Техническая служба ГПС МЧС России представляет собой систему управленческих, производственно-технических и оперативных подразделений, организуемых с целью технического и материального обеспечения оперативно-служебной и хозяйственной деятельности ГПС МЧС России.
Возложенные на техническую службу задачи непосредственно решают отделы (отделения, группы) пожарной техники и отряды (части, отдельные посты) технической службы гарнизонов пожарной охраны.
Основными задачами технической службы ГПС МЧС России являются:
1. Обеспечение технической готовности пожарной техники, средств связи, находящихся на вооружении органов управления, подразделений ГПС;
2. Материально-техническое обеспечение деятельности органов управления, подразделений ГПС;
3. Организация эксплуатации пожарной техники.
Непосредственная реализация задач по поддержанию парка пожарных машин в исправном состоянии средствами технической эксплуатации осуществляется отрядами и частями технической службы, которые организуют свою деятельность в соответствии с «Наставлением по технической службе ГПС МВД России», утверждённого приказом МВД РФ от 24.01.1996 г. № 34.
Реализация потенциальных свойств изделий пожарной техники, в частности таких, как функциональные показатели и эксплуатационная надёжность, осуществляется с использованием методов и средств технической эксплуатации. Для решения стоящих перед технической эксплуатацией задач необходимы знание закономерностей изменения технического состояния тех или иных видов пожарной техники, их зависимость от параметров внешней среды и условий эксплуатации.
Важное значение для решения проблем управления техническим состоянием пожарной техники имеет принятая система её обслуживания и ремонта, регламентирующая режимы и другие нормативы по содержанию изделий в технически исправном состоянии. Совершенствование технологических процессов технического обслуживания и ремонта, широкое внедрение в них диагностирования технического состояния изделий пожарной техники, являются существенными элементами обеспечения высокой боевой готовности и эксплуатационной надёжности техники.
1. Краткие тактико-технические характеристики пожарных автомобилей гарнизона
1.1 Основные пожарные автомобили
АЦ-2,0-4(5301) |
АЦ-3-40 (4326) мод. 536 |
АЦ-5-40 (43101) |
АЦ-5-40 (5557) мод. ПМ-551 |
АПП (3909) мод. 6-ДД |
АПТ-40 (53213) мод. 525 М |
АНР-40-1000 (433360) мод. 01 МО |
|||
1. |
Шасси |
ЗИЛ5301 |
КАМАЗ4326 |
КАМАЗ 43101 |
Урал5557 |
УАЗ 3909 |
КАМАЗ 53213 |
ЗИЛ 433360 |
|
2. |
Колёсная формула |
4х2 |
4х4 |
6х6 |
6х6 |
4х4 |
6х4 |
4х2 |
|
3. |
Максимальная скорость V max , км/ч |
70 |
85 |
80 |
80 |
90 |
85 |
90 |
|
4. |
Боевой расчёт, чел. |
3 |
7 |
7 |
7 |
5 |
3 |
9 |
|
5. |
Максимальная мощность N max , кВт (л.с.) |
77(108) |
155 (210) |
155 (210) |
155 (210) |
84,5 (115) |
155 (210) |
136 (185) |
|
6. |
Вместимость цистерны для воды, м 3 |
2 |
3 |
5 |
5 |
— |
— |
— |
|
7. |
Вместимость бака для пенообразователя, м 3 |
0,15 |
0,3 |
0,35 |
0,35 |
— |
7,5 |
0,22 |
|
8. |
Подача насоса в номинальном режиме, л/с. |
4 |
40 |
40 |
40 |
30 |
40 |
40 |
|
9. |
Напор насоса в номинальном режиме, м.вод.ст. |
400 |
100 |
100 |
100 |
60 |
100 |
100 |
|
10. |
Полная масса Q, кг. |
6950 |
11600 |
15600 |
15600 |
2600 |
18255 |
11000 |
|
11. |
Общее количество напорных пожарных рукавов, шт: |
||||||||
51 мм |
5 |
7 |
7 |
7 |
5 |
4 |
14 |
||
66 мм |
3 |
5 |
5 |
5 |
3 |
— |
— |
||
77 мм |
5 |
6 |
6 |
6 |
3 |
4 |
40 |
||
12. |
Количество вывозимых СИЗОД |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
— |
6 |
|
13. |
Габаритные размеры (ширина х высота х длина), м. |
2,5х2,8Х6,1 |
2,5х3,25х7,9 |
2,5х3,0х7,6 |
2,5х3,0х7,6 |
1,9х2,4х4,5 |
2,5х2,85х8,0 |
2,5х2,6х6,8 |
|
14. |
Тип двигателя (К — карбюраторный, Д — дизельный) |
Д |
Д |
Д |
Д |
К |
Д |
Д |
|
1.2 Специальные пожарные автомобили
АР-2 (43101) Мод.ПМ-538 |
АКП-35 (53213) Мод.ПМ-545А |
АЛ-50 (53228) мод. ПМ-513 |
АГ-12 (3205) |
АСА-20 (43101) |
АШ-6 (3205) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1. |
Шасси |
КАМАЗ43101 |
КАМАЗ53213 |
КАМАЗ53228 |
ПАЗ3205 |
КАМАЗ43101 |
ПАЗ3205 |
|
2. |
Колёсная формула |
6х6 |
6х4 |
6х6 |
4х2 |
6х6 |
4х2 |
|
3. |
Максимальная скорость V max , км/ч |
90 |
80 |
80 |
80 |
80 |
80 |
|
4. |
Боевой расчёт, чел. |
3 |
3 |
3 |
8 |
3 |
8 |
|
5. |
Общее количество пож.Рукавов 77мм/150мм шт. |
60/40 |
_ |
— |
— |
— |
— |
|
6 |
Максимальная мощность N max , кВт (л.с.) |
155 (210) |
155 (210) |
155 (210) |
88,3 (120) |
155 (210) |
88,3 (120) |
|
7 |
Максимальная грузоподъёмность люльки, кг. |
— |
300 |
200 |
— |
— |
— |
|
8 |
Вылет лестницы, м. |
— |
— |
51 |
— |
— |
— |
|
9 |
Вылет стрелы |
— |
19 |
16 |
— |
6 |
— |
|
10 |
Нагрузка на вершину лестницы, кг. |
— |
— |
300 |
— |
— |
— |
|
11 |
Мощность генераторной установки, кВт, не менее |
— |
— |
— |
12 |
20 |
— |
|
12 |
Габаритные размеры (ширина х высота х длина), м. |
2,5х3,4х8 |
2,5х3,5х11 |
2,5х3,58х11 |
2,5х2,29х7,0 |
2,67х3,27х7,845 |
2,5х2,95х7,0 |
|
13 |
Полная масса Q, кг. |
12000 |
19000 |
15800 |
4830 |
11450 |
7500 |
|
14 |
Тип двигателя(К — карбюраторный, Д — дизельный) |
Д |
Д |
Д |
К |
Д |
К |
|
2. Расчёт и проектирование пожарно-технических центров, пожарных отрядов (частей) технической службы
2.1 Обоснование и краткое описание организации пожарных отрядов (частей) технической службы
Основой производственно-технической базы гарнизонов пожарной охраны являются пожарно-технические центры ПТЦ, пожарные отряды (части) технической службы ПО(Ч)ТС, которые являются оперативно-техническими подразделениями ГПС МЧС России.
Пожарные отряды (части) технической службы образуются для поддержания пожарной техники в постоянной боевой готовности по выполнению поставленных задач в минимально короткое время.
Подразделения технической службы (отряды, части, отдельные посты) ГПС создаются в зависимости от количества пожарной техники, средств связи, находящихся на вооружении подразделений гарнизона ГПС МЧС России.
Пожарные отряды технической службы создаются при наличии более 200 единиц основных, специальных и вспомогательных пожарных автомобилей.
Пожарные части технической службы создаются при наличии от 51 до 200 единиц основных, специальных и вспомогательных пожарных автомобилей или свыше 2000 единиц средств связи.
Пожарные отдельные посты технической службы создаются при наличии менее 51 единицы основных, специальных и вспомогательных пожарных автомобилей.
В состав пожарного отряда технической службы входит не менее трёх пожарных частей технической службы:
специальной пожарной техники;
- ремонтно-вспомогательная;
транспортно-хозяйственная и по ремонту средств связи,
для которых устанавливаются следующие разряды.
Первый разряд устанавливается ПЧТС, входящих в состав ПОТС:
специальной пожарной техники, при наличии в боевом расчёте не менее 10 специальных пожарных автомобилей;
- ремонтно-вспомогательным, при обслуживании более 100 единиц пожарной техники;
- транспортно-хозяйственным и по ремонту средств связи, при обслуживании более 60 пожарных частей и более 3000 единиц средств связи.
Второй разряд устанавливается ПЧТС, входящих в состав ПОТС:
специальной пожарной техники, при наличии в боевом расчёте от 4 до 9 специальных пожарных автомобилей;
- ремонтно-вспомогательным, при обслуживании от 50 до 100 единиц пожарной техники;
- транспортно-хозяйственным и по ремонту средств связи, при обслуживании до 60 пожарных частей и от 2000 до 3000 единиц средств связи.
Пожарные отдельные посты технической службы при отряде (части) технической службы создаются при наличии в боевом расчёте более 60 основных пожарных автомобилей.
Задачами пожарно-технических центров, пожарных отрядов (частей) технической службы являются:
Централизованное техническое обслуживание № 2, ремонт и испытание пожарной и транспортной техники, пожарно-технического вооружения, средств связи состоящих на вооружении подразделений и учебных заведений ГПС;
- Участие в ликвидации пожаров, аварий, стихийных бедствий;
- Содержание в боевой готовности пожарной техники, пожарно-технического вооружения, состоящих на вооружении ПТЦ, ПО(Ч)ТС;
- Изготовление отдельных видов пожарной техники;
- Метрологическое обеспечение средств измерений, используемых при техническом обслуживании пожарных автомобилей, аппаратуры и средств связи;
- Получение, хранение и выдача пожарно-технического вооружения, имущества, горюче-смазочных материалов, средств связи и огнетушащих средств;
- Сбор и обработка данных о работоспособности пожарной техники;
- Проведение работы по экономии топливно-энергетических ресурсов;
- Планирование работы ПТЦ, ПО(Ч)ТС;
- Обслуживание и ремонт пожарных рукавов;
Проведение технического диагностирования пожарной техники.
2.2 Расчёт годовой производственной программы
Основой планирования производственной деятельности ПТЦ, ПО(Ч)ТС является годовое план-задание.
Годовое план-задание составляется на основании годовой производственной программы.
Количество ремонтов и технических обслуживаний пожарных автомобилей можно определить зная средний годовой пробег всех пожарных автомобилей одной марки (модели).
Расчётные значения норм межремонтных пробегов и периодичности технического обслуживания определяются по формуле:
T i = Ti н ? К1 ? К2 ;
где: T i н — нормативное значение пробега для соответствующего вида ремонта (приложение 21 [1])
Таблица
№ |
Пожарный автомобиль на шасси |
Пробег в тысячах километрах общего пробега |
||
капитальный ремонт Т кр.н |
средний ремонт Т ср.н |
|||
1. |
КАМАЗ 4326; 43101; 53213; 53228 |
170 |
130 |
|
2. |
Урал 5557 |
100 |
130 |
|
3. |
ЗИЛ 131 |
110 |
80 |
|
4. |
ЗИЛ 130 |
170 |
105 |
|
5. |
УАЗ 469; 3909 |
144 |
128 |
|
6. |
ПАЗ 3205 |
184 |
144 |
|
7. |
ВАЗ 2106 |
96 |
96 |
|
8. |
ВАЗ 2121 |
80 |
80 |
|
Нормативное значение пробега для технического обслуживания № 2 (ТО-2) (приложение 12 [1]).
№ |
Вид пожарного автомобиля |
ТО-2, км. но не реже 1 раза в год |
|
1. |
Основные |
7000 |
|
2. |
Специальные |
5000 |
|
3. |
Вспомогательные |
5000 |
|
К 1 — коэффициент учитывающий условия эксплуатации (0,8 для III категории, при расчёте пробега до капитального ремонта, среднего ремонта и ТО-2);
К 2 — коэффициент учитывающий природно-климатические условия (1 для умеренно-теплого климата).
№ |
Наименование параметров |
Коэффициенты |
Нормативное значение |
Значение, принятое для расчета |
||||
К 1 |
К 3 / |
К 3 // |
К 3 |
|||||
1 |
Периодичность ТО-2 , основных: , АЦ-2,0-4 (5301) , АЦ-3-40 (4326) , АЦ-5-40 (43101) АЦ-5-40 (5557) , АПП(3909)мод6-ДД , АПТ-40 (53213) , АНР-40-1000 (433360) , ПНС-110(131) , специальных: , АР-2(43101) , АКП-35(53213) , АЛ-50 (53228) , АГ-12 (3205) , АСА-20 (43101) , АШ-6 (3205) , вспомогательных:ЗИЛ-130ВАЗ-2121ВАЗ-2106 |
0,80,80,80,80,80,80,80,80,80,80,80,80,80,8 |
1,11,11,11,11,11,11,11,11,11,11,11,11,11,1 |
0,90,90,9 0,9—0,90,9 0,9—————— |
0,990,990,99 0,991,10,990,990,991,11,11,11,11,11,1 |
70007000700070007000700070007000500050005000500050005000 |
5544554455446160554455445544440044004400440044004400100001000010000 |
|
2 |
Периодичность КРосновных:АЦ-2,0-4 (5301)АЦ-3-40 (4326)АЦ-5-40 (43101) АЦ-5-40 (5557)АПП(3909)мод6-ДДАПТ-40 (53213)АНР-40-1000 (433360)ПНС-110(131)специальных:АР-2(43101)АКП-35(53213)АЛ-50 (53228)АГ-12 (3205)АСА-20 (43101)АШ-6 (3205)вспомогательных:ЗИЛ-130ВАЗ-2121ВАЗ-2106 |
0,80,80,80,80,80,80,80,80,80,80,80,80,80,8 |
1,11,11,11,11,11,11,11,11,11,11,11,11,11,1 |
0,90,90,90,9—0,90,90,9—————— |
0,990,990,990,991,10,990,990,991,11,11,11,11,11,1 |
170000170000170000100000144000170000170000110000170000170000170000184000170000184000 |
1346401346401346407920012672013464013464087120149600149600149600161920149600161920200000125000125000 |
|
3 |
Периодичность СРосновных:АЦ-2,0-4 (5301)АЦ-3-40 (4326)АЦ-5-40 (43101)АЦ-5-40 (5557)АПП(3909)мод6-ДДАПТ-40 (53213)АНР-40-1000 (433360)ПНС-110(131)специальных:АР-2(43101)АКП-35(53213)АЛ-50 (53228)АГ-12 (3205)АСА-20 (43101)АШ-6 (3205)вспомогательных:ЗИЛ-130ВАЗ-2121ВАЗ-2106 |
0,7/0,80,7/0,80,7/0,80,7/0,80,7/0,80,7/0,80,7/0,80,7/0,80,7/0,80,7/0,80,7/0,80,7/0,80,7/0,80,7/0,8 |
1,11,11,11,11,11,11,11,11,11,11,11,11,11,1 |
0,90,90,9 0,9—0,90,90,9—————— |
0,990,990,990,991,10,990,990,991,11,11,11,11,11,1 |
10500013000013000013000012800013000010500080000130000130000130000144000130000144000 |
72765900909009090090985609009072765554401001001001001001001108801001001108801050008000096000 |
|
Корректировка нормативов технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей
Дата проверки «___»_______________ , Подпись преподавателя_____________ , Количество капитальных ремонтов пожарных автомобилей по маркам базовых шасси определяем по формуле:
где: L ср — средний общий годовой пробег в км, рассчитываемый по формуле:
N ПА — количество пожарных автомобилей соответствующей марки шасси;
Т кр — скорректированный пробег автомобиля до первого капитального ремонта.
Средний общегодовой пробег основных пожарных автомобилей составит: , Средний общегодовой пробег специальных пожарных автомобилей составит: , Средний общегодовой пробег вспомогательных пожарных автомобилей составит:
Определяем количество капитальных ремонтов пожарных автомобилей по маркам шасси в зависимости от видов пожарных автомобилей:
Для основных пожарных автомобилей:
- КАМАЗ-4326
- КАМАЗ-43101
- КАМАЗ-53213
- Урал-5557
- УАЗ-3909
- ЗиЛ-433360
- ЗиЛ-5301
- ЗиЛ-131
Общее количество капитальных ремонтов основных пожарных автомобилей составит: .
Для специальных пожарных автомобилей:
- КАМАЗ 43101(АР-2)
- ПАЗ-3205 (АГ-12)
Проведение капитальных ремонтов специальным пожарным автомобилям в текущем году не требуется,
Для вспомогательных пожарных автомобилей:
- ВАЗ-2121
- ЗиЛ-130
— ВАЗ-2106
Общее количество капитальных ремонтов вспомогательных пожарных автомобилей составит:
Общее годовое количество капитальных ремонтов пожарных автомобилей составит: , Определяем количество средних ремонтов пожарных автомобилей в гарнизоне по формуле:
Количество средних ремонтов пожарных автомобилей по маркам базовых шасси, в зависимости от видов пожарных автомобилей составит:
Для основных пожарных автомобилей:
- КАМАЗ-4326
- КАМАЗ-43101
- КАМАЗ-53213
- Урал-5557
- УАЗ-3909
- ЗиЛ-433360
- ЗиЛ-5301
- ЗиЛ-131
Общее количество средних ремонтов основных пожарных автомобилей составит: .
Для специальных пожарных автомобилей:
- КАМАЗ
- ПАЗ-3205
Проведение средних ремонтов специальным пожарным автомобилям в текущем году не требуется,
Для вспомогательных пожарных автомобилей:
- ВАЗ-2121
- ЗиЛ-130
— ВАЗ-2106
Общее количество средних ремонтов вспомогательным пожарным автомобилям составит,
Общее годовое количество средних ремонтов пожарных автомобилей составит: , Определяем количество технических обслуживаний № 2 пожарных автомобилей в гарнизоне по формуле:
Количество технических обслуживаний № 2 пожарных автомобилей по маркам базовых шасси, в зависимости от видов пожарных автомобилей составит:
Для основных пожарных автомобилей:
- КАМАЗ-4326
- КАМАЗ-43101
- КАМАЗ-53213
- Урал-5557
- УАЗ-3909
- ЗиЛ-433360
- ЗиЛ-5301
- ЗиЛ-131
Общее количество ТО-2 основных пожарных автомобилей составит:
Для специальных пожарных автомобилей:
КАМАЗ 43101 (АР-2)
- ПАЗ-3205 (АШ)
- КАМАЗ-53213(АКП)
- КАМАЗ-53228(АЛ)
- ПАЗ-3205 (АГ)
- КАМАЗ-43101(АСА)
Исходя из того, что ТО-2 обязательно проводить не реже 1 раза в год, общее количество ТО-2 специальных пожарных автомобилей составит:
Для вспомогательных пожарных автомобилей:
- ВАЗ-2121
- ЗиЛ-130
- ВАЗ-2106
Общее количество ТО-2 вспомогательным пожарным автомобилям составит,
Общее годовое количество ТО-2 пожарных автомобилей составит: , Определение общей годовой трудоёмкости основных работ
Годовой объём работ складывается из объёмов работ по техническому обслуживанию № 2, капитальному ремонту, среднему ремонту, текущему ремонту, ремонту агрегатов и самообслуживанию ПТЦ и ПО(Ч)ТС.
Расчётную трудоёмкость соответствующего вида ремонта определяем из выражения:
где: К 1 — коэффициент, учитывающий условия эксплуатации (0,8 для III категории);
К з — коэффициент, учитывающий природно-климатические условия (1 для умеренно-тёплого климата);
К э — коэффициент, учитывающий сроки эксплуатации. Так как в задании на проектирование сроки эксплуатации пожарных автомобилей не были установлены, принимаем для всех автомобилей коэффициент 1,2 (эксплуатация от 5 до 10 лет).
Для АЛ-50(53228), согласно п.1.7. [2], принимаем дополнительный коэффициент, равный 2.
Таблица. Коэффициенты корректировки трудоемкости
№ |
Наименование параметров |
Обозначение |
Корректирующие коэффициенты |
Нормативное значение |
Значение, принятое для расчета |
|||
К 1 |
К 3 |
К Э |
||||||
1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2,5 2,6 3 3.1 3.2 3.3 |
Трудоемкость ТО-2 Основные: АЦ-2,0-4 (5301) АЦ-3-40 (4326) АЦ-5-40 (43101) АЦ-5-40 (5557) АПП (3909)мод.6-ДД АПТ-40 (53213) АНР-40-1000 (433360) ПНС-110 (131) специальные: АР-2(43101) АКП-35(53213) АЛ-50 (53228) АГ-12 (3205) АСА-20 (43101) АШ-6 (3205) вспомогательные: ЗИЛ-130 ВАЗ-2121 ВАЗ-2106 |
, чел.-час |
1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 |
1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,11,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 |
2 2 |
68 76 79 75 59 100 68 72 68 120 120 68 76 59 68 24 24 |
112,2 125,4 130,35 123,75 97,35 165 112,2 118,8 112,2 396 396 112,2 125,4 97,35 112,2 39,6 39,6 |
|
1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 3 3.1 3.2 3.3 |
Трудоемкость КР Основные: АЦ-2,0-4 (5301) АЦ-3-40 (4326) АЦ-5-40 (43101) АЦ-5-40 (5557) АПП (3909)мод.6-ДД АПТ-40 (53213) АНР-40-1000 (433360) ПНС-110 (131) специальные: АР-2(43101) АКП-35(53213) АЛ-50 (53228) АГ-12 (3205) АСА-20 (43101) АШ-6 (3205) вспомогательные: ЗИЛ-130 ВАЗ-2121 ВАЗ-2106 |
, чел.-час |
1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 |
1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,11,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 |
2 2 |
745 800 800 823 575 800 650 690 800 830 830 650 800 535 386 405 405 |
1229,25 1320 1320 1357,95 948,75 1320 1072,5 1138,5 1320 2739 2739 1072,5 1320 882,75 636,9 668,25 668,25 |
|
1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 3 3.1 3.2 3.3 |
Трудоемкость СР Основные: АЦ-2,0-4 (5301) АЦ-3-40 (4326) АЦ-5-40 (43101) АЦ-5-40 (5557) АПП (3909)мод.6-ДД АПТ-40 (53213) АНР-40-1000 (433360) ПНС-110 (131) специальные: АР-2(43101) АКП-35(53213) АЛ-50 (53228) АГ-12 (3205) АСА-20 (43101) АШ-6 (3205) вспомогательные: ЗИЛ-130 ВАЗ-2121 ВАЗ-2106 |
, чел.-час |
1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 |
1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,11,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 |
2 2 |
430 460 460 460 385 460 380 478 460 480 480 320 460 300 280 130 130 |
709,95 759 759 759 635,25 759 627 778,7 759 1584 1584 528 759 495 462 214,5 214,5 |
|
1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 3 3.1 3.2 3.3 |
Трудоемкость ТР Основные: АЦ-2,0-4 (5301) АЦ-3-40 (4326) АЦ-5-40 (43101) АЦ-5-40 (5557) АПП (3909)мод.6-ДД АПТ-40 (53213) АНР-40-1000 (433360) ПНС-110 (131) специальные: АР-2(43101) АКП-35(53213) АЛ-50 (53228) АГ-12 (3205) АСА-20 (43101) АШ-6 (3205) вспомогательные: ЗИЛ-130 ВАЗ-2121 ВАЗ-2106 |
, чел.-час |
1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 1,2/0,8 |
1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 |
2 2 |
17,5 20 20 20 15,6 20 13 21,5 119,5 20,4 20,4 14,4 19,5 8,7 5,6 2,2 2,2 |
28,875 33 33 33 25,74 33 21,45 35,475 32,175 67,32 67,32 23,76 32,175 14,355 9,24 3,63 3,63 |
|
Дата проверки «___»_________
Подпись преподавателя_______
для АЛ-50(53228), АКП-35(53213)
Годовую трудоёмкость капитального ремонта для каждой марки шасси пожарного автомобиля определяем по формуле:
где: N кр — число капитальных ремонтов по видам и маркам пожарных автомобилей;
t кр — скорректированная трудоёмкость капитального ремонта пожарного автомобиля, чел/ч [2].
Определяем годовую трудоёмкость капитального ремонта пожарных автомобилей в зависимости от марки шасси и вида пожарного автомобиля:
Для основных пожарных автомобилей:
- ЗиЛ-5301
- КАМАЗ-4326
- КАМАЗ-43101
- Урал-5557
- УАЗ-3909
- КАМАЗ-53213
- ЗиЛ-433360
- ЗиЛ-131
Для вспомогательных пожарных автомобилей:
- ЗиЛ-130
- ВАЗ-2121
- ВАЗ-2106
Общая трудоёмкость работ по выполнению капитального ремонта пожарных автомобилей составит:
Годовую трудоёмкость среднего ремонта для каждой марки шасси пожарных автомобилей определяем по формуле:
где: N ср — число средних ремонтов по видам и маркам пожарных автомобилей;
t ср — скорректированная трудоёмкость среднего ремонта пожарного автомобиля, чел/ч [2].
Определяем годовую трудоёмкость среднего ремонта пожарных автомобилей в зависимости от марки шасси и вида пожарного автомобиля:
Для основных пожарных автомобилей:
- ЗиЛ-5301
- КАМАЗ-4326
- КАМАЗ-43101
- Урал-5557
- УАЗ-3909
- КАМАЗ-53213
- ЗиЛ-433360
- ЗиЛ-131
Для вспомогательных пожарных автомобилей:
- ЗиЛ-130
- ВАЗ-2121
- ВАЗ-2106
Общая трудоёмкость работ по выполнению среднего ремонта пожарных автомобилей составит:
Годовую трудоёмкость текущего ремонта для каждой марки шасси пожарного автомобиля определяем по формуле:
где: N ПА — списочное количество пожарных автомобилей (по типу и маркам шасси);
L ср — средний годовой пробег пожарного автомобиля, км.
t тр — скорректированная трудоёмкость на 1000 км пробега, чел/ч [2].
Определяем годовую трудоёмкость текущего ремонта пожарных автомобилей в зависимости от марки шасси и вида пожарного автомобиля:
Для основных пожарных автомобилей:
- ЗиЛ-5301
- КАМАЗ-4326
- КАМАЗ-43101
- Урал-5557
- УАЗ-3909
- КАМАЗ-53213
- ЗиЛ-433360
- ЗиЛ-131
Общая годовая трудоёмкость текущих ремонтов основных пожарных автомобилей составит:
Для специальных пожарных автомобилей:
- КАМАЗ-43101(АР)
- КАМАЗ-53213(АКП)
- КАМАЗ-53228(АЛ)
- ПАЗ-3205 (АГ)
- КАМАЗ-43101(АСА)
- ПАЗ-3205 (АШ)
Общая годовая трудоёмкость текущих ремонтов специальных пожарных автомобилей составит:
Для вспомогательных пожарных автомобилей:
- ЗиЛ-130
- ВАЗ-2121
- ВАЗ-2106
Общая годовая трудоёмкость текущих ремонтов вспомогательных пожарных автомобилей составит:
Общая годовая трудоёмкость текущих ремонтов пожарных автомобилей составит:
Годовую трудоёмкость проведения технического обслуживания № 2 определяем по формуле:
где: N ТО-2 — число технических обслуживаний № 2 пожарных автомобилей данной марки;
t ср — скорректированная трудоёмкость ТО-2 пожарного автомобиля, чел/ч [2].
Определяем годовую трудоёмкость ТО-2 пожарных автомобилей в зависимости от марки шасси и вида пожарного автомобиля:
Для основных пожарных автомобилей:
- ЗиЛ-5301
- КАМАЗ-4326
- КАМАЗ-43101
- Урал-5557
- УАЗ-3909
- КАМАЗ-53213
- ЗиЛ-433360
- ЗиЛ-131
Общая годовая трудоёмкость проведения ТО-2 основных пожарных автомобилей составит:
Для специальных пожарных автомобилей:
- КАМАЗ-43101(АР)
- КАМАЗ-53213(АКП)
- КАМАЗ-53228(АЛ)
- ПАЗ-3205 (АГ)
- КАМАЗ-43101(АСА)
- ПАЗ-3205 (АШ)
Общая годовая трудоёмкость проведения ТО-2 специальных пожарных автомобилей составит:
Для вспомогательных пожарных автомобилей:
- ЗиЛ-130
- ВАЗ-2121
- ВАЗ-2106
Общая годовая трудоёмкость проведения ТО-2 вспомогательных пожарных автомобилей составит:
Общая годовая трудоёмкость проведения ТО-2 пожарных автомобилей составит:
Годовую трудоёмкость ремонта агрегатов определяем по формуле:
где: N i агр — число ремонтов i агрегатов;
t i агр — скорректированная трудоёмкость ремонта основных агрегатов, чел/ч [2].
Определяем годовую трудоёмкость ремонта агрегатов:
для коробок отбора мощности (КОМ):
для насосов:
Общая годовая трудоёмкость ремонта агрегатов составит:
Общую годовую трудоёмкость всех видов работ ПО(Ч)ТС определяем по формуле:
где: П сам — объём работ по самообслуживанию ПО(Ч)ТС, чел/ч, который принимается 10 — 15% от общей трудоёмкости ТО-2 и ремонта. Меньшее значение принимается при большем количестве автомобилей. Для расчёта примем 10%.
Общая годовая трудоёмкость всех видов работ ПО(Ч)ТС составит:
Годовую трудоёмкость работ ПО(Ч)ТС сводим в таблицу:
№ |
Тип и марка пожарного автомобиля, агрегата, дополнительные работы |
кол-во ПА/ агр. |
капитальный ремонт |
средний ремонт |
ТО-2 |
ТР |
П У |
|||||||
N кр |
t кр |
П кр |
N ср |
t ср |
П ср |
N ТО-2 |
t ТО-2 |
П ТО-2 |
П тр |
|||||
— |
чел/ч |
— |
чел/ч |
— |
чел/ч |
чел/ч |
чел/ч |
|||||||
1. |
Основные ПА: |
|||||||||||||
1.1. |
АЦ-2-40(5301) |
111 |
8 |
1229,25 |
9441 |
6 |
709,95 |
4089 |
150 |
112,2 |
16156 |
25153 |
||
1.2. |
АЦ-3-40(4326) |
64 |
4 |
1320 |
5069 |
3 |
759 |
2186 |
88 |
125,4 |
10593 |
16575 |
||
1.3. |
АЦ-5-40(43101) |
65 |
5 |
1320 |
6336 |
2 |
759 |
1428 |
89 |
130.,35 |
11137 |
16834 |
||
1.4. |
АЦ-5-40(5557) |
20 |
2 |
1357,95 |
2607 |
0 |
759 |
0 |
28 |
123,75 |
3326 |
5180 |
||
1.5. |
АПП (3909) мод. 6-ДД |
5 |
0 |
948,75 |
0 |
0 |
635,25 |
0 |
7 |
97,35 |
654 |
1010 |
||
1.6. |
АПТ-40(53213) |
33 |
2 |
1320 |
2534 |
1 |
759 |
729 |
46 |
165 |
7286 |
8546 |
||
1.7 |
АНР-40-1000(433360) |
25 |
2 |
1072,5 |
2059 |
1 |
627 |
602 |
34 |
112,2 |
3662 |
4210 |
||
1.8 |
ПНС-110(131) |
5 |
1 |
1138,5 |
1093 |
0 |
778,7 |
748 |
7 |
118,8 |
789 |
1392 |
||
СУММА: |
328 |
24 |
— |
29139 |
13 |
— |
9782 |
449 |
— |
53603 |
78900 |
|||
2. |
Специальные ПА: |
|||||||||||||
2.1. |
АР-2(43101) |
5 |
0 |
— |
0 |
0 |
— |
0 |
4 |
112,2 |
431 |
579 |
||
2.2. |
АКП-35(53213) |
4 |
0 |
— |
0 |
0 |
— |
0 |
4 |
396 |
3041 |
969 |
||
2.3. |
АЛ-50(53228) |
6 |
0 |
— |
0 |
0 |
— |
0 |
5 |
396 |
3801 |
1454 |
||
2.4. |
АГ-12(3205) |
7 |
0 |
— |
0 |
0 |
— |
0 |
6 |
112,2 |
646 |
598 |
||
2.5 |
АСА-20(43101) |
3 |
0 |
— |
0 |
0 |
— |
0 |
3 |
125,4 |
361 |
347 |
||
2.6 |
АШ-6(3205) |
5 |
0 |
— |
0 |
0 |
— |
0 |
4 |
97,35 |
373 |
258 |
||
СУММА: |
30 |
0 |
— |
0 |
0 |
— |
0 |
26 |
— |
8653 |
4205 |
|||
3. |
Вспомогательные ПА: |
|||||||||||||
3.1. |
ЗиЛ-130 |
18 |
1 |
636,9 |
611 |
1 |
462 |
444 |
11 |
112,2 |
1185 |
1045 |
||
3.2. |
ВАЗ-2121 |
15 |
1 |
668,25 |
642 |
1 |
214,5 |
206 |
9 |
39,6 |
342 |
342 |
||
3.3. |
ВАЗ-2106 |
10 |
1 |
668,25 |
642 |
1 |
214,5 |
206 |
6 |
39,6 |
228 |
228 |
||
СУММА: |
43 |
3 |
— |
1895 |
3 |
— |
856 |
26 |
— |
1755 |
1615 |
|||
4. |
Агрегаты: |
|||||||||||||
4.1. |
Коробка отбора мощности |
2 |
2 |
3,28 |
6 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
||
4.2. |
Насос |
6 |
6 |
12,64 |
72 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
||
СУММА: |
8 |
8 |
— |
78 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|||
5. |
Дополнительные работы: |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
||
ИТОГО: |
401/8 |
27/8 |
— |
31034/78 |
16 |
— |
10638 |
501 |
— |
64011 |
84720 |
209529 |
||
Режим работы пожарного отряда (части) технической службы, фонды времени и количество производственных рабочих
В пожарно-технических центрах, пожарных отрядах (частях) технической службы режим работы планируется по рабочей неделе в одну смену. При пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями средняя продолжительность смены составляет 8 ч. Исходя из принятого режима работы, определяются годовые фонды времени ПТЦ, ПО(Ч)ТС одного рабочего.
Действительный годовой фонд рабочего времени определяется по формуле [2]:
где: Ф н — номинальный фонд времени;
- С — продолжительность отпуска не аттестованных рабочих (24 дня);
- З — коэффициент, учитывающий невыход на работу по уважительным причинам, принимается равным 0,96;
- Д — продолжительность рабочего дня (8 ч.).
Номинальный фонд рабочего времени рассчитывается по формуле [2]:
- где: А — число выходных дней в году (102 в 2009 году);
- Б — число праздничных дней в году (15 в 2009 году);
- Е — число предпраздничных дней в году (8 в 2009 году);
- К — сокращение продолжительности рабочей смены в предпраздничные дни (1 час);
Номинальный фонд рабочего времени в 2009 году составит:
Действительный годовой фонд рабочего времени в 2009 году составит:
Количество производственных рабочих определяется по формуле:
Исходя из того, что численность вспомогательных рабочих принимается в размере 10 — 15% от численности производственных рабочих, число вспомогательных рабочих составит примерно 11 человек.
Общее количество производственных и вспомогательных рабочих составит 130 человек.
Расчёт количества постов.
Определение площадей участков основной производственной зоны.
Расчёт числа постов ТО-2
Исходной величиной для расчёта числа универсальных постов ТО-2 служит такт поста ф ТО-2 или время (в часах) простоя пожарных автомобилей под обслуживанием на данном посту.
где:
- скорректированная средневзвешенная трудоёмкость ТО-2, ч;
р n — число рабочих на посту;
t n — время на установку пожарного автомобиля на пост и съезда с поста (0,16 часа);
Так как трудоёмкость ТО-2 для разных пожарных автомобилей различна, то в расчёте числа постов ТО-2 необходимо учитывать средневзвешенную трудоёмкость:
следовательно:
Такт поста составит:
Количество технических обслуживаний № 2 в сутки определяем по формуле:
где: N ТО-2 — количество ТО-2 пожарных автомобилей за год;
Д р — число рабочих дней в году (248 в 2009 году).
Количество ТО-2 в сутки составит:
Исходя из того, что продолжительность работы зоны ТО-2 — Т см принимается равной одной смене, т.е. 8 часам.
Определяем ритм производства по формуле:
Определяем количество универсальных постов технического обслуживания ТО-2 по формуле:
где: з n =0,9 — коэффициент использования рабочего времени поста.
Для проведения технического обслуживания № 2 необходимо 7 универсальных постов.
Расчёт числа постов ремонта
Число постов ремонта рассчитывается по годовой трудоёмкости работ на постах, включающей разборочно-сборочные, контрольные, регулировочные и крепёжные работы.
Число постов ремонта рассчитывается по формуле:
где: П i — годовая трудоёмкость соответственно капитального, среднего и текущего ремонта, чел/ч;
К р — коэффициент, учитывающий долю объёма работы, выполняемой на постах ремонта (Кр = 0,5);
- ц — коэффициент, учитывающий неравномерность поступления пожарных автомобилей на пост ремонта (ц = 1,2);
Д р — число рабочих дней в году (248 в 2009 году);
- С- число смен (С = 1);
Т см — продолжительность смены, ч (Тсм = 8 часов);
Р n — число рабочих на одном посту (Рn = 4 человека);
з n — коэффициент использования рабочего времени поста (зn = 0,9).
Определяем количество постов капитального ремонта:
Следовательно, для проведения капитальных ремонтов пожарных автомобилей необходимо три поста капитального ремонта.
Определяем количество постов среднего ремонта:
следовательно, для проведения средних ремонтов пожарных автомобилей необходим один пост среднего ремонта.
Определяем количество постов текущего ремонта:
Исходя из того, что в ПТЦ, ПО(Ч)ТС производится только 30 — 40% всех текущих ремонтов пожарных автомобилей, для проведения текущих ремонтов необходим три поста текущего ремонта.
Площадь зон технического обслуживания № 2 и ремонта пожарных автомобилей определяется по формуле:
где: f а — площадь, занимаемая пожарным автомобилем в плане (принимаем в плане 2,5х7м);
Х n — число постов;
К 0 — коэффициент учитывающий свободные зоны и проходы (К0 = 4…5).
Площадь зон технического обслуживания № 2 и ремонта пожарных автомобилей составит:
2.3 Общая компоновка производственных зон ПТЦ ПО(Ч)ТС и технологическая планировка участков
Определим площади производственных участков по площади, занимаемой оборудованием в плане и коэффициенту плотности расстановки оборудования по формуле:
где: f об — площадь занимаемая оборудованием на рассчитываемом участке, м2 ;
К п — коэффициент плотности расстановки оборудования (Кп = 3).
Для определения площади производственных участков (постов), данные по технологическому оборудованию постов и их площади сводим в таблицу:
№ |
Наименование оборудования участка (поста) |
тип или марка |
размеры в плане, м. |
f об , м2 |
У f об , м2 |
F у , м. |
|
1. |
Пост мойки: |
12,0х6,0 |
72 |
||||
2. |
Моторный участок: |
||||||
2.1. |
Компрессор (Q=0,6м 3 /мин. Р=12кгс/с) |
155-2В5 |
1,786Х1,3 |
2,32 |
|||
2.2. |
Эстакада для разборки и сборки передних мостов грузовых автомобилей |
3045 |
2,0х0,9 |
1,8 |
|||
2.3. |
Ванна для мойки деталей V=75 л. |
2031 |
0,3х0,5 |
0,15 |
|||
2.4. |
Вертикально-хонинговальный станок 30х165 мм |
3Г833 |
1,3х2,6 |
3,38 |
|||
2.5. |
Алмазно-расточной станок Ш=30 — 200 мм |
2А78 |
2,5х2,135 |
5,34 |
|||
2.6. |
Станок для перешлифовки коренных шеек коленчатых валов 580х1600 мм |
3А423 |
4,6х1,58 |
7,27 |
|||
2.7. |
Установка для промывки каналов блоков и коленчатых валов двигателей (тупиковая) |
160 |
2,0х0,5 |
1,0 |
|||
2.8. |
Станок для расточки коренных подшипников |
РД-130 |
1,0х2,0 |
2,0 |
|||
2.9. |
Стенд для испытания водяных насосов |
133 |
0,95х0,5 |
0,47 |
|||
2.10. |
Обкаточно-тормозной стенд двигателей |
КИ-2139Б |
2,5х2,0 |
5,0 |
|||
2.11. |
Токарно-винторезный станок 630х1400 |
1М63 |
3,55х1,42 |
5,04 |
|||
2.12. |
Токарно-винторезный станок 400х1000 |
16К20 |
2,795х1,5 |
4,19 |
|||
2.13. |
Токарно-винторезный станок 320х710 |
1А616 |
2,14х1,22 |
2,61 |
|||
Итого по участку (К п = 3): |
40,57 |
122 |
|||||
3. |
Агрегатное отделение: |
||||||
3.1. |
Компрессор (Q=0,6м 3 /мин. Р=12кгс/с) |
155-2В5 |
1,786х1,3 |
2,32 |
|||
3.2. |
Настольно-сверлильный станок Ш=12 мм |
2М112 |
0,77х0,82 |
0,63 |
|||
3.3. |
Точильно-шлифовальный станок Ш=400 мм |
36634 |
0,73х1,27 |
0,93 |
|||
3.4. |
Стенд для разборки и сборки двигателей |
163 |
1,14х0,92 |
1,05 |
|||
3.5. |
Стенд для испытания коробки передач |
КИ 13532 |
2,0х0,5 |
1,0 |
|||
3.6. |
Стенд для разборки и сборки коробки передач |
Р-201 |
0,692х0,54 |
0,37 |
|||
3.7. |
Ванна для нагрева поршней |
8014 |
0,4х0,25 |
0,1 |
|||
3.8. |
Станок для шлифовки фасок клапанов |
УКБ Р-108 |
0,225х0,445 |
0,1 |
|||
3.9. |
Вертикально-хонинговальный станок 30х165 мм |
3Г833 |
1,3х2,6 |
3,38 |
|||
Итого по участку (К п = 3): |
6,88 |
21 |
|||||
4. |
Механический участок: |
||||||
4.1. |
Точильно-шлифовальный станок Ш=400 мм |
36634 |
0,73х1,27 |
0,93 |
|||
4.2. |
Компрессор (Q=0,6м 3 /мин. Р=12кгс/с) |
155-2В5 |
1,786Х1,3 |
2,32 |
|||
4.3. |
Поперечно-строгальный станок. ход ползуна 500 мм |
7В35 |
2,47х1,52 |
3,75 |
|||
4.4. |
Вертикально-сверлильный станок Ш=25 мм |
2Н125 |
2,39х1,13 |
2,7 |
|||
4.5. |
Кругло-шлифовальный станок 200х500 |
3Б12 |
2,6х1,75 |
4,55 |
|||
4.6. |
Плоско-шлифовальный станок 200х630 |
3Г71 |
1,87х1,98 |
3,7 |
|||
4.7. |
Горизонтально-фрезерный станок 320х1250 |
6Т82Г |
1,625х1,63 |
2,64 |
|||
4.8. |
Универсально-фрезерный станок 200х800 |
6Р80 |
1,445х1,515 |
2,2 |
|||
4.9. |
Вертикально-фрезерный станок 250х1000 |
6Р11 |
1,56х2,36 |
3,7 |
|||
Итого по участку (К п = 3): |
26,49 |
80 |
|||||
5. |
Электротехническое отделение: |
||||||
5.1. |
Контрольно-испытательный стенд |
532М |
0,96х1,6 |
1,54 |
|||
5.2. |
Контрольно-испытательный стенд |
Э-211 |
0,91х1,6 |
1,46 |
|||
5.3. |
Верстак |
0,8х1,5 |
1,2 |
||||
Итого по участку (К п = 3): |
5,74 |
18 |
|||||
6. |
Кузнечно-рессорное отделение: |
||||||
6.1. |
Наковальня |
0,5х0,8 |
0,4 |
||||
6.2. |
Рихтовочный станок |
1,5х1,0 |
1,5 |
||||
6.3. |
Горн |
1,5х2,0 |
3,0 |
||||
6.4. |
Молот |
1,3х1,5 |
1,95 |
||||
6.5. |
Верстак |
0,8х1,5 |
1,2 |
||||
Итого по участку (К п = 3): |
8,05 |
24 |
|||||
7. |
Отделение приборов питания: |
||||||
7.1. |
Верстак |
0,8х1,5 |
1,2 |
||||
7.2. |
Верстак |
0,8х1,5 |
1,2 |
||||
7.3. |
Вытяжка (над верстаками) |
1,5х1,5 |
2,25 |
||||
Итого по участку (К п = 3): |
2,4 |
8 |
|||||
7. |
Сварочно-жестяницкое отделение: |
||||||
7.1. |
Тележка |
1,7х1,0 |
1,7 |
||||
7.2. |
Гибочный станок |
1,0х1,5 |
1,5 |
||||
7.3. |
Установка аргонной сварки |
1,0х0,8 |
0,8 |
||||
7.4. |
Сварочный тракер |
0,1х0,7 |
0,07 |
||||
7.5. |
Ножницы гильотинные |
2,5х1,5 |
3,75 |
||||
7.6. |
Станок точечной сварки |
1,5х1,0 |
1,5 |
||||
Итого по участку (К п = 3): |
9,32 |
28 |
|||||
8. |
Медницкое отделение: |
||||||
8.1. |
Верстак |
0,8х1,5 |
1,2 |
||||
8.2. |
Верстак |
0,8х1,5 |
1,2 |
||||
8.3. |
Ванна для проверки радиаторов |
0,8х0,6 |
0,48 |
||||
8.4. |
Компрессор (Q=0,6м 3 /мин. Р=12кгс/с) |
155-2В5 |
1,786Х1,3 |
2,32 |
|||
Итого по участку (К п = 3): |
5,2 |
16 |
|||||
9. |
Столярное отделение: |
||||||
9.1. |
Верстак |
0,8х2,0 |
1,6 |
||||
9.2. |
Верстак |
0,8х2,0 |
1,6 |
||||
9.3. |
Циркулярная пила |
0,6х1,0 |
0,6 |
||||
9.4. |
0,6х1,0 |
0,6 |
|||||
Итого по участку (К п = 4): |
4,4 |
18 |
|||||
10. |
Окрасочное отделение: |
12,0х6,0 |
72 |
||||
11. |
Аккумуляторное отделение: |
||||||
11.1. |
Верстак |
0,8х1,5 |
1,2 |
||||
11.2. |
Стеллажи |
0,5х2,0 |
1,0 |
||||
Итого по участку (К п = 3): |
2,2 |
7,0 |
|||||
12. |
Цех ремонта ПТВ: |
||||||
12.1. |
Точильно-шлифовальный станок Ш=400 мм |
36634 |
0,73х1,27 |
0,93 |
|||
12.2. |
Пресс гидравлический |
1,0х1,0 |
1,0 |
||||
12.3. |
Компрессор (Q=0,6м 3 /мин. Р=12кгс/с) |
155-2В5 |
1,786Х1,3 |
2,32 |
|||
12.4. |
Вертикально-хонинговальный станок 30х165 мм |
3Г833 |
1,3х2,6 |
3,38 |
|||
12.5. |
Токарно-винторезный станок 500х2000 |
16К25 |
2,795х1,5 |
4,19 |
|||
Итого по участку (К п = 3): |
11,82 |
36 |
|||||
Итого по всем участкам: |
522 |
||||||
Общая площадь здания производственного корпуса составит:
Примем ширину здания В = 36 м, тогда длина здания составит:
Длину здания примем кратной длине строительных плит (6 метров), тогда площадь здания производственного корпуса составит:
На основании полученных данных определяем общую планировку производственного корпуса.
3. Расчёт и проектирование центральных рукавных баз
3.1 Этапы эксплуатации пожарных рукавов
Под эксплуатацией пожарных рукавов понимается их использование для выполнения оперативных задач, техническое обслуживание, ремонт, учёт и хранение.
Особенно важным этапом эксплуатации пожарных рукавов является их использование. При этом рукава находятся в отсеках пожарных автомобилей или применяются непосредственно при тушении пожаров, проведении учений. В этот период от технического состояния рукавов, их работоспособности во многом зависит успех проводимых пожарными подразделениями боевых действий.
Техническое обслуживание пожарных рукавов — это комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания пожарных рукавов в исправном состоянии. Обслуживание пожарных рукавов, находящихся в эксплуатации включает в себя: оттаивание (отмочку), мойку, испытание, сушку, талькирование, скатку и перекатку рукавов.
Ремонт пожарных рукавов производится в случае, если рукава не выдержали испытаний, а также при получении ими в процессе эксплуатации повреждений, таких как проколы, прожоги, разрывы, протиры каркаса, внутренние отслоения.
Учёт наличия и состояния пожарных рукавов ведётся на рукавной базе (посту) и в пожарной части. При отсутствии в гарнизоне рукавной базы — только в пожарной части. Документами для учёта наличия рукавов, их состояния и списания являются: паспорт рукава, ведомость состояния рукавного хозяйства, акт на списание рукавов, а при централизованном обслуживании дополнительно: суточная ведомость движения рукавов и контрольный лист движения рукавов.
Наиболее длительным этапом эксплуатации пожарных рукавов является их хранение. Хранению подлежат только чистые высушенные рукава. Всасывающие рукава должны храниться в помещении параллельными рядами высотой не более 1 метра при температуре от — 25єС до + 30 єС и размещаться на расстоянии не менее 1 метра от теплоизлучающих приборов. Напорные рукава хранятся на стеллажах в скатках в вертикальном положении. Стеллажи обеспечиваются поддонами, на которые укладываются скатки рукавов. Поддоны должны исключать контакт скатки с острыми кромками каркасов стеллажей. Рукава больших диаметров размещаются на нижних полках стеллажей. Новые рукава хранятся в отдельном складском помещении или на специально выделенных стеллажах.
3.2 Обоснование централизованной системы эксплуатации рукавов
Обеспечение эффективного использования пожарных рукавов, их долговечность, от которых в значительной степени зависит успех тушения пожара, достигается не только совершенствованием конструкции и технологией изготовления, но и организацией рациональных методов их эксплуатации.
Техническое обслуживание, хранение, ремонт и учёт могут осуществляться в условиях пожарных частей при децентрализованной системе эксплуатации рукавов ДСЭР), так и при централизованной системе эксплуатации рукавов (ЦСЭР) на специальных рукавных базах гарнизона пожарной охраны.
При децентрализованной системе эксплуатации рукавов их обслуживание, хранение, ремонт и учёт производится в пожарных частях, что влечёт за собой создание запаса рукавов из расчёта 2 комплекта на каждый пожарный автомобиль, включая резервные, а также необходимость оборудования помещений пожарной части специальным оборудованием, агрегатами и инструментами для проведения технического обслуживания, ремонта и хранения рукавов.
При централизованной системе эксплуатации рукавов их обслуживание, хранение, ремонт и учёт производится на специальной рукавной базе, а оперативные подразделения только используют рукава на пожарах и учениях.
Централизованная система эксплуатации рукавов может функционировать в гарнизоне по одному из возможных вариантов.
В первом варианте, в зависимости от обстановки на пожаре, руководитель тушения пожара вызывает с рукавной базы автомобиль по доставке рукавов по вызову № 2 и выше с запасом сухих рукавов (до 100 — 120 штук) разного диаметра. Если требуется большее количество рукавов, автомобиль может прибыть с прицепом, доставляя дополнительный запас рукавов. Оперативные подразделения обменивают использованные на пожаре рукава на сухие. Таким образом, подразделения укомплектовываются на пожаре сухими рукавами и возвращаются в часть или могут следовать по другому вызову.
Второй вариант может быть использован, если место работы подразделения или путь следования боевых расчётов близки к рукавной базе. В таком случае, обмен рукавов целесообразнее осуществлять с заездом на рукавную базу. Возможны так же возвращения боевых расчётов в пожарную часть без обмена использованных рукавов, если боевое развёртывание производилось с применением 1 — 3 рукавов. В этом случае, использованные рукава заменяются из небольшого запаса (5 — 6 шт.) рукавов, имеющегося в части. Автомобиль доставки рукавов, периодически объезжая пожарные части, обменивает рукава на сухие.
3.3 Определение исходных расчётных параметров проектирования центральной рукавной базы
Определяем число N А — агрегатов испытания, сушки и талькирования рукавов (АИСТ) по формуле:
где: N н — численность населения города, тыс. человек (Nн = 1450);
N пч — число пожарных частей в городе (Nпч = 18).
По данным таблицы 3.1. [4] определяем количество технологического оборудования линии обслуживания пожарных рукавов:
- рукавомоечная машина — 1 шт.;
- приспособление для скатки и перекатки напорных рукавов — 1 шт.;
- ванна отмочки рукавов — 1 шт.;
- накопительная катушка — 1 шт.;
- станок для навязки соединительных головок — 1 шт.;
- приспособление для ремонта рукавов — 1 шт.
Определяем число N адр — автомобилей для доставки и обмена рукавов (АДР), исходя из двух условий: интенсивность потока выезда АДР ладр и от протяжённости территории города.
Определим число автомобилей для доставки и обмена рукавов в зависимости от интенсивности потока выезда АДР:
Из таблицы 3.2. [4] определяем число автомобилей, N адр = 3 ед.
Найдём число автомобилей доставки рукавов, определяемое в зависимости от протяжённости территории города и принятого радиуса выезда:
- где: L — протяжённость территории города, (L = 50 км);
R адр — радиус выезда автомобиля доставки рукавов, (Rадр = 12 км).
Окончательно требуемое число автомобилей для доставки и обмена рукавов составит 3 единицы.
Резервный запас рукавов в гарнизоне находим по формуле:
где: — максимально требуемое расчётное число рукавов при ЦСЭР в зависимости от численности населения города
Для сравнительной оценки сокращения резервного запаса при внедрении ЦСЭР по сравнению с ДСЭР определяем отношение:
где: — резервный запас рукавов в гарнизоне при децентрализованной системе эксплуатации и ремонта рукавов, который рассчитывается из условия: 2 комплекта резервных рукавов на каждый пожарный автомобиль боевого расчёта с учётом 100% резервных автомобилей в гарнизоне пожарной охраны города.
Определяем количество резервного запаса рукавов, исходя из количества рукавов вывозимых на пожарных автомобилях:
- АЦ-2,0-4(5301)
- АЦ-5-40(43101)
- АПП-3909 мод. 6-ДД
- АНР-40-1000(433360)
При внедрении централизованной системы эксплуатации и ремонта рукавов, требуется в 6,35 раза меньше пожарных рукавов резервного запаса, чем при децентрализованной системе эксплуатации и ремонта рукавов.
Определяем численность производственных рабочих на ЦРБ по формуле:
где: — число рукавов, находящихся в боевом расчёте пожарных автомобилей гарнизона пожарной охраны города
Определяем численность водительского состава на ЦРБ по формуле:
3.4 Определение производственных площадей ЦРБ и их компоновочные решения
В состав помещений центральной рукавной базы входят:
- Участок мойки, испытания, сушки и ремонта рукавов;
- Гараж-стоянка на два автомобиля доставки рукавов;
- мастерская технического обслуживания;
- Склад рукавов;
- Помещение дежурного;
- Склад новых рукавов.
Площадь участка мойки, испытания, сушки и ремонта рукавов определяется по формуле:
где: S i — площадь элемента технологического оборудования на рассматриемом участке;
Данные по площадям занимаемым технологическим оборудованием с учётом плотности размещения оборудования сводим в таблицу:
№ |
Наименование оборудования |
Размеры в плане, м |
К |
Площадь, м 2 |
|
1. |
Ванна для оттаивания и отмочки рукавов |
21,0х0,8 |
10 |
168,0 |
|
2. |
Рукавомоечная машина РМ-4 |
1,8х0,8 |
4 |
5,76 |
|
3. |
АИСТ-3 |
3,5х2,8 |
4 |
39,2 |
|
4. |
АИСТ-3 |
3,5х2,8 |
4 |
39,2 |
|
5. |
АИСТ-3 |
3,5х2,8 |
4 |
39,2 |
|
6. |
Накопительная катушка |
2,0х0,8 |
4 |
6,4 |
|
7. |
Приспособление скатки и перекатки пожарных рукавов ПСР-2 |
0,7х0,8 |
4 |
2,24 |
|
8. |
Станок для навязки соединительных головок ПНГ-1 |
0,7х1,4 |
4 |
3,92 |
|
9. |
Стол для ремонта и контроля рукавов |
21,0х0,8 |
5 |
84,0 |
|
10. |
Вулканизатор переносной электрический |
0,8х1,5 |
3 |
3,6 |
|
Итого по участку (F уч ) |
391,52 |
||||
Определяем площадь гаража стоянки для автомобилей доставки рукавов по формуле:
(S адр = 30м2 );
К адр — коэффициент, учитывающий свободное пространство вокруг автомобиля (Кадр = 3).
Определяем площадь склада рукавов по формуле:
где: — максимально требуемое расчётное число рукавов при централизованной системе эксплуатации и ремонта рукавов
Помещения дежурного, склада новых рукавов и мастерской технического обслуживания принимаются равными по 20 м 2 .
Исходя из полученных расчётных данных, общая площадь здания центральной рукавной базы составит:
Примем ширину здания В = 24 м, тогда длина здания составит:
Длину здания примем кратной длине строительных плит (6 метров), тогда площадь здания центральной рукавной базы составит:
На основании полученных данных определяем общую планировку здания центральной рукавной базы.
Технологическая схема обслуживания рукавов
Заключение
В выполненном курсовом проекте рассмотрен вопрос расчёта и проектирования пожарно-технических центров, пожарных отрядов и частей технической службы, а также центральных рукавных баз гарнизонов пожарной охраны.
Создание этих подразделений в гарнизонах пожарной охраны в значительной степени влияет на оперативность работы пожарных подразделений, эффективность использования финансовых средств, сокращение расходов на содержание подразделений пожарной охраны.
Реализация потенциальных свойств изделий пожарной техники, в частности таких, как функциональные показатели и эксплуатационная надёжность, осуществляется с использованием методов и средств технической эксплуатации. Для решения стоящих перед технической эксплуатацией задач необходимы знание закономерностей изменения технического состояния тех или иных видов пожарной техники, их зависимость от параметров внешней среды и условий эксплуатации.
Важное значение для решения проблем управления техническим состоянием пожарной техники имеет принятая система её обслуживания и ремонта, регламентирующая режимы и другие нормативы по содержанию изделий в технически исправном состоянии. Совершенствование технологических процессов технического обслуживания и ремонта, широкое внедрение в них диагностирования технического состояния изделий пожарной техники, являются существенными элементами обеспечения высокой боевой готовности и эксплуатационной надёжности техники.
Обеспечение эффективного использования пожарных рукавов, их долговечность, от которых в значительной степени зависит успех тушения пожара, достигается не только совершенствованием конструкции и технологией изготовления, но и организацией рациональных методов их эксплуатации.
При децентрализованной системе эксплуатации рукавов их обслуживание, хранение, ремонт и учёт производится в пожарных частях, что влечёт за собой создание запаса рукавов из расчёта 2 комплекта на каждый пожарный автомобиль, включая резервные, а также необходимость оборудования помещений пожарной части специальным оборудованием, агрегатами и инструментами для проведения технического обслуживания, ремонта и хранения рукавов.
При централизованной системе эксплуатации рукавов их обслуживание, хранение, ремонт и учёт производится на специальной рукавной базе, а оперативные подразделения только используют рукава на пожарах и учениях.
пожарный автомобиль рукав технический
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovoy/kursovyie-rabotyi-pojarnaya-tehnika/
1. Наставление по технической службе Государственной противопожарной службы МВД России: Приказ МВД РФ от 24. 01.1996 г. № 34. — М., 1996. — 170 с.
2. Приказ МВД России от 25.09.95 г. № 366 “Об утверждении нормативов трудоемкости технического обслуживания и ремонта пожарных машин”
3. ВСН 01-89 Предприятия по обслуживанию автомобилей. — М.: Минавтотранс РСФСР, 1989 г.;
4. Инструкция по эксплуатации пожарных рукавов. — М.: ГУГПС МВД России, 1994 — 41 с.;
5. Методические указания по курсовому проектированию по дисциплине «Пожарная техника», под редакцией к.т.н. Ульянова Н.И.. — М., 2001 г.