Разработка обучающей программы по классам в C

Курсовая работа
Содержание скрыть

2. прочтение и выделение структуры учебного текста на основе выбранных источников;

3. декомпозиции и деления исходных источников;

4. рекомпозиции, т. е. составления нового учебного текста на основе фрагментов исходных источников;

5. структурно-стилистическое редактирование;

6. контроль;

7. экспертиза текста.

Содержание перечисленных этапов и их реализация[1]:

1. Выбор цели и исходных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/razrabotka-obuchayuschey-programmyi-2/

Для построения учебного курса необходимо, чтобы эксперт-профессионал отобрал несколько апробированных, хорошо зарекомендовавших себя, официально принятых, желательно новейших по датам изданий и изданных в престижных вузах России учебников: один в качестве основного, базисного, другие в качестве вспомогательных. Затем выделяется точный перечень всех необходимых тем, которые должны быть изложены в данном курсе.

2. Выявление и построение структуры курса, структурное деление

После прочтения исходных источников составляется иерархическая структура курса, состоящая из частей, глав и параграфов, число которых должно быть невелико.

Желательно, чтобы размер параграфа не превышал 3-4 стандартных машинописных страниц. Каждой части, каждой главе, каждому параграфу присваивается точное и грамотное наименование, таким образом, чтобы их можно было изобразить в виде иерархической схемы: высший уровень – части, второй уровень – главы, третий уровень – параграфы.

3. Декомпозиция

Процесс декомпозиции является наиболее ответственным. Он проводится главным экспертом и консультантами, выполняющими функции его ассистентов. В результате декомпозиции из отобранных источников выделяются фрагменты, относящиеся к соответствующим структурным элементам учебного текста (частям, главам и параграфам) с указанием, к каким именно параграфам, какой главы и какой части каждый отрывок относится. Эти отрывки должны содержать относящиеся к теме данного параграфа определения, разъяснения, аргументы, контраргументы, рассуждения, иллюстрации, примеры, спорные вопросы и т.д. Процесс декомпозиции подразумевает объединение в один параграф всех относящихся к теме параграфа элементов текста с соответствующей кодификацией. После того, как все параграфы учебного текста оказываются заполненными фрагментами из исходных источников, лекционных курсов, справочников, книг, пособий и т.д., их необходимо выстроить в определенной логической последовательности.

52 стр., 25604 слов

«Проектная деятельность в начальной школе как средство развития ...

... проектной деятельности учащихся; охарактеризовать современную практику формирования проектной деятельности в образовательном процессе; обобщить практический опыт использования проектной деятельности в процессе обучения как условие развития творческих способностей и учебной активности младших школьников. Глава I Технология проектной деятельности в ...

4. Рекомпозиция

Это процесс, когда после объединения соответствующих фрагментов параграфа, части нужно встроить последовательно в готовый текст каждого параграфа, а параграфы объединить в главы, а главы в части.

5. Структурно-стилистическое редактирование

После рекомпозиции проводится сплошное редактирование текста, осуществляемое экспертами и консультантами, чтобы придать ему концептуальное и стилистическое единообразие. В процессе рекомпозиции и структурного редактирования авторы могут дописать отдельные параграфы, фрагменты, абзацы, предложения, внести дополнительные поправки и уточнения, которые отсутствовали и не могли быть сделаны в исходных источниках. Окончательно отредактированный текст передается программисту для преобразования его в гипертекст.

6. Контроль

Контрольный этап заключается в том, что эксперт вместе с консультантами просматривает текст целиком чтобы определить, не нарушены ли общие требования к тексту, не пропущены какие-либо темы, нет ли пропусков необходимой информации и т.д. После того, как работа выполнена, текст окончательно подготовлен, подписан его создателями, редактором, программистом и консультантами, он представляется на экспертизу.

7. Экспертиза

Экспертиза осуществляется особой группой экспертов, своего рода конкурсным жюри, состоящим из высококвалифицированных специалистов в данной области. После того, как экспертиза признает курс удовлетворительным, он считается готовым и продолжается создание следующих компонент.

Текст курса используется в дальнейшем как основа для написания сценария обучающей системы. Поэтому желательно тщательно отредактировать текст, так чтобы не вносить в него в дальнейшем больших изменений.

Параллельно с написанием текста курса проводится работа над сценарием мультимедиа-курса.

1.2.2 Написание сценария курса

Сценарий курса подразумевает подробный перечень компонентов и тем курса, а также предварительное описание структуры курса, которая будет реализовываться в дальнейшем. Сюда относятся: описание анимационных и видео-фрагментов, иллюстраций, связи между тематическими разделами, гипертекстовые ссылки.

Написание сценария производится с учетом возможностей выбранного программного обеспечения, имеющихся исходных материалов (видеофрагментов, различных картинок, звуков и т. д.).

Разработка сценария обучающей системы подразумевает реализацию отдельных задач, позволяющих сформировать последовательность видеостраниц. Каждая видеостраница включает определенное сочетание элементов мультимедиа [1].

Мультимедиа-системы могут оперировать следующими типами медиаэлементов [1]:

  • обычным текстом и гипертекстом, а также гипермедиа (содержит ссылки не только на связанные темы, разделы или понятия по тексту, но и на другие подчиненные медиаэлементы изображения, звуки, видео и т.д.);
  • табличной информацией;
  • материалом – графиками, схемами, пояснительными рисунками, картографической информацией и т.

д.;

58 стр., 28511 слов

Совершенствование системы обучения персонала организации (на ...

... следующее понятие «обучение персонала». Обучение персонала представляет собой отрегулированный процесс получения знаний, овладения умениями обслуживания, способами общения сотрудников и навыками работы в сфере сервиса под руководством специалистов. В процессе обучения сотрудник получит такие знания, ...

  • анимационными последовательностями, позволяющими наилучшим образом представить физические, технологические, природные и другие процессы;
  • реальными фотоматериалами, в том числе профессиональными в формате Kodak PhotoCD;
  • звукозаписью с качеством вплоть до уровня музыкальных компакт-дисков;
  • музыкой, записанной и воспроизводимой по нотам;
  • фрагментами кино- и видеосъемок;
  • специфическими компьютерными интерактивными материалами: интерактивными таблицами и графиками (позволяют пользователю самому определять вид таблиц и графиков, списки показателей, характер величин);
  • интерактивные анимации (предусматривают возможность перехода к различным стадиям процессов, представляемых в анимации, замены различных параметров объектов анимации, что позволяет опытным путем определять разницу в развитии рассматриваемых процессов).

Соотношение текста (гипертекста) и медиаэлементов на видеостранице определяется назначением и уровнем сложности курса.

На этапе создания сценария разрабатываются эскизы иллюстраций и анимационных фрагментов, начинается подбор источников для видео и звукового оформления мультимедиа-курса.

1.3 Разработка дистанционных обучающих курсов

Дистанционное обучение – это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Исторически, дистанционное обучение означало заочное обучение. Однако сейчас – это средство обучения, использующее аудио, видео и компьютерные каналы связи.

Дистанционное образование – тесно связанно с дистанционным обучением. Принято считать, что дистанционное образование – это процесс передачи знаний (за него ответственен преподаватель и институт), а дистанционное обучение – это процесс получения знаний (за него ответственен студент) [2].

По способу получения учебной информации различают[2]:

  • синхронные учебные системы;
  • асинхронные.

Синхронные системы, Асинхронные системы, Смешанные системы, Дистанционные обучающие курсы создаются с целью[3]:

  • обеспечения возможности обучения специалистов непосредственно на рабочих местах и в любое удобное для них время;
  • сокращения затрат на командировки и отрывов специалистов от основной деятельности;
  • разгрузки преподавателей учебных центров.

Основное применение дистанционных обучающих курсов – это обучение на расстоянии, обычно посредством Интернет в режимах Online и Offline. Но, при необходимости, возможно и обучение посредством LAN для проведения самостоятельных занятий в компьютерных классах и осуществления контроля знаний обучаемых [3].

Создание дистанционного курса предполагает разработку трех составляющих [3]:

  • собственно обучающего курса;
  • системы тестирования знаний;

— web-сайта дистанционного обучения или управляющей оболочки, которая позволяет выполнять ряд административных функций: управление доступом к курсу, внесение изменений в него и пр.

18 стр., 8833 слов

Использование здоровьесберегающих технологий на х физической ...

... основу здоровьесберегающих технологий. 2.Изучить классификацию, принципы, средства, методы здоровьесберегающей технологии. 3.Выявить оптимальные формы организации обучения. 4.Описать систему работы по применению здоровьесберегающих технологий на уроках физической ... идея опыта: Цель: выявить и показать возможности применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры как одного из ...

1.4 Основные требования к обучающим программам

1. Технические требования [4]:

возможности получения твердой копии

надёжность работы

поисковой системы

возможность документирования

  • наличие развитой системы помощи; помощь должна быть многоуровневой, педагогически обоснованной, учитывающей характер затруднения и модель обучаемого;

многоуровневой организации

2. Требования к способу обучения [4]:

научность содержания;

  • открытость;
  • целенаправленность;
  • креативность;

3. Интерактивность [4]:

обеспечение

педагогическая гибкость;

  • обеспечение мотивации;
  • наличие входного контроля;
  • индивидуализация обучения;

1.5 Интерфейс пользователя

Особую роль в потребительских свойствах программных продуктов учебного назначения играет интерфейс пользователя. Он должен быть диалоговым и удобным. Основными факторами, определяющими удобство работы пользователя в диалоговом интерфейсе, являются [5]:

1. Гибкость диалога, т.е. возможность пользователя приспособить диалог под свои нужды и адаптировать систему;

2. Ясность, наглядность, логичность диалога, т.е. возможность легко понять основы функционирования программы за счет того, что система предоставляет структурированный список своих функций, способна объяснить свое состояние и действия;

3. Легкость обучения и использования, т.е. возможность учиться пользованию программой в процессе работы за счет того, что программа предоставляет помощь и обрабатывает все возможные ошибки пользователя;

4. Надежность, т.е. наличие защиты данных, устойчивость к ошибкам учащегося и оборудования, наличие защиты от некорректных действий;

5. Стандартизация интерфейса, т.е. сходство с существующими стандартами типа IBM, MS Windows и другими.

Организация диалога в обучающей программе несет в себе две функции, которые важно различать: диалог для управления программой и диалог в терминах предметной области. Для реализации каждой из этих функций следует придерживаться соответствующих стандартов.

Общие признаки удобного интерфейса [5]:

  • использование пиктограмм для организации управляющего диалога;
  • менюориентированность;
  • контекстнозависимая справочная информация (Help);
  • возможность использования для ввода как мыши, так и клавиатуры с использованием «горячих клавиш», стрелок, клавиши табуляции и т.п.;
  • единые правила работы со всеми меню;
  • Esc” либо игнорируется, либо используется только для выхода из любого режима на более высокий уровень с отменой произведенных изменений;
  • запрос подтверждения в «опасных» ситуациях (выход из программы, потеря информации и т.п.);
  • одинаковый или сходный и легко доступный выход из любого режима;
  • информация о происходящем процессе (например, длительный счет, обмен с внешними устройствами и т.п.);
  • возможность прерывания длительных процессов;
  • обработка некорректных действий пользователя.

К признакам качественного экранного дизайна можно отнести следующие свойства [5]:

  • легко воспринимаемый с экрана, логично организованный текст;
  • отображение на экране только необходимой информации;
  • использование графической информации для пояснения вербальных утверждений;
  • мотивированное чередование стилей оформления;
  • Очень важен вопрос цветового решения интерфейса. Интуиции разработчика здесь недостаточно, так как цветовое восприятие людей очень индивидуально.

В целом не нужно [5]:

  • злоупотреблять
  • не использовать темные цвета для фона;
  • использовать разные цвета для разных по смыслу окон и одинаковые – для аналогичных;
  • использовать красный цвет только для аварийных сообщений;
  • помечать временные сообщения (например, окном с тенью);
  • использовать палитру цветов, поддерживаемую всеми инструментальными средами.

1.6 Цель работы

Macromedia Authorware 6.5

Изучить основные возможности инструментальных средств для разработки и создания мультимедийного приложения, основные этапы создания мультимедийного продукта, основные режимы и приемы работы.

Изучить основные принципы разработки композиционного и дизайнерского оформления приложений, включающего тексты, слайды, видео-клипы и музыкальное сопровождение.

Разработать собственное мультимедийное приложение.

Существующие подходы:

  • обучение с преподавателем;
  • самостоятельное изучение;
  • обучающие и тестирующие программы.

Разрабатываемая система будет обучать следующим темам: введение в классы, описание определенных тонких (сложных) моментов при работе с классами в C++, а также она будет проводить тестирование обучаемых по этим вопросам.

1.8 Неформальная постановка задачи

Необходимо сделать программу, которая предоставляет обучаемому информацию по классам С++. Программа должна предоставлять возможность тестирования обучаемых. Результаты тестирования должны храниться индивидуально для каждого пользователя. Программа должна предоставлять возможность администрирования списка обучаемых и их результатов.

1.9 Обзор существующих методов решения

В качестве аналогичного приложения рассмотрим “AUK BC ”. Это обучающая программа по работе с интегрированной инструментальной средой C++ [6].

1.9.1 Плюсы и минусы программы “классы в С++” в сравнении “ AUK BC”

Плюсы:

  • приложение разработано под windows;
  • можно просто адаптировать под учебный процесс кафедры (осветить необходимые вопросы, построить специфичный набор тестов).

Минусы:

  • размер готовой программы достаточно большой;
  • неполное освещение предмета обучения.

Дело в том, что C++ – достаточно сложный язык. Всякие “хитрости”, тонкости, особые моменты находятся буквально в каждой конструкции. Поэтому разработка обучающей программы становится столь громоздкой, что возможно целесообразнее рассматривать отдельные разделы.

2. Требования к окружению

2.1 Требования к программному обеспечению

Данные запрашиваются во время регистрации (определение наличия пользователя, создание нового пользователя), а так же при редактировании списка пользователей (удаление пользователя, обнуление оценки).

2.1.1 Для локальной сети

  • Файловый сервер для хранения *.MDB файла;
  • ODBC-драйвер Ms Access, установленный на стороне клиента;
  • Web-браузер с установленным компонентом – Authorware Web Player.

Доступ к *.MDB файлу осуществляется посредством протокола NetBIOS. База данных пользователей храниться под управлением ODBC-драйвера (Рис.1).

Недостатком данной схемы является низкий уровень секретности. Фактически необходимо знать только путь к *.MDB файлу, чтобы появилась возможность редактировать его вручную.

 требования к окружению 1

Рис. 1. Диаграмма компонентов

2.1.2 Для сети TCP/IP

  • SQL сервер с настроенной базой данных пользователей;
  • ODBC-драйвер SQL сервера, установленный на стороне клиента;
  • Web-браузер с установленным компонентом – Authorware Web Player.

База данных пользователей храниться под управлением SQL сервера (Рис.2).

Недостатком данной схемы является необходимость и конфигурирование SQL сервера. По сравнению с предыдущей схемой обеспечивается более высокая секретность.

 требования к окружению 2

Рис. 2. Диаграмма компонентов

2.2 Требования к аппаратному обеспечению

  • Минимальная аппаратная платформа: Pentium 200 MHz / 32 MB Ram / 30 Mb свободного пространства на жестком диске;
  • Рекомендуемая аппаратная платформа: Pentium-II 350 MHz / 64 MB Ram / 100 Mb свободного пространства на жестком диске.

2.3 Требования к пользователям

Программа поддерживает два типа пользователей:

1. Администратор

Это особый пользователь, который помимо возможностей обычного пользователя имеет возможность управлять базой данных пользователей.

2. Обычный пользователь

Имеет возможность ознакомиться с курсом и пройти тестирование.

3. Спецификация данных

При создании нового пользователя данные автоматически заносятся в базу данных MS Access, доступ к этой базе данных осуществляется через ODBC-драйвер. База данных представляет собой таблицу, каждая строка которой несет информацию о конкретном пользователе. Строка имеет следующую структуру (см. Табл. 1).

Имя поля

Тип данных

Описание

Номер студента

Числовой Уникальный номер студента

Имя

Текстовый Имя студента

Отчество

Текстовый Отчество студента

Фамилия

Текстовый Фамилия студента

Пароль

Текстовый Пароль для доступа

Баллы

Текстовый Оценка студента

Табл. 1. Структура записи таблицы

Пароль хранится в открытом виде (секретность обеспечивается невозможностью чтения базы данных обычным пользователям).

Данные курса хранятся во внутреннем представлении системы Macromedia Authorware.

4. Функциональные требования

Интерфейс программы должен включать:

1) Меню

Удобная навигация по справочным данным. В частности:

1.1) Введение в классы:

  • описание классов;

·

  • открытые/защищенные члены классов;
  • наследование.

1.2) Основные понятия:

  • полиморфизм;
  • методы и классы;
  • перегрузка операций;
  • перегрузка/переопределение методов.

1.3) Определенные некоторые особенности:

  • инициализации;
  • копирования;
  • тонкости при перегрузке операторов.