Электроэнергетика является важнейшей составной частью топливно-энергетического комплекса страны, обладает рядом специфических черт, делающих ее непохожей ни на одну отрасль промышленности. По существу, она должна быть признана отраслью национального хозяйства, поскольку пронизывает все его сферы.
«Электроэнергетика – отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам».
В настоящее время нельзя представить себе жизнь и деятельность современного человека без электричества. Оно уже давно и прочно вошло во все отрасли народного хозяйства и быт людей. Основное достоинство электрической энергии — относительная простота производства, передачи, дробления и преобразования.
Потребление энергии в России (тепловой и электрической) сейчас составляет около 1 млрд т условного топлива (ТУТ) в год. Из них не возобновляемые источники (нефть, газ и пр.) дают 97,9 %. При переработке топлива образуются окислы вредных веществ (NO, CO, CH), нанося невосполнимый ущерб окружающей среде. Однако, несмотря на это, около 15 % населения и 70 % территории страны испытывают недостаток в электрической и тепловой энергии.
Сегодня в связи с экологическими и топливными проблемами в России восполняемые источники энергии начинают приобретать приоритетное значение. Для решения задач энергоснабжения Правительство РФ специальным постановлением от 24 января 1998 г. утвердило Федеральную целевую программу «Электроснабжение России».Реализация программы будет осуществляться с привлечением новейших разработок в области нетрадиционной энергетики.
Современный город представляет собой сложный комплекс различных потребителей электрической энергии. Основная ее часть потребляется промышленностью (около 70%).
Электрическая часть станций и подстанций
... на открытом воздухе. Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных вопросов проектирования и выбора оборудования электрической подстанции. 3 4 Тип подстанции Проходная 35/10 кв 1 Исходные ... нагрузок Площадь, ограниченная кривой графика активной нагрузки, численно равна энергии, отпущенной с шин подстанции потребителям за рассматриваемый период (год) W, МВт ч, определяется ...
В последние годы область применения электроэнергии для коммунально-бытовых нужд, составляющая в среднем 20 % от общего потребления, заметно расширилась. В зависимости от величины города, климатических условий, уровня развития в нем промышленности и многих других факторов доля коммунально-бытовой нагрузки и удельное электропотребление (на одного жителя или на 1 м2 жилой площади) могут меняться в широких пределах.
В системе электроснабжения объектов можно выделить три вида электроустановок: – по производству электроэнергии — электрические станции; – по передаче, преобразованию и распределению электроэнергии — электрические сети и подстанции; – по потреблению электроэнергии в производственных и бытовых нуждах — приемники электроэнергии.
Подстанция 220 кВ Качканар установленной мощностью 390 МВА введена в эксплуатацию в 1989 году. От ее надежной работы зависит бесперебойное
Электроснабжение, служит для обеспечения
Структура управления отраслью.
Российская энергосистема является четвертой в мире по производству и потреблению электроэнергии после США, Китая и Японии. Электроэнергетический сектор России состоит из более 440 тепловых и гидроэлектростанций и 10 атомных электростанций совокупной установленной мощностью около 212 ГВт, что составляет порядка 5%-6% мировых генерирующих мощностей. В 2008 г. электростанциями России было выработано 1 023,3 млрд. кВтч электроэнергии и отпущено 497,9 млн. Гкал тепла.
С 2000 г. российская электроэнергетическая отрасль претерпела значительные изменения — 30 июня 2008 г. прекратило свое существование вертикально-интегрированная
Техническое управление работой Единой энергетической системы Российской Федерации и обеспечение ее надежного функционирования осуществляет ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» («СО ЕЭС»).
Также «СО ЕЭС» отвечает за исполнение обязательств субъектов электроэнергетики по договорам, заключаемым на оптовом и розничном рынке электрической энергии.
Структура управления Системного оператора единой энергосистемой страны выстроена в соответствии с территориально-
На уровне субъектов федерации управление ведется 57 региональными диспетчерскими управлениями (РДУ).
Термоядерный синтез для производства электроэнергии в России ...
... и медицинские проблемы. При работе установок управляемого термоядерного синтеза (УТС). нейтронные пучки и гамма излучение Источники монохроматических пучков нейтронов будут иметь энергию 14 Mэв. Нейтрон - элементарная ... вечных производств, в связи с появлением новых технологийц УТС может быть закрыта и тогда предметы, металлы c предприятия попадут на рынок и пострадает местное население. В системе ...
Реформа РАО ЕЭС позволила консолидировать в вертикальную систему ранее фактически независимые друг от друга уровни управления — Центральное диспетчерское управление федерального уровня, 7 ОДУ и 57 РДУ, входящих в состав соответствующего АО-энерго.
В целом же энергосистема России называется «единой» весьма условно – из-за ограниченных возможностей магистральных сетей свободный переток электроэнергии между ОЭС и ряда регионов внутри ОЭС весьма затруднен. Так, ОЭС Востока работает практически полностью изолированно от ЕЭС России, режим работы ОЭС Сибири в составе ЕЭС достигается за счет перетоков мощности только в размере до 2 млн. кВт по транзиту Сибирь – Урал – Центр.
Административное регулирование отрасли после ликвидации РАО ЕЭС ведется недавно созданным в составе
Минэнерго является центром межведомственной консолидации действий электроэнергетической отрасли, и отвечает за разработку правил работы оптового и розничного рынка э/э (мощности), системы отраслевых стандартов, лицензирование, и управление госкомпаниями. Ростехнадзор отвечает за соответствие требований экологической и технической безопасности. ФАС осуществляет контроль сделок M&A в сфере электроэнергетики и за соблюдением антимонопольного законодательства.
НП «Совет рынка», объединяющее всех субъектов оптового рынка, обеспечивает функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ) — участвует в подготовке правил оптового и розничных рынков электроэнергии и мощности; разрабатывает и утверждает регламенты оптового рынка, ведет реестр субъектов оптового рынка, осуществляет разрешение споров на рынке, осуществляет контроль деятельности Системного оператора, а также контроль за соблюдением участниками оптового рынка правил ОРЭМ.
На уровне розничного рынка центром
Задачами НП является организация взаимодействия участников на оптовом и розничном рынках электроэнергии, а также формирование предложений по энергосбытовой деятельности для включения в нормативные правовые акты, регулирующие отношения на рынке электроэнергии.
Подобная структура управления отрасли, включающая государственный уровень и рыночный уровень саморегулирования, показала свою жизнеспособность после ликвидации РАО ЕЭС. Хотя безусловным испытанием системы регулирования отрасли станет преодоление форс-мажорных ситуаций, связанных с экономическим кризисом – пересмотр инвестиционных программ генерирующими компаниями, возникновение значительных просрочек и неплатежей по поставленной энергии на оптовом и розничном рынках, закрытие кассовых разрывов энергосбытовых компаний и т.п.
Управление энергозатратами промышленного предприятия в условиях ...
... по управлению энергозатратами; алгоритмизация включения промышленного предприятия в реформируемую среду рынка электроэнергии; формирование многоуровневой системы управления энергозатратами промышленного предприятия посредством участия на ОРЭМ; модель эффективного энергопотребления промышленного предприятия посредством участия на оптовом рынке электрической энергии ...
Нормативно-правовые документы
В настоящее время в период развития рыночных отношений основополагающими нормативными документами стали законодательные и правовые акты на федеральном и региональном уровнях.
Эти государственные акты, как и принято, подкреплены подзаконными нормативно-правовыми документами.
Одним из основополагающих законодательных документов стал Гражданский Кодекс Российской Федерации, который предполагает рассмотрение вопросов поставки и потребления электрической энергии на договорных началах между заинтересованными сторонами: потребителями электрической энергии и энергоснабжающими организациями.
В дополнение к статьям ГК РФ, касающимся договоров энергоснабжения, действуют следующие законодательные и правовые акты:
к ст. 544 «Оплата энергии» — «Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ» (утвержден постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 № 294);
к ст. 546 «Изменение и расторжение договора энергоснабжения» — «Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданых им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» (утвержден постановлением Правительства РФ от 05.01.98 № 1);
Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим законом отношений.
Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ;
Вопросы упорядочения тарифов на электроэнергию постоянно находятся в центре внимания на самом высоком уровне и периодически отражаются в соответствующих указах и постановлениях, например, в Указе Президента РФ от 25 июля 1998 г. № 889 «О мерах по снижению тарифов на электрическую энергию».
. Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»;
. Приказ ФСТ от 21.08.2007 г. № 166-3/1 «Об утверждении правил определения стоимости электрической энергии (