Разработка проекта универсального склада

Курсовая работа

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Проект склада кондитерских изделий

1.1 Понятие универсального общетоварного склада, технологические процессы на складе

Склады являются одним из основных элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов. Склады рассматривают как элементы материалопроводящих систем, и, в то же время, как самостоятельные системы.

Функционирование логистических систем — процесс многогранный, включающий в себя технико-технологические, экономические, организационные, информационные, финансовые и другие аспекты. Процесс их проектирования, с точки зрения складской подсистемы, должен определять место складского звена в логистической цепи, а также формулировать требования к складам в соответствии с целями функционирования всей логистической системы.

Склады — это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю [26, c. 169].

Любой склад является достаточно самостоятельной системой с четко определенными задачами. Эффективность решения этих задач определяется рациональностью организации внутрискладского процесса.

Логистика создает принципиально новые возможности рационализации складских процессов.

Вначале складской процесс проектируется как часть общего процесса товародвижения. На этом этапе к нему формулируется ряд требований, которые затем ложатся в основу проекта собственно виутрискладского процесса.

Идея логистической оптимизации складского процесса заключается в проектировании внутрискладского процесса как единого целого.

Товарный склад — структура, которая осуществляет хранение, прием и отпуск товаров для оптовых клиентов.

Общетоварный склад — это помещение, в котором производятся какие-либо складские операции. Также разделяют понятия универсального обще товарного склада — то есть помещения, где находится универсальный ассортимент продукции, и специализированного общетоварного склада, который предназначен для работы с определенной группой продукции.

Логистика создает принципиально новые возможности рационализации складских процессов. Вначале складской процесс проектируется как часть общего процесса товародвижения. На этом этапе к нему формулируется ряд требований, которые затем ложатся в основу проекта собственно виутрискладского процесса [20, c. 32].

27 стр., 13141 слов

Разработка логистической системы предприятия

... синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях. Помимо организационных и управленческих функций современные варианты толкающих логистических систем позволяют успешно решать различные задачи прогнозирования. Цель данной курсовой работы - рассмотрение логистической системы, ...

Идея логистической оптимизации складского процесса заключается в проектировании виутрискладского процесса как единого целого.

Логистический процесс на складе отличается сложностью и сопряжен с большими затратами труда и средств. Он требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и выполнения заказов. Условно его можно разделить на три основных этапа [12, c. 78]:

1) операции, направленные на обеспечение склада запасами товаров;

2) операции, связанные с переработкой груза и оформлением документации;

3) операции, направленные на реализацию товаров в соответствии с заказами потребителей.

К операциям, направленным на обеспечение склада запасами, следует отнести:

  • снабжение склада запасами товаров

Главная задача этой операции состоит в обеспечении склада товарами в соответствии с возможностью их эффективной переработки при условии полного удовлетворения заказов потребителей.

  • учет и контроль над поступлением запасов

Позволяет обеспечить ритмичность поступления и переработки грузов, способствует максимальному использованию имеющегося объема склада, созданию необходимых условий для хранения запасов и сокращению сроков их хранения.

Второй этап логистического процесса включает в себя следующие операции, связанные с переработкой грузов и оформлением документации:

  • разгрузка и приемка поступивших грузов

Разгрузка поступивших грузов осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Хорошее оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочных средств позволяет проводить разгрузку быстро и с минимальными затратами. При осуществлении операций приемки грузов необходимо следить за соблюдением поставщиками условий поставки заключенных договоров. Разгрузка и приемка поступивших грузов состоит из целого ряда мероприятий: разгрузки транспортных средств, проверки документального и фактического соответствия поступивших товаров условиям заключенных договоров, документального оформления прибывших товаров, формирования складской грузовой единицы.

  • внутрискладская транспортировка и перевалка грузов

Обеспечивает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция должна осуществляться с минимальной протяженностью во времени и пространстве по сквозным (прямоточным) маршрутам. Число перегрузок с одного вида оборудования на другое должно быть минимальным.

  • складирование и хранение товаров

Процесс складирования и хранения включает в себя: закладку товаров на хранение, непосредственное их хранение и обеспечение надлежащих для этого условий, контроль за наличием и состоянием товарных запасов на складе. Основной принцип оптимального складирования — эффективное использование объема зоны хранения.

13 стр., 6451 слов

Совершенствование склада временного хранения

... доставки товара конечному потребителю. Промежуточным пунктом между отправителем груза и его получателем является склад временного хранения. Объектом складского процесса выступает грузопоток, от рационального управления которым зависит эффективности работы склада, сокращение сроков хранения ...

Третий этап логистического процесса на складе включает еще более широкий перечень различных операций, связанных с реализацией товаров в соответствии с заказами потребителей [22, c. 115]:

  • комплектация (комиссионирование) заказов

Этот процесс предполагает выполнение следующих важных мероприятий: получение заказов клиентов и оформление отборочного листа; отбор товара каждого наименования по заказу клиента и его комплектация; укладка отобранного товара в тару, на товароноситель; документальное оформление подготовленного заказа; формирование отдельных заказов в партию отправки; погрузка товаров в транспортное средство и оформление транспортных накладных.

  • транспортировка заказов потребителям

Она может осуществляться как складами, так и потребителями продукции. Наиболее распространенной и экономически оправданной является централизованная доставка товаров силами и средствами складов. В этом случае унитизация грузов и оптимальные маршруты доставки, используемые складом, значительно сокращают транспортные расходы и позволяют эффективно использовать транспортные средства. Поставки осуществляются мелкими и более частыми партиями, что приводит к снижению издержек по хранению страховых запасов у потребителя [23, c. 26].

  • сбор и возврат порожней тары

Тара (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках иногда бывает многооборотной и подлежит возврату отправителю.

  • контроль за выполнением заказов потребителей

предполагает контроль за соблюдением договорных обязательств перед потребителями, за выполнением их заказов в полном объеме и в широком ассортименте. Этот контроль осуществляется с помощью книг учета заказов, а также путем сверки фактически отгруженного количества товаров с данными заключенных договоров.

  • оказание логистических услуг

Является важным фактором конкурентоспособности фирмы. Выделяют три основных вида логистического обслуживания: допродажное, продажные и послепродажное [9, c. 136].

Допродажные услуги включают маркетинговые исследования рынка, различного рода информационные услуги, заключение договоров на поставку товаров и т.д.

Продажные услуги включают: полную проверку качества поставляемых товаров, их сортировку, фасовку и упаковку, замену заказанного товара на другой, предпродажная настройка товаров сложной бытовой техники, транспортно-экспедиционные услуги и т.д.

К послепродажным услугам относятся: установка изделий, их гарантийное обслуживание, обеспечение запчастями, приемка и замена дефектной продукции.

  • информационное обслуживание склада

Логистический процесс на современных складах предполагает наличие систем, управляющих информационными потоками. Такие системы осуществляют управление приемкой и отправкой грузов: управление запасами на складе; обработку поступающей документации; подготовку сопроводительных документов при отправке товаров и т.д. В зависимости от технической оснащенности склада и от уровня организации программно-технических средств выделяют:

1) обработку информации вручную;

2) обработку информации в пакетном режиме, когда подготовка и ввод в ЭВМ данных о поступающих и отгруженных товарах производится периодически вручную или автоматически;

3) обработку информации в режиме реального времени, когда информация вводится в ЭВМ автоматически одновременно с движением товаров, т.е. в момент их перехода через контрольные пункты.

Системы управления информацией в пакетном режиме и в режиме реального времени не зависят от технических характеристик грузов и технологии их обработки на складе. Они могут применяться как на складах с ручным обслуживанием, так и на складах с высоким уровнем механизации.

Рассмотрим показатели эффективности логистического процесса на складе (таблица 1).

Таблица 1.1 — Показатели эффективности и результативности логистического процесса на складе

Ключевые факторы

Показатели эффективности и результативности

Качество складского сервиса и удовлетворение потребителей

  • Обеспечение выполнения заказа точно к указанному сроку
  • Полнота удовлетворения заказа
  • Точность параметров заказа
  • Точность поддержания уровней запасов
  • Количество возвратов заказов — Ошибки в выполнении заказов
  • Случаи потерь, хищений, порчи и т.п.
  • Возврат товаров покупателями
  • Претензии потребителей
  • Оценка потребителями степени удовлетворения сервисом

Использование инвестиций

  • Скорость и количество оборотов запасов
  • Использование оборотного капитала
  • Средний уровень запасов на складе
  • Возврат на инвестиции в основные фонды
  • Использование инвестиций в складскую инфраструктуру
  • Использование инвестиции в технологическое (подъемно-транспортное) оборудование

Логистические издержки

  • Затраты на управление складскими запасами
  • Затраты на внутрискладскую транспортировку
  • Затраты, связанные с качеством продукции и сервиса (ущерб от недостаточного уровня качества, потери продаж, возврат товаров, устаревание запасов и т.п.) Затраты на складскую грузопереработку и хранение
  • Затраты, связанные с процедурами выполнения заказов
  • Общие логистические издержки на единицу инвестированного в складские запасы капитала
  • Общие логистические издержки на единицу складского товарооборота

Время логистических

циклов

  • Время обработки заказов потребителей
  • Время доставки заказа
  • Время подготовки и комплектации заказа
  • Время выполнения заказа

Производительность

  • Количество обработанных заказов в единицу времени
  • Грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузовместимости транспортных средств
  • Использование складского пространства
  • Количество операций грузопереработки в час

Таким образом, к ключевым факторам, влияющим на эффективность логистического процесса, следует отнести: качество складского сервиса и удовлетворение запросов потребителей, использование инвестиций, уровень логистических издержек, продолжительность логистических циклов, производительность складских операций.

1.2 Основы проектирования универсального общетоварного склада

общетоварный склад оборудование технологический

На техническую оснащенность склада оказывает влияние место складов в логистической системе и его функции, которые он выполняет.

Строительство складских зданий осуществляется преимущественно из типовых сборных железобетонных элементов. Строительство одноэтажных зданий складов позволяет уменьшить стоимость строительства и эксплуатационных расходов при внутри-складской переработке единиц хранения

Работа любого склада даже при самой оптимальной организации складского процесса внутри складского помещения будет малоэффективна, если отсутствует надлежащая организация приема, выпуска и движения транспортных средств на территории склада, а также не проработана планировка размещения объектов на ней [15, c. 113].

Складское хозяйство — это отдельный объект, обычно состоящий из:

  • капитальных сооружений (здание самого склада, офисное здание);
  • вспомогательных построек (электроподстанция, котельная, место отдыха водителей и др.);
  • системы коммуникаций (электро-, газо- и водоснабжение, связь, канализация);
  • т
  • системы дорог и стоянок на территории склада;
  • системы ограждения территории и зон (ограждение, ворота и др.).

Необходимо рационально использовать всю имеющуюся площадь территории. На планирование территории склада влияют следующие условия:

  • размеры и геометрия участка;
  • перепад высот на разных участках территории;
  • размеры и количество принимаемых транспортных средств;
  • нормативные требования различных государственных органов (пожарной, природоохранной, санитарной инспекции и др.).

В настоящее время эксплуатируются автопоезда длиной от 16 до 24 м и выше в длину вместе с грузом, а также возможно обслуживание легкового и малотоннажного грузового автомобильного подвижного состава и важно предусмотреть возможность обслуживания различных транспортных средств.

Необходимо продумать систему движения транспортных средств, мест для стоянок, площади для размещения вспомогательных построек (электроподстанции, котельной и др.) и места проведения коммуникаций. Движение транспортных средств должно быть свободным, а размеры стоянок должны позволять принимать такое количество ТС, чтобы они не оставались за пределами территории склада. В большинстве населенных пунктов и на автодорогах стоянка на обочинах крупнотоннажным, да и другим автомобилям вне организованных мест стоянок запрещена [28, c. 11].

Основными конструктивными элементами складского здания являются:

  • фундамент;
  • стены;
  • опорные колонны;
  • междуэтажные перекрытия;
  • полы;
  • кровля;
  • пандусы и козырьки над ними;
  • двери и окна.

Для характеристики объемно-планировочных и конструктивных решений складских зданий используют такие показатели, как шаг, пролет и высота.

Шаг — расстояние между основными поперечными несущими конструкциями (колоннами, стенами и т. д.).

Пролетом называется расстояние между продольными несущими конструкциями.

Высота этажа — расстояние между уровнем пола и потолком.

В одноэтажных складских зданиях принимаются: шаг колонн — 6 и 12 м; длина пролета — 12, 18 и 24 м; высота складских помещений — не менее 6 м.

Устройство складов должно отвечать ряду технологических требований.

Соответствие площади и емкости складских помещений характеру и объему технологических операций. На размеры площади, емкость склада, структуру складских помещений оказывают влияние объем и структура товарооборота и запасов продукции.

Соответствие параметров и конфигураций складских зданий требованиям рациональной технологии выполняемых операций. Для того чтобы здание склада отвечало требованиям рациональной технологии выполняемых операций, оно должно иметь определенное соотношение длины и ширины. Наиболее оптимальными считаются соотношения 1:2; 1:2,5; 1:3; 1:5.

Наиболее удобной с точки зрения этого требования для большинства видов складов является прямоугольная форма здания, которая позволяет рационально расположить погрузочно-разгрузочные рампы и подъездные пути и в значительной степени избежать пересечения внутрискладских товарных потоков [16, c. 8].

Создание условий поточной организации технологического процесса предусматривает сведение к минимуму внутрискладских перегородок. С учетом этого требования в складских зданиях должно быть как можно меньше капитальных перегородок, чтобы по мере необходимости можно было бы без дополнительных затрат осуществить перепланировку помещения склада.

Планировка складских участков должна обеспечивать необходимое количество выездов, проездов и подъездов.

Устройство специальных складов должно быть подчинено рациональной организации технологического процесса по приемке, хранению и отпуску продукции, имеющей специфические физико-химические свойства.

Основное назначение склада — концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.

Современный крупный склад — это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накапливанию, переработке и распределению грузов между потребителями. При этом возможное многообразие параметров, технологических и объемно-планировочных решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной номенклатуры грузов, перерабатываемых на складах, относит склады к сложным системам. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня — логистической цепи, которая и формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза.

Поэтому склад должен рассматриваться не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности [24, c. 103].

Создание современного складского хозяйства — это достаточно сложный комплексный процесс, который требует системного подхода, привлечения квалифицированных специалистов и учета многих факторов, влияющих на:

  • планирование территории;
  • определение параметров территории и склада;
  • строительство объекта;
  • подбора оборудования и программного обеспечения;
  • разработку и внедрение технологии;
  • обеспечение жизнедеятельности объекта.

Для максимального учета различных факторов необходимо определить:

  • основную задачу склада — его предназначение;
  • какие виды ТМЦ, а так же в каком количестве и ассортименте будут обрабатываться на складе и какие операции будут с ними производиться;
  • какие транспортные средства (ТС) и в каких количествах будут обслуживаться складом;
  • потребность в территории;
  • параметры производственных помещений склада;
  • какое складское оборудование будет использоваться на складе;
  • какой программный продукт позволит обеспечить необходимое управление складскими операциями и ведение учета ТМЦ;
  • какой режим работы и какое количество персонала необходимо для выполнения поставленных перед складом задач.

Если некоторые вопросы (назначение склада, определение видов ТМЦ, ТС и требуемых операций и некоторые другие) можно решить в рамках компании, то вопросы разработки технологии, определения необходимых для работы объекта параметров и условий могут решить только специалисты, не говоря уже о внедрении программного продукта и осуществлении строительства объекта. Таким образом, для реализации проекта требуется привлечение сторонних организаций.

Проект по созданию современного склада можно разделить на следующие этапы [14, c. 28]:

  • создание рабочей группы проекта под руководством не ниже заместителя руководителя компании;
  • разработка основных требований к создаваемому складу;
  • решение вопроса о финансовом обеспечении проекта;
  • создание технологического проекта склада;
  • выбор автоматизированной системы управления складом;
  • согласование и утверждение технологического и строительного проектов;
  • строительство склада;
  • оснащение склада внешним оборудованием;
  • выбор и закупка складского оборудования (стеллажное, транспортное и погрузо-разгрузочное);
  • оснащение склада оборудованием;
  • внедрение автоматизированной системы управления и обработка технологического процесса.

С момента принятия решения о строительстве склада до начала его полноценного функционирования в рабочем режиме, при надлежащей организации всего этого процесса может пройти от 1 до 3 лет в зависимости от величины строящегося склада и некоторых других факторов.

Для оптимизации временных затрат при ведении проекта следует учитывать следующие моменты:

  • подготовка и обработка данных для формирования основных требований может занять от нескольких дней до нескольких недель в зависимости от глубины технологического, управленческого и экономического анализа деятельности компании;
  • разработка и создание технологического проекта занимает от 1,5 до 2 месяцев;
  • разработка строительного проекта занимает от 1 до 3 месяцев в зависимости от уникальности сооружения;
  • различные согласования строительного проекта в соответствующих инстанциях занимают от 2 до 4 месяцев;
  • строительство склада может занимать от 6 до 24 месяцев в зависимости от сложности объекта и возможностей по его финансированию;
  • поставка складского оборудования после подписания контракта купли-продажи может занимать от 2 до 3 месяцев;
  • внедрение автоматизированной системы управления может занимать от 5 до 9 месяцев в зависимости от программного продукта и компании, внедряющей этот продукт.

Некоторые процессы могут осуществляться параллельно, поэтому для экономии времени (денег) необходимо разработать график реализации проекта с учетом временного фактора и выполняемых объемов работ. В этом графике необходимо указать не только временные рамки по отдельным операциям, но и ответственных исполнителей и виды выполняемых операций. В реализации проекта будут участвовать практически все основные подразделения компании: коммерческий отдел, отдел по складским операциям, финансовый отдел, бухгалтерия, экономический и юридический отделы, а также подрядные организации.

Перед проектированием склада в первую очередь необходимо определить цель, т. е. что будет представлять собой данный проект. Перечень возможных при этом вариантов приведен на рисунке. При строительстве нового склада или при инвестиционном логистическом проекте рекомендуется определение его местоположения. Для определения местоположения склада необходимо знание и анализ грузопотоков компании.

В зависимости от определения типа проектирования склада (реконструкция существующего склада, строительство нового склада, инвестиционный логистический проект) для определения исходных данных имеются следующие стратегии.

Поскольку, как правило, количество наименований товаров весьма велико, имеет смысл разбить их на характерные товарные группы.

Специфика поведения основных товарных групп за анализируемый период позволяет выбрать метод расчета необходимого для обеспечения бизнеса запаса каждого товара и определить необходимое для этого товара количество наиболее подходящих мест хранения из выбранного ранее списка.

Необходимо рассчитать не только количество потребных мест хранения, но и период времени, на который эти места нужны.

Существует следующая процедура создания склада [19, c. 74]:

1. Анализ имеющихся потоков и их планирование на будущее.

2. Создание предположений в отношении технологии и конструкции.

3. Концепция склада.

4. Техническая проработка концепций.

5. Бюджетный анализ предположений.

6. Технология и управление.

7. Архитектурное проектирование.

8. Рабочее проектирование.

9. Строительство и запуск.

Разработана типовая методология проектирования [11, c. 14]:

1. анализ потоков за прошедший период;

2. прогноз бизнеса на будущее;

3. конструирование мест хранения;

4. расчет потребных запасов;

5. расчет количества мест хранения по типам;

6. создание предположений по складу:

  • объемно-конструктивное решение;
  • планировка;
  • базовая технология;
  • погрузочно-разгрузочная и транспортная техника;
  • механизация и спецтехника;
  • персонал.

7. моделирование склада;

8. оптимизация параметров склада;

9. автоматизированная система управления складом;

10. система управления бизнес — процессом;

11. экономика склада.

Таким образом, к ключевым факторам, влияющим на эффективность логистического процесса, следует отнести: качество складского сервиса и удовлетворение запросов потребителей, использование инвестиций, уровень логистических издержек, продолжительность логистических циклов, производительность складских операций.

Современный крупный склад — это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накапливанию, переработке и распределению грузов между потребителями. При этом возможное многообразие параметров, технологических и объемно-планировочных решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной номенклатуры грузов, перерабатываемых на складах, относит склады к сложным системам. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня — логистической цепи, которая и формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза.

Поэтому склад должен рассматриваться не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности.

2. определение площади, структуры, технологического процесса разработки технологических карт и выбор оборудования для склада (с использованием условных данных)

2.1 Разработка технологического складского процесса

Логистика создает принципиально новые возможности рационализации складских процессов. Вначале складской процесс проектируется как часть общего процесса товародвижения. Логистическая оптимизации складского процесса заключается в проектировании внутрискдадского процесса как единого целого. Технологический процесс на складах должен обеспечивать сохранность товаров и экономичность затрат. Примерный суточный график работы склада кондитерских изделий [13, c. 15]

Для успешного выполнения складских операций заполняются суточные графики работы склада. Они регулируют выполнение складских операций во времени (в смену, сутки и т.д.).

Например, с целью эффективного использования подъемно-транспортного оборудования разрабатываются графики, регулирующие работу погрузочно-разгрузочных механизмов в течение рабочей смены. Примерный суточный график работы склада кондитерских изделий представлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1 — Примерный суточный график работы склада кондитерских изделий

Вид работ

Время работ в течение рабочей смены в часах

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Выгрузка и приемка поступающих на склад грузов

Доставка грузов к местам хранения и укладка

Отборка и подготовка товаров к отпуску

Доставка и сдача товаров в экспедицию

Погрузка товаров в кузов автомобиля

Примечание — Источник: собственная разработка

Технологические графики работы обеспечивают своевременную доставку грузов потребителям, приемку товаров, поступивших в нерабочее время, планомерную загрузку транспортных средств и своевременное оформление товарно-транспортных документов.

Проведенные исследования позволили составить существующую схему приемки поступающих кондитерских изделий на склад в следующей последовательности [2, c. 214]:

  • разгрузка транспортных средств;
  • перемещение товаров на участок приемки;
  • распаковка товаров;
  • приемка товаров по количеству и качеству.

При разгрузке осуществляется передвижение товаров с автотранспорта на товарную платформу. В это же время происходит и сортировка товара. Если товар на поддонах товар выгружается с помощью погрузчика. Если нет — товар выгружается вручную и укладывается на поддоны.

Товары доставляются на склад автомобильным транспортом, поэтому последовательность операций по разгрузке следующая [27, c. 18]:

  • проверка целостности кузова автомобиля и упаковки товаров;
  • первичная приемка товаров по количеству;
  • укладка товаров на поддоны или тележки;
  • перемещение сформированных транспортных единиц в зону приемки или хранения.

Для перемещения груза используется специальное оборудование.

Для выгрузки товаров на базе применяются электропогрузчик, гидравлические тележки.

Доставленные в зону приемки товары принимаются по количеству и качеству. Приемка товаров предусматривает проверку выполнения поставщиками договорных обязательств по количеству, ассортименту, качеству и комплектности товаров. Она производится материально ответственными работниками склада (заведующим складом совместно с товароведом).

Приемка включает следующие операции:

  • проверку количества и качества поступивших товаров;
  • оформление приемки соответствующими документами;
  • принятие товаров на учет.

Приемка товаров по количеству проводится с целью проверки соответствия фактически поставленного количества товаров количеству, указанному в транспортных и сопроводительных документах производителя.

Таблица 2.2 — Технологическая карта работы склада кондитерских изделий

Исходные условия

Участок

производства работ

Исполнители

Содержание работ

Формы

документов

Средства механизации

Приемка товаров по количеству:

1.Прибытие товаров на склад в автомашинах

Автомобильная рампа

Кладовщик, товаровед

Проверка внешнего состояния транспортных средств, наличия и исправности пломб, соответствие оттисков сопроводительным документам

Сопроводительные документы

2. Соответствие количества грузовых мест, товарных единиц незатаренного груза, веса брутто данным сопроводительных документов

Автомобильная рампа

Кладовщик, товаровед

Открыть машину, провести визуальный осмотр состояния товара в машине.

Сопроводительные к

документы

Приемка товаров по качеству: 1.Окончание приемки по количеству, сосредоточение товаров на участке приемки

Автомобильная рампа, участок приемки

Грузчики, водитель электопогрузчика

Перемещение товаров из кузова автомобиля на участок приемки

Гидравлические тележки, электропогрузчик

2. Приемка товаров по качеству

Участок приемки

Кладовщики

Проверка сроков годности, сертификатов качества товаров

Удостоверение качества и безопасности

Размещение товаров на хранение

Помещение склада, стеллажи

Грузчики, водитель электроштабелера

Товар размещается на стеллажах в определенную зону хранения

Гидравлические тележки, электроштабелер

Отборка товаров на складе:

1.Поступление заказа на склад

Помещение склада, стеллажи

Кладовщик

Кладовщик приносит набранный оператором отборочный лист

Отборочный лист

2. Отборка товаров

Помещение склада, стеллажи

Кладовщик, водитель электроштабелера

Формирование заказа в соответствии с отборочным листом

Отборочный лист

Гидравлические тележки, электроштабелер

3. Сосредоточение отобранных товаров на участке комплектования.

Участок комплектования

Кладовщики, грузчики

Доставка отобранных товаров в участок комплектования

Гидравлические тележки

Подготовка товаров к отправке и доставка их покупателям

1. Подготовка товара к отпуску со склада

Зона экспедиции

Кладовщик, грузчики

Помаршрутное комплектование партий

Товарно-транспортная накладная

Гидравлические тележки

2. Погрузка товаров

Автомобильная рампа

Грузчики, водитель электропогрузчика

Погрузка товаров в кузов автомобиля

Гидравлические тележки, электропогрузчик

3.Отпуск товаров со склада

Автомобильная рампа

Водитель

документальная приемка товаров водителем автомашины

Товарно-транспортная накладная

Примечание. Источник: собственная разработка

В случае обнаружения недостачи дальнейшая приемка приостанавливается, обеспечивается сохранность товаров и принимаются меры по предотвращению их смешения с другими однородными товарами. О выявленной недостаче товаров составляется акт за подписями лиц, производивших приемку [30, c. 9].

После проверки по количеству товары помещаются в помещение для распаковки и проверки их по качеству.

Операцию распаковки осуществляют для проверки качества полученного товара. Одновременно с приемкой товаров по качеству производится проверка их комплектности, а также тары, упаковки и маркировки.

В случае если груз не опломбирован или просрочен, тара, кузов автомобиля и/или пломбы повреждены, составляется акт о повреждениях и недостачах, оформляются ТТН с внесением записи о составлении акта и другие документы.

Товары, принятые по количеству и качеству, из зоны приемки поступают в зону хранения.

Хранение товаров предполагает осуществление таких операций, как:

  • доставка товаров в зону хранения;
  • создание оптимальных условий хранения товаров с учетом их физико-химических свойств;
  • уход за товарами.

При выборе места хранения товара учитывается количество и частота поступления товаров. Для каждого наименования товара устанавливается определенная зона хранения. Товар с помощью электроштабелера перемещается в выделенную зону и укладывается. Товары на складе кондитерских изделий хранятся по наименованиям поставщиков на 18 универсальных паллетных стеллажах на стандартных поддонах таким образом, что товары, поступившие от одного поставщика, размещаются на полках в зависимости от сроков их реализации. Т.е. товары с более длительным сроком размещаются на верхнем ярусе и затем перемещаются на нижние ярусы по мере отгрузок со склада. Таким образом, работники контролируют сроки реализации продукции.

Контроль за соблюдением условий хранения осуществляется с помощью психометров (прибор для измерения температуры и влажности воздуха).

Регулирование температуры и относительной влажности воздуха проводится при помощи отопления и вентиляции. За товарами, хранящимися на складах, обеспечивается постоянное наблюдение и уход.

Операции по отпуску товаров включают в себя следующее [21, c. 417]:

  • отборку товаров с мест хранения;
  • перемещение отобранных товаров на участок комплектования;
  • комплектование товаров в соответствии с заказами оптовых покупателей;
  • упаковку товаров в инвентарную тару;
  • перемещение упакованных товаров в зону погрузки;
  • погрузку.

На основании полученных заказов покупателей, операторами сектора по торговле кондитерскими изделиями выписываются отборочные листы и счета-фактуры, в соответствии с которыми происходит отборка товаров с мест их хранения и заполнение товарно-транспортных накладных в 4 экземплярах: 1-й экземпляр — грузополучателю, 2-й — грузоотправителю, 3-й и 4-й — перевозчику.

На складах применяют два метода отборки товаров — индивидуальный и комплексный.

Индивидуальная отборка ведется по отборочному листу, выписанному для одного покупателя. При этом отборщик, обходя секции стеллажей, отбирает требуемое количество товаров и укладывает их на поддон, тележку или контейнер, которые затем перемещаются на участок комплектования. Как правило, индивидуальная отборка производится вручную.

Комплексная отборка позволяет отбирать товары одновременно для нескольких покупателей. Товары при таком методе изымаются с мест хранения последовательно для всей партии заказов согласно сводному отборочному листу.

На каждый день товароведами составляются заявки на транспорт по времени, районам, тоннажу, в денежном выражении. Согласно данным заявкам отобранные товары доставляются в зону комплектования заказов покупателей, где проверяется правильность отборки товаров в соответствии с заказами покупателей. Отборка фиксируется в специальном журнале. Затем товары укладывают в инвентарную тару отдельно для каждого магазина.

Опломбированную инвентарную тару перемещают в экспедицию, где происходит помаршрутное комплектование партий товаров в соответствии с расположением розничных торговых предприятий на маршруте [4, c.8].

Учет принимаемых в экспедицию со склада и отправляемых покупателям товаров ведется в специальном журнале . В нем указывается наименование покупателя, номер, дата оформления и сумма счета-фактуры, количество мест, подлежащих отправке, номера тары. После возврата счета-фактуры с распиской получателя товаров в журнале делается соответствующая отметка.

Из экспедиции товары с помощью вилочных погрузчиков, гидравлических тележек перемещают в зону погрузки транспорта.

Возврат товара производится по товарно-транспортной накладной в течение 14 дней с момента приобретения (отгрузки) товара при условии сохранения всех его потребительских свойств. В этом случае клиенту возвращается полная стоимость товара на день отгрузки.

Основные требования, которые необходимо соблюдать при разработке планировок:

  • максимально использовать складские площади и объемы;
  • обеспечивать соответствие ширины проходов между технологическим оборудованием;
  • иметь центральные проходы, которые будут обеспечивать свободный поворот в них подъемно-транспортных средств и встречное их движение;
  • располагать участки приемки с той стороны склада, откуда происходит основное поступление товаров, а участки комплектования с той стороны склада, откуда производится основной отпуск товаров;
  • рабочие места товароведов-бракеров оборудовать вблизи участка приемки, но в стороне от основных грузопотоков, а заведующего складом — вблизи участка комплектования с возможностью максимального обзора складского помещения;
  • движение грузопотоков должно быть организованно с расчетом, чтобы встречные перевозки были сведены к минимуму;
  • учитывать соблюдение правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

2.2 Расчет общей площади склада и отдельных его помещений и зон

Ниже приведены условные данные по которым будут производиться расчеты:

1. Ожидаемый оптово складской товарооборот и среднняя стоимость одного условного поддона представлены в таблице 2.1

Таблица 2.1 — Ожидаемый оптово-складской товарооборот и средняя стоимость одного условного поддона продовольственных товаров

Товарня секция

Оптово-складской оборот (О1), млн.р.

Средняя стоимость одного условного поддона (С1), тыс.р.

Кондитерские изделия

2,25

0,95

Примечание. Источник: собственная разработка на основе условных данных

2.Коэфициент неравномерности образования товарных запасов (D1) для продовольственных товаров-1,2

3.Коэфициент увеличения грузовой площади склада для определения площади проходов и проездов (D2) для продовольственных товаров-1,1

4.Коэфициент определения площадей для проведения работ по приемке, отборке и отпуску товаров (D1) для продовольственных товавро-0,1.

5. Коэфициент неравномерности поступления товаров на базу (D4) равен-1,3.

6.Коэфициент неравномерности отправки товаров с базы (D5) состовляет 1,2.

7.Коэфициент перевода грузовой площади экспедиции в полезную площадь , учитывающую проходы и проезды для транспорта, отступы от стен и приборов отопления (D6) 2,3.

8.Колтчество ярусов складирования (D7) — 4.

9.Количество рабочих дней секций по приему и отправке грузов (D8) состовляет 365 дней\

10. Коэфициент перевода площади экспедиции в площадь для хранения конфликтных партий товаров (D9) равен-0,15.

11.Поступление товаров происходит по железной дороге и автотранспортом. Товары в розничную сеть доставляются только автотранспортом. Предусмотрено следующее распределение грузооборота по видам транспорта( в процентах к итогу):

  • Прибытые груза автотранспортом (U3) -30% всего поступления ,железнодорожным транспортом (U4)- 70% Всего поступления;

  • Отправка груза автотранспортом (U5)-100%.

12.Хранение товаров на складах осуществляется в штабелях и стеллажах. Площадь, необходимая для установки одного условного поддона, при хранении в стеллажах (S1) равна 1,2 м2, при хранении в штабеляе (S2)- 1м2.

13.Значение норматив товарных запасов в днях оборота и их распределение по способам хранения представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 — Норматив товарных запасов в днях оборота и распределение по запасов по способам хранения по продовольственным товарам

Товарная секция

Норматив товарных запасов (T1), дней

Распределение запасов по видам хранения , %

Стеллажное (U1)

Штабельное (U2)

Кондитерские изделия

21

70

30

Примечание. Источник: собственная разработка на основе условных данных

Исходя из выше приведенных данных будут произведены расчеты, которые следуют далее.

Все площади складского корпуса определяются из требуемой емкости в условных поддонах и нормативной площади для хранения одного условного поддона.

Для овладения методикой расчета площади склада рекомендуют производить расчеты на примере одной товарной секции в следующей последовательности [25, c. 9]:

1. Однодневный оптово-складской оборот для товарной секции (О2) определяется по формуле:

где О1 — величина оптово-складского оборота секции товаров, тыс. р.

D8 — количество рабочих дней секции по приему и отправке грузов, оставляет 365 дней.

млн. руб.

2. Размер среднего запаса товаров (Т2) в сумме рассчитывают по следующей формуле:

где Т1 — норматив товарных запасов в днях оборота.

млн. руб.

3. Величину максимальных товарных запасов в сумме с учетом коэффициента неравномерности образования товарных запасов (Т3) определяют по формуле:

где D1 — коэффициент неравномерности образования товарных запасов, для продовольственных товаров составляет 1,2.

млн. руб.

4. Емкость секции в условных поддонах (Т4) рассчитывается следующим образом [25, c.13]:

где С1 — средняя стоимость одного условного поддона, тыс. руб.

усл. поддона

5. Определяют количество условных поддонов по видам хранения:

  • В стеллажах (Т5) по формуле:

где U1 — удельный вес товарных запасов, хранящихся в стеллажах, %

усл. поддона

  • В штабелях (Т6) следующим образом:

где U1 — удельный вес товарных запасов, хранящихся в штабелях, %

усл. поддона

6. Рассчитывается грузовая площадь секции по видам хранения:

  • В стеллажах (S3) по формуле:

D7 — количество ярусов складирования товаров.

м2

  • В штабелях (S4) следующим образом

м2

7. Грузовую площадь стеллажного и штабельного хранения товаров в секции (S5) определяют по формуле:

м2

8. Площадь секции, отводимую на проходы и проезды (S6) рассчитывают по формуле:

где D2 — коэффициент определения площади проходов и проездов, равный 1,1 для продовольственных товаров.

м2

9. Расчеты площади для проведения работ по приемке, отборке и отпуску товаров (S7) рассчитывают по формуле:

где D3 — коэффициент определения площади для проведения работ по приемке, отборке и отпуску товаров, равный 0,1 для продовольственных товаров.

м2

10. Суммарную площадь секции (S8) рассчитывается по формуле:

м2

11. Определяют суточный грузооборот секции в условных поддонах по поступлению товаров железной дорогой при хранении товаров:

  • В стеллажах (О3) по формуле:

где U4 — удельный вес поступления грузов в секцию железнодорожным транспортом, %

где D4 -коэффициент неравномерности поступления товаров на базу, равный 1,3.

усл. поддона

  • В штабелях (О4) по формуле:

усл. поддона

12. Рассчитывается суточный грузооборот секции в условных поддонах по поступлению грузов автотранспортом при хранении товаров:

  • В стеллажах (О5) по формуле:

где U3 — удельный вес поступления грузов в секцию автотранспортом, %

усл. поддона

  • В штабелях (О6) по формуле:

усл. поддон

13. Определяют суточный грузооборот секции в условных поддонах по отпуску грузов автотранспортом при хранении товаров:

  • В стеллажах (О7) по формуле:

где U5 — удельный вес отпуска товаров автотранпортом, %.

D5 — коэффициент неравномерности отправки товаров, равный 1,2.

усл. поддонов

  • В штабелях (О8) по формуле:

усл. поддона

14. Рассчитывают суточный грузооборот секции в условных поддонах:

  • По поступлению товаров (К1) по формуле:

усл. поддона

  • По отпуску товаров (К1) по формуле:

усл. поддона

  • 15. Определяют значение общего суточного грузооброта секции в условных поддонах (К0) для продовольственных товаров по формуле:

усл. поддона

Для дальнейших расчетов экспедиции секции продовольственных товаров значение суточного грузооборота (К0) необходимо принимать с коэффициентом 0,2 исходя из следующих условий:

Скоропортящиеся товары для хранения помещают непосредственно в охлаждаемые камеры, а подготовительные к отпуску могут находиться в экспедиции не более двух часов;

большая часть скоропортящихся продовольственных товаров принимается и отправляется, минуя экспедицию.

16. Рассчитывают площадь экспедиции секции по поступлению железной дорогой (без учета площади секции хранения конфликтных партий товара) с учетом корректирующего коэффициента [25, c. 16]:

  • Для хранения товаров в стеллажах (Х1) по формуле:

м2

  • Для хранения товаров в штабелях (Х2) по формуле:

м2

17. Определяется площадь экспедиции секции по товаров автотранспортом (без учета площади секции хранения конфликтных партий товара) с учетом корректирующего коэффициента:

  • Для хранения товаров в стеллажах (Х3) по формуле:

м2

  • Для хранения товаров в штабелях (Х4) по формуле:

м2

18. Определяется площадь экспедиции секции по поступлению товаров железнодорожным и автомобильным транспортом (без учета площади секции хранения конфликтных партий товара) с учетом корректирующего коэффициента (Х5) по формуле:

м2

1. Определяют площадь экспедиции по отпуску товаров автотранспортом (без учета площади секций хранения конфликтных партий товара) с учетом корректору ющего коэффициента:

  • при хранении в стеллажах (Х6) по формуле:

м2

  • при хранении в штабелях (Х7) по следующей формуле:

м2

2. Расчет площади экспедиции секции по отпуску товаров (Х8) производят по формуле:

м2

3. Общую площадь экспедиции секции товаров (Х0) определяют по следующей формуле:

м2

Площадь секций для хранения конфликтных партий товаров входит в состав площади экспедиции и рассчитывается из возможности хранения 15% от суточного их поступления.

Минимальная площадь секции должна обеспечить возможность хранения товаров в объеме одного четырехосного вагона (100 условных поддонов) при наличии железной дороги или в объеме универсального контейнера (6 условных поддонов) при поступлении их автотранспортом.

22. Производят расчет площади экспедиции для хранения конфликтных партий по поступлению железной дорогой [25, c. 18]:

  • для хранения в стеллажах (Y1) по формуле:

м2

  • для хранения в штабелях (Y2) по формуле:

м2

23. Рассчитывают площадь экспедиции для хранения конфликтных партий по поступлению товаров автомобильным транспортом:

  • для хранения в стеллажах (Y3) по формуле:

м2

  • для хранения в стеллажах (Y4) по формуле:

м2

24. Площадь экспедиции для хранения конфликтных партий (Y0) определяют следующим образом:

м2

25. Общую площадь экспедиции (Х9) определяют следующим образом: