Социально-экономическое развитие страны невозможно представить без тесного взаимодействия отраслей с научным сектором. Именно благодаря этому взаимодействию обеспечивается экономический рост и повышается благосостояние членов общества. Здесь на первом месте стоит вопрос о государственной научно-технической политике, о методах и методах ее развития, степени участия государственных учреждений в этом процессе, а также об осуществлении этой политики и оценке ее эффективности. Это как раз актуальность этой темы.
Данная работа посвящена изучению государственной научно-технической политики, ее составляющих и перспектив развития, современного состояния российской системы. Прежде всего необходимо сформулировать, что такое государственная научно-техническая политика и какие цели она призвана достичь. Определите отделы и организационные структуры, ответственные за его реализацию. Важно выделить те приоритетные области, в которых государство в рамках своей политики поддерживает инновационные процессы в стране. Выделить приоритетные задачи в области правового регулирования научно-технической деятельности. Для более четкого понимания текущего состояния научной среды в России необходимо провести сравнительный анализ текущего состояния с европейскими странами, Японией и США. Поймите наше место в глобальном масштабе. Что в свою очередь позволяет нам отражать перспективы и направления развития нашей экономики и оценивать роль науки.
Чтобы получить более четкую картину того, как российское правительство само реализует инновационную политику, необходимо рассмотреть механизмы и инструменты государственной инновационной политики.
Таким образом, государственная научно-техническая политика является частью социально-экономической политики страны, выражая отношение государства к научно-технической и научной деятельности, определяя цели, задачи, формы, направления деятельности органов государственной власти в области науки. , технологии, а также реализация достижений в данных областях.
Целью данной работы является изучение состояния научно-технической политики Российской Федерации и разработка мер по повышению ее эффективности.
Задачи, поставленные для достижения цели:
- изучить порядок, принципы формирования государственной научно-технической политики;
- определить основные направления научно-технического развития в России;
- изучение теоретических аспектов, связанных с научно-технической политикой Российской Федерации;
- разработка рекомендаций.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Влияние научно-технического прогресса на развитие экономики
... на экономику актуален в настоящее время. Целю данной работы является определение влияния научно-технического прогресса на развитие экономики. В ходе работы поставлены следующие задачи: 1. Дать определение НТП и ...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Государственная научно-техническая политика является неотъемлемой частью социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, технология и внедрение науки и техники.
Научно-техническая деятельность — деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и других задач, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Экспериментальная разработка
Научно-технический результат — продукт научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и записанный на любом носителе информации.
Научно-техническая продукция
Гранты — денежные и иные средства, безвозмездно и безвозвратно переведенные гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право предоставлять гранты на территории Российской Федерации в соответствии с Порядок, установленный Правительством Российской Федерации, для проведения конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
Государственная научно-техническая политика осуществляется на основе следующих основных принципов:
- признание науки общественно значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;
- гласность и использование различных форм публичного обсуждения при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизы научных и научно-технических программ и проектов, реализуемых на основе конкурсов;
- гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;
- интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных и опытно-конструкторских разработках путем создания образовательных и научных комплексов на основе образовательных учреждения высшего профессионального образования, научные организации академий наук, имеющие государственный статус, а также научные организации министерств и других федеральных органов исполнительной власти в Асти;
- поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;
- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;
- стимулирование научной, технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных выгод;
- развитие научно-технической и инновационной деятельности путем создания системы государственных научных центров и других структур;
- стимулирование научно-технической и инновационной деятельности субъектов Российской Федерации и интеграция их научно-технического потенциала;
- развитие международного научного, научно-технического сотрудничества Российской Федерации.
СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
В настоящее время экономическая политика многих стран определяет научно-техническую деятельность как основное условие социально-экономического развития.
Понятие субъектов и объектов научно-технической деятельности
... Изучение перспектив развития нанотехнологий научно-технической политики в течении 1990-х годов. Глава 1. Общие положения о субъектах научной (или) научно-технической деятельности 1.1 Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности Субъектами научной и (или) научно –технической деятельности на ...
Поэтому конечной целью научно-технической политики является обеспечение экономического роста, конкурентоспособности страны на мировом рынке, решение социальных проблем и обеспечение экономической безопасности.
Цели научно-технической политики:
- государственная поддержка отечественной науки;
- стимулирование развития приоритетных направлений национального значения;
- обеспечение условий для внедрения и эффективного использования научных достижений в данной области.
Современная научно-техническая политика привносит в научно-техническую сферу, в научно-технический прогресс факторы интенсивного развития, призванные повысить эффективность использования как существующего научно-технического потенциала, так и тех ресурсов, которые выделяются на его расширение (которое, с точки зрения экономики научно-технического прогресса, что эквивалентно прямому наращиванию указанного потенциала и ресурсов).
Формирование и реализация научно-технической политики осуществляется, как правило, и под воздействием трех взаимодействующих функциональных областей деятельности:
- регулирование социально-экономического развития государственными органами,
- функционирование научного сообщества на основе различных управленческих и социальных структур,
- экономическая деятельность фирм, реализующих достижения научно-технического прогресса и применяющих их на практике.
Качество формирования научно-технической политики во многом зависит от ясности и правильности (в стратегических и тактических планах), постановки целей и задач, формирования механизмов и условий для разработки конкретных задач для научных и техническая сфера. Решение проблемы целеполагания должно привести к формированию системы частных инструментальных и количественных показателей, достижение которых должно быть обеспечено в процессе реализации государственной научно-технической политики.
Сосредоточив финансовые, трудовые и производственные ресурсы в важнейших областях, уменьшая дублирование, снижая риск недостижения результата, укрепляя, в конечном счете, плановость и направленность научно-технического прогресса, программы являются эффективным средством активизации научно-технической деятельности и поддержания Темпы развития общества.
Основные принципы программно-целевого финансирования исследований и разработок сформулированы следующим образом:
- Содержание программы должно быть точно определено;
- Финансовая поддержка предоставляется один раз;
- Результаты должны быть открытыми.
По характеру целей научно-технические программы можно разделить на два типа.
Направления научно-технической политики
... для их коммерциализации. 1.3 Законодательство как основа научно-технической политики Рассмотрим роль нормативно-правовых актов в содержании и проведении государственной научно-технической политики на примере развития российской науки. За свою многолетнюю историю наша ...
Первый тип — программы, направленные на создание определенного типа сложных наукоемких продуктов или целой группы взаимосвязанных типов продуктов, называемых производственными программами.
Соответственно, такие программы организованы в тех сферах, за которые государство несет основную ответственность (оборона, космос и частично — энергетика, здравоохранение);
— Второй тип представлен программами, направленными на создание новых технологий, так называемыми технологическими программами. Такие программы реализуются в первую очередь в новейших высокотехнологичных отраслях (электроника, компьютерные технологии, телекоммуникации, биотехнологии, материалы с новыми свойствами).
Программы такого типа обычно финансируются как из государственного бюджета, так и из промышленных участвующие компании.
Целесообразно отметить некое соглашение о разделении научно-технических программ на производственные и технологические. Дело в том, что принципиально новый продукт не всегда может быть изготовлен известными способами, и, наоборот, новые методы производства открывают возможность создания принципиально новых продуктов. Поэтому производственные программы часто содержат значительную технологическую составляющую, и в ходе технологических программ часто появляются новые виды продукции.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК ОСНОВА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
За свою долгую историю российская наука внесла огромный вклад в развитие страны и мирового сообщества. Своим положением великой мировой державы Россия во многом обязана достижениям российских ученых. Однако за годы реформ, проведенных в России, в период 90-х годов. В прошлом веке научный сектор был практически исключен из списка стратегических государственных приоритетов. Проблемы сохранения и развития отечественной науки, обеспечивающие технологическое обновление производства, производство конкурентоспособной продукции и, в конечном итоге, социально-экономическое развитие России, отошли на второй план. Это привело к снижению отечественного научного потенциала, состояние которого не соответствует интересам России, ее месту в мировом сообществе.
С 90-х годов по настоящее время основополагающие законодательные и программные документы, определяющие цели, принципы и порядок формирования государственной научно-технической политики, ее стратегические ориентиры, виды научных организаций и направления их реструктуризации, организации и принципов. научно-технической деятельности, информационно-материально-технического обеспечения, кадровой и социальной политики отрасли, направлений государственной инновационной политики и ориентации инноваций в зависимости от веса «реализации» ценовой почки (от идеи до реализации на рынке) К мировым тенденциям развития международного научно-технического сотрудничества относятся следующие документы:
В 1996 году была принята Доктрина развития российской науки (Указ Президента Российской Федерации от 13 июля 1996 г. № 884) и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ, в котором определены цели, принципы и основные направления развития научно-технической сферы на длительный период.
В доктрине развития российской науки впервые сформулированы важнейшие принципы государственной научно-технической политики. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» определил цели государственной научно-технической политики, в закон также вошли статьи о разграничении полномочий и совместном поведении органов государственной власти на всех уровнях в области единого государственная научно-техническая политика, а также о процедурах финансирования науки и множественности ее источников, аккредитации научных организаций, о структуре и формах управления РАН и отраслевых академий наук и др.
Научно-технический прогресс
... данной курсовой работы является: рассмотрение основных направлений, задач научно-технической политики, а также ее научно-технических приоритетов ... реальной действительности является следующее определение научно-технического прогресса. Научно-технический прогресс- это процесс постоянного обновления всех ... роста за счет использования достижений науки и техники. Это обуславливает необходимость ...
Основные изменения и дополнения, внесенные в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», сводятся к выяснению и конкретизации некоторых административных и экономических вопросов деятельности государственных научных организаций.
Следует отметить, что не существует единого подхода к определению ряда фундаментальных понятий, таких как «интеллектуальный потенциал», «научный потенциал» и «научно-технический потенциал». Ряд принципов государственной научно-технической политики, сформулированных в федеральном законе, требует уточнения, а также четких механизмов реализации
Помимо основного Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» следует отметить в законодательстве Российской Федерации о науке города.
Важным этапом в разработке государственной научно-технической политики стала разработка и принятие Концепции реформирования российской науки на период 1998-2000 гг. (Принятой Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1998 г.).
№ 453)
Тонкая и четкая концепция государственной научно-технической политики появилась в России только в 2002 году, после принятия «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и техники на период до 2010 года и на будущее». » Однако следует отметить, что «Основы политики» не имеют силы закона, что затрудняет их реализацию.
Действующее законодательство содержит фундаментальное противоречие в научной сфере. Это относится к определению компетенции Правительства Российской Федерации. Таким образом, статья 114 Конституции Российской Федерации закрепляет за Правительством Российской Федерации реализацию в Российской Федерации единой государственной политики в области науки. В то же время статья 17 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» определяет в качестве полномочий этого органа только разработку и реализацию мер государственной поддержки развития науки. Вышесказанное значительно снижает ответственность государства за воспроизводство научного потенциала.
АНАЛИЗ И СОСТОЯНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Основные изменения, произошедшие в государственной научно-технической политике в 1990-х годах, нашли отражение в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике». Важнейшие положения закона закрепляют те принципы, на которых должна основываться система государственной поддержки исследований и разработок, в частности:
- множество источников финансирования, в том числе привлечение средств из предпринимательского сектора экономики в науку на совместной основе;
- определение и отбор приоритетов науки и техники и последующее сосредоточение государственных средств в приоритетных областях за счет использования целевых инструментов планирования;
- распространение договорной (договорной) системы на осуществление научно-технической деятельности, в том числе между государственными органами — заказчиками и научными организациями — исполнителями;
- введение обязательного государственного заказа на исследования и разработки для государственных научных организаций.
Следует подчеркнуть, что законодательное закрепление основ политики государственного регулирования исследований и разработок в российском контексте не влечет за собой их немедленного соответствия на практике. Это происходит по двум основным причинам.
Научно-техническая политика Российской Федерации
... научно-технической политики в России, а также основные направления мобилизации научной политики в России в современных условиях. Глава 1. Основы научно-технической политики в Российской Федерации 1.1 Исторический аспект развития научно-технической политики в России ... научно-технической политики. В ряде работ рассмотрены проблемы участия государства и научных обществ в организации научно- ...
Во-первых, принятые законы, особенно те, которые предполагают увеличение государственных расходов, не всегда имеют соответствующую финансовую базу. В частности, уровень федеральных расходов на науку в 4%, закрепленный в Законе о науке и государственной научно-технической политике, оказывается лишь неким необязательным нормативным актом, поскольку, как было показано выше, реальный уровень государственного финансирования науки не достиг этого количества.
Во-вторых, законы часто не подкрепляются соответствующими подзаконными актами и часто противоречат устоявшейся юридической практике. Это приводит к отсутствию ответственности в отношениях между государством и организациями, а также между самими организациями.
Большое значение для нормализации финансового состояния научных организаций имело улучшение ситуации с выполнением бюджетных обязательств в 1999-2000 гг.
В то же время, несмотря на указанные сдвиги в научно-технической системе страны, государству не удалось решить ряд важнейших задач его реформы.
Во-первых, одной из актуальных проблем научно-технической политики на протяжении всего периода реформ остается необходимость формирования эффективного государственного сектора науки. Реструктуризация, начавшаяся в 1997 году в академическом секторе, включала реорганизацию институтов, подчиненных РАН и отраслевых академий, в том числе передачу их в ведение ряда федеральных исследовательских организаций, создание новых организационных структур и углубление интеграции с университетами. , Деятельность по реструктуризации таит в себе опасность (и это подтверждается ее первыми результатами), что она будет проводиться формально и будет, в частности, сокращена до небольшого сокращения численности академического и управленческого персонала и искусственного объединения отдельные институты.
Аккредитация научных учреждений, которая могла бы стать важнейшим рычагом реструктуризации науки, вряд ли даст ожидаемые результаты. Кампания по аккредитации научных организаций не может заменить работу по созданию эффективного механизма взаимодействия государства и сферы науки. Аккредитация позволяет, прежде всего, сформировать базу данных научных организаций и прекратить бюджетную поддержку организаций, которые ее не получили.
Реструктуризация в том виде, в каком она проводилась до сих пор, ничего не меняет в системе отношений государства и науки. Фактически, его конечная цель состояла не в том, чтобы выделить эффективно работающий государственный сектор науки, а в том, чтобы разгрузить государственный бюджет от потребностей государственных научных учреждений, которые государство не в состоянии удовлетворить.
Государственная научно-техническая политика
... научно-технической политики являются: государственная поддержка национальной науки; стимулирование развития ее приоритетных направлений, имеющих общенациональное значение; обеспечение условий для внедрения и эффективного использования научных достижений в сфере. Современная научно-техническая политика привносит в научно-техническую сферу, в научно-технический ...
Во-вторых, сложившаяся практика поддержки тех областей развития науки и техники, которые получили приоритетный статус, в основном повторяет систему реализации государственных научно-технических программ, созданную в советский период и отвечающую условиям централизованного управления народным хозяйством. Более гибкие механизмы поддержки приоритетных исследований и разработок, адекватные рыночным отношениям и основанные на объективных процедурах определения приоритетных областей и обширной системе независимой экспертизы проектов, все еще ожидают их практической реализации.
В-третьих, несмотря на ряд президентских указов и правительственных указов, направленных на экономическое использование научно-технических результатов, добиться существенных сдвигов в этом направлении не удалось. Конечно, речь идет о сложной задаче, решение которой сдерживается низкой инвестиционной активностью и общим системным спадом. Единственный реальный шанс добиться изменений в этой области заключается в комплексном стимулировании инноваций и согласовании научной, технической и промышленной политики. Этого еще не произошло, и государство не смогло стать реальным посредником между различными секторами науки и промышленности в инновационном процессе.
В-четвертых, по-прежнему остаются открытыми самые важные вопросы о том, какая наука необходима для нашего государства: какие направления будут развиваться в первую очередь, а какие будут частично урезаны, какую роль призван играть академический сектор в этом, какими механизмами будут отношения между государством и государственными научными организациями. Пока что ответы на этот вопрос ограничиваются правительственными декларациями и официальным одобрением приоритетных направлений развития науки и техники.
Государство должно решить, какие области оно должно поддерживать в первую очередь — те области, в которых Россия является мировым лидером, или технологии, в которых мы отстаем, но которые жизненно важны для обеспечения конкурентоспособности отечественной экономики. Решение этой проблемы далеко не очевидно и требует серьезного экономического анализа. При этом следует учитывать такие факторы, как наличие научного отставания и кадров необходимой квалификации, необходимых финансовых ресурсов, возможность довести разработку до состояния инвестиционных проектов, наличие необходимых производственных мощностей и технического уровня производства. конкурентоспособность потенциальных результатов, наличие аналогичных и замещающих технологий за рубежом и т. д. Следует также иметь в виду, что простое прекращение поддержки работы в конкретных областях не всегда кажется правильным, особенно если эта тема была разработана для многих годы с привлечением значительных научных сил. и т.д., явно доминирует над патентными лицензиями. Стабилизация экономической и политической ситуации, усиление правовых гарантий для иностранных инвестиций будет стимулировать интенсификацию международных технических связей.
Правильное определение научно-технических приоритетов и формирование эффективных механизмов для реализации этих приоритетов, особенно с учетом резкого ограничения финансовых и других ресурсов, выделяемых науке, имеют первостепенное значение для обеспечения эффективности научно-технической политики.
Научно-техническая политика в современной России
... кропотливая работа по созданию условий, способствующих развитию инновационного потенциала государства. Таким образом, целью данной работы является анализ научно-технической политики в России. Субъекты научно-технической деятельности Научно-техническая деятельность, которая осуществляется в порядке, установленном ...
При определении перспектив развития науки и инновационной сферы следует исходить из ряда ограничений, вызванных сложившейся макроэкономической ситуацией.
Это, во-первых, критическое состояние производственного потенциала подавляющего большинства отраслей российской экономики. В результате длительного недоинвестирования выбытие производственных мощностей приобретает стабильный инерционный характер. За период 1991-1999 гг. Производственные мощности сократились на 27% (без учета добывающей промышленности), в том числе в перерабатывающей промышленности — на треть. Наряду со снятием мощностей качество производственного аппарата ухудшалось. Степень износа производственного оборудования в промышленности достигла почти 70%, а его средний возраст составляет 16 лет. Почти треть машин и оборудования в отрасли полностью изношены и должны быть заменены как можно скорее. В результате конкурентоспособность российских предприятий резко снизилась.
Отсутствие инвестиционного спроса стало основной причиной деградации гражданского строительства, производство которого сократилось почти в 6 раз с 1991 года. Если сохранить существующий крайне недостаточный уровень инвестиций, страна столкнется с весьма вероятной перспективой массовое стихийное удаление производственного потенциала в ряде жизненно важных секторов.
Вторым важным фактором, определяющим границы перспектив макроэкономического развития, является невозможность дальнейшего снижения уровня жизни населения.
Третьим наиболее важным ограничением экономического роста является значительно возросшее бремя внешнего долга. Даже если на этом этапе переговоры с кредиторами будут успешно завершены, бремя погашения внешнего долга окажет существенное негативное влияние на динамику макроэкономических показателей.
АНАЛИЗ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Отсутствие эффективного спроса на внутреннем рынке на передовые технологии и промышленные инновации. Наука и научно-техническая деятельность относятся к сфере услуг, и эти услуги должны быть востребованы рынком. К сожалению, внутренний рынок научных услуг и высокотехнологичной продукции в настоящее время очень мал. Большинство предприятий не могут позволить себе «покупать» научные услуги.
Меры, предпринимаемые в последние годы государством в области науки, были в основном направлены на защиту интересов производителей научного продукта, сохранение структуры и организаций, действующих в этой области, а не на развитие рынка научных услуг. В такой политике есть определенное противоречие, поскольку нет смысла защищать производителя, у которого нет стимула для производства и у которого нет покупателя. Похоже, что государственная политика была бы гораздо более эффективной, если бы она была направлена на создание платежеспособного спроса на научные услуги.
Поэтому, с одной стороны, нет ничего плохого в том, что научные организации «продают» свои услуги за рубежом. С другой стороны, для поддержания высокого качества науки в стране необходимы надежные «внутренние» потребители ее услуг. Раньше военно-промышленный комплекс играл эту роль: недаром все, что на него не работало, не достигло мирового уровня.
Сегодня ГАЗпром, Лукойл, РАО ЕЭС, Аэрофлот, ВАЗ, ГАЗ, Минатом и другие лидеры российской экономики могут стать покупателями научных услуг. Однако им необходимо создать соответствующие стимулы, например, в виде освобождения от подоходного налога средств, выделенных на поддержку отечественной науки. Государство также может сформировать ряд первоклассных потребителей научных услуг, помогая фирмам покупать исследования и разработки за счет целевого финансирования этой области. Представляется полезным создать систему специализированных фондов, которые используют бюджетные деньги для выдачи целевых займов или грантов компаниям для финансирования НИОКР.
Технические средства информационных технологий
... жизненного цикла комплекса технических средств офисных технологий включает в себя следующие последовательные компоненты: формирование состава (проектирование) комплекса технических средств; установка комплекса технических средств; эксплуатация комплекса технических средств; оценка эффективности функционирования комплекса технических средств и принятие ...
Чтобы устранить возможные злоупотребления и обеспечить качество работы получателей государственных денег, необходимо сертифицировать, например, Министерство науки. Подобные схемы хорошо разработаны на практике. Один из них используется Всемирным банком, участвующим в программе реструктуризации российских предприятий.
Создание системы таких фондов по секторам национальной экономики (медицина, сельское хозяйство, энергетика, охрана окружающей среды) Может, во-первых, приблизить механизмы финансирования науки к рынку, а во-вторых, децентрализовать процесс принятия решений о вопросы финансирования развития. В определенной степени они станут рыночным аналогом отраслевых исследований и разработок, которые существовали ранее.
Пока российский рынок все еще формируется и не готов полностью оплачивать услуги отечественных ученых и разработчиков, государство, по нашему мнению, должно выступить спонсором и координатором размещения заказов на научную работу среди российских учреждений. Попытки подобной деятельности предпринимались в свое время Государственным комитетом по науке и технике. Было бы полезно обобщить опыт такой работы и наметить пути ее улучшения.
Одним из результатов интернационализации промышленного цикла в целом стало размещение заказов на НИОКР в странах с сильной научной базой. Таким образом, Япония, которая испытывает острую нехватку фундаментальных исследований, напрямую финансирует многие американские исследовательские университеты. Изоляция российской фундаментальной науки от университетского образования и ее тесная связь с оборонными исследованиями являются серьезным препятствием для привлечения прямых заказов на исследования аналогичного типа в Россию. Западные фирмы не понимают систему организации нашей науки, которая существенно отличается от модели, используемой в развитых странах, где для нее характерно доминирование исследовательских университетов и отлаженная система грантов.
В последние годы транснациональные корпорации начали развертывать свои исследовательские подразделения в тех странах и регионах, где существуют влиятельные научные сообщества в областях, представляющих для них интерес. Центры такого типа были созданы также в Москве (Boeing, Sun Microsystems).
Эта практика приветствуется. При правильном подходе он не только сохранит национальный научный потенциал, но и создаст условия для его дальнейшего развития и включения в мировую систему науки, от чего только выиграют российские ученые.
УЛУЧШЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Национальные интересы России требуют решительных действий по формулированию и реализации научно-технической и инновационной политики как важнейшего компонента промышленной политики, отвечающей новым экономическим и социально-политическим реалиям, обеспечивающей масштабный приток капитала для модернизации производства. Именно в технологическом развитии России следует искать возможный выход из самого глубокого экономического кризиса, с которым российское общество столкнулось в процессе рыночных реформ. Несмотря на все потери, Россия все еще обладает научно-техническим и человеческим потенциалом, способным генерировать новые научные идеи. Кроме того, российская наука имеет большой опыт разработки серьезных тем, накопленный в XX веке. В связи с этим необходимо официально признать жизненно важное значение проблем сохранения отечественной науки и разработать срочный пакет мер по предотвращению коллапса научно-технического потенциала и обеспечению его дальнейшего развития.
Рассмотрев состояние научно-технической политики Российской Федерации и, выявив недостатки ее развития, можно предложить некоторые меры по повышению эффективности:
1. Анализ опыта стран, добившихся успеха в реализации инноваций, в производстве и экспорте высокотехнологичной продукции, позволяет выделить некоторые виды инновационных стратегий развития.
Стратегия «трансфера» заключается в использовании зарубежного научно-технического потенциала и передаче инноваций в нашу экономику. Это было сделано, например, Японией в послевоенный период, когда в США, Англии, Франции, России она приобрела лицензии на высокоэффективные технологии для развития производства новейших продуктов, которые были востребованы за рубежом, с последующее создание собственного потенциала, что впоследствии обеспечило весь инновационный цикл — от фундаментальных исследований и разработок до реализации их результатов внутри страны и на мировом рынке. В результате экспорт японских технологий превысил импорт, и страна, наряду с некоторыми другими, продвинулась в фундаментальной науке. Стратегия «заимствования» заключается в том, что, обладая дешевой рабочей силой и используя часть утраченного собственного научно-технического потенциала, они осваивают производство продукции, ранее производившейся в развитых странах, с последующим наращиванием собственной инженерно-технической базы. поддержка производства. В дальнейшем становится возможным проводить свои научно-исследовательские работы, совмещая государственные и рыночные формы собственности. Эта стратегия была принята в Китае и ряде стран Юго-Восточной Азии. Классическим примером является создание конкурентоспособной автомобильной промышленности, высокопроизводительных вычислений и бытовой электроники в Республике Корея. Стратегии «наращивания» придерживаются США, Англия, Германия, Франция. Он заключается в том, что, используя собственный научно-технический потенциал, привлекая зарубежных ученых и дизайнеров, интегрируя фундаментальную и прикладную науку, постоянно создается новый продукт, внедряются высокие технологии в производстве и социальной сфере. Наблюдается рост в инновациях. Россия должна выбрать стратегию, которая опирается на имеющийся интеллектуальный потенциал и научно-технические ресурсы. Пути трансформации фундаментальной науки более или менее очевидны. Это вынужденное сужение фронта работы и концентрация доступных средств в приоритетных областях, интернационализация исследований и всесторонняя разработка принципов конкуренции. Ситуация более сложная с выбором стратегии повышения технологических инноваций, т.е. прикладные исследования на коммерческой основе, которые становятся частью нормальной рыночной экономики. Стратегия «передачи» здесь неосуществима, так как приобретение лицензий требует значительных финансовых затрат. Кроме того, стране со значительным научно-техническим и промышленным потенциалом не будут продаваться лицензии на создание высокоэффективных продуктов или высоких технологий. Такая стратегия может привести к полной зависимости от высокоразвитых стран, потере национальной безопасности. Очевидно, что для России целесообразно использовать элементы стратегии «заимствования», в рамках которой создаются совместные предприятия для производства конкурентоспособных продуктов и их сбыта на внутреннем и внешнем рынках с использованием экономических ниш, где иностранный партнер уже продает такие продукты. Такие процессы наблюдаются при совместном (или по заказу отдельных западных фирм) производстве электронных компонентов, сборке сложной бытовой техники. Эти предприятия могут поддерживать производственный потенциал, обеспечивать занятость и разрабатывать собственные инновационные проекты. Небольшую роль будут играть малые инновационные предприятия, одним из преимуществ которых является их функционирование в крупных отраслях промышленности для быстрого перехода технологий к производству продуктов, необходимых для основного производства.
2. Научно-техническая и инновационная политика должна быть направлена на содействие структурным изменениям в российской экономике, повышение ее конкурентоспособности и использование существующего научно-технического потенциала. Государство должно четко определить отношение к своему научно-техническому потенциалу, приоритетам развития науки и техники, источникам финансирования, материального и морального стимулирования научной деятельности, осуществляемой в соответствующих организациях всех форм собственности, материально-технической и информационная база науки и т. д. По сути, речь идет о формировании общественного порядка для научного комплекса, который обеспечил бы соответствие науки, инновационной сферы и структурной перестройки экономики требованиям, предъявляемым современной цивилизацией.
3. Решающую роль в сохранении и развитии научно-технического комплекса России играет решение проблемы его финансирования. В этой связи чрезвычайно важно обеспечить, в соответствии с Законом о науке и другими документами, принятыми Правительством, увеличение расходов на науку в бюджете на 2006 год и последующие годы как минимум на 4% от расходной части, в то время как Научные расходы должны быть защищены статьей бюджета России. Эти средства срочно необходимы для реанимации активной научно-технической деятельности.
4. Однако будущее отечественной науки зависит не столько от объема прямых бюджетных ассигнований на развитие науки, сколько от платежеспособного спроса на результаты НИОКР, что повышает заинтересованность делового сектора в развитии науки и техники. Привлечение частного капитала к исследованиям является одной из важнейших задач государственных научно-технических политиков. Практическая реализация этого подхода требует нетривиальных решений, которые могут стать стимулом для запуска инновационного механизма в экономике, выражающегося в разработке соответствующих преференций для науки и техники.
5. Первоначальным элементом инновационной политики должна быть разработка избирательной инновационной и инвестиционной стратегии, в рамках которой будет выбран решающий национальный экономический комплекс, который выведет его на современный уровень в соответствии с постиндустриальными критериями. Выбранные приоритеты должны стать основой системы федеральных, региональных и отраслевых инновационных и инвестиционных программ и получить приоритетную государственную поддержку в виде прямых инвестиций, льготных кредитов, налоговых льгот.
6. Важнейшим инструментом повышения инновационной активности предприятий является развитие малого бизнеса в научно-технической сфере. Решение этих проблем может быть успешным в формировании принципиально новой инфраструктуры инновационного процесса, частью которой должны стать инновационные венчурные фонды, консалтинговые фирмы, инновационно-технологические центры и технопарки.
7. Для создания соответствующего механизма реализации государственной научно-технической и инновационной политики представляется необходимым разработать комплекс мер организационного, правового, социально-экономического и агитационно-информационного характера. Целесообразно включить в блок организационно-правовых мер ряд законов и нормативных актов, отсутствие которых сегодня исключает возможность эффективного функционирования научно-технического потенциала и поддержания технологической безопасности страны на должном уровне. и который обеспечил бы его включение в систему международных научно-технических связей. Эти законы в первую очередь включают Закон о передаче технологий (регулирующий передачу технологий на национальном и международном уровнях, в том числе из военно-промышленного комплекса в гражданский сектор); Закон «Об охране государственных научно-технических секретов», который препятствует неконтролируемой передаче научно-технических достижений за рубеж и т. Д. Кроме того, необходимо создать условия, при которых принятые законы будут строго соблюдаться.
8. Экономическая единица системы мер государственной научно-технической и инновационной политики России должна включать соответствующий механизм стимулирования исследований и инноваций, обеспечивающий заинтересованность отдельных ученых и специалистов, научных коллективов, производственных предприятий (независимо от форм собственности ) в создании и внедрении нового оборудования и технологий. Было бы целесообразно предусмотреть соответствующие нормы льготного текущего, среднесрочного и долгосрочного кредитования НИОКР за счет средств как государственных, так и коммерческих учреждений, а также провести рациональную налоговую политику, предусматривающую соответствующие льготы для организаций и предприятий, создающих и внедряющих новое оборудование и технологии. При решении этих проблем целесообразно использовать богатый опыт, накопленный промышленно развитыми странами и отдельными постсоциалистическими странами ЦВЕ в области формирования механизма финансовой и экономической поддержки инновационных процессов и трансфера технологий.
9. Одной из возможных мер стимулирования инвестиций в научно-техническое развитие может быть решение направить 0,5-1% выручки предприятий от продажи товаров и услуг на финансирование НИОКР и инноваций. Такая система действует на добровольной основе в течение нескольких лет, но желательно сделать ее обязательной в течение переходного периода 3-5 лет. В то же время, в соответствии с принципами либеральной экономики, предприятия могли расходовать эти средства по своему усмотрению, исходя из интересов обеспечения прибыли и повышения конкурентоспособности своей продукции на рынке. Они будут иметь возможность и должны будут размещать заказы на фундаментальные и прикладные исследования в Российской академии наук, университетах или проводить собственные «патентованные» разработки. В любом случае будет поддерживаться работа, которая нужна рынку, а не только те, которые запланированы сверху законодательными органами.
10. Для широкого распространения инноваций в промышленности целесообразно создать национальный информационный фонд для инновационных проектов в форме структурированных по отраслям, регионам, формам собственности и постоянно обновляемым общероссийским технологическим банкам, пользователи которых на Коммерческой основой могут быть организации, учреждения и предприятия всех форм собственности. Практическая реализация этой идеи ставит проблему создания эффективного механизма включения технологического банка в процесс распространения инноваций внутри страны и за рубежом, а также воспроизводства научно-технического потенциала России.
11. Субсидировать и поддерживать, как необходимый мобилизационный резерв, лучшие военные исследовательские институты, а не пустующие производственные мощности;
12. Разделить бремя финансовой поддержки НИОКР с местными бюджетами (по примеру Германии);
13. При приватизации и акционировании ряда предприятий обязательным условием должно быть сохранение их научной единицы (то же самое с привлечением иностранных инвесторов в Индию);
14. Предприятиям, размещающим заказы на исследования во «внешней среде», компенсировать из государственного бюджета до 50% их стоимости;
15. Всеми доступными средствами поддержать малые высокотехнологичные предприятия.
Следует также критически относиться к возможностям отраслей. Например, оценивая перспективы отечественного машиностроения, следует выбирать очень ограниченное количество охраняемых государством территорий (например, гражданские и военные самолеты, создание эффективных коммерческих систем орбитальной доставки).
ВЫВОД
Важнейшим фактором экономического роста является научно-технический прогресс. Однако развитие науки, использование ее достижений не может быть обеспечено рыночным механизмом. Здесь необходима всесторонняя государственная поддержка, потому что исследования, продиктованные чисто коммерческими интересами отдельных частных предприятий, редко соответствуют национальным экономическим интересам и проводятся в более узких областях. Кроме того, частные фирмы, предприятия не всегда имеют достаточный капитал для исследований.
Государственные меры в области исследований и разработок выступают в качестве государственной научно-технической политики. Он представляет собой совокупность принципов и методов, направленных на формирование и развитие научно-технического потенциала страны для достижения стратегических целей общества.
Для полноценного функционирования этих субъектов требуется активное участие государства в их создании и поддержании. Необходимо формировать специальные фонды для кредитования рискованных научно-технических проектов, создавать консалтинговые структуры, помогающие инновационным фирмам находить и вести бизнес с зарубежными партнерами. Также желательно создать специальные базы данных для новых проектов, которые могут помочь покупателю и продавцу найти друг друга.
В настоящее время предпринимаются попытки поддержать науку и образование. Однако систематически разработанная целостная государственная научно-техническая политика, охватывающая науку, технологию, образование, реализацию и научно-техническую модернизацию производства в российском масштабе, еще не завершена. Систематическая разработка государственной научно-технической политики должна включать поддержку и стимулирование науки, отечественных высоких и высоких технологий, трансфер технологий, расширение научно-технического кадрового потенциала, политику информатизации, развитие научных элит, поддержку положения науки и ученых. , концепция бюджета науки, различные формы финансирования, социальные проблемы: престиж, социальные гарантии, статус ученых, отношения с обществом, основы региональной научно-технической политики
В заключение следует отметить, что необходимо разработать современную инновационную политику, ориентированную на построение экономики знаний, составляющими которой являются научно-техническая политика, политика, ориентированная на производство наукоемкой продукции и образовательную политику. Основой для принятия новой политики должен стать консенсус между государством, бизнесом и научным сообществом.