Процесс развития технического мышления

Курсовая работа

Пятая ступень — синтез — рассматривается как знание, позволяющее реорганизовать информацию из разных источников и на этой основе создать новый образец. Синтез предполагает творческую переработку информации, в результате чего вырабатывается общий план действия, создастся новое целое, разрабатывается информация, объясняющая явление или событие.

Шестая, наивысшая ступень усвоения — оценка — позволяет судить о ценности какой-либо идеи, метода, материала. Это новый шаг в овладении знаниями, характеризующийся проникновением в суть предмета, явления.

В педагогической литературе нет какого-то обоснованного подхода к выделению уровней обученности учащихся. Наиболее интересны варианты, предложенные В. П. Симоновым и В. П. Беспалько.

Технология оценки степени обученности учащихся, предложенная В.П. Симоновым следующая. Строя свою систему оценки степени обученности учащихся, В. П. Симонов исходил из различия в деятельности учителя по формированию знаний, умений и навыков (ЗУН) и их оценке в ходе текущей проверки. Дело в том, что когда учитель формирует знания, умения и навыки у учащихся, они следуют в несколько иной последовательности, чем тогда, когда он проверяет и оценивает степень их усвоения [2].

Исходя из указанного противоречия, В.П. Симонов предлагает пять последовательных уровней «степени обученности» учащихся: различие, запоминание, понимание, простейшие умения и навыки, перенос.

Таблица 1 Уровни «степени обученности»

Уровень

Название уровня

Краткая характеристика

1

Различение

Или уровень знакомства, характеризует низшую степень обученности, когда учащийся отличает данный объект, процесс, явление или какое-либо действие от их аналогов только тогда, когда ему предъявляют их в готовом виде, показывая формальное знакомство с данным объектом, процессом или явлением, с их внешними, поверхностными характеристиками (учащийся отличает формулы, понятия друг от друга, но не может написать и объяснить их, решить задачу с применением тех или иных законов, на вопросы дает односложные ответы, в которых порой заметна попытка «угадать» правильный ответ).

2

Запоминание

Учащийся может пересказать содержание определенного текста, правила, воспроизвести формулировку того или иного закона, правила, алгоритма, но воспроизводит все на уровне «зазубривания» (опора преимущественно на механическую память), а не на уровне уяснения сущности. Запоминание — это количественный показатель, т. е. сколько запомнит ученик понятий, правил, законов и т. д., но не качественный, т. е. как все понял (учащийся отвечает на вопросы только репродуктивного плана и часто при их определенной последовательности, отражающей логику построения текста учебника, пособия, рассказа учителя и т. п.).

3

Понимание

Учащийся не только воспроизводит учебную информацию, но и объясняет сущность изученных объектов, процессов, явлений, правила действия с ними (учащийся воспроизводит, например, формулировку второго закона Ньютона, пишет его математическое выражение, объясняет его, приводит примеры не только те, которые были приведены учителем или в учебнике, но и свои. Сущность данного закона ему понятна, а не просто формально закреплена в сознании, как какое-то определенное количество информации).

4

Простейшие умения и навыки

Или репродуктивный уровень. Учащийся умеет применять полученные им теоретические знания в простейших (алгоритмизированных) заданиях: решает типовые задачи, умеет определенные теоретические положения связать с практикой.

5

Перенос

Учащийся умеет творчески применять полученные теоретические знания на практике в новой, нестандартной ситуации, конструировать новые способы деятельности (учащийся дает ответ на любой вопрос, решает любую задачу или пример, которые могут быть ему предложены в соответствии с программными требованиями на данном этапе обучения, конструирует новые способы деятельности и находит часто новые, оригинальные подходы к решению поставленных перед ним задач).

Соотнося качественные и количественные показатели степени обученности учащихся, В. П. Симонов исходил из следующих положений:

Для того чтобы оценить пять составляющих степени обученности учащихся, необходима как минимум вся пятибалльная шкала или кратная пяти. При меньшем числе баллов оценивающий (учитель) вынужден одним и тем же баллом оценивать разную степень обученности, что предопределяет объективную причину возникновения формализма в этом деле.

Фактическое наличие трех разных уровней требований к степени обученности учащихся является объективной причиной сужения пятибалльной системы оценки знаний, умений и навыков учащихся, а это, в свою очередь, к девальвации оценки.

Исходя из вышеизложенного, В. П. Симонов предложил следующую шкалу оценки степени

2.4 Роль мастера производственного обучения в развитии творческих способностей обучающихся

Производственное обучение обеспечивает охват творческих способностей у всех обучающихся. Поэтому нетрудно заметить существенную роль и значение мастера производственного обучения в формировании творческих качеств личности у его воспитанников.

Как отмечал великий русский педагог А.С. Макаренко: « Поведение воспитателей имеет решающее значение — то что делают воспитатели часто гораздо больше влияет на личность ребенка, чем то что они ему говорят».

Результативность формирования творческих качеств у воспитанников в учебной группе во многом зависит от умения мастера производственного обучения с первых занятий использовать различные методы привлечения подростков к техническому творчеству, правильного учета их возрастных особенностей, уровня знаний практических умений, а также жизненного опыта. В результате такого подхода к производственному обучению на проверочных работах за первое полугодие первого курса, как правило обучающиеся группы полностью справляются с производственным заданием.

Такие результаты помогают вселить уверенность обучающимся в свои творческие способности и направляют их на путь развития профессиональных знаний, умений, навыков.

Конечно же, не каждый обучающийся научится творчески решать технические задачи, тем не менее, необходимо стараться научить воспитанников применять приемы и методы, способствующие эффективному решению технических задач. Эффективность производственной деятельности мастера в целях творческого обучения задач во многом зависит от того, какие приемы и формы их решения использует мастер, обсуждает ли он вместе с обучающимися варианты или предложения или навязывает свое пути решения.

Важнейшей формой приобщения обучающихся техническому творчеству служат специальные подготовленные мастером производственным обучением совместно с преподавателем спецдисциплин практические задания, которые эффективнее использовать особенно на заключительном этапе производственного обучения, в период предвыпускной практики. Это значительно повышает уровень профессиональной подготовленности на момент сдачи итоговой аттестации по профессии.

Немаловажную роль в развитии технического мышления у воспитанников является подготовка и проведение мастером производственного обучения различных конкурсов профессионального мастерства как внутри группы, так и подготовка обучающихся к соревнованиям по профессии внутри училищного, районного и городского уровней.

Победы на конкурсах профмастерства позволяют не только поднять на высокий творческий уровень победителя, но дать ориентир в плане развития другим обучающимся. И в этом просматривается огромная роль мастера производственного обучения.

Заключение

Одной из важнейших задач является развитие у учащихся творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков. В связи с этим повышается роль технического творчества в формировании личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности.

Как свидетельствует опыт в нашем вузе накоплен положительный опыт по формированию у учащихся развития технического творчества и творческого мышления и творческого отношения к решению задач. У нас есть специальные разработанные программы и методические рекомендации по развитию технического творчества учащихся, в то время эта работа должна стать органической частью всего учебного процесса. На основании изучения и обобщения передового опыта работы по техническому творчеству можно предложить еще несколько требований и рекомендаций для руководителей кружков и мастеров производственного обучения, направленных на повышение эффективности организации технического творчества и рационализаторской деятельности учащихся.

Учебно-воспитательный процесс должен воедино слить высокопроизводительный труд учащихся, овладение рабочей профессией, развитие элементов технического творчества и формирование добросовестного отношения к труду. Материал по производственному обучению и специальной технологии, ориентирующей мастера и преподавателя на развитие технического творчества в учебном процессе, должен стать составной частью профессиональной подготовки учащихся.

Занятия по техническому творчеству следует начинать с изготовления несложных объектов, важно, чтобы учащиеся справились с работой, почувствовали уверенность в себе, испытали первый успех, потребность в творческой деятельности.

Конструкторская деятельность учащихся, даже на первоначальном этапе, должна включать элементы самостоятельного творческого поиска. Для этого следует ставить учащихся в проблемные ситуации, требующие самостоятельности, напряжения мыслительной деятельности.

Перед изготовлением объекта с учащимися следует осудить возможные рациональные изменения отдельных элементов

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/razvitie-tehnicheskogo-myishleniya-studentov-na-zanyatiyah/

1.Абдуллаев А.Б. «Система формирования технического изобретательства учащихся в учреждениях дополнительного образования» — Махачкала, Образование 2003 – 270 с.

2. Альтшуллер Г.С. «Творчество как точная наука» — М.: Сов. радио, 1979 – 183 с.

3. Калошина И.П. «Структура и механизм творческой деятельности» — М.: Изд-во МГУ, 1993 – 68 с.

4. Молянко В.А. «Техническое творчество и трудовое воспитание» — М.: Знание, 1988 – 256 с.

5. Сметанин Б.М. «Техническое творчество. Пособие для руководителей технических кружков» — М.: Молодая гвардия, 1981 – 85 с.

6.Скородумов Н.М Личный пример мастера 2005 г.

7.Мосолов В.А, Карагоз Ю.А Планирование воспитательной работы в учебной группе. 2004 г.

8.Ступарик Б.М Организация технического творчества в группе. 2004 г.

9.«Концепция развития конкурентоспособности информационного пространства Республики Казахстан на 2006-2009 гг.», Астана, Акорда, 18 августа 2006 г, №163.

10.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе – М.: Просвещение, 2003 г.

11. Закон РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III

12.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. — 320с.

13.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров – М.: Издательский центр «Академия», 2004

14.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — С.-Пб.: Союз, 2002.

15. Лордкипанидзе Д.О. Принципы организации и принципы обучения. М., 1957.

16.Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе – М.: Просвещение 2006г.

17. Майтанова Н.Е. Возможности индивидуального подхода к учебной деятельности младших школьников: педагогические исследования / Н.Е. Майтанова, С.Н. Муканова, К.Ж. Туребаева // Начальная школа Казахстана. – 2004. – № 5. – С. 6-11.

18.Каражигитова, Т.А. Личностно — ориентированное обучение – современный подход к реализации в практике работы школ // Білім берудегі менеджмент=Менеджмент в образовании. – 2005. – № 2. – С. 193-196.

19.А.А. Аладьина, М.Е. Минайдарова, Х.Т.Абдрахманова Роль интерактивных методов обучения в формировании креативной личности, Таразский государственный педагогический институт, г.Тараз

20.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. — М., 2002. – 260 с.

21.Бочкин А.И., Гордеева З.Ю. Информатика: от ремесла — к технологиям и творчеству // Информатика и образование, 2004. № 1.

22.Выготский Л. С.Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.96 с.

23.Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед.институтов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.; Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. 239 с.

24.Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 2-е изд. СПб.: Питер Ком, 1999. 368 с.