Электроэнергетическая отрасль России это развивающийся в масштабе всей страны высокоавтоматизированный комплекс электростанций, электрических сетей и объектов электросетевого хозяйства, объединенных единым технологическим циклом и централизованным оперативнодиспетчерским управлением.
По состоянию на начало 2007 года установленная мощность электростанций централизованной зоны России составила 210,8 ГВт, из них мощность ТЭС составляет 142,4 ГВт, (68 % от суммарной установленной мощности), ГЭС — 44,9 ГВт (21 % от суммарной установленной мощности) и АЭС — 23,5 ГВт (И % от суммарной установленной мощности).
Доля устаревшего оборудования на электростанциях России составляет 82,1 ГВт или 39 % от установленной мощности всех электростанций, в том числе на ТЭС — 57,4 ГВт или 40 % от установленной мощности ТЭС, а на ГЭС — 24,7 ГВт или более 50 % установленной мощности.
В топливном балансе тепловых электростанций Европейской части страны доминирует газ. Рынок газа не развит. Поставки газа осуществляются из одного географического источника. С внедрением технологии ПГУ повышается зависимость от газа вследствие монотопливного режима.
С 2001 г. удельный вес газа увеличился с 65,9 до 68,1 % в 2006 г., а доля угля снизилась с 26,7 до 25,3 % в 2006 г. Отечественные энергоугольные технологии остановились в своем развитии на уровне 70-х годах прошлого века. Стандарты надежности электроснабжения, качества электрической энергии и экологической безопасности значительно уступают практике развитых стран мира.
В режиме синхронной работы и едином технологическом процессе находится инфраструктура электроэнергетики покрывающая централизованным электроснабжением более 90 % потребителей страны. Однако, с ЕЭС России не имеет синхронной связи ОЭС Дальнего Востока и ряд крупных регионов или их частей — Камчатка, Магадан, Сахалин, Таймыр, Чукотка, Якутия и др. Энергосистема Калининградской области, в силу анклавного характера региона, находится в зоне синхронной работы ЕЭС, но межсистемные электрические связи замкнуты на энергосистему Литвы, входящую в ОЭС Балтии. Сохраняется высокая взаимозависимость работы энергосистем в приграничных территориях страны — Ленинградская, Псковская, Смоленская, Ростовская, Омская область, Дагестан, Южный Урал и др. Схемы выдачи мощности ряда крупных электростанций (Курская, Смоленская АЭС и др.) имеют мощные связи, непосредственно замыкающиеся на энергосистемы соседних государств. Особенно сильные электрические связи у ЕЭС России с ОЭС Казахстана и ОЭС Украины. Потеря в 90-х годах второго направления питания Сочинского энергоузла со стороны ОЭС Закавказья имеет до настоящего времени невосполнимые потери в части снижения надежности энергоснабжения данного региона.
Типы и виды электростанций. Энергосистемы
... типа электростанций в России является Паужетская Геотермальная ТЭС была построена в 1966 году на юге Камчатки мощностью 5 ... везде, новые энергоблоки имеют мощность практически равную мощности средней ГЭС, однако коэффициент использования установленной мощности на АЭС (80%) значительно ... ТЭС сдерживается рядом факторов. Стоимость угля, нефти и газа, на которых работают тепловые станции, растет, а ...
Начало структурных реформ в электроэнергетике Российской Федерации (создание ОАО РАО «ЕЭС России» в 1992 г.), совпало с периодом глубокого экономического спада 90-х годов, со снижением на четверть электропотребления и изменением его структуры из-за снижения потребления в промышленных секторах экономики, образованием существенного объема невостребованных мощностей. На порядок снизились объемы технического перевооружения и вводов новых мощностей электростанций и электрических сетей. Это привело к ускоренному росту степени износа основных фондов, величина которого в среднем по отрасли в 2006 г. приблизилась уже к 60 %.
Доля турбинного оборудования 1971—1980 гг. выпуска в установленной мощности составляет 31,4%, а выпуска 1961—1970 гг. — 23,3 %, при этом еще работает оборудование, введенное до 1960 г. — 8,7 %.
Износ сетей Федеральной сетевой компании в целом составляет 41 %, подстанционного оборудования — 65 %, линий электропередач — 36 %. Удельная повреждаемость оборудования с большим сроком эксплуатации существенно возрастает.
Автоматизация технологических процессов на подстанциях осуществлена в незначительном объеме — менее 1 % по отношению ко всем подстанциям, поэтому схемы организации эксплуатации ориентированы, прежде всего, на круглосуточное пребывание на них обслуживающего (оперативного) персонала. Замена устаревших устройств РЗиА на современные микропроцессорные устройства составляют незначительное количество (не более 3%).
Существующие в настоящее время на подстанциях системы учета электроэнергии в большинстве случаев не отвечают современным требованиям, как в части автоматизации, так и в части выполнения федерального закона «О единстве измерений».
Значительны колебания уровня напряжения, поскольку средства регулирования напряжения в распределительных сетях недостаточно эффективны. Большинство трансформаторов не имеет систем автоматического регулирования РПН. Система регламентирования условий поддержания «косинуса фи» у потребителей отсутствует.
Возникновение дефицита мощности, достигающего в отдельных регионах критического значения, наряду с отставанием развития электрических сетей, приводит к снижению, как системной надежности, так и надежности энергоснабжения потребителей.
Свертывание в 90-х годах программ разработки и освоения новых технологий производства, транспорта и распределения электрической и тепловой энергии вызвало растущее отставание технического уровня российской электроэнергетики от уровня, достигнутого промышленно развитыми странами. Низкая эффективность отечественной электроэнергетики оказывает негативное влияние на конкурентоспособность экономики страны в целом, создает избыточную нагрузку на топливные отрасли, ведет к росту цен на электроэнергию для промышленных потребителей и населения.
Среднегодовой прирост электропотребления в стране за 2000—2005 гг. составил 1,7 %, в 2006 г. 4,2 %. В 2008—2009 гг. ожидалось превышение исторического максимума электрической нагрузки 1990 г. в 1074 млрд кВт
Состояние и тенденции развития строительства как экономической отрасли в России
... тенденции развития строительства как экономической отрасли в России. Объект исследования в курсовой работе - строительство России. Цель исследования изучить состояние строительства в России, выявить основные тенденции развития с ... энергетическим и иным оборудованием и техникой, составляют натурально-вещественное содержание основных производственных фондов. Развитие строительства, повышение его ...
— ч. В ключевых регионах страны (Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени и др.) данное превышение произошло уже несколько лет назад и стало серьезным сдерживающим фактором регионального развития. Давление спроса в виде отложенных заявок на присоединение нарастает.
Так, заявки на подключение имели следующий вид: 2007 год — 15,2 млрд кВт
- ч, 2008 год — 32,3 млрд кВт
- ч, 2009 год — 45,5 млрд кВт
- ч, 2010 год — 71,6 млрд кВт
- ч.
Данные по 2009 и 2010 гг. изменились вследствие финансового кризиса в РФ.
Основные проблемы электроэнергетики следующие:
-
- недостаточная надежность схем внешнего энергоснабжения крупных городов и конечных потребителей;
- дефицит электрической мощности;
- возрастающий физический износ действующего оборудования;
- технологически и морально устаревший парк оборудования;
- недостаточная развитость электрических сетей;
- высокий уровень потерь в электрических сетях;
- высокий уровень удельных расходов топлива на производство электроэнергии;
- несовершенство и неразвитость моделей оптового и розничного рынков, в том числе не достаточный учет теплофикационного характера региональных систем энергоснабжения.
С разделением АО-энерго и необходимость ускоренного решения задач развития остро стоят вопросы регламентации технических условий присоединения, создания и поддержания расчетных моделей систем энергоснабжения крупных городов и регионов в интересах всех субъектов и потребителей региона, информационной обеспеченности оперативной информацией, создания системы планирования развития, обновления нормативной базы проектирования, стандартизации надежности.
Очевидна необходимость развития электроэнергетики темпами, опережающими рост спроса с учетом региональной специфики и роста городов, координации с планами развития территорий, повышения надежности и качества энергоснабжения в целом. Гармонизации требований надежности между секторам производства, передачи и распределения энергии.
Для решения этих проблем подразделения ЕЭС России завершают реструктуризацию отрасли, развивают модели рынка электрической энергии и мощности, организовывают масштабные долгосрочные инвестиции в модернизацию отрасли, строительство новых генерирующих и сетевых мощностей.
Реструктуризация отрасли предусматривала также реформирование ОАО РАО «ЕЭС России». На рис. 1.13 приведена схема управления элек-
Рис. 1.13. Схема управлении электроэнергетикой России перед реформированием ОЛО РАО «ЕЭС России»
46 стр., 22916 словРеформирование электроэнергетики России в контексте мировой энергетики
... страны В курсовой работе объектом исследования является энергетическая отрасль в целом, и в России в частности, монополистом в которой является РАО «ЕЭС России». Предмет исследования – реформа энергетики. Цель работы заключается в исследовании и анализе проводимых реформ в электроэнергетической отрасли. Для ...
Рис. 1.14. Государственное регулирование пострсформснной отрасли
троэнергстикой России и распределение акций перед реформированием ОАО РАО «ЕЭС России».
Инвестиционная программа ЕЭС России предусматривает строительство в ближайшие годы новых генерирующих мощностей объемом свыше 40 ГВт. Суммарные инвестиции в ТЭС и ГЭС, магистральные и распределительные сети, диспетчерскую инфраструктуру только на период до 2011 г. оценивается в объеме более 3 трлн руб.
Кроме этого, вырабатываются новые системные организационные изменения в сфере стратегического планирования, регулирования и управления электроэнергетикой, направленные на обеспечение энергетической безопасности страны, повышение надежности и эффективности работы электроэнергетической отрасли, проведение государственной политики в электроэнергетике. Система государственного регулирования постреформенной отрасли показана на рис. 1.14.
Обеспечить своевременность и эффективность оперативных и инвестиционных решений и достичь поставленных целей возможно лишь при ясном понимании направлений и приоритетов развития электроэнергетики на долгосрочную перспективу.
Учитывая масштабность задач, стоящих перед электроэнергетикой, долговременным направлением технической политики в отрасли должен стать системный подход для комплексного решения проблем по всем показателям повышения ее технического уровня.