, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.
На современную семью оказывает влияние множество факторов: индустриализация, урбанизация, образование, религия и др. Являясь основополагающим институтом в структуре общества, семья особенно чувствительна к всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизнедеятельности, ее стабильности и воспитательной дееспособности.
Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального
Число детей, которые воспитываются без одного или обоих родителей в настоящее время, растет. На этот процесс оказывает влияние
Актуальность работы. Семья является одним из старейших и важнейших социальных институтов общества, влияющих на формирование и развитие личности. Огромный диапазон и уникальность средств влияния семьи делают ее мощным, незаменимым средством социализации и социального становления личности.
Я считаю нужным освятить эти проблемы, так как в последние десятилетия XX века и, особенно в начале нового тысячелетия они стали восприниматься обществом как само собой разумеющееся. В конце концов, неминуемо произойдет распад семьи как социальной системы, и я считаю, что надо уже сейчас начинать делать все возможное, чтобы этого не произошло.
Цель – рассмотреть, теоретические и практические основы социальной работы с неполными семьями.
Объект данной работы – неполные семьи.
Предмет данной работы – основные направления, формы и методы социальной работы с неполной семьей.
Задачи:
- Рассмотреть неполную семью как объект социальной работы
- Раскрыть основные формы и методы социальной работы с неполными семьями.
- Изучить опыт применения социальной работы с неполными семьями.
- Предложить пути совершенствования социальной работы с неполными семьями.
Глава 1.Теоретические аспекты социальной работы с неполными семьями
Работа социального педагога с неблагополучными семьями
... необходимости работы социального педагога с неблагополучными семьями, выработка соответствующих рекомендаций. Объектом исследования является социально-педагогическая работа с неблагополучной семьей. Предмет исследования – необходимость работы социального педагога с неблагополучными семьями, как фактор, способствующий устранению неблагополучия. Гипотезы исследования: 1. Работа социального педагога ...
1.1.Неполная семья как объект социальной работы
А.Г. Харчев определял семью как «малую социальную группу, члены которой связаны браком или кровным родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой
Научные исследования, посвященные вопросам
- семья в значительной мере теряет свою стабильность, о чем свидетельствует
увеличивающееся количество разводов; - следствием высокой разводимости супружеских пар является рост неполных семей, преимущественно материнских,
воспитательный потенциал которых частично ослаблен из-за дефицита взаимодействия ребенка с одним из родителей, чаще всего с отцом; - рост внебрачной рождаемости детей
несовершеннолетними социально незрелыми матерями;
— увеличение количества неполных материнских семей
Типы семей. Основаниями для разграничения семей на типы могут служить: наличие одной или нескольких брачных пар и их возраст, наличие в семье несовершеннолетних детей, число поколений в семье, наличие родственников по боковой линии (братья, сестры, племянники и т.д.).
И так, определимся с типами семей:
1. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей.
2. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей с одним родителем.
3. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей с одним из
4. Семьи с двумя или более брачными парами, с детьми и без детей, с одним из супругов (или без него) и с другими родственниками (или без них).
5. Семьи, состоящие из матери с детьми.
6. Семьи, состоящие из матери (отца) с детьми.
7. Семьи, состоящие из матери с детьми с одним из родителей матери (отца).
8. Семьи, состоящие из отца с детьми, с одним из родителей отца (матери).
Технология социальной работы с семьей
... курсовой работы является социальные проблемы семьи в современном российском обществе как объект изучения социальной работы. Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи: а) рассмотреть функции семьи; б) изучить технологии социальной работы с семьей ... всю жизнь, пока живы родители и дети. Следующая важнейшая функция семьи -- экзистенциальная, т.е. социальная эмоциональная защита ...
9. Прочие семьи. 2
Основными в России являются семьи,
Функции семьи. Семья выполняет различные функции. Функции семьи связаны с потребностями общества и личности. Знание функций семьи чрезвычайно важно. Через функции, с одной стороны, можно понять сущность семьи как социального явления и тем самым определить характер взаимосвязи семьи и общества, с другой можно проанализировать деятельность семьи как малой социальной группы, и тогда проявляется роль функции как главной составляющей стабильности брака.
Функциональный подход к анализу семьи был и остался ведущим, т.к.
Функции семьи можно подразделить на две группы: 1) как социального института общества; 2) как малой социальной группы. Только успешно осуществляя функции на уровне малой группы, семья может обеспечить и успешную реализацию своих функций как социального института.
В зависимости от приоритетов того или иного общества, периодов их исторического развития, менялся как характер исполнения функций, так и их иерархия. В жизнедеятельности
В зависимости от типа семья выполняет
1) Репродуктивная.
С точки зрения общества функция деторождения – это воспроизводство
Сейчас в нашей стране (да и, пожалуй, во всем мире) наблюдается процесс массового снижения детности семьи.
2)Воспитательная.
Семьей создается нравственная основа будущей жизни подрастающего поколения.
Социальная работа с детьми из неблагополучных семей
... всего семьи перестают справляться с ними, они попадают в группу так называемых «семей социального риска», приобретают статус неблагополучных, становясь основными объектами социальной работы. Нежелание или невозможность выполнения семьей функций наносит огромный урон обществу. Возрастает ...
3)Хозяйственно-экономическая функция.
В настоящее время хозяйственно-
Как малая социальная группа, осуществляя хозяйственно-
4)Четвертая функция семьи – это функция общения.
Функция общения состоит из постоянных
Общение в семье – это жизнь самой семьи. Без общения семья не может существовать.
Таким образом, положение института семьи в современном обществе очень
Совокупность неполных семей многообразна и крайне неоднородна. Источниками их возникновения традиционно считались разводы, овдовение (смерть одного из родителей), внебрачная рождаемость.
Модель неполной семьи объективно более
Переписи населения последних десятилетий
Микроперепись 1994 г. выявила в составе всех российских семей 16,6% неполных. 3
Неполные семьи — сегодня уже реальность, на которую трудно закрыть глаза. Число их не только не снижается, но и имеет постоянную
Неполная семья — семья, состоящая из одинокой матери (одинокого отца) с ребенком (детьми), разведенной женщины (
Неполная семья – малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы
Иначе говоря, неполная семья – это семья, где нет одного из родителей.
Совокупность неполных семей крайне