манжетом был довольно длинным; визуальный эффект подобного рукава можно видеть на миниатюрах в манускриптах: небольшие складки, окружающие туго завязанное запястье. Согласно измерениям (Hald (1980, 339)), рубаха доходила до середины бедра человеку приблизительно 172-173 см ростом, а край отверстия ворота доходил до ключиц. Манжеты и подол рубахи были украшены тесьмой. Хотя это не упоминается в статьях, тесьма могла располагаться и по вырезу ворота.

"Роль кружка по исторической реконструкции в технологическом образовании"

Рис. 2

Одежды ярла из погребения V века в Эвбю (Evebø) в Норвегии слишком фрагментарны, чтобы определить способ их изготовления. Эти остатки могут быть использованы, чтобы определить длину верхней рубахи, ее орнаментацию и комплекс костюма. In situ было найдено два шерстяных одеяния, одетых одно поверх другого. Красная нижняя рубаха была украшена богатой тесьмой на вороте, манжетах и подолу, причем рукава были с бронзовыми застежками. Длина рубахи доходила до колена. Верхняя рубаха была украшена иной тесьмой на вороте и серебряными застежками в неопределенном расположении (Magnus 1982, 68-69).

Наличие серебряных застежек и богатая орнаментация нижней рубахи позволяют предположить, что верхняя одежда была неким подобием пальто, предназначенного для чисто декоративных целей; застежки могли скреплять его на груди.

Среди материалов раскопок в Бирке (9-10 вв.), нет одежд, сохранившихся полностью. Однако, фрагменты дают информацию о различных видах одежды, включая нижние и верхние рубахи и пальто. Найдено большое количество фрагментов полотняных нижних и шерстяных верхних рубах, шерстяных и полотняных пальто, а также одна, вероятно византийская полотняная длинная рубаха.

Конструктивные детали, общие для всех, включают переднюю и спинную части, вырезанные из одного куска материи, с круглым или круглым с разрезом отверстием ворота. Треугольные клинья добавлены для расширения подола во многих одеяниях. Уникальной находкой является женская плиссированная сорочка 10 в.; подобный вариант одежды не требовал клиньев для расширения. Также уникальной для Бирки является находка мужского «пальто для верховой езды», застегиваемого на груди несколькими литыми бронзовыми пуговицами от ворота до пояса; предполагается, что подобный стиль возник под влиянием ближневосточных одежд для верховой езды, при посредстве Византии и Руси.

"Роль кружка по исторической реконструкции в технологическом образовании"

Рис.3

Некоторые женские погребения содержат аналогичную верхнюю одежду, однако вместо бронзовых пуговиц она скреплялась фибулой, продетой через маленькие петли, пришитые к обеим сторонам в середине груди. Длина подобного женского одеяния неизвестна, однако, поскольку это теплая верхняя одежда, то она должна быть довольно длинной, и тогда требует более, чем одну застежку спереди.

Здесь приведены возможные варианты раскроя верхней рубахи и пальто. Следует обратить внимание на линию перегиба ткани (пунктир) и разные варианты оформления отверстия ворота.

"Роль кружка по исторической реконструкции в технологическом образовании"

Рис. 4

Находки 10 века из гавани Хедебю представляют довольно резкий контраст с материалами Бирки. Здесь найдены шерстяные фрагменты, которые демонстрируют криволинейные швы на соединении рукавов с основной частью рубахи, которая сшита из двух деталей со швами на плечах, а также овальные вырез ворота (Hagg 1984, 171).

Существуют свидетельства узких рубах с разрезами по бокам, более удобных для нижней одежды, и более широких с клиньями, более удобных для верхних одеяний.

"Роль кружка по исторической реконструкции в технологическом образовании"

Рис.5

В Хедебю найдены также фрагменты короткой запашной ‘куртки’, датируемой рубежом 10-11 вв. Подобный фасон известен из более ранних погребений континентальных саксов и, как предполагается, имел военное или ритуальное значение (Owen-Crocker 1986, 114-115).

Аналогичные одежды изображены на пластинах шлема из Саттон-Ху. Остатки подобной куртки из Хедебю сохранили окантовку, сделанную из «мохнатой ткани», окрашенной мареной. Подобная ткань изготавливалась путем вплетения нечесаной шерсти в ткань в процессе ее создания.

"Роль кружка по исторической реконструкции в технологическом образовании"

Рис. 6

В Йорвике (совр.Йорк) было найдено несколько фрагментов, которые, как предполагается, принадлежали детской нижней рубахе/сорочке. Обнаружено два рукава, боковая деталь и фрагменты ластовицы (Walton 1989, 348).

"Роль кружка по исторической реконструкции в технологическом образовании"

Рис. 7

Последняя в списке рубах эпохи викингов — полотняная нижняя рубаха, датируемая 11 в., найдена в Виборге (Viborg Søndersø, Дания).

Несмотря на то, что часть фрагментов утеряна, фасон рубахи может быть реконструирован. Эта рубаха была с разрезами по бокам, которые обычно интерпретируются как показатель принадлежности к нижней одежде (Hägg 1984, 177).

Необычным является наличие поясного шва на передней и спинной частях. Задняя часть подола этой рубахи слегка оборачивается непосредственно под поясом вокруг передней части подола. Каждый из рукавов выкроен из двух кусков и включает квадратные ластовицы.

"Роль кружка по исторической реконструкции в технологическом образовании"

Рис.8

Реконструкция рубахи представляет первый четко идентифицируемый вариант затяжного ворота с квадратным вырезом на эпоху викингов. Рубаха была двуслойной: передняя и спинная части были простеганы.

Приведенная деталь рубахи показывает способ простегивания и метод функционирования затяжного ворота. На внешней части рубахи был разрез с правой стороны выреза ворота, где слои ткани запахивались. Именно эта секция обеспечивала застегивание. Квадратный вырез ворота был сделан в передней части рубахи и обрамлен полосой ткани, которая становилась шнурком при затягивании ворота.

Выбор ткани.

Некоторые одеяния шились из льняного полотна, конопляного или крапивного полотна: нижние рубахи шились, в основном, из этих видов ткани, хотя есть и находки пальто. Большинство находок сделаны из ткани с полотняным переплетением (tabby weave), хотя в эпоху викингов использовались и иные варианты переплетения нитей. Ткани такого переплетения несложно найти и использовать для шитья нижних рубах или сорочек, платьев и легких пальто.

"Роль кружка по исторической реконструкции в технологическом образовании"

Рис.9

Шерстяные платья, верхние рубахи, «куртки», пальто и нижние рубахи непривилегированных классов (тех, кто не мог себе позволить льняных тканей) ткались чаще всего саржевым переплетением 2/2 (слева), хотя существуют несколько примеров ткани с саржевым переплетением «в елочку» (справа), с репсовым и полотняным переплетениями. В позднюю эпоху викингов (10-11 вв.) были широко распространены саржевые переплетения 2/1.

"Роль кружка по исторической реконструкции в технологическом образовании"

Рис.10

Шелковые ткани, использовавшиеся в эпоху викингов были, грубо говоря, двух типов: полотняного и шелкового (или самит) переплетения.

Без сомнения существовало значительное число рецептов красителей, которые ныне неизвестны. Однако, в эпоху викингов использовались следующие красители для ткани: красный из марены (или кермеса на импортных шелках), желтый из ракитника (или резеды), лиловый из лишайников (Rocella tinctoris), коричневый из ореховой скорлупы и даже черный, полученный, вероятно из смешения ореховой скорлупы и железа (Hägg 1984, 289).

Передержка в красителе приводила к получению зеленого цвета, а также широкому выбору лиловых и фиолетовых. Существует определенная зависимость между использованием определенных цветов в различных регионах: красные чаще всего находят в «области датского права», лиловые — в Ирландии, а синие и зеленые — в собственно Скандинавии (Walton 1988, 18).

Возможно, это отражает предпочтения цветов на определенных территориях. Шерсть естественной окраски (белая, серая, коричневая, черная) также известна по археологическим данным. Существуют свидетельства окраски вайдой и мареной льняных тканей, хотя большинство находок не окрашены, и, вероятно, были выбелены на солнце.

Выбор выкройки.

Существует несколько причин, чтобы выбрать тот или иной вариант раскроя. Один человек может выбрать подобный своей предыдущей рубахе, другой — исходя из необходимой аутентичности, т.е. времени и региона, третий — исходя из особенностей собственной фигуры. Впрочем, здесь есть достаточное количество информации, необходимой для любого варианта выбора.

Далее приводятся элементы раскроя, которые представляются общими для большинства, если не всех, одеяний эпохи викингов:

детали вырезаются с учетом направления нити основы. Это распространяется, в том числе на ластовицы, клинья и обрамляющие полосы;

везде, где сохранились рукава, они сужаются по направлению к манжету.

Далее приводятся элементы раскроя, которые можно выбрать из нескольких вариантов эпохи викингов:

вырез ворота:

боковые швы:

рукав/пройма:

конструкция плеч:

Некоторые советы.

Определитесь с конструкцией каждого элемента рубахи до того, как вырезать их. Если необходимо, сделайте выкройки из бумаги и посмотрите как это будет выглядеть. Если делаются бумажные выкройки, то имеет смысл пометить каждую деталь и поставить дату: тогда будет можно в любой момент повторить, если получится удачно, или изменить, если готовое изделие плохо сидит.

Передняя и спинная части рубахи обычно удачны, если их ширина не меньше ширины плеч плюс допуски на швы. Клинья могут быть любой ширины, однако, если они слишком широки, то будут болтаться глубокими складками вместо того, чтобы лежать красиво.

Практически невозможно реконструировать длину рукава на основании имеющихся фрагментов. Однако, исходя из того, что рукава должны были туго облегать, наиболее вероятной представляется их длина до запястья. Иконографические материалы показывают, что верхние рубахи достигали середины бедра или, реже, колена. «Куртки» были, вероятно, длиной до талии, хотя «пальто» из Бирки предполагают значительную длину, вероятно, до икры или лодыжки. Женские платья могли доходить до лодыжки или, исходя из «фигурок валькирий» опускаться до земли.

Швы, обработка края и иные украшения.

Главное, что необходимо помнить при шитье рубахи эпохи викингов — викинги гораздо спокойнее относились к демонстрации шва на внешней стороне одежды, чем современные люди. Более того, некоторые швы делались нитью контрастирующего с тканью рубахи цвета, вероятно, для дополнительного украшения. Нередко швы украшались узкой полосой ткани или шнуром (около 1мм тощиной): ткань нашивалась на шов с внешней стороны.

Сшивание деталей рубахи вручную, безусловно, предпочтительнее, поскольку это обеспечивает достоверность облика и технологии.

Обработка краев ткани демонстрирует любопытную схожесть по всему скандинавскому миру. Если края были подрублены, то они чаще оставались не украшенными, хотя известны и противоположные примеры, как на верхней рубахе и Эвбю. Однако, большинство краев, в особенности на запястьях, запахе кафтанов и «курток» и вороте были орнаментированы полосами парчи. Шелковая парча производилась в Византии и обычно была многоцветной. Полосы, вырезаемые из парчи не всегда следовали орнаменту ткани. Вырезанные полосы очень часто использовались как окантовочная лента. Пожалуй, это единственный наиболее общий элемент в украшениях рубах эпохи викингов.

Существует несколько экземпляров вышивки эпохи викингов при украшении рубах. Мех соболя, куницы или белки также мог быть использован для окантовки и подбоя некоторых из одеяний Бирки. Однако более распространенной, чем мех или вышивка, была отделка металлизированной тесьмой. Тесьма использовалась непосредственно на верхних рубахах, платьях или другой верхней одежде или же нашивалась на полосы шелка. Обычная ширина тесьмы не превышала 1см, а сама тесьма состояла из яркого цвета основы и серебряного орнамента, хотя известны примеры использования золота и нескольких цветов основы. Уникальная форма орнамента обнаружена в Бирке: серебряные спиральки образуют орнамент на ткани. Часто подобный орнамент нашивался на шелковые полосы, а затем крепился к мужской верхней одежде или шапкам.

Одна из верхних рубах Бирки была декорирована длинными вертикальными полосами златотканой тесьмы (Hägg 1986, 69), что очень напоминает византийские клавии. Эта же рубаха была оторочена китайским шелком (Geijer 1983, 86), которому на момент использования уже было несколько сотен лет.

2.4. Сопоставление программы по технологии и программы кружка

Нами были сопоставлены содержания программ по технологии и кружка. Как видим из таблицы 2 программа кружка объемнее, включает разнообразные виды работы с материалами, которые не предусмотрены программой. Кружковцы дополнительно знакомятся с шитьем, работой с кожей, ковкой, травлением.

Таблица 2

Сопоставление программ по технологии и кружка

Материал

Программа по технологии направления

«Технический труд»

Программа кружка

Шитье

нет

Виды тканей. Виды обработки ткани. Вышивка. Шитье по выкройке нательной рубахи, верхней рубахи, штанов, головного убора (худ) и др.

Работа с кожей

нет

Виды и применение кожи в реконструкции. Работа с кожей, изготовление шаблонов изделий из кожи (наручи, ботинки, пасуда).

Вощение кожи. Тиснение. Плетение

Работа с металлом

Тонколистовой металл и проволока. Клепка. Основные свойства металла. Рубка и резание металла. Виды стали. Понятие о термообработке.

Тонколистовой металл, металл толщиной 2 — 3 мм и проволока. Клепка. Основные свойства металла. Рубка и резание металла. Виды стали. Понятие о термообработке.

Ковка (кованные столовые приборы).

Способы травления металлов. Литье металла.

Работа с деревом

Изготовление изделий из древесины. Сведения по материаловедению. Разметка, строгание. Резьба по дереву.

Изготовление изделий из древесины. Сведения по материаловедению. Разметка, строгание. Резьба по дереву. Отделка древесины кожей, тканью.

"Роль кружка по исторической реконструкции в технологическом образовании"

Эффективность разработанной программы кружка исторической реконструкции оценивалась нами по отзывам учащихся, посещавших кружок в течение года, а также по результатам олимпиад и конкурсов, в которых принимали участие кружковцы.