ОАО «Комиавиатранс» создано в 1998 году на базе Государственного авиационного предприятия «Комиавиа». ОАО «Комиавиатранс» успешно осуществляет:
- ь перевозку пассажиров и грузов, включая транспортировку грузов на внешней подвеске;
- ь транспортное обслуживание населения в труднодоступных районах, перевозку пассажиров, почты и грузов;
- ь транспортное обеспечение экстренной медицинской помощи;
- ь аварийно-спасательные работы;
- ь авиаработы по международным контрактам.
В состав ОАО «Комиавиатранс» входят: международный аэропорт Сыктывкар, аэропорты Воркуты, Ухта, Усинск, Печора, Усть-Цильма, Инта. Аэропорт Сыктывкар (IATA-SCW, ICAO-UUYY) — международный аэропорт Сыктывкара, столицы Республики Коми. Аэропортовая деятельность в аэропорту Сыктывкар (см. Приложение 1).
Аэропорт находится вблизи центра города, недалеко от автопавильона. В 2011 году произведена реконструкция внутреннего терминала аэропорта. Увеличилось количество стоек регистрации, установлена новейшая система досмотра и обновлены залы ожидания. Международный терминал обновили внешне. Аэропорт принимает разные типы самолетов, в том числе А320 и Boeing-737. Воздушные ворота Сыктывкара обслуживают авиакомпании UTair, «Аэрофлот», «Оренбургские авиалинии», «Нордавиа». Аэровокзал состоит из двух терминалов.
Летом 2013 года возобновлены региональные пассажирские авиаперевозки из Сыктывкара на самолетах L-410 по местным воздушным линиям республики. В 2013 году проведено обследование взлетно-посадочной полосы аэродрома Ижма в целях определения объема ремонтных работ, необходимых для восстановления пригодности ВПП к приему самолетов L-410.
1. Анализ нормативных и руководящих документов, регулирующих пассажирские перевозки на воздушном транспорте
1. Законы Российской Федерации:
- Конституция РФ — все нормативные документы согласны этому закону;
- Гражданский кодекс РФ — описаны основные формы собственности в РФ, гл. 40 — «Перевозка»;
- Воздушный кодекс РФ;
- Закон о защите прав потребителей.
2. Постановление президента РФ и правительства РФ;
3. Федеральные авиационные правила:
- ФАП № 98 «Сертификация а/п. Процедуры»;
- ФАП № 82 «Общие правила перевозки пассажиров, багажа, грузов и ответственность грузополучателя и грузоотправителя».
4. Государственные отраслевые стандарты. ГОСТ и ОСТ.
Пулково (аэропорт)
... ённый аэровокзал Пулково-2. Справа и слева от старого здания раскинулись два павильона. Ввод аэровокзального комплекса позволил обслуживать в 2 раза больше пассажиров международных рейсов. Аэропортом начал эксплуатироваться ... 39,6 43,7 47,1 53,9 61,2 64,3 72,4 86,9 94,0 87,6 101 Обработано грузов тыс. т 53,6 31,5 19,7 18,9 20,4 17,0 17,2 20,1 21,2 23,1 ...
- ГОСТ Р50646-94 «Услуги населения. Термины и определения»;
- ГОСТ Р51004-96 «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки»;
- Отраслевой стандарт «Система качества перевозок и обслуживания пассажиров на ВТ».
пассажирский перевозка воздушный транспорт
2. Основные цели, задачи и функции службы пассажирских перевозок (СОП).
Организационная структура СОП
СОП является структурным подразделением. Осуществляет обслуживание пассажиров и обработку багажа, обеспечивает эффективное использование перевозочных емкостей ВС и повышение культуры обслуживания пассажиров. В своей деятельности служба перевозок руководствуется:
- действующим законодательством РФ;
- организационно-распорядительными документами выше стоящих и других органов касающихся деятельности предприятия службы;
- уставом предприятия;
- коллективным договором;
- положением о службе перевозок и т.д.
Задачи СОП:
1. оказание услуг авиаперевозчикам по обслуживанию пассажиров и багажа;
2. оказание услуг пассажирам в процессе наземного обслуживания;
3. повышение культуры обслуживания пассажиров и обработки багажа;
4. обеспечение безопасности и регулярности полетов при пассажирских перевозках;
5. обеспечение максимальной коммерческой загрузки ВС;
6. обеспечение сохранности багажа, своевременной информации пассажиров об отправки или месте его нахождения;
7. совершенствование технологических процессов;
8. подготовка и переподготовка кадров;
9. своевременно проводить метрологическое обеспечение.
Функции СОП:
1. производить расчет центровки и обеспечивать размещение пассажиров, багажа, почты и грузов в ВС, в строгом соответствии с центровочным графиком и схемой загрузки;
2. формировать комплект перевозочных документов на каждый вылетающий рейс, в соответствии с руководящими документами;
3. осуществлять учет выполнения объемных показателей и дополнительных доходов о предоставлении авиационных услуг;
4. анализировать спрос на авиаперевозки по направлениям и сезонам для формирования производственных планов предприятия;
5. обеспечивать регулярность и безопасность полетов при обслуживании пассажиров;
6. анализировать отклонения по безопасности и регулярности полетов по вине СОП;
7. принимать меры повышения технической оснащенности службы средствами механизации и автоматизации ССТ информационными системами совместно с производственно-диспетчерской службой;
8. участвовать в разработке проекта расписания движения ВС через а/п;
9. рассматривать жалобы и претензии пассажиров;
10. давать информацию пассажирам по вопросам организации перевозок;
11. участвовать в проведении аварийно-спасательных работ;
12. обеспечивать соответствующую профессиональную подготовку персонала.
Управление и структура СОП.
Агент по организации обслуживания пассажирских перевозок работает с службе организации перевозок (СОП), осуществляет обслуживание вылетающих, прилетающих, транзитных и требующих специального обслуживания пассажиров. Агент непосредственно подчиняется начальнику смены СОП, оперативному диспетчеру СОП. Агент в период коммерческого обслуживания самолета является старшим, на этот период ему активному подчиняются водители автобуса, трапов и средств механизации, грузчики. На должность агента назначается работник, имеющий среднее специальное или среднее образование, прошедший специальную подготовку по установленной программе. Агент назначается на должность и освобождается от должности приказом директора службы перевозок ОАО «Комиавиатранс» «Аэропорт Сыктывкар».
Сервис, предоставляемый пассажирам при обслуживании на воздушном транспорте
... «Государственное регулирование деятельности в области авиации» приводится классификация авиации, согласно которой она подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную. Гражданская авиация, в свою очередь, подразделяется на коммерческую, которая используется для воздушных перевозок пассажиров, багажа, ...
В своей деятельности агент руководствуется:
- ѕ действующим законодательном Российской Федерации;
- ѕ воздушным законодательством Российской Федерации;
- ѕ нормативными документами государственных полномочных органов управления воздушным транспортом;
- ѕ приказами, распоряжениями и указаниями генерального директора ОАО «Комиавиатранс», директора СП «Аэропорт Сыктывкар»;
- ѕ правилами внутреннего трудового распорядка;
- ѕ положением о службе организации перевозок;
- ѕ приказами, указаниями и другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими организацию обслуживания пассажиров, обработку багажа;
- ѕ инструкциями, технологиями работ СОП;
- ѕ настоящей должностной инструкцией.
В период временного отсутствия агента (отпуск, болезнь), его функции выполняет лицо, назначенное начальником службы.
3. Анализ взаимодействия СОП с другими службами и подразделениями аэропортового предприятия и авиакомпании при обслуживании пассажирских перевозок
Обслуживание международного рейса производится в международном секторе аэровокзала аэропорта Сыктывкар, с участием служб:
- ѕ служба организации перевозок (СОП);
- ѕ пост пограничного контроля (ППК);
- ѕ Сыктывкарский таможенный пост Сыктывкарской таможни;
- ѕ служба авиационной безопасности (САБ);
- ѕ отдел внутренних дел на транспорте (ОВДТ);
- ѕ отдел санитарно-карантинного контроля Управления Роспотребнадзора по РК;
- ѕ отдел надзора в области карантина растений, качества и безопасности зерна и продуктов его переработки Управления Россельхознадзора по РК;
- ѕ отдел пограничного ветеринарного контроля государственной госгранице РФ и транспорте Управления Россельхознадзора по РК;
- ѕ отдел по делам миграции УФМС РФ по РК.
Обслуживание внутреннего рейса производится во внутреннем секторе аэровокзала аэропорта Сыктывкар, с участием служб:
- ѕ производственно-диспетчерская служба предприятия (ПДСП);
- ѕ служба авиационной безопасности (САБ);
- ѕ служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (ПСС);
- ѕ отдел сертификации и лицензирования;
- ѕ служба спецтранспорта (ССТ);
- ѕ аэродромная служба (АС);
- ѕ представители авиакомпаний.
4. Анализ существующей технологии выполнения работ
Технология определяет общий порядок наземного обслуживания пассажиров, обработки багажа и ручной клади, грузов, почты.
Технология предусматривает различные схемы обслуживания пассажиров, а именно:
- ѕ вылетающих;
- ѕ прилетающих;
- ѕ транзитных;
- ѕ требующих специального обслуживания.
В данной работе я рассмотрю обслуживание вылетающих пассажиров.
Воздушные перевозки в туризме (2)
... осуществляющих перевозку пассажиров, грузов и почты. Авиация общего назначения. Она обеспечивает как общепринятые, так и специальные услуги и может быть подразделена на шесть категорий : 1) Воздушные такси, ... перевозчик не несет ответственности перед пассажиром за понесенные убытки. По правилам безопасности рейс задерживается только в том случае, если пассажир сдал багаж, а на борту самолета он ...
Агент по организации обслуживания авиаперевозок (ООПА) выполняет следующие функции на технологических участках обслуживания в аэропорту «Сыктывкар»:
1. при регистрации агент по ООПА:
- ѕ получает от пассажира паспорт и авиабилет, при оформлении пассажира, вылетающего по электронному билету — паспорт (при наличии маршрут — квитанцию);
- ѕ производит выбор данного пассажира из списков пассажиров, сверяет номер билета и данные паспорта с данными, указанными в системе;
— ѕ осуществляет взвешивание всех вещей пассажира (за исключением: дамской сумочки или портфеля, верхней одежды, букета цветов, детской люльки при перевозке ребенка, костылей, носилок или кресла-коляски при перевозке пассажира с ограниченной подвижностью).
Данные вещи не взвешиваются, не подлежат оформлению и не маркируются бирками, перевозятся сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа и без взимания платы, если они находятся при пассажире и не вложены в багаж.
ѕ записывает сведения о багаже и ручной клади в багажную квитанцию и соответствующее поле основного экрана регистрации пассажиров модуля «Регистрация»;
- ѕ по желанию пассажира производит назначения места вручную;
- ѕ производит непосредственную регистрацию данного пассажира и оформление посадочного талона, при этом распечатываются оформленные багажная бирка и посадочный талон;
- ѕ возвращает пассажиру паспорт, зарегистрированный авиабилет;
- ѕ выдает пассажиру напечатанный посадочный талон и отрывные талоны багжных бирок.
2. по окончанию регистрации агент по ООПА:
- ѕ выполняет операцию по закрытия регистрации рейса в системе модуль «Регистрация»;
- ѕ докладывает диспетчеру (начальнику смены) СОП об окончании регистрации рейса.
3. агент по ООПА:
- ѕ передает диспетчеру СОП итоговые данные по каждому аэропорту разгрузки и в целом по рейсу для оформления сводно-загрузочной ведомости;
- ѕ заверяет данные пассажирского манифеста и багажной ведомости подписью и личным штампом;
- ѕ передает багажную ведомость сотруднику САБ для отметки о проведенном досмотре багажа;
- ѕ получает от диспетчера СОП данные о порядке загрузки багажа в ВС с записью в багажной ведомости номеров багажных отсеков ВС, передает загрузчику багажа оформленный багаж по количеству мест согласно багажной ведомости под роспись;
- ѕ подсчитывает полетные купоны.
4. посадка пассажиров в ВС
Посадка пассажиров в ВС производится под контролем сотрудников ППК и САБ начинается за 30 минут до вылета и заканчивается за 10 минут до вылета рейса по расписанию.
Агент по ООПА:
- ѕ приглашает пассажиров пройти в автобус, сопровождает пассажиров к ВС;
- ѕ проверяет правильность установки трапа;
- ѕ получает разрешение на посадку;
- ѕ предлагает пассажирам приготовить авиабилеты, посадочные талоны;
- ѕ по окончании посадки проверяет, совместно с бортпроводником, количество пассажиров, находящихся в самолете;
- ѕ вручает второму пилоту пассажирский манифест в 3-х экземплярах, карту досмотра, 8 экземпляров сводно-загрузочной ведомости и получает подписанные им два экземпляра СЗВ и нижную часть карты досмотра;
- ѕ получает от загрузчика багажа сведения о передаче багажа на борт ВС.
Технологическая схема обслуживания вылетающих пассажиров в аэропорту «Сыктывкар» (см. Приложение 3).
5. Организация и технология выполнения работ в нештатных и сбойных ситуациях, Сбойная ситуация
- отмена (задержка) рейса;
- закрытие аэропорта назначения, для которых аэропорт является запасным и прибытие рейсов на запасной.
При нарушении регулярности рейса, пассажирам предоставляется бесплатное обслуживание:
- предоставление комнаты матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет;
- два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более 2 часов;
- обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более 2 часов;
- обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более 4 часов и далее каждые 6 часов в ночное время и каждые 8 часов в дневное время;
- размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более 8 часов в дневное время и более 6 часов в ночное время;
- доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно, в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
- организация хранения багажа.
Сбойные ситуации могут вызвать изменения условий воздушной перевозки, что в свою очередь может вызвать отказ пассажира от договора воздушной перевозки. В зависимости от причины изменений условий воздушной перевозки на перевозчика возлагается разная степень ответственности по обязательствам выполнения условий договора воздушной перевозки.
Нарушение условий воздушной перевозки по вине авиакомпании считаются:
- отмена рейса по коммерческим причинам;
- не предоставление пассажиру забронированного или подтвержденного места на рейсе;
- задержка рейса (кроме метеоусловий, закрытие аэропорта, форсмажорных обстоятельствах);
- нарушение стыковки рейсов авиакомпании;
- изменение класса обслуживания;
- замена типа ВС, совмещение рейсов.
Нарушение условий воздушной перевозки без вины авиакомпании:
- задержка по метеоусловиям;
- задержка рейса в связи с закрытием аэропорта отправления или аэропорта назначения по требованию гос.органов, в результате стихийного бедствия или актов незаконного вмешательства.
К сбойным ситуациям следует относить ситуации в результате возникновения которых объем работы по отправке пассажиров превышает пропускную способность предприятия, характерна наличием пассажиров в а/п численностью более 30% суточного плана отправок или скоплением неотправленных ВС более 30% от суточного плана движения ВС.
Снижается уровень обслуживания экипажей, культура обслуживания пассажиров, регулярность отправления рейсов, что в конечном итоге, не способствует безопасности полетов.
В зависимости от вида нарушений воздушной перевозки, персоналу авиакомпании следует принять соответственное решение и конкретные действия при обслуживании пассажира.
Перевозчик в случае сбойной ситуации обязан:
- проинформировать пассажиров об изменениях условий воздушной перевозки;
- организовать работу с пассажирами в зале ожидания либо в отведенном для этого специальном месте;
- обеспечить пассажиров питанием, гостиницей и выплатой компенсаций;
- обеспечить пассажирам бронирование мест в том числе на рейсах других авиакомпаний
При изменении условий воздушной перевозки информация с изложением причин должна периодически транслироваться по системе справочной информации аэропорта на русском и английском языках.
6. Предложения по совершенствованию организации и технологии выполнения работ
На основании проведенного анализа работы аэропорта «Сыктывкар», можно сказать, что СОП авиапредприятия является центральным, но не единственным звеном в организации управления авиаперевозками. Учитывая взаимосвязанный характер организации перевозок и их коммерческую эксплуатацию, повышение их эффективности можно обеспечить только четким и надежным взаимодействием всех служб и подразделений авиапредприятий. Быстроизменяющиеся объемы и динамика авиаперевозок требует постоянного совершенствования структуры управления и функциональных задач всех служб авиапредприятия. Деятельность всех служб должна быть направлена на обеспечение качества и эффективности перевозок.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/obslujivanie-passajirov-v-aeroportu/
1. Воздушный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 25 января 2014г);
2. Федеральные авиационные правила № 82 «Общие правила перевозки пассажиров, багажа, грузов и ответственность грузополучателя и грузоотправителя»;
3. Конспект лекций по дисциплине «Технология пассажирских перевозок»;
4. www.komiaviatrans.ru
Приложения, Приложение 1
Аэропортовая деятельность в аэропорту Сыктывкар
Наименование работ (услуг) |
Нормативно-техническая документация, на соответствии которой проведена сертификация |
|
Аэродромное обеспечение |
№ ФАВТ А.01.02737 от 01.04.2013г. до 01.04.2016г.; |
|
Обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и груза |
№ ФАВТ А.02.02740 от 01.04.2013г. до 01.04.2016г.; |
|
Электросветотехническое обеспечение |
№ ФАВТ А.03.02739 от 01.04.2013г. до 01.04.2016г.; |
|
Штурманское обеспечение |
№ ФАВТ А.06.01599 от 26.04.2013г. до 26.04.2016г; |
|
Обеспечение авиационной безопасности |
№ ФАВТ А.07.00603 от 19.04.2013г. до 19.04.2015г; |
|
Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение |
№ ФАВТ А.10.00470 от 09.04.2013г. до 09.04.2015г.; |
|
Осуществление контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов |
№ ФАВТ А.05.02776 от 26.04.2013г. до 26.04.2016г; |
|
Авиатопливное обеспечение воздушных перевозок |
№ ФАВТ А.04.02738 от 01.04.2013г. до 04.04.2016г.; |
|
Инженерно-авиационное обеспечение |
№ 2021130100 от 26.03.2013г. до 16.08.2013г.; |
|
Радиотехническое обеспечение и авиационная электросвязь Обеспечение обслуживания (управления) воздушного движение |
№ АНО.Ц.000159 от 11.12.2007г. до 05.02.2014г. ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» филиал «Аэронавигация Северного Урала» Сыктывкарский центр ОВД |
|
Метеорологическое обеспечение |
Лицензия рег.№ Р/2011/1913/100/Л от 23.09.2011г. до 23.09.2016 г. ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» |
|
Приложение 2
Структура службы организации перевозок (СОП)
Приложение 3
Схема аэропорта «Сыктывкар»
Генеральный план аэропорта «Сыктывкар»
Приложение 4
Технологическая схема вылетающих пассажиров в аэропорту «Сыктывкар»
Технологический график обслуживания вылетающих пассажиров
Наименование работ |
Время |
|||||||||||||||
начало |
окончание |
|||||||||||||||
Регистрация авиабилетов и оформление багажа и ручной клади |
00:00 |
01:20 |
||||||||||||||
Досмотр багажа |
00:10 |
01:20 |
||||||||||||||
Комплектация багажа |
00:30 |
01:20 |
||||||||||||||
Ожидание посадки в ВС |
00:00 |
01:40 |
||||||||||||||
Транспортировка багажа в ВС |
01:20 |
01:50 |
||||||||||||||
Сопровождение и посадка пассажиров в ВС |
01:20 |
01:55 |
||||||||||||||
Вылет ВС |
02:00 |
|||||||||||||||