Среднеобразовательное учреждение сегодня — это сложный учебно-хозяйственный комплекс с многочисленными внешними и внутренними связями. Управление школой, учебным процессом, информационными потоками, документооборотом и другими процессами представляет собой сложную систему, для упрощения которой необходима автоматизация.
Школа является сложной системой с большим количеством подразделений и функций, управление которыми осуществляется с помощью управленческих решений, которое принимает руководство, отталкиваясь от показателей и данных контролирующих деятельность школы.
Важно также закрепить между подразделениями не только функции, вытекающие из предназначения в определенном отделе школы, но и имеющиеся ресурсы — трудовые, финансовые и материальные.
Главные требования к информационной системе управления среднеобразовательным учреждением:
- гибкость;
- динамичность;
- эффективность;
- оперативность;
- простота в использовании.
В последнее время наблюдается тенденция к повсеместной информатизации общества, система образования не стала исключением. Руководство школ сталкивается с проблемой большого несистематизированного потока данных, что приводит к многочисленным временным и финансовым затратам. Решить эти проблемы можно с помощью внедрения информационной системы учета данных, которая будет соответствовать требованиям и позволит в полной мере обеспечить эффективную работу сотрудников школы. Поэтому тема дипломного проекта, несомненно, является актуальной.
В организационной системе наиболее трудоемкими являются процессы, связанные с обработкой информации — сбор, накопление, преобразование, отображение, хранение, передача и вывод. Ускорить эти процессы и облегчить труд позволяет автоматизированная информационная система организации учебного процесса. Человеко-машинный характер информационной системы удобен тем, что благодаря этой системе осуществляется управление не только учебным процессом и связанными с ним подразделениями школы, но и преподавательского состава, т.к. система создает и поддерживает деловую, творческую обстановку, обеспечивает условия для непрерывного повышения общеобразовательного, профессионального и культурного уровня работающих. В информационной системе ведущая роль в выработке и принятии решений закрепляется за руководством. автоматизированный управление информационный
Автоматизированные информационные системы в финансовых органах
... что значительно уменьшит вероятность ошибки ручного набора. Автоматизированная система информационного обеспечения должна включать следующие базы данных: 1. Государственный реестр налогоплательщиков, который будет ... и физических лиц, государственных учреждений. Наибольшее использование автоматизации процесса управления финансами в настоящее время наблюдается в рамках республиканского и региональных ...
Объектом исследования дипломного проектирования является — автоматизация процессов управления в образовании.
Целью исследования дипломного проектирования является разработка и внедрение информационной системы организации учебного процесса для среднего общеобразовательного учреждения.
Задачами дипломного проектирования являются:
- изучить предметную область;
- выявить особенные конкретные требования для заданной области;
- спроектировать информационную систему по организации учебного процесса;
- создать информационную систему по организации учебного процесса;
- внедрить информационную систему в школу.
1.
Предпроектное исследование
1.1 Возможности автоматизации процессов управления в образовательном учреждении
Информатизация образования является не только необходимым условием успешного развития системы образования, но и важным фактором достижения ее главных целей — повышения уровня образованности и воспитанности людей, формирования у них нового научного мировоззрения, которое должно соответствовать условиям и проблемам развития общества в XXI веке. В Концепции информатизации сферы образования РФ дано следующее определение: «Информатизация образования понимается как процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России». Информатизация является одним из важнейших инструментов содержательной, методологической и организационной перестройки образования с целью повышения его эффективности и приближения к реалиям современной жизни.
Информатизация образования на практике невозможна без применения специально разработанных компьютерных аппаратных и программных средств.
Анализируя информационные потоки в сфере образования, можно констатировать явное несоответствие между постоянно увеличивающимся объемом информации и существующей на сегодняшний момент практикой ее обработки, анализа и структурирования. На сегодняшний день важна
своевременная качественная и оперативная обработка информационных потоков, что возможно благодаря автоматизации. Новая экономическая энциклопедия дает следующее определение автоматизации: «автоматизация — это использование технических средств в системе управления без непосредственного участия человека в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов и информации».
Сегодня нельзя с полной уверенностью назвать сферы жизни и деятельности человека, которые рано или поздно будут автоматизированы. Человек совершенствуется вместе с технологиями, становится свободнее; техника высвобождает в его жизни место и время для более совершенных помыслов. Все это стало возможным в очень короткие по историческим меркам сроки. Компьютерные технологии постепенно проникают в такие области деятельности, которые еще недавно казались доступными исключительно человеческому духу, в том числе деятельность образовательную [24].
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
... Перечислите основные черты ЭВМ IV поколения. Уровень. «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» Определение 1 информационными процессами. Сбор и поиск информации осуществляются через наблюдение; общение ... основные черты ЭВМ III поколения. Контрольная работа №1«Компьютер как средство автоматизации информационных процессов», Вариант 2, Аl. Когда Блез Паскаль изобрел «Паскалину»? ...
В настоящее время рациональное использование компьютерной техники в управлении системой образования нашло широкое применение и приобретает все большее значение в управлении учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения.
Здесь можно выделить несколько областей конкретных применений средств ИКТ (информационных и коммуникационных технологий):
- ведение делопроизводства;
- ведение кадровых дел сотрудников;
- ведение личных дел обучаемых;
- составление расписания;
- тестирование, диагностика, контроль;
- учет успеваемости;
- информационно-методическое обеспечение;
- информационное взаимодействие в локальных и глобальных сетях [16].
В условиях информатизации перечисленные направления деятельности могут быть автоматизированы с использованием соответствующей программно-аппаратной поддержки. В современных образовательных учреждениях разрабатываются и используются различные системы и информационные среды, нацеленные на поддержку педагогического процесса.
В рамках данного контекста приведем определение автоматизации управления, которое дает нам современный экономический словарь. Автоматизация управления — это автоматизация, направленная на использование компьютеров и других технических средств обработки и передачи информации в управлении производством, экономикой [14].
На основе данного определения и анализа современных исследований в области информатизации системы образования мы понимаем автоматизацию управления учебно-воспитательным процессом как процесс, направленный на использование новых информационных технологий в управлении учебно-воспитательным процессом с целью повышения его эффективности, интенсификации принятия и реализации управленческих решений.
На наш взгляд, без применения новых информационных технологий в современных условиях невозможно совершенствование управления. Интернет-университет информационных технологий раскрывает новые информационные технологии как информационные технологии, базирующиеся на новых, инфологических и компьютерных средствах получения, хранения, актуализации информации, знаний [35].
Проводя анализ литературы по проблеме исследования, мы заметили, что в области автоматизации управления учебно-воспитательным процессом учебных заведений среднего профессионального образования нет стандартных подходов и разработанных алгоритмов. Исходя из нашего исследовательского интереса, мы выделим два принципа автоматизации управления учебно-воспитательным процессом:
- принцип «первого руководителя»;
- создание необходимой восприимчивости инженерно-педагогических работников к широкому использованию компьютеров в обучении, воспитании и управлении [9].
Первый принцип говорит о том, что успех возможен только в случае решительной поддержки со стороны руководителя образовательного учреждения.
Прежде чем приступить к решению проблемы, руководителю необходимо начать с организационных вопросов:
- уточнить, какие аспекты управления необходимо автоматизировать;
- определить состав должностных лиц образовательного учреждения, которые будут непосредственно отвечать за тот или иной аспект автоматизации;
- определить состав программного обеспечения, конфигурацию персональных компьютеров и его периферийных устройств, необходимых для обеспечения автоматизации выбранных аспектов управления;
- решить вопрос о целесообразности объединения компьютеров на рабочих местах в локальную сеть.
Второй принцип автоматизации — первооснова для успешного внедрения компьютера в управленческую деятельность. Поскольку применение компьютерных технологий становится одним из важнейших путей повышения эффективности управленческой деятельности, позволяет упростить, облегчить, интенсифицировать труд [19].
Использование автоматизированных информационных систем в организации ...
... метод документного анализа. По проблеме автоматизации учебного процесса написано не много работ, каждая из которых раскрывает лишь определенный аспект внедрения информационных технологий в управление образованием. Так в монографии Олифирова ...
Необходимо отметить и то, что в последнее время наблюдается тенденция использования Интернет разными категориями пользователей. С одной стороны, учебные заведения всех уровней, федеральные и региональные органы управления образованием ведут активные работы по созданию и наполнению сайтов, на которых собрана самая различная информация о данном учебном заведении, региональных центров информатизации образования, образовательных порталов. С другой стороны, все большее количество преподавателей и других категорий работников сферы образования, учащихся и их родителей становятся пользователями глобальной сети. Современные подходы к использованию Интернет-технологий предполагают реализацию информационного взаимодействия участников образовательного процесса, доступ современных пользователей ко всем ресурсам глобальных телекоммуникаций.
Создание непосредственного сетевого онлайнового общения позволит обеспечить доступность процессов управления изменениями в образовании не только группе руководителей, но и всему педагогическому составу и родителям. Организация конференций по актуальным проблемам образования, проведение сетевой дискуссии приобщит более широкий круг субъектов образования к обсуждению вопросов качества образования, воспитания и развития студентов. Руководители учебных заведений могут получить независимую информацию и разнообразные суждения по поводу улучшения качества образования или проблем, которые оказались вне поля зрения руководителей и педагогов [36].
Использование новых информационных технологий и ресурсов Интернет требует от педагогов и других участников учебно-воспитательного процесса высокой степени профессиональной компетентности. Педагог сегодня должен обладать так называемой «двойной компетенцией», т.е. помимо сугубо традиционных профессиональных знаний иметь современные знания и навыки работы с информационными технологиями, высокую информационную культуру.
Отсюда делаем вывод первый — все определяется личностью педагога и его мотивами, а не видом и количеством техники; и вывод второй — необходимо создание в учебном заведении особых условий, чтобы преподаватель захотел и смог применить (или получить) компьютерные знания в своей педагогической деятельности.
В настоящее время в системе образования сложились основные направления применения в учебно-воспитательном процессе новых информационных технологий, среди которых использование автоматизированных систем управления; использование экспертных систем и систем поддержки принятия решений; освоение информационных технологий с ориентацией на дальнейшее применение в профессиональной деятельности.
Проведенный анализ существующих систем автоматизации управления показал, что они предназначены для поиска и представления необходимой информации, обработки полученной информации (программа может строить графики успеваемости, представлять результаты учебного процесса в виде таблиц и графиков, проводить статистическую обработку полученных данных) в целях интеллектуального обеспечения процесса принятия управленческого решения [31].
Использование и внедрение в учебный процесс новых технологий ...
... учебные заведения, уровни и ступени образования, органы управления образованием, образовательные сообщества и др. Cеть творческих учителей. На этом портале вы найдете разнообразные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе, ... на тему «Профессии» Игровая технология Использование игровых приемов на изучаемом языке особенно актуально на ... целям формирования системы знаний. Должны ...
Кроме того, в рамках дипломного исследования хотелось бы подчеркнуть всю значимость автоматизации управления учебно-воспитательным процессом.
Для решения дальнейших задач дипломного исследования необходимо выяснить сущность системы управления учебно-воспитательным процессом, поскольку учебное заведение среднего профессионального образования является сложной целостной системой с четкой структурой. В связи с этим в следующем параграфе мы рассмотрим управление учебно-воспитательным процессом как компонент педагогической системы, функции и принципы управления, а также структуру системы управления учебно-воспитательным процессом учебного заведения среднего профессионального образования
Кроме всего этого, в наше время появилась новая задача: автоматизация управления процессов образования. Данной задаче служат так называемые автоматизированные системы управления [33].
Цели появления на рынке любого программного продукта, позволяющего автоматизировать процесс управления учебным заведением: во-первых, облегчить и упростить деятельность администраторов и учителей, с тем чтобы сократить затраты времени на выполнение рутинных операций и увеличить количество времени, отведенного непосредственно на процесс обучения; во- вторых, сформировать информационную инфраструктуру учреждения; в-третьих, собирать, обрабатывать и анализировать информацию о ходе учебного процесса и принимать обоснованные решения по управлению учреждением, а самое главное — сформировать информационное образовательное пространство школы, организовать информационное взаимодействие между всеми сотрудниками учебного заведения и органами управления образованием всех уровней.
Представленные на отечественном и зарубежном рынке программные продукты — это комплексы программ, включающих в себя автоматизированные информационно-аналитические системы для директора, заведующего учебной частью (завуча), учителя, работников школьной библиотеки, медицинского персонала школы и сотрудников бухгалтерии.
1.2 Обзор современных автоматизированных систем управления образованием
В настоящее время на рынке информационных систем позиционируются продукты, имеющие аналогичные с разрабатываемой ИС объекты автоматизации: колледж, учебное заведение, ВУЗ. Рассмотрим подробнее данные продукты и приведем их основные особенности.
АСУ «Колледж»
Концепция АСУ УП «Колледж» была предложена в конце 90-х годов, примерная работоспособная версия создана в 2000 году, а реально работающая система появилась в 2001 году. С 2002 года в ТПК в полном режиме работают и продолжают развиваться модули: «Отделение», «Отдел кадров», «Учебная часть», «Библиотека», «Тестирование» [28].
АРМ «Отдел кадров»
Предназначен для автоматизации процесса учета сотрудников колледжа и получения различной статистической информации о количестве, положении сотрудников согласно штатному расписанию. Полностью автоматизирован процесс перемещений по занимаемым должностям.
Современные особенности управления системой образования на примере ...
... типов и видов образовательных учреждений и услуг. Особенностью современного образования является демократизация его получения, поиск, разработка и внедрение новых методов, технологий и форм обучения. На основе современной системы образования человек должен раскрыть ...
АРМ «Учебная часть»
Это мощный инструмент контроля за ходом учебного процесса. При помощи этого программного обеспечения можно получить достоверную картину по количеству проведенных часов данным преподавателем, в данной группе (это формы №2 и №3), графики учебного процесса конкретных групп. Кроме этого, можно получать списки ежедневного изменения расписания занятий и другие документы. Для корректировки учебного процесса существует раздел «Замены», в котором программа помогает подобрать предмет и преподавателя для проведения занятий в группе с учетом вычитанных часов и учебного плана.
АРМ «Отделение»
Предназначен для автоматизированного учета студентов колледжа. Предусмотрена автоматическая сортировка списков студентов по заданному шаблону поиска, учет оплаты за обучение, учет перемещений из группы в группу. Предусмотрен вывод на печать семестровой ведомости списка группы, списков студентов группы для журналов, печать справок для военкоматов, печать выписок к дипломам.
АРМ «Библиотека»
-Позволяет систематизировать ведение книжного фонда. На его основе реализован поиск нужной книги по различным критериям с любого компьютера колледжа. Активно идет разработка реализации повседневного контроля «движения» фонда — учет выдачи книг.
АСУ «Учебное заведение»
Программный комплекс «Автоматизированная система управления учебным заведением» представляет собой множество связанных между собой программ, обеспечивающих управление вузом в едином информационном пространстве, и включает в себя модули, работающие в среде Windows (учебный модуль, деканат, абитуриент, методический отдел, отдел кадров и т.д.) и WEB портал (отображение расписания занятий, успеваемости, учебных планов, начислений оплат за общежитие, контроль оплат за обучение и общежитие, тестирование студентов, запись студентов на изучение дисциплин т.д.).
Вся информация хранится в одной общей базе данных [29].
ПП «Universys Web Server» представляет собой программный комплекс, состоящий из базы данных (БД) и программного обеспечения Web — интерфейса системы.
Проекты, построенные на базе программного продукта (ПП) «Universys Web Server» позволяют автоматизировать следующие основные деловые процессы образовательного учреждения:
- маркетинговое управление;
- управление заказами образовательных услуг;
- финансовый учет и планирование;
- учебный процесс;
- документооборот;
- оперативную отчётность;
- управление персоналом.
Проекты на базе ПО комплекса информационных систем управления высшими учебными заведениями (АСУ ВУЗ) «Universys Web Server» становятся особенно полезными в случаях, если у образовательного учреждения:
- сложная организационная структура;
- имеются удалённые подразделения и филиалы;
- численность обучающихся более 500 человек;
- имеется широкое разнообразие предметов и методов обучения, которые с течением времени изменяются (совершенствуются);
- существует заочная форма обучения, позволяющая использовать дистанционные технологии обучения.
В данном параграфе представлены наиболее распространенные и популярные автоматизированные системы управления. Они отвечают общим требованиям к функ циональности, которую должна иметь система по управлению учебным заведением. Но определить какая из них является лучшей по определению невозможно. Причиной этому является то, что каждая система создавалась для работы с определенным типом образовательного учреждения, например, АСУ ВУЗ для работы в высшем учебном заведении, а АСУ «Колледж» соответственно для колледжей и училищ, школ. Поэтому их нельзя сравнивать и говорить какая из систем является лучшей.
Использование здоровьесберегающих технологий на х физической ...
... обучения. 4.Описать систему работы по применению здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры. 5.Разработать методические рекомендации для учителей физической культуры Новизна опыта, Практическая значимость:, Систему работы 1. Теоретический аспект. Здоровьесберегающие образовательные технологии 1.1 Классификация образовательных технологий Технология - это продуманная ...
Но данные информационные системы предназначены для крупных организаций с большим количеством подразделений и динамичным потоком данных, поэтому, при внедрении программных продуктов данной категории в обычную школу становится проблематичным. Наряду с этим вышеперечисленные программные продукты являются платными, а это дополнительные расходы для школы. Также для обслуживания таких программ требуется специально обученный сотрудник, что доставит еще большее затруднение. Анализируя все вышеперечисленное можно сделать вывод, что в организации типа «школа» приобретать данные программные продукты нецелесообразно. Поэтому дешевле и главное удобнее для школы разработать собственную информационную систему, которая будет соответствовать всем требованиям, была бы удобна в использовании, и не требовала определенных специальных знаний для работы с ней.
1.3 Предпосылки создания адаптированной автоматизированной системы для управления образованием
На практике реализация информационных технологий управления учебным заведением при помощи коммерческих проектов выявляет ряд недостатков [30].
Во-первых, потребности в компьютеризации управления и возможностями образовательного учреждения в разработке управляющей информационной системы зачастую не совпадают.
Многие образовательные учреждения просто не имеют полного представления о том, что они хотят получить от систем автоматизации.
Во-вторых, большая цена покупки и обновления готовых коммерческих продуктов для автоматизации управления.
К другим недостаткам коммерческих систем дополнительно можно отнести:
- конфликт между видениями программиста и пользователя проблемы автоматизации процесса управления учебным учреждением;
- отсутствие возможности изменения системы силами коллектива учебного заведения;
- конфликт между насущной потребностью педагогической науки и практики в разработке эффективного управления общеобразовательной школой и недостаточной научной обоснованностью таких механизмов.
Учитывая данные недостатки у учебного заведения возникает несколько путей решения этой проблемы:
- использовать коммерческую систему, мириться с ее недостатками и дороговизной;
- нанять сторонних разработчиков, которые напишут такую систему, которая будет больше удовлетворять требованиям учреждения, но все так же будет довольно дорога для ее «приобретения»;
- создать на базе учебного заведения такую систему, которая будет удовлетворять основным требованиям и, кроме того, повлечет наименьшие денежные затраты.
Первые два варианта не совсем подходят для небольшого школы, а вот последний является весьма интересным.
Разработка и использование адаптированных информационных систем управления информацией является не только целесообразным, но и необходимым по ряду причин:
Разработка базы данных информационной системы для автоматизации ...
... анализа предметной области были выбраны следующие виды расчетов для автоматизации движения денежных средств через кассу: расчетные поручения, расчеты по аккредитивам, расчеты ... информации администратору БД для создания эффективной структуры хранения, включающей в себя записи, формирующие БД. Трансформационная модель должна помочь разработчикам выбрать структуру хранения данных и реализовать систему ...
- информационная система рассчитана на требования конкретного заведения, а, следовательно, в ней будет все только необходимое и ничего лишнего;
- программа будет абсолютно бесплатной, и будет распространяться в Open Sourse (открытый исходный код) формате;
- все права собственности на программу остаются в образовательном учреждении.
Создание и внедрение такой системы смогло бы намного ускорить процесс обработки информации в учебном заведении. Что в последнее время весьма и весьма актуально: информационные потоки увеличились, информация теряет свою актуальность и требует постоянного обновления. Так же это позволит учесть все нюансы в работе будущей системы и получить реальный рабочий инструмент для нужд учреждения. А возможности современных инструментальных и программных средств дают возможность выполнить эту работу даже учителю информатики.
1.4 Характеристика объекта автоматизации
Анализ организационной структуры средней общеобразовательной школы
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы.
Школьная информационная система — это комплекс средств интерактивного взаимодействия администрации школы и учителей, с одной стороны, и родителей и учеников, с другой стороны.
Школьная информационная система предназначена для автоматизации деятельности административных работников образовательных учреждений и решения задач повышения эффективности работы администрации и сотрудников школ, а так же кардинального сокращения времени, необходимого на прохождение информации, требующейся для принятия управленческих решений. За счет упорядочения и систематизации большого объема информации, необходимого для своевременного принятия решений, в образовательном учреждении создается школьная среда общего доступа.
Информационная системы школы включает в себя два модуля: учителя и ученики. Также используются общие данные в третьем модуле — аттестация.
Модуль учителя включает в себя анкетные данные сотрудников образовательного учреждения, от даты рождения и домашнего адреса до сведений об аттестации, курсовой переподготовки, номера страхового полиса и индивидуального номера налогоплательщика (ИНН).
Гибкость программы заключается в том, что помимо стандартных анкетных сведений каждое образовательное учреждение может отслеживать дополнительные сведения в соответствии со своей спецификой, переопределив специально зарезервированные свободные поля.
Характерной особенностью системы является автоматический расчет продолжительности общего трудового и педагогического стажа, а также его перерасчет в течение всего времени работы системы. Система формирует различные формы статистической отчетности. Периоды для статистических сведений о стаже и возрасте работников не закреплены жестко, а задаются произвольно. Модуль учителя позволяет формировать списки сотрудников с вариативным подбором анкетных данных, необходимых в каждом конкретном случае.
Работа с информацией
... личном общении. Анализ полученной информации Непосредственная работа с информацией всегда начинается с ее анализа. Чтобы провести анализ полученной информации, прежде всего, необходимо разделить все сведения, данные, знания, которые вы ... диска, чтобы они не были утеряны при возможных сбоях в системе. 2 уровень. Информация для периодического использования. Ее можно хранить в ящиках рабочего стола ...
Наряду со статистической информацией и формированием списков, информационно-аналитическая система осуществляет систему поиска по любому из заданных параметров, по ФИО, по контактным данным, стажу, ученой степени, особых заслугах и т.д.
Модуль ученики работает на основании анкетных данных учеников. Этот модуль позволяет осуществить социальный мониторинг контингента учащихся образовательного учреждения. Аналогично модулю учителя, этот блок имеет функции поиска, формирования списков по классам, а так же функцию формирования статистической информации по учащимся.
Модуль аттестация состоит из двух блоков: промежуточная аттестация и итоговая аттестация.
Блок «Промежуточная аттестация» позволяет отслеживать результативность деятельности учащихся по трем направлениям: во-первых — это контроль знаний, умений и навыков; во-вторых — это периодическая аттестация (четверть, полугодие, год) и в-третьих — это годовая аттестация (переводные экзамены, годовые контрольные работы).
Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом школы и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Школьный коллектив, объединяющий учащихся и работников школы, осуществляет свои задачи в тесном взаимодействии с родителями (законными представителями) и широкой общественностью.
Формами самоуправления школы являются: педагогический совет школы (состоящий из работников образовательного учреждения).
Общее собрание трудового коллектива, ученическое самоуправление. Из числа родителей и представителей учреждения и организаций, избирается совет школы. В Уставе школы, в положениях «Положение о совете школы», «Положение о педагогическом совете школы» четко определены прерогативы, полномочия различных органов самоуправления школой, а также разграничены полномочия между различными формами самоуправления школой и администрацией школы. Администрация представлена руководителем школы — директором, осуществляющим непосредственное руководство учреждением. Данная структура управления школой в полной мере отвечает принципам самоуправления и единоначалия и соблюдения, основных прав всех участников образовательного процесса. Администрация учреждения в лице директора и заместителей прошла соответствующую аттестацию по должности руководителей учреждения образования, курсовую подготовку и имеет необходимые удостоверения по безопасности организации труда. Учебно-воспитательный процесс в школе, в части организации учебных занятий, рассматривался через экспертизу учебного плана школы, образовательных программ, реализуемых школой, расписания учебных занятий, классных журналов и нормативной документации педагогических работников школы, представленные на рисунке 1.
В школе, как и в любом государственном учреждении есть коллегиальные советы, которые решают важнейшие проблемы школы. В данной школе к ним относятся:
Педагогический совет — высший орган самоуправления школы, решает вопросы, касающиеся качества знаний, умений и навыков учащихся, повышение квалификации учителей, их научно — педагогического и методического уровня.
Проводиться не реже 4-х раз в год. Рассматривает и принимает решения по предложениям методического совета, касающихся развития образования в школе.
Совет школы из числа родителей и представителей учреждения и организаций, расположенных на определенной территории. Совет школы действует на основании Положения о нём и созывается не реже 2 раз в год. Совет призван содействовать школе в организации образовательного процесса, социальной защите обучающихся, обеспечении единых требований к обучающимся и воспитанникам, организации досуга, летнего отдыха и труда обучающихся. Из числа Совета школы избирается председатель.
Методический Совет (МС) — постоянно действующий орган, задачами которого являются:
- обеспечение условий для планомерной, организованной методической работы, анализа, коррекции и регулирования ее в течение всего учебного года;
— создание эффективной системы методической работы, призванной обеспечить постоянный профессиональный и интеллектуальный рост педагогов и повышение качества образования. В состав МС входят: заместители директора по учебно-воспитательная работа УВР, руководители МC учителей начальных классов, естественно-математического цикла, гуманитарного цикла.
Общее собрание трудового коллектива — регулирует трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между руководителем и работниками.
Ученический Совет — осуществляет деятельность по всем направлениям воспитательной работы в школе, помогает в проведении всех внеклассных и общественных мероприятий, осуществляет шефство над начальной школой, способствует организации учебно-воспитательного процесса.
Родительский Комитет — оказывает помощь школе в учебно-воспитательной работе, пропаганде педагогических знаний среди родителей, осуществляет связь и взаимодействие между учителями и родителями, школой и семьей.
Анализ материально-технического и информационного обеспечения школы
Школа располагает всеми необходимыми ресурсами и инфраструктурой для осуществления образовательной деятельности.
Материально-техническая база школы соответствует санитарным нормам, правилам пожарной безопасности и в полной мере позволяет решать задачи обучения и воспитания детей.
Для осуществления образовательной деятельности имеются:
- 37 помещений для организации учебных занятий и дополнительного образования детей. В том числе, специализированные кабинеты информатики, химии, физики, биологии, ОБЖ, математики, русского языка и литературы, иностранного языка, географии, технологии, начальных классов, мастерские по обработке металла, деревообработке и подготовке автослесарей;
- спортивный блок — спортзал, малый спортивный зал, большой спортивный зал, тренажёрный зал, лыжная база, открытая баскетбольная площадка, полоса препятствий;
- воспитательный блок актовы зал историко-краеведчески музей студи дизайна телевидения;
- административные кабинеты, методический кабинет, учительская.
-Учебные кабинеты оснащены необходимым оборудованием, дидактическими и техническими средствами, учебно-вспомогательными материалами и соответствуют требованиям для успешной реализации теоретической и практической частей основных общеобразовательных программ. В учебной и внеурочной деятельности используются традиционные и современные технические средства обучения, оргтехника.
Оснащение учебных кабинетов начальных классов (1-4 классов) соответствует современным требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Кабинеты 201, 202, 203, 204, 205 обеспечены автоматизированными рабочими местами педагога и обучающихся. Автоматизированное рабочее место включает не только собственно компьютерное рабочее место, но и специализированное цифровое оборудование, а также программное обеспечение и среду сетевого взаимодействия, позволяющие педагогу и обучающимся наиболее полно реализовать профессиональные и образовательные потребности.
АРМ педагога включает:
- мобильный компьютер (ноутбук) с программным обеспечением для работы с документами, почтой и управления мобильным классом;
- интерактивное оборудование (интерактивная доска, мультимедийный проектор, документ-камера, колонки, наушники и пр.);
— наглядные пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями для 1-4 классов на CD по предметам «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «ИЗО», «Английский язык», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Музыка», «Литературное чтение» и «Обучение грамоте» в виде таблиц (от 4 до 16 таблиц + не менее 5 заданий к каждой).
В области естественных наук (физика, химия, биология) используются цифровые измерительные приборы (инструменты) измерения и обработки данных. В виртуальных лабораториях учащиеся могут провести значительное число экспериментов, что существенно расширяет эффективность школьных лабораторных работ и дают новые возможности для проектной деятельности.
Информационно-образовательная среда школы обеспечивает сетевое взаимодействие участников образовательного процесса. В школе функционирует сервер и внутренняя локальная сеть, объединяющая компьютеры на рабочих местах администрации, предметные кабинеты, учительскую, методический кабинет. Всего компьютеров 36. Из них объединены локальной сетью и имеют выход в сеть Интернет 36 компьютеров.
Перед школой стоят задачи:
- обновление материально-технической базы, обеспечивающей выполнение требований ФГОС к условиям реализации основных образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования;
- создание целостной информационно-образовательной среды, необходимой для реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования;
- обеспечение системно-деятельностного подхода, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным проектным и поисково-исследовательским видам работы;
- формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работать с различными типами информации.
2. Проектирование и разработка информационной системы организации учебного процесса в среднем общеобразовательном учреждении
2.1 Обоснование целесообразности для разработки
Основанием для разработки является переход от бумажной работы к автоматизированной информационной системе. Система предназначена для автоматизации процесса сбора, хранения, обработки информации.
Целью создания системы является повышение эффективности работы с данными о учениках, родителях, учителей, успеваемости учеников и других аспектов разрабатываемой информационной системы.
Критерием эффективности функционирования системы является отношение эффективности, получаемой от повышения производительности труда сотрудников и администрации образовательного учреждения, степень экономии рабочего времени, снижение ошибок в работе и четкий учет всех показателей, так же просмотр предварительного оформления сложной работы.
Основные функции разрабатываемой информационной системы
Для данной информационной системы предусмотрено создание одного типа информационной системы которое должно выполнять следующие функции:
- просмотр информации по заданным критериям;
- ввод информации с документов при помощи клавиатуры;
- анализ данных;
- редактирование данных и манипулирование ими;
- накопление и хранение данных;
- вывод на экран, печать, магнитный носитель результатной информации, а также различных справочных и инструктивных сообщений;
- просмотр предварительного результата работы;
- выбор модели прогнозирования данных;
- составление прогноза;
- получение справок по запросам.
Разрабатываемый программный продукт должен содержать все необходимые комментарии и справочную информацию, необходимую для облегчения работы пользователя и системного администратора при устранении неполадок.
В состав сопровождающей документации должны входить:
- руководство пользователя;
- руководство разработчика;
- описание программного кода.
Требования к функциональным характеристикам
Система должна хранить сведения об основных формах документов, должна предоставлять возможность ввода, редактирования, удаления этой информации в удобной форме и без нарушения ссылочной и семантической целостности.
Также необходимы ввод, хранение, редактирование, вывод на печать оперативных данных, а также создание на их основе заданных форм документов и вывод их на принтер. При разработке системы необходимо учесть, что работу с ней будут осуществлять работники, имеющие малый практический опыт работы с ПК .
Поэтому необходимо разработать интерфейс, требующий лишь навыков работы в MS Windows.
Ввод всех полей должен осуществляться с проверкой на допустимость значений. Ряд полей (ключевых полей) обязателен для заполнения при создании любой новой записи.
Требования к информационному обеспечению
Информационное обеспечение должно выполнять следующие функции: поиск информации по конкретному виду показателей, а также информации по запросам пользователя системы, формирование ответов, сохранение данных.
С помощью этих функций должно обеспечиваться накопление массивов данных и управление ими; рациональная организация обмена данными; размещение данных на машинных носителях. В состав системы должна входить следующая информация: выбор или добавление социально-экономического показателя, выбор или добавление населенного пункта, ввод статистических данных, анализ данных, выбор прогноза. Вышеуказанная информация должна храниться в таблицах базы данных.
Структура базы данных должна обеспечивать:
- объединение данных любого количества и объема, допускающая совместное использование общих данных различными подсистемами для разных процедур;
- минимальное время обработки данных;
- минимальную избыточность данных;
- надёжность хранения информации в течение требуемого срока;
- достоверность данных.
Входными данными являются данные об учениках, их родителей, успеваемости и данные об учителях.
Выходными данными являются систематизированные данные учебного процесса.
Требования к лингвистическому обеспечению
Требования к языкам программирования
Разрабатываемая информационная система должна соответствовать требованиям предявляемым заказчиком — руководством школы. Основными требованиями при выборе средств для реализации данного проекта являются простота заполнения базы данных и чтобы данная информационная система не требовала дополнительных затрат при внедрении. Поэтому при выборе программных средств был выбран язык программирования C#, а при выборе CУБД (система управления базами данных) Microsoft Access, заполнение базы данных в которой не требует особеннысх знаний и с которой может справится учитель информатики.
Язык программирования должен позволять создавать программные продукты под управлением линейки операционных систем Microsoft Windows.
Язык программирования должен иметь объектно-ориентированную модель программирования, а также осуществлять модульное программирование. Кроме того, язык программирования должен удовлетворять следующим требованиям:
- удобство использования, т.е. затраты времени программиста на освоения языка;
- универсальность, т.е. возможность использования языка для описания разнообразных алгоритмов, характерных для программного обеспечения САПР(система автоматизированного проектирования);
— эффективность объектных программ, которая оценивается свойствами используемого транслятора, который, в свою очередь, зависит от свойств языка. Эффективность оценивается затратами машинного времени и памяти на исполнение программ.
Требования к базовому программному обеспечению
В качестве базового программного обеспечения должны использоваться универсальные языки программирования высокого уровня, имеющие объектно-ориентированную и визуальную технологии программирования, а также встроенные средства и компоненты для работы с базами данных. Среда программирования должна позволять запуск программ из своей оболочки, а также иметь средства отладки. Промежуточные данные должны храниться в файле таблиц базы данных.
Для оформления необходимой документации должен использоваться текстовый процессор с возможностями редактирования и форматирования текста.
Требования к техническому обеспечению
Техническое обеспечение должно удовлетворять следующим требованиям:
- достаточная емкость накопителя на жестком магнитном диске (5 гигабайт);
- приемлемый тип видеоадаптера и дисплея для работы пользователя;
- достаточная производительность центрального процессора;
- наличие возможности вывода информации на бумажный, магнитный носитель;
- открытость для конфигурации и дальнейшего развития;
- простота освоения, эксплуатации и обслуживания;
- объем оперативной памяти должен позволять использовать выбранное общесистемное, а также базовое и прикладное ПО.
Требования к методическому обеспечению
Методическое обеспечение системы должно содержать инструкцию по установке и инструкцию по эксплуатации системы. Разрабатываемая система должна поставляться вместе с документом, обеспечивающим грамотное использование данной системы. Этим документом является руководство пользователя.
2.2 Анализ возможностей методологии и инструментальных средств проектирования заданной информационной системы
Рассматриваемые CASE?средства ERwin и Bpwin были разработаны фирмой Logicworks. После слияния в 1998 году Logic worksc PLATINUM technology они выпускаются под логотипом PLATINUM technology.
Для проведения анализа и реорганизации бизнес-процессов PLATINUM technology предлагает сase-средство верхнего уровня BPwin, поддерживающее методологии IDEF0 (функциональная модель), IDEF3 (Work Flow Diagram) и DFD (Data Flow Diagram) [9].
Функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес-процессов на предприятии (так называемая модель AS?IS, т.е. «как есть») и идеального положения вещей — того, к чему нужно стремиться (модель TO-BE, т.е. «как будет»).
Методология IDEF0 предписывает построение иерархической системы диаграмм — единичных описаний фрагментов системы. Сначала проводится описание системы в целом и ее взаимодействия с окружающим миром, после чего проводится функциональная декомпозиция — система разбивается на подсистемы и каждая подсистема описывается отдельно. Затем каждая система разбивается на более мелкие и т.д. до достижения нужной степени подробности. После каждого сеанса декомпозиции производится сеанс экспертизы: каждая диаграмма проверяется экспертами предметной области, представителями заказчика, людьми, непосредственно участвующими в бизнес-процессе. Такая технология создания модели позволяет построить модель, адекватную предметной области на всех уровнях абстрагирования.
Модель может содержать два типа диаграмм:
- контекстную диаграмму (в каждой модели может быть только одна контекстная диаграмма);
- диаграмма декомпозиции.
На основе модели BPwin можно построить модель данных. Для построения модели данных PLATINUM technology предлагает мощный и удобный инструмент — Erwin, хотя процесс преобразования модели BPwin в модель данных плохо формализуется и поэтому полностью не автоматизирован, PLATINUM technology предлагает удобный инструмент для облегчения построения модели данных на основе функциональной модели — механизм двунаправленной связи BPwin ? ERwin.
ERwin имеет два уровня представления модели: логический и физический. На логическом уровне данные не связаны с конкретной СУБД, поэтому могут быть наглядно представлены даже для неспециалистов. Физический уровень данных — это по существу отображение системного каталога, который зависит от конкретной реализации СУБД.
ERwin позволяет проводить процессы прямого и обратного проектирования БД. Это означает, что по модели данных можно сгенерировать схему БД или автоматически создать модель данных на основе информации системного каталога. Кроме того ERwin позволяет выравнивать модель и содержимое системного каталога после редактирования того либо другого.
На начальных этапах создания ИС необходимо понять, как работает информационная система анализа, которую нужно автоматизировать. Никто в организации не знает, как она работает в той мере подробности, которая необходима для создания ИС.
Руководитель хорошо знает работу в целом, но не в состоянии вникнуть в детали работы каждого рядового сотрудника.
Рядовой сотрудник хорошо знает, что творится на его рабочем месте, но плохо знает, как работают коллеги. Поэтому для описания работы предприятия необходимо построить модель. Такая модель должна быть адекватна предметной области, следовательно, она должна содержать в себе знания всех участников бизнес-процессов организации.
2.3 Контекстная диаграмма
Контекстная диаграмма является вершиной древовидной структуры диаграмм и представляет собой самое общее описание системы и ее взаимодействия с внешней средой.
Контекстная диаграмма состоит из одной работы, которая называется «Информационная система организации учебного процесса» Взаимодействие работы с внешним миром описывается в виде стрелок, которые представляют собой некую информацию и именуются существительными.
В данной работе описаны стрелки типа вход (Input): «SQL Запрос».
Стрелки типа выход (Output), «SQL Результат» содержат в себе выходную информацию запрошенной информации.
Диаграммы декомпозиции в методологии IDEF0
Основной из трех методологий, поддерживаемых BPwin, является IDEF0. IDEF0, относится к семейству IDEF, которое появилось в конце шестидесятых..годов..под..названием..SADT(Structured Analysisand Design Technique).
IDEF0 может быть использована для моделирования широкого класса систем.
Основу методологии IDEF0 составляет графический язык описания бизнес-процессов. Модель в нотации IDEF0 представляет собой совокупность иерархически упорядоченных и взаимосвязанных диаграмм.
В IDEF0 система представляется как совокупность взаимодействующих работ или функций. Такая чисто функциональная ориентация является принципиальной ? функции системы анализируются независимо от объектов, которыми они оперируют. Это позволяет более четко смоделировать логику и взаимодействие процессов организации.
После описания системы в целом проводится разбиение ее на крупные фрагменты. Этот процесс называется функциональной декомпозицией, а диаграммы, которые описывают каждый фрагмент и взаимодействие фрагментов, называются диаграммами декомпозиции. Диаграммы декомпозиции содержат родственные работы, т.е. работы, имеющие общую родительскую работу. После декомпозиции контекстной диаграммы проводится декомпозиция каждого большого фрагмента системы на более мелкие и т.д. до достижения нужного уровня подробности описания системы.
«Выполнение SQL команды», «Проверка корректности данных», «Формирование выходных данных». В работе «Информационная система организации учебного процесса» составляется полная картина запроса.
В процессе «Проверка Синтаксиса SQL» — производится проверка синтаксиса строки запроса, на правильное построение структуры запроса.
В Процессе «Определение типа SQL запроса» — происходит разбор типа запроса. Он может быть как на вставку данных в БД, так и на чтение записей из нее.
В процессе «Выполнение SQL команды» — происходит выполнение СУБД SQL команды заданной строкой.
В процессе «Проверка корректности данных» — происходит проверка выполненой SQL комманды, а также обработка исключительных ситуаций.
В процессе «Формирование выходных данных» — происходит формирование данных пригодных для в нешнего представления и дальнейшей обработки данных.
Нормализация
Нормализация — процесс проверки реорганизации сущностей и атрибутов, с целью удовлетворения требований к реляционного модели данных. Нормализация позволяет быть уверенным, что каждый атрибут определен для своей сущности, значительно сократить объем памяти для хранения данных.
Денормализация
После нормализации все взаимосвязи данных становятся, определены, исключая ошибки при оперировании данными.
Но нормализация данных снижает быстродействие БД [12].
Для более эффективной работы с данными, используя возможности конкретного сервера БД, приходится производить процесс, обратный нормализации, ? денормализации.
Для процесса денормализации не существует стандартного алгоритма, поэтому в каждом конкретном случае приходится искать свое решение. Денормализация обычно проводится на физическом уровне модели. ERWin имеет следующие возможности по поддержке процесса денормализации:
- сущности, атрибуты, группы ключей и домены можно создавать только на логическом уровне модели. ВERWin существует возможность выделения элементов логической модели таким образом, чтобы они не появлялись на физическом уровне;
- таблицы, столбцы, индексы и домены можно создавать только на физическом уровне.
В ERWin существует возможность выделения элементов модели таким образом, чтобы они не появлялись на логическом уровне. Эта возможность напрямую поддерживает денормализацию физической модели, так как позволяет проектировщику включать таблицы, столбцы и индексы в физическую модель, ориентированную на конкретную СУБД;