На наземном транспорте наибольшее распространение получили двигатели внутреннего сгорания. Эти двигатели отличаются компактностью, высокой экономичностью, долговечностью и применяются во всех отраслях народного хозяйства.
В настоящее время особое внимание уделяется уменьшению токсичности выбрасываемых в атмосферу вредных веществ и снижению уровня шума работы двигателей.
Специфика технологии производства двигателей и повышение требований к качеству двигателей при возрастающем объеме их производства, обусловили необходимость создания специализированных моторных заводов. Успешное применение двигателей внутреннего сгорания, разработка опытных конструкций и повышение мощностных и экономических показателей стали возможны в значительной мере благодаря исследованиям и разработке теории рабочих процессов в двигателях внутреннего сгорания.
Выполнение задач по производству и эксплуатации транспортных двигателей требует от специалистов глубоких знаний рабочего процесса двигателей, знания их конструкций и расчета двигателей внутреннего сгорания.
Рассмотрение отдельных процессов в двигателях и их расчет позволяют определить предполагаемые показатели цикла, мощность и экономичность, а также давление газов, действующих в надпоршневом пространстве цилиндра, в зависимости от угла поворота коленчатого вала. По данным расчета можно установить основные размеры двигателя (диаметр цилиндра и ход поршня) и проверить на прочность его основные детали.
1. Задание на курсовой проект
По заданным параметрам двигателя произвести тепловой расчет, по результатам расчета построить индикаторную диаграмму, определить основные параметры поршня и кривошипа. Разобрать динамику кривошипно-шатунного механизма определить радиальные, тангенциальные, нормальные и суммарные набегающие силы, действующие на кривошипно-шатунный механизм. Построить график средних крутящих моментов.
Прототипом двигателя по заданным параметрам может служить двигатель АЗЛК — 412.
Таблица 1.
Параметры двигателя.
Номинальная мощность КВт. |
Число цилиндров |
Расположение цилиндров. |
Тип двигателя. |
Частота вращения К.В. |
Степень сжатия е. |
Коэффициент избытка воздух |
|
55,2 |
4 |
Рядное. |
Карбюратор |
6000 |
9 |
0,85 |
|
2. Тепловой расчет двигателя
При проведении теплового расчета необходимо правильно выбрать исходные данные и опытные коэффициенты, входящие в некоторые формулы. При этом нужно учитывать скоростной режим и другие показатели, характеризующие условия работы двигателя.
Топливо
Степень сжатия = 9. Допустимо использование бензина АИ-93 (октановое число = 8190).
Элементарный состав жидкого топлива принято выражать в единицах массы. Например в одном килограмме содержится С = 0,855, Н = 0,145, где О т — кислород; С- углерод; Н — водород. Для 1кг жидкого топлива, состоящего из долей углерода, водорода, и кислорода, при отсутствии серы можно записать: С+Н+От = 1 кг.
Пaраметры рабочего тела
Определение теоретически необходимого количества воздуха при полном сгорании жидкого топлива. Наименьшее количество кислорода О о , которое необходимо подвести извне к топливу для полного его окисления, называется теоретически необходимым количеством кислорода. В двигателях внутреннего сгорания необходимый для сгорания кислород содержится в воздухе, который вводят в цилиндр во время впуска. Зная, что кислорода в воздухе по массе 0,23%, а по объему 0,208%, получим теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1кг топлива:
кмоль .
Расчет ведем для условий сгорания 1 кг топлива:
М 1 = кмоль.
При неполном сгорании топлива (1) продукты сгорания представляют собой смесь окиси углерода (СО), углекислого газа (СО 2 ), водяного пара (Н2 О), свободного водорода (Н2 ), и азота (N2 ).
Количество отдельных составляющих продуктов сгорания и их сумма при К=0,47 (постоянная зависящая от отношения количества водорода к окиси углерода, содержащихся в продуктах сгорания).:
М со = 2•0,21•[(1-)/(1+K)]•Lo = 0,42•()•0,531 = 0,0227 кмоль.
М СО2 = С/12- Мсо = 0,83/12-0,0227 = 0,0464 кмоль.
М Н2 = К
- Мсо = 0,47•0,0227 = 0,01 кмоль.
М Н2О = Н/2 — МН2 = =0,075 кмоль.
М N 2 = 0,792•Lo = 0,792•0,85•0,531 = 0,357 кмоль.
Суммарное количество продуктов сгорания:
М 2 = Мсо + МСО + МН2 + МН2О + МN 2
М 2 = 0,0227+0,0464+0,01+0,075+0,357 = 0,511 кмоль.
Проверка: М 2 = С/12+Н/2+0,792•Lo = +0,792•0,85•0,531 = 0,511.
Теоретический коэффициент молекулярного изменения смеси:
; =1,02 -1,12.
Условие выполняется.
Параметры окружающей среды и остаточные газы
Принимаем атмосферные условия: р 0 =0,1 МПа, Т0 =293 К. Дав ление окружающей среды: рк =р0 =0,1 МПа, температура окру жающей среды Тк =Т0 =293 К.
Давление остаточных газов:
р г =1,15•р0 =1,15•0,1=0,115 МПа
Принимаем температуру остаточных газов Тг=1000 К.
2.1 Процесс впуска
Температура подогрева свежего заряда Т с целью получения хорошего наполнения двигателя на номинальном скоростном режиме принимается Т N =10о С.
Плотность заряда на впуске:
Р к =1,189 кг/м3
В соответствии со скоростным режимом двигателя п ном = 6000 мин-1 и качеством обработки внутренней поверхности впускной системы принимаем (в2 +овп )=3,5 и щвп =100 м/с
Потери давления на впуске в двигатель:
МПа
Давление в конце впуска:
МПа
Коэффициент остаточных газов:
=0,303•0,19=0,057
Температура в конце впуска:
К
Коэффициент наполнения:
К
2.2 Процесс сжатия
Учитывая характерные значения политропы сжатия для заданных параметров двигателя принимаем n 1 = 1,41-=1,39. Тогда давление в конце сжатия:
р с = ра n 1 = 0.08 91.39 = 1,69 Мпа.
Температура в конце сжатия:
Т с = Та ( n -1) = 34091,39-1 = 799 К.
Средняя молярная теплоемкость для свежего заряда в конце сжатия (без учета влияния остаточных газов):
Кдж/кмольград.
Число молей остаточных газов:
М r = б r L 0 = 0,850,0570,531=0,0257 кмоль.
Число молей газов в конце сжатия до сгорания:
М с = М1 +Мr = 0,46+0,0257= 0,4857 кмоль
2.3 Процесс сгорания
Средняя молярная теплоемкость при постоянном объеме для продуктов сгорания жидкого топлива в карбюраторном двигателе при (1):
= 20,61+0,00272Т z Кдж/кмольК.
Определим количество молей газов после сгорания:
М z = M2 +Mг = 0,511+0,0257 = 0,5367 кмоль.
Расчетный коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси находится по формуле:
== 1,1.
Примем коэффициент использования теплоты z = 0,9, тогда количество теплоты, передаваемой на участке сz при сгорании топлива в 1 кг.:
Q = z (Qн -Qн ),
где Q н — низшая теплотворная способность топлива равная 44100 Кдж/кг,
Q H =119950(1-)L0 — количество теплоты, потерянное в следствии химической неполноты сгорания:
Q H = 119950(1-0,85)0,531=9518 Кдж/кг, отсюда
Q=0,9(44100-9518)=31123,8 Кдж/кг.
Определим температуру в конце сгорания из уравнения сгорания для карбюраторного двигателя (1):
, тогда получим:
1,1(20,61+0,00272•Т z )•Tz =
22,67 T z +0,00299Tz 2 =
0,00299T z 2 +22,67 Tz -82475,49=0
K
Максимальное давление в конце процесса сгорания теоретическое:
Р z = Мпа.
Действительное максимальное давление в конце процесса сгорания:
Р zA = 0,85•Рz = 0,85•6,24 =5,3 МПа.
Степень повышения давления:
= =3,69 МПа
2.4 Процесс расширения
С учетом характерных значений показателя политропы расширения для заданных параметров двигателя примем средний показатель политропы расширения n 2 = 1,25
Давление и температура в конце процесса расширения:
0,416 МПа.
К
Проверка ранее принятой температуры остаточных газов:
= 1011 К. Погрешность составит:
= = 1,1%, эта температура удовлетворяет условию 1,7.
2.5 Индикаторные параметры рабочего цикла
Теоретическое среднее индикаторное давление цикла для не скругленной индикаторной диаграммы:
Для определения среднего индикаторного давления примем коэффициент полноты индикаторной диаграммы равным х и = 0,95, тогда среднее индикаторное давление получим: р i = хи р i ‘ = 0,95•1 =0,95 МПа.
Индикаторный К.П.Д.:
i ==0,327
Индикаторный удельный расход топлива:
g i = =249,65 г/КВт ч.
2.6 Эффективные показатели двигателя
При средней скорости поршня
W п. ср = м/с.,
при ходе поршня S= 75 мм. и частотой вращения коленчатого вала двигателя n=6000 об/мин., рассчитаем среднее давление механических потерь: Р м = а+b•Wп. ср, где коэффициенты a и b определяются соотношением S/D =0,751, тогда a=0,034, b=0,0113, отсюда
p м = 0,034+0,0113•15 =0,2 МПа.
Рассчитаем среднее эффективное давление:
p c = рi — pм = 1,95-0,2= 0,75 МПа.
Механический К.П.Д. составит:
Эффективный К.П.Д.:
е = i м = 0,327•0,789=0,258
Эффективный удельный расход топлива:
g e = г/КВт ч
Основные параметры цилиндра и двигателя.
Литраж двигателя:
V л = = =1,472 л
Рабочий объем цилиндра:
V h = л.
, диаметр цилиндра:
D = 100
- мм
Ход поршня:
S=D•с=80,15•0,91=73 мм
Площадь поршня:
см 2
Средняя скорость поршня:
W п.ср. =
Эффективный крутящий момент двигателя:
М кр =9550Н•м
Часовой расход топлива:
G т = Ne ge = 55,2•316,62•10-3 =17,47
Литровая мощность:
Удельная поршневая мощность:
N n =
Если принять массу сухого (незаправленного) двигателя со сцеплением, коробкой передач, ручным тормозом и вентилятором по прототипу АЗЛК — 412 G сух =161,3 кг, то литровая масса
и удельная масса:
2.7 Построение индикаторной диаграммы двигателя
Индикаторную диаграмму строим для номинального режима двигателя, т.е. при N e =55,2 кВт. И n=6000 об/мин.
Откладываем V c =15 мм от оси Р.
Найдем
V a =е
- Vc = Vh + Vc . Где Vh =(е-1) Vc , Vh =0,368 л, е=9, тогда
0,368=(9-1) V с ,
V с = л. Тогда Va =0,046+0,368=0,414 л.
Для перевода в масштаб составим пропорцию:
V c -15
V a -х, отсюда
х мм, откладываем по горизонтали V a =135 мм.
Отсюда Р z =202 мм.
Найдем Р 0 в мм.
Р z -202
Р 0 -х, отсюда
х мм, проводим линию Р 0 =3,23 мм.
Далее определяем расположение всех давлений на графике, исходя из масштаба. Т. к. p a , pb , pr , графически очень близки друг к другу, то их можно откладывать на 1-1,5 мм выше и ниже линии p0 .
Р a =0,08 Мпа, тогда
х мм, проводим линию Р a =2,58 мм.
Р b =0,416 Мпа, тогда
х мм, проводим линию Р b =13,46 мм.
Р r =0,115 Мпа, тогда
х мм, проводим линию Р r =3,72 мм.
Р c =1,69 Мпа, тогда
х мм, проводим линию Р c =54,7 мм.
Выбираем несколько промежуточных точек для построения линии политропы сжатия между объемами.
V 1 =1,2
- Vc =1,2•0,046=0,0552 л,
V 2 =1,5
- Vc =1,5•0,046=0,069 л,
V 3 =2
- Vc =2•0,046=0,092 л,
V 4 =2,2
- Vc =2,2•0,046=0,1 л,
V 5 =2,5
- Vc =2,5•0,046=0,115 л,
V 6 =3
- Vc =3•0,046=0,138 л,
V 7 =3,2
- Vc =3,2•0,046=0,177 л,
V 8 =3,5
- Vc =3,5•0,046=0,161 л,
хмм, проводим линию V 1 =18 мм,
хмм, проводим линию V 2 =22,5 мм,
хмм, проводим линию V 3 =30 мм,
хмм, проводим линию V 4 =32,6 мм,
хмм, проводим линию V 5 =37,5 мм,
хмм, проводим линию V 6 =43 мм,
хмм, проводим линию V 5 =47,9 мм,
хмм, проводим линию V 5 =52,9 мм.
На вертикальных линиях отложим значения соответствующих давлений: p х1 , pх2 , pх3 …
Значения рассчитываем по формулам:
p n 1 = pа n1=1,38,
p х1 = pа ,
p х2 = pа ,
p х3 = pа ,
p х4 = pа ,
p х5 = pа ,
p х6 = pа ,
p х7 = pа ,
p х8 = pа .
х мм, проводим линию Р x 1 =41,7 мм,
х мм, проводим линию Р x 2 =30,42 мм,
х мм, проводим линию Р x 3 =20,62 мм,
х мм, проводим линию Р x 4 =18,38 мм,
х мм, проводим линию Р x 5 =12,85 мм,
х мм, проводим линию Р x 6 =11,78 мм,
х мм, проводим линию Р x 7 =10,74 мм,
х мм, проводим линию Р x 8 =9,16 мм.
Построение политропы расширения строится по тем же точкам V 1 , V1 .
При этом значения промежуточных точек давлений определяются
n=1,28.
х мм, проводим линию Р 01 =177 мм,
х мм, проводим линию Р 02 =133,37 мм,
х мм, проводим линию Р 03 =92,25 мм,
х мм, проводим линию Р 04 =82,87 мм,
х мм, проводим линию Р 05 =69,27 мм,
х мм, проводим линию Р 06 =54,7 мм,
х мм, проводим линию Р 07 =50,5 мм,
х мм, проводим линию Р 08 =44,99 мм,
Проводим скругление диаграммы в точках c, z, b. Положение точки с | определяем положением угла опережения зажигания 15?.
Положение точки с находим из соотношения р с = (1,15-1,25) рс ,
р z = 0,85 рz .
р с = 1,2•1,69 = 2,028 МПа,
р z = 0,85•6,24 = 5,32 МПа,
х мм, отмечаем точку р с = 65,65 мм,
х мм, отмечаем точку р z = 172,2 мм.
Принимаем угол опережения зажигания 15?.
3. Построение развернутой индикаторной диаграммы
Найдем бицентровую поправку
ОО 1 = мм.
Вывод
Тепловой расчет позволяет аналитически с достаточной степенью точности определить основные параметры вновь проектируемого или модернизируемого двигателя, а так же оценить индикаторные и эффективные показатели работы создаваемого двигателя.
Рабочий цикл рассчитывают для определения индикаторных, эффективных показателей работы двигателя и температурных условий работы деталей, основных размеров, а также выявления усилий, действующих на его детали, и построение характеристик.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/teplovoy-raschet-dvigatelya/
1. Колчин А.И. Демидов В.П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. М.: Высшая школа, 1980г.;
2. Архангельский В.М. и другие. Автомобильные двигатели. М.: Машиностроение, 1967г.;
3. Изотов А.Д. Лекции по дисциплине: «Рабочие процессы и экологическая безопасность автомобильных двигателей». Заполярный, 1997г.