1.1 Исторический обзор развития дизайна
До появления массового производства предметы и вещи, окружающие человека, аналогичные сегодняшним, делали специалисты-ремесленники. В деятельности мастера-ремесленника (если смотреть на это с современных позиций), как бы совмещался ряд специальностей. Он, одновременно, и конструктор, и художник, и мастер, способный изготовить вручную или с помощью несложных технических приспособлений то или иное изделие. Разделение труда, использование энергии воды и пара и применение машин привели к так называемой промышленной революции, к тому, что мануфактурное производство (основой которого продолжало быть искусство ремесленника) постепенно, начиная с середины XVIII столетия, превращается в крупную машинную
С середины XIX столетия на базе бурного технического прогресса создается массовое промышленное производство, а рынок относительно товарами. Стремление в условиях конкуренции продать товар и получить прибыль заставляет промышленников постепенно улучшать качество товаров, привлекая внимание к их потребительским свойствам, к их эстетическим достоинствам. Возникает необходимость коренного пересмотра традиционных принципов их формообразования.
Для того чтобы в условиях машинного производства получить продукт со свойствами, удовлетворяющими потребителей, необходимо иметь хороший проект. Очевидно, что проект любого изделия, подлежащего многократному повторению, должен предусматривать возможность получения свойств, важных для человека, покупающего ту или иную вещь. Это приводит к тому, что проектирование превращается, по существу, в сложный творческий поиск, в котором участвуют самые различные специалисты.
Усложнение проектных работ вызвало к жизни необходимость самостоятельного исследования потребительских свойств изделий и применения в проекте таких решений, которые бы обеспечивали хотя бы минимальное удовлетворение нужд массового потребления. Таким образом сравнительно недавно появляется специалист — дизайнер, который в общем процессе проектирования сосредотачивает свое внимание на требованиях потребителя промышленных изделий. Рождается новая область деятельности — дизайн, или, как тогда его называли, «промышленное искусство».
Становление и развитие инженерной деятельности
... идеалы и нормы инженерной деятельности и инженерного образования: поощрение преимущественно изобретательско-проектной функции инженера, восходящей к художникам-архитекторам и ремесленникам-механикам эпохи Возрождения, или ... поочередно возобладают как в сфере практической инженерной деятельности, так и в сфере инженерного образования. Средневековые ремесленники и архитекторы тоже могли пользоваться и ...
В старину архитектор уделял внешнему виду строений едва ли не большее внимание, чем внутренней отделке помещений. Затем наступил короткий период безликой типовой результате современные здания в большинстве своем, словно близнецы, походят друг на друга. Стоит ли удивляться тому, что так часто возникает желание внести в их облик какие-то изменения, заставить выделиться на сером фоне городских
С. Николаев, если исходить из контекста его книги «Профессия архитектора», считает, что профессия — это высшая форма мастерства. Поэтому профессию архитектора он отслеживает уже начиная с Древнего Египта и дальше, отмечая ее особенности в Античной Греции, Древнем Риме, Византии и более поздних эпохах. Вместе с тем в трудах по эстетике, теории деятельности, теории архитектуры чаще профессию противопоставляют ремеслу, той синкретической форме сознания, когда в художественном творчестве не разъединялись представления о пользе и красоте. А.Г. Раппапорт в книге «Форма в архитектуре» пишет: «Ремесло базе совокупности практических предписаний и рецептов, которые могут быть бесконечно сложными, требовать исключительной виртуозности и тонкой интуиции. Профессия же основе мышления, вокруг теоретических представлений. Переход от ремесла к профессии означает переориентацию всех компонентов деятельности». В нашем анализе архитектурной пропедевтики мы будем рассматривать ее под углом зрения архитектурной профессии именно в этом значении.
Именно в конце XIX—начале XX века в связи с широким использованием машин, в связи с бурным развитием науки и техники и, конечно, с развитием новых общественных потребностей и новых типов архитектурных сооружений, возникают предметы и виды оборудования, обладающие новыми функциональными возможностями. Однако производимая массовая продукция поначалу характеризуется низким качеством. Снижение качества массовой продукции, по сравнению с кустарным производством, особенно в эстетическом отношении, приводит к ряду попыток разными способами возродить былые достоинства, присущие старым кустарным изделиям. Наиболее характерным является движение за «промышленное искусство» в Англии конца XIX века. Это движение, связанное с именами Морриса и Рескина, характеризуется попытками возродить английскую художественную промышленность. Но уже в то время, с развитием концепции рационального подхода к миру, на первое место выходят идеи функционализма.
Несмотря на известную узость этой концепции, она постепенно, в противовес украшательству, находит благоприятную почву для своего развития на базе архитектуры и массового промышленного производства бытовых вещей и изделий и приводит к появлению дизайна, подлинное начало истории которого обычно связывается с 1907 годом, когда в Германии впервые создается производственный союз, так называемый «Веркбунд», объединивший усилия художников и промышленников с целью повышения потребительских качеств промышленной продукции. Начинается бурное движение за «единство искусства и техники», прерванное Первой мировой войной и с новой силой развернувшееся уже после ее окончания. Дизайн является т.о. детищем XX века, когда на смену ремесленному типу производства, создающему вещи, часто предназначенные определенным лицам и для конкретных помещений, пришел массовый выпуск стандартных изделий, серийная промышленная продукция. Облик мира, характер жизнедеятельности людей, в какой-то мере формы их отношений стали в большой степени зависеть от изделий, отштампованных по законам машинной целесообразности.
Учебное пособие: Структурная эволюция общественного производства. ...
... развития общества выступают общественно-экономические формации, вычленяемые на основе такого критерия, как способ производства. Общественно-экономическая формация — «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество ... предшествовал созданию данного общества. 1.2 Эволюция технологических уровней и их характеристика. Эпохи в развитии человеческого общества: подходы К. ...
Гармонизация предметного мира, таким образом, не только материально-технический, но и глубоко социальный процесс. Он определяется общества, его общественными и эстетическими идеалами и предполагает создание разнообразных рациональных и эстетически полноценных комплексов в сфере труда, учебы, быта и отдыха людей, которые, в свою очередь, в масштабе всего общества должны образовывать единое гармоничное целое.
«Историческая миссия архитекторов всегда состояла в том, чтобы привести все предметные формы человеческой среды в такое органическое соподчинение, которое связало бы их в гармоническое для жизни». Так определенно и весьма точно охарактеризовал задачу В. Гропиус, приступая в 1919 году к организации Баухауза. Именно так поступал он сам (и некоторые другие архитекторы) в своей практической деятельности.
История западного дизайна, начиная с 1907 года, чрезвычайно богата событиями. За каких-нибудь 80 лет в нем отмечены три существенных этапа развития. Первый, до экономического кризиса 1929—1930 годов, когда идет становление дизайна преимущественно Европы. Далее происходит его бурный рост, в связи с обострением конкурентной борьбы на рынках сбыта промышленной продукции и охватившим весь капиталистический мир кризисом. В этот период дизайн начинает внедряться в промышленность и художественную культуру США и Японии, в которой, как известно, этому способствовала традиционная культура национального искусства, в т.ч. художественного ремесла, и внимание к опыту культурных достижений
После окончания Второй мировой войны в это движение включились многие другие Ирландии до Новой Зеландии, от Японии до Южной Америки. Наибольший интерес для нас представляют развитие дизайна в Италии, Финляндии и Японии, где его развитие основывается на традициях всей культуры этих стран, а также изменения, произошедшие в дизайне за последние 50 лет. «…Практика дизайна (на Западе), — отмечал В. Глазычев, — претерпела множество изменений: работа индивидуальных художников, в большинстве случаев, сменилась работой целых коллективов или отделов дизайна в системе фирмы или независимых дизайнфирм… Практика полностью — в дизайнерских отделах и фирмах возникают новые виды работы художника, происходит разделение труда внутри проектирования; неудивительно: персонал отдельных дизайнфирм превышает сотню человек, а штат крупнейшего в мире отдела дизайна в компании «Дженерал моторс» превышает тысячу различных специалистов».
В отличие от так называемого «функционального» дизайна с конца 1960-х годов начинает прорастать дизайн «человеческий».
Научно-технический прогресс и колоссальный рост производства обеспечивают удовлетворение потребностей и нашего времени, создают действительно человеческие условия существования для всех живущих на земле людей. Но реализовать возможности научно-технической революции в интересах ускоренного экономического развития всего общества и удовлетворения потребностей всех его членов можно, как известно, лишь путем сознательного контроля над всеми условиями жизни и планомерным характером развития общества. Одним из аспектов такого сознательного контроля и управления развитием «второй природы» является процесс гармонизации предметного мира, имеющий своей целью создание наиболее рациональной связи человека с предметным миром в интересах развития творческих способностей каждого человека. Подлинно гуманистический мир нельзя создав достойного людей предметного окружения.
Планирование выручки от реализации продукции на примере деятельности ...
д. В курсовой работе планирование выручки от реализации продукции будет рассмотрено на примере деятельности Междуреченского потребительского общества. От того насколько точно рассчитана выручка, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность организации. Подсчет плановой выручки должен быть экономически подтвержденным, что ...
Сегодня область воспроизводства любой профессии, в том числе и дизайнера, становится предметом самостоятельного изучения и организации обучения на научной основе в целях ее совершенствования. Идет раскрытие всех составляющих ее содержания, связей и отношений, способствующих эффективности результата в условиях современного развития общества. Рассмотрение изменения форм архитектурной, дизайнерской деятельности в историческом плане и, соответственно, методов воспроизводства профессии позволяет глубже понять суть происходящих явлений.
Задачу возведения сооружений, за которую отвечал архитектор, он решал в натуре, непосредственно участвуя в процессе.
Восприятие такого ремесленного опыта базируется на двух возможных способах:
- через материализованные образцы (сооружения) путем осознания средств и методов их создания;
- посредством усвоения живого опыта деятельности в процессе совместной работы мастера и ученика (ремесленника) по принципу «делай как я».
Каждый из них, наряду с достоинствами имеет и свои известные недостатки.
В первом случае образец как воплощенный труд, постоянно сохраняющий свою форму, дает целостное о нем представление. Увеличение количества образцов расширяет данные о способах и средствах реализации конкретной задачи. Однако возникает трудность расшифровки метода действий по застывшим формам. При этом условия жизни в прошлом в силу ограниченности средств общения не предоставляли возможности иметь для наглядного живого созерцания большой ряд объектов-образцов.
Во втором случае живой опыт мастера-учителя ограничивался возможностью единичного общения. Ученик редко переходил из одной строительной артели в другую, долгие годы, если не всю жизнь, общаясь с одним наставником, не имел возможности воспринять уроки других, не менее опытных мастеров. Тем более, что профессия передавалась часто от отца к сыну как наследуемая эстафета, сохраняемая в виде оберегаемой фамильной ценности. Отмечается и такой факт: данная форма овладения деятельностью изначально предполагает отсутствие самостоятельности или, по крайней мере, минимальное ее проявление и опирается на повторение, имитацию. До поры до времени, пока деятельность архитектора носила синкретический целостный характер, эти недостатки не играли существенной роли и удовлетворяли общественные потребности, предъявляемые к архитектуре и в качественном, и в количественном плане, но с развитием государственности, совершенствованием форм и методов материального производства, торговли, культуры и науки ситуация кардинально меняется.
Начиная с позднего Средневековья (XVI век) в большинстве европейских сильные централизованные государства. Бурный рост промышленности в условиях капиталистического рынка требовал соответствующего ему обновления всей инфраструктуры. От властных правителей — монархов, церкви, феодалов-дворян, нарождающейся буржуазии, торговцев, ремесленников и пр. поступали заказы на новые типы сооружений, ставились усложняющиеся художественные задачи, росли масштабы строительных преобразований и требования к конструктивному совершенству создаваемых объектов. Прежний опыт, не содержащий концентрированных обобщений, оказывался недостаточным.
Современная реконструкция Москвы
... реконструкции Москвы. Постановление СНК и ЦК ВКП(б) о реконструкции г. Москвы от 01.01.01 года, разработанное по инициативе и под непосредственным руководством , открыло новую эпоху в строительстве ... новой архитектуры, овладение новой архитектурно-строительной ... деятельности московских градостроителей. Десятилетний период развития и реконструкции ... развитие получат общественные формы массового отдыха для ...
До того как начинать строить сложное сооружение, требовалось предварительно глубоко продумать его форму, сопоставить с другими, подобными объектами-образцами, зафиксировать мысль в форме чертежа или макета. Практика вела к специализации такой формы деятельности как проектирование. Освобождение от руководства непосредственно высвобождение времени для совершенствования в более узкой области — сочинении проекта — повысило качество формообразования.
Формируется профессия дизайнер, как специфический вид человеческой деятельности с чертами, близкими к сегодняшнему пониманию ее сущности. Главным в ней оказывается то, что дизайнер покидает стройку, производство и его деятельность становится деятельностью проектировщика, сочинителя проекта будущего объекта.
Растущая сложность проектировочных задач вызывала необходимость углубленного подхода по всем возможным направлениям, что обусловило выделение функциональной, и художественной специализаций. Композиция проявляет себя как декоративно-художественное оформление материальной основы сооружения. Леон Баттиста Альберти впервые представляет композицию как профессиональное понятие.
Дизайнерская деятельность, таким образом, осознается как проектное композиционное творчество, а с ним и ориентированный аспект в обучении. «Представление о композиции возникает и четко формируется в эпоху Возрождения, когда перед зодчими стояла специальная задача — изображение архитектуры на данной основе. Эта была задача проектирования фасадов и интерьеров, компоновка их архитектурного и скульптурного декора».
Существенные сдвиги также происходят в творческой направленности. Культурный синтез, воплощаемый прежде в средневековом божественном каноне символического образа-храма, переосмысливается в интегральные, эстетико-художественные формы, где центральной фигурой становится свободный человек-творец. Ордерная система более всего соответствовала этой модели мироощущения.
К этому времени в русле идей просвещения все большую значимость начинают приобретать знания об архитектурном, инженерном, промышленном опыте — частные и концентрированные сведения, полезные для успешной профессиональной деятельности в новых усложняющихся условиях. Наиболее ценными и характерными из них были известные трактаты Дж.Б. да Виньолы, А. Палладио, С. Серлио, В. Скамоцци, содержащие не только рекомендации по применению ордеров и их элементов, но и способы решения композиции архитектурных деталей лестниц, окон, порталов, фрагментов стен и пр.
Весь XIX век будет протекать под знаком непрекращающейся ожесточенной борьбы мнений, выраженных в концепциях Академии архитектуры и политехники, в определении смысла архитектуры, соотношении основы и архитектурной формы, новаторства и традиций. В этой борьбе мнений все большую роль в качестве аргумента в споре играли возводимые, невиданные доселе яркие сооружения, переворачивающие прежние представления об архитектуре. Примечательным было и то, что их авторы были не архитекторами, а инженерами, зачастую не получившими базового технического образования и не имевшими престижных дипломов.
Реконструкция зданий
... непосредственных строительных работ. Собственно, этот факт и обуславливает особую актуальность реконструкции зданий в наше время. Реконструкция зданий, подобно другим видам строительных работ, осуществляется поэтапно. ... объёме здания. Архитектурно-планировочное решение полностью определяет визуальные характеристики проектируемого здания, а также удобство и эффективность его эксплуатации в будущем. ...
Прогресс был очевиден. Однако критика и отказ от классических форм не сопровождались активным поиском новых художественных, стилеобразующих принципов. Все сдвиги касались, в основном, обновления основы и эстетизации новых конструктивных материалов.
Среди историков архитектуры преобладает мнение, что XIX век не создал собственного архитектурного стиля (Юрген Едике и др.)]. Основные художественные протекали в русле эклектики. Стилевой арсенал прошлых эпох направлялся на оформление формы. В культовой архитектуре использовались образы готических и романских памятников, для солидных банков считались подходящими ордерные формы пластикой, жилыми зданиями богатых горожан могли служить реминисценции вилл греческой и итальянской знати.
Несмотря на то, что в сознании многих архитекторов уже зарождалось понимание необходимости грядущих перемен формообразования и изменения творческой ориентации, а вместе с этим обновления методики обучения будущих архитекторов, в практическом плане такая реформа не состоялась. Те, кто более всего был ориентирован на новаторство, не шли дальше осторожного расширения учебной программы за счет технических дисциплин, которые мало согласовывались с теорией архитектурных форм. Разрыв между традиционной художественной подготовкой (la formation artistique) и технической не преодолевался. В результате архитектурный дуализм продолжал нарастать, усиливая кризисные явления.
К решительному шагу к новой художественной эстетике в архитектуре подводила практика работы с железобетоном. Если XIX век был веком стали и стекла, определивших прогрессивные сдвиги в строительной технологии, то уже к его концу сооружения из железобетона все больше претендовали на материал будущего, определяя необходимость переосмысления всей философии архитектурного творчества, принципов объемно-пространственного формообразования.
Формообразование железобетонных сооружений наглядно продемонстрировало тенденцию снижения массы материала, получения больших пролетов, образования крупных внутренних значительных проемов, многообразие геометрических конфигураций, невозможных доселе, и новых декоративных свойств самого материала. Объем как бы дематериализуется. Остается меньше чистых поверхностей стен, готовых принять декоративные напластования. Эстетика классицизма, базирующаяся на выражении поднятого и покоящегося веса — эстетика ордера — теряет всякий смысл
Специфика архитектуры, отличающая ее от инженерии, состоит в «свободе выбора между формами». Отсюда значимость индивидуальности, проявляющая себя в чувствах и эмоциях в противовес «разуму», который наполнен волей коллектива. Эклектизм, таким образом, получает признание как отвечающий свободе выбора и преодоления однозначной ориентации на один стиль.
Жюльен Годе, руководитель одного из ателье школы и профессор теории архитектуры с 1894 года, утверждает: «Я абсолютно убежден, что первые уроки должны быть классическими». Но дальше он дает определение классики, которое не совпадает с традиционным. «Классика — это то, что заслуживает ею стать, за исключением времени, страны, школы, то, что остается победой в вечной борьбе искусства, то, что остается в распоряжении универсально программированного восхищения».
Историки художественной культуры отмечают, что более успешными на этом пути оказались художники авангардистского толка. Они, не отягощенные материальными проблемами формообразования, в отличие от архитекторов (привлекающих огромные человеческие ресурсы и материальные средства в производство), были более свободны в экспериментальных исканиях и новаторской работе с формой.
Архитектура зданий – по архитектуре «Многоэтажное здание» | Многоэтажные ...
... здания, но непременными атрибутами крупномасштабной архитектуры «городского интерьера». Характерным примером, отражающим направление архитектуры крупных общественных зданий первых послевоенных лет, была реконструкция здания ... конференций, симпозиумов, занятий университета марксизма-ленинизма, организации методической работы. Строительство зданий этого типа получило затем широкое распространение в ...
Впервые была выделена проблема архитектурного как обособленный аспект рассмотрения, что дало повод обратить внимание на специфику архитектуры в мире искусств. Важные положения были зафиксированы в общих принципах организации архитектурного с одной стороны, и его восприятием — с другой, в историко-культурном разрезе. Проведя формальный анализ под разными углами зрения, сближая разные художественные явления и разводя их, сопоставляя организованности форм, исследователи обнаруживали различные инварианты. Одни из них могут быть отнесены к вневременным, универсальным принципам, архетипам, другие культурно-исторические инварианты более конкретизированы в разных своих проявлениях (в том числе инварианты развития, эволюции).
1.2 Тенденции развития процесса реконструкции и благоустройства среды
Реконструкция зданий и сооружений стала одним из магистральных направлений в современном развитии дела. Если 12–15 лет назад реконструировались в основном производственные предприятия, то в последнее время более актуальная задача – реконструкция гражданских объектов. Необходимость реконструкции и оценка ее целесообразности Необходимость реконструкции объектов обусловливается рядом причин, таких как экономические требования модернизации зданий, завершение приостановленного в том числе без предпринятых мер по консервации; моральная и физическая изношенность технологического оборудования части объектов. Физический износ может проявляться в аварийных состояниях или авариях конструкций и их систем.
В теории надежности авария рассматривается как внезапный отказ, аварийные состояния – как постепенные отказы. Правдивое и объективное описание случившихся аварий и повреждений зачастую приносит большую пользу, чем описание самых успешных работ. Анализ аварий и отказов ускоряет развитие науки, пополняет инженерные знания, способствует прогрессу инженерной мысли. Так, в мостостроении дальнейшее развитие теория продольного изгиба получила лишь после обрушения Кевдинского моста (Россия, 1875 г.).
После обрушения Тэйского моста (Англия, 1879 г.) были пересмотрены положения об устойчивости на опрокидывание и учтена необходимость тщательного расчета ветровой нагрузки. В результате обрушения Менхенштейнского моста (Швейцария, 1891 г.; построен Эйфелем) были пересмотрены расчеты при воздействии знакопеременных усилий /1/. Трагические события в Нью-Йорке (11 сентября 2001 г.) потребовали разработки новых конструктивных решений – надежных огнезащитных футеровок металлоконструкций. Проведение натурных обследований зданий и сооружений обязательно предшествует проектным и работам при реконструкции. Цель обследований – оценка технического состояния части здания, напряженно-деформированного состояния несущих и ограждающих выявление реальных условий эксплуатации с учетом их изменчивости (например, гидрогеологических условий), оценка ресурсов работоспособности, поиск технических резервов несущих и их систем. Комплекс обследовательских работ также предусматривает разработку вариантов решений, способов возможного усиления конструкций, технологичности этого усиления, минимизации трудовых и материальных затрат. Физический износ как один из интегральных показателей, получаемых в результате обследований, определяет уровень рентабельности реконструкционных работ. Если величина физического износа превышает 70%, реконструкция считается нерентабельной. Однако данное утверждение не относится к объектам, имеющим историческое или архитектурное значение.
Полносборное общественное здание из крупноэлементных конструкций
... вокзалу, остановочными пунктами общественного и индивидуального транспорта, местами парковки, автостоянками, элементами благоустройства; - служебно-технические и вспомогательные здания и сооружения железнодорожной ... пассажиров, направлениям следования поездов. При проектировании следует учитывать диспетчеризацию работы касс, оборудуя их аппаратами диспетчерской связи, билетопечатающими машинами и ...
Основные направления реконструкции зданий.
Выделяются направления при реконструкции части зданий: внутренняя перепланировка помещений без существенного изменения и (или) перераспределения нагрузок (в большей степени соответствует капитальному ремонту, чем реконструкции);
- перепланировка с существенным увеличением и (или) перераспределением нагрузок, изменение условий эксплуатации;
- или встройка помещений;
- новых (дополнительных) этажей здания;
- замена или ликвидация части несущих …
Формула специальности дизайнера охватывает знание фундаментальных проблем дизайн — проектирования: ее социальных и социально-функциональных аспектов, формо- и стилеобразования, семантики, эстетики и художественной образности, а также экономической, социально-культурной и экологической обусловленности дизайнерской деятельности, этнокультурных и региональных особенностей, сохранения историко-культурных ценностей, архитектурного наследия, взаимоотношений традиций и новаторства, творческого освоения исторического опыта. История дизайна охватывает изучение закономерностей развития архитектуры и промышленности, в связи с общими закономерностями исторического процесса, историей культуры и общества. Выявление и изучение памятников архитектуры и градостроительства, вместе с изучением закономерностей и особенностей процесса развития профессионального мастерства с древних времен до современности, роли и места российских школ художественного проектирования в мировом процессе творчества мастеров архитектуры, промышленного дизайна.
1.3 Требования к реконструкции и реставрации зданий
Реставрация наследия охватывает анализ ценностей исторического наследия, проблемы его сохранения и включения в систему мировой культуры, выработку новых теоретических и научно обоснованных подходов к решению практических вопросов сохранения и восстановления и облика памятников архитектуры, анализ накопленного опыта. Реконструкция историко-архитектурного наследия охватывает исследование и выработку предложений по проблемам сохранения, консервации и модернизации исторически сложившейся городской среды, отдельных архитектурных комплексов и зданий, воссоздания утраченных архитектурных памятников.
в нашей стране ведется в очень больших масштабах. Именно поэтому в нашей стране является третьей по масштабам после промышленности и сельского хозяйства отраслью народного хозяйства. За годы Советской власти в СССР 1200 городов и введено в эксплуатацию более 3,8 млрд. м2 жилой площади. В настоящее время в эксплуатации находится около 65 млн. квартир, причем более 80 % семей проживают в отдельных квартирах.
Каждое здание или сооружение представляет собой сложный и дорогостоящий объект, состоящий из многих элементов, систем инженерного оборудования, выполняющих вполне определенные функции и обладающих установленными эксплуатационными качествами.
Техническая эксплуатация систем водоснабжения
... режим, а системы водоснабжения и канализации, освещения и кондиционирования обеспечивать требуемую комфортность. Процессы, связанные с поддержанием зданий и сооружений в исправном состоянии, называются технической эксплуатацией. Техническая эксплуатация зданий и сооружений представляет ...
в нашей стране характеризуется не только высокими количественными показателями, но изменяется и качественно, улучшается планировка квартир, совершенствуются конструкции, системы инженерного оборудования, повышается комфортность жилищного фонда. Следует также учитывать, что здания, в настоящее время, будут служить в XXI веке, когда уровень комфорта станет еще выше.
Проектируемые и возводимые здания, согласно определяющим эксплуатационным требованиям, должны: обладать высокой надежностью, т. е. выполнять заданные им функции в определенных условиях эксплуатации в течение заданного времени, при сохранении значений своих основных пара метров в установленных пределах;
- быть удобными и безопасными в эксплуатации, что достигается рациональными планировкой помещений и расположением входов, лестниц, лифтов, средств пожаротушения, причем для ремонта и замены крупногабаритного технологического оборудования в зданиях должны быть предусмотрены люки, проемы и крепления;
- быть удобными и простыми в техническом обслуживании и ремонте, т. е. позволять осуществлять его на возможно большем числе участков, иметь удобные подходы к конструкциям, вводам инженерных сетей без демонтажа и разборки для осмотров и обслуживания с предельно низкими затратами на вспомогательные операции;
- должны позволять применять передовые методы труда, современные средства автоматизации и механизации, сборно-разборные для обслуживания труднодоступных а также иметь приспособления для крепления люлек, источники тока и др.;
- быть ремонтопригодными, т. е. их конструкции должны быть приспособлены к выполнению всех видов технического обслуживания и ремонта без разрушения смежных элементов и с минимальными затратами труда, времени, материалов;
- иметь максимально возможный и близкий эквивалентный для всех конструкций межремонтный срок службы;
- быть экономичными в процессе эксплуатации, что достигается применением материалов и конструкций с повышенным сроком службы, а также минимальными затратами на отопление, вентиляцию, кондиционирование, освещение и водоснабжение;
- иметь внешний архитектурный облик, соответствующий их назначению, расположению
а также приятный для обозрения вид, причем внутренняя и наружная покраска зданий не должна утомлять людей, по возможности не загрязняться и легко поддаваться очистке, восстановлению.
В зависимости от назначения здания в его проекте соответственно нормам предусматривают необходимые размеры, прочность, герметичность, теплозащитные и другие эксплуатационные качества, которые потом материализуют в ходе строительства и поддерживают в процессе эксплуатации.
Использование зданий по их назначению принято называть технологической эксплуатацией. Чтобы здания можно было эффективно использовать, они должны находиться в исправном состоянии, т. е. стены, покрытия и прочие элементы совместно с системами отопления, вентиляции и другими системами должны позволять поддерживать в помещениях требуемый температурно- влажностный режим, а системы водоснабжения и канализации, освещения и кондиционирования — обеспечивать заданную комфортность. Процессы, связанные с поддержанием зданий в исправном состоянии, называются техническим обслуживанием и ремонтом или технической эксплуатацией.
и принятые в эксплуатацию здания подвергаются различным внешним (главным образом природным) и внутренним (технологическим или функциональным) воздействиям. изнашиваются, стареют, разрушаются, вследствие чего эксплуатационные качества зданий ухудшаются, и с течением времени они перестают отвечать своему назначению. Однако преждевременный износ недопустим, ибо нарушает условия труда и быта людей, использующих эти здания. Кроме того, здания представляют собой большую материальную ценность, которую необходимо всемерно беречь.
Техническое обслуживание и ремонт (техническая эксплуатация) зданий представляют собой непрерывный динамичный процесс, реализацию определенного комплекса организационных и технических мер по надзору, уходу и всем видам ремонта для поддержания их в исправном, пригодном к использованию по назначению состоянии в течение заданного срока службы.
По характеру задач и методам их решения техническое обслуживание и ремонт существенно отличаются от проектирования и возведения, так как они: осуществляются весьма длительное время по сравнению с продолжительностью проектирования и возведения — десятки, сотни лет, что требует четкого предвидения перспективы и преемственности в деятельности эксплуатационной службы;
- имеют циклический характер с периодичностью разных мероприятий от одного года до трех лет для текущего ремонта и от шести до тридцати лет для капитального, что осложняет планирование и производство работ;
- носят (в частности, ремонт) во многом случайный, вероятностный характер по месту, объему и времени выполнения работ, что затрудняет их планирование. Техническое обслуживание требует от руководителей и исполнителей оперативности при корректировке планов в ходе их производства;
- затрагивают интересы всего населения и каждого человека в отдельности у себя дома и на службе, требуют их участия в ремонте (внутри квартир), т. е. носят социальный характер, оказывают влияние на людей;
- связаны с большими затратами сил и средств, увеличивающимися с течением времени, что обусловлено, с одной стороны, старением фонда и все возрастающими затратами на ремонт, а с другой — ежегодным его пополнением, что требует привлечения новых сил и средств для его технического обслуживания и ремонта. Для особо ответственных зданий, сооружений (например, Эрмитаж в Санкт — Петербурге) отличаются жесткой системой профилактики износа, исключающей выход их из период, что связано с умением рассчитывать износ и планировать профилактические работы по месту, объему и времени, обеспечивая их производство материалами, механизмами и трудовыми ресурсами.
Первостепенное значение в эксплуатации зданий имеет своевременный контроль их технического состояния, проверка исправности конструкций и инженерного оборудования. Такой регулярный, причем не только визуальный, но (при необходимости) контроль предотвращает преждевременный выход зданий обоснованно планировать и проводить профилактические мероприятия по их сбережению.
Каждое здание или сооружение проектируется и возводится для осуществления в нем определенного процесса и поэтому должно обладать заданными эксплуатационными качествами. Именно конкретные эксплуатационные качества отличают жилой дом от столовой, механических мастерских, клуба, гаража и т. п.
Отметим еще одну важную особенность современного и эксплуатации зданий: новизна задач и проблем, с которыми строители и эксплуатационники в связи с научно-техническим прогрессом, освоением малоизученных отношении северных, восточных и других районов климатическими и гидрогеологическими условиями, сильно влияющими на характер возведения и эксплуатации зданий.
При проектировании здания эксплуатационные качества определяются выбором материалов, расчетом конструкций, объемно-планировочным решением, инженерным оборудованием в соответствии с назначением здания, Строительными нормами и правилами (СНиП) и выделенными ассигнованиями.
При эксплуатации зданий главная задача состоит в поддержании предусмотренных проектом и материализованных эксплуатационных качеств на заданном уровне. Они должны полностью соответствовать назначению здания (например, в механических мастерских температура воздуха должна быть 12 °С, а в здании детского сада — 20— 22
С), что обеспечивается определенными конструкциями и инженерным оборудованием.
Эффективность эксплуатации и ее экономичность зависят от многих факторов, в частности в значительной мере от профессиональной подготовки лиц, ее осуществляющих, от их умения эксплуатацию на научной основе.
С ростом городов, возведением многоэтажных и повышенной этажности зданий усложнилось их инженерное оборудование, возросли расходы на его содержание, изменилась эксплуатации жилищного фонда. Потребовалось объединить и обеспечить автоматизированное управление лифтами, освещением лестничных клеток, установить контроль за температурой воды в системах центрального отопления, горячего водоснабжения, за загазованностью подвалов, за входами в подвалы, на чердаки, другие необитаемые помещения и т. п.
Техническое обслуживание и особенно ремонт здании, хотя и относятся к широкой отрасли обладают специфическими чертами. Особенно сложен комплексный капитальный ремонт, отличающийся прежде всего технологией работ- новое начинается с нулевого цикла и обычно ведется снизу вверх путем монтажа готовых а ремонтные работы производятся в стесненных условиях существующей когда трудно разместить подсобные предприятия, краны, склады материалов. полнее использовать при ремонте старые материалы и конструкции, сопряжено с трудоемкой оценкой их технического состояния, ибо в разных частях износ их различен. Планировать такой ремонт весьма сложно, так как неизвестны итоги разборки сооружения, полезный выход материалов и пр.
Лица, занятые эксплуатацией и ремонтом зданий, должны хорошо знать условия работы технические нормативы на материалы и требуемые для ремонта. Они с помощью приборов, а также по внешнему виду и признакам должны уметь хотя бы приближенно оценивать техническое состояние здания и отдельных его конструкций, уметь выявлять уязвимые места, с которых