Тепловой и динамический расчёт двигателя

Курсовая работа

Тепловой расчет двигателя служит для определения параметров рабочего тела в цилиндре двигателя, а также оценочных показателей рабочего процесса, для оценки мощностных и экономических показателей, позволяющих оценить мощность и расход топлива.

В основе методики расчета лежит метод В.И. Гриневецкого, в дальнейшем усовершенствованный Е.К. Мазингом, Н.Р. Брилингом, Б.С. Стечкиным и др.

Проведение теплового расчета позволяет освоить связь между отдельными элементами рабочего цикла и получить представление о влиянии различных факторов на показатели двигателя в целом.

Задачей динамического расчета является определение сил, действующих в механизмах преобразования энергии рабочего тела в механическую работу двигателя.

В настоящей работе тепловой и динамический расчеты выполняются для режима номинальной мощности.

1. Исходные данные для теплового расчета поршневого двигателя внутреннего сгорания.

  • эффективная мощность двигателя Ne = 155 кВ;
  • частота вращения коленчатого вала n = 2600 об/мин;
  • число тактов τ = 4;
  • число цилиндров и расположение цилиндров і = 6P;
  • коэффициент избытка воздуха α = 1,44;
  • степень сжатия ε = 16;
  • отношение хода поршня к диаметру цилиндра S/D = 1,20;
  • прототип Renault 0.6 W4 (дизель).

2. Тепловой расчет и определение основных размеров двигателя

2.1.Процесс наполнения

В результате данного процесса цилиндр двигателя наполняется свежим зарядом. Давление и температура окружающей среды принимаются: Ро= 0,1Мпа (1,03кг/см2), Т0=298К.

Давление остаточных газов в зависимости от типа двигателя ; исходя из этого принимаем pr=0,105МПа.

Температура остаточных газов выбирается в зависимости от типа двигателя с учетом того, что для дизельных двигателей она изменяется в пределах Тг = 700…900 К, исходя из этого принимаем Tr = 750 К.

В зависимости от типа двигателя температура подогрева свежего заряда ΔТ=-5…30 К, примем ΔТ= 25 К

Давление в конце впуска .

Величина потери давления на впуске колеблется в пределах: для дизельных двигателей = (0,04…0,18)Ро, тогда

МПа

Тогда давление газов в цилиндре в конце впуска:

Ра=0,10-0,008=0,092 МПа.

Коэффициент остаточных газов вычисляется по формуле:

Величина коэффициента остаточных газов уг изменяется в пределах: для дизелей уг =0,02…0,06.

4 стр., 1845 слов

Система охлаждения двигателя газ

... систему охлаждения, для чего сливают охлаждающую жидкость, заполняют систему водой, пускают двигатель и прогревают его, затем, остановив, сливают воду, после охлаждения двигателя снова заполняют систему водой, повторяют промывку. Жидкость из системы охлаждения ГАЗ-53 ... при избыточном давлении 45 — 60 кПа, и воздушный, открывающийся при разрежении 1 — 10 кПа. Вентилятор ГАЗ-53 — шестилопастный, ...

Температура газов в конце впуска:

В современных двигателях температура в конце впуска для дизелей Та=(310… 350) К.

Коэффициент наполнения вычисляется по формуле:

Величина коэффициента наполнения для дизелей изменяется в пределах: 0,80…0,90.

2.2 Определение параметров конца сжатия

Давление в конце сжатия

=.

Температура в конце сжатия

=.

В этих формулах — показатель политропы сжатия, который для автотракторных двигателей находится в пределах =1,34…1,42. Принимаем =1,34, тогда

==3,77 МПа

==864 К.

Для автотракторных двигателей давление и температура в конце сжатия изменяется в пределах (табл. 1):

Таблица 1

Тип двигателя

Рс.Мпа (кг/см2)

Тс, К

Дизели без наддува

3,5…5,5 (35…55)

700… 900

2.3 Определение параметров конца сгорания

Теоретически необходимое количество воздуха необходимое для сгорания 1 кг жидкого топлива

=,

где ;;

  • средний элементарный состав топлива в долях кг соответственно углерода, водорода и кислорода.

Для дизельного топлива принимают:

  • =0,86;=0,13;=0,01;

==0,494

Количество кмолей свежего заряда для дизельных двигателей определяется по формле:

=,

где =1,44 — коэффициент избытка воздуха .

=

Количество продуктов сгорания при работе двигателя на жидком топливе при :

Теоретический коэффициент молекулярного изменения:

Действительный коэффициент молекулярного изменения:

Величина для дизелей изменяется в пределах =1,01…1,06.

Низшую теплоту сгорания дизельного топлива принимаем:

Ни = 42500 кДж/кг

Средняя мольная теплоёмкость свежего заряда определяется по формуле

m=20,16+1,74

Средняя мольная теплоёмкость продуктов сгорания для дизельных двигателей определяется по формуле:

m=∙

Значение коэффициента использования теплоты для дизельных двигателей при работе на нормальном режиме ξ=0,65…0,85.

Максимальная температура сгорания подсчитывается по уравнению:

g

Примем коэффициент использования тепла ξ=0,8.

Решая совместно два последних уравнения, находим

Величина теоретического максимального давления цикла:

===6,84 (МПа)

Действительное давление цикла

==6,84 МПа

Значения температуры и давления конца сгорания изменяются в следующих пределах (табл. 2):

Таблица 2

Тип двигателя

, К

, МПа (кг/см2)

, МПа (кг/см2)

Дизели без наддува

1800…2300

5…10 (50… 100)

5…10 (50… 100)

2.4 Определение параметров конца расширения

Степень предварительного расширения для бензиновых двигателей

Численное значение степени повышения давления k выбирают в зависимости от процесса смесеобразования и типа камеры сгорания. Для неразделённой камеры сгорания: k= 1,7…2,2

Степень последующего расширения:

δ=;

  • Величина среднего показателя политропы расширения для дизельных двигателей =1,15…1,28. Выбираем =1,28

Температура в конце расширения:

Давление в конце расширения:

Примерные значения и для автотракторных двигателей следующие:

Таблица 3

Тип двигателя

, МПа (кг/см2)

, К

Дизели без наддува

0,2…0,4 (2 ..4)

1000…1200

2.5 Определение параметров конца выпуска

Параметрами процесса выпуска (Pr и Tr) задаются в начале расчёта процесса впуска. Правильность предварительного выбора величин Pr и Tr проверяется по формуле поф. Е.К. Мазгина:

Погрешность вычислений составляет:

Т.к. погрешность вычислений не превышает 10%, то величина Tr выбрана правильно.

2.6 Определение индикаторных показателей

Среднее индикаторное давление теоретического цикла для бензиновых двигателей рассчитывается по формуле:

Среднее индикаторное давление действительного цикла

;

  • где — коэффициент полноты диаграммы, который принимается для дизелей =0,92…0,95. Принимаем =0,94

=0,94∙0,828=0,778 МПа,

Индикаторный КПД для двигателей с искровым зажиганием рассчитывается по формуле

Величина индикаторного КПД для дизелей = 0,40…0,53.

Удельный индикаторный расход топлива:

Удельный индикаторный расход топлива для дизелей=163…220 г/кВт∙ч.

2.7 Определение эффективных показателей двигателя

Механический КПД для дизелей =0,70…0,80. Принимаем =0,75. Тогда среднее эффективное давление:

  • = ∙;

=0,778∙0,75=0,581 МПа,

а эффективный КПД:

=∙

=0,382∙0,75=0,286

Удельный эффективный расход топлива:

Для существующих двигателей эффективные показатели могутиметь следующие величины (табл. 4):

Таблица 4

Двигатели

%

МПа

Дизели

30…42

0,45…0,85

5…8

210…280

150…210

2.8 Определение основных размеров цилиндра и показателей поршневого двигателя

По эффективной мощности, частоте вращения коленчатого вала и среднему эффективному давлению определяем литраж двигателя

где,=155 кВт;

  • =0,581 МПа;
  • =2600 ;

=4 для четырёхтактных двигателей

Рабочий объём одного цилиндра:

где i- число цилиндров двигателя.

Диаметр цилиндра:

Ход поршня:

Полученные теоретически значения D и S исходя из практических соображений приближаем до ближайшего числа оканчивающегося на 0 или 5. По окончательно принятым значениям D=0,130 м и S=0,160 м определяем основные показатели и литраж двигателя:

Литраж двигателя:

эффективную мощность:

эффективный крутящий момент:

среднюю скорость поршня:

Часовой расход жидкого топлива:

Определим погрешность вычислений :

Литровая мощность определяется по формуле:

Величина литровой мощности для автотракторных дизельных двигателей колеблется в пределах: Nл = 12…40 кВт/л.

2.9 Анализ полученных результатов

Проведя тепловой расчёт, определил параметры рабочего тела в цилиндре двигателя, давления в камере сгорания и температуру рабочего тела, а также произвел оценочные показатели процесса, позволяющие определить размеры двигателя и оценить его мощностные и экономические показатели.

Так как данные расчёта не вышли за пределы средней расчётной величины для каждого сгорания, то тепловой расчёт выполнен верно и погрешность расчётов является минимальной величиной.

Погрешность вычислений составила , а погрешность выбора температуры Tr составила 2,8%<10%.

3. Динамический расчет

Порядок выполнения расчета для поршневого двигателя

Динамический расчет кривошипно-шатунный механизм выполняется с целью определения суммарных сил и моментов, возникающих от давления газов и от сил инерции. Результаты динамического расчета используются при расчете деталей двигателя на прочность и износ.

В течение каждого рабочего цикла силы, действующие в кривошипно-шатунном механизме, непрерывно изменяются по величине и направлению. Поэтому для характера изменения сил по углу поворота коленчатого вала их величины определяют для ряда различных положений вала через каждые 30 град ПКВ. В отдельных случаях через 10 град ПКВ.

Последовательность выполнения расчета

  1. Строим индикаторную диаграмму в координатах р-V.
  2. Перестраиваем индикаторную диаграмму, выполненную по результатам теплового расчета, в координаты р-φ.
  3. Определяем силу давления газов на днище поршня для положений коленчатого вала, отстоящих друг от друга на 30° ПКВ в пределах (0…720)° ПКВ.

За начало отсчета принимаем такое положение кривошипа, когда поршень находится в начале такта впуска.

Силу давления газов на днище поршня определяем по формуле:

(1)

где

Результаты расчета заносятся в табл. 5.

  1. Определяем силу инерции от возвратно-поступательно движущихся масс:

(2)

Масса поступательно движущихся частей КШМ определяется из выражения:

, (3)

где — доля массы шатуна, отнесенная к возвратно-поступательно движущимся массам .

Значения mп и mш вычисляются:

где – площадь днища поршня.

Угловая скорость ω, входящая в формулу(2):

, (4)

При известной величине хода поршня S радиус кривошипа:

(5)

  1. Находим суммарную силу, действующую в кривошипно-шатунном механизме. Определение этой силы ведем путем алгебраического сложения сил давления газов и сил инерции возвратно-поступательно движущихся масс: