Задачей озеленения территорий промышленных предприятий является изоляция отдельных цехов от пыли, вредных газов, производственных шумов, защита рабочих помещений и открытых площадок от перегревания солнечными лучами и создание тенистых уголков для кратковременного отдыха рабочих. Растения выступают как универсальные природные фильтры, аккумулирующие и детоксирующие самые различные ингредиенты промышленных выбросов, поглощая из воздуха газообразные примеси и осаждая их, что дает основание считать растительность гарантом экологического благополучия настоящего времени и на перспективу.
Целью данной курсовой работы является изучение благоустройства территории промышленных предприятий.
При благоустройстве территории важно иметь в виду, что архитектура зеленых насаждений неотделима от общего архитектурного решения промышленного комплекса.
Целевое назначение работ по озеленению и благоустройству территории промышленных предприятий сводится к следующим задачам: защите рабочих и служащих данного предприятия, а также городского населения, проживающего вокруг него, от газов и аэрозолей (пылегазовых смесей), а также от неблагоприятных в санитарногигиеническом отношении климатических явлений — ветров, высоких температур, недостаточной влажности воздуха; уничтожению источников пыли и грязи в границах промышленного предприятия и вокруг него; созданию на территории предприятия оборудованных мест отдыха для рабочих и служащих, а также наиболее благоприятных условий для передвижения людей по территории завода и на подходах к нему; архитектурному и декоративному оформлению предприятия, а также прилегающей к заводу территории.
1. Организация городских промышленных районов
Промышленные предприятия и связанные с ними объекты независимо от ведомственной принадлежности размещаются в городских промышленных районах — обособленных планировочных образованьях, входящих в состав промышленной зоны города.
Концентрированное расположение промышленных предприятий в промышленных районах обеспечивает экономию городской территории, улучшение санитарно- гигиенических условий в городах, создает определенные удобства в обслуживании предприятий общими вспомогательными ,производствами, транспортными, коммунальными и энергетическими объектами и системами и снижает затраты на сооружение этих объектов и систем.
Инженерное обустройство территории
... выбору наиболее экономичного варианта присоединения их к инженерным коммуникациям. Для соблюдения этого требования следует избегать такого размещения сооружений на территории парка, при котором трассы водо- и ... сады жилых районов и микрорайонов, занимают ведущую роль, и являются основными местами отдыха населения. Крупные массивы садов и парков создают наиболее здоровую и эстетически ...
Научно технический прогресс обусловливает возникновение. и дальнейший рост научно-исследовательских учреждений, конструкторских бюро с опытными, производствами, учебных заведений разных ступеней. по подготовке и переподготовке кадров на базе производства, а также других учреждений, связанных с научно-техническим обслуживанием промышленности. Все эти объекты размещаются как в городских промышленных районах, так и автономно, формируя специализированные научно -производственные комплексы. Наряду с этим, отдельные научно-исследовательские объекты с опытными производствами, не выделяющими производственных вредностей, комплексы научных учреждений гуманитарного направления, а также другие места труда, не связанные с неблагоприятными в санитарно-гигиеническом отношении производствами, целесообразно размещать в пределах селитебных зон городов, создавая производственно-селитебные образования, которые получают все большее распространение. В них территориально объединены предприятия (не выделяющие производственных вредностей; имеющие объем грузооборота, не требующего применения железнодорожного транспорта; отличающиеся высокой трудозанятостью и не нуждающиеся в защите от производственного воздействия других объектов) и жилые районы с местами отдыха. Производственно-селитебные районы обеспечивают наибольшие удобства для населения.
Важнейшим условием формирования городских промышленных районов является объединение предприятий в группы (промышленные узлы).
Это выполняется в зависимости от производственно-технологических экономических и градостроительных условий. К последним относится достижение рационального размещения промышленных площадок с учетом общей городской планировочной структуры и транспортного обеспечения грузовых и пассажирских перевозок, а также обеспечения площадок водой, энергией и сооружениями по удалению и очистке промышленных сточных вод. На территории промышленного района размещают одну или несколько групп предприятий,
2. Градостроительные категории городских промышленных районов и система размещения промышленности в городе
В зависимости от санитарной классификации производства и величины грузооборота промышленных предприятий делятся на три категории:
1. Районы удаленные от селитебной территории.
Предназначаются для размещения предприятий, относимых по санитарной классификации производств к 1 и 2 классам, независимо от величины грузооборота предприятий, а также для групп предприятий, которые могут создавать большие концентрации различных
производственных вредностей и оказывать особо неблагоприятное воздействие на здоровье и санитарно-гигиенические условия жизни населения.
2. Районы, расположенные около границ селитебной
территории. Предназначаются для размещения предприятий, относимых по санитарной классификации производств к 3 и 4 классу, независимо от величины грузооборота, а так же предприятий 5 класса и предприятий, не выделяющих производственных вредностей, но требующих устройства железнодорожных подъездных путей.
3. Районы расположенные в предела селитебной
территории. Предназначаются для размещения предприятий, не выделяющих производственных вредностей, а также предприятий, относимых к 5 классу, по санитарной классификации с не пожароопасными и невзрывоопасными процессами производства, не создающих шума и других отрицательных воздействий сверх нормативного уровня, не требующих устройства железнодорожных подъездных путей и имеющих объем грузооборота, осваиваемого автомобильным транспортом с интенсивностью движения не более 4х автомобилей в сутки в одном направлении.
Совершенствование системы оплаты труда на предприятиях промышленного ...
... дипломной работы является разработка основных направлений совершенствования системы оплаты труда в ООО «РН-Туапсенефтепродукт». В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: изучить теоретические и методические основы оплаты труда на предприятиях промышленного ...
При размещении в городах крупных комплексов предприятий тяжелой индустрии, например металлургической или химической промышленности, обычно создается ряд специализированных промышленных районов, в том числе для этих комплексов и отдельно для предприятий легкой и пищевой, а также обслуживающей город промышленности и для других городских производственных объектов.
Для уменьшения суммарного влияния производственных вредностей при размещении промышленности и формировании промышленных районов с групповым размещением предприятий рекомендуются следующие планировочные приемы:
1) раздельное размещение (в разных частях города) групп предприятий или целых промышленных районов, предприятия которых имеют значительные производственные вредности;
2) последовательное многорядное (в виде панелей) размещение, как правило, параллельно селитебной территории по принципу уменьшения производственной вредности предприятия по мере приближения к ней.
При размещении промышленных предприятий и промышленных районов в городе необходимо максимально, но в соответствии с санитарной классификацией предприятий и производств и транспортными условиями приближать их к местам расселения трудящихся. Это может быть успешно решено только при устранении производственных вредностей на предприятиях путем внедрения новой, более совершенной технологии оборудования, новых видов энергии и топлива, герметизации оборудования, максимального улавливания производственных вредностей в результате применения более эффективных средств очистки и последующей утилизации вредных веществ и отходов.
При размещении промышленности в городе важное значение имеют, устранение производственных вредностей и полная утилизация твердых отходов производства. Участки для отвалов, отходов, шлакона- копителей или отбросов производства с учетом их обязательной переработки или утилизации следует располагать на землях, непригодных для сельскохозяйственного использования, за пределами площадок предприятий и селитебной зоны городов и охранных зон источников водоснабжения по согласованию с органами Государственного санитарного надзора и органами по использованию и охране водных ресурсов с соблюдением соответствующих норм и правил безопасности.
При разработке системы размещения промышленных районов в новом городе наиболее удачным приемом считается параллельное размещение промышленной и селитебной зон. Помимо четкости функциональной организации территории города этот прием создает лучшие возможности для последующего свободного развития промышленных районов и селитебных территорий.
В новых городах промышленного профиля научно -производственные районы и научно-технические центры могут размещаться:
1 . по параллельной линейной схеме между промышленной и селитебной зонами города;
2. между селитебной зоной и зоной отдыха;
3 . непосредственно в промышленном районе между отдельными группами предприятий;
4. вблизи или в составе общественного центра города.
3. Состав городского промышленного района
На территории городского промышленного района размещаются:
Классификация промышленных предприятий
... обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги. Предприятие имеет конкретное название ... о полномочиях, порядке создания и структуре совета предприятия; о товарном знаке и др. ^ Классификация предприятий может быть дана с использованием ряда признаков. ...
- промышленные предприятия, теплоэлектроцентрали, крупные электроподстанции, линии электропередачи, газопроводы, нефтепроводы и другие промышленные продуктопроводы местного значения, крупные гаражи и автобазы и др., научно-исследовательские институты и конструкторские бюро с опытными производствами, учебные центры по подготовке и переподготовке кадров на базе производства и другие объекты, связанные с научно -техническим обслуживанием предприятий;
- подъездные железнодорожные пути и станции;
- автомобильные дороги, обеспечивающие внутренние и внешние транспортные связи;
- грузовые причалы, пристани и другие транспортные объекты и сооружения;
- инженерные сооружения и сети, технические полосы и эстакады для производственно-технологических коммуникаций;
- учреждения и предприятия обслуживания, работающих в данном промышленном районе.
В состав городских промышленных районов, кроме того, входят резервные территории для расширения действующих предприятий, а также для размещения новых объектов промышленного строительства, санитарно-защитные зоны, зеленые насаждения, общественные центры, предзаводские зоны, включающие предзаводские площади и входные узлы предприятий.
Линии электропередачи, входящие в общие энергетические системы, а также трассы магистрального трубопроводного транспорта общегосударственного значения размещать на территории городских промышленных районов не разрешается.
Размеры городского промышленного района определяются в зависимости от следующих условий:
1 ) группового размещения взаимосвязанных предприятий с максимальным сближением смежных производств, обеспечивающего производетвенно-технологические требования и развитое кооперирование, сокращение протяженности инженерных коммуникаций и транспортных связей;
2) удобного расселения трудящихся с учетом трудозанятости предприятий и других объектов, входящих в его состав;
3) обеспечения транспортного обслуживания (пассажирские и грузовые перевозки);
4) санитарной классификации предприятий и производств и степени концентрации выделяемых производственных вредностей предприятиями, располагаемыми в районе.
Одним из основных требований является наиболее рациональное и экономичное использование городской территории, поэтому размеры городских промышленных районов должны во всех случаях приниматься минимально необходимыми, с наименьшими расстояниями между предприятиями, с учетом наиболее высокой плотности их застройки, без излишних резервных площадей, с учетом блокирования производственных зданий. На размер районов влияет также необходимость создания в последующем сопутствующих производств.
Промышленные районы, располагаемые в пределах селитебной территории и создаваемые из предприятий, не выделяющих производственных вредностей, в целях максимального приближеиия мест труда к местам жительства, как правило, имеют размеры в пределах 30 — 60 га, а численность трудящихся в них достигает 6 — 1 0 тыс. чел. В отдельных случаях для некоторых предприятий легкой или пищевой промышленности размеры промышленных районов могут достигать 120 — 140 га и более. Наибольшие размеры промышленных районов, располагаемых в пределах селитебной территории, не должны превышать 400 га. Это обеспечивает удобные пешеходные и транспортные связи в пределах 30минутной доступности.
Экономико-географическая характеристика Кемеровской области (район ...
... городской электрический, речной транспорт, а также транспортные системы промышленных предприятий. Промышленно-географическое положение: Основные промышленные центры Кемеровской области: Новокузнецк; Кемерово; Прокопьевск; ... территории Кемеровской области. В новую область вошли 17,5% территории Новосибирской области. Областным центром стал город Кемерово. С момента образования Кемеровской области ...
Размеры городских промышленных районов, предназначенных для более крупных предприятий и их групп, особенно предприятий тяжелой промышленности, составляют до 1000 — 1200 га при территории собственно площадок предприятий 600 — 700 га. Такие районы обычно располагаются на границе с селитебной территорией.
Для промышленных районов, удаленных от селитебной территории, ограничения в территориальных размерах не так существенны. Так например промышленные районы нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности занимают территории 2000 — 2400 га и более.
При определении территориальных размеров городских промышленных районов следует учитывать, что в районах площадью более 1 000 га возникают трудности, связанные с доставкой трудящихся к месту работы. Поэтому размер промышленного района в значительной степени должен определяться в зависимости от общей численности трудящихся, занятых на всех предприятиях, входящих в его состав.
Требуемый размер территории промышленного района определяется по формуле:
где S- общая площадь района, га; р1- суммарная площадь территории промышленных предприятий, га; p2 — суммарная площадь других объектов (энергетических, транспортных, научных и др. ), располагаемых в районе, га; -суммарная площадь резервных территорий для развития предприятий, размещения сопутствующих
производств и др., га; □ коэффициент занятости территории, равный 0,55 — 0,65.
4. Планировка и застройка городских промышленных районов
Планировка и застройка городских промышленных районов должны обеспечивать:
1. Функциональное зонирование его территории по видам использования с учетом технологических связей, санитарно-гигиенических и противопожарных требований, величины грузооборота и видов транспорта, очередности строительства;
2. Наиболее рациональные производственные, транспортные и инженерные связи между отдельными предприятиями и селитебной зоной города;
3 . Производственную специализацию предприятий и возможность размещения сопутствующих производств или предприятий;
4. Рациональное использование территории района и отдельных промышленных площадок с наиболее высокими технико-экономическими показателями;
5. Планировочную и транспортную связь (не менее чем по двум магистралям) с селитебной зоной, а также с другими промышленными районами города;
6. Рациональное инженерное оборудование,
благоустройство и озеленение территории района;
7. Возможность осуществления строительства и ввода предприятий в эксплуатацию пусковыми комплексами или очередями;
8. Возможность последующего расширения и реконструкции действующих предприятий и связанных с ними объектов прежде всего за счет преимущественного использования свободных участков на промышленных
площадках, обновления зданий, повышения этажности и блокировки зданий;
9. Организацию единой системы культурно — бытового обслуживания трудящихся, занятых на предприятиях и объектах, входящих в данный район или группу предприятий;
Финансы предприятий железнодорожного транспорта
... перевозок, работ, услуг. Сущность и роль финансов предприятий железнодорожного транспорта проявляются ... также выполнения планов работы. В данной курсовой работе рассмотрены и решены ... территории республики. Они являются обязательными к применению для всех участников транспортного процесса, используется при осуществлении перевозок монопольными видами транспорта. Регулируемые тарифы предприятия транспорта ...
1 0. Внедрение прогрессивных объемно-планировочных решений, способствующих повышению архитектурнохудожественных и эксплуатационных качеств производственных зданий и сооружений;
1 1 . Созидание единого архитектурного ансамбля в увязке с архитектурой прилегающих районов города .
На рис 2 показана планировка городского промышленного района.
Главным условием при решении планировочной структуры городского промышленного района является предварительная планировка его территории, устанавливающая основы планировочной организации, последующего планомерного размещения промышленных предприятий и других производственных объектов с учетом территориального их объединения в группы и возможности всестороннего кооперирования.
5. Зонирование промышленного района
В планировочной структуре промышленного района выделяют зоны: производственную; санитарно-защитную;
- энергетических объектов;
- транспортных и складских объектов;
- объектов культурно-бытового и научно-технического обслуживания, различных учебных заведений на базе производства и других учреждений, имеющих обще- районное значение.
Ориентировочные показатели удельного веса отдельных элементов в общей территории промышленного района (в %)
При реконструкции и развитии сложившихся городских промышленных районов — их планировка проводится с учетом действующих предприятий и в значительной степени носит характер совершенствования и упорядочения сложившейся планировки и застройки.
6. Промышленный район в структуре города
Планировочная связь промышленных районов с прилегающими городскими территориями зависит от положения промышленных районов в структуре города. Особенно полной и органичной эта связь должна быть для промышленных районов и предприятий, расположенных в пределах селитебных территорий или в непосредственной близости от них. В этих случаях сеть улиц и проездов является в значительной степени единой для обслуживания. промышленности и селитьбы. В объемно-пространственном отношении промышленно производственная застройка (этажность, объемно -планировочные параметры, характер архитектуры), ориентированная на основные городские магистрали, вместе с объектами жилищного и гражданского строительства должна активно участвовать в формировании архитектурных ансамблей.
Планировочная связь с городом промышленных районов, удаленных от селитебной территории, сводится к размещению магистралей, ведущих от промышленного района к другим районам города.
Основными структурными элементами планировки городского промышленного района являются панели, предназначенные для размещения, как правило, одного ряда предприятий, и блоки, на которые панели разделяются внутрирайонными проездами рис. З.
- ленточное одно — панельное — применяется для предприятий и объектов одного или близких классов по санитарной классификации производств;
- последовательное много панельное применяется при размещении предприятий различных классов по санитарной классификации производств.
При этом предприятия, относящиеся к I, II, III классу, размещаются в панели, более удаленной от селитебной зоны; предприятия и объекты IV и V класса — последовательно в панелях, более близких к селитебной зоне.
Типы промышленных объектов и принципы их размещения в городе
... зон промышленных объектов в городах Масштабное технологическое обновление, структурная модернизация производств вызывают высвобождение зданий, необходимость строительства новых объектов, переустройства предприятий в ... Для оздоровления внешней среды в зоне промышленных предприятий предусматриваются постепенный вынос из жилых районов промышленных предприятий, выделяющих вредные выбросы, а также ...
Данный прием является наиболее распространенным, так как позволяет более эффективно использовать территорию.
В городских промышленных районах следует при соответствующем обосновании предусматривать общественные центры для размещения кооперированных предприятий обслуживания трудящихся, а также объектов научно — технического обслуживания района. Общественные и научно -технические центры промышленных районов, групп предприятий должны быть удобно связаны с магистральными улицами, предназначенными для общественного транспорта.
Транспортное обслуживание промышленного района должно проектироваться на основании транспортной схемы проекта районной планировки и генерального плана города с комплексной увязкой всех видов транспорта между собой.
7. Транспорт для обслуживания внешних и внутрирайонных грузовых перевозок
Проектирование транспорта при разработке проектов планировки городских промышленных районов должно обеспечить:
2. создание общих для них транспортных объектов и определение экономической эффективности их строительства;
3. выбор видов транспорта для внешних и связанных с ними внутренних перевозок промышленных предприятий;
4. установление наиболее рациональной транспортной схемы на основе объединения выбранных видов транспорта для отдельных грузопотоков или предприятий в единую систему в увязке с проектируемым транспортом для пассажирских перевозок.
Вид транспорта для обслуживания внешних и внутрирайонных грузовых перевозок предприятий выбирают на основании технико-экономических расчетов, учитывающих род транспортируемых грузов, объем и характер перевозок, расстояния транспортирования, целесообразность использования существующих транспортных сооружений, средств и устройств на основе кооперации. Следует преимущественно применять без рельсовый или непрерывный транспорт.
При технико-экономическом обосновании выбора видов промышленного транспорта необходимо учитывать:
- сокращение площади земельных участков, занимаемой транспортными сооружениями и устройствами, и недопустимость занятия ценных поливных и других сельскохозяйственных угодий;
- возможность проектирования сооружений и устройств, предназначенных для совместного использования различными видами транспорта (совмещенных автомобильных и железнодорожных или автомобильных и трамвайных мостов и путепроводов, общего земляного полотна для автомобильных дорог и трамвайных путей и др.), а также возможность использования для нужд транспорта сооружений и устройств, проектируемых для других целей (дамб водохранилищ и плотин под земляное полотно железных и автомобильных дорог;
- водопропускных сооружений, плотин в качестве искусственных сооружений железных и автомобильных дорог и др.);
- влияние транспортных сооружений, и устройств на архитектурно-планировочные решения осваиваемой территории.
В качестве промышленного транспорта обычно используют железнодорожный, автомобильный и непрерывный транспорт.
Железнодорожный транспорт применяется в случаях, когда другие виды транспорта экономически нецелесообразны или когда требуется перевозка тяжеловесных крупногабаритных и специальных грузов, грузов, не допускающих перегрузки (сжиженные газы, кислоты, тяжеловесы и др.), или же таких грузов, перегрузка которых вызывает ухудшение их качества, большие потери и т. д.
Классификация объектов промышленной собственности
... права на объект промышленной собственности, устанавливаемое по ... на основе международных договоров, в ... идентифицирует все предприятия безотносительно к ... предоставляется объекту, находящемуся на территории данного ... промышленная применимость устройства НЦИС: автор, соавторы, наниматель, правопреемник, патентный поверенный Состав заявки - заявление - описание полезной модели - формула - чертежи - реферат ...
Использование железнодорожного транспорта целесообразно при небольшом объеме перевозок предприятий, расположенных вблизи пунктов примыкания к существующим путям, а также при несложных топографических условиях и, как правило, только при длительных сроках эксплуатации промышленных предприятий. Решение об использовании железнодорожного транспорта для вновь проектируемых предприятий должно приниматься исходя из комплексного рассмотрения вопросов выбора вида транспорта для обслуживания всех предприятий промышленного района.
Подъездные пути железных дорог для грузовых перевозок не допускается размещать в пределах селитебной территории, территорий, учреждений лечебно-оздоровительного назначения и массового отдыха, если они не предназначены для обслуживания указанных территорий. При крайней необходимости сохранения подъездных путей железных дорог, проходящих по территории жилых районов и пересекающих магистральные улицы, следует предусматривать строительство в местах пересечений путепроводов, пешеходных тоннелей или мостиков и проведение других мероприятий, обеспечивающих безопасность движения.
Автомобильный транспорт применяется для внешних перевозок: до- ставки на предприятия местного и привозного сырья, полуфабрикатов и оборудования, поставляемых транзитом и перегружаемых на грузовых дворах и контейнерных площадках станций общей сети или на прирельсовых складах предприятий; предприятий, имеющих складскую форму поставок сырья, полуфабрикатов и оборудования, со складских баз территориальных органов материально-технического снабжения; транспортировки отходов производства и мусора в отвалы; хозяйственных перевозок, связанных с ремонтом оборудования, до- ставкой строительных грузов, продуктов питания и др.; доставки трудящихся от мест расселения к предприятиям и обратно. При проектировании следует исходить из условия увеличения объема перевозок централизованным порядком (средствами автомобильных хозяйств республиканских министерств автомобильного транспорта и шоссейных дорог).
Непрерывный транспорт — конвейерный,трубопроводный (гидравлический, продуктопроводный, пневматический), канатно-подвесные и монорельсовые дороги целесообразно применять на внешних перевозках предприятий для: доставки сырья и топлива от мест добычи или пунктов перегрузки с магистрального транспорта на склады или непосредственно на предприятия; доставки готовой продукции с предприятий, производящих ее, предприятиям-потребителям или в пункты перегрузки на магистральный транспорт; доставки пустой породы и отходов производства в отвалы. Для транспортировки массовых грузов на ограниченные расстояния (до 20 — 30 км, а для отдельных видов транспорта и более) должна быть проверена возможность применения непрерывного транспорта, а также канатно — подвесных дорог.
Если в районе предприятий имеются водные пути, необходимо на основании технико-зкономических расчетов установить целесообразность их использования для транспортировки сырья, топлива и готовой продукции.
При проектировании комплексной транспортной схемы промышленных районов следует избегать пересечений грузовых и основных пассажирских потоков, а в необходимых случаях осуществлять пересечения этих потоков в разных уровнях.
Производственные шумы и вибрации, меры защиты от них
... между шумом и вибрацией не существует, поэтому на пограничных частотах обычно имеет место воздействие на человека двух, а иногда и всех трех вышеуказанных факторов. 1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ШУМ 1.1. Понятие производственного шума Промышленный шум (Производственный шум) — это ...
8. Санитарная классификация предприятий и производств, санитарно — защитные зоны.
Промышленные предприятия с технологическими процессами, являющимися источниками выделения производственных вредностей, разделяются на пять классов, в соответствии с которыми устанавливаются следующие основные размеры санитарно- защитных зон:
Санитарно — защитной зоной считается территория между местами (источниками) выделения производственных вредностей и границей жилой застройки. Санитарно защитная зона устанавливается в соответствии с требованиями.
Городские промышленные районы, группы предприятий и отдельные предприятия с технологическими процессами, являющимися источниками производственных выделений, не допускается размещать с наветренной стороны для ветров преобладающего направления по отношению к жилым и общественным зданиям и местам массового отдыха населения и следует отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами.
Количество рассеивания в атмосфере вредных веществ, содержащихся в технологических выбросах, определяется по расчету.
Размеры санитарно — защитной зоны могут быть увеличены при соответствующем технико-экономическом и гигиеническом обосновании (но не более чем в 3 раза) в следующих случаях:
- при малой эффективности предусмотренных или возможных методов очистки выбросов в атмосферу;
- при отсутствии способов очистки выбросов;
- при необходимости размещения жилой застройки с. подветренной стороны по отношению к предприятиям в зоне возможного загрязнения атмосферы;
- при неблагоприятной розе ветров и других местных условиях (например, частые штили и туманы);
- при невозможности снизить поступающие в окружающую среду шум, вибрацию, электромагнитные волны и другие вредные факторы до пределов, установленных нормами;
- при строительстве новых, еще недостаточно изученных, вредных в санитарном отношении производств.
Размеры санитарно-защитной зоны могут быть уменьшены в случае ликвидации производственных. вредностей или ослабления их до размеров, установленных санитарными нормами проектирования промышленных предприятий
При создании новых производств и организации новых технологических процессов, не включенных в указанную классификацию, а также размеры санитарно-защитных зон для отдельных групп или комплексов крупных предприятий I, и II класса химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей, металлургической, машиностроительной и других отраслей промышленности и тепловых электрических станций с выбросами, могущими создавать большие концентрации различных вредных веществ в атмосферном воздухе или другие вредные факторы и оказывать особо неблагоприятное влияние на здоровье и санитарно-гигиенические условия жизни населения, устанавливаются в каждом конкретном случае по совместному решению Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения РФ и Комитета государственного строительства РФ.
Для предприятий, в которых производятся работы с применением радиоактивных веществ, размер санитарно -защитной зоны определяется в соответствии с санитарными правилами работы с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений, утвержденными в установленном порядке.
Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория предприятия или группы предприятий и использоваться для расширения промышленной площадки.
Возможность использования земель, отведенных под санитарно-защитные зоны для сельскохозяйственного производства (посевов сельскохозяйственных культур, пастбищ для скота и сенокосов), определяется с учетом характера и количества вредных веществ, содержащихся в производственных выбросах и попадающих в санитарно -защитные зоны, по согласованию с местными органами Министерства сельского хозяйства РФ и при необходимости с органами санитарно — эпидемиологической службы.
При организации санитарно — защитных зон следует учитывать возможность использования в перспективе территории этих зон под жилую или промышленную. застройку при условии полного устранения или радикального ослабления вредного влияния промышленности на окружающие селитебные территории и места отдыха.
- предприятия, их отдельные здания и сооружения с производством меньшего класса вредности, чем производство, для которого установлена санитарно-защитная зона, при условии аналогичного характера вредности;
- пожарные депо, бани, прачечные, гаражи, склады (кроме продовольственных, обще товарных и специализированных), здания управления предприятиями, конструкторских бюро, лабораторий, связанных с обслуживанием предприятий района;
- магазины, предприятия общественного питания, поликлиники, обслуживающие производство;
- помещения для дежурного аварийного персонала и охраны предприятий, стоянки общественного и индивидуального транс — порта, местные и транзитные инженерные сети и коммуникации, линии электропередачи, электростанции, нефте и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения, сооружения для подготовки технической воды, водопроводные и канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, подземные резервуары, питомники древесно-кустарниковых растений для озеленения предприятий и санитарно-защитной зоны;
не допускается размещать:
- предприятия, производственные здания и сооружения в тех случаях, когда производственные вредности, выделяемые одним из предприятий, производственным зданием или сооружением, могут оказывать вредное воздействие, на здоровье трудящихся или привести к порче материалов, оборудования и готовой продукции на соседних предприятиях, а также когда это приводит к увеличению. концентрации вредностей на границе селитебной зоны выше допустимых, установленных «Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий»;
- спортивные сооружения, парки, детские учреждения, школы, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Территория санитарно-защитной зоны должна быть благоустроена и озеленена за счет предприятий, производство которых вызывает необходимость ее организации, по проекту благоустройства, разработанному одновременно с проектом строительства и реконструкции предприятия.
Необходимо предусматривать сохранение существующих зеленых насаждений. Со стороны селитебной зоны следует создавать полосы древесно-кустарниковых насаждений шириной не менее 50 м, а при ширине зоны до 100 м указанная полоса зеленых насаждений может быть уменьшена до 20 м.
Благоустройство магистралей и проездов, трассируемых по территории санитарно-защитной зоны, должно быть увязано с благоустройством предприятий и прилегающих районов города.
9. Технико — экономические показатели проекта планировки городского промышленного района
Планировка городского промышленного района оценивается путем сравнения показателей, характеризующих технические, экономические и планировочные качества принимаемых решений
промышленным районам технико-экономические показатели рекомендуется определять следующим образом:
1. Площадь городского промышленного района определяется как сумма участков, отведенных или занятых под:
- площадки промышленных предприятий (в ограде или в отведенных границах);
- объекты, обслуживающие эти предприятия;
- общественные и научно-технические центры;
- отвалы и отходы производства;
- транспортные сооружения и устройства;
- резервные территории для расширения перечисленных объектов и строительства новых;
- санитарно-защитные зоны предприятий;
- участки, непригодные для строительства по природным или другим условиям, но расположенные на территории района;
- автомобильные дороги, улицы и площади.
Территория района может определяться более упрощенно
в границах, намеченных по генеральному плану города.
2. Площадь, занимаемая площадками промышленных предприятий и других объектов, определяется как сумма их площадей (в оградах или в отведенных границах), а также объектов, расположенных вне их оград, но относящихся к данным предприятиям (подсобные объекты, отвалы и пр.).
3. Резервные территории определяются как сумма участков, предусмотренных для расширения предприятий и связанных с ними объектов, для размещения новых предприятий (вне ограды).
4. Площадь общественного и научно — технического центров определяется но границам проектного освоения.
5. Площадь озеленения района определяется как сумма участков, занятых проектируемыми и существующими насаждениями вне площадок предприятий.
6. Длина железнодорожных путей определяется по их протяженности в пределах территории района в км (исключая
пути, расположенные на промышленных площадках) и исчисляется от мест присоединения к путям общей сети МПС до границ предприятий и объектов, обслуживаемых подъездными путями.
7. Длина автомобильных дорог определяется по их протяженности в пределах района (исключая дороги, расположенные в ограде промышленных предприятий) и исчисляется от мест присоединения к до рогам общего пользования до границ предприятий.
8. Площадь в гектарах, занимаемая железными дорогами, определяется как площадь в границах полосы отвода, а для отдельных путей — по общей их длине, умноженной на 5 м (для колеи 1520 км) и на 3 м (для колеи 750 мм).
Площадь, занимаемая автомобильными и железными до- рогами при расположении их в насыпях или в выемках, исчисляется по бровке выемки или по подошве насыпи.
9. Площадь автомобильных дорог, улиц и участков для автотранспорта определяется как площадь в красных линиях и границах участков.
10. Неиспользуемые территории определяются как сумма площадей участков, которые не могут быть полезно использованы для строительства из-за природных и других условий (оползни, горы, овраги, карсты, болота, водоемы, участки затопляемые, а также занятые подработкой полезных ископаемых и т. п. ).
1 1 . Коэффициент занятости территории района исчисляется как отношение суммы промышленных площадок предприятий и других объектов, а также резервных территорий,
которые могут быть использованы для строительства предприятий и других объектов, к общей площади района.
12. Коэффициент использования территории определяется как отношение суммы промышленных площадок и других объектов, резервных территорий, железнодорожных подъездных путей, автомобильных дорог, транспортных и других устройств, площадок для стоянок автомобильного транспорта, эстакад и т. п. к общей площади района. Следует учитывать относительную ценность этого показателя, так как он может быть очень высоким при неудовлетворительном решении в целом (излишняя длина дорог, большие площади покрытия и. т. д. ).
1 3. Коэффициент озеленения исчисляется как отношение площади, занятой зелеными насаждениями вне площадок предприятий и других объектов, к общей территории района.
14. Численность трудящихся определяется как сумма всех занятых во всех сменах, на всех объектах в районе, включая транспорт, связь, обслуживание и т. д.
15. Грузооборот определяется как сумма объемов внешних, внутрирайонных (межзаводских) годовых перевозок отдельных предприятий, а также объектов, обслуживающих данный район. Грузооборот по отдельным видам транспорта определяется как сумма внешних и межзаводских годовых перевозок соответственно по видам транспорта (железнодорожному, автомобильному, водному, конвейерному, канатно — подвесным дорогам и другим видам).
10. Проблемные аспекты благоустройства производственных территорий
В конце прошлого века сменилась экономическая модель устройства государства, к сожалению, вместе с ней координально повернул и социальный курс. Сегодня в разговоре о социальноэкономических требованиях к планировке производственных территорий следовало бы использовать термин «экономико-социальные требования». На первый план выходят издержки, окупаемость производства. Недальновидность нынешних предпринимателей обусловлена ориентацией на 4-5 лет окупаемости, о 10-15 не идет и речи. Социальный фактор такой, как построение комфортной рабочей среды, ушел за черту рассмотрения.
Проектирование генерального плана промышленного предприятия — комплекс мероприятий по планировке и благоустройству производственных территорий. Социально-экономические требования предусматривают создание благоприятных условий работы населения, а также рациональное использование территории. Требования безопасности [1] и санитарно-гигиенические требования сводятся к обеспечению на промышленных площадках максимально возможных здоровых и безопасных условий: нормального микроклимата, чистого воздушного бассейна и водных пространств, инсоляции помещений и проветривание территории.
Более детально разберем такие факторы, как инсоляция, аэрация, функциональное зонирование территории, размещение малых архитектурных форм и озеленение.
В части инсоляции производственных зданий отсутствуют жесткие регламенты, в отличие от жилой застройки. Тот факт, что в период наибольшей санитарной активности солнца человек находится на рабочем месте, заставляет задуматься о нормировании инсоляции и для производственных объектов. В ходе инсоляции фасадной зоны ультрафиолетом убивается палочка Коха, вызывающая туберкулез, и при открытой форточке обеззараженный воздух попадает в помещение. Логично возникает вопрос об ориентации производственных объектов по сторонам света с целью наиболее эффективной санации.
Курс Правительства РФ на энергосберегающие мероприятия уже на стадии разработки проектной документации объектов капитального строительства подтвержден разделом 10(1).
С позиции обеспечения энергетической эффективности и рационального использования ресурсов ориентация производственных объектов имеет огромное значение. Простейшими примерами могут служить сокращение потребления электроэнергии на освещение помещений при южной ориентации производственного здания той частью, где люди проводят наибольшее количество времени, и снижение расходов топлива на обогрев данных помещений.
Аэрация территории производственного объекта может рассматриваться в двух аспектах: проветривания территории от загрязняющих веществ и влияния зданий, стоящих под разным углом к направлению господствующего ветра. В рамках первого пункта рассмотрения следует учитывать возможность сквозного проветривания промышленной площадки, располагать объекты, предполагающие выброс загрязняющих и вредных веществ, с подветренной стороны от зданий с бытовыми помещениями и объектов безвредных производств. Согласно п.3.13 производственные здания и открытые площадки технологического оборудования должны располагаться параллельно преобладающему направлению ветра. Под влиянием зданий понимается изменение скорости и направления ветра с выделением зон обратных токов, штиля, вихрей и снижения ветра. Наглядной иллюстрацией данного аспекта служит частое размещение площадки мусоросборников, хозяйственных навесов и других открытых сооружений в зонах вихрей, что способствует распространению мусора, тары, упаковочных материалов по территории площадки.
Пункт 3.12 повествует о необходимости функционального зонирования производственных территорий с разделением этих зон. К ряду производств (например, производству молочной продукции) предъявляются специальные санитарно-гигиенические требования в части функционального зонирования и разрывов между зонами. Практика показывает, что отсутствие подобных регламентов для других производств ведет и к отсутствию функционального зонирования: объекты генерального плана хаотично разбросаны по промплощадке, функциональные зоны разорваны и дискретны. Объединение производственных объектов одного функционального назначения -необходимое условие проектирования.
Вопросы благоустройства производственной территории возникают на любом объекте проектирования начиная от материала ограждения и заканчивая урнами и озеленением. П.3.78 : «На территории предприятия следует предусматривать благоустроенные площадки для отдыха и гимнастических упражнений работающих». Совершенно необязательная формулировка «следует» усиливается аналогичной «не более» в продолжении данного пункта: «Размеры площадок надлежит принимать из расчета не более 1м на одного работающего в наиболее многочисленной смене».
Озеленение площадки предполагает посев не только газонов, несмотря на заложенное в п.3.77 их преобладание, но и посадку кустарников и деревьев. В целях экономии средств данное мероприятие не производится, как и устройство площадки для отдыха работников предприятия. Ряд видов внешнего повышенного благоустройства промышленных территорий имеет не только утилитарное, но и эстетическое значение. Например, устройство на них фонтанов и водоемов или посадки особых, более соответствующих видов кустарников и деревьев (в частности, устойчивых к производственным вредностям) предусматривают для увлажнения и ионизации воздуха, в качестве ветрозащитных и противопожарных преград, противошумной защиты и для художественного обогащения заводских панорам.
Подобных упущений в проектах промышленных объектов легко обнаружить огромное количество. Строительство заводов шагнуло из этапа «сокращения издержек» в этап «максимизации прибыли». Сегодня о существовании благоустроенных производственных территорий могут напомнить лишь заводы, построенные в эпоху СССР. Кроме сомнительных экономических причин нет ни одной, которая бы выступала против благоприятной производственной среды.
11. Благоустройство промышленной территории
В благоустройство промышленной территории входит следующий комплекс работ: устройство дорог и тротуаров (асфальтирование, замощение и т. п.), проездных и пешеходных мостов и мостиков, посадка зеленых насаждений, устройство ограждений, площадок, водоемов, фонтанов, наружных лестниц, пандусов, отдельных подпорных стенок и укрепленных откосов, установка осветительных устройств, указателей, ориентиров и т. п. Все эти работы являются очень важными для нормальной эксплуатации предприятий и его внешнего вида, а потому строительство предприятий нельзя считать законченным без завершения этих работ.
Неотъемлемой частью законченного архитектурного ансамбля и характерными элементами благоустройства являются так называемые малые формы — ограждения, перила, сходы, фонари, вентиляционные шахты, скамьи, флагштоки, доски почета, а также стенды показателей, плакаты и другие элементы наглядной информации, проектируемые в соответствии с архитектурой всего предприятия и распределяемые по территории в зависимости от их назначения и действительной необходимости.
С целью оздоровления заводской территории следует устраивать фонтаны, пруды и другие водоемы для увлажнения и ионизации воздуха, учитывая при этом их большое значение как архитектурных элементов. Необходимо также использовать с этой же целью брызгальные бассейны, пруды-водоохладители и другие системы, предназначенные для производственных и противопожарных целей.
В проекте благоустройства следует предусматривать специальные участки для отдыха трудящихся, удаленные от шума и вредностей. Важным является выбор материалов для замощения пешеходных дорожек, площадок для отдыха и площадок перед входами. Желательно использовать для этого наряду со стационарным мощением из щебня и асфальта плиточные покрытия из различных по цвету, фактуре и форме плиток.
Важную роль в санитарно-гигиеническом, противопожарном и художественно-декоративном отношении играет озеленение промышленной территории. Функции озеленения весьма разнообразны. Насыщая окружающую среду кислородом, защищая территорию от действия ветров, деревья и кустарники служат естественным фильтром и предохраняют соседние с производством жилые кварталы от пыли, копоти и вредных газов. Некоторые растения, выделяя летучие вещества (черемуха, береза, ель, сосна, пихта, можжевельник, цитрусовые и некоторые травянистые растения), обладают бактерицидным действием.
Зеленые насаждения способствуют также обособлению отдельных групп предприятий и цехов с вредными производствами. Размещенные в разрывах между заводскими сооружениями, в проездах между промышленными предприятиями и на участках, разделяющих оклады легковоспламеняющихся веществ, некоторые, в частности лиственные, зеленые насаждения препятствуют распространению огня, являясь противопожарной преградой.
Озеленение имеет существенное значение в организации движения на территории промышленного района и предприятия, а также способствует поддержанию порядка на промышленной территории. Площадь участков, предназначенных для озеленения, должна составлять в среднем не менее 15% площади территории предприятия, а при плотности застройки более 60% — не менее 10%.
Озеленение проектируют в виде газонов, цветников, бордюров и кустарников, в виде рядовых и групповых посадок деревьев. Озеленение следует предусматривать по преимуществу в разрывах между предприятиями или группами предприятий, на предзаводских площадках и у главных входов, на магистралях и прочих проездах, на свободных от застройки площадках и в районах расположения санитарногигиенических помещений, столовых, здравпунктов и мест отдыха. При проектировании генерального плана промышленного района или отдельного предприятия следует максимально сохранять существующую растительность, в особенности деревья.
При проектировании озеленения важно иметь в виду, что архитектура зеленых насаждений неотделима от общего архитектурного решения промышленного комплекса. Озеленение— важное средство усиления выразительности застройки. Почвенный покров рекомендуется засевать травами для ослабления пылеобразования. Газон не мешает обозревать архитектуру сооружений и способствует выявлению художественных качеств застройки. Взрослые деревья целесообразно располагать на газоне небольшими пейзажными группами. При этом следует породы деревьев, форму кроны и цвет подбирать композиционно и функционально обоснованно. Деревья в озеленении предприятий не следует использовать в большом количестве, так как это зачастую мешает производству, стесняя территорию, затруднял прокладку и ремонт инженерных сетей и дорог.
Размещать деревья следует таким образом, чтобы они не закрывали кронами дорожные знаки, указатели сигнализации и не делали «слепыми» перекрестки. Не следует без достаточных оснований высаживать деревья вдоль окон производственных зданий, чтобы не затемнять помещения, не затруднять естественного проветривания, а также не сужать зону обозрения.
Цветы и цветники желательно использовать в качестве цветных акцентов, помня при этом, что уход за цветами требует больших затрат труда. Очень важно правильно выбирать масштаб озеленения, который должен соответствовать масштабу архитектуры промышленных предприятий. Деревья в рядовых посадках в зависимости от породы и размеров кроны размещают на расстоянии (между осями стволов) 4—6 м. Породы деревьев и кустарников для озеленения промышленных территорий необходимо выбирать с учетом требований пожарной безопасности, климатических и почвенных условий, санитарно-защитных и декоративных свойств пород, а также воздействия на них производственных вредностей.
На промышленных территориях не следует сажать древесные насаждения, дающие при цветении хлопья, волокна и опушенные семена (например, некоторые виды тополя, ивы и др.), которые могут оказать вредное действие на оборудование и механические устройства (например, в цехах с точными процессами производства, на воздуходувных, компрессорных и машиноиспытательных станциях).
Некоторые производства выделяют много дымовых газов и вредных частиц. Газы повреждают преимущественно надземные части растений, обжигая листву, а твердые частицы отравляют почву. Поэтому озеленение площадок химических заводов и заводов цветной металлургии представляет наибольшие трудности. Дымовые газы этих предприятий состоят из сернистого газа, сероводорода, окислов азота, а также фтористых и других соединений. Твердые частицы дыма содержат соединения железа, свинца и т. п. Теплоэлектростанции на угольном топливе выделяют в газообразном виде преимущественно сернистый таз и твердые частицы. Поэтому при озеленении промышленных площадок таких предприятий надо учитывать направление господствующих ветров и защищенность насаждений зданиями и сооружениями.
При использовании древесных и кустарниковых пород для озеленения территории химических заводов и заводов цветной металлургии, а также теплоэлектростанций необходимо подбирать газоустойчивые породы для отдельных участков в зависимости от степени их задымления.
Цветочное оформление и газоны на химических заводах и заводах цветной металлургии более устойчивы к действию вредностей, поэтому они имеют некоторые преимущества перед посадкой древесных и кустарниковых пород.
Следует иметь в виду, что охладительные пруды, брызгальные бассейны, градирни, тепловые тоннели в зимнее время оказывают отрицательное действие на рядом расположенные древесные насаждения. Разрыв между границей древесных насаждений и охладительными прудами или брызгалъными бассейнами, считая от береговой кромки, должен быть не менее 40 м, а расстояние до градирен — не менее полуторной высоты оросительного устройства градирни.
Озеленение требует значительных первоначальных и эксплуатационных затрат, поэтому оно должно быть запроектировано максимально экономично.
Благоустройство и озеленение предприятий должно быть обеспечено материальной базой. Желательно, чтобы это была централизованная база, имеющая в своем составе оранжереи и питомники, уборочные машины и инструменты.
Заключение
При формировании архитектурно-пространственной среды промышленных предприятий специалисты руководствуются рядом принципов, учитывающих специфику промышленной архитектуры. Среди них можно выделить пласт экологических принципов, призванных максимально снизить вредное воздействие промышленных предприятий и создать максимально комфортную среду для деятельности человека.
Озеленение промышленных предприятий — это наиболее эффективный прием обеспечения экологического равновесия промышленных территорий. Растения, используемые для озеленения территории промышленных предприятий, санитарно-защитных зон и территории, прилегающей к ним, должны быть эффективными в санитарном отношении и достаточно устойчивыми к загрязнению атмосферы и почв промышленными выбросами.
Список использованных источников доступен в полной версии работы У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.