Эффективность использования автотранспортных средств зависит от совершенства организации транспортного процесса и свойств автомобилей сохранять в определенных пределах значения параметров, характеризующих их способность выполнять требуемые функции. В процессе эксплуатации автомобиля его функциональные свойства постепенно ухудшаются вследствие изнашивания, коррозии, повреждения деталей, усталости материала, из которого они изготовлены и др. В автомобиле появляются различные неисправности, которые снижают эффективность его использования. Для предупреждения появления дефектов и своевременного их устранения автомобиль подвергают техническому обслуживанию(ТО) и ремонту. Техническое обслуживание автомобилей выполняется с целью снижения интенсивности износа деталей, выявления и предупреждения отказов и неисправностей. При ТО-1 и ТО-2 выполняются контрольно-диагностические, регулировочные, крепежные, электротехнические, смазочно-очистительные работы, работы по обслуживанию систем питания двигателя и при этом обычно выполняется сопутствующий ремонт узлов и агрегатов по необходимости.
Техническое обслуживание автомобилей
ТО — это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности автомобиля при использовании по назначению, при стоянке, хранении или транспортировании. ТО является профилактическим мероприятием и проводится принудительно в плановом порядке, через строго определенные периоды эксплуатации автомобиля.
Ремонт это комплекс операций по восстановлению работоспособности и восстановлению ресурса автомобиля или его составных частей. Ремонт проводится по потребности, которую выявляют в процессе ТО.
Выполнение работ по ТО и ремонту автомобиля предшествует оценка его технического состояния (диагностирование).
Диагностирование при ТО проводят для определения его необходимости и прогнозирования момента возникновения неисправного состояния путем сопоставления фактических значений параметров, измеренных при контроле, с предельными. Диагностирование при ремонте автомобиля заключается в нахождении неисправности и установлении метода ремонта и объема работ при ремонте, а также проверке качества выполнения ремонтных работ.
Несвоевременное техническое обслуживание создает благоприятные условия для дорожно-транспортных происшествий и предельных износов и поломок узлов и деталей автомобилей. Часто отказы возникают по тормозной системе. По числу отказов на тормозную систему приходится примерно 1/3 всех отказов.
Разработка технологического процесса проверки технического состояния ...
... (ред.от 14.11.2014 г.). Задачи технического осмотра: Проконтролировать допуск водителя автомобиля к управлению транспортным средством. Проверить техническое состояние автомобиля и его соответствие нормативам, а ... с указанием точных юридических адресов. По завершении процедуры технического диагностирования оператор технического осмотра осуществляет оформление и выдачу заявителю диагностической карты ...
Поэтому в данном проекте разработан участок текущего ремонта тормозной системы автомобиля.
1.Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения
В соответствии со статьей 16 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 15.11.1995 г. основными требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств являются:
1. Техническое состояние и оборудование транспортных средств, которые участвуют в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
2. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
3. Владельцы транспортных средств должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» N 40 от 25.04.2002г. В отношении транспортных средств, владельцы которых не исполняют данную обязанность, государство может применить ряд санкций: не проводить государственный технический осмотр и регистрацию транспортного средства.
Статья 18 ФЗ «О безопасности дорожного движения» регламентирует основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств.
Согласно п.1 указанной статьи, безопасность дорожного движения должны обеспечивать техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии.
П.2 ст.18 указывает, что нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны иметь сертификат соответствия на выполнение этих работ и услуг и обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами.(п.3 ст.18) Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг- акт выполненных работ. (п.4 ст.18)
Согласно ч.1 ст. 19 указанного закона, запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Постановлением Правительством Российской Федерации от 23.10.1993г. N 1090 «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения».
2. Требования к техническому состоянию АТС
2.1 Требования к тормозному управлению
РабочаятормознаясистемаАТСдолжнаобеспечиватьвыполнениенормативовэффективноститорможения на стендах согласно таблице 1 либо в дорожных условиях таблице 2 или 3. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях — 40 км/ч. Масса АТС при проверках не должна превышать разрешенной максимальной.
Примечание — Применение показателей эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении, а также методов их проверки приведенов5.1.
2.1.2 В дорожных условиях при торможении рабочей тормозной системой с начальной скоростью торможения 40 км/ч АТС не должно ни одной своей частью выходить из нормативного коридора движения шириной 3м.
Таблица 1 — Нормативы эффективности торможения АТС рабочей тормозной, системой при проверках на стендах
АТС | Категория АТС | Усилие на органе управления Р12,Н, не более | Удельная тормозная сила g1, не менее |
Пассажирские и грузопассажирские автомобили | М1 | 490 | 0,59 |
Грузовые автомобили | М2, М3 | 686 | 0,51 |
Грузовые автомобили | N1, N2, N3 | 686 | 0,51 |
Таблица 2 Нормативы эффективности торможения АТС рабочей тормозной системой при проверках дорожных условий
АТС | Категория АТС (тягача в составе автопоезда) | Усилие на органе управления Рп, Н, не более | Установленное замедление jусг, м/с1, не менее | Время срабатывания тормозной системы tвр, ч, не более |
Пассажирские и грузопассажирские автомобили | М1 | 490 | 5,8 | 0,6 |
Легковые автомобили с прицепом | М2, М3 | 686 | 5,0 | 0,8 (1,0) |
Грузовые автомобили | N1,N2,N3 | 686 | 5,0 | 0,8 (1,0) |
Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом) | N1,N2,N3 | 686 | 5,0 | 0,9 (1,3) |
Примечание: Значения в скобках – для АТС, изготовленных до 01.01.81.
2.1.3 При проверках на стендах допускается относительная разность тормозных сил колес оси (в процентах от наибольшего значения) для АТС категорий М1 М2, М3 и передних осей автомобилей
прицепов категорий N1, N2, N3, О2, O3, O4 не более 20 %, а для полуприцепов и последующих ей автомобилей и прицепов категорий N1, N2, N3, О2, О3, О4 — 25 %.
2.1.4 При проверках на стендах рабочей тормозной системы прицепов и полуприцепов (за [исключением прицепов-роспусков и полуприцепов с числом осей, более трех) удельная тормозная [сила должна быть не менее 0,5 для прицепов с двумя и более осями и не менее 0,45 — для прицепов | с одной (центральной) осью и полуприцепов.
2.1.5 Стояночная тормозная система для АТС разрешенной максимальной массы должна обеспечивать удельную тормозную силу не менее 0,16 или неподвижное состояние АТС на опорной поверхности с уклоном не менее 16 %. Для АТС в снаряженном состоянии стояночная тормозная система должна обеспечивать расчетную удельную тормозную силу, равную 0,6 отношения снаряженной массы, приходящейся на оси, на которые воздействует стояночная тормозная система, к снаряженной массе, или неподвижное состояние АТС на поверхности с уклоном не менее 23 % для АТС категорий M1—М3 и не менее 31 % — для категорий N1—N3.
Усиление, прикладываемое к органу управления стояночной тормозной системы для приведения ее в действие, должно быть не более 392 Н для АТС категории M1 и 588 Н — для АТС остальных категорий.
2.1.6. Вспомогательная тормозная система, за исключением моторного замедлителя, при проверках в дорожных условиях в диапазоне скоростей 25—35 км/ч должна обеспечивать установившееся замедление не менее 0,5 м/с2 для АТС разрешенной максимальной массы и 0,8 м/с2 — для АТС в снаряженном состоянии с учетом массы водителя. Моторный замедлитель должен быть работоспособен.
2.1.7 Запасная тормозная система, снабженная независимым от других тормозных систем органом управления, должна обеспечивать соответствие нормативам показателей эффективности торможения АТС на стенде согласно таблице 4, либо в дорожных условиях согласно таблице 5 или 6. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях — 40 км/ч.
Таблица 3 — Нормативы эффективности торможения АТС запасной тормозной системой при проверках
АТС | Категория АТС | Усилие на органе управления Рц, Н, не более | Удельная тормозная сила g1, не менее |
Пассажирские и грузопассажирские автомобили | М1 | 490(392*) | 0,295 |
М2, М3 | 686 (589*) | 0,255 | |
Грузовые автомобили | N1,N2,N3 | 686 (589*) | 0,220 |
Таблица 4 — Нормативы эффективности торможения АТС запасной тормозной системой при проверках в дорожных условиях
АТС | Категория АТС | Усилие на органе управления Рц,Н, не более | Удельная тормозная сила g1, не менее |
Пассажирские и грузопассажирские автомобили | М1 | 490(392*) | 25,3 |
М2, М3 | 686 (589*) | 30,6 | |
Легковые автомобили с прицепом | М1 | 490 (589*) | 33,8 |
Грузовые автомобили | N1,N2,N3 | 686 (589*) | 35,8 |
Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом) | N1,N2,N3 | 686 (589*) | 35,0 |
Для АТС с ручным управлением запасной тормозной системы |
Таблица 5 — Нормативы эффективности торможения АТС запасной тормозной системой при проверках в дорожных условиях
АТС | Категория АТС (тягача в составе автопоезда) | Усилие на органе управления Рп, Н, не более | Установленное замедление jусг, м/с1, не менее | Время срабатывания тормозной системы tср, ч, не более |
Пассажирские и грузопассажирские автомобили | М1 | 490(392*) | 2,9 | 0,6 |
Легковые автомобили с прицепом | М2, М3 | 686 (589*) | 2,5 | 0,8 (1,0**) |
Грузовые автомобили | N1,N2,N3 | 490 (392**) | 2,9 | 0,6 |
Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом) | N1,N2,N3 | 686 (589*) | 2,2 | 0,8 (1,0**) |
* Для АТС с ручным управлением запасной тормозной системой ** Для АТС, изготовленных до 01.01.81 |
Допускается падение давления воздуха в пневматическом или пневмогидравлическом тормозном приводе при неработающем двигателе не более чем на 0,05 МПа от значения нижнего предела регулирования регулятором давления в течение:
30 мин — при свободном положении органа управления тормозной системы;
15 мин — после полного приведения в действие органа управления тормозной системы.
Утечки вжатого воздуха из колесных тормозных камер не допускаются.
2.1.9 Для АТС с двигателем давление на контрольных выводах ресиверов пневматического тормозного привода при работающем двигателе допускается от 0,65 до 0,85 МПа, а для прицепов (полуприцепов) — не менее 0,48 МПа при подсоединении к тягачу по однопроводному приводу и не менее 0,63 МПа — при подсоединении по двухпроводному приводу.
2.1.10 Наличие видимых мест перетирания, коррозии, механических повреждений, перегибов или нарушения герметичности трубопроводов или соединений в тормозном приводе, подтекания тормозной жидкости, деталей в тормозном приводе с трещинами и остаточной деформацией не допускается.
2.1.11 Система сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода, устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы должны быть работоспособны.
2.1.12 Гибкие тормозные шланги, передающие давление сжатого воздуха или тормозной жидкости колесным тормозным механизмам, должны соединяться друг с другом без дополнительных переходных элементов (для АТС, изготовленных после 01.01.81).
Расположение и длина гибких тормозных шлангов должны обеспечивать герметичность соединений с учетом максимальных деформаций упругих элементов подвески и углов поворота колес АТС. Набухание шлангов под давлением, трещины и наличие на них видимых мест перетирания не допускаются. ГОСТ Р 51709-2001
2.1.13 Расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода автопоездов должны исключать их повреждения при взаимных перемещениях тягача и прицепа (полуприцепа).
2.1.14 Действие рабочей и запасной тормозных систем должно быть регулируемым:
- уменьшение или увеличение силы торможения должно обеспечиваться путем воздействия на орган управления тормозной системы во всем диапазоне регулирования силы торможения;
- сила торможения должна изменяться в том же направлении, что и воздействие на орган управления
- сила торможения должна регулироваться плавно и без затруднений.
2.1.15 Давление на контрольном выводе регулятора тормозных сил в составе тормозного пневмопривода в положениях разрешенной максимальной массы и снаряженного состояния АТС или усилие натяжения свободного конца пружины регулятора, снабженного рычажной связью с задним мостом, в составе тормозного гидропривода должно соответствовать значениям, указанным в установленной на АТС табличке изготовителя или эксплуатационной документации.
2.1.16 АТС, оборудованные антиблокировочными тормозными системами (АБС), при торможениях в снаряженном состоянии (с учетом массы водителя) с начальной скоростью не менее 40 км/ч должны двигаться в пределах коридора движения без видимых следов увода и заноса, а их колеса не должны оставлять следов юза на дорожном покрытии до момента отключения АБС при достижении скорости движения, соответствующей порогу отключения АБС (не более 15 км/ч).
Функционирование сигнализаторов АБС должно соответствовать ее исправному состоянию.
2.1.17 Свободный ход устройства управления инерционного тормоза прицепов категорий O1 и 02 должен соответствовать требованиям, установленным изготовителем АТС в эксплуатационной документации.2.1.18 При отсоединенном приводе инерционного тормоза прицепов категории О1 усилие вталкивания сцепного устройства прицепа должно быть не менее 200 Н, а прицепов категории О2 — не менее 350 Н.
3. Методы проверки тормозной системы
3.1 Методы проверки тормозного управления, Характеристики методов проверки тормозного управления
3.1.1.1 Эффективность торможения и устойчивость АТС при торможении проверяют на стендах или в дорожных условиях.
3.1.1.2 Рабочую и запасную тормозные системы проверяют по эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении, а стояночную и вспомогательную тормозные системы — по эффективности торможения. Использование показателей и методов проверки эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении различными тормозными системами в обобщенном виде представлено в приложении В.
3.1.1.3 Средства измерений, применяемые при проверке, должны быть .работоспособны и метрологически поверены. Погрешность измерения не должна превышать при определении:
- тормозного пути.±5,0 %
- начальной скорости торможения.±1,0 км/ч
- тормозной силы. ±3,0 %
- усилия на органе управления.±7,0 %
- времени срабатывания тормозной системы ±0,03 с
- времени запаздывания тормозной системы ±0,03 с
- времени нарастания замедления ±0,03 с
- установившегося замедления 4,0 %
- давления воздуха в пневматическом или пневмогидравлическом
тормозном приводе 1 … ±5,0 %
- усилия вталкивания сцепного устройства прицепов, оборудованных
инерционным тормозом. ±5,0 %
- продольного уклона площадки для выполнения торможений. ±1,0 %
- массы транспортного средства. ±3,0 %.
Примечание — Требование к погрешности измерения тормозного пути не распространяется на расчетное определение данного показателя по приложению Г
3.1.1.4 Допускается проверять показатели эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении методами и способами, эквивалентными установленным настоящим стандартом, если они регламентированы нормативными документами
3.1.2 Условия проведения проверки технического состояния тормозного управления
3.1.2.1 АТС подвергают проверке при «холодных» тормозных механизмах.
3.1.2.2 Шины проверяемого на стенде АТС должны быть чистыми, сухими, а давление в них, должно соответствовать нормативному, установленному изготовителем АТС в эксплуатационной документации. Давление проверяют в полностью остывших шинах с использованием манометров, соответствующих ГОСТ 9921
1.2.3 Проверки на стендах и в дорожных условиях (кроме проверки вспомогательной тормозной системы) проводят при работающем и отсоединенном от трансмиссии двигателе, а также отключенных приводах дополнительных ведущих мостов и разблокированных трансмиссионных дифференциалах (при наличии указанных агрегатов в конструкции АТС).
3.1.2.4 Показатели по 4.1.1, 4.1.3—4.1.5 проверяют на роликовом стенде для проверки тормозных систем, при наличии на переднем сиденье АТС категорий М, и N, водителя и пассажира. Усилие воздействия на орган управления тормозной системы увеличивают до значения, предусмотренного 4.1.1 или 4.1.5, или 4.1.7, за время приведения в действие согласно руководству (инструкции) по эксплуатации стенда.
3.1.2.5 Износ роликов стенда до полного стирания рифленой поверхности или разрушения абразивного покрытия роликов не допускается.
3.1.2.6 Проверки в дорожных условиях проводят на прямой ровной горизонтальной сухой чистой дороге с цементно- или асфальтобетонным покрытием. Торможение рабочей тормозной системой осуществляют в режиме экстренного полного торможения путем однократного воздействия на орган управления. Время полного приведения в действие органа управления тормозной системой не должно превышать 0,2 с.
3.1.2.7 Корректировка траектории движения АТС в процессе торможения при проверках рабочей тормозной системы в дорожных условиях не допускается (если этого не требует обеспечение безопасности проверок).
Если такая корректировка была произведена, то результаты проверки не учитывают.
3.1.2.8 Общая масса технических средств диагностирования, применяемых при проверках в дорожных условиях, не должна превышать 25 кг.
3.1.2.9 АТС, оборудованные АБС, проверяют в указанных в 5.1.2.6 дорожных условиях.
3.1.2.10 При проведении проверок технического состояния на стендах и в дорожных условиях должны соблюдаться предписания по технике безопасности работ [3] и руководства (инструкции) по эксплуатации роликового стенда.
3.1.3 Проверка рабочей тормозной системы
3.1.3.1 Для проверки на стендах АТС последовательно устанавливают колесами каждой из осей на ролики стенда. Отключают от трансмиссии двигатель, дополнительные ведущие мосты и разблокируют трансмиссионные дифференциалы, пускают двигатель и устанавливают минимальную устойчивую частоту вращения коленчатого вала. Измерения проводят согласно руководству (инструкции) по эксплуатации роликового стенда. Для роликовых стендов, не обеспечивающих измерение массы, приходящейся на колеса АТС, используют весоизмерительные устройства или справочные данные о массе АТС. Измерения и регистрацию показателей на стенде выполняют для каждой оси АТС и рассчитывают показатели удельной тормозной силы и относительной разности тормозных сил колес оси по 4.1.1, 4.1.3, 4.1.4.
3.1.3.2 Для автопоездов при проверках на стендах должны определяться значения удельной тормозной силы отдельно для тягача и прицепа (полуприцепа) оборудованного тормозным управлением. Полученные значения сравнивают с нормативами для АТС с двигателем по 4.1.1, а для прицепов и полуприцепов — по 4.1.4.
3.1.3.3 При проверках в дорожных условиях эффективности торможения АТС без измерения тормозного пути допускается непосредственное измерение показателей установившегося замедления и времени срабатывания тормозной системы или вычисление показателя тормозного пути по методике, указанной в приложении Г, на основе результатов измерения установившегося замедления, времени запаздывания тормозной системы и времени нарастания замедления при заданной начальной скорости торможения.
3.1.3.4 При проверках на стендах относительную разность тормозных сил рассчитывают по приложению Г и сопоставляют полученное значение с предельно допустимыми по 4.1.3. Измерения и расчеты повторяют для колес каждой оси АТС.
3.1.3.5 Устойчивость АТС при торможении в дорожных условиях проверяют путем выполнения торможений в пределах нормативного коридора движения. Ось, правую и левую границы коридора движения предварительно обозначают параллельной разметкой на дорожном покрытии. АТС перед торможением должно двигаться прямолинейно с установленной начальной скоростью по оси коридора. Выход АТС какой-либо его частью за пределынормативного коридора движения устанавливают визуально по положению проекции АТС на опорную поверхность или по прибору для проверки тормозных систем в дорожных условиях при превышении измеренной величиной смещения АТС в поперечном направлении половины разности ширины нормативного коридора движения и максимальной ширины АТС.
3.1.3.6 При проверках в дорожных условиях эффективности торможения рабочей тормозной системой и устойчивости АТС при торможении допускаются отклонения начальной скорости торможения от установленного в 4.1.1, 4.1.2 значения не более ±4 км/ч. При этом должны быть пересчитаны нормативы тормозного пути по методике, наложенной в приложении Д.
3.1.3.7 По результатам выполнения проверок в дорожных условиях или на стендах вычисляют указанные соответственно в 5.1.33, 5.1.3.5 или 5.1.3.1, 5.1,3.2, 5.1.3.4 показатели используя изложенную в приложении Г методику. АТС считают выдержавшими проверку эффективности торможения и устойчивости при торможении рабочей тормозной системой, если рассчитанные значения указанных показателей соответствуют приведенным в 4.1.1—4.1.4 нормативам. Для АТС, не оборудованных АБС, вместо соответствия удельной тормозной силы нормативам 4.1.1 допускается блокирование всех колес АТС на роликах стенда.
3.1.4 Проверка стояночной и запасной тормозной системы
3.1.4.1 Проверку стояночной тормозной системы в дорожных условиях проводят посредством размещения АТС на опорной поверхности с уклоном, равным указанному в 4.1.5 нормативному, затормаживания АТС рабочей тормозной системой, а затем — стояночной тормозной системой с одновременным измерением динамометром усилия, приложенного к. органу управления стояночной тормозной системы, и последующего отключения рабочей тормозной системы. При проверке определяют возможность обеспечения неподвижного состояния АТС под воздействием стояночной тормозной системы в течение не менее 1 мин.
3.1.4.2 Проверку на стенде проводят путем поочередного приведения во вращение роликами стенда и торможения колес оси АТС, на которую воздействует стояночная тормозная система. К органу управления стояночной тормозной системой прикладывают усилие по 4.1.5, контролируя его с погрешностью не более указанной в 5.1.1.3. По результатам проверки, аналогично изложенному в 5.1.3.1, вычисляют удельную тормозную силу по методике, изложенной в приложении Г, с учетом примечаний, к таблице АЛ приложения А, и сравнивают полученное значение с нормативным, рассчитанным по 4.1.5. АТС считают выдержавшим проверку эффективности торможения стояночной тормозной системой, если удельная тормозная сила не менее рассчитанной нормативной или если колеса проверяемой оси блокируются на роликах стенда по 4.1.5.
3.1.4.3 Требования 4.1.7 проверяют на стендах методами, установленными для проверкирабочей тормозной системы в5.1.2.1-5.1.2.4, 5.1.2.9, 5.1.3.1, 5.1.3.2, 5.1.3.7.
3.1.5 Проверка вспомогательной тормозной системы
3.1.5.1 Вспомогательную тормозную систему проверяют в дорожных условиях путем приведения ее в действие и измерения замедления АТС при торможении в диапазоне скоростей, указанном в 4.1,6. При этом в трансмиссии АТС должна быть включена передача, исключающая превышение максимальной допустимой частоты вращения коленчатого вала двигателя
3.1.5.2 Показателем эффективности торможения вспомогательной тормозной системой в дорожных условиях является значение установившегося замедления. АТС считают выдержавшим проверку эффективности торможения вспомогательной тормозной системой, если установившееся замедление соответствует нормативному по 4.1.6.
3.1.6 Проверка узлов и деталей тормозных систем :
3.1.6.1 Требования 4.1.8,4.1.9 и 4.1.15 проверяют с использованием манометров или электронных измерителей, подключаемых к контрольным выводам или соединительным головкам тормозного привода неподвижного тягача и прицепа. При использовании измерителей падения давления с меньшими погрешностями измерения допускается корректировать нормативы периода измерения и величины предельно допустимого падения давления воздуха в тормозном приводе по методике, изложенной в приложении Е. При проверке требования 4.1.15 к значению усилия натяжения пружины регулятора тормозных сил используют динамометр. Не герметичность колесных тормозных камер выявляют с помощью электронного детектора утечек сжатого воздуха или органолептически.
3.1.6.2 Требования 4.1.10, 4.1.12—4.1.13 проверяют визуально на неподвижном АТС.
3.1.6.3 Требования 4.1.11 проверяют на неподвижном АТС при работающем двигателе посредством визуального наблюдения за рабочим функционированием проверяемых узлов.
3.1.6.4 Требования 4.1.14 проверяют на стендах или в дорожных условиях в процессе проведения проверок эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении рабочей тормозной системой по 5.1.3 без выполнения дополнительных торможений посредством наблюдения за характером изменения тормозных сил или замедления АТС при воздействиях на орган управления тормозной системы.
3.1.6.5 Требования 4.1.16 проверяют в дорожных условиях посредством предварительного разгона АТС, контроля скорости движения, выполнения экстренных торможений и наблюдения следов торможения колес, а также визуального контроля функционирования сигнализаторов АБС на всех режимах ее работы.
3.1.6.6 Требования 4.1.17 проверяют с использованием линейки.
3.1.6.7 Требования 4.1.18 проверяют посредством отсоединения тяги тормозного инерционно механического привода от устройства управления и приложения усилия к головке сцепного устройства
с использованием динамометра сжатия с Погрешностью не более указанной в 3.1.1.3.
4. Технические требования к отремонтированным автомобилям, показатели качества
Тормозная система :
- однократное нажатие на педаль должно обеспечивать эффективное и равномерное торможение левых и правых осей колёс
- при полном торможении педаль и рычаг стояночного тормоза не должны доходить до упора
- Педаль торможения должна возвращаться в исходное положение без заеданий
- свободный ход педали должен соответствовать норме
- Эффективность действия тормозов при дорожных и стендовых испытаниях должна соответствовать ГОСТу
5. Техническое содержание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств
Таблица 6
Наименование услуги | Код ОКУН | № | Краткое описание работ ,выполняемых в составе услуг |
Ремонт тормозной системы | 017205 | 1 | Снятие агрегатов и приборов тормозной системы с автомобиля (включая АВС) |
2 | (017103: 5,8); | ||
3 | Разборка | ||
4 | Дифектовка деталей | ||
5 | Сборка и проверка работы агрегатов и узлов тормозной системы на стендах | ||
6 | Установка агрегатов и узлов на автомобиль | ||
7 | Замена регуляторов давления, вакуумных и гидравлических усилителей тормозов, антиблокировочных систем | ||
8 | (017111:8).
|
6. Требования к результатам испытаний тормозной системы автомобиля
Состояние тормозного управления автомобиля является одним из наиболее важных условий для обеспечения безопасности дорожного движения. Неудовлетворительное состояние этой системы в достаточно большом количестве случаев является причиной дорожно-транспортных происшествий. Требования к ее состоянию для автомобилей, находящихся в эксплуатации, содержит ГОСТ Р 51709-2001 в отдельности для рабочей и стояночной тормозных систем.
Существует две группы показателей, характеризующих содержание тормозной системы. К первой отнесена эффективность торможения, ко второй – устойчивость автомобиля при торможении. Данные показатели проверяют методами дорожных или стендовых испытаний. При этом автотранспортное средство может быть представлено в двух массах: разрешенной и в снаряженном состоянии. В зависимости от масс автомобиля значения параметров эффективности действия тормозных систем различаются. Шины автомобиля при испытании должны быть чистыми и сухими с давлением воздуха, соответствующим нормативному, изготовленным изготовителем автомобиля, тормозные механизмы- «холодными».
Дорожные испытания
Показателями эффективности торможения рабочей тормозной системой при дорожных испытаниях автомобилей (табл.1) являются значениями тормозного пути S т и усилие на органе управления Рп.Однако при затрудненияхвопределении значения Sт можно пользоваться значениями показателей, приведенными в табл. 2. В этом случае об эффективности рабочей тормозной системы судят по значениям установившегося замедления jуст и времени срабатывания тормозной системы τср при усилии на органе управления Рп, не превышающем указанные значения.
Стояночная тормозная система при дорожных испытаниях должна обеспечивать неподвижное состояние автотранспортного средства на наклонной опорной поверхности. Для автомобилей с разрешенной максимальной массой – с уклоном не менее 16% независимо от категории автомобиля. В случае невозможности обеспечения испытания автомобиля при такой массе испытания автомобиля проводят массой, соответствующей снаряженному состоянию. В этом случае автомобиль должен быть неподвижен на опорной поверхности: категории М – с уклоном не менее 23%; категории N– не менее 31%. Сила на органе управления стояночной тормозной системы при оценке эффективности торможения должна быть не более 392 Н для автомобилей категории М1 и 588 Н – для автомобилей остальных категорий.
Показателем устойчивости автомобиля при торможении в условиях дорожных испытаний являются его способность оставаться в коридоре ширенной 3 м, при этом в результате торможения ни одна часть автомобиля не должна выйти за пределы обозначенного коридора.
при стендовых испытаниях
Показателем эффективности стояночной тормозной системы является значение удельной тормозной силы. При испытании автомобиля с разрешенной максимальной массой удельная тормозная сила должна быть не менее 0,16. для автомобилей в снаряженном состоянии стояночная тормозная система должна обеспечивать расчетную удельную тормозную силу, равную 0,6 отношения снаряженной массы, приходящейся на оси, на которые воздействует стояночная тормозная система, в снаряженной массе.
Методы проведения испытаний
Проверки на стендах и в дорожных условиях должны проводиться при работающем и отсоединенном от трансмиссии двигателе, а также отключенных приводах дополнительных ведущих мостов и разблокированных трансмиссионных дифференциалах. Общая масса средств диагностирования, размещенных на автомобиле, не должна превышать 25 кг.
Испытания должны проводиться в безопасных условиях.
Погрешность измерений должна находиться в следующих пределах для:
- тормозного пути — ±5 %;
- начальной скорости торможения — ±1 км/ч;
- установившегося замедления — ±4
- продольного уклона площадки для торможения — ±1%;
- тормозной силы — ±3%;
- усилия на органе управления — ±7%;
- времени срабатывания тормозной системы — ±0,03 с;
- времени запаздывания тормозной системы — ±0,03 с;
- времени нарастания замедления — ±0,03 с;
- давления воздуха в пневматическом или пневмогидравлическом тормозном приводе — ±5%.
дорожных испытаниях
- начальная скорость – 40 км/ч;
- корректировка траектории движения автомобиля не допускается (рулевое управление находится в неприкосновенном состоянии);
- экстренное, однократное, полное торможение.
При испытании устойчивости автомобиля на площадку должны быть нанесены три полосы, обозначающие ось движения, правую и левую границы коридора. Автомобиль должен двигаться прямолинейно с установленной скоростью по оси коридора. Положение автомобиля после завершения торможения определяется визуально по его проекции на опорную поверхность. В случае образования двух и более точек пересечения полученной проекции автомобиля и границ коридора значение параметра устойчивости не может быть признано удовлетворительным.
Дорожные испытания можно проводить с использованием универсальных средств измерения линейно-угловых величин и деселерометра – механического прибора для замера установившегося замедления. Кроме того, в настоящее время существуют специализированные электронные приборы. К ним может быть отнесен прибор «Эффект». Этот прибор может комплексно определять ряд параметров (табл. 3.4).
Стендовые испытаниятормозных систем на роликовых стендах проводят при наличии на переднем сиденье автомобилей категорий М1 и Ν1 водителя и пассажира. При испытаниях важно состояние роликов стенда. Не допускается их износ до полного истирания рифленой поверхности или разрушения абразивного покрытия. Стендовые испытания проводят с помощью тормозных стендов различных моделей. Номенклатура этих устройств достаточно разнообразна. Поэтому при выборе тормозного стенда необходимо руководствоваться технической характеристикой испытываемого автомобиля.
Тормозной стенд модели СТС-2 предназначен для контроля эффективности тормозных систем и устойчивости при торможении легковых автомобилей, автобусов малого класса, минигрузовиков с нагрузкой на ось, не превышающей 19600 Н, с шириной колеи 1200…1820 мм. Его технические данные приведены в табл. 3.5.
Тормозной стенд СТС-10 предназначен для диагностирования тормозных систем грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, прицепов в составе автопоездов с шириной колеи 1500…2160 мм, диаметром колес автомобиля 968…1300 мм. Его технические данные приведены в табл. 3.6.
Значения тормозных сил на колесах грузовых автомобилей и автобусов, требуемые для определения работоспособного состояния тормозной системы, приведены в «Руководстве по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта» (РД 200 РСФСР 15-0150-81).
Их значения содержит табл. 3.7. Значения тормозных сил на колесах легковых автомобилей для диагностирования состояния тормозных систем приведены в «Руководстве по организации диагностирования легковых автомобилей на СТО системы «Автотехобслуживание» (РД 37.009.010-85).
Их значения для автомобилей в снаряженном состоянии приведены в табл. 3.8.
Вышеприведенные значения параметров тормозных систем автомобилей удобны для использования, существенно экономят время и повышают производительность диагностических работ. Однако существующих литература содержит далеко не исчерпывающий перечень автомобилей с подобными показателями. В случае их отсутствия необходимо пользоваться стандартной (ГОСТ Р 51709-2001) методикой для определения значений показателей эффективности торможения и устойчивости автомобилей по результатам испытаний. Некоторые элементы этой методики применительно к одиночному автомобилю приведены ниже.
Значение общей удельной тормозной силы γτ определяют по зависимости
γτ = ∑ Рτ / Мg,
где ∑ Рτ – сумма максимальных тормозных сил на колесах автомобиля, Н; М – полная автомобиля, кг; g– ускорение свободного падения, м/с кв.
Относительную разность F, %, тормозных сил колес оси рассчитывают по результатам проверок тормозных сил на колесах автомобиля по формуле:
F= │ (Рτ пр. – Рτ лев / Рτ лев ) │* 100
где Рτ пр Рτ лев – максимальные тормозные силы соответственно на правом и левом колесах проверяемой оси автомобиля, Н.
Тормозная система автомобиля признается выдержавшей испытания, если номенклатура диагностических параметров соответствует требуемой, а их значения соответствуют приведенным нормативам.
Таблица 7.Нормативы эффективности торможения АТС рабочей тормозной системой при проверках в дорожных условиях
АТС |
Категория АТС (тягача в составе автопоезда) |
Усилие на органе управления Рп Н, не более |
Тормозной путь АТС, Sτ м, не более |
Пассажирские и грузопассажирские автомобили | М1 | 490 | 14,7 |
М2, М3 | 686 | 18,3 | |
Легковые автомобили с прицепом | М1 | 490 | 14,7 |
Грузовые автомобили | Ν1, Ν2, Ν3 | 686 | 18,3 |
Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом) |
Ν1, Ν2, Ν3 |
686 |
19,5 |
Таблица 8Нормативы эффективности торможения АТС рабочей тормозной системой при проверках в дорожных условиях
АТС |
Категория АТС (тягача в составе автопоезда) |
Усилие на органе управления Рп, Н, не более |
Установившееся замедление јуст, м/с кв., не менее |
Время срабатывания тормозной системы τср, не более |
Пассажирские и грузопассажирские автомобили | М1 | 490 | 5,8 | 0,6 |
М2, М3 | 686 | 5,0 | 0,8 (1,0) | |
Легковые автомобили с прицепом | М1 | 490 | 5,8 | 0,6 |
Грузовые автомобили | Ν1, Ν2, Ν3 | 686 | 5,0 | 0,8 (1,0) |
Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом) |
Ν1, Ν2, Ν3 |
686 |
5,0 |
0,9 (1,3) |
Примечание. Значения в скобках – для АТС, изготовлены до 01.01.81.
Таблица 9.Нормативы эффективности торможения АИТС рабочей тормозной системой при проверках на стендах
АТС | Категория АТС | Усилие на органе управления Рп, Н, не более | Удельная тормозная сила γт, не менее |
Пассажирские и грузопассажирские автомобили | М1 | 490 | 0,59 |
М2, М3 | 686 | 0,51 | |
Легковые автомобили с прицепом |
Ν1, Ν2, Ν3 |
686 |
0,51 |
Таблица 10.Техническая характеристика прибора «Эффект»
Наименование параметра | Диапазон измерения | Единица измерения |
Установившееся замедление | 0…9,5 | М/с кв. |
Усилие нажатия на педаль | 98…980 | Н |
Тормозной путь | 0…50 | М |
Начальная скорость торможения | 20…50 | Км/ч |
Время срабатывания тормозной системы | 0…3 | С |
Линейное отклонение | 0…5 | М |
Таблица 11.Техническая характеристика тормозного стенда СТС-2
Наименование параметра | Диапазон измерения | Единица измерения |
Начальная скорость торможения, имитируемая на стенде | 4 | км/ч |
Диапазон измерения тормозной силы на одном колесе | 0…4900 | Н |
Диапазон измерения силы на органе управления тормозной системы | 0…980 | Н |
Диапазон измерения времени срабатывания тормозной системы | 0…1,5 | с |
Таблица 12. Техническая характеристика тормозного стенда СТС-10
Наименование параметра | Диапазон измерения | Единица измерения |
Максимальная нагрузка на ось | 98000 | Н |
Максимальная измеряемая тормозная сила | 19,6…29400 | Н |
Скорость автомобиля, имитируемая на стенде | 2 | км/ч |
Максимальное значение измеряемой силы на педали тормоза | 980 | Н |
Максимальное значение измеряемой силы на рукоятке ручного тормоза | 784 | Н |
Таблица 13. Значения тормозных сил на колесах грузовых автомобилей и автобусов
Тормозная сила на колесах, Н |
Предельные значения диагностических параметров для автомобилей | ||||
ГАЗ-53 | ЗИЛ-130 | ЛиАЗ-677 | КамАЗ | МАЗ-500 | |
Передняя ось | 3430 | 4410 | 7840 | 5390 | 5880 |
Задняя ось | 4410 | 5880 | 7840 | 4410 | 8330 |
Средняя ось | — | — | — | 4410 | — |
Таблица14. Значения тормозных сил на колесах легковых автомобилей
Максимальная тормозная сила на колесах, Н |
Предельные значения диагностических параметров для автомобилей | ||||
АЗЛК-2140 | ВАЗ-2106 | ВАЗ-2101 | ВАЗ-2121 | ГАЗ-3102 | |
Переднем | 1666 | 1617 | 1470 | 1911 | 2254 |
Заднем | 1323 | 1519 | 1274 | 1715 | 1862 |
Суммарная максимальная сила на колесах | 5978 | 6272 | 5488 | 7252 | 8232 |
7.Параметры диагностирования тормозной системы
Таблица 15
Тормозной путь | м |
Линейное отклонение | м |
Замедление | м\с І |
Общая удельная тормозная сила | кгс |
Сила на органе управления | кгс |
Время срабатывания тормозной системы | с |
Тормозная сила колеса | кгс |
Давление в контуре тормозного привода | кгс\см І |
Уровень тормозной жидкости в резервуаре | мм |
Толщина тормозной накладки | мм |
8. Характеристики услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, подтверждаемые при сертификации
Таблица16
Наименование услуги. Код ОКУН. |
Характеристики услуги, подтверждаемые при сертификации. |
Обозначения нормативного документа на соответствие которым проводится сертификация |
Ремонт тормозной системы 017205 |
Исправность тормозной системы, систем ее сигнализации и контроля, устройства фиксации органа управления стояночной тормозной системы. | ГОСТ Р 51709 2001 |
Соответствие установленным требованиям рабочей тормозной системы, включая: — тормозной путь — установившееся замедление — общую удельную тормозную силу — линейное отклонение — коэффициент неравномерности тормозных сил колес оси — время срабатывания тормозной системы |
||
Соответствие установленным требованиям стояночной тормозной системы, включая : — общую удельную тормозную силу — неподвижное состояние автотранспортного средства полной массы на дороге с установленным уклоном |
9. Техническое оснащение рабочего места
9.1 Планировка рабочего места
Ремонт тормозной системы автомобиля ВАЗ 2109, в данном случаи будем выполнять на универсальном тупиковом посту. Планировка рабочего места представлена на рис. 1
Назначение — обслуживание рулевого управления, переднего моста, тормозов и шин. Количество исполнителей —Rя=2 ;Rш=3 Профессия — слесарь-авторемонтник. Разряд — 3-й.
Слесарь-авторемонтник должен: проверить величину люфтов в сочленениях рулевого управления и переднего моста; проверить состояние и герметичность тормозного крана, тормозных камер, цилиндров и трубопроводов; отрегулировать ручной тормоз ; промыть и зачистить колесные тормозные механизмы; отрегулировать зазоры между накладками тормозных колодок и барабанами; в случае интенсивного и неравномерного износа рисунка протектора проверить и отрегулировать углы установки передних колес и произвести перестановку шин; проверить состояние шин, ободов, замочных и бортовых колец; замерить давление воздуха в шинах и при необходимости довести до нормы. Застрявшие в протекторе, боковинах и между сдвоенными шинами камни, гвозди, стекло удалить; проверить крепление узлов и механизмов рулевого управления, переднего моста, колес, тормозов.
9.2 Спецификация технологического оборудования
1 – электрогайковерт для гаек колес; 2 – тележка для снятия колес; 3 – предохранительная клетка; 4 – стеллаж вертушка; 5 – колонка воздухораздаточная автоматическая; 6 – передвижной пост слесаря-авторемонтника; 7 – тележка для транспортировки колес; 8 – ларь для обтирочных материалов; 9 – слесарный верстак; 10 – переходной мостик;11 – канавный передвижной подъемник; 12 — передвижной пост электрика; 13 – ящик для инструмента и крепежных деталей; 14 – установка для отсоса отработанных газов; 15 – подставка под ноги; 16 – электромеханический подъемник.17-механизм привода ворот;18-установка тепловой занавесы;
Рис. 1. Планировка рабочего места универсального тупикового поста ТО-2.
Таблица 17 . Технологическое оснащение поста ТО-2
Наименование | Модель/тип | Кол-во |
1 | 2 | 3 |
Технологическое оборудование | ||
Гайковерт для гаек колес | И-303М | 2 |
Гайковерт для гаек крепления полуосей | И-303М | 2 |
Ванна и кисть для промывки тормозных накладок | Собственного изготовления | 4 |
Приборы для регулирования тормозов с пневмо- и гидравлическим приводом | КазНИПИАТ Т-1 и Т-2 | 2 |
Колонка воздухораздаточная автоматическая | С-401 | 2 |
Линейка для проверки сходимости колес | 2182 | 1 |
Технологическая оснастка и инструменты | ||
Отвертка | 8 мм, 12 мм | 10 |
Пассатижи | — | 5 |
Молоток | 0,5 кг | 5 |
Щуп | Набор № 3 | 5 |
Линейка мерная | 300 мм | 5 |
Комплект ключей открытых двусторонних | 2334-1 М | 5 |
Ключ баллонный с монтажной лопаткой | 535 М | 1 |
Динамометрическая рукоятка | 131 М | 1 |
Зубило | — | 5 |
Организационная оснастка8г | ||
Стол бригадира | Собственного изготовления | 1 |
Стул | — | 1 |
Шкаф секционный для приборов, технологической оснастки и инструментов | Собственного изготовления | 2 |
Стеллаж для запасных частей и нормалей | То же | 3 |
Производственная тара и емкости | ||
Ларь для обтирочных материалов | Собственного изготовления | 4 |
Ящик для негодных деталей | То же | 3 |
Подъемно-транспортное и вспомогательное оборудование | ||
Подъемник | П — 201 | 2 |
Тележка для снятия колес | 1115 М | 2 |
Спецодежда и защитные средства | |
Наименование | Количество |
Комбинезон хлопчатобумажный | 5 |
Рукавицы комбинированные | 5 |
9.3 Перечень основного технологического оборудования рекомендуемого для оснащения предприятия выполняемых ТО и ремонт
Таблица 18.
Наименование услуги | Код по ОКУН | Наименование оборудования |
Регулировка тормозной системы | 017205 | Стенд (переносной прибор) для проверки тормозов |
Считывающие устройство диагностики АБС | ||
Специализированный измеритель напряжения для проверки электрических цепей АБС | ||
Приспособление для измерения давления в системе заряженного гидроаккумулятора АБС | ||
Комплект приборов (манометров) для поверки тормозов с пневмоприводном | ||
Приспособление для проверки свободного и рабочего ходов педали тормоза | ||
Приспособление (комплект щупов) для регулировки зазоров |
9.4 Перечень средств измерений, прошедших испытания для целей утверждения их типа и допущенных применению при предоставлении услуг по техническому обслуживанию и ремонту АМТС, а также при их эксплуатации, по состоянию на 01.03.1998 г
Таблица 19,
Наименование СИ | Тип СИ |
№ Гос.- реестра |
Применение |
1 | 2 | 3 | 4 |
Проверка эффективности тормозов | |||
Измерители эффективности тормозных систем |
«ЭФФЕКТ» | 16946-98 | Для проверки технического состояния основных тормозных систем транспортных средств методом дорожных испытаний, находящихся в эксплуатации, при выпуске из производства и после ремонта. МПИ – 1 год |
Приборы для проверки эффективности торможения рабочих тормозных систем транспортных средств | «ЭФТОР» | 15005-95 | Для проверки технического состояния основных тормозных систем транспортных средств методом дорожных испытаний при проведении государственного технического осмотра, выполнении автотехнической экспертизы ТС – участников ДТП, в процесс эксплуатации и иных случаях, требующих оперативного контроля состояния тормозной системы. МПИ – 1 год |
Приборы для измерения тормозных характеристик автомобилей | VZM100 | 16165-97 | Для измерения тормозного замедления автомобиля, усилия на педаль и давления в тормозной пневматической системе, для применения на предприятиях технического обслуживания автомобилей, станций технического контроля ГАИ. МПИ – 1 год |
Стенды тормозные автоматизированные | К486, К486А. К486Б | 13038-89 | Для контроля эффективности тормозных систем автомобилей с массой в снаряженном состоянии до 2000 кг и шириной колеи 1100…1500 мм в АТП и СТОА. МПИ – 6 месяцев |
Стенды тормозные автоматизированные |
Модели SB44700, SB44800, SB45200 |
15924-97 | Для контроля эффективности и проведения испытаний тормозных систем автомобилей с нагрузкой на ось до 4000, 20000, 15000 и 2500 кг. МПИ – 1 год |
Стенды для испытаний тормозов автомобилей | IW | 16017-97 | Для контроля нормируемых характеристик тормозной системы различных автомобилей. Модификации IW2Pro, IW2Allrad, IW7E, IW2 electronic.МПИ – 1 год |
Стенды для испытаний тормозов автомобилей | IW4 Electronic | 16164-97 | Для контроля нормируемых характеристик тормозной системы различных автомобилей, для применения на предприятиях технического обслуживания автомобилей, станций технического контроля ГАИ. Исполнения IW4/1-E, IW4/2-E.МПИ – 1 год |
Стенды для контроля эффективности тормозов автомобилей |
MICROBRAKE серий 6000, 7000 и 8000 |
16319-97 | Для проверки эффективности и контроля тормозных систем автомобилей с нагрузкой на ось до 2500 кг (серии 6000 и 7000) и до 15000 кг (серии 8000).
Обеспечивают измерения тормозной силы, развиваемой каждым колесом, усилия прокручивания незаторможенных колес, тормозной силы, развиваемой стояночным тормозом. МПИ – 1 год |
Стенды для контроля эффективности тормозов автомобилей | BRECON моделей131-3, 133-3, 131-4, 133-4, 131-4S, 133-4S, 131-4S getrennt, 232-1,232-2, 220, 221, 223, 233-1, 233-2 | 16472-97 | Для проверки эффективности и контроля тормозных систем автомобилей с нагрузкой на ось от 3000 до 16000 кг для разных модификаций. МПИ – 1 год |
Стенды для испытаний тормозов автомобилей | BSA | 16482-97 | Для контроля нормируемых характеристик тормозной системы различных автомобилей. МПИ – 1 год |
Стенды для контроля эффективности тормозов автомобилей | Модели 30SP, 40SP, 81SP, 82SP, 82SP/2, 83SP, 83SP/2 | 16715-97 | Для контроля эффективности тормозов легковых автомобилей с максимальной массой 3500 кг и грузовых до 15000 кг в условиях автотранспортных предприятий, станций технического обслуживания, автомобильных заводов и диагностических центров. МПИ – 1 год |
Стенды для контроля эффективности тормозов автомобилей | Модели 62 СР, 62СРТ, 64СР, 64 СРТ | 16716-97 | Для контроля эффективности тормозов легковых автомобилей с максимальной массой 3500 кг в условиях автотранспортных предприятий, станций технического обслуживания, автомобильных заводов и диагностических центров, для обеспечения измерения тормозной силы и массы автомобилей. МПИ – 1 год |
Стенды для контроля эффективности тормозов автомобилей | Серии НРА | 16714-97 | Для контроля эффективности тормозов легковых автомобилей с максимальной массой 3000 кг и грузовых до 16000 кг в условиях автотранспортных предприятий, станций технического обслуживания, автомобильных заводов и диагностических центров. МодификацииStandard BASE, Standard LX, Professional, VideoSystem, Compact-BT, Compact-Plus. МПИ – 1 год |
Стенды для контроля эффективности тормозов автомобилей | СерияRAV RT | 16749-97 | Для контроля эффективности тормозов легковых автомобилей с максимальной массой 4000 кг и грузовых до 20000 кг в условиях автотранспортных предприятий, станций технического обслуживания, автомобильных заводов и диагностических центров. Модификации RAVRT100, RAVRT120, RAVRT515, 515F, 522, 522F, 522V, 522VF, 530, 530V, 530VF. МПИ – 1 год |
Стенды для контроля эффективности тормозов автомобилей | SBA-2000 | 16750-97 | Для проверки эффективности тормозов и контроля тормозных систем автомобилей с нагрузкой на ось до 3500 кг. МПИ – 1 год |
Стенды динамической проверки автомобилей | HEKAUNI-VERSмоделейA2, A4, B2 | 16910-97 | Для контроля эффективности тормозов автомобилей с максимальной массой 4000 кг в условиях автотранспортных предприятий, станций технического обслуживания, автомобильных заводов и диагностических центров. МПИ – 1 год |
Приборы для измерения усилий на тормозные педали автомобилей | BSA100 | 16485-97 | Для измерения усилий на тормозные педали автомобилей при исследовании тормозных систем. МПИ – 1 год |
10. Организация трудового процесса
Качество управления производством в целом и на отдельных участках зависит в первую очередь от квалификации инженерно-технического персонала, непосредственно осуществляющих руководство работ, и проверяется в конечном итоге величинами простоев автомобилей и затрат на ТО и ремонт подвижного состава. Организация управления производством зависит от размеров ДТП, применяемой организации труда рабочих и структуры производства. Управление технической службой ДТП возглавляет главный инженер. Он осуществляет общее руководство производством через непосредственно подчиненного ему начальника производства.
Руководство производством полностью возлагается на начальника производства через подчиненных ему руководителей производственных подразделений. Руководство производственными подразделениями на своих участках работ осуществляют руководители структурных подразделений.
10.1Технологическая карта
Таблица 20
Ремонт тормозной системы. Замена передних тормозных колодок
№ операции | Наименование и состав работ | Место выполнения операции | Количество точек обслуживания |
Трудоемкость чел \ мин |
Приборы, инструменты, приспособления |
Технические условия и указания |
1 |
Вывесить и снять переднее |
В левой передней части автомобиля | 1 | 3.2 | Баллонный ключ «на 19» | Диск колеса не должен иметь трещин, вмятин, погнутостей. Вентиль шины должен иметь колпачок. |
2 | Вывесить и снять переднее колесо | В правой передней части автомобиля | 1 | 3.2 | Баллонный ключ «на 19» | Диск колеса не должен иметь трещин, вмятин, погнутостей. Вентиль шины должен иметь колпачок. |
3 | Отогнуть края стопорной пластины нижнего болта крепления колесного цилиндра к направляющему пальцу суппорта | В левой передней части автомобиля | 1 | 1.0 | Молоток слесарный, зубило | Стопорная планка не должна иметь трещин в месте сгиба. |
4 | Отогнуть края стопорной пластины нижнего болта крепления колесного цилиндра к направляющему пальцу суппорта | В правой передней части автомобиля | 1 | 1.0 | Молоток слесарный, зубило | Стопорная планка не должна иметь трещин в месте сгиба. |
5 | Отвернуть нижний болт крепления колесного цилиндра к направляющему пальцу суппорта | В левой передней части автомобиля | 1 | 1.5 | Рожковый ключ «на 17», накидной ключ «на 13» | Головка болта должна иметь четкие грани |
6 | Отвернуть нижний болт крепления колесного цилиндра к направляющему пальцу суппорта | В правой передней части автомобиля | 1 | 1.5 | Рожковый ключ «на 17», накидной ключ «на 13» | Головка болта должна иметь четкие грани |
7 | Вынуть нижний болт вместе с пластиной | В левой передней части автомобиля | 1 | 1.0 | Плоскогубцы | Резьбовая часть должна соответствовать ГОСТ 1759.0-87 |
8 | Вынуть нижний болт вместе с пластиной | В правой передней части автомобиля | 1 | 1.0 | Плоскогубцы | Резьбовая часть должна соответствовать ГОСТ 1759.0-87 |
9 | Поднять суппорт, поворачивая его с цилиндром вокруг оси верхнего направляющего пальца | В левой передней части автомобиля | 1 | 1.5 | Отвертка | Корпус суппорта не должен иметь трещин, сколов, вмятин. |
10 |
Поднять суппорт, поворачивая его с цилиндром вокруг оси верхнего направляющего пальца | В правой передней части автомобиля | 1 | 1.5 | Отвертка | Корпус суппорта не должен иметь трещин, сколов, вмятин. |
11 | Извлечь из направляющей тормозные колодки | В левой передней части автомобиля | 1 | 8.6 | Плоскогубцы, отвертка, молоток слесарный | Поверхность тормозного диска, по всей плоскости, не должна иметь бороздок, концентрических колец. Толщина диска должна соответствовать номинальной. |
12 | Извлечь из направляющей тормозные колодки | В правой передней части автомобиля | 1 | 8.6 | Плоскогубцы, отвертка, молоток слесарный | Поверхность тормозного диска, по всей плоскости, не должна иметь бороздок, концентрических колец. Толщина диска должна соответствовать номинальной. |
13 | Ввести поршень в цилиндр | В левой передней части автомобиля | 1 | 2.0 | Газовый ключ, раздвижные пассатижи | Шток поршня должен быть ровным, не должно быть подтекание тормозной жидкости через сальники уплотнения тормозного поршня |
14 | Ввести поршень в цилиндр | В правой передней части автомобиля | 1 | 2.0 | Газовый ключ, раздвижные пассатижи | Шток поршня должен быть ровным, не должно быть подтекание тормозной жидкости через сальники уплотнения тормозного поршня |
15 |
Перекусить провод старого датчика износа передних тормозных колодок |
В левой передней части автомобиля | 1 | 1.0 |
Бокорезы |
Повод по всей длине должен иметь изломов, нарушений изоляции |
16 | Перекусить провод старого датчика износа передних тормозных колодок | В правой передней части автомобиля | 1 | 1.0 |
Бокорезы |
Повод по всей длине должен иметь изломов, нарушений изоляции |
17 | Отсоединить от жгута проводов колодку провода датчика | В левой передней части автомобиля | 1 | 1.0 | Электро разъемы жгута не должны иметь коррозии. Защитный колпачок не должен иметь трещин и нарушений изоляции. | |
18 | Отсоединить от жгута проводов колодку провода датчика | В правой передней части автомобиля | 1 | 1.0 | Электро разъемы жгута не должны иметь коррозии. Защитный колпачок не должен иметь трещин и нарушений изоляции. | |
19 | Вынуть провод датчика из резиновых колец, охватывающих тормозной шланг | В левой передней части автомобиля | 1 | 1.2 | Тормозной шланг в местах соединений не должен иметь подтеканий тормозной жидкости. На его поверхности не должно быть трещин и порывов. | |
20 | Вынуть провод датчика из резиновых колец, охватывающих тормозной шланг | В правой передней части автомобиля | 1 | 1.2 | Тормозной шланг в местах соединений не должен иметь подтекание тормозной жидкости. На его поверхности не должно быть трещин и порывов. | |
21 | Ввести наконечник датчика в отверстие внутренней колодки | В левой передней части автомобиля |
1 |
3.1 | Круглогубцы | Электро разъем должен жестко сидеть в позах. Электропровод не должен иметь нарушений в изоляции. |
22 | Ввести наконечник датчика в отверстие внутренней колодки | В правой передней части автомобиля |
1 |
3.1 | Круглогубцы | Электро разъем должен жестко сидеть в позах. Электропровод не должен иметь нарушений в изоляции. |
23 | Установить новые тормозные колодки в направляющую | В левой передней части автомобиля |
1 |
4.5 | Отвертка, молоток слесарный | Колодки должны войти в направляющую без перекоса. |
24 | Установить новые тормозные колодки в направляющую | В правой передней части автомобиля |
1 |
4.5 | Отвертка, молоток слесарный | Колодки должны войти в направляющую без перекоса. |
25 | Подсоединить к жгуту проводов колодку провода датчика | В левой передней части автомобиля |
1 |
0.5 | Новый провод датчика должен надежно выйти в паз жгута проводов. Он не должен иметь нарушений изоляции. | |
26 |
Подсоединить к жгуту проводов колодку провода датчика |
В правой передней части автомобиля |
1 |
0.5 | Новый провод датчика должен надежно выйти в паз жгута проводов. Он не должен иметь нарушений изоляции. | |
27 | Повернуть суппорт вокруг оси верхнего направляющего пальца на штатное место | В левой передней части автомобиля |
1 |
1.0 | Молоток слесарный, отвертка | Не должно быть продольного люфта суппорта на оси верхнего направляющего пальца |
28 | Повернуть суппорт вокруг оси верхнего направляющего пальца на штатное место | В правой передней части автомобиля |
1 |
1.0 | Молоток слесарный, отвертка | Не должно быть продольного люфта суппорта на оси верхнего направляющего пальца |
29 | Установить нижний болт с пластиной в нижний направляющий палец | В левой передней части автомобиля |
1 |
5.8 | Рожковый ключ «на 17», накидной ключ «на 13» | Головка болта должна иметь четкие грани, должны отсутствовать явные дефекты: трещины, смятия, отрыв головки. |
30 | Установить нижний болт с пластиной в нижний направляющий палец | В правой передней части автомобиля |
1 |
5.8 |
Рожковый ключ «на 17», накидной ключ «на 13» | Головка болта должна иметь четкие грани, должны отсутствовать явные дефекты: трещины, смятия, отрыв головки. |
31 | Загнуть край стопорной пластины нижнего болта крепления колесного цилиндра к направляющему пальцу | В левой передней части автомобиля |
1 |
1.0 | Молоток слесарный, зубило | Стопорная планка не должна иметь трещин в месте сгиба и должна прилегать к плоскости головки болта. |
32 | Загнуть край стопорной пластины нижнего болта крепления колесного цилиндра к направляющему пальцу | В правой передней части автомобиля |
1 |
1.0 | Молоток слесарный, зубило | Стопорная планка не должна иметь трещин в месте сгиба и должна прилегать к плоскости головки болта. |
33 |
Установка колеса на направляющие, установка болтов крепления колеса |
В левой передней части автомобиля |
1 |
6.3 | Баллонный ключ «на 19», манометр. | Поверхность шины колеса не должна иметь вздутий, порезов, отслоения корта. Затяжку болтов производить в соответствии с технологией. Давление в шине должно соответствовать эксплуатационно-техническим требованиям. |
Установка колеса на направляющие, установка болтов крепления колеса |
В правой передней части автомобиля |
1 |
6.3 | Баллонный ключ «на 19», манометр. | Поверхность шины колеса не должна иметь вздутий, порезов, отслоения корта. Затяжку болтов производить в соответствии с технологией. Давление в шине должно соответствовать эксплуатационно-техническим требованиям. |
10.2 Сетевой график — постовая техническая карта
Таблица 21.
№ |
работа |
Продолжи тельность |
события |
||
Код работы |
наименование |
Tожид. мин. |
Код Событ. |
Формулировка | |
0 |
0 |
————————— |
— |
— |
Решение о проведении ремонтных работ |
1 |
0-1 | Вывесить и снять переднее колесо с левой стороны | 3.2 | выполнено | |
2 | 0-2 | Вывесить и снять переднее колесо с правой стороны | 3.2 | выполнено | |
3 | 1-3 | Отогнуть края стопорной пластины нижнего болта крепления колесного цилиндра к направляющему пальцу суппорта с левой стороны | 1.0 | выполнено | |
4 | 2-4 | Отогнуть края стопорной пластины нижнего болта крепления колесного цилиндра к направляющему пальцу суппорта с правой стороны | 1.0 | выполнено | |
5 | 3-5 | Отвернуть нижний болт крепления колесного цилиндра к направляющему пальцу суппорта с левой стороны | 1.5 | выполнено | |
6 | 4-6 | Отвернуть нижний болт крепления колесного цилиндра к направляющему пальцу суппорта с правой стороны | 1.5 | выполнено | |
7 | 5-7 | Вынуть нижний болт вместе с пластиной с левой стороны | 1.0 | выполнено | |
8 | 6-8 | Вынуть нижний болт вместе с пластиной с правой стороны | 1.0 | выполнено | |
9 | 7-9 |
Поднять суппорт, поворачивая его с цилиндром вокруг оси верхнего направляющего пальца с левой стороны |
1.5 | выполнено | |
10 | 8-10 |
Поднять суппорт, поворачивая его с цилиндром вокруг оси верхнего направляющего пальца с правой стороны |
1.5 |
Выполнено |
|
11 | 9-11 |
Извлечь из направляющей тормозные колодки с левой стороны |
8.6 | выполнено | |
12 | 10-12 | Извлечь из направляющей тормозные колодки с правой стороны | 8.6 | выполнено | |
13 | 11-13 | Ввести поршень в цилиндр с левой стороны | 2.0 | выполнено | |
14 | 12-14 | Ввести поршень в цилиндр с правой стороны | 2.0 | выполнено | |
15 | 13-15 | Перекусить провод старого датчика износа передних тормозных колодок с левой стороны | 1.0 | выполнено | |
16 | 14-16 | Перекусить провод старого датчика износа передних тормозных колодок с правой стороны | 1.0 | выполнено | |
17 | 15-17 | Отсоединить от жгута проводов колодку провода датчика с левой стороны | 1.0 | выполнено | |
18 | 16-18 | Отсоединить от жгута проводов колодку провода датчика с правой стороны | 1.0 | выполнено | |
19 | 17-19 | Вынуть провод датчика из резиновых колец, охватывающих тормозной шланг с левой стороны | 1.2 | выполнено | |
20 | 18-20 | Вынуть провод датчика из резиновых колец, охватывающих тормозной шланг с правой стороны | 1.2 | выполнено | |
21 | 19-21 | Ввести наконечник датчика в отверстие внутренней колодки с левой стороны | 3.1 | выполнено | |
22 | 20-22 | Ввести наконечник датчика в отверстие внутренней колодки с правой стороны | 3.1 | выполнено | |
23 | 21-23 | Установить новые тормозные колодки в направляющую с левой стороны | 4.5 | выполнено | |
24 | 22-24 | Установить новые тормозные колодки в направляющую с правой стороны | 4.5 | выполнено | |
25 | 23-25 | Подсоединить к жгуту проводов колодку провода датчика с левой стороны | 0.5 | выполнено | |
26 | 24-26 | Подсоединить к жгуту проводов колодку провода датчика с правой стороны | 0.5 | выполнено | |
27 | 25-27 | Повернуть суппорт вокруг оси верхнего направляющего пальца на штатное место с левой стороны | 1.0 | выполнено | |
28 | 26-28 | Повернуть суппорт вокруг оси верхнего направляющего пальца на штатное место с правой стороны | 1.0 | выполнено | |
29 | 27-29 | Установить нижний болт с пластиной в нижний направляющий палец с левой стороны | 5.8 | выполнено | |
30 | 28-30 | Установить нижний болт с пластиной в нижний направляющий палец с правой стороны |
5.8 |
выполнено | |
31 | 29-31 | Загнуть край стопорной пластины нижнего болта крепления колесного цилиндра к направляющему пальцу с левой стороны | 1.0 | выполнено | |
32 | 30-32 | Загнуть край стопорной пластины нижнего болта крепления колесного цилиндра к направляющему пальцу с правой стороны | 1.0 | выполнено | |
33 | 31-33 | Установка колеса на направляющие, установка болтов крепления колеса с левой стороны | 6.3 | выполнено | |
34 | 32-34 | Установка колеса на направляющие, установка болтов крепления колеса с правой стороны | 6.3 | выполнено |
Вывод
В данной работе мне было дано задание организовать рабочее место для проведения текущего ремонта тормозной системы автомобиля ВАЗ 2109. Но перед тем как приступить к основной работе, мною был изучен ряд документов непосредственно касающихся данной темы. Также был выбран и доработан участок зоны ТО-2 , предназначенный в том числе для ремонта тормозной системы автомобиля. Также в работе представлен список современного оборудования, стенды, для более качественного диагностирования систем. За счет применения усовершенствованного оборудования, удалось снизить трудоемкость выполнения работы и повысить качество выполняемой услуги.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/trebovaniya-k-tehnicheskomu-sostoyaniyu-avtomobilya/
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
2. Принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года (в ред. Федеральных законов от 02.03.1999 N 41-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
3. ГОСТ Р 51709-2001 г. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Автотранспортные средства
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ Издание официальное
5. Договор №121-40-17 от 25.06.98
6. Рабочий документ РД 464489 70-1040-99г.
7. Рабочий документ РД 464 489 70-1041-99г
8. В. А. Бондаренко, Н. Н.Якунин, В.Я.Климентов «Лицензирование и сертификация на автомобильном транспорте».
9. Учебное пособие. 2-е издание –М; Машиностроение, 2004-496с. Москва «Машиностроение»2004г