Роль государства в создании общественных благ

Курсовая работа

В настоящее время экономика общественного сектора занимает важное место в ряду экономических дисциплин и относится к тем из них, которые развиваются наиболее быстро. Она в определенном смысле поглотила теорию налогообложения. Для экономики общественного сектора одинаково значимы доходы и расходы государства. [14, c. 37]

Каковы те вопросы, на которые экономика общественного сектора пытается давать ответы? Укажем лишь наиболее существенные из них.

Как формируется экономическая и социальная политика? Как образуются доходы и имущество государства? Как государство распоряжается своими ресурсами? Какое влияние доходы и расходы государства оказывают на поведение других участников экономической жизни, прежде всего частных предприятий и домохозяйств? Таким образом, в центре внимания экономики общественного сектора находится в первую очередь микроэкономическое взаимодействие государства с другими субъектами рыночного хозяйства. [14, c. 37]

1.2. Общественные блага: проблема определения и характеристики.

Что такое «общественное благо»?Каков критерий причисления блага к разряду «общественных»? Как ни странно, в достаточно обширной теоретической и учебной литературе по данной проблематике нет однозначного ответа на этот вопрос, т.е. единое, базовое определение общественного блага отсутствует. Все авторы признают наличие у общественных благ двух характерных черт – неконкурентности в потреблении и неприсвояемости – и не демонстрируют разногласий в отношении понимания содержания этих черт, но расходятся во мнениях относительно того, какая именно из них является определяющей как признак общественного блага, а также относительно того, в какой степени последнему должна быть присуща другая черта. При этом четко вырисовываются две «полярных» и одна «центристская» точки зрения по указанному вопросу, для рассмотрения которых необходимо вначале остановиться на содержании понятий «неконкурентность в потреблении» и «неприсвояемость»

Отсутствие конкуренции (неконкурентность) в потреблении, или в иной терминологии неделимость в потреблении, означает следующее: в отличие от потребления блага частного потребление общественного блага одним индивидом не уменьшает возможностей его потребления другими, т.е, поступив в обращение, благо уже не покидает его. [10, c. 20]

10 стр., 4952 слов

Производство общественных благ в современной экономике

... Экономическом словаре под общественными благами понимает товары и услуги, поставляемые государством на нерыночной основе. В этом определении существует два положения, которые неправильно отражают специфику производства общественных благ в общественном секторе. Во-первых, ...

Неконкурентность общественного блага предполагает, что благо неделимо, не может быть «расфасовано» и продано поштучно, неизбирательно и потребляется совместно. [2, c. 70]

На языке предельного анализа эта черта определяется следующим образом: коль скоро общественное благо произведено и поступило в потребление, предельные издержки обеспечения доступа к нему еще одного, добавочного, потребителя равны нулю. [10, c. 20]

Типичным примером неконкурентности потребления может служить национальная правовая система. Потребление услуг национальной правовой системы как общественного блага не уменьшает и не ухудшает положение населения в связи с появлением на свет новых граждан страны. В качестве примера неконкурентности потребления также можно привести национальную спутниковую службу погоды. [2, c. 70]

Неприсвояемость, или в иной терминологии неисключаемость из потребления, означает, что воспрепятствовать потреблению такого блага лицам, не желающим платить за него, невозможно или запретительно дорого. [10, c. 20]

Неисключаемость общественных благ означает, что потребление благ одним человеком не исключает из потребления других индивидов. Принято различать техническую невозможность и экономическую нецелеобразность исключения общественных благ. Если общественное благо совершенно неделимо, то практически невозможна его исключаемость. Если затраты на достижение исключаемости общественного блага слишком высоки, т.е. требуются огромные средства на осуществление контроля за допуском людей к общественному благу, исключаемость может оказаться экономически неоправданной. Так, например городской парк отдыха можно огородить, поставив охрану и сделать парковые услуги объектом потребления и использования теми группами населения, которые способны платить за указанные услуги. Но возможно такая ситуация, когда плата за услуги городского парка не сможет покрыть огромных затрат на возведение ограды вокруг парка и на содержание работников охраны и кассиров. Следовательно, достижение исключаемости общественного блага в виде отдыха в городском парке будет экономически нецелесообразно. [2, c. 70]

Наличие таких критериев в их крайних случаях – конкурентность и неконкурентность, исключаемость и неисключаемость – позволяет провести границу между чистым частным благом и чистым общественным благом. [2, c. 70]

1.3. Типология благ. Критерий «общественности» блага

Большинство благ – частные, они обладают и конкурентностью в потреблении, и присвояемостью. [10, c. 21] Чисто частное благо – это благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. [6, c. 128]

Некоторые блага, являющиеся одновременно и неконкурентными в потреблении, и непостоянными, всеми теоретиками без исключения причисляются к чистым общественным благам. [10, c. 21] Чисто общественное благо – это благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет (классический пример – национальная оборона).

6 стр., 2729 слов

Структура общественного производства

... развитых странах. Современное общественное производство охватывает не только материальное производство (I и II подразделения), но также нематериальную сферу — производство нематериальных услуг и благ, что составляет в совокупности своих отраслей III подразделение, и наконец, сферу военной экономики, ...

[6, c. 128]

Что же касается благ со «смешанными» признаками, у которых неконкурентность в потреблении сочетается с присвояемостью и, наоборот, конкурентность в потреблении – с неприствояемостью, их место в типологии «блага частные – блага общественные» зависит от избранного критерия. [10, c. 21]

Характерный пример позиции, согласно которой определяющим признаком общественного блага выступает неприсвояемость, или неисключаемость из потребления, мы находим в учебнике Уолтера Николсона, где дается следующее определение: «Благо является общественным, если, коль скоро оно произведено, никто не может быть исключен из доступа к нему. Общественные блага обычно бывают также неконкурентными в потреблении, но не обязательно» [10, c. 21]

Противоположную позицию, согласно которой определяющим признаком общественного блага выступает неконкурентность в потреблении, вслед за Полом Самуэльсоном, отстаивают Майкл Кац и Харви Розен, Джек Хиршлейфер и Амихай Глэйзер, Хью Гравель и Рэй Рис. [10, c. 21]

Промежуточная позиция представлена Джозефом Стиглицем, по мнению которого общественным благам должны быть присущи оба указанных признака, но в той или иной степени, определяющей деление этих благ на «чистые» и «нечистые» (фактически не разделяет и Хэл Р. Вэриан) [10, c. 22]

Очевидно, что в зависимости от применяемого критерия одно и то же благо со «смешанными» признаками будет отнесено либо к частным благам, либо к общественным. Так, кабельное телевидение неконкурентно в потреблении, поскольку его использование любым абонентом не уменьшает ни количества, ни качества услуг, получаемых другими абонентами; в то же время оно исключаемо из потребления тех, кто не оплачивает его услуги, т.е. присвояемо. По критерию У. Николсона, оно попадает в разряд частных благ, а по критериям, в частности, М. Каца и Х. Розена, а также Дж. Стиглица, — в разряд общественных благ (соответственно «присвояемых» и «нечистых»).

[10, c. 22]

Существует, напротив, группа неприсвояемых благ с отчетливо выраженной конкурентностью в потреблении. Речь идет о находящихся в общественном доступе скоплениях редких ресурсов: локальных популяциях рыбы в местах ловли, общественных пастбищах и выгонах и прочее. Согласно критерию У. Николсона, такие блага следует относить к общественным, согласно другим названным критериям – к частным неприсвояемым благам (так называемым благам общего фонда).

[10, c. 22]

Однако даже при едином критерии классификация благ не может быть абсолютной, так как степень, в которой данному благу присущ тот или иной из названных признаков, может изменяться в зависимости от ряда факторов – технологических, законодательных и др. [10, c. 22]

Поясним сказанное примерами, исходя из критерия неконкурентности в потреблении. Читальный зал публичной библиотеки, на первый взгляд, является чистым общественным благом. Однако это верно лишь при режиме работы, обеспечивающим не слишком большое число посетителей. При повышении этим числом некоего уровня посетители начинают мешать друг другу и качество услуг, предоставляемых читальным залом, ухудшается, а значит, критерий неконкурентности в потреблении перестает удовлетворяться строго. В итоге степень «общественности» данного блага уменьшается: из чистого общественного блага оно превращается в «нечистое». [10, c. 22]

4 стр., 1722 слов

Государство как агентство по производству общественных благ

... следующем разделе. Под общественными понимаются блага, для которых отсутствуют как исключительность доступа, так и конкурентное потребление Классическими примерами общественных благ могут служить защита ... является безусловно положительным благом, для другого может быть антиблагом. В этом смысле предоставляемые государством общественные блага можно рассматривать как общественные внешние эффекты, ...

Такое превращение общественного блага из чистого в «нечистое» может произойти и вследствие уменьшения степени его неприсвояемости или утраты последней. Маяк, к примеру, будучи явно неконкурентным в потреблении, может стать присвояемым благом, если будет изобретено устройство, «отсекающее» от пользования его услугами корабли, не заплатившие за покупку соответствующего принимающего устройства. Введение патентной монополии делает в значительной мере присвояемыми результаты научных исследований и разработок. [10, c. 22-23]

Так какой же из вышеназванных критериев должен быть положен в основу «распознания» общественного блага? Сторонники критерия неприсвояемости мотивируют свою позицию тем, что именно блага с данными свойством «порождают наиболее значительные проблемы для размещения ресурсов в рыночной экономике». Взятое само по себе утверждение о том, что неприсвояемость или неполная присвояемость блага, будь то неконкурентного или конкурентного в потреблении, припятствует выполнению рынком его функций Парето-эффективного размещения ресурсов, совершенно справедливо. Однако в этой аргументации упускается из виду очень важное обстоятельство, которым фактически и обоснована «полярная» точка зрения по данному вопросу. Дело в том, что специфика условия эффективного предоставления общественных благ по сравнению с благами частными объясняется именно свойством неконкурентности в потреблении. Правы поэтому авторы, считающие данное свойство ключевым для общественных благ признаком. [10, c. 23]

Общественные блага можно подразделить на потребляемые по выбору и без выбора, т.е. обязательно. К первым относятся блага, которые индивиды могут потреблять в любом количестве в пределах произведенного выпуска, в том числе и в нулевом, а ко вторым – блага, потребляемые всеми жителями страны в количестве, равном произведенному выпуску. Примером благ первого типа является радио и телевещание, благ второго типа – национальная оборона. Блага превого типа могут быть как присвояемыми, так и неприсвояемыми, блага второго типа – неприсвояемые. [10, c. 23]

Общественные блага могут быть общенациональными (общегосударственными) и локальными (региональными, местными).

[6, c. 130] Первые это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности. Последние могут производиться региональными (или местными) властями. [6, c. 130] Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение, регулировщика уличного движения и т.д.

2. ГОСУДАРСТВО КАК ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ

2.1. Добровольное и принудительное участие в производстве общественных благ.

Чем важны общественные блага с точки зрения объяснения государства, анализа его роли в экономике? Дело в том, что общественные блага постоянно находятся под угрозой недопроизводства. В самом деле, какие стимулы могут существовать у частного товаропроизводителя для производства общественного блага? Поскольку он не может действенно запретить воспользоваться им всем желающим, у него нет и возможности продавать свою продукцию по цене, которая хотя бы возместила его издержки, не говоря уже о получении прибыли. Рассчитывать же всякий раз на чистый альтруизм производителя вряд ли стоит: создание общественных благ – дело, как правило, дорогостоящее, так что и богатый альтруист не сможет им заниматься в течение сколько-нибудь продолжительного времени. [8, c. 21]

5 стр., 2426 слов

Общие типы организации производства

... Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности. Истории известны две основные формы организации производства: натуральная и товарная. Исторически первой формой общественного хозяйства было натуральное производство Под ...

Ну а если какое-то благо, по своим экономическим характеристикам являющееся общественным, очень нужно сразу многим людям? Что мешает им соединить свои средства и начать его производить? [8, c. 21-22]

Для производства и потребления общественного блага, как известно, требуются коллективные действия, которые и складываются из действий индивидов. Поскольку ожидаемый эффект сформируется на основе коллективного действия в целом и может быть достигнут при разных вариантах распределения затрат: трудовых усилий, денежных взносов т.д., то в случае максимизации собственной функции полезности каждый из индивидов может постараться свести свою долю затрат к минимуму.

Следовательно, можно сделать вывод, что заинтересованность в общественных благах совместима с тенденцией к уклонению от участия в коллективных действиях, необходимых для получения этих благ. [2, c.88]