Переработка девонской нефти

Курсовая работа

Выпуск разнообразной продукции на нефтепереработки зависит во многом от качества сырья – нефти. Но немалую роль в качестве получаемых продуктов играет как выбор технологических процессов переработки, так и качество проведения каждого процесса.

Из сырой нефти непосредственно одним процессом нельзя получить ни один товарный нефтепродукт (за исключением газов), все они получаются последовательной обработкой на нескольких установках. Первой в этой цепочке всегда стоит установка ЭЛОУ-АВТ, поэтому от качества работы этой секции будет зависеть работа всех остальных звеньев технологической цепочки [1].

Установки первичной переработки нефти составляют основу всех НПЗ. На них вырабатываются практически все компоненты моторных топлив, смазочных масел, сырья для вторичных процессов и для нефтехимических производств. От работы АВТ зависят выход и качество компонентов топлив и смазочных масел и технико-экономический показатель последующих процессов переработки нефтяного сырья. Проблемам повышения эффективности работы и интенсификации установок АВТ всегда уделялось и уделяется серьезное внимание.

Важнейшими из всего многообразия проблем, стоящих перед современной нефтепереработкой нужно считать следующие:

  • дальнейшее углубление переработки нефти;
  • повышение октановых чисел автобензинов;
  • снижение энергоемкости производств за счет внедрения новейших достижений в области тепло- и массообмена, разработки более совершенных и интенсивных технологий глубокой безотходной и экологически безвредной переработки нефти и др.

Решение этих проблем предусматривает:

  1. Совершенствование основных аппаратов установок АВТ:
  • контактных устройств ректификационных колонн, от эффективности работы которых зависят материальные, энергетические и трудовые затраты, качество нефтепродуктов и глубина переработки нефти и т.д.;
  • конденсационно-вакуумсоздающих систем (КВС) промышленных вакуумных колонн;
  • трубчатых печей и теплообменно-холодильного оборудования.
  1. Совершенствование технологических схем. При выборе технологической схемы и режима установки необходимо руководствоваться потенциальным содержанием фракций.
  1. Совершенствование схем и технологии вакуумной и глубоковакуумной перегонки мазута, то есть
  • уменьшение уноса жидкости в концентрационную секцию колонны (установка отбойников из сетки и организация вывода затемненного тяжелого газойля);
  • подбор эффективных контактирующих устройств для углубления вакуума.

Преимущества насадочных контактных устройств перед тарельчатыми заключается, прежде всего, в исключительно малом перепаде давления на одну ступень разделения. Среди них более предпочтительными являются регулярные насадки, так как они имеют регулярную структуру (заданную), и их гидравлические и массообменные характеристики более стабильны по сравнению с насыпными [2].

11 стр., 5178 слов

Разработка установки первичной переработки нефти

... последующих процессов переработки нефтяного сырья. Проблемам повышения эффективности работы и интенсификации установок АВТ всегда уделялось и уделяется серьезное внимание. На установках первичной переработки нефти достигнута ... По мере совершенствования нефтепереработки роль ППН изменялась. В Настоящее время первичная перегонка нефти, происходит в установках АВТ является головным процессом в схеме ...

Одним из подобных насадочных устройств является регулярная насадка «Кох-Глитч». Применение этой насадки в вакуумных колоннах позволило уменьшить наложение фракций, а также снизить расход водяного пара в куб колоны.

Коррозия оборудования – еще одна не менее важная проблема. Наличие в поступающей на переработку нефти хлоридов (как неорганических, так и органических) и соединений серы приводит вследствие их гидролиза и крекинга при прямой перегонки нефти к коррозии оборудования, главным образом конденсаторов и холодильников [1].

Имеющиеся ингибиторы коррозии не универсальны, поскольку у них есть ряд недостатков (неприятный запах, являются высокотоксичными соединениями и достаточно дорогими продуктами).

Однако в настоящее время разработан новый ингибитор коррозии – водный раствор полигексаметиленгуанидингидрат а (ПГМГ Ÿ Н2О).

Этот ингибитор не имеет вышеперечисленных недостатков [3].

Одним из направлений совершенствования установок АВТ является улучшение отбора фракций от их потенциального содержания. С мазутом уходит до 5% дизельных фракций, а с гудроном – до 10% масляных фракций.

В практики фракционирования остатков атмосферной перегонки, наметилась тенденция к использованию вместо традиционных пароэжекторных вакуумных систем (ПЭВС) гидроциркуляционных (ГЦВС).

Последние более сложные, но усложнение вакуум создающей системы и увеличение в связи с этим капитальных затрат оправдано явным преимуществом её эксплуатации.

В качестве рабочего тела в ГЦВЦ используется ДТ, получаемое на самой установке. Отказ от использования ПЭВС, а, следовательно, от использования в качестве рабочего тела водяного пара приводит к снижению на экологическую систему, за счёт сокращения сброса химически загрязненных вод.

Углубление вакуума, обеспечиваемое применением ГЦВЦ, даёт возможность снизить температуру потока питания вакуумной колонны при сохранении и даже увеличении доли отгона, т.е. уменьшить термическое разложение сырья в трубчатых печах [2].

Изложенный материал позволяет сделать вывод: установки АВТ еще далеки от универсальности. Однако их совершенствование приведет к решению не только перечисленных проблем, но и сыграет большую роль в защите окружающей среды.

1 Характеристика нефти по ГОСТ Р 51858-2002 и выбор варианта ее переработки

Выбор технологической схемы первичной и последующей переработки нефти в большой степени зависит от её качества. Данные о Девонской нефти взяты в справочной литературе [4].

Показатели качества нефти представлены в таблицах 1.1 и 1.2.

Таблица 1.1 – Показатели качества Девонской нефти

Показатели

Единицы измерения

Значение показателя

Плотность нефти при 20°С

кг/м3

889,5

Содержание в нефти:

хлористых солей

мг/дм3

119

воды

% масс.

0,67

серы

% масс.

2,82

парафина

% масс.

2,6

фракции до 360°С

% масс.

38,4

фракции 360-500°С

% масс.

18,7

фракции 500-600°С

% масс.

15,0

Плотность гудрона (остатка) при 20 °С (фр.>500°С)

кг/м3

1009,3

Вязкость нефти:

при t=20°C

мм2/с

38,9

при t=50°C

мм2/с

14,72

Выход суммы базовых масел с ИВ³90 и температурой застывания £-15°С

% масс.

Таблица 1.2 – Потенциальное содержание фракций в Девонской нефти

Номер компонента

Компоненты, фракции

Массовая доля компонента в смеси, xi

1

H2

0

2

CH4

0

3

C2H6

0,000278

4

C2H4

0,00000

5

H2S

0,00000

6

SC3

0,003654

7

SC4

0,006068

8

28-62°С

0,018

9

62-85°С

0,016

10

85-105°С

0,019

11

105-140°С

0,036

12

140-180°С

0,046

13

180-210°С

0,039

14

210-310°С

0,138

15

310-360°С

0,072

16

360-400°С

0,061

17

400-450°С

0,064

18

450-500°С

0,062

19

500-550°С

0,081

20

>550°С

0,338

Итого:

1,000

Показатели качества Девонской нефти, приведенные в таблицах 1.1 и 1.2, позволяют сказать, что базовых масел с ИВ³90 и температурой застывания £-15°С в нефти нет.

Таким образом производство базовых масел, т.е. получение узких масляных фракций на установке АВТ является не целесообразным.

Нефть следует перерабатывать по топливному варианту.

Девонская нефть с массовой долей серы 2,82 % (класс 3, высокосернистая), плотностью при 20оС 889,5 (тип 3, тяжелая), концентрации хлористых солей 119 мг/дм3, массовой долей воды 0,67 % (группа 3), массовой долей сероводорода 24 ррm (вид 2) обозначается «3.3.3.2. ГОСТ Р 51858-2002». Данная нефть соответствует «ГОСТ Р 51858-2002.Нефть. Общие технические условия.» только для внутреннего использования (плотность не соответствует требованиям экспортного варианта — тип 3).

2 Характеристика фракций нефти и вариантов их применения

Характеристики всех фракций нефти составлена по данным справочника [4] и приводятся в виде таблиц.

2.1 Характеристика газов

Таблица 2.1 – Состав и выход газов на нефть

Компоненты

Выход на нефть, % масс.

Метан

0

Этан

1,0∙0,0278=0,0278

Пропан

1,0∙0,3654=0,3654

Бутан

1,0∙0,4546=0,4546

Изобутан

1,0∙0,1522=0,1522

Итого:

1,0

Содержание этана в рефлюксе: 2,78 % масс..

Девонской нефть содержит в основном тяжёлые газы, т.е. пропан и бутаны. Поэтому смесь этих газов можно получать в жидком состоянии в ёмкости орошения стабилизационной колонны в виде рефлюкса и использовать его как товарный сжиженный газ, т.к. содержание этана в нём будет <5 %).

2.2 Характеристика бензиновых фракций и их применение

Таблица 2.2 – Характеристика бензиновых фракций Девонской нефти

Пределы кипения фракции, °С

Выход на нефть, % масс.

Октановое число без ТЭС

Содержание, % масс.

серы

ароматических углеводородов

нафтеновых углеводородов

парафиновых углеводородов

н.к.-70

2,1

59

0,1

1

13

86

70-120

4,5

51

0,18

7

22

71

70-140

6,8

45

0,20

9

27

64

140-180

4,6

37

0,32

12

29

59

н.к.-180

13,5

40

0,19

9

25

66