Технологический процесс ремонта сваркой

Курсовая работа

В курсовом проекте разработан технологический процесс ремонта шкворневой стойки фермы кузова грузового вагона. Приведены методы контроля сварного шва и охрана труда. Составлена технологическая карта ремонта детали.

Сведение о детали

1 Конструктивные особенности и условия работы детали

Шкворневая стойка фермы кузова грузового вагона (рис. 1) при работе воспринимает нагрузки, вызываемые инерционными силами, нагрузки от давления груза на стенку кузова с динамической составляющей при движении вагона. Нагрузки, возникающие при перевалке кузова вагона и передает их на сварные соединения крепления шкворневой стойки и пластины с нижней обвязкой боковой стенки. В свою очередь, нижняя обвязка боковой стенки вагона испытывает деформации кручения, обусловленные конструктивным креплением крышек разгрузочных люков и давлением на крышки разгрузочных люков и боковую стенку перевозимого груза, что также приводит к возникновению напряжений в сварных швах и околошовных зонах узла крепления шкворневой стойки к нижней обвязке стенки вагона. Наличие косынок снижает напряжения в зоне образования трещин за счет противодействия кручению нижней обвязки вдоль ее продольной оси и обеспечивает из-за достаточно близкого расположения более равномерное распределение полей напряжений в зоне приварки пластины к профилю шкворневой стойки на уровне горизонтальной полки нижней обвязки.

Сведение о детали 1

Рисунок 1 — Шкворневая стойка фермы кузова грузового вагона

Материал детали сталь 09Г2 (ГОСТ 19281-89).

Сталь конструкционная низколегированная для сварных конструкций. Сталь 09Г2 после обработки на двухфазную структуру имеет повышенный предел выносливости; одновременно примерно в 3-3,5 раза увеличивается число циклов до разрушения в области малоцикловой усталости. Характерный признак ферритно-мартенситных сталей — отсутствие на диаграмме растяжения площадки текучести.

2. Технология ремонта

1 Технические условия на ремонт

Сквозная трещина длиной 160 мм в стойке толщиной 7 мм с приваркой профильной накладки нахлесточным швом находится поперек стойки. Ремонт стойки вагона выполняется в цехе специальным оборудованием.

2 Выбор способа ремонта, сварочного материала, типа электрода

Ремонт вагона выполняется ручной дуговой сваркой. Сварка выполняется с помощью трансформатора ТДМ-140.

6 стр., 2607 слов

Конструирование вагонов

... у вагона с деревянной обшивкой. Для облегчения ремонта крыши разработана и испытывается ее съемная конструкция. Обвязка такой крыши соединена заклепками с верхними обвязками стен. Боковые и торцевые стены кузова ... жёстко связаны с рамой. Каркас боковой стены состоит из верхней обвязки, двух шкворневых, двух дверных и шести промежуточных стоек. Нижней обвязкой ...

Постоянный ток перед переменным имеет то преимущество, что дуга горит стабильнее, а следовательно, процесс сварки вести легче, особенно на малых токах.

Питание сварочных постов постоянным током осуществляют от преобразователей и выпрямителей.

На рисунке 2 показана принципиальная электрическая схема и общий вид поста для ручной дуговой сварки постоянным током. От сети 1 переменный ток напряжением 220 или 380 В через рубильник 2 и предохранители 3 подается к источнику питания состоящему из асинхронного электродвигателя и сварочного генератора, соединенных между собой общим валом 4, где ток трансформируется до напряжения 25 — 75 В, необходимого для возбуждения дуги, и по сварочным проводам 5 через зажим 6 и электрододержатель 7 подводится к изделию 8.

 выбор способа ремонта 1

а — электрическая схема; б — монтажная схема;

Рисунок 2 — Пост для ручной дуговой сварки

Сварка производится постоянным током прямой полярности (рис.3)

 выбор способа ремонта 2

Рисунок 3 — Полярность сварки

Форма поперечного сечения сварного шва представлена на рисунке 4

 выбор способа ремонта 3

Рисунок 4 — Форма поперечного сечения сварного шва

Для сварки стали марки 09Г2 применяют электроды с кислым покрытием из оксидов железа, марганца и кремния. Тип электрода Э38. Марка электрода ОЗС-41. Химический состав наплавленного металла (таблица 1).

Длина электрода 350 мм. Диаметр электрода 5 мм.

Таблица 1 — Химический состав наплавленного металла.

Mn

Si

S

P

0,1

0,30

0,08

0,025

0,035

3 Разряд выполняемой работы

Для выполнения сварки требуется сварщик 4-го разряда. Он должен знать основные законы электротехники, способы испытания сварных швов, особенности сварки и воздушно-дуговой резки на постоянном и переменном токе, механические свойства свариваемых металлов и сварных швов, должен уметь подобрать режим сварки по приборам и читать чертежи сварных конструкций. Дополнительно к требованиям, предъявляемым к сварщикам 3-го разряда, он должен уметь выполнять работы по сварке конструкций и трубопроводов из конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, сваривать детали из чугуна, наплавлять сложные детали и инструмент, выполнять воздушно-дуговую резку и строжку деталей из различных металлов во всех пространственных положениях.

4 Подготовка поверхности к сварочно-наплавочным работам

ремонт шкворневый стойка сварочный

При сварочно-наплавочных работах, подготовительные операции заключаются в следующем: зачистке мест сварки или наплавки металлическими щетками; удалении загрязнений, ржавчины, остатков масел.

5 Параметры сварки

Сила сварочного тока I св определяется по формуле

 параметры сварки 1

Где I св — сила сварочного тока, А

d — диаметр электрода, мм;

К — коэффициент, К = 60 ;

Расчет скорости сварки, м/ч, производится по формуле

 параметры сварки 2

где α н — коэффициент наплавки, г/А

  • ч;шв — площадь поперечного сечения шва при однопроходной, см2 ;

ρ — плотность металла электрода, ρ =7,8 г/см 3 .

Масса наплавленного металла, г, для ручной дуговой сварки рассчитывается по формуле

 параметры сварки 3

где l — длина шва, см;

ρ — плотность наплавленного металла, ρ=7,8 г/см 3 .

 параметры сварки 4

Количество электрической энергии для сварки W 1 рассчитывается по формуле

 параметры сварки 5

где P — количество электрической энергии на изготовление одного изделия, Вт·ч;

  • I — сила тока, А;
  • U — напряжение, В;

t — время сварки, ч

 параметры сварки 6

Внешний осмотр и замер размеров швов. Внешний осмотр может быть выполнен невооруженным глазом и с помощью увеличительного стекла. Перед внешним осмотром сварные швы должны быть тщательно очищены от шлака, а если необходимо, то и протравлены. Осматривать детали следует как после прихваток, так и после наложения каждого валика. Размеры швов замеряют специальными шаблонами и измерительными приборами непосредственно после сварки. Осматривать необходимо все без исключения сварные соединения. Внешний осмотр и измерение сварных соединений осуществляют в условиях достаточной освещенности объекта контроля.

Для обеспечения условий, предупреждающих поражение электрическим током, необходимо корпуса сварочных преобразователей, трансформаторов и выпрямителей надежно заземлить.

Перед началом работы следует проверить исправность изоляции сварочных проводов электрододержателя и надежность всех контактных соединений вторичной цепи. Сварку следует выполнять только в исправной и сухой спецодежде и обуви, которая не имеет металлических гвоздей.

Необходимо всегда помнить, что прикасаться голыми руками опасно; сварочные провода нужно надежно изолировать от повреждений.

Это выполняется либо выключением тока, либо заземлением провода.

При оказании помощи пострадавшему необходимо быть в резиновых перчатках и надежно изолированным от земли (встать на сухую доску, резину, надеть калоши н т. д.).

Брать пострадавшего следует только за сухую одежду. Если нельзя оттащить пострадавшего от токоведущих частей или заземлить провод, следует с большой осторожностью поочередно, не касаясь других проводов, удалить провод. Пострадавшему необходимо оказать первую помощь — сделать искусственное дыхание, для этого следует расстегнуть ему воротник, ослабить ремень и пояс брюк. При более тяжелом повреждении нужно немедленно вызвать врача.

Для устранения причин, способствующих возникновению пожаров, необходимо выполнять следующие противопожарные мероприятия:

  • а) нельзя хранить в рабочем помещении или рабочей зоне легковоспламеняющиеся или огнеопасные материалы;
  • б) необходимо защищать деревянные настилы от воспламенения листовым железом или асбестом;
  • в) каждый сварочный пост должен иметь огнетушитель, бачок или ведро с водой, а также ящик с песком и лопатой;
  • г) после окончания сварочных работ следует проверять рабочее помещение и зону, где производились сварочные работы, и не оставлять открытого пламени и тлеющих предметов.

д) каждый сварочный пост должен иметь огнетушитель, бачок или ведро с водой, а также ящик с песком и лопатой. После окончания сварочных работ необходимо проверять рабочее помещение и зону, где выполнялись сварочные работы, и не оставлять открытого пламени и тлеющих предметов.

Вывод

В ходе выполнения курсовой работы была разработана технология ремонта шкворневой стойки фермы кузова грузового вагона. Рассчитаны режимы сварки. Ремонт вагона лучше выполнять ручной дуговой сваркой.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/vosstanovlenie-detaley-svarkoy-i-naplavkoy/

Волченко В. Н. Сварка и свариваемые материалы. Справочное издание. М., 1991. — 526

Фоминых В. П. Электросварка. Учебник для проф-техн училищ. М., «Высш.школа», 1976. — 526