Расчет параметров рабочего процесса и выбор элементов конструкции тепловозного дизеля

Курсовой проект
  • Выбор типа и кинематической схемы двигателя схем водяной, масляной и топливной систем.
  • 2. Расчет основных параметров дизеля.

    3. Выбор агрегатов наддува и охлаждения наддувочного воздуха, схемы воздухоснабжения и её обоснование.

    4. Расчет рабочего процесса, построение индикаторной диаграммы, определение технико-экономических показателей двигателя.

    5. Расчет сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме дизеля и построение графиков изменения этих сил от угла поворота коленчатого вала, векторные диаграммы сил, действующих на шейки коленчатого вала и подшипника.

    6. Выбор конструкции основных узлов дизеля, применяемых материалов и обоснование принятых решений.

    Расчет индикаторной диаграммы и сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме двигателя, выполняется на ЭВМ.

    Двигатели внутреннего сгорания принадлежат к наиболее распространённому и многочисленному классу тепловых двигателей, т.е. таких двигателей в которых тепловая энергия, выделяющаяся при сгорании топлива, преобразуется в механическую энергию непосредственно внутри двигателя. КПД лучших образцов ДВС составляет 0,43.Появление поршневых двигателей внутреннего сгорания во второй половине ХIХ века было вызвано развитием промышленности, для которой требовался более совершенный двигатель, чем паровая машина имевшая КПД не более 0,14.

    1. Выбор типа и расчет основных параметров дизеля

    Мощность N е , угловая скорость вращения коленчатого вала w, тактность t и, условия работы дизеля задаются консультантом проекта

    В процессе проектирования, по согласованию с консультантом при наличии соответствующих обоснований заданные величины могут быть откорректированы.

    Эффективная мощность дизеля кроме угловой скорости и тактности зависит от величин среднего эффективного давления Р а , реализуемого при рассматриваемом режиме работы, рабочего объема цилиндра Vh и числа цилиндров Z. При проектировании дизелей величины, определяющие их эффективную мощность, выбираются с учетом опыта эксплуатации уже построенных двигателей, а также весовых и габаритных ограничений, выдвигаемых специфическими условиями работы проектируемого двигателя.

    Мощность двигателя определяется соотношением:

    Расчет параметров рабочего процесса и выбор элементов конструкции тепловозного дизеля 1 , кВт (1)

    где Р е — среднее эффективное давление, Па;

    7 стр., 3248 слов

    Выбор и расчет электрооборудования комрессорной установки. Курсовая ...

    ... в качестве топлива для двигателей автомобилей и других транспортных средств обусловило необходимость создания компрессоров для газонакопительных станций. Целью данной курсовой работы является расчет и выбор электрооборудования для компрессорной установки АВT 500 ...

    • w — угловая скорость вращения коленчатого вала, рад/с;
    • Z — число цилиндров;
    • D — диаметр поршня, м;
    • S — ход поршня, м;
    • t — коэффициент тактности.

    Расчет параметров рабочего процесса и выбор элементов конструкции тепловозного дизеля 2 , рад/с (2)

    где — частота вращения коленчатого вала, об/мин.

    Расчет параметров рабочего процесса и выбор элементов конструкции тепловозного дизеля 3 рад/с

    Средняя скорость поршня C m является параметром, определяющим степень быстроходности и долговечности дизеля. Для выполненных четырёхтактных тепловозных двигателей средние скорости поршня имеют значения: Cm = 7,4-10,5 м/с.

    Расчет параметров рабочего процесса и выбор элементов конструкции тепловозного дизеля 4

    Рисунок 1 — Зона допустимых значений Ре тепловозных дизелей в зависимости от эффективной мощности Ne

    Расчет параметров рабочего процесса и выбор элементов конструкции тепловозного дизеля 5

    Рисунок 2 — Зона преимущественных диаметров цилиндров D и степени сжатия ε дизелей в зависимости от эффективной мощности Ne

    Получили: Р е = 1 МПа; D = 0,17 ÷ 0,23 м.

    Коэффициент тактности принимается равным двум для 2-хтактных и четырем — для 4-тактных двигателей.

    Среднее эффективное давление и средняя скорость поршня выбираются на основании опыта конструирования, доводки и эксплуатации существующих двигателей.

    В зависимости от заданной мощности предварительно выбирается величина среднего эффективного давления по рисунок 1.

    • для 4-тактных дизелей C m = 7,4-10,5 м/с;
    • для 2-тактных дизелей C m = 7,2-8,3 м/с.

    Двигатели с высокими значениями C m характеризуются меньшими габаритами и массой. Для их изготовления применяются материалы повышенного качества и износостойкости, повышается класс точности изготовления дизелей, в процессе эксплуатации для смазки используются высококачественные сорта масел с присадками с тем, чтобы сохранить моторесурс на требуемом уровне. Поэтому по возможности выбирают меньшую скорость поршня.

    Скорость поршня определяется из соотношения:

    Расчет параметров рабочего процесса и выбор элементов конструкции тепловозного дизеля 6 , м/с (3)

    С учетом (2) эффективная мощность определяется:

    Расчет параметров рабочего процесса и выбор элементов конструкции тепловозного дизеля 7 , кВт (4)

    Число цилиндров в тепловозных дизелях в зависимости от общей мощности, размеров цилиндра и тактности колеблется от 6 до 24 для 4-тактных и 10-16 для 2-тактных.

    У 4-тактных двигателей, исходя из условий уравновешивания и необходимой равномерности крутящего момента, применяют четное число цилиндров (6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20 и 24).

    При числе цилиндров от 6 до 8 обычно применяет рядное расположение. При числе цилиндров больше 8 переходят к V-образному их расположению.

    Диаметры цилиндров построенных тепловозных дизелей изменяются в пределах:

    • D = 0,170 ÷ 0,300 м для 4-тактных дизелей с нераздельной камерой сгорания;
    • Диаметр цилиндра выбирается приближенно в соответствии с рисунком 2 и должен соответствовать нормальному ряду диаметров: 0,130;
    • 0,140, 0,150;
    • 0,160;
    • 0,170;
    • 0,180;
    • 0,190;
    • 0,210;
    • 0,230, 0,240;
    • 0,250;
    • 0,260;
    • 0,280;
    • 0,300, 0,320;
    • 0,340 м.

    Отношение хода поршня Sк диаметру D цилиндра для тепловозных дизелей находится в пределах:

    • S/D = 1,0-1,3 для 4-хтактных дизелей;

    — В двигателях средней быстроходности рекомендуется увеличенные отношения S/D, так как при прочих равных условиях с увеличением S/D уменьшается диаметр цилиндра, нагрузка на детали кривошипно-шатунного механизма, увеличивается высота камеры сгорания, что ведет к улучшению процесса сгорания, но при этом увеличивается высота двигателя.

    Для быстроходных дизелей целесообразно снижать величину S/D для уменьшения средней скорости поршня и высоты двигателя. Однако с понижением S/D ухудшаются условия протекания процессов смесеобразования.

    Определение основных размеров цилиндра двигателя и числа цилиндров рекомендуется производить в следующем порядке:

    В соответствии с рекомендациями изложенными в п.1.1, выбирают ориентировочную величину среднего эффективного давления Р е .

    Задаются тремя-четырьмя значениями средней скорости поршня C mi в диапазоне значений, рекомендованных в п. 1.1, с интервалом 0,5 м/с.

    Для нескольких значений отношения (S/D) j определяют диаметры цилиндров, соответствующие выбранным значениям средней скорости поршня и заданной угловой скорости коленчатого вала:

    Расчет параметров рабочего процесса и выбор элементов конструкции тепловозного дизеля 8 , м (5)

    Для каждого вычисленного значения диаметра цилиндра по формуле (4) определяют число цилиндров проектируемого двигателя. Полученные значения диаметров и чисел цилиндров сводят в табл. 1.

    Таблица 1

    Определение диаметра и числа цилиндров

    С m , м/с

    S/D

    1,0

    1,1

    1,2

    1,3

    7,5

    D

    0,19

    0,17

    0,16

    0,14

    Z

    22

    28

    32

    42

    8,5

    D

    0,21

    0,19

    0,18

    0,16

    Z

    16

    20

    25

    28

    9,5

    D

    0,24

    0,22

    0,20

    0,18

    Z

    11

    13

    16

    23

    10,5

    D

    0,26

    0,24

    0,22

    0,20

    Z

    10

    12

    15

    Для данной работы более приемлемы данные

    1,0

    8,5

    D

    0,21

    Z

    16

    Выбираем:

    • D = 0,21 м;
    • z = 16;
    • S = 0,21;
    • С m = 8,5 м/с.

    Проверка:

    Расчет параметров рабочего процесса и выбор элементов конструкции тепловозного дизеля 9 (6)

    Расчет параметров рабочего процесса и выбор элементов конструкции тепловозного дизеля 10 .

    Уточненный ход поршня Расчет параметров рабочего процесса и выбор элементов конструкции тепловозного дизеля 11

    По полученным геометрическим параметрам проектируемого дизеля D, S, Z определяют его основные габаритные размеры

    Длина дизеля

    Расчет параметров рабочего процесса и выбор элементов конструкции тепловозного дизеля 12 , м (7)

    где D- диаметр цилиндра, м;

    • К = Z — для рядных двигателей;
    • K = 0,5Z — для V — образных двигателей;
    • C = 1,0-2,5 м — линейный размер, зависящий от компоновки вспомогательного оборудования и агрегатов наддува двигателя.

    Ширина двигателя

    , м (8)

    Здесь: S — ход поршня, м;

    • А = 5,0 — 8,0 — для V — образных двигателей.

    Расчет параметров рабочего процесса и выбор элементов конструкции тепловозного дизеля 13 м.

    Высота двигателя

    , м (9)

    где а = 5,0-7,0 — для V — образных двигателей;

    м.

    Проверяют наличие необходимой ширины проходов по обе стороны от дизеля. От внешнего контура дизеля до боковых стенок кузова тепловоза должно быть 0,7 м на высоте груди человека (на расстоянии от настила 1,5 м), что обеспечивает нормальное и безопасное обслуживание дизеля.

    В отдельных исключительных случаях допускается местное сужение прохода до 0,5 м.

    Расчет параметров рабочего процесса и выбор элементов конструкции тепловозного дизеля 14

    Рисунок 3-