Техническое задание на курсовой проект
:
двухмассовой системы
сопротивления ΔМ
Исходные данные для проектирования АЭП
Вариант 1.0
Наименование величин |
Значения |
Значение коэффициентов для расчете режима резания |
kv =1.6; kpz =1.5; xpz =1.0; ypz =0.8; np =0 |
cpz |
90 |
cv |
150 |
xv |
0.2 |
yv |
0.8 |
m |
0.2 |
T , мин |
60 |
Глубина резания, t, мм |
t= 2 |
Величина подачи, S , мм |
Υ = 45 |
КПД станка |
= 0,8 |
Максимальная скорость шпинделя, с |
ώш мах = 18 |
Общий диапазон регулирования скорости |
D = 150 |
Длительность переходного процесса при управляющем воздействии. |
t =0,4 с |
Длительность переходного процесса при возмущающих воздействии |
t не более 0,5 |
Динамическая ошибка замкнутой системы, % |
3 |
Момент инерции механизма станка приведенный к валу двигателя J , кг м |
J = 0,3 |
Частота упругих колебаний механической системы, с-1 |
ω =100 |
Коэффициент демпфирования упругих колебаний ξУ |
=0,1 |
Система электропривода |
Тиристорный преобразователь-двигатель |
Глава 1. РАСЧЕТ И ВЫБОР СИЛОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ.
1.1.Выбор электродвигателя главного движения карусельного станка
Требуемая мощность приводного электродвигателя шпинделя станка рассчитывается для длительного режима работы по формуле:
где, F — усилие резания, Н ;
- скорость резания, м/мин;
- КПД станка.
Fz =9.81 cpz kpz txpz Sypz Vnp , V = cv kv / Tm txvSyv .
Соответствующие параметры расшифрованы в таблице исходных данных., Таким образом получаем:
= 9.81 90 1.5 21 0.60.8 1 = 1748.47 Н.
= 150.9 м/мин
Р кВт
по расчитаной мощности выбираю двигатель: так как мощность двигателя 5,5 кВт, то выбираем приводной электродвигатель постоянного тока независимого возбуждения серии 2ПФ типа 2ПФ132М.
Технические данные электродвигателя постоянного тока 2ПФ132М:
- частота вращения номинальная n
- частота вращения максимальная
- ток якоря
- КПД =80 % ;
- сопротивление обмотки якорной цепи R
- сопротивление обмотки возбуждения R
- число проводников якоря
- число витков обмотки возбуждения
- число главных полюсов 2Р
- момент инерции J
- номинальное якорное напряжения
- номинальное напряжения возбуждения
- число параллельных ветвей обмотки якоря 2а=2;
- управление скоростью электропривода- двухзонное.
Передаточное число редуктора находится по формуле:
i =
где, -максимальная скорость двигателя,
- максимальная скорость шпинделя.
, с
i =
Индуктивность цепи якоря двигателя приближенно может быть рассчитана по формуле Линвилля-Уманского:
где,:
- номинальный ток якоря, А
- номинальное якорное напряжение двигателя
- число пар полюсов
- коэффициент компенсации при наличии компенсационной обмотки
- номинальная угловая скорость двигателя
- вычисляется по формуле:
где, -номинальная частота вращения
Расчет активного сопротивление якорной цепи двигателя
1.2. Выбор тиристорного преобразователя (ТП)., Исходя из условий:
=440 В, = 30А.
Исходя из требований, получаем: Преобразователь типа
Тип преобразо-вателя |
Напряжение U , В |
Ток номинальный I , А |
Ток максимальный I , А |
КПД ,% |
КТЭ 50/440 |
440 |
50 |
100 |
95 |
Уравнение характеристики СУТП: = 90–
Максимальный ток – ток, при котором допускается работа агрегата в повторно- кратковременном режиме в течение 15 с. со времени цикла 10 мин при условии, что среднеквадратичное значение тока не превышает номинального значения. Управление реверсивным тиристорным агрегатом — раздельное. Силовая часть преобразователя построена по трехфазной мостовой схеме выпрямления. Агрегаты с номинальным напряжением 440 В предназначены для непосредственного подключения к сети с линейным напряжением 380 В.
для дальнейших расчетов необходимо определить индуктивность L
L =L + L + L
В рассматриваемой схеме нет уравнительного реактора и силового трансформатора поэтому
L = L
Следуя условию: I, Получаем: Трехфазный токоограничивающий реактор типа РТСТ-41-1,0 У3
Тип реактора |
Ток I , А |
Напряжение сети U , В |
Индуктивность L , мГн |
Активное сопротивление R , Ом |
РТСТ-41-1,0У3 |
41 |
410 |
1,000 |
0,08850 |
L = L =1 мГн = 10-3 Гн
Сопротивление R
R =R + R + R + R + R
В моем случае: R, Сопротивление коммутации рассчитываем по формуле:
R = L · f · m
- индуктивность анодной цепи тиристора
f-частота питающей сети (50 Гц)
m-число пульсаций ТП (для мостовой схемы m=6)
R =1·10-3·50·6=0,3 Ом
R = 2 0,088+0,3=0,476 Ом
1.3. Выбор сглаживающего дросселя
При работе тиристорного преобразователя на якорь двигателя в ряде случаев необходим сглаживающий дроссель. Эту необходимость следует проверить, так как параметры силовой цепи тиристорного преобразователя и конструктивные особенности двигателя могут допускать бездроссельный вариант привода. Основными расчетными параметрами дросселя являются его номинальный ток I и индуктивность L .
При выборе дросселя по току справедливо условие: I, Индуктивность дросселя: L
L — полная индуктивность якорной цепи
L — индуктивность тиристорного преобразователя
L — индуктивность двигателя
Требуемое значение L
L =
где,
е — относительная величина эффективного значения первой гармоники выпрямленного напряжения (для широко регулируемых ЭП е =0,22….0,24).
Выберу е =0,24
Е — максимально выпрямленная ЭДС ТП
i — относительная величина эффективного значения первой гармоники выпрямленного тока (для двигателей серии 2ПФ и 4ПФ i = 0,07)
- угловая частота пульсаций
Найду : = 2··f·m
Где f-частота питающей сети (50 Гц)
m-число пульсаций ТП (для мостовой схемы m=6)
= 2·3,14·50·6=1884 с
Таким образом, L
L =L — L — L =0,031 -0,001-0,017=0,013>0
Дроссель нужен., Значение L
где: I — минимальный рабочий ток двигателя.
Определим: I
I = 0,2 · I
= 0,2 ·30 = 6 А
Гранично-непрерывный ток I
I =
где: = arccos ( )
где: E = к
— Ф· + I · R
кФ-к0оэффициент передачи по магнитному потоку
-полное активное сопротивление якорной цепи ТП-Д,
Так как, сглаживающий дроссель еще не выбран, то его сопротивление R
R =
U -падение напряжения на дросселе
U = U ·0,01
U =0,01·440=4,4 В
R = Ом
R =0,66+0,476+0,14=1,276 Ом
=
где, -минимальная угловая скорость,
- максимальная угловая скорость двигателя 4500
- диапазон управления скоростью
= =3,14 с
кФн=
кФн= =3,7 В·с
=3,7·3,14+30∙1,276 =49,8 В
=arccos =84°
I = 5,7 A
Условие I <I выполнено , т . к . 5,7<6 [A]
Дроссель нужен.
L = L — L — L
L =0,031-0,017-0,001=0,013 Гн
L > L и I ≥
Исходя из условия: выбираем сглаживающий дроссель:
ДФ — 7
Тип дросселя |
Ток, I А |
Индуктивность L, мГн |
ДФ – 7 |
40 А |
15 |
Определяем уточнённое значение L
L = L + L +L
L =0,017+0,001+0,015=33∙ 10-3 Гн =33мГн
1.5. Определение коэффициентов передачи и постоянных времени силовых элементов
В работе следует использовать динамические коэффициенты передачи звеньев САУ, определяемые как отношение приращения, выходной переменной к приращению входной переменной в рабочей точке статической характеристики звена.
Коэффициент передачи двигателя при управлении напряжением якоря
К =
К = =0,28
Коэффициент передачи двигателя по возмущению-изменению
К =
К = =0,08
Коэффициент передачи тиристорного преобразователя (ТП)
К . =
U =0….10В
∆Е =Е -Е
∆U =U -U
Е = Е sin ( ),
Е =513 В
=10 В, таким образом:
Построим зависимость Е
U |
0 |
0,5 |
1 |
1,5 |
2 |
2,5 |
3 |
3,5 |
4 |
4,5 |
5 |
Е |
0 |
36,23 |
72,28 |
107,97 |
143,12 |
177,56 |
211,11 |
243,6 |
274,88 |
304,78 |
333,17 |
U |
5,5 |
6 |
6,5 |
7 |
7,5 |
8 |
8,5 |
9 |
9,5 |
10 |
|
Е |
359,89 |
384,81 |
407,81 |
428,77 |
447,59 |
464,18 |
478,44 |
490,32 |
499,75 |
506,68 |
рис. 1 Регулировочная характеристика тиристорного преобразователя
Е =кФω + I R
Е =3,7·114 + 1,276∙30= 385,8 В
Е =кФω + I R
ω =
=
= =471 с
ω = =3,14 с
Е =3,7·3,14+30∙1,276 = 49,88 В
U = arcsin ( )
U = arcsin( )= 5,4 В
U = arcsin( )
U = arcsin ( )= 0,09 В
К =
К = =63,2
Электромагнитная постоянная времени
Т =
Т = =0,025 с
Электромеханическая постоянная времени привода
Т =
- суммарный момент инерции ЭП
J = J + J
=0,65+0,3 = 0,95 кг·м
Т = c
Глава 2. КОМПОНОВКА И РАСЧЕТ СТАТИКИ САУ
2.1. Выбор структуры САУ
В соответствии с техническим заданием в курсовой работе рассматриваем двухконтурную систему регулирования скорости.
При выборе типа элементов САУ следует ориентироваться на отечественную систему
УБСР-АИ
Данные элементов УБСР-АИ
Тип элемента |
Наименование Элемента |
Характеристики элемента |
|||
U ,В |
R ,кОм |
R ,кОм |
К |
||
У2-АИ У4-АИ |
Операционные усилители |
-10 +10 |
150 |
2 |
Не менее 10000 |
ФВ- I АИ |
Фазочувствительный выпрямитель |
8 |
5 |
2 |
1,25 |
ДТ- I АИ |
Датчик тока |
0,075…0,2 |
0,01 |
2 |
40…140 |
ДН- I АИ |
Датчик напряжения |
-10,+10 |
10 |
2 |
1 |
2.2. Построение функциональной схемы САУ
Функциональная схема САУ позволяет определить основные функциональные связи между звеньями системы.
Структура системы имеет следующий вид:
U з ДТ Д ДС
ЗУ
ТП
РТ
РС
U ос
где: ЗУ — задающее устройство скорости ;
РС — регулятор скорости ;, РТ — регулятор тока ;, ТП — тиристорный преобразователь ;, ДТ — датчик тока ;, ДС — датчик скорости ;, Д — электродвигатель ;
- заданное напряжение скорости ;
U — напряжение обратной связи по скорости
В качестве типовых регуляторов тока и скорости могут использоваться пропорциональные, пропорционально-интегральные, пропорционально-интегрально-дифференциальные регуляторы.
2.3 . Расчет статических характеристик САУ
В этом разделе рассчитываются приближенные графики и механические характеристики двигателя =f(M) в разомкнутой системе на верхней и нижней скоростях. Строятся графики на рабочем отрезке М (М =M ).
=
Мс =
Мс= = 48,24 Н·м
при М=0 =
= = 104,2 с
при М=Мс =
= = 99,8 с
при М=0 =
= = 13,45 с
при М=М =
= = 9,05 с
Определю просадку скорости:
=
= ·100% = 4,2 %
=
= ·100%= 32 %
Расчет значения скорости для второй зоны регулирования при ослаблении магнитного потока в 2 раза получаем:
При:
при уменьшении момента на валу двигателя в 2 раза получаем:
рис.2 Механические характеристики.
2.4. Выбор элементов САУ и расчет параметров обратных связей
Функциональная схема включения датчика и регулятора скорости.
C 0
Ro
РС
R з
R с
ТГ
п
R1
C 1
При использовании аналоговых регуляторов на базе операционных усилителей, например, регуляторов серии УБСР-АИ, коэффициент передачи обратной связи по скорости можно определить следующим образом:
К =К ·К =
К = =0,08 В·с
где, U -максимальное значение управляющего напряжения задающего устройства (для элементов УБСР-АИ U = 10 В )
- номинальная угловая скорость двигателя
В качестве датчиков скорости могут применяться тахогенераторы постоянного тока типов ТМГ, ТГ, ТД, ПТ и другие. Тахогенератор выбирается из условия: n >n , так как
n = 4500 об/мин
Исходя из условий выбираем ТГ-3
Тип тахогене-ратора |
Коэффициент передачи, В·с |
Сопротив- ление обмотки якоря, Ом |
Макс. ток нагрузки, А |
Макс. частота вращения, об\мин |
Напряжение возбуж- дения, В |
Ток возбуждения, А |
ТГ-3 |
0,16 |
51 |
0,10 |
4000 |
27 |
0,30 |
Рассчитаем коэффициент передачи датчика скорости К
К =К ·К ·К
где, К — коэффициент передачи потенциометра(0,5)
К — коэффициент передачи сглаживающего дросселя (0,95)
К — коэффициент передачи тахогенератора,
К = 0,16·0,95·0,5 = 0,076 В·с
Определим коэффициент приведения обратной связи по скорости к задающему входу регулятора скорости:
К = К = = 1,05
Коэффициент передачи обратной связи по току в системах подчиненного регулирования определяется выражением:
К =
где, U — напряжение ограничения регулятора скорости, получаемое с помощью соответствующего блока ограничения, 10 В
- максимальное значение тока якоря двигателя
I =2,5· I
=2,5·30 = 75 А
К = = 1,3
Найдем коэффициент передачи датчика тока К
К = К · К
где, К — коэффициент передачи шунта
К — коэффициент усиления датчика тока ДТ-1АИ (выберу 100)
Тип элемента |
Наименование Элемента |
Характеристики элемента |
|||
U ,В |
R ,кОм |
R ,кОм |
К |
||
ДТ- I АИ |
Датчик тока |
0,075…0,2 |
0,01 |
2 |
40…140 |
Вычислим К
К =
где, U =75мВ
I ≥ I ( I =30 A ), так как I = 50, 75, 100, 150, 200, 300, 500 А то выбираем
=50 А , тогда получаем:
К = =1,5·10-3
К =1,5·10-3·100=0,15
Рассчитаем коэффициент приведения обратной связи по току (К
К =
К = = 8,6
К =
Глава 3 .СИНТЕЗ И РАСЧЕТ ДИНАМИКИ САУ.
3.1. Составление передаточных функций звеньев САУ .
Построенная выше функциональная схема САУ даёт возможность выделить отдельные динамические звенья САУ 1-го и 2-го порядка. Для каждого звена надо составить его передаточную функцию и структурную схему.
Тиристорный преобразователь
где: ТТП-постоянная времени, ТТП=ТФ+τТП(ТФ-постоянная времени фильтра(0,003…..0,005), τТП-время запаздывания силовой части(τТП= ).
τТП= = 0,05
ТТП=0,05+0,004=0,054
W ТП(р)=
Датчики скорости и тока
для датчика скорости ТДС=0,01…0,02; для датчика тока ТДТ=0,002…0,005.
W ДС(р)=
W ДТ(р)=
Передаточные функции П-,ПИ-,ПИД-регуляторв, построенных на базе операционных усилителей, соответственно могут быть представлены в виде:
β- динамический коэффициент усиления
τ- постоянная времени настройки регулятора
Структурная схема имеет вид:
ЗУ
3.2. Построение структурной динамической схемы и синтез регуляторов .
В САР скорости контур тока чаще всего настраивается на оптимум по модулю(ОМ), а контур скорости- на симметричный оптимум(СО).
Так как структура СЭП с упругими звеньями надо рассчитать сопрягающие частоты:
,
ξ1= ξУ
Т1= =0,01 с
ξ1= ξУ=0,1
Коэффициент отношения масс:
q = =
q = 0,68
так как q>0,5 надо применить вторую ступень оптимизации.
Т2= ;
ξ2= ξ1·
Т2= =0,016 с
ξ2= 0,1· =0,063
Параметры
1= = 93,6
1= =0,1
передаточная функция контура скорости :
Параметры ПИ-регулятора тока настраиваем как в жесткой системе:
2=
2= Т = 0,02
К =
Суммарная малая постоянная времени контура тока: Т =Т +Т
К = = 64,3
Т =0,054+0,002= 0,056
2= =0,002
передаточная функция разомкнутого контура тока :
передаточная функция замкнутого контура тока :
передаточная функция двигателя с упругими связями
W
W
передаточная функция механизма:
W
W
3.3 Оптимизация цепи возбуждения двигателя
- контур тока возбуждения
Т =σ с 2р
где, Т -постоянная времени контура тока возбуждения ;
σ -коэффициент рассеивания потока двигателя 1,15….1,25 , выбираем σ =1,2 ;
с -коэффициент намагничивания;
с =
для того, чтобы найти коэффициент намагничивания с
IW , А·в |
0 |
1360 |
2720 |
4080 |
5440 |
6800 |
8160 |
Ф, Вб |
0 |
0,01863 |
0,03657 |
0,05244 |
0,06141 |
0,069 |
0,07383 |
рис. 3 Кривая намагничивания.
из графика видно, что ΔIW =2757,5 А·в;
- ΔΦ =0,026078 Вб;
с = =9,46·10
- число витков на полюс обмотки возбуждения
- сопротивление обмотки возбуждения в нагретом состоянии
Вычисляем номинальный ток возбуждения
I =
I = A
Исходя из условий:
=220 В., = 1,9 А.
Исходя из требований, получаем: Преобразователь типа
Тип преобразо-вателя |
Напряжение U , В |
Ток номинальный I , А |
Ток максимальный I , А |
КПД ,% |
КТЭУ 5/220 |
220 |
5 |
40 |
85 |
Уравнение характеристики СУТП: = 90–
Максимальный ток – ток, при котором допускается работа агрегата в повторно- кратковременном режиме в течение 15 с. со времени цикла 10 мин при условии, что среднеквадратичное значение тока не превышает номинального значения. Управление реверсивным тиристорным агрегатом — раздельное. Силовая часть преобразователя построена по трехфазной мостовой схеме выпрямления. Агрегаты с номинальным напряжением 460 В предназначены для непосредственного подключения к сети с линейным напряжением 380 В.
Т =1,2·9,46·10 ·4· = 0,94 с
Эквивалентная постоянная времени Т
где, Т =0,94 — постоянная времени контура тока возбуждения
Т =0,1 Т =0,1·0,94=0,094
Т = 0,94+0,094 = 1,034 с
Коэффициент обратной связи контура возбуждения К
К =
К = = 5,2
ПИ-регулятора тока возбуждения настраивается на оптимум по модулю:
К =
U =0….10В
К = tg α = =51,3
Т
Т =3,4 с
К -коэффициент передачи датчика потока 0,5…1 ( выбираем 1)
=0,065
τ4=
2. контур ЭДС
ПИ-регулятор ЭДС настраивается на оптимум по модулю
где, Т =Т = =0,029
К -конструктивная постоянна времени
К= = =528,5
К = =0,022
= 8∙10-5
=0,029 с
4. ВЫВОД
Целью курсового проекта являлось спроектировать автоматизированный электропривод движения карусельного станка, выполнить расчет статики и произвести оптимизацию динамики САУ. При выполнении оптимизации коэффициент ПИ регулятора скорости стали 1=22, 1=0,1496 с ( расчетные значения 1=35,72, 1=0,071 с)
В результате оптимизации были получены графики переходных процессов по возмущению и по управлению:
1. по управлению:
- перерегулирование:
где,: — максимальное значения выходной переменной, выбирается из таблицы
- установившиеся значения выходной переменной, выбирается из таблицы
, что удовлетворяет техническому задание, по которому перерегулирование должно составлять 5%
- Время переходного процесса.
Границы установившегося значения
отложив на графике 5 %-ю область получу время переходного процесса
что удовлетворяет техническому заданию, в соответствии с которым
- по возмущению:
- время переходного процесса по возмущению:
как можно видеть из графики переходного процесса по возмущению переходный процесс успевает закончится за 1 секунду, что соответствуют техническому заданию курсового проекта.
ЛИТЕРАТУРА
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovoy/elektroprivod-tokarnogo-stanka/
1. В.М.Шестаков «Теория автоматическою управления. Методические указания к курсовой работе для студентов по специальности 2102». ВТУЗ-ЛМЗ Ленинград, 1989.
2. Конспект по теории автоматического управления.
3. Егоров В.Н., Шестаков В.М. «Современные методы расчета динамики замкнутых САУ» -Л.: СЗПИ, 1982.
4. Ф.Ф. Андреев «Электронные устройства автоматики. М.«Машиностроение»
1978г.
5 Электроника: Справочная книга. Ю.А.Быстров, Я.М. Великсон, В.Д.Вогман и др.;.Под ред. Ю.А. Быстрова.- СПб.:Энергоатомиздат. 1996