Тема международных стандартов в настоящее время актуальна для всех стран мира и, особенно для России, где стандарты аудиторской деятельности до сих пор находятся в процессе разработки и вызывают немало споров, как в профессиональной среде, так и на ypовне государственных органов.
Необходимость унификации методики аудиторских проверок признается большинством специалистов в области аудита и бухгалтерского учета, что объясняется целым рядом объективных причин. Во-первых, на эволюцию стандартов аудита в немалой степени влияет развитие стандартов бухгалтерского и финансового учета. Выработка общепризнанных требований и принципов учета приводит к большему единообразию отчетности, откуда вытекает возможность применения общих подходов к аудиту. К тому же результату ведет рост транснациональных корпораций (ТНК), применяющих единые принципы ведения бухгалтерского учета во всех своих подразделениях и разных стpaнax мира. Кроме того, в условиях динамичного развития фондового рынка крупнейшие компании, чьи акции котируются на бирже, сталкиваются с необходимостью создания универсальных принципов учета и отчетности, с тем, чтобы отчетность была понятна заинтересованным пользователям в любой стране мира.
Во-вторых, развитию общепризнанных стандартов способствует рост монополизма в сфере аудита и консультационных услуг. B настоящее время наибольшая доля рынка в этой сфере принадлежит не более чем десяти крупнейшим компаниям и ассоциациям. И это число продолжает сокращаться и связи со слияниями некоторых ведущих аудиторско-консалтинговых фирм. Лидеры в области оказания аудиторских услуг — в основном ТНК — применяют единые стандарты во всех своих филиалах, конечно, с учетом требований законодательства и специфики страны, где эти филиалы функционируют.
B-третьих, стандарты аудита ограничивают саму возможность проведения некачественного аудита, поскольку, следуя им, аудитор должен выполнить хотя бы минимальный необходимый набор аудиторских процедур, и его работу впоследствии можно будет проверить, изучив его рабочие документы.
Кроме того, немалый вклад в разработку стандартов аудита вносят международные организации и национальные ассоциации аудиторов.
Проблема применения международных стандартов в России особенно актуальна в связи с тем, что рынок аудиторских услуг в нашей стране находится в процессе становления, a разработка стандартов в этой области началась недавно и далека от завершения.
B настоящее время единых универсальных международных стандартов не существует, скорее, имеются различные группы стандартов, используемые в большем или меньшем числе стран или более или менее широким кругом фирм. Создание и разработка единых, универсальных международных стандартов аудита является важным этапом развития аудиторской деятельности во всем мире и в этом заключается актуальность выбранной темы.
Ревизия и аудит учета отгрузки и реализации готовой продукции
... Цель курсовой работы - изучить теоретические аспекты аудита и ревизии отгрузки и реализации готовой продукции, на основе практического материала рассмотреть ведение финансово-хозяйственного контроля деятельности субъекта хозяйствования . Задачами курсовой являются: изучение ...
Объектом данной работы является аудиторская деятельность.
Предметом курсовой работы являются международные стандарты аудита (МСА), которые активно применяются в современной аудиторской деятельности.
Цель курсовой работы — анализ создания, разработки и применения международных стандартов аудита, как на международном уровне, так и на национальном.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- проанализировать роль международных стандартов аудита в современном мире;
- рассмотреть международные организации, занимающиеся вопросами создания и применения МСА в аудиторской деятельности;
- раскрыть сущность МСА, а также рассмотреть группировку МСА;
- проанализировать и выявить особенности применения МСА в России;
- сравнить международные стандарты аудита и российские правила (стандарты) по аудиторской деятельности, выявить проблемы их применения и пути решения данных проблем.
Для написания работы использовались международные документы, нормативные акты Российской Федерации, научно-практические комментарии к нормативным актам, специальная литература и периодика, а также материалы с сайтов аудиторских организаций.
1. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА В АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Место аудита и роль МСА в системе экономических отношений
Аудит как элемент рыночных отношений получил признание практически во всем мире. Пользователями аудиторских услуг являются юридические и физические лица, заинтересованные в достоверности финансовой отчетности, поскольку ее содержание для них имеет экономический смысл в плане снижения предпринимательского риска.
Целью аудита, в самом общем понимании, является формирование определенного мнения аудитора Аудитор(Auditor) -лицо, несущее окончательную ответственность за проведение аудита.
За более чем столетнюю историю аудита экономически развитые страны выработали систему правил, положений и требований, следование которым способствует повышению качества и надежности аудита. В экономической литературе выделяют условно пять периодов становления мировой аудиторской практики Галузина С.М., Пупшис Г.Ф.Международный учет и аудит.СПб.: Питер, 2006.- 272 с.:
- первый период связан с принятием сначала в Англии в 1844г., а затем во Франции в 1867г. ряда законов, предусматривающих необходимость проверки независимыми бухгалтерами бухгалтерских счетов и отчетов;
- второй период охватывает 1805—1905 годы, когда аудит по началу был приближен к ревизионной деятельности и направлен на оценку эффективности работы организаций, обнаружение ошибок, а с развитием фондового рынка выделяется в самостоятельную отрасль;
- на этом этапе США выступили центром формирования трансатлантических аудиторских фирм;
- третий период — с 1905 по 1933г. — характеризуется усилением процесса концентрации капитала, разделением интересов собственников, наемных управляющих и наемного персонала;
- в этих условиях меняется идеология аудита, основной акцент переносится на применении статистических выборок, оценку эффективности внутреннего контроля и систем управления;
- четвертый этап длится до 1940г., для него характерно усиление требований к качеству аудиторской проверки, включение в практику аудита метода тестирования, целью которого было обнаружение преднамеренных учетных ошибок, развитие методологии аудита;
- в этот же период усиливается влияние Нью-Йоркской биржи, одним из требований которой к ее участникам было соблюдение обязательности аудита;
— пятый период — с 1940г. и по настоящее время — характеризуется динамичным развитием фондовых рынков и транснациональных корпораций, а также углублением мирохозяйственных связей, что приводит к необходимости выработки унифицированных требований к качеству аудита, порядку его осуществления и профессиональной этике.
С целью реализации этих требований мировым сообществом выработаны определенные правила и положения — международные стандарты, позволяющие с одинаковых позиций подходить к аудиту в разных странах и в различных отраслях.
Международные стандарты аудита (МСА) представляют собой единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы в процессе своей профессиональной деятельности. Они способствуют достижению двоякой цели:
- развитию аудита в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;
- по мере возможности унификации подходов к аудиту в международном масштабе.
Необходимость унификации методики аудиторских проверок признается большинством специалистов в области аудита и бухгалтерского учета, что объясняется целым рядом объективных причин:
- а) во-первых, на эволюцию стандартов аудита в немалой степени влияет развитие стандартов бухгалтерского финансового учета (выработка общепризнанных требований и принципов учета приводит к единообразию отчетности, что открывает возможность применения общих подходов к аудиту);
- б) во-вторых, развитию общепризнанных стандартов способствует рост монополизма в сфере аудита и консалтинговых услуг (в настоящее время наибольшая доля рынка в этой сфере принадлежит не более чем десяти крупнейшим компаниям и ассоциациям);
— в) в-третьих, стандарты аудита отрицают возможность проведения «некачественного аудита», поскольку, руководствуясь ими, аудитор должен выполнить хотя бы минимальный необходимый набор аудиторских процедур. В последствии работу аудитора можно будет проверить, изучив его рабочие документы.
Стандарты аудита, являясь критерием для определения качества аудиторских услуг, позволяют пользователям финансовой информации получить определенную уверенность в том, что аудитор не подтвердит недостоверную информацию, и аудиторская проверка будет проведена добросовестно. Именно в этом заключается роль и значение аудиторских стандартов.
Потребности в услугах аудиторов возникают и в связи со следующими обстоятельствами:
- операции компании (фирмы, организации) могут быть многочисленными и сложными. Информацию о них пользователи не имеют возможности получить самостоятельно, а потому нуждаются в услугах аудиторов, бухгалтеров — профессионалов;
- пользователи финансовой информации обычно не имеют доступа к учетным записям, кроме того, им недостает соответствующего опыта, поэтому им необходимо приглашать профессиональных аудиторов для работы, которую они не в состоянии выполнить самостоятельно;
- последствия решений, принимаемых пользователями, могут быть так значительны для них, что достоверность и полнота информации, получаемая через аудиторов, им жизненно необходима.
Пользователи финансовой информации (как юридические, так и физические лица) связанны с фирмами (организациями) имущественными и финансовыми интересами, что наглядно иллюстрирует табл. 1.1.
Таблица 1.1 Характеристика пользователей финансовой информации
Партнерские группы и взаимоотношения с организацией |
Требования (интересы, компенсации) к организации |
Объект анализа финансовой информации |
|
Администрация, управляющие |
Оплата труда, привилегии |
Вся информация, необходимая для эффективного управления деятельностью организации |
|
Персонал, служащие |
Заработная плата, социальные условия |
Финансовые результаты деятельности организации |
|
Поставщики, покупатели, заказчики |
Договорная цена, оплата поставок, получение продукции, работ, услуг в полном объеме |
Финансовое положение, платежеспособность, финансовые результаты |
|
Кредиторы |
Возврат кредитов, займов, получение процентов |
Финансовое положение, ликвидность баланса |
|
Собственники, участники |
Доходы, дивиденды |
Финансовое положение, финансовые результаты |
|
Государственные органы |
Налоги, сборы и прочие платежи |
Финансовые результаты и их слагаемые |
|
Как элемент рыночных отношений аудит отвечает потребностям участников рынка (действие закона спроса и предложения).
И по мере налаживания и развития рыночных отношений, интернационализации бизнеса, появления крупных компаний и холдингов, расширения сфер их деятельности и экономических связей на внутреннем и внешнем рынках начали закладываться основы адекватной этим процессам международной системы аудита. В современном мире, где происходят интеграционные процессы, охватывающие все сферы экономической и социальной жизни общества, роль стандартизации аудиторской деятельности только усиливается.
1.2 Факторы, влияющие на развитие МСА
Следовательно, на развитие международных стандартов аудита влияют внешние и внутренние факторы.
К внешним факторам развития следует отнести:
- развитие и углубление мирохозяйственных связей, создание транснациональных компаний, что приводит к унификации принципов учета и отчетности;
- Так, в настоящее время углубление мирохозяйственных связей и развитие ТНК становятся определяющими факторами в мировой экономике.
В мире насчитывается более 37 тысяч ТНК, которым принадлежат более 170 тысяч отделений; активно идут процессы слияний и поглощений. ТНК стремятся использовать единые принципы учета и отчетности во всех своих отделениях с тем, чтобы информация, поступающая в головной офис, была легко сопоставима и сведена в общую отчетность. Однако на практике приходится вести две бухгалтерии: одну — согласно принципам учета, принятыми в стране базирования; другую — в соответствии с законодательством принимающей страны. В результате процесс ведения учета и составления отчетности становится более трудоемким, отнимает много времени и возрастает вероятность ошибки. Отсюда вытекает необходимость унификации принципов бухгалтерского учета.
динамичное развитие фондового рынка, при этом фондовые биржи выдвигают достаточно жесткие требования для включения акций компаний в листинг. Поэтому Международная организация комитетов фондовых бирж (IOSCO) разрабатывает унифицированные требования к отчетности компаний, чьи акции допускаются к котировке;
— аудит, который относится к сфере услуг, традиционно развивался как международные услуги, поэтому на рынке аудиторских услуг, также отмечаются процессы глобализации, что приводит к созданию мультинациональных компаний в этой области и появлению профессиональных международных организаций.
Внутренние факторы развития международных стандартов аудиторской деятельности обусловлены потребностями самих аудиторских организаций:
- процесс концентрации капитала в сфере аудита и консалтинга, где более 90% этого рынка принадлежит 10—12 фирмам-лидерам, причем процесс слияния продолжается. Объединение должно помочь фирмам улучшить качество предоставляемых аудиторских услуг, а для этого необходимо разрабатывать единую стратегию и методологию аудита и консалтинга, а также единых стандартов качества;
- создание, развитие и работа различных международных организаций в области учета и аудита, среди которых следует выделить такие, как Международная федерация бухгалтеров (МФБ);
- Комитет по международным бухгалтерским стандартам (ГАТС, IASS);
- Экономический и социальный совет при ООН;
- Комиссия по транснациональным компаниям;
- Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности при ООН;
- Организация по экономическому сотрудничеству и развитию ЕС;
- Комиссия по ценным бумагам и биржам, профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов.
1.3 Роль МБФ в регулировании аудиторской деятельности
Основная роль в разработке нормативов аудита принадлежит Международной федерации бухгалтеров. Международная федерация бухгалтеров (МФБ, или International Federation of Accountants — IFAC) является международным объединением работников бухгалтерской профессии. МФБ была основана 7 октября 1977г. с целью координации на мировом уровне деятельности профессиональных организаций в области учета, финансовой отчетности и аудита. В настоящее время ее членами являются 157 профессиональных организаций из 122 стран, представляющих более 2,5 млн. специалистов-профессионалов . Россия в МФБ представлена полноправными членами — Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России и Российской коллегией аудиторов. Главным органом управления IFAC является Совет, в котором каждая организация, являющаяся членом МФБ. В правление МФБ, несущее ответственность за разработку политики федерации, осуществление контроля деятельности ее советов и комитетов, входят президент и представители из ограниченного числа стран. Общее число членов правления МФБ — 22.
Международная федерация бухгалтеров как международная организация имеет свой устав и конституцию. В Конституции МФБ сказано, что основная цель МФБ — всемерное развитие бухгалтерской профессии на основе гармонизированных (согласованных) стандартов с целью предоставления высококачественных услуг в интересах общества. Для выполнения этой миссии в части аудиторской ветви профессии Совет МФБ с 1 января 2002 г. Учредил Совет по международным стандартам аудита и гарантии достоверности (International Auditing and Assurance Standards Board -IAASB), заменивший существовавший до этого времени Комитет по международной аудиторской практике (КМАП, или International Auditing Practice Committee- IAPC), призванный разрабатывать стандарты и положения в отношении аудита и сопутствующих услуг. Принятие этих документов способствует в большей однородности аудита в мире и появлению качества аудиторских услуг.
Также следует отметить, что нормативы, разработанные МФБ, не являются обязательными к применению странами независимо от членства в федерации. В каждой стране аудит финансовой и другой информации регулируется в большей или меньшей степени национальными нормативными актами.
Методика работы над регламентирующими документами, принятая в МФБ, состоит в следующем:
- отбираются темы, предназначенные для изучения;
- создаются специальные подкомитеты;
- подкомитеты изучают исходную информацию и готовят проект для рассмотрения Комитетом (Советом);
- Комитет (Совет) в случае утверждения проекта представляет его на рассмотрение организациям-членам МФБ и международным организациям;
- полученные комментарии и предложения рассматриваются Комитетом (Советом) для внесения изменений;
- утвержденная новая редакция проекта издается в виде соответствующего стандарта или положения.
К изданию документов, регулирующих аудиторскую деятельность на международном уровне, в некоторых ситуациях имеют отношения различные советы и комитеты МФБ:
1. Консультативный совет по согласованию — Compliance Advisory Panel (CAP).
Совет осуществляет наблюдение за применением и выполнением программы МФБ по согласованиям, а также несет ответственность за выдачу рекомендаций Совету МФБ по организации процесса приема новых членов.
Комитет по делам развивающихся стран — Developing Nations Committee.
Совет по международным стандартам образования профессиональных бухгалтеров — International Accounting Education Standards Board (IAESB)/
Совет по международным стандартам аудита и гарантии достоверности — Auditing and Assurance Standards Board (IAASB).
Совет по международным стандартам профессиональной этики бухгалтеров — International Ethics Standards Board for Accountants (IESBA).
Совет по международным стандартам финансовой отчетности государственного сектора — International Public Sector Accounting Standards Board (IPSASB).
Комитет по назначениям — Nominating Committee.
Комитет профессиональных бухгалтеров в бизнесе — Professional Accountants in Business Committee (PAIB).
Комитет по вопросам малого и среднего бизнеса — Small and Medium Practices Committee (SMP).
Межнациональный комитет аудиторов — Transnational Auditors Committee (TAC).
За последние годы в отношении международных аудиторских стандартов произошли значительные изменения, направленные на пересмотр отдельных международных стандартов аудита (МСА), Положений о международной аудиторской проверке (ПМАП); разработку стандартов по услугам, предусматривающим выдачу аудиторских гарантий и отражающим переход аудиторской практики с «подтверждения» на «гарантирование» и т.д.
Таким образом, значение МСА заключается в том, что они способствуют интеграции национального аудита в международные экономические отношения, обеспечивают развитие аудиторской профессии в соответствии с профессиональными требованиями мирового уровня, а также единый подход к проведению и пониманию аудита и его качеству.
2. ЗНАЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА
2.1 Значение IAASB в области МСА
Совет по международным стандартам аудита и гарантии достоверности — Auditing and Assurance Standards Board (IAASB).
Совет защищает общественные интересы с помощью разработки высококачественных стандартов, регулирующих проведение аудита, контроля качества, обзоров, других сопутствующих услуг.
В последние годы произошел кардинальный пересмотр состава документов, подготовленных IAASB и регулирующих различные стороны аудиторской деятельности. Ежегодно IAASB издает сборник актуальных документов (Handbook), сопровождая его предисловием, глоссарием, описанием структуры стандартов и положений, перечнем последних изменений. В настоящее время документы, регулирующие аудиторскую деятельность на международном уровне, в зависимости от регламентируемых ими сфер профессиональной деятельности делятся на несколько групп, представленных в таблице 2.1. с обозначением сокращенных названий и присвоенных шифров.
Таблица 2.1. Регулирование профессиональной деятельности с помощью документов, принятых IAASB
Виды профессиональной аудиторской деятельности |
Обозначения и коды групп стандартов |
Обозначения и коды групп положений |
Другие документы |
|
Все виды |
Международные стандарты контроля качества (ISQCs) 1-99 |