Транспортные технологии в логистике

Курсовая работа

ГЛАВА 1. ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СИСТЕМАМИ

1.1 Место транспорта в экономической системе страны

Экономика любого государства не может успешно функционировать без транспорта. Транспорт играет огромную роль в экономике страны и является составной частью экономики.

От работы транспорта зависят развитие и нормальное функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Велико его значение во внешнеэкономических связях, в деле обороны страны, в освоения новых экономических районов.

Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека -потребность в перемещении грузов и пассажиров.

Транспорт (от латинского transporto-перемещаю) — отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров. Транспорт представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.

Средства сообщения-это подвижной состав транспорта (автомобили, и прицепы, суда, баржи, самолеты, вертолеты, вагоны, локомотивы и т.д.).

Пути сообщения — это пути, специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава данного вида транспорта (автомобильные дороги, железнодорожный путь, воздушные трассы, морские пути и.т.д.) транспорт логистика грузовой перевозка поставка

Технические устройства и сооружения — это комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации и т.д.

Транспорт, с одной стороны является частью инфраструктуры рынка физически реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой стороны, он сам, как субъект рынка продаёт свои услуги, перевозя товары и население. Различные виды могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Труд транспортных рабочих является трудом производительным, т.к. он создаёт национальный доход, увеличивает национальное богатство, измеряемое в стоимостной форме.

Транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства: во-первых, транспорт не производит вещественной продукции, он является продолжением процесса перевозки который заканчивается тогда, когда продукция доставлена к месту потребления.

Во-вторых, продукция транспорта — перевозка грузов и пассажиров неотъемлема от процесса транспортного производства, её нельзя накопить (создать её запасы) поэтому проблемы резервов на транспорте состоят в создании не запасов продукции, а резервов пропускной и провозной способности. Маневрирование резервами по сети дорог невозможно, поэтому оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться повсеместно и в первую очередь на направлениях с быстро растущими перевозками.

17 стр., 8449 слов

Пути сообщения технологические сооружения

... человечества неотъемлема от путей сообщения. Транспорт Пути сообщения исторически возникли тогда, ... пассажиров образуется под воздействием объективных экономических и демографических факторов, а также в результате стремления людей к удовлетворению своих социальных, культурных, эстетичных и других потребностей. ^ Технологический ... производительных сил территория страны разделена на специализированные ...

В-третьих, продукция транспорта не содержит сырья. Доля зарплаты в её себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта.

В-четвёртых, кругооборот средств выделяемых на развитие транспорта отличается от промышленности и сельского хозяйства — на транспортном рынке реализуется не товар, а сам производственный процесс, следовательно, требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относятся не только к его рыночной продукции, но и непосредственно к самому транспортному производственному процессу.

Значение транспорта:

1. Экономическое. Развитие транспорта вовлекает в экономику новые территории, природные ресурсы и трудовые резервы.

2. Социально- политическое. Развитие транспорта повышает подвижность населения, улучшает культурный уровень и общественное настроение.

3. Оборонное. 95% воинских перевозок приходится на железнодорожный транспорт.

4. Политическое. Развитие транспортных систем, в т.ч международных транспортных коридоров, затрагивает интересы сопредельных стран и крупных международных транснациональных корпораций .

В настоящее время практически ни один вид транспорта не может самостоятельно обеспечить перемещение груза от производителя к потребителю. В одной перевозке может участвовать несколько видов транспорта, например, автомобильный, железнодорожный, морской транспорт. Такое перемещение возможно лишь при четком взаимодействии отдельных частей транспортного комплекса. В настоящее время взаимодействие между отдельными видами транспорта очень слабое и малоэффективное. Основные проблемы возникают на стыках различных видов транспорта. В результате несогласованных действий транспорт несет огромные потери и убытки. Поэтому в создании единой транспортной системы заинтересованы все виды транспорта.

Организация работы такого комплекса как единая транспортная система является сложной и необходимой для экономики страны потребностью.

Мировая транспортная сеть развита неравномерно по странам и континентам. Наиболее густая транспортная сеть в Европе и Северной Америке, наименее развитая в Африке и некоторых странах Азии.

Общая протяжённость мировой транспортной сети всех видов транспорта составляет 31 млн км, в т ч 25 млн км — наземных путей сообщения. Из них 86% — автомобильные дороги, железные дороги — 7%, трубопроводы- 4%, судоходные речные пути, включая каналы озёра и водохранилища -3%.

Таблица 1.1 — Место транспортной системы России в общемировой транспортной системе

Показатели

Транспортная система России

Общемировая транспортная система

Население, млн чел.

144,5

Более 7,1 млрд

Площадь территории, млн км

17,1

149

Общая протяжённость наземных путей сообщения, тыс.км

25

Плотность транспортной сети, км./тыс.км

Грузооборот (без трубопроводного транспорта), млрд.т.км

18-20

>8 000

Доля транспортной составляющей в ВВП

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.

Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.

Выгодное географическое положение страны позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в т.ч. от осуществления транзитных перевозок зарубежных стран по своим коммуникациям.

О месте и значении транспорта в отечественном народнохозяйственном комплексе свидетельствует его значительный удельный вес в основных производственных фондах страны — 27%. Доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте — 8%. Транспорт в Российской Федерации потребляет примерно дизельного топлива 18%, электроэнергии — 6%, лесоматериалов — 10%, чёрных металлов — 4%.

Таблица 1.2 — Основные показатели видов транспорта

Виды транспорта

Объём перевозок грузов, %

Грузооборот, %

Средняя дальность, км

Железнодорожный общего пользования

9,30%

37,70%

Железнодорожный необщего пользования

29,50%

0,76%

8,6

Автомобильный

52,0%

3,80%

24,3

Речной

1,05%

1,90%

Морской

0,34%

3,17%

Воздушный

0,01%

0,07%

Трубопроводный

7,80%

52,60%

1.2 Понятия и сущность транспортной системы и цепи поставок

Транспортная система — транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности. Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах.

Согласно Федеральному закону N 16-ФЗ от 9 февраля2007 года «О транспортной безопасности» инфраструктура включает используемые транспортные сети или пути сообщения (дороги, железнодорожные пути, воздушные коридоры, каналы, трубопроводы, мосты, тоннели, водные пути и т. д.), а также транспортные узлы или терминалы, где производится перегрузка груза или пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой (например, аэропорты, железнодорожные станции, автобусные остановки и порты).

Транспортными средствами обычно выступают конвейеры, трубопроводы, судна, лифты, грузоподъёмные краны, ракеты, автомобили, велосипеды, автобусы, трамваи, троллейбусы, поезда, самолёты.

Под управлением понимается контроль над системой, например сигналы светофора, стрелки на железнодорожных путях, управление полётами и т. д., а также правила (среди прочего, правила финансирования системы: платные дороги, налог на топливо и т. д.).

Управление транспортной системой — совокупность мероприятий направленных на эффективное функционирование данной системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между собой, так и с внешней средой. В широком смысле, разработка сетей — задача гражданской инженерии и городского планирования, разработка транспортных средств -механической инженерии и специализированных разделов прикладной науки, а управление обычно специализированно в рамках той или иной сети, либо относится к исследованию управления или системной инженерии.

Количественными показателями транспортной системы являются:

  • протяжённость путей сообщения,
  • численность занятых,
  • грузо- и пассажирооборот.

Управление цепями поставок — управленческая концепция и организационная стратегия, заключающаяся в интегрированном подходе к планированию и управлению всем потоком информации о сырье, материалах, продуктах, услугах, возникающих и преобразующихся в логистических и производственных процессах предприятия, нацеленном на измеримый совокупный экономический эффект (снижение издержек, удовлетворение спроса на конечную продукцию).

— Концепция предложена в 1982 году Кейтом Оливером (англ. KeithOliver), впоследствии развита и получила практическую реализацию с использованием прикладного программного обеспечения — систем управления цепями поставок. Цепочка ценности — обобщение концепции управления цепями поставок на все виды деятельности организации, фокусирующееся на понятии одобавленной стоимости на каждом этапе создания продуктов и услуг.

1.3 Управление транспортными потоковыми процессами. Теория транспортных систем

Транспортный поток — это упорядоченное транспортной сетью движение транспортных средств.

Перемещение пассажиров называется пассажиропотоком, перемещение грузов — грузопотоком, движение пешеходов — пешеходным потоком.

Для характеристики транспортных потоков используются следующие основные показатели:

  • интенсивность движения;
  • временной интервал;
  • плотность движения;
  • скорость.

Интенсивность движения транспортных средств — это количество транспортных средств, проходящих через поперечное сечение дороги в определенном направлении или направлениях в единицу времени:

N а = nа / t

Различают удельную и приведённую интенсивность движения.

  • Удельная интенсивность движения — это уровень интенсивности по одной полосе дороги.

— Приведенная интенсивность движения — это совокупность интенсивностей движения транспортных средств разного типа с учетом соответствующих приведенных коэффициентов для этих типов. Так как в смешанном потоке автомобилей транспортные средства разного типа занимают различную площадь дороги и имеют разные динамические характеристики, то для сопоставимости оценок, количество транспортных средств определенного типа приводят к легковому автомобилю с помощью коэффициентов приведения.

Именно приведенное значение интенсивности используется в расчетах транспортных потоков и дорог. Промежуток времени (час, сутки, год), за который определяется интенсивность движения зависит от цели исследования. Необходимо учитывать, что интенсивность движения характеризуется значительными колебаниями как по времени суток, дням недели и времени года, так и по участкам улично-дорожной сети.

Резкий рост автомобилизации привел к изменению закономерности колебаний интенсивности. Колебания интенсивности движения в течение года характеризуются коэффициентом годовой неравномерности:

K г = Wм / Wг ,

Где W м и Wг — месячный и годовой объем движения соответственно, коэффициент Kг используют при расчете годового объема движения: Wг = Nа Дм / (Kг Kс ), где Nа — измеренная интенсивность движения, авт./ч; Дм — количество дней в месяце; Kс — коэффициент суточной неравномерности движения.

Для распределения интенсивности движения по дням недели характерно ее максимальное значение по пятницам, когда автомобилем пользуются наибольшее количество индивидуальных владельцев. Это значение интенсивности следует принимать в качестве расчетной.

В течение суток, как правило, наибольшая интенсивность движения наблюдается в утренний час пик, после него следует небольшой спад, после которого интенсивность движения плавно увеличивается до вечернего часа пик, которые существенно более растянут по времени, чем утренний.

ГЛАВА 2. ТРАНСПОРТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ

2.1 Принципы, задачи и цели транспортной логистики

Транспортная логистика — это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Одно из основополагающих направлений науки об управлении информационными и материальными потоками в процессе движения товаров.

Оптимальным считается маршрут, по которому возможно доставить логистический объект в кратчайшие сроки (или предусмотренные сроки) с минимальными затратами, а также с минимальным вредом для объекта доставки.

Вредом для объекта доставки считается негативное воздействие на логистический объект как со стороны внешних факторов (условия перевозки), так и со стороны временного фактора при доставке объектов, подпадающих под данную категорию

1. Выбор типа транспортного средства.

2. Выбор вида транспортного средства.

3. Совместное планирование транспортных процессов со складскими и производственными операциями.

4. Совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта.

5. Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.

6. Определение рациональных маршрутов поставки.

Все эти задачи решаются взаимосвязано, в комплексе.

2.2 Виды и характеристика грузовых перевозок

На каждом виде транспорта установлены различные виды грузовых сообщений, отправок и скорости перевозок грузов.

Железнодорожный транспорт.

Виды грузовых сообщений: местное в пределах одной дороги; прямое — в пределах двух и более дорог; прямое смешанное (железнодорожно-водное) — перевозка по единому перевозочному документу с участием железнодорожного и водного транспорта или прямое смешанное (железнодорожно-автомобильное) — по единому перевозочному документу с участием железнодорожного и автомобильного транспорта; прямое международное — по единому перевозочному документу с участием дорог двух или более государств. Кроме того, уставом железных дорог РФ (ст. 68) предусмотрены прямые смешанные железнодорожно-водно-автомобильное, железнодорожно-воэдушное и другие сообщения.

В зависимости от количества груза, принятого по одной накладной, перевозки выполняются мелкими, малотоннажными, повагонными, групповыми и маршрутными отправками.

Мелкой отправкой считается партия груза массой до 10т и объемом не более 1/3 вместимости крытого четырехосного вагона, полувагона или площади четырехосной платформы.

Малотоннажной отправкой считается партия груза массой от 10 до 25 т и объемом не более половины вместимости четырехосного вагона. Для по вагонной отправки требуется отдельный вагон.

Групповая отправка — это такое количество груза, для которого требуется более одного вагона, но меньшего маршрута.

Маршрутной отправкой считается партия груза, предъявляемого к перевозке по одной накладной, для которого необходимо такое количество вагонов, которое соответствует по массе норме маршрута (поезда).

Скорость доставки подразделяют на следующие виды: грузовая — перевозки осуществляются в обычных грузовых поездах; большая — в ускоренных поездах (скоропортящиеся грузы); пассажирская — перевозка багажа и грузов с пассажирским поездом.

Автомобильный транспорт.

Грузовые автомобильные перевозки различают по следующим признакам:

  • отраслевому — перевозки грузов промышленности, строительства, сельского хозяйства, торговли, коммунального хозяйства, почтовые;
  • размеру партий грузов — массовые и мелкопартионные перевозки. Массовыми называют перевозки большого объема однородного груза. Крупная партия может быть равна номинальной грузоподъемности автомобиля q, но не меньше q г (где г — статический коэффициент использования грузоподъемности).

    Мелкопартионные перевозки — это называют небольшие партии груза (массой от 10 кг до qг /2 , т);

  • территориальному признаку — городские, пригородные, внутрирайонные, межрайонные, междугородные и международные перевозки;
  • способу выполнения: местные — осуществляются одним автотранспортным предприятием;
  • прямого сообщения — при перевозке участвуют несколько автотранспортных организаций;
  • смешанного сообщения — перевозки двумя или несколькими видами транспорта. Одной из форм перевозок смешанного сообщения являются комбинированные. При комбинированных перевозках груз передается с одного вида транспорта на другой без перегрузки. Это достигается, например, путем применения специальных полуприцепов-контрейлеров, перевозимых на железнодорожных платформах или на речных и морских судах;
  • времени освоения — постоянные, сезонные и временные перевозки. Постоянные осуществляются на протяжении всего года, сезонные — только в определенное время года, временные носят эпизодический характер;

— * организационному признаку — централизованные и децентрализованные. При централизованных перевозках автотранспортные предприятия выступают организаторами доставки грузов получателям, и сами осуществляют этот процесс. При децентрализованных перевозках каждый грузополучатель самостоятельно обеспечивает доставку груза.

Речной транспорт.

Виды сообщений:

  • внутреннее водное — в границах одного речного пароходства;
  • прямое внутреннее водное — в границах двух или нескольких смежных речных пароходств, в том числе пароходств союзных республик;
  • прямое водное — с участием речных и морских пароходств;
  • прямое смешанное (железнодорожно-водное, водно-автомобильное).

Размер партии: судовая, сборная, мелкая.

Судовая партия — это груз одного наименования, сдаваемый по одной накладной, а также однородные грузы, сдаваемые по двум или более накладным, следующие в один пункт назначения в количестве, достаточном для полной загрузки отдельного суда на до его технической нормы.

Сборная партия состоит из груза массой свыше 20 т, предъявляемого к перевозке в количестве:

1) недостаточном для загрузки одного судна;

2) достаточном для загрузки одного судна, но адресуемого в разные пункты назначения или в один пункт назначения разным получателям, что вызывает необходимость отделения одного груза от другого.

Мелкой считается партия груза, предъявляемая к перевозке по одной накладной в количестве, не превышающем 20 т.

На речном транспорте в зависимости от срочности доставки различают большую скорость и грузовую скорость.

Морской транспорт. Классификация морских перевозок предусматривает их деление по видам перевозок, плавания и сообщений.

По видам перевозок грузовые перевозки подразделяются на сухогрузные и наливные.

В зависимости от вида плавания морские перевозки делят на малый, большой каботаж и заграничное плавание. Под малым каботажем понимают плавание судов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов без захода в территориальные воды других государств. Большой каботаж — это плавание судов между портами одной и той же страны, лежащими в разных морских бассейнах. Заграничные морские перевозки обеспечивают экономические связи России с зарубежными странами.

Загранплавание подразделяют на перевозки между российскими и иностранными портами (экспорт), между иностранными и российскими портами (МИП).

В первом и втором случаях могут перевозиться как российские внешнеторговые грузы, так и грузы иностранных фрахтователей. Перевозка грузов иностранных фрахтователей (ГИФ) по своему экономическому содержанию представляет экспорт транспортных услуг.

На морском транспорте различают следующие виды сообщения: междупортовое, прямое водное и прямое смешанное. В междупортовом сообщении перевозки осуществляются от одного морского порта до другого; в прямом водном — от морского порта до речного, причем на морском отрезке пути перевозки выполняют морские суда, на речном — речные; в прямом смешанном сообщении участвует несколько видов транспорта.

На морском транспорте применяют две формы организации работы флота: линейное плавание (регулярное) и рейсовое (нерегулярное).

2.3 Транспортные средства для погрузки, перевозки и выгрузки грузов. Взаимодействие разных видов транспорта

Использование: в транспортном машиностроении, преимущественно в автотранспорте. Сущность изобретения: способ погрузки на транспортное средство, транспортировки и разгрузки грузов, преимущественно контейнеров, заключается в том, что под груз устанавливают оси, на которые монтируют поворотные копиры, образующие подъемно-поворотные опоры, которые шарнирно связаны со штангой, соединяемой с одной зоной транспортного средства, движением последнего вывешивают и фиксируют груз, отсоединяют штангу от транспортного средства, подводят последнее под груз, соединяют со штангой другой зонойи движением транспортного средства опускают груз на платформу транспортного средства, после чего демонтируют копиры, отсоединяют штангу от транспортного средства и транспортируют груз, а на месте разгрузки устанавливают копиры, соединяют транспортное средство со штангой, вывешивают и фиксируют груз, отсоединяют штангу, выводят транспортное средство из-под груза, соединяют со штангой и опускают груз движением транспортного средства.Устройство для осуществления этого способа содержит две пары кривошипов с копирами, установленных в подшипниках на осях, размещаемых под грузом, причем корпуса подшипников смежных пар соединены между собой балкой, а кривошипы — шатуном, каждый копир выполнен с цилиндрической опорной поверхностью, направляющая которой образована частью окружности, сопряженной свободными участками с прямолинейными участками, расположенными по касательной к окружности. 2 с.п. ф-лы, 13 ил.

Пример:

1. Создание паромов морских в шарной мере, дорожных эстакад и пересечений в разных уровнях.

2. Технологическая область взаимодействий — это организация комплексной системы эксплуатации различных видов транспорта:

o Пример: создание и согласование контактных графиков работы участвующих видов транспорта грузоотправителей и грузополучателей, составление взаимоувязанных с интересами пассажиров удобных расписаний прибытия и отправления различных видов транспорта.

3. Организационная сфера. Охватывает управленческую и информационную области взаимодействия различных видов транспорта.

o Пример: организация аналогичных перевозок с единым диспетчерским пунктом (центром) оперативное информирование и регулирование подачи вагонов, судов, автомобилей к местам погрузки, выгрузки и перевалки грузов в транспортных узлах; организация подачи билетов для пассажиров нескольких видов транспорта и согласование транспортно — эксплуатационного обслуживания клиентуры при смежных перевозках.

4. Экономическая область взаимодействие включает в себя: разработку и согласование прогнозов спроса на транспортные услуги различными видами транспорта, находящимися в государственной и частной.

5. Правовая область включает в себя решение правовых вопросов касающихся взаимоотношений между различными видами транспорта и между органами транспорта и клиентуры.

Основная масса грузовых и пассажирских перевозок осуществляется с участием 2-х и более видов транспорта. Так 80% грузов, прибывающих в порты, передается на железную дорогу (на речных 50%).

Практически вся нефть из трубопроводов передается на другие виды транспорта, а автомобиль взаимодействует со всеми видами транспорта, особенно велик его вес для пассажирских перевозок. Пунктами взаимодействия являются транспортные узлы. Раньше транспортные узлы в силу своего исторического развития, ведомства, частные владения, география, топография строились без учета быстрого перехода грузов с одного вида на другой. Транзитный пассажир покупал новые документы на провоз груза и проезд. Груз в этих пунктах перегружался. Только с введением смешанного прямого сообщения владельцы груза освобождались от заботы перегружать свой товар. Во взаимодействии различных видов транспорта должна возродиться ЕТС (единая транспортная система).

Основы взаимодействия. В большинстве государств мира рациональное взаимодействие основных видов транспортных коммуникаций находится в государственной собственности. Взаимодействие различных видов транспорта заключается в слаженной и согласованной работе транспорта в общем перевозочном процессе. Это взаимодействие зависит от многих условий правового, экономического, технического, технологического, организационного и управленческого характера.

Правовой аспект совершенствования юридических и правовых отношений

Основные документы, определяющие взаимоотношения, обязанности, права и ответственность транспорта и клиентуры, грузоотправителей и грузополучателей:

  • железнодорожный устав РФ
  • кодекс торгового мореплавания
  • устав внутреннего водного транспорта
  • устав автомобильного транспорта
  • воздушный кодекс.

Кроме того в кодексе имеются другие положения ведомства и министерства транспорта «О взаимном имуществе, ответственности организации морского транспорта и отправления за невыполнением планов перевозок, экспортирования и импортирования грузов и т.д.»

2.4. Транспортная классификация грузов, тары и упаковки. Технология их перевозки

Под транспортной классификацией грузов понимают упорядочение грузов, перевозимых морским транспортом по признаку общности физико-химических свойств и способов транспортирования. Согласно общности способов транспортирования все грузы делятся на три специфические транспортные категории: генеральные, массовые, особо режимные.

Генеральными грузами называют штучные грузы, состоящие-из отдельных упакованных или неупакованных грузовых мест. Внутри этой категории грузы разделяются по характеру упаковки (мешковые, киповые, катно-бочковые, ящичные), а также по массе и габаритам (тяжеловесные, легковесные и негабаритные).

К тяжеловесным относят грузы в таре или без упаковки, если масса места превышает 5 т при перевозке грузов морем, 1 т — при перевозке водным транспортом и 0,5 т — при перевозке железнодорожным транспортом. Супертяжеловесами при морской перевозке считаются грузы массой 25 т и более. Легковесными считаются грузы, которые при массе 1 т занимают объем более 2 м3 (бамбук, шерсть непрессованная, вата и т.п.).

Негабаритным называется груз, размеры которого не вписываются в габариты железнодорожного подвижного состава (буровое оборудование, стрелы кранов, комбайны и т. п.).

Па морском транспорте понятие негабаритности относительное. К негабаритным относят грузы, которые не проходят по своим размерам в проем грузового люка судна. К длинномерам относят грузы в таре и без упаковки, если их длина превышает 8м.

Массовые грузы составляют основную массу грузов на транспорте и представляют собой однородные грузы, перевозимые большими партиями. К ним относят наливные и навалочные грузы. Наливные грузы предназначены для перевозки специализированными судами наливом (нефть и нефтепродукты, растительные и животные жиры, сжиженные газы, вино, спирт и т. д.); навалочные — перевозят без тары, навалом, они включают две подгруппы: не зерновые (соль, сахар, уголь, руда и т. п.) и зерновые.

Категорию особо режимных грузов составляют опасные грузы (кислоты, щелочи и т. п.), скоропортящиеся грузы (овощи, фрукты и т. п.), а также животные и сырые животные продукты. При перегрузке и хранении грузов этой категории необходимо выполнение особых требований, регламентируемых специальными правилами.

ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ ЦЕПИ ПОСТАВОК

3.1 Общие условия задачи

Крупная дистрибьюторская компания закупает у k -го количества поставщиков р k P (k = 1, 2, 3 … n ) различные виды товаров для их последующей реализации через розничную сеть г. Москвы в течение периода T r , равного один год.

Дистрибьютор реализует товары в розничную сеть из собственного распределительного центра R , расположенного за границами МКАД.

У каждого поставщика дистрибьюторская компания закупает только один вид товара.

Объемы поставок из распределительного центра R в розничную сеть имеют индекс «r » — Q r , а объемы поступающих на распределительный центр товаров от их производителей имеют индекс «p » — Q p .

Поставки каждого k -го вида товара планируется в объеме Q р k (k = 1, 2, 3 … n ) в тоннах за период времени Т р , равный один год.

Готовая продукция либо отгружается напрямую на транспортное средство hH (H — множество видов транспорта) для доставки дистрибьютору, либо поступает на склад, где хранится до момента отгрузки.

Исходные данные приведены в табл. 1, табл. 2 и табл. 3:

Таблица 1

Показатели нормы прибыльности логистических услуг П i

Первая цифра зачетной книжки

Норма прибыли П i по видам услуг

П l

П ta

П tz

П u

П s

2

0,35

0,22

0,18

0,5

0,5

Таблица 2

Параметры работы поставщиков, расстояние, средняя скорости движения, стоимость перевозки и виды используемого транспорта по участкам цепи поставок.

Показатели

Значения

Q rn , т

460

T rn , нед.

1

l 15 , км

100

15 , км/ч

50

S h 15 , руб./ткм

50

m 15max

8

h 15

Автомобильный транспорт

l 25 , км

200

2 5 , км/ч

55

S h 25 , руб./ткм

30

m 25max

4

h 25

Автомобильный транспорт

l 36 , км

2300

36 , км/ч

24

S h 36 , руб./ткм

15

m 36max

40

h 36

Железнодорожный транспорт

l 56 , км

1400

5 6 , км/ч

28

S h 56 , руб./ткм

16

m 56max

60

h 56

Железнодорожный транспорт

l 47 , км

200

47 , км/ч

47

S h 47 , руб./ткм

47

m 47max

8

h 47

Автомобильный транспорт

l 67 , км

100

67 , км/ч

49

S h 67 , руб./ткм

43

m 67max

10

h 67

Автомобильный транспорт

Таблица 3

Классы перевозимых грузов, стоимость их хранения и коэффициенты a k

Третья цифра зачетной книжки

Класс груза

Коэффициенты a k

5

III

0,1

0,2

0,1

0,6

Совокупный объем поставок Q р от всех поставщиков за весь период Т p составляет:

, т, (1)

где Q p k — объем поставляемого товара от k -х производителей на распределительный центр дистрибьютора.

Все виды товаров реализуются из распределительного центра отдельными париями в объеме Q rn , включающие весь ассортимент товаров в объеме Q rnk каждого вида:

, т, (2)

с периодичностью поставки T rn в неделях.

Q rn = 460 т.

Плановое количество поставок n r партий товаров Q rnk в розничную сеть составляет:

n r = Т r / Т rn , (3)

где n r — количество поставок за период Т r , ед.;

Т r — периодичность поставки в неделях (днях).

n r = 365 / 7 = 52 ед.

Структура объема партии поставки Q r n характеризуется соотношением объемов товаров различных видов Q r n k и отображается коэффициентами a k :

, т. (4)

Q r n 1 = 0,1 * 460 = 46 т;

Q r n 2 = 0,2 * 460 = 92 т;

Q r n 3 = 0,1 * 460 = 46 т;

Q r n 4 = 0,6 * 460 = 276 т.

Общие объемы k -го вида товаров Q rk и товаров всех видов Q r , поставляемых в розничную сеть через распределительный центр за весь период Т r , составляют:

, т. (5)

Q r = 52 * 160 = 4 160 т.

, т. (6)

Q r 1 = 52 * 46 = 2 392 т;

Q r 2 = 52 * 92 = 4 784 т;

Q r 3 = 52 * 46 = 2 392 т;

Q r 4 = 52 * 276 = 14 352 т.

  • (7)

Q p 1 = 2 392 т;

Q p 2 = 4 784 т;

Q p 3 = 2 392т;

Q p 4 =14 352т.

, т. (8)

Q r = (0,1 * 23 920) + (0,2 * 23 920) + (0,1 * 23 920) + (0,6 * 23 920) = 23 920т.

  • (9)

Q р = 23 920 т.

Выражения (7) и (9) отражают условия баланса грузопотоков в логистической системе.

3.2 Проектирование цепи поставок

Поставщики товаров располагаются в различных регионах, как в России, так и за ее пределами, на расстоянии l k от распределительного центра R (определяются в задании на курсовую работу).

Отправными точками производителей k -х товаров р k являются производственные терминально-складские комплексы g p G p .

Распределительный центр R получателя также является объектом терминального назначенияg R G R .

Для организации поставок дистрибьютор обращается за услугами к «Логистическому посреднику».

Для выполнения условий поставки логистический посредник должен обеспечить на распределительном центре g R в течение каждого периода Т rn весь ассортимент товаров в объеме Q р nk , который не должен быть менее установленного объема реализации в розничную сеть Q rnk , а совокупный объем поставляемых товаров всех видов Q р n не должен быть менее общего объема парии поставки в розничную сеть Q r n :

, т, (10)

, т. (11)

С учетом перечисленных выше условий «Логистический посредник» для доставки каждого k -го вида товара от склада производителя g pk до распределительного центра g R проектирует цепь поставок D k .

Цепь поставок включает одно или несколько звеньев цепи, ограниченным транзитными терминально-логистическими комплексами (терминалами) g , между которыми осуществляются перевозка грузов определенным видом транспорта h .

Перевозки между терминалами g i и g j осуществляется по магистральным путям сообщений на расстояния l ij автомобильным h a и железнодорожным h z видами транспорта. Индексы i и j в показателе расстояния транспортировки соответствуют индексам начальных и конечных терминалов g i и g j в соответствии со схемой доставки (рис. 1):

Рис. 1. Схема доставки товаров в распределительный центр.

Согласно условию (10):

Q р15 = 46 т;

Q р25 = 92 т;

Q р36 = 46 т;

Q р47 = 276 т;

Q р56 = 138 т;

Q р67 = 184 т.

Согласно условию (11):

460 = 460, т.

Объемы поставки различных видов товаров Q pij , проходящих по интегрированному звену d ij цепи поставок, равны суммарному значению объемов всех k -х видов товаров Q pkij , перемещаемых на соответствующем участке d kij :

, т, (12)

Каждое звено d ij цепи поставок характеризуется различными показателями: средней скоростью движения транспортных средств по участку цепи aij и zij , расстоянием транспортировки по участку l ij , объемом поставки k-го товара по участку цепи Q pkij , объемом поставки групп товаров Q ij , продолжительностью транспортировки t pnij .

Параметры звеньев d kij и d ij , полученные из различных источников исходные данные и расчетные значения (объемы, расстояния, скорости, продолжительность и пр.) сведем в таблицы, где в строках и столбцах перечисляются терминалы g i (в ячейках на пересечении строки с номером терминала отправителя со столбцом номера терминала получателя):

Таблица 4

Вид транспортного средства на участке цепи поставок

g 1 (p 1 )

g 1 (p 2 )

g 3 (p 3 )

g 4 (p4 )

g 5

g 6

g 7 (R )

g 1 (p 1 )

Авто

g 2 (p 2 )

Авто

g 3 (p 3 )

Ж/д

g 4 (p 4 )

Авто

g 5

Ж/д

g 6

Авто

Таблица 5

Объем поставок d kij и d ij , т/нед

g 1 (p 1 )

g 1 (p 2 )

g 3 (p 3 )

g 4 (p4 )

g 5

g 6

g 7 (R )

g 1 (p 1 )

46

g 2 (p 2 )

92

g 3 (p 3 )

46

g 4 (p 4 )

276

g 5

138

g 6

184

Таблица 6

Расстояния перевозок по участкам цепи d kij и d ij , км

g 1 (p 1 )

g 1 (p 2 )

g 3 (p 3 )

g 4 (p4 )

g 5

g 6

g 7 (R )

g 1 (p 1 )

100

g 2 (p 2 )

200

g 3 (p 3 )

2300

g 4 (p 4 )

200

g 5

1400

g 6

100

Таблица 7

Скорости перевозок по участкам цепи d kij и d ij , км/ч

g 1 (p 1 )

g 1 (p 2 )

g 3 (p 3 )

g 4 (p4 )

g 5

g 6

g 7 (R )

g 1 (p 1 )

50

g 2 (p 2 )

55

g 3 (p 3 )

24

g 4 (p 4 )

47

g 5

28

g 6

49

Таблица 8

Время доставки по участкам цепи, ч

g 1 (p 1 )

g 1 (p 2 )

g 3 (p 3 )

g 4 (p4 )

g 5

g 6

g 7 (R )

g 1 (p 1 )

2

g 2 (p 2 )

3,64

g 3 (p 3 )

95,83

g 4 (p 4 )

4,26

g 5

50

g 6

2,04

Таблица 9

Время оборота транспортного средства по маршруту, ч

g 1 (p 1 )

g 1 (p 2 )

g 3 (p 3 )

g 4 (p4 )

g 5

g 6

g 7 (R )

g 1 (p 1 )

17,92

g 2 (p 2 )

21,2

g 3 (p 3 )

236,9

g 4 (p 4 )

145,24

g 5

22,44

g 6

18

Таблица 10

Количество транспортных средств, необходимое для разовой (каждые 2 недели) отправки объема товаров по участку цепи

g 1 (p 1 )

g 1 (p 2 )

g 3 (p 3 )

g 4 (p4 )

g 5

g 6

g 7 (R )

g 1 (p 1 )

1

g 2 (p 2 )

1

g 3 (p 3 )

2

g 4 (p 4 )

3

g 5

2

g 6

2

3.3 Проектирование работы перевозчиков

На каждом звене логистической цепи поставок d ij используется определенный вид транспорта h .

Основными параметрами работы перевозчиков являются:

  • грузоподъемность транспортного средства q тр , т;
  • номинальная грузоподъемность грузового модуля q н , т;
  • коэффициент использования грузоподъемности грузового транспортного средства, т;
  • количество транспортных средств А ij на звене цепи поставок d ij ,, ед.;
  • время погрузки t lij и разгрузки t uij транспортного средства, ч;
  • время перевозки партии груза транспортным средством t tij , км/ч;
  • общее время транспортировки партии груза по маршруту t pnij , км/ч;
  • время оборота транспортного средства по маршруту t об ij , км/ч.

Перевозка груза осуществляется с использованием средств упаковки и пакетирования товаров, обеспечивающих их размещение на стандартных поддонах, выполнение погрузочно-разгрузочных работ механизированным способом и перевозку транспортными пакетами в фургонах (вагонах и пр.) или в стандартных 20- или 40-футовых контейнерах.

Значение грузоподъемности q н определяется характеристиками подвижного состава.

Для одного стандартного контейнера в зависимости от его размера может быть принято следующее значение номинальной грузоподъемности (грузовместимости): 20-футовый контейнер — 20 т, 40-футовый контейнер — 25 т.

Фактический объем q ф перевозимого каждым транспортным средством груза определяется транспортными свойствами груза, классом груза, упаковкой и прочими факторами, которые в совокупности отражаются в коэффициенте использования грузоподъемности .

При известном значении коэффициента грузоподъемности фактический объем загрузки транспортного средства может быть рассчитан по формуле:

q ф = q н . (13)

Значение коэффициента использования грузоподъемности транспортного средства устанавливается в соответствии классом перевозимого груза по данным табл. 11:

Таблица 11

Классы грузов

Класс

Коэффициент использования грузоподъемности г

диапазон изменения значения

среднее (расчетное) значение

1

0,91…1,0

1,0

2

0,71…0,9

0,8

3

0,51…0,7

0,6

4

0,40…0,5

0,45

При известном значении коэффициента грузоподъёмности ( = 0,6), фактический объем загрузки транспортного средства составит:

q ф = 20 * 0,6 = 12 т (для автомобильного транспорта);

q ф = 65 * 0,6= 39 т (для железнодорожного транспорта).

Время оборота транспортного средства по маршруту t об ij рассчитывается по формуле:

  • t</…