Ювелирное дело — один из наиболее древних видов художественного творчества. Однако только после того, как мастера древности соединили искусство обработки камня, с художественной обработкой метала, возникло ювелирное дело в его современном понимании.
Значительный вклад в сокровищницу мирового ювелирного искусства внесли народы нашей страны. Поныне поражают неповторимым своеобразием художественных форм и совершенством сложных, техническим приемов дошедших до нас из далекого прошлого образцы ювелирного творчества скифов, сарматов и других кочевых и оседлых племен населявших в VI в. до н. э. — VII в. н. э. южнорусские степи и сибирь.
Начало второй половины XVIII в деле мастеров ювелиров России ознаменовался открытием, разработкой и освоением отечественных месторождений камнесамоцветного сырья.
Новых высот русское ювелирное дело достигло в XVIII, XIX вв. Уместно отметить, что до XVII века оно развивалось своим, особым путем, не испытывая сколько-нибудь заметного влияния творчества мастеров-ювелиров других стран.
Начиная с эпохи Петра I и до начала XX в. эволюции русского ювелирного искусства присуще те же стилевые закономерности, что и западноевропейскому. В 1721 году в Петербурге была построена первая в России гранильная мастерская в Екатеринбурге. Приобретает широкую известность самобытное искусство филиграни красносельских ювелиров. Примерно в эти же годы в ювелирное дело внедряются механические способы обработки металлов:
кованое серебро заменяется гладким листовым, чеканка все более уступает место штамповке, находит применение гальваническое золочение.
Начало советского периода ювелирного производства относится к 1923 году, когда при Наркомфине было организовано Московское товарищество, в сферу деятельности которого входило изготовление сбыт ювелирных изделий. Используя опыт и достижения ювелиров предшествующих поколений, опи- раясь на богатые традиции русского ювелирного творчества, оно создало немало изделий, получивших мировую известность, в том числе такие произведения монументального характера, как рубиновые звезды Московского Кремля, карта нашей Родины из драгоценных металлов и самоцветов, изумительный по красоте орден Победы.
Необходимый рост производства, вызванный массовым спросом на ювелирные изделия в XX веке, дал толчок к развитию технологий массового выпуска ювелирных продукций. Развитие штамповки значительно снизило долю ручного труда в ювелирном производстве, а совершенство точного литья свело ручной труд к минимальному. Однако потребность ручного использование ювелирных изделий не утрачивает своего значения, и более того, с развитием совершенных технологий ручной творческий труд становится необходимым. Всегда будет сохраняться потребность в создании новых образцов ювелирных украшений, выполненных по индивидуальным законам, находящихся в единичном экземпляре.
Обзор Российского рынка ювелирных изделий
... ювелирного рынка России от массовой низкокачественной импортной продукции «Гильдия ювелиров России» предложила следующие действия: 1.Увеличить ввозные таможенные пошлины на импортные ювелирные изделия с ... Центральной акцизной таможни ФТС РФ. 1.2. Ювелирная промышленность Количество предприятий, занимающихся производством ювелирных изделий, составляет 960 организаций. Подавляющее большинство из ...
В наши дни ювелирные изделия стали доступными подавляющему большинству людей, являясь одновременно не только носителем определенных материальных ценностей, но и произведением высокого искусства.
1. Аналитический обзор
1.1. Факторы формирования качества ювелирных изделий
1.1.1. Общие свойства вещества
Серебро металл белого цвета, очень тягучий, пластичный и ковкий, режется ножом. Серебро тверже золота, но мягче меди. Очень хорошо полируется, имеет наивысшую отражательную способность, является самым электро и теплопроводным металлом.
Плотность серебра 10, 50; температура плавления 900,5° С, твердость по Бринелю 25.
Серебро устойчиво к действию влажной среды, не взаимодействует с органическими кислотами, с растворами щелочей, азотом, углеродом, устойчиво по отношению к кислороду. Серебро устойчиво к действию соляной и плавиковой кислот. Разбавленная серная кислота также не растворяет его. Царская водка которая растворяет золото, на поверхности серебра образуют защитную пленку. Однако при длительном пребывании на воздухе серебро постепенно темнеет под действием сероводорода, находящегося в воздухе. Серебро легко соединяется с серой. Озон также образует на поверхности серебра черный налет. Хлор, бром, йод реагируют с ним даже при комнатной температуре. Серебро легко растворяется в азотной кислоте и концентрированной серной при нагревании. Растворяется серебро в цианистых щелочах, хорошо соединяется с ртутью, образуя серебряную амальгаму.
В природе серебро образует более 60 минералов, в которых находятся в различном состоянии. В основном в серных соединениях с высоким содержанием серебра (до 87%).
Однако, несмотря на большое количество минералов серебра в рудах, они встречаются в незначительных качествах, часто рассеяны среди других минералов. Самородное серебро встречается значительно реже самородного золота, так как легче образует соединения с другими элементами. Самородное серебро представляет собой природный сплав с золотом, медью, железом, висмутом, ртутью, платиной и другими элементами. Встречаются в виде неправильных зерен, пластинок, листочков, проволочных и нитевидных выделений.
Основным источником серебра являются комплексные руды цветных металлов, из которых серебро извлекается попутно со свинцом, цинком, медью, никелей, а также золотом и ураном. Извлечение серебра и серебро соединяющихся минералов производится подобно золоту посредством амальгации и цианирование, в зависимости от характера сырья. Полученный продукт подвергается аффинажу. Принцип аффинажа заключается в растворении серебра на аноде и осаждение его кристаллов на катоде. Осажденное серебро после фильтрации и промывки подвергается плавке. А нерастворимый анодный шлак, содержащий золото, платину подвергают дальнейшей обработке.
Благодаря своим уникальным свойствам, высоким степеням электро и теплопроводности, отражательной способности, светочувствительности и так далее. Серебро имеет очень широкий диапазон применения. Его применяют в ювелирном деле, электронике, электротехнике, точном приборостроении, медицине, для изготовления монет, медалей и других памятных изделий.
1.1.2. Сплавы серебра
В ювелирном деле почти во всех случаях используются сплавы Ag-Cu в которых содержание серебра выше 72%.
Как видно из таблицы 1 у сплава Ag-Cu с повышением содержания меди до 28 % твердость и прочность повышается, а пластичность понижается. Это практически означает, что сплавы с высоким содержанием серебра хотя и хорошо деформируются при обработке давлением, но и изделия из них при употреблении легко искривляются и изнашиваются.
Особые свойства Ag-Cu.
Сплав серебра 950 пробы. Цвет этого сплава такой же, как и чистого серебра. А при отжиге на воздухе на поверхности сплава образуется тонкая окис-ная пленка, под которой находится гетерогенный внутренний окисный слой.
Благодаря высокой температуре плавления и цвету сплав используется для эмалирования и чернения, так как краски эмали и черни на этой основе имеют интенсивный блеск. Сплав такого состава очень хорошо поддается обработке давлением. Его следует применять при глубокой вытяжке, чеконке, а также для изготовления изделий из очень тонкой проволочки. К недостаткам сплава серебра 950 пробы следует отнести невысокие механические свойства: изделия, изготовленные из этого сплава, при эксплуатации деформируются.
СПЛАВЫ СЕРЕБРА Таблица 1
Марка сплава |
Плотность Г/СМ 3 |
Область плавления °С |
Твердость по Бринелю кгс/мм |
Предел прочности |
Относительное удлинение |
Чистое серебро |
10,39 |
960 |
35 |
18 |
49 |
925/000 |
10,29 |
910/810 |
68 |
30 |
29 |
900/000 |
10,30 |
890/779 |
76 |
30 |
26 |
835/000 |
10,16 |
840/779 |
76 |
30 |
33 |
800/000 |
10,13 |
820/779 |
79 |
31 |
30 |
720/000 |
10,00 |
779 |
92 |
33 |
27 |
625/000 |
9,85 |
820/779 |
90 |
31 |
31 |
500/000 |
9,70 |
865/779 |
85 |
29 |
36 |
Сплав серебра 925 пробы. Он также называется «стандартное серебро». Из-за значительного содержания серебра в сплаве и высоких технических свойств этот сплав широко распространен во многих странах. Цвет сплава такой же как у серебра 950 пробы, однако, механические свойства выше. Сплав также пригоден для эмалирования и чернения Для получения высокой пластичности после отжига сплав следует подвергнуть закалке. В этом случае сплав обладает хорошей пластичностью и достаточной твердостью. Благодаря старению при температуре 300 С прочность сплава повышается с 80 до 160 кгс/мм
Сплав серебра 900 пробы. Применяется главным образом для производства филигранных изделий. Цвет его несколько отличается от цвета чистого серебра. Зачастую после окончательной обработки изделие из этого сплава подвергают многократному травлению для того, чтобы удалить медь с его поверхности. Этот сплав менее стоек на воздухе, чем 950 — 925 пробы, хорошо отливается и куется, но для особо тонких филигранных работ и глубокой чеканки он слишком прочен.
Сплав серебра 835 пробы. Он находит применение при серийном производстве декоративных изделий. Цвет сплава и стойкость к потускнению у него выше и, следовательно, обрабатываемость давлением хуже, чем у сплава 900/000 Ag.
Сплавы 800 пробы. Он находит применение в основном для изготовления корпусных деталей и столовых приборов. Он дешевле описанных сплавов, но имеет заметную желтоватую окраску и малую устойчивость на воздухе. Для устранения этих недостатков его подвергают многократному нагреванию и последующему травлению, в результате чего увеличивается содержание серебра в поверхностном слое. Пластичность этого сплава значительно ниже, чем у сплава 925 пробы, поэтому при больших деформациях в процессе образования следует чаще подвергать полуфабрикаты промежуточному отжигу. Линейные свойства его лучше, чем у сплавов с более высоким содержанием серебра. Точка ливидуса находится при температуре 800° С. Это позволяет производить разливку при температуре 900 С, что соответствует температуре солидуса сплава 925 пробы
Сплав серебра 720 пробы. Этот сплав почти не применяется в ювелирном деле. Правда сплав 75/000 Ag имеет широкое применение в качестве припая. Твердость и прочность наибольшая, а пластичность наименьшая. Отсюда видно, что в сплаве 720/000 Ag плохое формоизменение, но твердость и упругость в употреблении. Поэтому в некоторых случаях из него изготавливают пружины, или булавки и тому подобное.
1.1.3. Производство ювелирных изделий
Одна из особенностей производства ювелирных изделий состоит в том, что при их изготовлении мастер-ювелир стремится максимально выявить и показать своеобразную красоту и декоративные свойства используемых материалов.
По способу производства ювелирные изделия бывают индивидуального и массового изготовления.
При индивидуальном изготовлении мастер-ювелир выполняет все работы от начала до конца вручную, используя оборудование только для получения первоначальной заготовки или необходимого профиля металла. Этот способ применяется при создании отдельных образцов или дорогостоящих ювелирных изделий со сложной и тонкой художественной отделкой, а также при использовании нестандартных по размерам драгоценных камней.
При массовом изготовлении изделия создаются механической обработкой и точным литьем по выплавленным моделям.
Основными процессами производства ювелирных изделий являются следующие: заготовка материалов, создание форм изделий, филигранные работы, отделка и декоративная обработка.
1.1.3.1. Заготовка материалов
Заготовку материалов осуществляют путем плавки, вальцовки, волочения, ковки и резания.
Плавка драгоценных металлов с лигатурными металлами необходима для получения сплава определенной пробы.
Плавку драгоценных металлов производят в графических тиглях в электропечах, а также в газовых, нефтяных и коксовых печах. Технически более совершенным является способ плавки в электропечах. Сначала плавят тугоплавкие металлы, затем вводят легкоплавкие. Для получения соответствующих заготовок расплавленный металл разливают в подогретые стальные или чугунные изложницы. Полученные слитки проковывают специальным молотом для уплотнения структуры металла и увеличения его пластичности. Вальцовка слитков через валки производят на специальном стане, при этом получают листы, полосы или прутки металла желаемой толщины и формы — круглой, полукруглой, овальной, квадратной и др.
Процесс прокатки состоит из нескольких циклов для постепенного уменьшения толщины прокатываемого металла. Между циклами производят травление, промывку, а также отжиг прокатываемого металла для облегчения его дальнейшей обработки, так как в процессе прокатки повышается твердость металла.
Полученные в результате вальцовки полосы или листы металла размечают и раскраивают на заготовки нужных размеров для использования в последующих операциях по изготовлению изделий.
Волочение производят путем протягивания слитка круглого сечения до определенного размера через проволочные вальцы, периодически отжигая. Затем полученную проволоку протягивают через отверстия волочительных досок до желаемого диаметра.
1.1.3.2. Создание форм изделий
Формы изделий создают путем штамповки, сборки деталей и пайки, литьем по выплавляемым моделям.
Штамповка на прессах деталей или целых изделий — это один из основных процессов их массового изготовления. Для штамповки применяют стальные штампы, состоящие из двух рабочих частей. Нижняя часть называется матрицей, а верхняя — пуансом.
Штампами вырубают плоские изделия или заготовки для дальнейшей операции производства, а также получают пустотелые изделия из пластины путем их вытяжки. Процесс вытяжки состоит в том, что пластину обрабатываемого металла кладут на матрицу, а сверху давят пуансоном, в результате пластина прогибается и принимает форму матрицы и пуансона. На штампах для вытяжки выгравировывают рисунок, который и выпрессовывается на изделиях в процессе прессования.
Полученные в процессе вырубки или вытяжки на прессах готовые заготовки отдельных частей сообщают вручную путем пайки.
Пайку производят специальными припаями, которые состоят из сплавов металлов, соответствующих пробе изготовляемых изделий. Припай по цвету не должен отличаться от цвета изделий.
После сборки и пайки изделия подвергают дальнейшей обработке — опиловке, очистке, шлифовки, при необходимости отжигу и др.
Литые по выплавленным моделям являются наиболее прогрессивным способом изготовления тонкостенных и сложных по конфигурации изделий из сплавов. Характерной особенностью является использование специальных пресс-форм, вспомогательных материалов и принудителное заполнение литейной полости форм жидким металлом под действием центробежных сил или вакуумного всасывания.
Метод литья по выплавляемым моделям дает возможность значительно расширить ассортимент и увеличить выпуск изделий, а также повысить их качество.
Процесс литья по выплавляемым моделям состоит из нескольких операций. Сначала изготовляют пресс-форму, затем в резиновой пресс-форме изготовляют восковую модель, восковые модели собирают в модельный блок, обезжиривают в растворе специального порошка, сушат и вводят этот модельный блок внутрь опоки (приспособление для изготовления литейной формы).
Опоку с восковыми моделями помещают в специальное устройство для вакуумирования, заполняют необходимым количеством гипсокремнеземистой формовочной массы, после чего производят вибровакуумирование. Изготовленную форму извлекают из устройства, выдерживают некоторое время (25-30 минут) до полного затвердевания массы, затем восковой модельный состав выпаривают, выплавляют его из форм с помощью водяного пара в течение 40-60 минут при температуре 80-100°С. Освободившуюся от модельного состава форму прокаливают в электропечи с заданной скоростью разогрева в течение 12 часов с постепенным повышением температуры до 750 С.
После этого производят плавку при температуре 1100°С и литье на центробежной машине в течение запрограммированного времени. Форму с отливкой охлаждают, отливку извлекают, очищают от формовой массы, отбеливают в 10% — ном водном растворе азотной кислоты и просушивают в сушильном шкафу.
Филигранные работы
Филигрань представляет собой окрученную из двух или трех проволок «веревочку», иногда сплющенную в виде ленточки. Процесс изготовления филигранных изделий не сложен. По контуру заранее созданного на бумаги рисунка укладывают скань в виде всевозможных завитков, спиралек и т.д. Детали набираемого рисунка предварительно подклеивают. Подготовленный набумаге набор накладывают на металлическую пластину, посыпают мелко измельченным припоем, смешанным с бурой. Под действием огня припой расплавляется, детали спаиваются, и получается ажурный узор.
Объемные предметы создают путем набора филиграни на железные формы.
Сканный узор обычно дополняют мелкими литыми шариками, называемыми зернью.
Филигранные изделия из серебра или посеребренные отбеливают, если требуется, золотят, оксидируют или колируют.
1.1.3.3. Отделка и декоративная обработка ювелирных изделии
Отделка ювелирных изделий — это окончательная обработка поверхности, доведения их до состояния товарного вида. Отделочные операции можно классифицировать по трем видам: механическая отделка — полирования, чеканка, гравирование: декоративно-защитные покрытия — эмалирование, чернение; химическая обработка — оксидирование и гальванопокрытия.
Полирование. Сущность процесса полирования заключается в удалении с поверхности металла микронеровностей, чем достигается высокий класс чистоты и зеркальность поверхности. Ювелирные изделия могут подвергаться полированию перед оксидированием, перед покрытием слоем другого металла. В основном применяют два вида полирования ювелирных изделий: механическое и электрохимическое. Механическим называют поштучное полирование изделий с абразивом и без него. Массовые же способы полирования — в барабанах и контейнерах, несмотря на то, что они фактически тоже механические, называются гальванической и виброобработкой.
Электрохимическое полирование — это анодное травление изделий в среде электролитов под действием электрического тока.
Чеканкой называют вид художественной обработки металлов специальными пуансонами-чеканами, в результате чего заготовка принимает неверное изображение. Сущность процесса чеканки заключается в том, что в результате оказанного на чекан давления (ударом молотка) на металле останется след по форме рабочей части чекана. Многократными ударами различных чеканов выбивают заданный рисунок.
Различают ручную и машинную чеканку. Чеканка считается ручной, если процесс выколотки изображения производится вручную. Машинная чеканка -это штамповочная операция, производящаяся на прессах с помощью штампов. Современное оборудование позволяет получать изображение высокого качества, поэтому штамповка в значительной мере сократила применение ручной чеканки в изготовлении ювелирных изделий. Чеканку следует рассматривать не как вид художественного оформления, а как самостоятельный вид изготовления изделий, занимающий большое место в художественной промышленности.
Гравирование — вид художественной обработки изделия, который заключается в вырезании рисунка на изделии штрихелями. В ювелирной практике применяется ручное двухмерное (плоскостное) гравирование — сложный и трудоемкий процесс, требующий от исполнителя большого мастерства, выдержки и сосредоточенности.
Эмалированно — один из видов декоративной обработки ювелирных украшений. Эмаль представляет собой легко плавкое стекло сложного состава, предназначенное для наплавления на металл сложный состав эмали необходим для прочности сплавления с металлом. По химическому составу эмали представляют собой соли кремниевой кислоты, а компонентами сплава являются окиси свинца, кремния, калия, бария, натрия, сурьмы и окиси красящих металлов. Цвет эмалей самый разнообразный и достигается за счет введения в сплав соответствующих красителей. Различают эмали, наносимые на изделия посредством обжига.
Чернение — как один из видов декоративной обработки ювелирных изделий применяют с давних пор. Изделия с чернью, обнаруженные на территории нашей страны. Сущность процесса чернения заключается в нанесении на заданные участки изделия легкоплавкого сплава черного цвета — черни. Чернью декорируют ювелирные изделия из серебра. Чернь представляет собой сплав сульфидов серебра, меди, свинца, серы. В некоторых рецептах свинец можно заменять оловом и вводить в состав сплава буру, хлористый алюминий, висмут.
Оксидирование ювелирных изделий предназначено для защиты их от по-тускнения. Сущность процесса оксидирования заключается в напылении на поверхность изделий химически стойкой защитной пленки, позволяющая повысить их декоративные качества и коррозионную стойкость. Оксидирование проводят двумя способами: химическим и электрохимическим. При этом различают цветное оксидирование и бесцветное пассивирование.
Гальванические покрытия — процесс представляет собой осаждение одного металла на другой в среде электролита. В ювелирной промышленности в качестве гальванических покрытий используют золото, серебро, реже радий. Цель таких покрытий — придать изделиям определенный декоративный вид, повысить их механическую характеристику. Процессы золочения и серебрения известны давно, радирование стало применяться в последние годы.
Покрытия, полученные в процессе гальванизации, отличаются высокой прочность, а сам процесс — экономичностью. В качестве электролитов при гальванизации используются растворы солей и кислот.
1.2. Особенности потребительских свойств ювелирных товаров и их формирование
Потребительскими называются свойства ювелирных товаров, проявляющихся непосредственно при их использовании как предметов потребления. Это относится как личным украшениям, так и к другим изделиям. Они должны удовлетворять определенные потребности человека в процессе их эксплуатации. Потребительские свойства включают социальные, функциональные, эргономические, гигиенические и эстетические свойства, безопасность и надежность потребления.
Социальные свойства товара — это соответствие его потребностям населения, обуславливающим целесообразность его производства, сбыта и потребления.
Функциональные свойства обуславливают соответствие товара целевому назначению как предмета потребления. Это относится как к форме, так и к конструкции изделия, которые должны соответствовать его назначению (портсигар должен удерживать папиросы, пудреница — пудру и т. д.).
Эргономические свойства товара обуславливают удобства его использования потребителем. Это относится и к предметам сервировки стола, и к предметам личных украшений, и к другим группам ювелирных изделий, конструкция и форма которых должна обеспечивать удобство пользования ими.
Гигиенические свойства обуславливают благоприятные условия для организации и работоспособности человека при взаимодействии с товаром.
Надежность потребления товаров — это потребительское свойство, обуславливающее сокращения основных параметров его функционирования во времени и в пределах, соответствующих заданным условиям потребления. Особенно это относится к конструкции замков, звеньев, цепочек, заклепок камней в предметах личных украшений, и в предметах для курение, шарнирных соединений пудрениц, сигаретниц и других изделий, состоящих из двух створок.
Безопасность потребления обеспечивает защиту человека от опасных и вредных воздействий, возникающих при пользовании товаром. Все ювелирные изделия не должны иметь режущих кромок, выступов и других деталей, которые в процессе пользования травмировали бы кожу человека. Эстетические свойства товара характеризует его способность выражать в чувственно воспринимаемых признаках формы свою общеизвестную ценность и социально-культурную значимость. Эстетически свойства ювелирного изделия включает в себя его рациональную красоту, новизну и лаконизм формы, разумность размера, высокое качество обработки поверхности.
Однако важнейшим требованием эстетики ювелирных изделий является соответствие содержания и формы, пользы и красоты. Ювелирные изделия могут считаться красивыми лишь в том случае, если их гармоничная форма соответствует конкретной функции, а не является случайным придатком, надуманным внешним оформлением.
Многие ювелирные изделия и по колориту, и по форме отличаются неподдельной прелестью народного искусства.
Ювелирные изделия обладают особым эстетическими свойствами, так как’ они относятся к произведением прикладного искусства. Это высокохудожественные изделия тонкой работы, которая воспитывает и повышает у покупателя эстетический вкус.
Особенностью потребительских свойств ювелирных товаров состоит в
том, что главным является эстетическое свойство. Красота изделий — основной критерий при их оценке потребителем.
Весомость показателей красоты и пользы ювелирных изделий определена экспериментально. При оценке потребительских свойств этих изделий необходимо исходить из весомости показателей. [ таблица 2 ]
Весомость |
|||
Наименование Групп Товаров |
Показатель красоты |
Показатель удобств пользования |
Показатель пользы |
Декоративные изделия (вазы, панно и др.) |
95 |
3 |
2 |
Ювелирные, декоративные изделия (браслеты, кольца и др.) |
88 |
7 |
5 |
Ювелирные прикладные изделия (подстаканники, портсигары и др.) |
75 |
13 |
12 |
1.3. Ювелирная мода, современные ювелирные украшения
Мода по времени может быть, как известно, краткосрочной или, наоборот, длительной, но она всегда выражает вкусы потребителей. Ювелирная мода в этом смысле не исключение. Во все времена ювелирной моде были присуще стремление к большой изысканности и утонченности, к широкому разнообра-
зию украшений, отвечающих эстетическим вкусам потребителей. Демократичность ювелирной моды, предлагаемая ею свобода в варьировании творческих идей, обеспечивает возможность, создания большого числа различных видов и форм высокохудожественных ювелирных украшений, которыми в сочетании с ювелирно выполняемой фурнитурой аксессуаров (пуговиц, поясов, пряжек, рельефных и фигурных накладок) дополняются не только платки, блузы, костюмы, но и шляпы, перчатки, пояса, сумки, обувь, независимо от сезона и времени.
В современной ювелирной моде условно можно назвать три основных стилевых направления, которые являются доминирующими и которые, время от времени претерпевает незначительные изменения. Определенным образом оказывает влияние на формирование, обновление и расширение ассортимента ювелирных украшений: это классика, авангард, фольклор.
Главные признаки украшений классического стиля — строгость, лаконизм линий и пропорций, утонченность декора, изящество форм. Украшения этого мало подвержены капризам моды.
Украшениям стиля авангард присуща одна характерная черта: их создатели не признают никаких норм и традиций, решительно и открыто проповедуя все индивидуальное, эксцентричное, нередко шокирующее.
Отличительная черта украшений, исполненных в стиле фольклор — интерпретация мотивов национально-прикладного искусства и искусства древних цивилизаций.
Современным ювелирным украшением присуще следующее характерные черты: изделия изящны по форме, достаточно крупные, но одновременно легкие, преимущественно ручного исполнения: акцентирование деталей достигается обработкой поверхности.
В наше время модными являются следующие модели ювелирных украшений: пустотелые; из тонкого листа металла; исполненные в технике филиграни;
- сочетающие в себе многоцветность одного металла или нескольких;
- украшенных множеством вставок из различных камней яркой окраски;
- с применением
всех видов ажура; сочетающие черную гамму материалов (черное серебро, черную эмаль, черные камни); серьги цепочки, ожерелье — кольцо — браслет, серьги — кулон — кольцо и т.д. Серебро — самый белый из всех металлов, применяемых в ювелирном производстве. Серебро пригодно для изготовления ювелирных украшений любых форм; оно хорошо сочетается с золотом и цветными камнями, особенно с непрозрачными, цвет которых оттеняется серебристостью метала.
Серебряные украшения прекрасно сочетаются с современным модным костюмом, подчеркивая его элегантность и индивидуальность, и, пользуясь особой популярностью у молодежи, которая любит менять украшения. К тому же серебряные украшения имеют явное преимущество в том, что их можно носить в любых условиях на работе, в город, на прогулке, находясь в кафе, на пляже или в туристическом походе и т.д.
1.4. Классификация ювелирных изделий
Ювелирные изделия классифицируют по двум признакам: назначению и материалам, из которых они изготовлены.
По назначению ювелирные изделия делятся на украшения и принадлежности быта Наиболее обширную группу составляют украшения — броши различных типов, кольца, серьги, кулоны, колье, булавки, браслеты и т.д. К принадлежностям быта следует отнести предметы туалета — запонки, губные, зажимы, пуговицы, часовые браслеты, предметы курения — портсигары, муншту-ки; столовые приборы.
По материалам ювелирные изделия делят на три группы. Первая — украшения из драгоценных металлов с драгоценными и полудрагоценными камнями и без них. Вторая — изделия, составляющие сувенирный фонд, изготовленные из недрагоценных металлов, с полудрагоценными поделочными камнями и без них.
Третья группа — изделия массовых производств без камней и с камнями стеклянной и пластмассовой имитации.
Ассортимент ювелирных изделий
Кольца — серебро 875-ой и 916-ой проб. Поверхность колец из серебра
имеет обычно защитно — декоративное покрытие нанесенное золочением, серебрением, оксидированием и химическим окрашиванием. Кольца из металлов чаще называют обручальными, а кольца украшенные вставками из драгоценных камней, из стекла и пластмассы, наложением эмали или отделанными ажурными накладками, гравировкой чернью и т.д. называют декоративной. Кольца разных форм и фасонов с ? разного сечения — круглого, полукруглого, полуовального, прямоугольного и др.
Серьги — бывают гладкие, с гравированным или штамповочным рисунком, с эмалью, с различными вставками из полудрагоценных камней, поделочных, синтетических, из янтаря, стекла, пластмассы и др. Серьги из серебра обычно оксидируют или золотят.
Броши — бывают различных форм и размеров. Для зашиты и декоративных целей серебряные броши покрывают высокопробным серебром, золотят или оксидируют. Броши имеют вставки из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней, из янтаря, перламутра, стекла и др.
Браслеты предназначены для украшения и для закрепления на руке часов. Браслеты из серебра также могут быть золоченными или оксидированными. Браслеты бывают гладкие, гравированные, со штампованным рисунком, с эмалью, чернью, проволочные и т.д.
Колье — бывают в виде цепей и пластин различных конфигураций, с декоративной отделкой поверхности.
Кулоны — представляют собой одну подвеску разнообразных художественных композиций на тонкой ленточке, цепочке, шнурке и черной бархатной ленте.
Цепочки. По размерам звеньев различают тонкозвеньевые — шейные и из более крупных звеньев — бортовые (для часов).
Запонки для манжет изготавливают с одной и двумя розетками разных фасонов. Наиболее распространенная конструкция запонок — с одной розеткой. Для отделки запонок применяются драгоценные, полудрагоценные, поделочные или искусственные камни, янтарь, стекло и др. Гладкие запонки без вставок украшают эмалью, чернью, гравированием, штампованным рисунком и др.
Пудреницы различают для женских сумок и настольные.
Пудреницы для женских сумок бывают круглыми, овальными, квадратными, многогранными и др. форм. Состоят они из двух половинок, соединенных шарнирами. Одна половина служит закреплением зеркальца, другая для пудры. Украшают их вставками из шлифованного поделочного камня, граненого стекла на фольге, пластинах, перламутра, янтаря, а также различными, рельефными изображениями.
Пудреницы настольные представляют собой коробку или баночку разной вместимости с крышкой, чаще на ножках.
Зеркала бывают для женских сумочек и ручные. Оправы для зеркал делают из серебра с гравированными, шельефными, штампованными, оксидированными рисунками или с гладкой полированной поверхностью.
Флаконы для духов выпускаются для женских сумок и настольные.
Флаконы для женских сумок вырабатывают из серебра и стекла в металлической, ажурной позолоченной или оксидированной оправе. Серебряные флаконы бывают позолоченными с гравировкой, с накладкой филигранью и эмалью различных цветов и оттенков, а также не золоченные — с рельефным штампованным рисунком.
Портсигары вырабатывают из драгоценных металлов, из медных сплавов, серебра, и др. материалов. Створки портсигаров делают из поделочного камня — яшмы, лазурита, агата и др. Выпускают портсигары с различными видами художественной отделки корпуса: чеканным, гравировальным или рельефным, штампованным рисунком, оксидированным, рисованным просвечивающей или живописной эмалью с чернью.
Сигаретница отличается от портсигаров только размером.
Порттабаки служат для хранения табака, и представляет собой коробку прямоугольной формы. По отделке они бывают гладкими и полированными, матовыми, рисованными или художественной эмалью.
Пепельницы изготавливают из фарфора и хрустального стекла в металлической оправе и без оправы, поделочных камней, лака и дерева с раскраской, из сплавов цветных металлов с чеканным или гравированным рисунком, с перегородчатой эмалью.
Ложки по назначению различают столовые, десертные, чайные, кофейные, разливательные, для соуса, варенья, салата, горчицы, соли, для заварки чая. Ложки бывают гладкими полированными или с гравированным, чеканным, штампованным, оксидированным рисунком на черенке (ручке), с чернью, эмалью.
Вилки бывают столовые, десертные для рыбы, шпрот и сардин, салата, лимона и др. Их изготавливают цельноштампованными и сборными с насадными ручками. Цельноштампованные вилки делают из серебра, мельхиора, стали и нейзельбера. Ручки у сборных вилок из серебра, мельхиора, фарфора, и др., а рожки — из нержавеющей стали.
Ножи выпускают столовые, десертные, для фруктов, масла, сыра, икры и др. Металлические ручки бывают гладкими полированными, с гравированным, чеканным или штампованным, оксидированным рисунком с чернью и эмалью.
Рюмки изготавливают из серебра и посеребренного мельхиора разных фасонов и размеров. По отделке рюмки подразделяют на гладкие, гравированные, эмалево-филигранные, с чернью. Рюмка из серебра вырабатывают также с гравированным, но не позолоченным рисунком.
Графины для вина бывают различных форм и фасонов с ручкой и без руч-
ки, вместимостью обычно не более 750 см .
Графины из серебра декорируют гравированием, чеканкой в сочетании с цветными металлами.
Сервиз — это комплект посуды одного назначения рассчитанный на определенное количество человек.
Лопатки для пирожного применяют для раскладки пирожных, пирогов и тортов.
Кольца салфеточные вырабатывают из серебра, посеребренного мельхиора и нейзирама. Серебряные кольца могут быть гладкими полированными со штамповочным, оксидированным рисунком.
Солонки и перечницы изготовляют из серебра, мельхиора и др. материалов. Солонки изготовляют открытые цельноштампованные со вставкой из стекла и без них. Наиболее распространенные формы перечницы (солонки) яйцевидная и цилиндрическая.
Нож для резки бумаг изготавливают из серебра с ручкой отделочной гравированным, чеканным, штамповочным рисунками или рисунком чернью, из кости с художественными ажурными узорами.
Стаканы для карандашей могут быть из серебра, поделочного камня, кости и папье-маше.
Настольные блокноты бювары изготавливаются из картона, и оклеивается шелком, кожей, бархатом. Обычно они имеют серебряную пластину гравированным позолоченным или рельефным штампованным и оксидированным рисунком.
2. Анализ ассортимента
2.1. Анализ ассортимента ювелирных изделий из серебра
по магазину ЦУМ
В своей работе проанализировали ассортимент ювелирных изделий из серебра по магазину ЦУМ. Отдел этот находится на первом этаже, общая площадь 1,7м 2 .
Ассортимент ювелирных изделий в магазине ЦУМ представлен следующими группами: украшения для головы, для рук, для шеи и платья.
По таблице 3, можно сделать вывод какой товарооборот и какая группа пользуется наибольшим спросом.
Удельный вес изделий из серебра в общем объеме ювелирных изделий
Товарооборот |
||||||
Наименование |
Февраль |
Март |
Апрель |
|||
Групп ювелирных изделий |
% |
% |
% |
|||
Товарооборот всего |
41,2 |
100 |
43,7 |
100 |
44 |
100 |
Украшение для Головы |
7 |
4,1 |
6,88 |
1,4 |
6,75 |
0,3 |
Украшение для рук |
23,7 |
60,3 |
26,82 |
64,1 |
28,3 |
65,9 |
Украшение для шеи и платья |
10,5 |
35,6 |
10 |
34,5 |
9,95 |
33,8 |
Из этой таблицы следует, что товарооборот повышается с каждым месяцем, потому что ассортимент стал намного шире, а наибольшим спросом пользуются украшения для рук.
Из группы украшений для головы потребители предпочитают серьги, объем продаж которых составил в феврале примерно 10 %, но тенденция к уменьшению спроса опустилась до 9 %. Это связано с тем, что в магазине в основном идут поставки традиционных форм изделий в виде обручей, полуобручей, шариков, полушарий, хотя в настоящее время существует большое многообразие форм изделий [таблица 4]
Табли ща4 |
||||||
Удельный вес |
||||||
Наименование |
Февраль |
Март |
Апрель |
|||
изделий |
Z |
% |
£ |
% |
z |
% |
Итого |
7 |
100 |
6,88 |
100 |
6,75 |
100 |
Серьги |
6,9 |
9,9 |
5,77 |
96,7 |
6,0 |
90,1 |
Шпильки |
0,1 |
0,1 |
1,11 |
3,3 |
0,75 |
9,9 |
Из группы украшений для головы в основном преобладают изделия из 925 пробы. Содержание серебра в данной пробе наивысшее потому она пользуется популярностью, [таблица 5]
Удельный вес |
||||||
Наименование |
Февраль |
Март Апр ель |
Апрель |
|||
проб |
£ |
% |
£ |
% |
Z |
% |
Итого |
7 |
100 |
6,88 |
100 |
6,75 |
100 |
925 |
6,5 |
70 |
6,0 |
87,0 |
6,75 |
90 |
875 |
6,5 |
30 |
0,88 |
13,0 |
0,1 |
10 |
По видам отделки мы пришли к выводам, что из группы украшений для головы, наиболее любимой отделкой у покупателей является золочение, так как она подчеркивает эстетические свойства самого серебра и придает большую ценность изделию, [таблица 6]
Удельный вес украшений для головы
Удель |
1ный вес |
|||||
Наименование |
Фев |
раль |
М |
арт |
Апр |
ель |
отделка |
£ |
% |
S |
% |
S |
% |
Итого |
7 |
100 |
6,88 |
100 |
6,75 |
100 |
Золочение |
6,47 |
95,3 |
6,64 |
93,7 |
6,37 |
96 |
Оксидирование |
6,53 |
4,7 |
0,24 |
4,3 |
0,38 |
0,4 |
Из группы украшений для рук спросом пользуются кольца. По сравнению с февралем и мартом объем реализации на эту группу товаров возросла на 7 %, что обусловлено большим покупательским спросом, [таблица 7]
Удельный вес различных изделий в общем объеме
Удель |
эньш вес |
|||||
Наименование |
Фев |
эаль |
М |
арт |
Апр |
ель |
изделий |
2 |
% |
Z |
% |
Z |
% |
Итого |
23,7 |
100 |
26,82 |
100 |
28,3 |
100 |
Кольца |
13,5 |
60 |
20,0 |
7,3 |
22,0 |
85 |
Браслеты |
10,5 |
40 |
6,12 |
2,7 |
0,63 |
15 |
Удельный вес |
||||||
Наименование |
Фев |
эаль |
М |
арт |
Апр |
ель |
проб |
£ |
% |
Z |
% |
Z |
% |
Итого |
23,7 |
100 |
26,82 |
100 |
28,3 |
100 |
925 |
20,3 |
71 |
24,7 |
83 |
27,8 |
95 |
875 |
3,4 |
29 |
2,12 |
17 |
0,5 |
10 |
По видам отделки, из группы украшений для рук, наиболее любимой отделкой у покупателей является золочение, так как она подчеркивает эстетические свойства серебра, [таблица 9]
Удельный вес украшений для рук различной отделки в общем объеме
То Дттт.гтто О
Наименование |
Удел! |
эный вес |
||||
отделки |
Фев |
эаль |
М |
арт |
Апр |
ель |
Z |
% |
Z |
% |
£ |
% |
|
Итого |
23,7 |
100 |
26,82 |
100 |
28,3 |
100 |
Золочение |
22,56 |
97,2 |
25,91 |
97,9 |
27,3 |
98,3 |
Оксидирование |
1,14 |
2,8 |
0,91 |
2,1 |
1,0 |
1,2 |
Из группы украшений для шеи и платья наибольшая реализация приходится на цепочки примерно 58 % и в последние месяцы выросла на 5%, за счет того, что в ассортименте появились цепочки разной длины, с дополнительными филигранными элементами, многоцветность с металлическими бусинками, со вставкой. Понизился объем продаж на кулоны, ожерелья и булавки, за счет того, что появились другие предложения, [таблица 10]
Удел! |
шый вес |
|||||
Наименование |
Фев |
раль |
М |
арт |
Апр |
ель |
изделий |
2 |
% |
Z |
% |
2: |
% |
Итого |
10,5 |
100 |
10,0 |
100 |
9,95 |
100 |
Кулоны |
4,3 |
37,9 |
3,5 |
36,6 |
2,34 |
21,9 |
Цепочки |
5,4 |
57,3 |
6,2 |
59,0 |
5,81 |
59,6 |
Ожерелья |
0,18 |
2,5 |
0,16 |
2,3 |
1,00 |
1,0 |
Булавки |
0,17 |
2,3 |
0,14 |
2,1 |
0,65 |
0,85 |
Из группы украшений для шеи и платья преобладают изделия из 925 пробы. Содержание серебра в данной пробе наивысшее, поэтому она пользуется большей популярностью [таблица 11]
Удельный вес изделий из серебра в общем объеме различных проб украшений для шеи и платья Таблица 11
Удель |
>ньш вес |
|||||
Наименование |
Фев |
заль |
М |
арт |
Апр |
ель |
Проб |
2 |
% |
2 |
% |
Z |
% |
Итого |
10,5 |
100 |
10,0 |
100 |
9,95 |
100 |
925 |
8,3 |
89 |
9,1 |
91,6 |
98,5 |
93,7 |
875 |
2,2 |
0,11 |
0,9 |
8,4 |
0,52 |
6,3 |
По видам отделки мы пришли к выводу, что из группы украшений для шеи и платья, наиболее любимой является золочение, так как она подчеркивает эстетические свойства самого серебра и придает большую ценность изделию [таблица 12]
Удельный вес изделий из серебра в общем объеме различной отделки украшений для шеи и платья Таблица 12
Удел! |
1ный вес |
|||||
Наименование |
Фев |
раль |
М |
арт |
Апр |
ель |
Отделки |
Z |
% |
Z |
% |
Z |
% |
Итого |
10,5 |
100 |
10,0 |
100 |
9,95 |
100 |
Золочение |
89,3 |
96,1 |
9,0 |
96,8 |
8,76 |
97,1 |
Оксидирование |
1,51 |
3,9 |
1,0 |
13,0 |
0,1 |
10 |
3.2.2. Основные показатели ассортимента
Основными показателями ассортимента являются: широта, полнота, устойчивость и новизна.
Рассчитав их можно сделать заключение о правильности формирования ассортимента ювелирных изделий в магазине ЦУМ.
1. Широта ассортимента. Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями — действительной и базовой, а также относительным показателем — коэффициентом широты.
Коэффициент широты выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и различных групп к базовому показателю.
Ш„
Кц. =—^-•100%
ш,
то есть магазин ЦУМ в своем ассортименте имеет 42 наименования. Шд — максимальный перечень товаров, имеющихся в обследованных мной 3 магазинах «Рубин», «Топаз», «Малахитовая шкатулка» и составляет 98.
Коэффициент широты ассортимента в этом отделе является не высоким, так же данное предприятие является вновь созданным и функционирует всего 10 месяцев и нет опыта изучения покупательского спроса, не изучены основные факторы, влияющие на спрос.
2. Полнота ассортимента — способность набора товаров однородной группы удовлетворить одинаковые потребности. Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров одинаковой группы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми, а также относительным показателем — коэффициентом полноты:
Коэффициент полноты ювелирных изделий для головы
К„ = — = 0,33 п 18
Коэффициент полноты ювелирных изделий для рук
Kn= 23 =0,5
» 48
Коэффициент полноты ювелирных изделий для платья и шеи.
К„ ^ =0,45
При более детальном анализе коэффициента полноты по группам выяснилось, что украшения для рук не очень узок и потребительский спрос на эту группу удовлетворительный, а группу украшений для головы необходимо расширить.
3. Устойчивость ассортимента — способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них
Шд
К— _д.
тт —
ш,
Количество ювелирных изделий пользующихся постоянным спросом из ассортимента в магазине ЦУМ составляет 21. В основном это кольца, цепочки, браслеты
Кп =|^=0,5
35
Этот показатель говорит о том, что только половина изделий пользуется постоянным спросом, следовательно, ассортимент стоит пополнить новыми ювелирными изделиями.
Данный показатель является средним, и половина товара представлена традиционными изделиями, спрос на который уже устарел и колеблется только за счет изменения моды.
4. Новизна ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
ТТ 12 К„ = ——
- 100% = — = 0,3 Шд 42
Коэффициент новизны, полученный нами, говорит о том, что третья часть ассортимента происходит. Этот показатель является достаточно высоким.
2.3. Контроль качества ювелирных изделий
Контроль качества изделий из драгоценных металлов необходимо начинать с проверки наличия на каждом изделии соответствующего сопроводительным документом клейма Государственной инспекции пробирного надзора и именника предприятия изготовителя.
Парные изделия, как правило, должны быть подобраны по размерам, форме, виду огранки, цвету вставки, а также характеру рисунка вставок. Незначительные различия в цветовых оттенках вставок браковочным признаком не являются.
На поверхности изделий не допускается трещины, раковины и заусеницы.
Кроме того, не должно быть вмятин, царапин, следов инструмента, волнистости, следов клея, пятен, потертостей.
На не лицевых поверхностях допускаются незначительные пористости, волнистость и следы инструмента, не ухудшающие внешний вид изделия.
Эмалевые покрытия изделий должны быть гладкими, блестящими, без скалов, трещин, пропусков, просветов, пятен и видимых под прозрачной эмалью дефектов металла. Кроме того, не должно быть царапин, пузырей, пор, наплывов на кантами и перегородки.
Допускается: на эмалевых покрытиях изделий — незначительная волнистость слоя эмали, а так же наличие волосовидной черты в местах соединений эмали с перегородками и кантами; на эмалевых покрытиях предметов сервировки стола и украшений интерьера — незначительные волнистость и разнотонность слоя эмали.
На гальванических покрытиях могут быть не значительные следы мест контактов с токопроводящими приспособлениями без нарушения слоя покрытия и не ухудшающие внешний вид изделия.
На изделиях с чернью рисунок должен быть заполнен без пропусков и просветов. На черневых покрытиях предметов сервировки стола и украшения интерьера не должно быть более пяти рассредоточенных пар.
Сварные и полные швы изделий должны быть плотными, ровными и без прожегов. Со стороны лицевой поверхности изделия швы должны быть близкими по цвету к сплаву, из которого изготовлено изделие.
Штампованный, чеканный, филигранный, резной и гравированный рисунки на поверхности изделий должны быть точными.
Режущие кромки в изделиях не допускаются.
При входном контроле в организации оптовой торговли проводится 100% контроль изделий — до 10 % партий, но не менее 10 штук. На предприятиях розничной торговли проводится 100% контроль любых изделий.
Внешний вид изделий, качество маркировки и упаковки изделий контролируют визуально невооруженным глазом в отраженном свете электрической лампы мощностью 30-40 Вт при расположении источника света от изделия на расстоянии 250-300 мм.
В контроль вставок в парных изделиях должен проводится на белой бумаге и в помещении, в которое не попадает прямой солнечный свет. Не допускаются проверка парности изделий по цвету вставки на просвет.
Контроль качества закрепки вставок производится визуально и легким покачиванием вставки закругленным пластмассовым или деревянным стержнем.
Работу замков, булавок и шарнирных соединений проверяют пятикратным опробованием их в действии.
Размеры колец и браслетов контролируют универсальным инструментом, обеспечивающим необходимую точность измерений.
2.4. Качественная проба
Для предварительного анализа сплавов серебра проводят качественную пробу. Для опробования достаточно поскоблить исследуемое место и капнуть на него красной пробирной кислотой для серебра, или же обработать этой кислотой штриховую пробу. Если мы имеем дело со сплавом серебра — медь, то оба металла при этом переходят в сульфаты.
В то время, как сульфат меди остается без изменений, сульфат серебра, под действием бихромата калия, превращается в бихромат серебра
K2Cr;i07+Ag2SC>4 —*- Ag2Cr207+K2S04.
Если содержание серебра в сплаве ниже 250 пробы, то образование кроваво-красного бихромата серебра практически невозможно; сплав ведет себя как неблагородный и покраснение невозможно установить.
В сплаве с содержанием серебра ниже 250 пробы точное определение серебра возможно только реакцией в пробирке.
Штриховая проба с азотной кислотой и раствором поваренной соли. Как и в предварительном анализе исследуемым сплавом делают штрих на пробирном38 камне и проверяют его азотной кислотой. В месте с недрагоценными металлами серебро растворяется, переходя в нитраты.
При добавке раствора поваренной соли образуется хлорид серебра
Ag Ноз +Na Cl —». Ag Cl +Na №3
Хлорид серебра вызывает молочное потускнение капли. Если сплав содержит незначительное количество серебра или совсем его не имеет, то раствор остается светлым. Для того, что бы убедиться в том, что в осадке есть хлористое серебро, добавляют аммиак. Помутнение должно опять исчезнуть.
Химический анализ. Он основывается на описанной выше реакции, но действие ее здесь проявляется отчетливее, чем на пробирном камне. Для проведения химического анализа 0,25 г испытуемого сплава растворяют в пробирке с помощью азотной кислоты и разбавляют дистиллированной водой. Если в сплаве имеется серебро, то при добавлении поваренной соли выпадает мутный осадок хлорида серебра; если раствор остается светлым, то, следовательно, сплав не содержит серебра.
Количественная проба серебра. В противоположность до сих пор описанным методам количественная проба делается не химическим, а чисто оптическим методом. Она основывается на том факте, что цвет сплава серебро-медь с увеличением количества меди изменяется от белого и желтого к красному.
Точное содержание серебра может быть определено титрованием роданистыми солями или хлористым натрием после растворения сплава в азотной кислоте.
2.5. Маркировка. Упаковка. Транспортировка
На каждом изделии должен быть нанесен именник предприятия изготовителя, состоящий из цифр и букв. Цифра означает год выпуска изделия, а буква условное обозначение изготовителя. 39 На этикетке изделия из драгоценного металла должно быть указано:
- на лицевой стороне — наименование и товарный знак предприятия-изготовителя, наименование изделия, шифр изделия, артикул, наименование и роба драгоценного металла, масса изделия в граммах,
- на оборотной стороне — размер кольца, браслета, цепочки, длина присоединительного звена браслета, наименование материала вставки.
На оборотной стороне этикетки изделий со вставками из драгоценных камней кроме перечисленных реквизитов указывают номер изделия, месяц, год его изготовления, номер партии.
Этикетки к изделиям из драгоценных металлов должны быть прикреплены белыми нитками и опломбированы.
На групповой таре или ярлыке групповой тары для изделий из драгоценных металлов должны быть указаны следующие реквизиты: наименование и шифр изделия; артикул; наименование и проба драгоценного металла; масса нетто изделия в граммах (для весовых категорий); количество изделий каждого размера (для колец и браслетов) или номер шкалы размеров заказчика; наименование материала вставок; цвет вставок и количество изделий со вставками каждого цвета; дата упаковки; номер упаковки; штамп упаковщика; масса брутто в граммах.
На транспортной таре должны быть указаны наименование организации, которой предприятие-изготовитель подчинено, реквизиты предприятия-изготовителя, реквизиты получателя, масса брутто в килограммах, граммах и номер упаковки.
Маркировка должна быть ясной видимой, разборчивой и без исправлений.
Упаковка ювелирных изделий. Изделия упаковываются в индивидуальную, групповую и транспортную тару. Индивидуальная тара должна быть выполнена в виде бумажных пакетов, чехлов из полиэтиленовой пленки, коробок из любого материала и футляров.
Групповую тару изготовляют в виде картонных коробок. 40
Транспортная тара представляет собой ящики из гофрированного картона, фанеры или других материалов, обеспечивающих сохранность изделий.
Упаковка должна обеспечивать сохранность качества изделий и их количества при транспортировании и хранении.
В зависимости от вида, количества и массы ювелирных изделий тара для их транспортирования может быть деревянной или картонной.
Масса транспортной упаковки с вложенными в нее ювелирными изделиями не должна превышать 10 кг.
Транспортирование ювелирных изделий. Все изделия переводятся любым видом транспорта с соблюдением требований к сохранению их качества в пути, при хранении и перемещении.
Серебряные изделия весовые и штучные, серебренную и металлическую галантерею транспортируют почтовыми посылками через почтовые отделения связи. Другие, более габаритные товары, упакованные в ящики, обычно отгружают по железной дороге.
2.6. Характеристики ассортимента ювелирных изделий по магазину ЦУМ
Магазин |
Наименование |
Проба |
Отделка |
Фасон |
Завод изготовитель |
Упаковка |
Поставщик |
|
ЦУМ |
Кольцо |
925 |
Золочение |
С ободком, с круглым сечением, камень фианит |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Коробки пластмассовые, стеклянные |
По комиссионному соглашению |
|
ЦУМ |
Кольцо |
925 |
Золочение |
Квадратные формы, с гравированным рисунком |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Коробки с замшевой обивкой |
По комиссионному соглашению |
|
ЦУМ |
Кольцо |
925 |
Золочение |
С ободком, камень горный хрусталь |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Коробки пластмассовые, стеклянные |
По комиссионному соглашению |
|
ЦУМ |
Кольцо |
875 |
Золочение |
Многокаменное кольцо в виде цветка из стекла |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Коробки пластмассовые, стеклянные |
По комиссионному соглашению |
|
ЦУМ |
Кольцо |
925 |
Оксидирование |
Овальной формы с ажурной вставкой |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Коробки пластмассовые, стеклянные |
По комиссионному соглашению |
|
ЦУМ |
Кольцо |
925 |
Золочение |
Овальной формы с филигранным рисунком |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Коробки пластмассовые, стеклянные |
По комиссионному соглашению |
|
^ |
Магазин |
Наименование |
Проба |
Отделка |
Фасон |
Завод Изготовитель |
Упаковка |
Поставщик |
ЦУМ |
Кольцо |
925 |
Оксидиро-‘ вание |
Прямоугольной формы из горного хрусталя |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Коробки пластмассовые, стеклянные |
По комиссионному соглашению |
ЦУМ |
Кольцо |
875 |
Золочение |
С ободком камень гранит |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Коробки с замшевой обивкой |
По комиссионному соглашению |
ЦУМ |
Кольцо |
925 |
Золочение |
С ободком, квадратным камнем из граната |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Коробки пластмассовые прозрачные |
По комиссионному соглашению |
ЦУМ |
Кольцо |
875 |
Оксидирование |
Полукруглой формы, камень фианит |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Коробки с замшевой обивкой |
По комиссионному соглашению |
ЦУМ |
Кольцо |
925 |
Золочение |
Круглой формы, с гравированным рисунком |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Коробки пластмассовые, стеклянные |
По комиссионному соглашению |
Магазин |
Наименование |
Проба |
Отделка |
Фасон |
Завод Изготовитель |
Упаковка |
Поставщик |
ЦУМ |
Кольцо |
925 |
Золочение |
Многокаменное кольцо в виде цветка из янтаря |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Коробки из пластмассы |
По комиссионному соглашению |
ЦУМ |
Серьги |
925 |
Золочение |
Треугольной формы, с гравированным рисунком |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Стеклянные коробки |
По комиссионному соглашению |
ЦУМ |
Серьги |
875 |
Оксидирование |
Квадратные формы, со вставкой из горного хрусталя |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Коробки из пластмассы |
По комиссионному соглашению |
ЦУМ |
Серьги |
925 |
Золочение |
Сложный рисунок гравированный |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Пластмассовые коробки с замшевой обивкой разных светов |
По комиссионному соглашению |
ЦУМ |
Серьги |
875 |
Оксидирование |
Квадратной формы, с наборным рисунком |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Коробки из пластмассы |
По комиссионному соглашению |
Магазин |
Наименование |
Проба |
Отделка |
Фасон |
Завод изготовитель |
Упаковка |
Поставщик |
ЦУМ |
Серьги |
925 |
Золочение |
Полуовальной формы, с гравированным рисунком |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Коробки из пластмассы |
По комиссионному соглашению |
ЦУМ |
Серьги |
925 |
Золочение |
Полуовальной формы, камень фианит |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Коробки из пластмассы |
По комиссионному соглашению |
ЦУМ |
Серьги |
925 |
Золочение |
Овальной формы, с крупным камнем из стекла |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Стеклянные коробки |
По комиссионному соглашению |
ЦУМ |
Серьги |
875 |
Оксидирование |
Треугольной формы из сложного каста с крупным камнем из горного хрусталя |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Коробки из пластмассы |
По комиссионному соглашению |
ЦУМ \ |
Шпильки |
925 |
Золочение |
Простые из горного хрусталя из стекла |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Специальной упаковки не имеют |
По комиссионному соглашению |
Магазин |
Наименование |
Проба |
Отделка |
Фасон |
Завод изготовитель |
Упаковка |
Поставщик |
ЦУМ |
Шпилька |
925 |
Золочение |
Сложный рисунок квадратной формы из горного хрусталя и стекла |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Без упаковки |
По комиссионному соглашению |
ЦУМ |
Кулоны |
925 |
Золочение |
Овальной формы из горного хрусталя |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Без упаковки |
По комиссионному соглашению |
ЦУМ |
Кулон |
925 |
Золочение |
В виде капли из стекла |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Стеклянные коробки |
По комиссионному соглашению |
ЦУМ |
Кулон |
875 |
Оксидирование |
В виде сердца с фианитами |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Коробки из пластмассы |
По комиссионному соглашению |
ЦУМ |
Кулон |
925 |
Золочение |
Прямоугольной формы из стекла |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Специальной упаковки не имеют |
По комиссионному соглашению |
Магазин |
Наименование |
Проба |
Отделка |
Фасон |
Завод изготовитель |
Упаковка |
Поставщик |
ЦУМ |
Браслет |
875 |
Оксидирование |
Фантазийное сечение |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Без упаковки |
По комиссионному соглашению |
ЦУМ |
Цепочки |
875 |
Оксидирование |
Звенья якорные |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Специальной упаковки нет |
По комиссионному соглашению |
ЦУМ |
Цепочки |
925 |
Золочение |
Звенья панцирные |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Упаковки нет |
По комиссионному соглашению |
ЦУМ |
Цепочки |
925 |
Золочение |
Звенья витые |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Специальной упаковки нет |
По комиссионному соглашению |
ЦУМ |
Цепочки |
925 |
Золочение |
Звенья кордовые |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Специальной упаковки нет |
По комиссионному соглашению |
ЦУМ |
Цепочки |
925 |
Золочение |
Цепочка Лента |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Специальной упаковки нет |
По комиссионному соглашению |
Магазин |
Наименование |
Проба |
Отделка |
Фасон |
Завод изготовитель |
Упаковка |
Поставщик |
|
ЦУМ |
Цепочка |
925 |
Золочение |
Звенья венецианские |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Специальной упаковки нет |
По комиссионному соглашению |
|
ЦУМ |
Цепочки |
875 |
Оксидирование |
Звенья комбинированные |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Специальной упаковки нет |
По комиссионному соглашению |
|
ЦУМ |
Цепочки |
875 |
Оксидирование |
Звенья фанта-зийные |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Специальной упаковки нет |
По комиссионному соглашению |
|
ЦУМ |
Ожерелье |
925 |
Золочение |
Гибкий обруч |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Специальной упаковки нет |
По комиссионному соглашению |
|
ЦУМ |
Ожерелье |
875 |
Оксидирование |
Цепочка с кастами для вставок из горного хрусталя |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Без упаковки |
По комиссионному соглашению |
|
ЦУМ |
Ожерелье |
925 |
Золочение |
Цепочка сложного переплетенья со вставками из стекла |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Специальной упаковки нет |
По комиссионному соглашению |
Магазин |
Наименование |
Проба |
Отделка |
Фасон |
Завод изготовитель |
Упаковка |
Поставщик |
ЦУМ |
Булавка |
925 |
Золочение |
Игла с головкой из горного хрусталя |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Упаковки нет |
По комиссионному соглашению |
ЦУМ |
Булавка |
925 |
Золочение |
Резьбовой штифт с головкой в виде головы птицы |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Специальной упаковки нет |
По комиссионному соглашению |
ЦУМ |
Булавка |
925 |
Золочение |
Игла с головкой с изображением животного |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Специальной упаковки нет |
По комиссионному соглашению |
ЦУМ |
Булавка |
875 |
Оксидирование |
Игла с верхушкой украшенной мелкими камнями |
Завод «Женови» Санкт-Петербург |
Специальной упаковки нет |
По комиссионному соглашению |
ВЫВОДЫ
В результате проведенных исследований предлагаем следующие выводы и предложения.
Данный ассортимент не является достаточно рациональным, так как имеет не высокие коэффициенты широты и устойчивости. Целью любого торгового предприятия является получения прибыли, поэтому необходимо правильно формировать ассортимент. Для этого нужно:
1. Организовать работу по изучению покупательского спроса. Неплохо бы возродить старую традицию составлять журналы неудовлетворенного спроса.
2. Проводить анкетирование покупателей с целью выявления потребительских предложений.
3. Проводить различные ярмарки, выставки продаж и выставки демонстрации.
4. Расширить контингент поставщиков.
5. Так же предлагаем рассчитывать показатели ассортимента: широту, полноту, устойчивость и новизну, для правильного формирования ассортимента.
ЛИТЕРАТУРА
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/otchet/serebro/
1. В. Новиков, В. Павлов. Ручное изготовление ювелирных украшений. Ленинград: Политехника, 1991.
2. В. И. Марченко. Ювелирное дело. М.: Высшая школа, 1992.
3. В. Д. Логинов. Ювелирные товары и часы. Товароведение. М.: Экономика, 1989.
4. Э. Бреполь. Теория и практика ювелирного дела. Ленинград: Машиностроение, 1973.
5. Н. Дорнова. Ювелирные изделия. М.: Справочник энциклопедия. Издательский дом «Ювелир». 1996.
6. В. И. Марченков. Ювелирное дело. М.: Высшая школа, 1984.
7. Технология ювелирного производства. Ленинград: Машиностроение, 1978.
8. Справочник товароведа. Том 2. Непродовольственные товары. 1990.
9. Товароведение непродовольственных товаров. М.: Экономика, 1984.