Ювелирные изделия из серебра

Отчет по практике

Ювелирное дело — один из наиболее древних видов художественного твор­чества. Однако только после того, как мастера древности соединили искусство обработки камня, с художественной обработкой метала, возникло ювелирное дело в его современном понимании.

Значительный вклад в сокровищницу мирового ювелирного искусства внесли народы нашей страны. Поныне поражают неповторимым своеобразием художественных форм и совершенством сложных, техническим приемов до­шедших до нас из далекого прошлого образцы ювелирного творчества скифов, сарматов и других кочевых и оседлых племен населявших в VI в. до н. э. — VII в. н. э. южнорусские степи и сибирь.

Начало второй половины XVIII в деле мастеров ювелиров России ознаме­новался открытием, разработкой и освоением отечественных месторождений камнесамоцветного сырья.

Новых высот русское ювелирное дело достигло в XVIII, XIX вв. Уместно отметить, что до XVII века оно развивалось своим, особым путем, не испы­тывая сколько-нибудь заметного влияния творчества мастеров-ювелиров дру­гих стран.

Начиная с эпохи Петра I и до начала XX в. эволюции русского ювелирно­го искусства присуще те же стилевые закономерности, что и западно­европейскому. В 1721 году в Петербурге была построена первая в России гра­нильная мастерская в Екатеринбурге. Приобретает широкую известность само­бытное искусство филиграни красносельских ювелиров. Примерно в эти же годы в ювелирное дело внедряются механические способы обработки металлов:

кованое серебро заменяется гладким листовым, чеканка все более уступает ме­сто штамповке, находит применение гальваническое золочение.

Начало советского периода ювелирного производства относится к 1923 го­ду, когда при Наркомфине было организовано Московское товарищество, в сферу деятельности которого входило изготовление сбыт ювелирных изделий. Используя опыт и достижения ювелиров предшествующих поколений, опи- раясь на богатые традиции русского ювелирного творчества, оно создало не­мало изделий, получивших мировую известность, в том числе такие произведе­ния монументального характера, как рубиновые звезды Московского Кремля, карта нашей Родины из драгоценных металлов и самоцветов, изумительный по красоте орден Победы.

Необходимый рост производства, вызванный массовым спросом на юве­лирные изделия в XX веке, дал толчок к развитию технологий массового вы­пуска ювелирных продукций. Развитие штамповки значительно снизило долю ручного труда в ювелирном производстве, а совершенство точного литья свело ручной труд к минимальному. Однако потребность ручного использование ювелирных изделий не утрачивает своего значения, и более того, с развитием совершенных технологий ручной творческий труд становится необходимым. Всегда будет сохраняться потребность в создании новых образцов ювелирных украшений, выполненных по индивидуальным законам, находящихся в еди­ничном экземпляре.

24 стр., 11905 слов

Обзор Российского рынка ювелирных изделий

... ювелирного рынка России от массовой низкокачественной импортной продукции «Гильдия ювелиров России» предложила следующие действия: 1.Увеличить ввозные таможенные пошлины на импортные ювелирные изделия с ... Центральной акцизной таможни ФТС РФ. 1.2. Ювелирная промышленность Количество предприятий, занимающихся производством ювелирных изделий, составляет 960 организаций. Подавляющее большинство из ...

В наши дни ювелирные изделия стали доступными подавляющему боль­шинству людей, являясь одновременно не только носителем определенных ма­териальных ценностей, но и произведением высокого искусства.

1. Аналитический обзор

1.1. Факторы формирования качества ювелирных изделий

1.1.1. Общие свойства вещества

Серебро металл белого цвета, очень тягучий, пластичный и ковкий, режет­ся ножом. Серебро тверже золота, но мягче меди. Очень хорошо полируется, имеет наивысшую отражательную способность, является самым электро и теп­лопроводным металлом.

Плотность серебра 10, 50; температура плавления 900,5° С, твердость по Бринелю 25.

Серебро устойчиво к действию влажной среды, не взаимодействует с ор­ганическими кислотами, с растворами щелочей, азотом, углеродом, устойчиво по отношению к кислороду. Серебро устойчиво к действию соляной и плави­ковой кислот. Разбавленная серная кислота также не растворяет его. Царская водка которая растворяет золото, на поверхности серебра образуют защитную пленку. Однако при длительном пребывании на воздухе серебро постепенно темнеет под действием сероводорода, находящегося в воздухе. Серебро легко соединяется с серой. Озон также образует на поверхности серебра черный на­лет. Хлор, бром, йод реагируют с ним даже при комнатной температуре. Сереб­ро легко растворяется в азотной кислоте и концентрированной серной при на­гревании. Растворяется серебро в цианистых щелочах, хорошо соединяется с ртутью, образуя серебряную амальгаму.

В природе серебро образует более 60 минералов, в которых находятся в различном состоянии. В основном в серных соединениях с высоким содержа­нием серебра (до 87%).

Однако, несмотря на большое количество минералов серебра в рудах, они встречаются в незначительных качествах, часто рассеяны среди других минералов. Самородное серебро встречается значительно реже самородного золота, так как легче образует соединения с другими элементами. Самородное серебро представляет собой природный сплав с золотом, медью, железом, висмутом, ртутью, платиной и другими элементами. Встречаются в виде неправильных зерен, пластинок, листочков, проволочных и нитевидных выделений.

Основным источником серебра являются комплексные руды цветных ме­таллов, из которых серебро извлекается попутно со свинцом, цинком, медью, никелей, а также золотом и ураном. Извлечение серебра и серебро соединяю­щихся минералов производится подобно золоту посредством амальгации и цианирование, в зависимости от характера сырья. Полученный продукт под­вергается аффинажу. Принцип аффинажа заключается в растворении серебра на аноде и осаждение его кристаллов на катоде. Осажденное серебро после фильт­рации и промывки подвергается плавке. А нерастворимый анодный шлак, со­держащий золото, платину подвергают дальнейшей обработке.

Благодаря своим уникальным свойствам, высоким степеням электро и те­плопроводности, отражательной способности, светочувствительности и так да­лее. Серебро имеет очень широкий диапазон применения. Его применяют в ювелирном деле, электронике, электротехнике, точном приборостроении, ме­дицине, для изготовления монет, медалей и других памятных изделий.

1.1.2. Сплавы серебра

В ювелирном деле почти во всех случаях используются сплавы Ag-Cu в которых содержание серебра выше 72%.

Как видно из таблицы 1 у сплава Ag-Cu с повышением содержания меди до 28 % твердость и прочность повышается, а пластичность понижается. Это практически означает, что сплавы с высоким содержанием серебра хотя и хо­рошо деформируются при обработке давлением, но и изделия из них при употреблении легко искривляются и изнашиваются.

Особые свойства Ag-Cu.

Сплав серебра 950 пробы. Цвет этого сплава такой же, как и чистого се­ребра. А при отжиге на воздухе на поверхности сплава образуется тонкая окис-ная пленка, под которой находится гетерогенный внутренний окисный слой.

Благодаря высокой температуре плавления и цвету сплав используется для эмалирования и чернения, так как краски эмали и черни на этой основе имеют интенсивный блеск. Сплав такого состава очень хорошо поддается обработке давлением. Его следует применять при глубокой вытяжке, чеконке, а также для изготовления изделий из очень тонкой проволочки. К недостаткам сплава се­ребра 950 пробы следует отнести невысокие механические свойства: изделия, изготовленные из этого сплава, при эксплуатации деформируются.

СПЛАВЫ СЕРЕБРА Таблица 1

Марка сплава

Плотность

Г/СМ 3

Область плавле­ния

°С

Твердость по Бринелю кгс/мм

Предел прочности

Относи­тельное удлине­ние

Чистое серебро

10,39

960

35

18

49

925/000

10,29

910/810

68

30

29

900/000

10,30

890/779

76

30

26

835/000

10,16

840/779

76

30

33

800/000

10,13

820/779

79

31

30

720/000

10,00

779

92

33

27

625/000

9,85

820/779

90

31

31

500/000

9,70

865/779

85

29

36

Сплав серебра 925 пробы. Он также называется «стандартное серебро». Из-за значительного содержания серебра в сплаве и высоких технических свойств этот сплав широко распространен во многих странах. Цвет сплава такой же как у серебра 950 пробы, однако, механические свойства выше. Сплав также пригоден для эмалирования и чернения Для получения высокой пластичности после отжига сплав следует подвергнуть закалке. В этом случае сплав обладает хорошей пластичностью и достаточной твердостью. Благодаря старению при температуре 300 С прочность сплава повышается с 80 до 160 кгс/мм

Сплав серебра 900 пробы. Применяется главным образом для производства филигранных изделий. Цвет его несколько отличается от цвета чистого сереб­ра. Зачастую после окончательной обработки изделие из этого сплава подвер­гают многократному травлению для того, чтобы удалить медь с его поверхно­сти. Этот сплав менее стоек на воздухе, чем 950 — 925 пробы, хорошо отлива­ется и куется, но для особо тонких филигранных работ и глубокой чеканки он слишком прочен.

Сплав серебра 835 пробы. Он находит применение при серийном произ­водстве декоративных изделий. Цвет сплава и стойкость к потускнению у него выше и, следовательно, обрабатываемость давлением хуже, чем у сплава 900/000 Ag.

Сплавы 800 пробы. Он находит применение в основном для изготовления корпусных деталей и столовых приборов. Он дешевле описанных сплавов, но имеет заметную желтоватую окраску и малую устойчивость на воздухе. Для уст­ранения этих недостатков его подвергают многократному нагреванию и после­дующему травлению, в результате чего увеличивается содержание серебра в по­верхностном слое. Пластичность этого сплава значительно ниже, чем у сплава 925 пробы, поэтому при больших деформациях в процессе образования следует чаще подвергать полуфабрикаты промежуточному отжигу. Линейные свойства его лучше, чем у сплавов с более высоким содержанием серебра. Точка ливидуса находится при температуре 800° С. Это позволяет производить разливку при температуре 900 С, что соответствует температуре солидуса сплава 925 пробы

Сплав серебра 720 пробы. Этот сплав почти не применяется в ювелирном деле. Правда сплав 75/000 Ag имеет широкое применение в качестве припая. Твердость и прочность наибольшая, а пластичность наименьшая. Отсюда вид­но, что в сплаве 720/000 Ag плохое формоизменение, но твердость и упругость в употреблении. Поэтому в некоторых случаях из него изготавливают пружи­ны, или булавки и тому подобное.

1.1.3. Производство ювелирных изделий

Одна из особенностей производства ювелирных изделий состоит в том, что при их изготовлении мастер-ювелир стремится максимально выявить и пока­зать своеобразную красоту и декоративные свойства используемых материалов.

По способу производства ювелирные изделия бывают индивидуального и массового изготовления.

При индивидуальном изготовлении мастер-ювелир выполняет все работы от начала до конца вручную, используя оборудование только для получения первоначальной заготовки или необходимого профиля металла. Этот способ применяется при создании отдельных образцов или дорогостоящих ювелирных изделий со сложной и тонкой художественной отделкой, а также при использо­вании нестандартных по размерам драгоценных камней.

При массовом изготовлении изделия создаются механической обработкой и точным литьем по выплавленным моделям.

Основными процессами производства ювелирных изделий являются сле­дующие: заготовка материалов, создание форм изделий, филигранные работы, отделка и декоративная обработка.

1.1.3.1. Заготовка материалов

Заготовку материалов осуществляют путем плавки, вальцовки, волоче­ния, ковки и резания.

Плавка драгоценных металлов с лигатурными металлами необходима для получения сплава определенной пробы.

Плавку драгоценных металлов производят в графических тиглях в элек­тропечах, а также в газовых, нефтяных и коксовых печах. Технически более совершенным является способ плавки в электропечах. Сначала плавят туго­плавкие металлы, затем вводят легкоплавкие. Для получения соответствующих заготовок расплавленный металл разливают в подогретые стальные или чугун­ные изложницы. Полученные слитки проковывают специальным молотом для уплотнения структуры металла и увеличения его пластичности. Вальцовка слитков через валки производят на специальном стане, при этом получают лис­ты, полосы или прутки металла желаемой толщины и формы — круглой, полу­круглой, овальной, квадратной и др.

Процесс прокатки состоит из нескольких циклов для постепенного умень­шения толщины прокатываемого металла. Между циклами производят травле­ние, промывку, а также отжиг прокатываемого металла для облегчения его дальнейшей обработки, так как в процессе прокатки повышается твердость ме­талла.

Полученные в результате вальцовки полосы или листы металла размечают и раскраивают на заготовки нужных размеров для использования в последую­щих операциях по изготовлению изделий.

Волочение производят путем протягивания слитка круглого сечения до определенного размера через проволочные вальцы, периодически отжигая. За­тем полученную проволоку протягивают через отверстия волочительных досок до желаемого диаметра.

1.1.3.2. Создание форм изделий

Формы изделий создают путем штамповки, сборки деталей и пайки, лить­ем по выплавляемым моделям.

Штамповка на прессах деталей или целых изделий — это один из основных процессов их массового изготовления. Для штамповки применяют стальные штампы, состоящие из двух рабочих частей. Нижняя часть называется матри­цей, а верхняя — пуансом.

Штампами вырубают плоские изделия или заготовки для дальнейшей опе­рации производства, а также получают пустотелые изделия из пластины путем их вытяжки. Процесс вытяжки состоит в том, что пластину обрабатываемого металла кладут на матрицу, а сверху давят пуансоном, в результате пластина прогибается и принимает форму матрицы и пуансона. На штампах для вытяж­ки выгравировывают рисунок, который и выпрессовывается на изделиях в процессе прессования.

Полученные в процессе вырубки или вытяжки на прессах готовые заго­товки отдельных частей сообщают вручную путем пайки.

Пайку производят специальными припаями, которые состоят из сплавов металлов, соответствующих пробе изготовляемых изделий. Припай по цвету не должен отличаться от цвета изделий.

После сборки и пайки изделия подвергают дальнейшей обработке — опи­ловке, очистке, шлифовки, при необходимости отжигу и др.

Литые по выплавленным моделям являются наиболее прогрессивным спо­собом изготовления тонкостенных и сложных по конфигурации изделий из сплавов. Характерной особенностью является использование специальных пресс-форм, вспомогательных материалов и принудителное заполнение литей­ной полости форм жидким металлом под действием центробежных сил или вакуумного всасывания.

Метод литья по выплавляемым моделям дает возможность значительно расширить ассортимент и увеличить выпуск изделий, а также повысить их ка­чество.

Процесс литья по выплавляемым моделям состоит из нескольких опера­ций. Сначала изготовляют пресс-форму, затем в резиновой пресс-форме изго­товляют восковую модель, восковые модели собирают в модельный блок, обезжиривают в растворе специального порошка, сушат и вводят этот модель­ный блок внутрь опоки (приспособление для изготовления литейной формы).

Опоку с восковыми моделями помещают в специальное устройство для вакуумирования, заполняют необходимым количеством гипсокремнеземистой формовочной массы, после чего производят вибровакуумирование. Изготов­ленную форму извлекают из устройства, выдерживают некоторое время (25-30 минут) до полного затвердевания массы, затем восковой модельный состав вы­паривают, выплавляют его из форм с помощью водяного пара в течение 40-60 минут при температуре 80-100°С. Освободившуюся от модельного состава форму прокаливают в электропечи с заданной скоростью разогрева в течение 12 часов с постепенным повышением температуры до 750 С.

После этого производят плавку при температуре 1100°С и литье на цен­тробежной машине в течение запрограммированного времени. Форму с отлив­кой охлаждают, отливку извлекают, очищают от формовой массы, отбеливают в 10% — ном водном растворе азотной кислоты и просушивают в сушильном шкафу.

Филигранные работы

Филигрань представляет собой окрученную из двух или трех проволок «веревочку», иногда сплющенную в виде ленточки. Процесс изготовления фи­лигранных изделий не сложен. По контуру заранее созданного на бумаги ри­сунка укладывают скань в виде всевозможных завитков, спиралек и т.д. Дета­ли набираемого рисунка предварительно подклеивают. Подготовленный набумаге набор накладывают на металлическую пластину, посыпают мелко из­мельченным припоем, смешанным с бурой. Под действием огня припой рас­плавляется, детали спаиваются, и получается ажурный узор.

Объемные предметы создают путем набора филиграни на железные фор­мы.

Сканный узор обычно дополняют мелкими литыми шариками, назы­ваемыми зернью.

Филигранные изделия из серебра или посеребренные отбеливают, если требуется, золотят, оксидируют или колируют.

1.1.3.3. Отделка и декоративная обработка ювелирных изделии

Отделка ювелирных изделий — это окончательная обработка поверхности, доведения их до состояния товарного вида. Отделочные операции можно клас­сифицировать по трем видам: механическая отделка — полирования, чеканка, гравирование: декоративно-защитные покрытия — эмалирование, чернение; хи­мическая обработка — оксидирование и гальванопокрытия.

Полирование. Сущность процесса полирования заключается в удалении с поверхности металла микронеровностей, чем достигается высокий класс чис­тоты и зеркальность поверхности. Ювелирные изделия могут подвергаться по­лированию перед оксидированием, перед покрытием слоем другого металла. В основном применяют два вида полирования ювелирных изделий: механическое и электрохимическое. Механическим называют поштучное полирование изде­лий с абразивом и без него. Массовые же способы полирования — в барабанах и контейнерах, несмотря на то, что они фактически тоже механические, называ­ются гальванической и виброобработкой.

Электрохимическое полирование — это анодное травление изделий в сре­де электролитов под действием электрического тока.

Чеканкой называют вид художественной обработки металлов специаль­ными пуансонами-чеканами, в результате чего заготовка принимает неверное изображение. Сущность процесса чеканки заключается в том, что в результате оказанного на чекан давления (ударом молотка) на металле останется след по форме рабочей части чекана. Многократными ударами различных чеканов вы­бивают заданный рисунок.

Различают ручную и машинную чеканку. Чеканка считается ручной, если процесс выколотки изображения производится вручную. Машинная чеканка -это штамповочная операция, производящаяся на прессах с помощью штампов. Современное оборудование позволяет получать изображение высокого качест­ва, поэтому штамповка в значительной мере сократила применение ручной че­канки в изготовлении ювелирных изделий. Чеканку следует рассматривать не как вид художественного оформления, а как самостоятельный вид изготовле­ния изделий, занимающий большое место в художественной промышленно­сти.

Гравирование — вид художественной обработки изделия, который заклю­чается в вырезании рисунка на изделии штрихелями. В ювелирной практике применяется ручное двухмерное (плоскостное) гравирование — сложный и тру­доемкий процесс, требующий от исполнителя большого мастерства, выдержки и сосредоточенности.

Эмалированно — один из видов декоративной обработки ювелирных укра­шений. Эмаль представляет собой легко плавкое стекло сложного состава, предназначенное для наплавления на металл сложный состав эмали необходим для прочности сплавления с металлом. По химическому составу эмали пред­ставляют собой соли кремниевой кислоты, а компонентами сплава являются окиси свинца, кремния, калия, бария, натрия, сурьмы и окиси красящих метал­лов. Цвет эмалей самый разнообразный и достигается за счет введения в сплав соответствующих красителей. Различают эмали, наносимые на изделия посред­ством обжига.

Чернение — как один из видов декоративной обработки ювелирных изде­лий применяют с давних пор. Изделия с чернью, обнаруженные на территории нашей страны. Сущность процесса чернения заключается в нанесении на за­данные участки изделия легкоплавкого сплава черного цвета — черни. Чернью декорируют ювелирные изделия из серебра. Чернь представляет собой сплав сульфидов серебра, меди, свинца, серы. В некоторых рецептах свинец можно заменять оловом и вводить в состав сплава буру, хлористый алюминий, вис­мут.

Оксидирование ювелирных изделий предназначено для защиты их от по-тускнения. Сущность процесса оксидирования заключается в напылении на поверхность изделий химически стойкой защитной пленки, позволяющая повы­сить их декоративные качества и коррозионную стойкость. Оксидирование проводят двумя способами: химическим и электрохимическим. При этом раз­личают цветное оксидирование и бесцветное пассивирование.

Гальванические покрытия — процесс представляет собой осаждение од­ного металла на другой в среде электролита. В ювелирной промышленности в качестве гальванических покрытий используют золото, серебро, реже радий. Цель таких покрытий — придать изделиям определенный декоративный вид, повысить их механическую характеристику. Процессы золочения и серебрения известны давно, радирование стало применяться в последние годы.

Покрытия, полученные в процессе гальванизации, отличаются высокой прочность, а сам процесс — экономичностью. В качестве электролитов при гальванизации используются растворы солей и кислот.

1.2. Особенности потребительских свойств ювелирных товаров и их формирование

Потребительскими называются свойства ювелирных товаров, проявляю­щихся непосредственно при их использовании как предметов потребления. Это относится как личным украшениям, так и к другим изделиям. Они должны удовлетворять определенные потребности человека в процессе их эксплуата­ции. Потребительские свойства включают социальные, функциональные, эрго­номические, гигиенические и эстетические свойства, безопасность и надеж­ность потребления.

Социальные свойства товара — это соответствие его потребностям населе­ния, обуславливающим целесообразность его производства, сбыта и потребле­ния.

Функциональные свойства обуславливают соответствие товара целевому назначению как предмета потребления. Это относится как к форме, так и к конструкции изделия, которые должны соответствовать его назначению (порт­сигар должен удерживать папиросы, пудреница — пудру и т. д.).

Эргономические свойства товара обуславливают удобства его использова­ния потребителем. Это относится и к предметам сервировки стола, и к предме­там личных украшений, и к другим группам ювелирных изделий, конструкция и форма которых должна обеспечивать удобство пользования ими.

Гигиенические свойства обуславливают благоприятные условия для орга­низации и работоспособности человека при взаимодействии с товаром.

Надежность потребления товаров — это потребительское свойство, обу­славливающее сокращения основных параметров его функционирования во времени и в пределах, соответствующих заданным условиям потребления. Осо­бенно это относится к конструкции замков, звеньев, цепочек, заклепок камней в предметах личных украшений, и в предметах для курение, шарнирных со­единений пудрениц, сигаретниц и других изделий, состоящих из двух створок.

Безопасность потребления обеспечивает защиту человека от опасных и вредных воздействий, возникающих при пользовании товаром. Все ювелирные изделия не должны иметь режущих кромок, выступов и других деталей, кото­рые в процессе пользования травмировали бы кожу человека. Эстетические свойства товара характеризует его способность выражать в чувственно вос­принимаемых признаках формы свою общеизвестную ценность и социально-культурную значимость. Эстетически свойства ювелирного изделия включает в себя его рациональную красоту, новизну и лаконизм формы, разумность раз­мера, высокое качество обработки поверхности.

Однако важнейшим требованием эстетики ювелирных изделий является соответствие содержания и формы, пользы и красоты. Ювелирные изделия мо­гут считаться красивыми лишь в том случае, если их гармоничная форма соот­ветствует конкретной функции, а не является случайным придатком, надуман­ным внешним оформлением.

Многие ювелирные изделия и по колориту, и по форме отличаются не­поддельной прелестью народного искусства.

Ювелирные изделия обладают особым эстетическими свойствами, так как’ они относятся к произведением прикладного искусства. Это высокохудожест­венные изделия тонкой работы, которая воспитывает и повышает у покупателя эстетический вкус.

Особенностью потребительских свойств ювелирных товаров состоит в

том, что главным является эстетическое свойство. Красота изделий — основной критерий при их оценке потребителем.

Весомость показателей красоты и пользы ювелирных изделий определена экспериментально. При оценке потребительских свойств этих изделий необхо­димо исходить из весомости показателей. [ таблица 2 ]

Весомость

Наименование Групп Товаров

Показатель красоты

Показатель удобств пользования

Показатель пользы

Декоративные изделия (вазы, панно и др.)

95

3

2

Ювелирные, декоративные изделия (браслеты, кольца и др.)

88

7

5

Ювелирные прикладные изделия (подстаканники, портсигары и др.)

75

13

12

1.3. Ювелирная мода, современные ювелирные украшения

Мода по времени может быть, как известно, краткосрочной или, наоборот, длительной, но она всегда выражает вкусы потребителей. Ювелирная мода в этом смысле не исключение. Во все времена ювелирной моде были присуще стремление к большой изысканности и утонченности, к широкому разнообра-

зию украшений, отвечающих эстетическим вкусам потребителей. Демократич­ность ювелирной моды, предлагаемая ею свобода в варьировании творческих идей, обеспечивает возможность, создания большого числа различных видов и форм высокохудожественных ювелирных украшений, которыми в сочетании с ювелирно выполняемой фурнитурой аксессуаров (пуговиц, поясов, пряжек, рельефных и фигурных накладок) дополняются не только платки, блузы, кос­тюмы, но и шляпы, перчатки, пояса, сумки, обувь, независимо от сезона и вре­мени.

В современной ювелирной моде условно можно назвать три основных стилевых направления, которые являются доминирующими и которые, время от времени претерпевает незначительные изменения. Определенным образом оказывает влияние на формирование, обновление и расширение ассортимента ювелирных украшений: это классика, авангард, фольклор.

Главные признаки украшений классического стиля — строгость, лаконизм линий и пропорций, утонченность декора, изящество форм. Украшения этого мало подвержены капризам моды.

Украшениям стиля авангард присуща одна характерная черта: их создате­ли не признают никаких норм и традиций, решительно и открыто проповедуя все индивидуальное, эксцентричное, нередко шокирующее.

Отличительная черта украшений, исполненных в стиле фольклор — интер­претация мотивов национально-прикладного искусства и искусства древних цивилизаций.

Современным ювелирным украшением присуще следующее характерные черты: изделия изящны по форме, достаточно крупные, но одновременно лег­кие, преимущественно ручного исполнения: акцентирование деталей достига­ется обработкой поверхности.

В наше время модными являются следующие модели ювелирных украше­ний: пустотелые; из тонкого листа металла; исполненные в технике филиграни;

  • сочетающие в себе многоцветность одного металла или нескольких;
  • украшен­ных множеством вставок из различных камней яркой окраски;
  • с применением

всех видов ажура; сочетающие черную гамму материалов (черное серебро, черную эмаль, черные камни); серьги цепочки, ожерелье — кольцо — браслет, серьги — кулон — кольцо и т.д. Серебро — самый белый из всех металлов, приме­няемых в ювелирном производстве. Серебро пригодно для изготовления юве­лирных украшений любых форм; оно хорошо сочетается с золотом и цветными камнями, особенно с непрозрачными, цвет которых оттеняется серебристо­стью метала.

Серебряные украшения прекрасно сочетаются с современным модным костюмом, подчеркивая его элегантность и индивидуальность, и, пользуясь особой популярностью у молодежи, которая любит менять украшения. К тому же серебряные украшения имеют явное преимущество в том, что их можно но­сить в любых условиях на работе, в город, на прогулке, находясь в кафе, на пляже или в туристическом походе и т.д.

1.4. Классификация ювелирных изделий

Ювелирные изделия классифицируют по двум признакам: назначению и материалам, из которых они изготовлены.

По назначению ювелирные изделия делятся на украшения и принадлеж­ности быта Наиболее обширную группу составляют украшения — броши раз­личных типов, кольца, серьги, кулоны, колье, булавки, браслеты и т.д. К при­надлежностям быта следует отнести предметы туалета — запонки, губные, за­жимы, пуговицы, часовые браслеты, предметы курения — портсигары, муншту-ки; столовые приборы.

По материалам ювелирные изделия делят на три группы. Первая — украше­ния из драгоценных металлов с драгоценными и полудрагоценными камнями и без них. Вторая — изделия, составляющие сувенирный фонд, изготовленные из недрагоценных металлов, с полудрагоценными поделочными камнями и без них.

Третья группа — изделия массовых производств без камней и с камнями стеклянной и пластмассовой имитации.

Ассортимент ювелирных изделий

Кольца — серебро 875-ой и 916-ой проб. Поверхность колец из серебра

имеет обычно защитно — декоративное покрытие нанесенное золочением, се­ребрением, оксидированием и химическим окрашиванием. Кольца из металлов чаще называют обручальными, а кольца украшенные вставками из драгоценных камней, из стекла и пластмассы, наложением эмали или отделанными ажурны­ми накладками, гравировкой чернью и т.д. называют декоративной. Кольца разных форм и фасонов с ? разного сечения — круглого, полукруглого, полу­овального, прямоугольного и др.

Серьги — бывают гладкие, с гравированным или штамповочным рисунком, с эмалью, с различными вставками из полудрагоценных камней, поделочных, синтетических, из янтаря, стекла, пластмассы и др. Серьги из серебра обычно оксидируют или золотят.

Броши — бывают различных форм и размеров. Для зашиты и декоративных целей серебряные броши покрывают высокопробным серебром, золотят или оксидируют. Броши имеют вставки из полудрагоценных, поделочных и синте­тических камней, из янтаря, перламутра, стекла и др.

Браслеты предназначены для украшения и для закрепления на руке часов. Браслеты из серебра также могут быть золоченными или оксидированными. Браслеты бывают гладкие, гравированные, со штампованным рисунком, с эма­лью, чернью, проволочные и т.д.

Колье — бывают в виде цепей и пластин различных конфигураций, с деко­ративной отделкой поверхности.

Кулоны — представляют собой одну подвеску разнообразных художест­венных композиций на тонкой ленточке, цепочке, шнурке и черной бархатной ленте.

Цепочки. По размерам звеньев различают тонкозвеньевые — шейные и из более крупных звеньев — бортовые (для часов).

Запонки для манжет изготавливают с одной и двумя розетками разных фа­сонов. Наиболее распространенная конструкция запонок — с одной розеткой. Для отделки запонок применяются драгоценные, полудрагоценные, поделочные или искусственные камни, янтарь, стекло и др. Гладкие запонки без вставок украшают эмалью, чернью, гравированием, штампованным рисунком и др.

Пудреницы различают для женских сумок и настольные.

Пудреницы для женских сумок бывают круглыми, овальными, квадрат­ными, многогранными и др. форм. Состоят они из двух половинок, соединен­ных шарнирами. Одна половина служит закреплением зеркальца, другая для пудры. Украшают их вставками из шлифованного поделочного камня, гране­ного стекла на фольге, пластинах, перламутра, янтаря, а также различными, рельефными изображениями.

Пудреницы настольные представляют собой коробку или баночку разной вместимости с крышкой, чаще на ножках.

Зеркала бывают для женских сумочек и ручные. Оправы для зеркал делают из серебра с гравированными, шельефными, штампованными, оксидированны­ми рисунками или с гладкой полированной поверхностью.

Флаконы для духов выпускаются для женских сумок и настольные.

Флаконы для женских сумок вырабатывают из серебра и стекла в металли­ческой, ажурной позолоченной или оксидированной оправе. Серебряные фла­коны бывают позолоченными с гравировкой, с накладкой филигранью и эма­лью различных цветов и оттенков, а также не золоченные — с рельефным штам­пованным рисунком.

Портсигары вырабатывают из драгоценных металлов, из медных сплавов, серебра, и др. материалов. Створки портсигаров делают из поделочного камня — яшмы, лазурита, агата и др. Выпускают портсигары с различными видами художественной отделки корпуса: чеканным, гравировальным или рельефным, штампованным рисунком, оксидированным, рисованным просвечивающей или живописной эмалью с чернью.

Сигаретница отличается от портсигаров только размером.

Порттабаки служат для хранения табака, и представляет собой коробку прямоугольной формы. По отделке они бывают гладкими и полированными, матовыми, рисованными или художественной эмалью.

Пепельницы изготавливают из фарфора и хрустального стекла в металли­ческой оправе и без оправы, поделочных камней, лака и дерева с раскраской, из сплавов цветных металлов с чеканным или гравированным рисунком, с перего­родчатой эмалью.

Ложки по назначению различают столовые, десертные, чайные, кофейные, разливательные, для соуса, варенья, салата, горчицы, соли, для заварки чая. Ложки бывают гладкими полированными или с гравированным, чеканным, штампованным, оксидированным рисунком на черенке (ручке), с чернью, эма­лью.

Вилки бывают столовые, десертные для рыбы, шпрот и сардин, салата, ли­мона и др. Их изготавливают цельноштампованными и сборными с насадными ручками. Цельноштампованные вилки делают из серебра, мельхиора, стали и нейзельбера. Ручки у сборных вилок из серебра, мельхиора, фарфора, и др., а рожки — из нержавеющей стали.

Ножи выпускают столовые, десертные, для фруктов, масла, сыра, икры и др. Металлические ручки бывают гладкими полированными, с гравирован­ным, чеканным или штампованным, оксидированным рисунком с чернью и эмалью.

Рюмки изготавливают из серебра и посеребренного мельхиора разных фа­сонов и размеров. По отделке рюмки подразделяют на гладкие, гравированные, эмалево-филигранные, с чернью. Рюмка из серебра вырабатывают также с гравированным, но не позолоченным рисунком.

Графины для вина бывают различных форм и фасонов с ручкой и без руч-

ки, вместимостью обычно не более 750 см .

Графины из серебра декорируют гравированием, чеканкой в сочетании с цветными металлами.

Сервиз — это комплект посуды одного назначения рассчитанный на опре­деленное количество человек.

Лопатки для пирожного применяют для раскладки пирожных, пирогов и тортов.

Кольца салфеточные вырабатывают из серебра, посеребренного мельхио­ра и нейзирама. Серебряные кольца могут быть гладкими полированными со штамповочным, оксидированным рисунком.

Солонки и перечницы изготовляют из серебра, мельхиора и др. материа­лов. Солонки изготовляют открытые цельноштампованные со вставкой из стекла и без них. Наиболее распространенные формы перечницы (солонки) яй­цевидная и цилиндрическая.

Нож для резки бумаг изготавливают из серебра с ручкой отделочной гра­вированным, чеканным, штамповочным рисунками или рисунком чернью, из кости с художественными ажурными узорами.

Стаканы для карандашей могут быть из серебра, поделочного камня, кости и папье-маше.

Настольные блокноты бювары изготавливаются из картона, и оклеивается шелком, кожей, бархатом. Обычно они имеют серебряную пластину гравиро­ванным позолоченным или рельефным штампованным и оксидированным ри­сунком.

2. Анализ ассортимента

2.1. Анализ ассортимента ювелирных изделий из серебра

по магазину ЦУМ

В своей работе проанализировали ассортимент ювелирных изделий из се­ребра по магазину ЦУМ. Отдел этот находится на первом этаже, общая пло­щадь 1,7м 2 .

Ассортимент ювелирных изделий в магазине ЦУМ представлен следую­щими группами: украшения для головы, для рук, для шеи и платья.

По таблице 3, можно сделать вывод какой товарооборот и какая группа пользу­ется наибольшим спросом.

Удельный вес изделий из серебра в общем объеме ювелирных изделий

Товарооборот

Наименование

Февраль

Март

Апрель

Групп ювелирных изделий

%

%

%

Товарооборот всего

41,2

100

43,7

100

44

100

Украшение для Головы

7

4,1

6,88

1,4

6,75

0,3

Украшение для рук

23,7

60,3

26,82

64,1

28,3

65,9

Украшение для шеи и платья

10,5

35,6

10

34,5

9,95

33,8

Из этой таблицы следует, что товарооборот повышается с каждым меся­цем, потому что ассортимент стал намного шире, а наибольшим спросом поль­зуются украшения для рук.

Из группы украшений для головы потребители предпочитают серьги, объ­ем продаж которых составил в феврале примерно 10 %, но тенденция к умень­шению спроса опустилась до 9 %. Это связано с тем, что в магазине в основ­ном идут поставки традиционных форм изделий в виде обручей, полуобручей, шариков, полушарий, хотя в настоящее время существует большое многообра­зие форм изделий [таблица 4]

Табли

ща4

Удельный вес

Наименование

Февраль

Март

Апрель

изделий

Z

%

£

%

z

%

Итого

7

100

6,88

100

6,75

100

Серьги

6,9

9,9

5,77

96,7

6,0

90,1

Шпильки

0,1

0,1

1,11

3,3

0,75

9,9

Из группы украшений для головы в основном преобладают изделия из 925 пробы. Содержание серебра в данной пробе наивысшее потому она пользуется популярностью, [таблица 5]

Удельный вес

Наименование

Февраль

Март

Апр

ель

Апрель

проб

£

%

£

%

Z

%

Итого

7

100

6,88

100

6,75

100

925

6,5

70

6,0

87,0

6,75

90

875

6,5

30

0,88

13,0

0,1

10

По видам отделки мы пришли к выводам, что из группы украшений для головы, наиболее любимой отделкой у покупателей является золочение, так как она подчеркивает эстетические свойства самого серебра и придает большую ценность изделию, [таблица 6]

Удельный вес украшений для головы

Удель

1ный вес

Наименование

Фев

раль

М

арт

Апр

ель

отделка

£

%

S

%

S

%

Итого

7

100

6,88

100

6,75

100

Золочение

6,47

95,3

6,64

93,7

6,37

96

Оксидирование

6,53

4,7

0,24

4,3

0,38

0,4

Из группы украшений для рук спросом пользуются кольца. По сравнению с февралем и мартом объем реализации на эту группу товаров возросла на 7 %, что обусловлено большим покупательским спросом, [таблица 7]

Удельный вес различных изделий в общем объеме

Удель

эньш вес

Наименование

Фев

эаль

М

арт

Апр

ель

изделий

2

%

Z

%

Z

%

Итого

23,7

100

26,82

100

28,3

100

Кольца

13,5

60

20,0

7,3

22,0

85

Браслеты

10,5

40

6,12

2,7

0,63

15

Удельный вес

Наименование

Фев

эаль

М

арт

Апр

ель

проб

£

%

Z

%

Z

%

Итого

23,7

100

26,82

100

28,3

100

925

20,3

71

24,7

83

27,8

95

875

3,4

29

2,12

17

0,5

10

По видам отделки, из группы украшений для рук, наиболее любимой от­делкой у покупателей является золочение, так как она подчеркивает эстетиче­ские свойства серебра, [таблица 9]

Удельный вес украшений для рук различной отделки в общем объеме

То Дттт.гтто О

Наименование

Удел!

эный вес

отделки

Фев

эаль

М

арт

Апр

ель

Z

%

Z

%

£

%

Итого

23,7

100

26,82

100

28,3

100

Золочение

22,56

97,2

25,91

97,9

27,3

98,3

Оксидирование

1,14

2,8

0,91

2,1

1,0

1,2

Из группы украшений для шеи и платья наибольшая реализация прихо­дится на цепочки примерно 58 % и в последние месяцы выросла на 5%, за счет того, что в ассортименте появились цепочки разной длины, с дополнительными филигранными элементами, многоцветность с металлическими бусинками, со вставкой. Понизился объем продаж на кулоны, ожерелья и булавки, за счет то­го, что появились другие предложения, [таблица 10]

Удел!

шый вес

Наименование

Фев

раль

М

арт

Апр

ель

изделий

2

%

Z

%

2:

%

Итого

10,5

100

10,0

100

9,95

100

Кулоны

4,3

37,9

3,5

36,6

2,34

21,9

Цепочки

5,4

57,3

6,2

59,0

5,81

59,6

Ожерелья

0,18

2,5

0,16

2,3

1,00

1,0

Булавки

0,17

2,3

0,14

2,1

0,65

0,85

Из группы украшений для шеи и платья преобладают изделия из 925 про­бы. Содержание серебра в данной пробе наивысшее, поэтому она пользуется большей популярностью [таблица 11]

Удельный вес изделий из серебра в общем объеме различных проб украшений для шеи и платья Таблица 11

Удель

>ньш вес

Наименование

Фев

заль

М

арт

Апр

ель

Проб

2

%

2

%

Z

%

Итого

10,5

100

10,0

100

9,95

100

925

8,3

89

9,1

91,6

98,5

93,7

875

2,2

0,11

0,9

8,4

0,52

6,3

По видам отделки мы пришли к выводу, что из группы украшений для шеи и платья, наиболее любимой является золочение, так как она подчеркивает эс­тетические свойства самого серебра и придает большую ценность изделию [таблица 12]

Удельный вес изделий из серебра в общем объеме различной отделки украшений для шеи и платья Таблица 12

Удел!

1ный вес

Наименование

Фев

раль

М

арт

Апр

ель

Отделки

Z

%

Z

%

Z

%

Итого

10,5

100

10,0

100

9,95

100

Золочение

89,3

96,1

9,0

96,8

8,76

97,1

Оксидирование

1,51

3,9

1,0

13,0

0,1

10

3.2.2. Основные показатели ассортимента

Основными показателями ассортимента являются: широта, полнота, ус­тойчивость и новизна.

Рассчитав их можно сделать заключение о правильности формирования ассортимента ювелирных изделий в магазине ЦУМ.

1. Широта ассортимента. Это свойство характеризуется двумя абсолют­ными показателями — действительной и базовой, а также относительным пока­зателем — коэффициентом широты.

Коэффициент широты выражается как отношение действительного коли­чества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и различ­ных групп к базовому показателю.

Ш„

Кц. =—^-•100%

ш,

то есть магазин ЦУМ в своем ассортименте имеет 42 наименования. Шд — мак­симальный перечень товаров, имеющихся в обследованных мной 3 магазинах «Рубин», «Топаз», «Малахитовая шкатулка» и составляет 98.

Коэффициент широты ассортимента в этом отделе является не высоким, так же данное предприятие является вновь созданным и функционирует всего 10 месяцев и нет опыта изучения покупательского спроса, не изучены основные факторы, влияющие на спрос.

2. Полнота ассортимента — способность набора товаров однородной группы удовлетворить одинаковые потребности. Полнота характеризуется количест­вом видов, разновидностей и наименований товаров одинаковой группы. Пока­затели полноты могут быть действительными и базовыми, а также относитель­ным показателем — коэффициентом полноты:

Коэффициент полноты ювелирных изделий для головы

К„ = — = 0,33 п 18

Коэффициент полноты ювелирных изделий для рук

Kn= 23 =0,5

» 48

Коэффициент полноты ювелирных изделий для платья и шеи.

К„ ^ =0,45

При более детальном анализе коэффициента полноты по группам выясни­лось, что украшения для рук не очень узок и потребительский спрос на эту группу удовлетворительный, а группу украшений для головы необходимо расширить.

3. Устойчивость ассортимента — способность набора товаров удовлетво­рять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является на­личие устойчивого спроса на них

Шд

К— _д.

тт —

ш,

Количество ювелирных изделий пользующихся постоянным спросом из ассортимента в магазине ЦУМ составляет 21. В основном это кольца, цепочки, браслеты

Кп =|^=0,5

35

Этот показатель говорит о том, что только половина изделий пользуется постоянным спросом, следовательно, ассортимент стоит пополнить новыми ювелирными изделиями.

Данный показатель является средним, и половина товара представлена традиционными изделиями, спрос на который уже устарел и колеблется только за счет изменения моды.

4. Новизна ассортимента — способность набора товаров удовлетворять из­менившиеся потребности за счет новых товаров.

ТТ 12 К„ = ——

  • 100% = — = 0,3 Шд 42

Коэффициент новизны, полученный нами, говорит о том, что третья часть ассортимента происходит. Этот показатель является достаточно высоким.

2.3. Контроль качества ювелирных изделий

Контроль качества изделий из драгоценных металлов необходимо начи­нать с проверки наличия на каждом изделии соответствующего сопроводитель­ным документом клейма Государственной инспекции пробирного надзора и именника предприятия изготовителя.

Парные изделия, как правило, должны быть подобраны по размерам, фор­ме, виду огранки, цвету вставки, а также характеру рисунка вставок. Незначи­тельные различия в цветовых оттенках вставок браковочным признаком не яв­ляются.

На поверхности изделий не допускается трещины, раковины и заусеницы.

Кроме того, не должно быть вмятин, царапин, следов инструмента, волни­стости, следов клея, пятен, потертостей.

На не лицевых поверхностях допускаются незначительные пористости, волнистость и следы инструмента, не ухудшающие внешний вид изделия.

Эмалевые покрытия изделий должны быть гладкими, блестящими, без скалов, трещин, пропусков, просветов, пятен и видимых под прозрачной эмалью де­фектов металла. Кроме того, не должно быть царапин, пузырей, пор, наплывов на кантами и перегородки.

Допускается: на эмалевых покрытиях изделий — незначительная волни­стость слоя эмали, а так же наличие волосовидной черты в местах соединений эмали с перегородками и кантами; на эмалевых покрытиях предметов серви­ровки стола и украшений интерьера — незначительные волнистость и разно­тонность слоя эмали.

На гальванических покрытиях могут быть не значительные следы мест контактов с токопроводящими приспособлениями без нарушения слоя покры­тия и не ухудшающие внешний вид изделия.

На изделиях с чернью рисунок должен быть заполнен без пропусков и про­светов. На черневых покрытиях предметов сервировки стола и украшения ин­терьера не должно быть более пяти рассредоточенных пар.

Сварные и полные швы изделий должны быть плотными, ровными и без прожегов. Со стороны лицевой поверхности изделия швы должны быть близ­кими по цвету к сплаву, из которого изготовлено изделие.

Штампованный, чеканный, филигранный, резной и гравированный рисун­ки на поверхности изделий должны быть точными.

Режущие кромки в изделиях не допускаются.

При входном контроле в организации оптовой торговли проводится 100% контроль изделий — до 10 % партий, но не менее 10 штук. На предприятиях роз­ничной торговли проводится 100% контроль любых изделий.

Внешний вид изделий, качество маркировки и упаковки изделий контро­лируют визуально невооруженным глазом в отраженном свете электрической лампы мощностью 30-40 Вт при расположении источника света от изделия на расстоянии 250-300 мм.

В контроль вставок в парных изделиях должен проводится на белой бумаге и в помещении, в которое не попадает прямой солнечный свет. Не допускаются проверка парности изделий по цвету вставки на просвет.

Контроль качества закрепки вставок производится визуально и легким по­качиванием вставки закругленным пластмассовым или деревянным стержнем.

Работу замков, булавок и шарнирных соединений проверяют пятикратным опробованием их в действии.

Размеры колец и браслетов контролируют универсальным инстру­ментом, обеспечивающим необходимую точность измерений.

2.4. Качественная проба

Для предварительного анализа сплавов серебра проводят качественную пробу. Для опробования достаточно поскоблить исследуемое место и капнуть на него красной пробирной кислотой для серебра, или же обработать этой ки­слотой штриховую пробу. Если мы имеем дело со сплавом серебра — медь, то оба металла при этом переходят в сульфаты.

В то время, как сульфат меди остается без изменений, сульфат серебра, под действием бихромата калия, превращается в бихромат серебра

K2Cr;i07+Ag2SC>4 —*- Ag2Cr207+K2S04.

Если содержание серебра в сплаве ниже 250 пробы, то образование крова­во-красного бихромата серебра практически невозможно; сплав ведет себя как неблагородный и покраснение невозможно установить.

В сплаве с содержанием серебра ниже 250 пробы точное определение се­ребра возможно только реакцией в пробирке.

Штриховая проба с азотной кислотой и раствором поваренной соли. Как и в предварительном анализе исследуемым сплавом делают штрих на пробирном38 камне и проверяют его азотной кислотой. В месте с недрагоценными металлами серебро растворяется, переходя в нитраты.

При добавке раствора поваренной соли образуется хлорид серебра

Ag Ноз +Na Cl —». Ag Cl +Na №3

Хлорид серебра вызывает молочное потускнение капли. Если сплав со­держит незначительное количество серебра или совсем его не имеет, то раствор остается светлым. Для того, что бы убедиться в том, что в осадке есть хлори­стое серебро, добавляют аммиак. Помутнение должно опять исчезнуть.

Химический анализ. Он основывается на описанной выше реакции, но действие ее здесь проявляется отчетливее, чем на пробирном камне. Для прове­дения химического анализа 0,25 г испытуемого сплава растворяют в пробирке с помощью азотной кислоты и разбавляют дистиллированной водой. Если в сплаве имеется серебро, то при добавлении поваренной соли выпадает мутный осадок хлорида серебра; если раствор остается светлым, то, следовательно, сплав не содержит серебра.

Количественная проба серебра. В противоположность до сих пор описан­ным методам количественная проба делается не химическим, а чисто оптиче­ским методом. Она основывается на том факте, что цвет сплава серебро-медь с увеличением количества меди изменяется от белого и желтого к красному.

Точное содержание серебра может быть определено титрованием родани­стыми солями или хлористым натрием после растворения сплава в азотной ки­слоте.

2.5. Маркировка. Упаковка. Транспортировка

На каждом изделии должен быть нанесен именник предприятия изготови­теля, состоящий из цифр и букв. Цифра означает год выпуска изделия, а буква условное обозначение изготовителя. 39 На этикетке изделия из драгоценного металла должно быть указано:

  • на лицевой стороне — наименование и товарный знак предприятия-изготовителя, наименование изделия, шифр изделия, артикул, наимено­вание и роба драгоценного металла, масса изделия в граммах,
  • на оборотной стороне — размер кольца, браслета, цепочки, длина при­соединительного звена браслета, наименование материала вставки.

На оборотной стороне этикетки изделий со вставками из драгоценных камней кроме перечисленных реквизитов указывают номер изделия, месяц, год его изготовления, номер партии.

Этикетки к изделиям из драгоценных металлов должны быть прикреплены белыми нитками и опломбированы.

На групповой таре или ярлыке групповой тары для изделий из драгоцен­ных металлов должны быть указаны следующие реквизиты: наименование и шифр изделия; артикул; наименование и проба драгоценного металла; масса нетто изделия в граммах (для весовых категорий); количество изделий каждого размера (для колец и браслетов) или номер шкалы размеров заказчика; на­именование материала вставок; цвет вставок и количество изделий со вставка­ми каждого цвета; дата упаковки; номер упаковки; штамп упаковщика; масса брутто в граммах.

На транспортной таре должны быть указаны наименование организации, которой предприятие-изготовитель подчинено, реквизиты предприятия-изготовителя, реквизиты получателя, масса брутто в килограммах, граммах и номер упаковки.

Маркировка должна быть ясной видимой, разборчивой и без исправлений.

Упаковка ювелирных изделий. Изделия упаковываются в индивидуальную, групповую и транспортную тару. Индивидуальная тара должна быть выполнена в виде бумажных пакетов, чехлов из полиэтиленовой пленки, коробок из любо­го материала и футляров.

Групповую тару изготовляют в виде картонных коробок. 40

Транспортная тара представляет собой ящики из гофрированного картона, фанеры или других материалов, обеспечивающих сохранность изделий.

Упаковка должна обеспечивать сохранность качества изделий и их количе­ства при транспортировании и хранении.

В зависимости от вида, количества и массы ювелирных изделий тара для их транспортирования может быть деревянной или картонной.

Масса транспортной упаковки с вложенными в нее ювелирными изделия­ми не должна превышать 10 кг.

Транспортирование ювелирных изделий. Все изделия переводятся любым видом транспорта с соблюдением требований к сохранению их качества в пути, при хранении и перемещении.

Серебряные изделия весовые и штучные, серебренную и металлическую галантерею транспортируют почтовыми посылками через почтовые отделения связи. Другие, более габаритные товары, упакованные в ящики, обычно отгру­жают по железной дороге.

2.6. Характеристики ассортимента ювелирных изделий по магазину ЦУМ

Магазин

Наименование

Проба

Отделка

Фасон

Завод изготовитель

Упаковка

Поставщик

ЦУМ

Кольцо

925

Золочение

С ободком, с круглым се­чением, ка­мень фианит

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Коробки пластмассо­вые, стек­лянные

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Кольцо

925

Золочение

Квадратные формы, с гра­вированным рисунком

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Коробки с замшевой обивкой

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Кольцо

925

Золочение

С ободком, камень гор­ный хрусталь

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Коробки пластмассо­вые, стек­лянные

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Кольцо

875

Золочение

Многокамен­ное кольцо в виде цветка из стекла

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Коробки пластмассо­вые, стек­лянные

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Кольцо

925

Оксидиро­вание

Овальной формы с ажурной вставкой

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Коробки пластмассо­вые, стек­лянные

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Кольцо

925

Золочение

Овальной формы с фи­лигранным рисунком

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Коробки пластмассо­вые, стек­лянные

По комисси­онному со­глашению

^

Магазин

Наименование

Проба

Отделка

Фасон

Завод Изготовитель

Упаковка

Поставщик

ЦУМ

Кольцо

925

Оксидиро-‘ вание

Прямоуголь­ной формы из горного хру­сталя

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Коробки пластмассо­вые, стек­лянные

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Кольцо

875

Золочение

С ободком камень гранит

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Коробки с замшевой обивкой

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Кольцо

925

Золочение

С ободком, квадратным камнем из граната

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Коробки пластмассо­вые прозрач­ные

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Кольцо

875

Оксидиро­вание

Полукруглой формы, ка­мень фианит

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Коробки с замшевой обивкой

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Кольцо

925

Золочение

Круглой фор­мы, с грави­рованным ри­сунком

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Коробки пластмассо­вые, стек­лянные

По комисси­онному со­глашению

Магазин

Наименование

Проба

Отделка

Фасон

Завод Изготовитель

Упаковка

Поставщик

ЦУМ

Кольцо

925

Золочение

Многокамен­ное кольцо в виде цветка из янтаря

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Коробки из пластмассы

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Серьги

925

Золочение

Треугольной формы, с гра­вированным рисунком

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Стеклянные коробки

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Серьги

875

Оксидиро­вание

Квадратные формы, со вставкой из горного хру­сталя

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Коробки из пластмассы

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Серьги

925

Золочение

Сложный ри­сунок грави­рованный

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Пластмассо­вые коробки с замшевой обивкой раз­ных светов

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Серьги

875

Оксидиро­вание

Квадратной формы, с на­борным ри­сунком

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Коробки из пластмассы

По комисси­онному со­глашению

Магазин

Наименование

Проба

Отделка

Фасон

Завод изготовитель

Упаковка

Поставщик

ЦУМ

Серьги

925

Золочение

Полуовальной формы, с гра­вированным рисунком

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Коробки из пластмассы

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Серьги

925

Золочение

Полуовальной формы, ка­мень фианит

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Коробки из пластмассы

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Серьги

925

Золочение

Овальной формы, с крупным кам­нем из стекла

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Стеклянные коробки

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Серьги

875

Оксидиро­вание

Треугольной формы из сложного кас­та с крупным камнем из горного хру­сталя

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Коробки из пластмассы

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

\

Шпильки

925

Золочение

Простые из горного хру­сталя из стек­ла

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Специальной упаковки не имеют

По комисси­онному со­глашению

Магазин

Наименование

Проба

Отделка

Фасон

Завод изготовитель

Упаковка

Поставщик

ЦУМ

Шпилька

925

Золочение

Сложный ри­сунок квад­ратной формы из горного хрусталя и стекла

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Без упаковки

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Кулоны

925

Золочение

Овальной формы из горного хру­сталя

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Без упаковки

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Кулон

925

Золочение

В виде капли из стекла

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Стеклянные коробки

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Кулон

875

Оксидиро­вание

В виде сердца с фианитами

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Коробки из пластмассы

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Кулон

925

Золочение

Прямоуголь­ной формы из стекла

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Специальной упаковки не имеют

По комисси­онному со­глашению

Магазин

Наименование

Проба

Отделка

Фасон

Завод изготовитель

Упаковка

Поставщик

ЦУМ

Браслет

875

Оксидиро­вание

Фантазийное сечение

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Без упаковки

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Цепочки

875

Оксидиро­вание

Звенья якор­ные

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Специальной упаковки нет

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Цепочки

925

Золочение

Звенья пан­цирные

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Упаковки нет

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Цепочки

925

Золочение

Звенья витые

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Специальной упаковки нет

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Цепочки

925

Золочение

Звенья кордо­вые

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Специальной упаковки нет

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Цепочки

925

Золочение

Цепочка Лента

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Специальной упаковки нет

По комисси­онному со­глашению

Магазин

Наименование

Проба

Отделка

Фасон

Завод изготовитель

Упаковка

Поставщик

ЦУМ

Цепочка

925

Золочение

Звенья вене­цианские

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Специальной упаковки нет

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Цепочки

875

Оксидиро­вание

Звенья комби­нированные

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Специальной упаковки нет

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Цепочки

875

Оксидиро­вание

Звенья фанта-зийные

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Специальной упаковки нет

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Ожерелье

925

Золочение

Гибкий обруч

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Специальной упаковки нет

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Ожерелье

875

Оксидиро­вание

Цепочка с кастами для вставок из горного хру­сталя

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Без упаковки

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Ожерелье

925

Золочение

Цепочка сложного пе­реплетенья со вставками из стекла

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Специальной упаковки нет

По комисси­онному со­глашению

Магазин

Наименование

Проба

Отделка

Фасон

Завод изготовитель

Упаковка

Поставщик

ЦУМ

Булавка

925

Золочение

Игла с голов­кой из горного хрусталя

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Упаковки нет

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Булавка

925

Золочение

Резьбовой штифт с го­ловкой в виде головы птицы

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Специальной упаковки нет

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Булавка

925

Золочение

Игла с голов­кой с изобра­жением жи­вотного

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Специальной упаковки нет

По комисси­онному со­глашению

ЦУМ

Булавка

875

Оксидиро­вание

Игла с вер­хушкой укра­шенной мел­кими камнями

Завод «Женови» Санкт-Петербург

Специальной упаковки нет

По комисси­онному со­глашению

ВЫВОДЫ

В результате проведенных исследований предлагаем следующие выводы и предложения.

Данный ассортимент не является достаточно рациональным, так как имеет не высокие коэффициенты широты и устойчивости. Целью любого торгового предприятия является получения прибыли, поэтому необходимо правильно формировать ассортимент. Для этого нужно:

1. Организовать работу по изучению покупательского спроса. Неплохо бы возродить старую традицию составлять журналы неудовлетворенного спроса.

2. Проводить анкетирование покупателей с целью выявления потреби­тельских предложений.

3. Проводить различные ярмарки, выставки продаж и выставки демонст­рации.

4. Расширить контингент поставщиков.

5. Так же предлагаем рассчитывать показатели ассортимента: широту, полноту, устойчивость и новизну, для правильного формирования ас­сортимента.

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/otchet/serebro/

1. В. Новиков, В. Павлов. Ручное изготовление ювелирных украшений. Ленинград: Политехника, 1991.

2. В. И. Марченко. Ювелирное дело. М.: Высшая школа, 1992.

3. В. Д. Логинов. Ювелирные товары и часы. Товароведение. М.: Эконо­мика, 1989.

4. Э. Бреполь. Теория и практика ювелирного дела. Ленинград: Машино­строение, 1973.

5. Н. Дорнова. Ювелирные изделия. М.: Справочник энциклопедия. Изда­тельский дом «Ювелир». 1996.

6. В. И. Марченков. Ювелирное дело. М.: Высшая школа, 1984.

7. Технология ювелирного производства. Ленинград: Машиностроение, 1978.

8. Справочник товароведа. Том 2. Непродовольственные товары. 1990.

9. Товароведение непродовольственных товаров. М.: Экономика, 1984.