Основу эффективности национальной экономики любой современной страны составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами, и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.
Россия находится сейчас на таком этапе, когда экстенсивный путь развития не увеличивает реальные экономические показатели, и все более значительным становится интенсивный, в основе которого лежит качественное улучшение производства. Именно поэтому вопрос о сущности и влиянии научно-технического развития на экономику актуален в настоящее время.
Целью исследования является анализ понятия научно-технического развития, выявления его сущности, основных характеристик, влияния на экономический рост страны, а также рассмотрение приоритетных направлений научно-технического развития России, его стимулирование и прогнозирование.
Теоретической основой моей работы являются исследования авторов ведущих российский экономических журналов «Экономист», «Деньги и кредит» и др.
1. Сущность научно-технического развития
1.1 Характеристика и виды научно-технического развития
Решающим средством повышения эффективности общественного производства, совершенствования структуры экономики, обеспечения экономического роста и решения социальных задач является научно-техническое развитие или научно-технический прогресс (НТП).
Научно-технический прогресс — это непрерывный процесс приобретения и накопления научных знаний об окружающем мире и на их основе совершенствование действующих, создание и внедрение прогрессивных средств и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства [1].
НТП рассматривается как цикл «наука — производство», включающий в себя ряд стадий:
— Фундаментальные исследования. Цель этой стадии — получить новые знания о закономерностях развития природы и общества, на основе которых выявляются новые пути прогресса техники, экономики, организации производства. В результате фундаментальных исследований появляются гипотезы, теории.
— Поисковые исследования. Это исследования по выбору идей, представляющих интерес общества на современном этапе его развития, т.е. выявляются технико-экономические возможности и конкретные пути практического применения в соответствующих областях экономики принципиально новых для них способов и средств производства продукции.
Основные периоды в истории развития технических знаний
... исследования является выявить основные периоды в истории развития технических знаний. Цель предполагает решение ряда исследовательских задач, а именно: выявить место технического знания в системе научного знания в целом; определить основные компоненты технического знания; выделить основные этапы развития технического знания; определить факторы эволюции технического знания. Поставленные ...
- Прикладные исследования. На этой стадии проводятся теоретические и экспериментальные исследования, появляется информация о возможностях создания новой техники, технологии и продукта, создается схема конкретного образца изделия.
- Опытно-конструкторские работы. Изготавливается опытный образец или установка для производства новой продукции, подготавливается соответствующая документация.
- Освоение и внедрение в производство.
Технология производства нового изделия приспосабливается к условиям предприятия. Проводятся проектные, строительно-монтажные и пусконаладочные работы.
В учебной и специальной литературе нет однозначного толкования сущности НТП. Но в обобщенном плане можно дать следующее определение этому понятию: НТП — это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний.
Выделяют девять важнейших видов НТП: открытие, изобретение, рационализаторское предложение, промышленный образец, полезная модель, товарный знак, ноу-хау, инжиниринг и проектное решение [2].
Открытие — обнаружение того, что объективно существует, но ранее не было известно. То есть это установление неизвестных раньше, но существующих закономерностей, свойств, явлений материального мира, которые вносят изменения в наши знания о мире. Открытие должно быть доказано, теоретически обосновано и экспериментально подтверждено автором.
Изобретение — вновь созданный, прежде не известный предмет. Оно не должно повторять по своей сущности тех изобретений, на которые ранее выданы авторские свидетельства. Изобретением могут быть признаны новые конструкции: машины, механизмы, аппараты. Так же изобретением может быть признанно существенно новое решение задачи в любой области.
Так же изобретением может считаться всякий достигнутый человеком творческий результат.
Рационализаторское предложение — это предложение по организации какой-либо деятельности наиболее целесообразным способом, по усовершенствованию применяемой техники, выпускаемой продукции и технологии производства. Использование оборудования и материалов более эффективным способом так же является рационализаторским предложением.
Промышленный образец — это новое, пригодное к осуществлению промышленным способом художественное решение изделия, в которых достигается единство его технических и эстетических качеств. Задача, решаемая с помощью промышленного образца, состоит в определении внешнего вида изделия. Промышленными образцами могут быть целое единичное изделие, его часть, комплект изделий, варианты изделий.
Полезная модель — это техническое решение, не отвечающее по своему уровню требованиям, предъявляемым к изобретениям. Полезная модель может вносить изменения и усовершенствования в конструкцию машин. К полезным моделям относятся конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Обязательным признаком является то, что решение задачи заключается в пространственном расположении материальных объектов. Полезными моделями не признаются проекты и схемы планировки сооружений и зданий; предложения, касающиеся внешнего вида изделий.
Классификация товаров. Общероссийский классификатор продукции
... Общероссийский классификатор продукции (ОКП продукции) является одной из частей системы классификации ЕСКК России. Классификатор ОКП продукции представляет собой древовидную структуру кодов ОКП продукции, построенных по иерархическому принципу. Классификатор ОКП используется для решения ... (конструкция, рецептура, способ производства). Для классификации товаров используют четыре группы признаков: ...
Товарный знак является обозначением, предназначенным отличать товары и (или) услуги одних производителей товаров и услуг от однородных товаров и услуг других производителей. Прежде всего товарным знаком признается условное обозначение, символ, который помещается на выпускаемой продукции. Товарный знак — символ для обозначения не одного а всех товаров данной фирмы-производителя. Функции товарного знака:
- Облегчать восприятие различия или создавать различия,
- Давать товарам имена (80% товарных знаков словесные),
- Облегчить опознание товара,
- Облегчить запоминание товара,
- Указывать на происхождение товара,
- Сообщать информацию о товаре,
- Сигнализировать гарантию качества.
НОУ-ХАУ — вид инновации и объект беспатентной лицензии. Дословно НОУ-ХАУ (know how) в переводе с английского: знание дела. Под НОУ-ХАУ понимается различного рода технические знания и опыт, способы и навыки административного, экономического, финансового и нового порядка, не являющиеся общеизвестными и практически применяемые в производственной и хозяйственной деятельности. Оно необходимо для проведения проектирования строительства для проведения НИОКР.
Инжиниринг — это технические услуги, необходимые для развития инновационной деятельности и для развития производства. Это консультации, экспертиза проектов, техническое обучение и др. научно-технические услуги, т.е. инжиниринг представляет собой большое разнообразие научно-технических работ, необходимых для разработки и поставки новой модернизированной продукции на производство, а также для обеспечения наиболее выгодного выполнения других этапов инновационного процесса, не только связанных с реализацией и эксплуатацией нового товара, но и с реинжинирингом инновационного процесса [3].
Проектное решение — это результат любого проектирования, выразившийся в комплексе технической документации, необходимой для подготовки производства любого объекта (конструкторская, технологическая подготовка, разработка с проектно-сметной документации).
Проектное решение позволяет получить следующий эффект:
- Облегчение конструкции.
- Упрощение технологии изготовления.
- Снижение расхода сырья.
- Снижение себестоимости.
1.2 Инновационный процесс в системе экономической политики
Научно-техническое развитие, признанное во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления [4].
Инновация есть скорее экономический и социальный, нежели технический термин. Она не обязательно должна быть чем-то техническим. Прежде всего, выясним сущность инновации.
Инновация может быть определена в терминах спроса и предложения,- как изменения в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из используемых им ресурсов (или же нововведения в их использовании).
Проект технологического процесса лесосклада по производству щепы
... 2 1115 557.5 1.2 Выбор технологического процесса Схема технологического процесса Рисунок 1. Схема технологического процесса. 1.2.1 Определение объемов древесного сырья, перерабатываемых на нижнем складе. Сырьем для производства щепы на нижнем лесопромышленном складе ...
Таким образом, предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Предпринимательство основывается на экономических и социальных теориях, согласно которым изменения — вполне нормальное и естественное явление. Главная же задача общества и особенно экономики видится в получении чего-то иного, отличного от предыдущего, а не в улучшении уже существующего. Таким образом, перед предпринимателями стоит задача научиться осуществлять инновационные решения на систематической основе.
Систематическая инновация, поэтому, состоит в целенаправленном, организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для экономических или социальных нововведений.
Выделяют следующие изменения, или источники инноваций:
- Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная неудача.
- Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей.
- Изменение потребностей производственного процесса.
- Изменения в структуре отрасли или рынка.
- Демографические изменения.
- Изменения в восприятии и в ценностных установках.
- Новые знания, научные и ненаучные.
Мало существует технических инноваций, которые смогут соперничать по влиянию с такими изобретениями, как, например, продажа товаров в рассрочку, которая буквально преобразила всю сферу торговли.
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно — технического потенциала [5].
Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.
Приступая к разработке и осуществлению этой идеи, компании, разумеется, должны начать с авансирования денежного капитала. Существеннейшая специфика такого рода вложений состоит в том, что она связана с резко повышенной угрозой их потери: инновации носят рисковый характер. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж. Американский специалист в области инноваций Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал в банке или дивиденда на акции.
Наукоемкие отрасли и производства: оценка эффективности развития ...
... научно-технический потенциал уже к середине века стал главным фактором развития, как в рамках отдельных стран или регионов, так и в общечеловеческом масштабе. Внешние признаки нового положения науки ... в национальной экономике, как выглядит мировой потенциал наукоемких отраслей и мировой рынок наукоемкой продукции? ... индустрии - на 17,7 рубля, в производстве телевизионной техники - на 12,2 рубля. ...
Выясним, какие побудительные силы заставляют предпринимателей идти на столь значительный риск. Эти силы для любой экономической системы (малая инновационная фирма; крупная корпорация; группа промышленных компаний; «объединения» промышленных фирм, университетов, правительственных лабораторий в разных комбинациях и т.д.) могут быть подразделены на внутренние и внешние либо на имеющие объективную и субъективную природу. Так, к числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно отнести необходимость замены устаревшего оборудования (объективная причина) или стремление группы талантливых инженеров реализовать свой творческий потенциал (субъективная причина).
Набор внутренних побудительных мотивов инновационной активности индивидуален для каждой отдельной компании и в некоторых случаях играет решающую роль в том, чтобы предпринять решение об инновационном процессе. Так, для только что созданной малой фирмы рождение и освоение новшества может быть единственной возможностью завоевать место на рынке [6].
Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является, очевидно, связующим звеном между сферой «чистой» (академической) науки и задачами производства. В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести, никак не претендуя на полноту перечисления, к следующим моментам: государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей); государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны; фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм; государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.
В настоящее время экономисты по степени активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран: в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция); вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания); третья придерживается «промежуточного» варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике: государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.
Таковы основные черты инновационного процесса и государственной политики, его регулирующего.
1.3 Особенности современного этапа научно-технического развития
Научно-технический прогресс — процесс эволюционный. Как и всякий процесс такого рода, он в результат постоянных количественных накоплений неизбежно сопровождается существенными качественными или революционными изменениями.
Научно-технический потенциал России
... развития отечественной науки отнесена к числу высших приоритетов российского государства. Целью курсовой работы является анализ научно-технического потенциала национальной экономики России. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач: дать понятие научно-технического потенциала ...
Научные исследования — объективно необходимый процесс в развитии общества. Но без приложения к производству научные знания бессильны в своем влиянии на экономическое развитие той или иной страны. Лишь материализуясь в средствах и предметах труда, в технологических процессах, в культурно — техническом уровне всего самодеятельного населения, научные знания становятся производительной силой, НТП усиливает превращение науки в материальную силу.
На современном этапе НТП приобретает все более комплексный, системный характер. Это выражается, прежде всего, в том, что НТП охватывает сейчас все отрасли экономики, включая сферу обслуживания, проникает во все элементы общественного производства:
- материально-техническую базу
- процесс организации производства
- процесс подготовки кадров и организацию управления
В количественном отношении комплексность проявляется и в массовом внедрении научно-технических достижений.
Важной закономерностью НТП выступает усиление его ресурсосберегающей направленности. В результате внедрения научно-технических достижений экономятся материально-технические и трудовые ресурсы, а это является важным критерием результативности НТП.
Наблюдается усиление социальной направленности НТП, которая проявляется все в большем воздействии НТП на социальные факторы жизнедеятельности человека: условие работы, учебы, жизни.
Происходит все большая направленность развития науки и техники на сохранение окружающей среды — экологизация НТП. Это разработка и применение малоотходных и безотходных технологий, внедрения эффективных способов комплексного использования и переработки природных ресурсов, более полного вовлечения в хозяйственный оборот отходов производства и потребления.
Обобщение мировой практики мирового экономического развития позволяет сделать вывод о том, что страна, успевающая за темпом научно — технического развития, достигает конечных целей социально — экономического развития быстрее и с большими результатами, чем страны, игнорирующие это положение.
На нынешнем этапе НТП предъявил совершенно новые требования к знаниям и умениям работников. Разработка и использование быстро меняющейся техники и технологии требуют нового уровня образования, квалификации, общих профессиональных знаний и культуры в интересах производства.
Давно и вполне осознан вывод о том, что процесс обновления знаний в эпоху НТП должен быть непрерывным. Это требование к работнику повысило величину и практическую значимость свободного времени, столь необходимого теперь для обновления профессиональных знаний.
В конечном счете, обобщающим признаком современного этапа научно-технического развития становится превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Являясь крупнейшими в мире производителями бытовых электронных и электротехнических товаров, автомобилей и других современных достижений науки и техники, такие страны как Япония, Германия, США, не достигли бы таких серьезных успехов без вложения капитала в развитие и разработки новых технологий. Эти страны экономического успеха, сумевшие в исторически короткий срок стать лидерами мировой экономики.
Список примерных тем ов для аспирантов и соискателей «История ...
... История развития науки по формированию энергосистем 129. К истории становления научных представлений об управлении 130. Место программирование в истории становления и развития автоматизации как 131. науки История развития электропривода как науки в России и ...
В экономической системе любой страны долгосрочная динамика экономического роста связана прежде всего с освоением нововведений. Длительное время, особенно в послевоенные годы, научно-техническая политика многих стран, таких как Япония, Германия, Франция и др., базировалась на заимствовании научно-технических достижений из-за рубежа (в форме покупке лицензий, создания смешанных компаний, участия в многонациональных исследовательских проектах).
Заимствуя и совершенствуя зарубежную передовую технологию они не только достигали мирового технического уровня в большинстве отраслей экономики, но и сумели создать мощные заделы на международном ранке технологий будущего. В прикладных исследованиях и разработках, а также в управлении инновационной деятельностью, например, Япония обеспечила себе определенные преимущества перед Западом, но все еще отстает по уровню развития фундаментальной науки.
Великие экономические державы
2. Научно-техническое развитие России и его влияние на экономику
2.1 Развитие научно-технического потенциала России и его влияние на экономический рост
В настоящее время экономический рост в большей мере, чем ранее, связан с эффективностью производства. Для этого необходимо качественно преобразовать производительные силы путем внедрения в них новейших достижений науки и техники.
Основные направления экономического роста и средства достижения этих целей следующие:
- Эффективное использование накопленного производственного потенциала, всесторонняя рационализация и сбалансированность процессов воспроизводства во всех отраслях промышленности.
- Внедрение во все отрасли экономики новейших научных достижений, роли коренное преобразование управленческого аппарата.
— Активизация социальной политики, повышение человеческого фактора в направлении влияния на эффективность производства, путем внедрения более рациональной структуры занятости, эффективное использование образовательно-квалификационного потенциала при подготовке и повышении квалификации.
Теперь уже почти очевидно, что инновационное развитие является, по сути, единственной возможностью для России занять в глобальном мировом экономическом пространстве 21 века подобающее место и сохранить (или восстановить) статус великой державы. Эксплуатируемые и экспортируемые природные ресурсы и продукты их первичной переработки принципиально не могут быть основой для этого, более того, ставят Россию в зависимость от развитых стран мира. Надо перейти от топливно-сырьевой ориентации экономики к инновационному ее развитию, стимулируя использование результатов научных исследований, интеллектуальной деятельности в энергетике, транспорте, машино- и приборостроении, авиационно-космической, других наукоемких отраслях, а также в образовании, медицине, информационных и биотехнологиях. Для этого необходимо активизировать и стимулировать мощный интеллектуальный и научно-технический потенциал, который в настоящее время востребован в весьма незначительной степени, прежде всего, в силу беспрецедентного падения производства, произошедшего в девяностые годы, особенно в наукоемких секторах промышленности.
В современном мире экономическая мощь страны определяется не столько объемом произведенного ВНП и наличием у нее ресурсов капитала и рабочей силы, сколько размерами ее научно-технического потенциала, эффективностью его использования, выражающейся в количестве изобретений и открытий, новых видов продукции, прежде всего техники и технологий. Научно-технический потенциал стал сегодня ресурсом особого рода, без него современное конкурентоспособное производство становится невозможным. Научно-технический потенциал страны — это совокупный ресурс ее научно-технической сферы, создающий новые продукты и технологии. Он неразрывно связан с экономическим ресурсом, хотя относительно может быть больше или меньше последнего. Можно говорить о национальном научно-техническом потенциале, о научно-техническом потенциале отрасли, фирмы, университета, исследовательского института, лаборатории и, наконец, отдельного ученого, конструктора или творческого инженера. Научно-технический потенциал, однако, определяется не только количеством имеющихся научно-технических ресурсов, но и их качеством, умением управлять этими ресурсами, правильно оценивать перспективы, внутренней заинтересованностью ученых в открытиях и изобретениях. Например, две лаборатории, имеющие равные финансовые и кадровые ресурсы, работающие на одинаковом оборудовании, могут обладать существенно разными потенциалами, если в одной собрались кадры, состоящие из «средних ученых» со слабой трудовой мотивацией и низкими творческими способностями, а в другой — блестящий творческий персонал, нацеленный на реальное изобретение и возглавляемый талантливым руководителем. И наоборот, сколько ни наделяй ресурсами «среднего ученого», он вряд ли вообще совершит когда-нибудь открытие, которое сделает талантливый исследователь, не имеющий, казалось бы, самого необходимого оборудования и поддержки.
Влияние научно-технического прогресса на развитие экономики
... науки. Конкретным выражением научно-технического прогресса служит непрерывное совершенствование машин, орудий труда и других средств производства, а также внедрение прогрессивной технологии и организации производства. Особенно важная роль в развитии научно-технического прогресса ... место НТП в экономике России 4. Рассмотреть влияние НТП на экономический рост в России. Работа состоит из трех ...
Тем не менее при характеристике состояния научно-технического прогресса в современной России необходимо начать с затрат на НИОКР и других ресурсных показателей. После краха СССР затраты на НИОКР в Российской Федерации, подобно затратам на военные цели, стали обвально сокращаться. С 1989 по 1998 г. трудовые ресурсы в сфере российских НИОКР сократились более чем в два раза, финансирование — еще больше. Более чем вдвое сократились основной капитал в сфере НИОКР и число патентных заявок, поданных в России. Но начиная с 1999 г. ресурсное обеспечение сферы НИОКР стало расти вслед за начавшимся ростом российской экономики. В целом динамику основных показателей научно-технического развития России можно проследить в приложениях.
Новая Россия унаследовала 70% научно-технического потенциала бывшего СССР. По данным Госкомстата России, в 2001 г. в стране насчитывалось свыше 4 тыс. научных организаций, включая 2677 исследовательских институтов, 289 конструкторских бюро. Более половины (2213) исследовательских институтов работало в предпринимательском секторе. Сегодня в России действует около 30 тыс. малых инновационных предприятий, которые дают сотни тысяч рабочих мест, хотя и не включаются в сферу НИОКР.
Одновременно происходит интенсивный процесс феминизации российской науки. Так, доля женщин среди ученых и специалистов, выполнявших НИОКР, в 2002 г. приблизилась к 60%, тогда как в 1991 г. была равна 46%. В настоящее время 12% ученых и специалистов, выполняющих НИОКР, работают в системе Академии наук, 82% — в отраслевых научных организациях и 6% — в научных подразделениях вузов. По видам научной деятельности кадровый потенциал российской науки распределяется следующим образом: 9,5% ученых и специалистов, работающих в сфере НИОКР, занимаются физическими науками; 10% — математическими, 3,5% — науками об окружающей среде, 9,8% — науками о жизни, 54,9% — техническими и 8,5% — общественными науками. Но идет процесс старения российской науки. Сегодня более половины докторов и 40% кандидатов наук уже имеют пенсионный возраст, а преобладающий возраст сотрудников НИИ и КБ находится в пределах 50-55 лет. Такая структура научно-технического потенциала имеет свое влияние на экономический рост государства.
Развитие технических наук и новых научно-инженерных направлений в XX веке
... технические науки появились и начали развиваться сравнительно недавно, в начале XIX века, а сама техника появилась значительно раньше. На современном этапе развитие техники на основе широкого использования научных знаний - главное условие научно ...
В России работают тысячи учёных с большим объёмом международного цитирования (десятки и сотни ссылок на их работы).
Среди них преобладают физики, биологи и химики, однако полностью отсутствуют экономисты и представители общественных наук.
В 2008 году объём научных исследований и разработок в России составил 603 млрд. рублей, в 2009 году — 730 млрд. рублей. Вместе с тем, из-за резкого сокращения финансирования науки во время кризиса конца ХХ века страну покинули десятки тысяч ученых, которые теперь работают за рубежом
Влияние на экономический рост также оказывает такой показатель НТП как количество новых запатентованных изобретений. Здесь следует отметить следующее: начало 2000 г. ознаменовалось критически низким количеством поданных россиянами заявок на изобретения. В 2005 — заявок поступило лишь 32,2 тыс., в 2010 — 28,7 тыс., что практически в два раза меньше, чем в РСФСР в 1985 году.
В формирующемся многополярном мире складываются 4 главных центра научного прогресса — США (35% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности), Европейский Союз (24%), Япония и Китай (примерно по 12%).
К сожалению, Российская Федерация в группу лидеров не входит — на нашу долю приходится менее 2% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности и 1% по обменному курсу. Таким образом, Россия отстает от США по расходам на НИОКР в 17 раз, от Европейского Союза — в 12 раз, от Китая — в 6,4 раза, от Индии — в 1,5 раза.
2.2 Приоритетные направления развития российской науки и НТП и их финансирование
научный технический инновационный экономический
7 июля 2011 года Указом Президента Российской Федерации №899 «в целях модернизации и технологического развития российской экономики и повышения её конкурентоспособности» определены приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации:
§ Безопасность и противодействие терроризму.
§ Индустрия наносистем.
§ Информационно-телекоммуникационные системы.
§ Науки о жизни.
§ Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники.
§ Рациональное природопользование.
§ Транспортные и космические системы.
§ Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.
Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий занимается созданием уникального для России центра «Сколково». Цель проекта — формирование благоприятных условий для инновационного процесса: ученые, конструкторы, инженеры и бизнесмены совместно с участниками образовательных проектов будут работать над созданием конкурентоспособных наукоемких разработок мирового уровня в пяти приоритетных направлениях.
В рамках проекта «Сколково» созданы пять кластеров. Это кластеры информационных, биомедицинских, энергоэффективных, ядерных и космических технологий. В рамках кластера информационных технологий развиваются стратегические направления информационных технологий — от поисковых систем до облачных вычислений. Он объединяет свыше 100 компаний. Главная цель кластера — создать в России модель эффективной экосистемы для развития и коммерциализации ИТ-инноваций. Для этого, в частности, выявляются и поддерживаются российские стартапы. В рамках этой цели поставлены три основные задачи кластера — сконцентрировать ресурсы и компетенции в сфере ИТ, содействовать развитию инновационного процесса и стимулировать формирование в России инновационной ИТ-инфраструктуры в ключевых секторах экономики.
Для содействия развитию ИТ-инноваций кластер помогает подготовить новое поколение молодых ученых и менеджеров. При его поддержке разрабатываются образовательные вузовские проекты, проводятся различные конкурсы, а студенты и молодые ученые получают доступ в ИТ-лаборатории. При содействии кластера внедряются инновационные ИТ-решения, трасформирующие традиционную экономику в умную, где задействованы решения для жилищной инфраструктуры, транспорта, медицины и образования.
В рамках кластера биомедицинских технологий поддерживаются и развиваются инновации в области биомедицинских технологий. В кластер входит свыше 90 компаний. В рамках задачи кластер делает упор на четыре форсайта — направления деятельности и поддержки развития: клиническая медицина и здравоохранение, медико-биологические и биологические науки, биоинформатика, а также промышленные биотехнологии (методы очистки, экология и биопромышленные технологии производства лекарств).
В рамках кластера энергоэффективных технологий поддерживаются инновации и прорывные технологии, нацеленные на сокращение энергопотребления объектами промышленности, ЖКХ и муниципальной инфраструктуры. В кластер входит свыше 80 компаний. Тактические задачи кластера — развивать сферы, в которых Россия имеет конкурентные преимущества, сокращать разрыв между Россией и странами с развитой экономикой, а также области, связанные с международными инновационными тенденциями.
Приоритетные направления работы кластера определились в результате тесного взаимодействия с бизнесом, научным сообществом, государственными органами и экспертами. Условно эти направления разделили в два форсайта — генерация и потребление.
Главной целью компаний кластера ядерных технологий является инновационное развитие ядерных технологий. Компании кластера создают новые продукты для энергетических рынков, разрабатывают новые материалы и проектируют сложные технологические системы. В кластер входит свыше 20 компаний. Участники кластера поддерживают инновации в атомной отрасли и смежных направлениях, разрабатывая новые прорывные технологии и продукты, повышая конкурентоспособность российской продукции и услуг на международных рынках. Одним из результатов работы кластера должна стать диверсификация технологий и продуктов. Ожидается, что отраслевые наработки можно будет применить на новых для игроков индустрии рынках — в ядерной медицине, досмотровых системах, а также в области создания новых материалов и других.
Стоит отметить, что новые рынки ядерных технологий имеют более высокий потенциал роста, чем традиционные. Например, рынок систем безопасности, где могут применяться ядерные технологии, растет на 7 процентов в год за счет принимаемых антитеррористических мер. Рост на рынке ядерной медицины оценивается в 10 процентов в год благодаря все более широкому применению радиационных методов для лечения сложных заболеваний.
Компании кластера космических технологий и телекоммуникаций занимаются космическими проектами и развитием телекоммуникационных технологий. Затрагивается множество сфер деятельности — от космического туризма до систем спутниковой навигации. В кластер входит больше 10 компаний. Развитие космической деятельности, позволяя ускорить процесс модернизации экономики, обеспечить эффективное развитие науки, техники и социальной сферы, является одним из ключевых факторов экономического и социального развития страны, роста уровня жизни и обеспечения национальной безопасности.
Кластер «Космические технологии и телекоммуникации» обеспечивает поиск, привлечение и отбор потенциальных субъектов инновационного процесса в сфере создания и целевой эксплуатации космических средств и диверсификации возможностей ракетно-космической промышленности, поддерживает их взаимодействие и создает условия для формирования полного цикла инновационного процесса. Участники кластера реализуют проекты в области космических технологий и телекоммуникаций, работая как по направлению «Космос-Земле» (использование возможностей космических средств для оказания услуг и решения прикладных задач), так и «Земля-Космосу» (создание новых космических средств и диверсификация предприятий ракетно-космической промышленности).
Кластер «Космические технологии и телекоммуникации» рассчитывает на активное, плодотворное взаимодействие с научно-технической общественностью России и с нашими зарубежными коллегами.
За лето 2011 года Фондом «Сколково» была проделана огромная работа, которая позволила привлечь инвестиции для реализации проекта, сделать участие в проекте интересным и привлекательным, а также превратить «Сколково» в бренд, узнаваемый в России и мире. Это подтверждается результатами работы: участие в проекте уже принимает 161 организация, подписаны соглашения о финансировании с венчурными фондами, достигнута договоренность о сотрудничестве с Массачусетским технологическим институтом (MIT), растет число соглашений с другими ведущими международными университетами. Интерес к проекту проявляют и предприниматели, для которых разрабатывается оптимальная бизнес-среда.
За период с 01 января 2011 года по 1 ноября 2011года финансирование по ключевым статьям бюджета составило 6 057 млн. рублей. Большая часть бюджетных расходов в 2011 году приходится на создание инновационной среды, финансирование проектов участников инновационного центра «Сколково» и создание центров прикладных исследований. По состоянию на 1 ноября 2011 года фондом «Сколково» профинансировано 44 инновационных проекта на общую сумму 5 352 млн. рублей.
Одобренная сумма грантов компаниям-участникам инновационного центра «Сколково» составляет 1,9 млрд. рублей или 34% от целевого показателя 2011 года (5,8 млрд. рублей).
С момента одобрения первого гранта участникам перечислено 1850 млн. рублей (в том числе 874 млн. рублей в 2010 году и 976 млн. рублей в 2011году).
Эти средства предназначены на организацию исследовательской деятельности, закупку необходимого оборудования, материалов и создание опытных образцов.
Подтверждены обязательства по софинансированию деятельности участников инновационного центра «Сколково» со стороны российских и международных венчурных фондов на сумму 1,9 млрд. руб., что составляет 63% от целевых показателей 2011 года (3 млрд. рублей).
В бюджете предусмотрены расходы на разработку стратегии образовательной среды и реализацию существующих образовательных программ. На эти цели в 2011 году было направлено 204 млн. рублей. На базе Сколковского института науки и технологий в сотрудничестве с российскими и международными университетами создается 15 исследовательских центров.[12]
8 апреля 2010 председатель правительства России В. В. Путин сообщил, что до 2012 года государство выделит не менее 38 млрд. рублей на поддержку научных исследований в вузах.
Правительство РФ поручило Минфину в течение трёх лет выделить 12 млрд. руб. на привлечение в российские вузы ведущих ученых. В соответствии с постановлением, из бюджета на эти цели в 2010 году выделяется 3 млрд. руб., в 2011 — 5 млрд. руб. и в2012 — 4 млрд. руб. Средства выделяются в виде грантов правительства, которые будут на конкурсной основе предоставляться под научные исследования, проводимые в отечественных вузах под руководством ведущих ученых.
По данным мониторинга 2010 г., проведенного Высшей школой экономики, БФУ им. И. Канта занимает 17 место по рейтингу научной и публикационной активности среди исследованных 474 вузов России. Наш университет набрал 11,95 баллов (максимальный балл набрал МГУ им. М.В. Ломоносова — 34,08 балла).
В научных исследованиях университета участвуют 126 докторов наук и 468 кандидатов наук, молодые ученые, аспиранты, студенты. В БФУ им. И. Канта сложились известные не только в России, но и за ее пределами научные школы по кантоведению, исследованиям русской философии, изучению языковой модальности, комплексному исследованию Балтийского региона, территориальному и ландшафтному планированию, исследованиям Мирового океана, квадрупольному и ядерному магнитному резонансу, физике ионосферы, геомагнитным процессам и распространению радиоволн, дифференциальной геометрии многообразий фигур и др.
В результате модернизации содержания и организации инновационной деятельности в БФУ им. И. Канта в 2011-2012 гг. создан ряд новых научно-исследовательских подразделений в области естественных и точных наук. На их базе формируются перспективные научные направления, а результаты исследований нацелены на использование в реальном секторе экономики.
Университет за последние годы набрал очень высокие темпы роста научных исследований: только за период 2008 — 2011 годы объемы научных исследований выросли более чем в 4 раза. В 2011 году выполнено 124 темы общим объемом свыше 122 млн. рублей, из которых практически половина (60 млн. руб.) составили прикладные исследования (прежде всего по направлениям естественных и точных наук).
Научные исследования в университете ведутся по различным областям знаний, однако приоритет отдан естественным, точным и техническим наукам (78% от общего финансирования), на исследования в области общественных наук приходится 18% от общего финансирования, на межотраслевые исследования — 4%.[11]
2.3 Стимулирование и прогнозирование научно-технического развития России
Стимулирование — наиболее динамический элемент управления, связанный с воздействием на интересы участников процесса «исследование-производство», их осознанные социальные потребности, в результате чего они ускоряют НТП из внутренних побуждений, а не только по указанию свыше.
Стимулирование научно-технического прогресса — создание преимуществ в удовлетворении экономических и социальных интересов организаций и предприятий, разрабатывающих и осваивающих новую высокоэффективную технику. Его органическая составная часть — экономическое стимулирование — представляет собой установление соответствия между хозрасчетным доходом предприятий и НТО (научно-техническим объектом) и их реальным вкладом в достижение эффекта НТП, решение научно-технических проблем. Механизм экономического стимулирования НТП включает его основные принципы (комплексность, перспективность, нормативный характер, гласность) и формы (налогообложение, фондобразование и финансирование, кредитование, установление цен и других экономических нормативов, организация оплаты труда, экономическая ответственность, страхование риска).
Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является, очевидно, связующим звеном между сферой академической науки и задачами производства. В целом, роль государства в области поддержки инноваций можно свести, никак не претендуя на полноту перечисления, к следующим моментам:
- государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);
- в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;
- государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны;
- фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;
- государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.
Специфика сложившейся в настоящее время ситуации заключается в том, что в России имеются значительные фундаментальные и технологические разработки, уникальная научно-производственная база. В то же время крайне слаба ориентация существующего инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности. Кроме этого, инновационная деятельность в России не имеет четкой концепции развития. Основной правовой базой на федеральном уровне, регулирующей инновационный процесс, в настоящее время является законодательство в области интеллектуальной собственности. Необходимо не только формирование прогрессивного технологического уклада, но и использование всего арсенала инструментов прямого и косвенного государственного регулирования для инвестирования инновационной деятельности [6].
К прямым методам экономического контроля относятся инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций, планирование и программирование, а также государственное предпринимательство и государственные заказы.
Косвенные методы являются более эффективными и значимыми. Сама суть косвенных методов заключается в формировании внешних, общественных условий формирования инновационной деятельности. Представляются три основных вида: налоговое стимулирование, стимулирование через амортизационную политику (не как части налоговой политики, а как самостоятельный механизм), прямые бюджетные дотации компаниям, осваивающим новые виды продукции. Наиболее продуктивным является налоговое стимулирование. Основным недостатком применения налогового стимулирования, как метода, является отсутствие чётких приоритетов: система налоговых льгот в равной степени распространяется на все отрасли народного хозяйства и не ставит в преимущественное положение перспективные наукоемкие направления.
Существенным минусом является и тот факт, что в РФ большинство льгот предоставляется организациям, только если они являются резидентами особых экономических зон (ОЭЗ), т.е. практически эти льготы носят точечный локальный характер. Поэтому помимо налогового стимулирования инновационной деятельности большое значение имеют вопросы и проблемы административного и правового характера. В развитых странах при создании ОЭЗ ставится целью, прежде всего, техническое переоснащение производства на базе новых технологий, а потому предоставляются в основном налоговые льготы. В развивающихся же странах помимо модернизации экономики приоритетными являются цели привлечения зарубежного капитала и передового управленческого опыта, а потому и льготы предоставляются не только в системе налогообложения, но и по аренде земли, использованию рабочей силы. Имея в виду, что в числе основных инструментов государственного регулирования ОЭЗ в России налоговые и таможенные преференции стоят на третьем месте (после государственной поддержки создания инфраструктуры на территориях ОЭЗ и введения упрощенного режима администрирования), можно сделать вывод о том, что мы пошли по пути развивающихся стран.
Однако уровень налоговых льгот в РФ существенно не дотягивает до уровня зарубежных стран — ни по количественным, ни по качественным показателям. Наиболее сложной проблемой налогообложения инновационных организаций является высокий уровень страховых взносов. В отличие от основной массы предприятий, в расходах научных и инновационных организаций наибольший удельный вес (от 50 до 80%) занимают расходы на оплату труда, следовательно, и на уплату страховых взносов, а поскольку с 2011 г. увеличена ставка страховых платежей в социальные фонды с 26 до 34%, это является очень тяжелым моментом для инновационных компаний. Высокая инновационная активность экономики обеспечивается ведущей ролью государства на научно-техническом рынке, в определении национальных приоритетов и активным воздействием государства на процесс инновационного развития через систему экономического стимулирования.
Научно-технический прогноз — обоснованная вероятностная оценка перспектив развития определенных областей науки, техники и технологии, а также требуемых для этого ресурсов и организационных мер. Прогнозирование НТП на предприятии дает возможность как бы заглянуть в будущее и увидеть, какие наиболее вероятные изменения могут произойти в области применяемых техники и технологии, а также в выпускаемой продукции и как это скажется на конкурентоспособности предприятия.
В Концепции долгосрочного социально экономического развития Российской Федерации (КДР) заявлены весьма амбициозные цели — сближение доходов российских граждан с уровнем развитых стран, кратное увеличение производительности труда, завоевание новых позиций на мировых рынках, достижение технологического лидерства по выбранным направлениям и т.д. Реализовать их можно только за счет радикального повышения конкурентоспособности отечественной экономики на основе постоянного технологического обновления и качественного повышения уровня технологического развития ее ключевых секторов.
Несмотря на значительные инвестиции в образование, науку и инновации, предпринятые в последние годы, Россия, к сожалению, в настоящий период продолжает заметно отставать от мировых лидеров по основным показателям, определяющим уровень научно-технологического развития. Доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет всего 0,3% — 0,5%, в то время как доля США — 36%, Японии — 30%, Германии — 17%. Доля инновационно-активных предприятий в российской промышленности (9,4% в 2007 году) в несколько раз ниже, чем в развитых странах, результаты инновационного процесса характеризуются существенной неэффективностью. Так, доля высокотехнологичной продукции в экспорте не превышает 4%-5%, в то время как для Китая этот показатель составляет 22,4%, Южной Кореи- 38,4%, Венгрии- 25,2%.
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, обеспечить конкурентоспособность национальной экономики в долгосрочном периоде, необходимо организовать процесс формирования согласованного видения технологического будущего России у всех участников этого процесса: государства, бизнеса, науки, гражданского общества и совместными усилиями пытаться реализовать поставленные цели. Ключевая роль в организации этого процесса принадлежит государству не только как его инициатору, но и как гаранту выполнения достигнутых договоренностей.
Сейчас существует долгосрочный прогноз научно-технологического развития России до 2030 года. Он разрабатывается на регулярной основе в форме комплексных исследовательских проектов. Третий (нынешний) цикл прогноза предполагает реализацию 16 проектов, в том числе формирование сети отраслевых центров прогнозирования научно-технологического развития на базе ведущих российских вузов по приоритетным направлениям «Информационно-телекоммуникационные системы», «Индустрия наносистем», «Науки о жизни», «Энергоэффективность и энергосбережение», «Транспортные и космические системы» и «Рациональное природопользование».
Заключение
Рассмотрев вопросы, определенные задачами работы, можно сделать вывод, что научно-технический потенциал любой страны является основным двигателем ее экономики. Научно-технический прогресс в новых экономических условиях нельзя представлять, в качестве простой суммы составляющих его элементов. Это непрерывный процесс возникновения научных, технических идей и открытий, их реализации в производстве, прохождения жизненного цикла техники и замены ее новой, конкурентоспособной. В условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий по сохранению научно-технического потенциала, его развития и поддержки. Эти мероприятия должны разрабатываться при активной поддержке государства.
Для России сейчас особую значимость приобрело творческое использование опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности. Эффективность инноваций зависит от ряда факторов — это действенность какого — либо результата, получаемого в ходе вложения инвестиций и всех ресурсов (денежных, материальных, информационных, рабочей силы) в новый продукт или операцию (технологию).
Создание инновационного центра «Сколково», обеспечившего особые экономические условия для компаний, работающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России (телекоммуникации и космос, медицинская техника, энергоэффективность, информационные технологии, ядерные технологии), и долгосрочного прогноза научно-технологического развития России до 2030 года позволяют надеяться на позитивный скачок конкурентоспособности России на международной арене.