Монтаж трансформаторной подстанции 10\0.4 Кв

Курсовая работа

Трансформаторная подстанция, предназначена для повышения или понижения напряжения в сети переменного тока и для распределения электроэнергии. Повышающие Т.П. (сооружаемые обычно при электростанциях) преобразуют напряжение, вырабатываемое генераторами, в более высокое напряжение (одного или нескольких значений), необходимое для передачи электроэнергии по линиям электропередачи (ЛЭП).

Понижающие Т. П. преобразуют первичное напряжение электрической сети в более низкое вторичное. В зависимости от назначения и от величины первичного и вторичного напряжений понижающие Т. П. подразделяются на районные, главные понижающие и местные (цеховые).

Районные Т. П. принимают электроэнергию непосредственно от высоковольтных ЛЭП и передают её на главные понижающие Т. П. , а те (понизив напряжение до 6, 10) — на местные и цеховые подстанции , на которых осуществляется последняя ступень трансформации (с понижением напряжения до 690, 400 или 230 в) и распределение электроэнергии между потребителями.

2.Общие сведения о трансформаторных подстанциях.

Трансформаторные подстанции выполняются следующих типов: мачтовые (МТП), комплектные наружной установки (КТПН) и закрытые с размещением оборудования в отдельно стоящем помещении.

Оборудование мачтовых ТП устанавливается открыто на А -, П-, АП-образных железобетонных или деревянных опорах. В сравнении с КТП мачтовые ТП менее надежны в эксплуатации и требуют больших затрат труда при их сооружении и ремонте. В настоящее время применение их сокращается.

Комплектные ТП наружной установки представляют собой единую крупноблочную конструкцию со смонтированным на заводе электрооборудованием . Они выполняются в виде металлических киосков или шкафного типа. Ввод 10 кВ и отходящие линии 0,4 кВ могут быть в зависимости от типа КТП воздушными или кабельными. Комплектные ТП для электрификации сельского хозяйства изготовляются в основном одно трансформаторными для присоединения к сети 10 кВ по радиальной схеме . Комплектные ТП шкафного типа , выпускаются с трансформаторами мощностью от 25 до 250 кВ-А на напряжение б—10/0,4 кВ. Ввод б—10 кВ и отходящие линии 0,4 кВ воздушные. Вводное устройство высокого напряжения, включающее проходные изоляторы, предохранители и разрядники, а также распределительное устройство 0,4 кВ размещены в металлических шкафах. Шкафы монтируются над силовым трансформатором. Трансформатор монтируется на раме, устанавливаемой на фундаменте из железобетонных стоек. Разъединитель устанавливается на концевой опоре ВЛ 10 кВ. В КТПН устанавливаются трансформаторы мощностью 100—630 кВ-А, выпускаются эти ТП с одним или двумя трансформаторами. Конструктивно КТПН выполняют в виде металлического киоска с отдельными отсеками для распределительного устройства 10 кВ, распределительного щита 0,4 кВ и трансформатора.

14 стр., 6987 слов

Измерительные трансформаторы напряжения. Измерительные трансформаторы ...

... трансформатора напряжения ЗНОМ-20 в комплектном токопроводе. Трансформаторы типов ЗНОМ-15, ЗНОМ-20, ЗНОМ-24 устанавливаются в комплектных ... трансформаторах тока, вектор вторичного напряжения сдвинут относительно вектора первичного напряжения ... трансформатор НТМИ (рис.2, в). В последнем случае обмотка, соединенная в звезду, используется для присоединения измерительных ... в электрических сетях, а также ...

3.Монтаж и эксплуатация ТП 10/0.4 кв.

3.Монтаж и эксплуатация ТП 10/0.4 кв.

Распределительные устройства 6—10 кВ закрытых ТП выполняются крупноблочными, комплектными. Для ТП с трансформаторами до 630 кВ-А применяются, как правило, камеры типа КСО-366, комплектуемые выключателями нагрузки, разъединителями, предохранителями. Габариты камер 1000X1000X2500 мм. Щит низкого напряжения также монтируется из отдельных панелей. На сельских ТП чаще всего применяются распределительные пункты из панелей одностороннего обслуживания типа ЩО-70. Камеры КСО-366 и щиты из панелей Щ0-70 изготовляются на заводах электропромышленности.

Силовые трансформаторы, применяемые на ТП, имеют принципиально одинаковое устройство. Основными частями силового трансформатора являются: магнитопровод, обмотки высшего и низшего напряжений (13Н и НН), бак с расширителем и крышка. Трансформаторы 6—10/0,4 кВ мощностью от 25 до 630 кВ-А , применяемые на ТП, имеют следующие схемы соединений обмоток звезда — звезда с нулем и звезда — зигзаг с нулем. Более предпочтительной по условию работы трансформатора при несимметричных нагрузках в сети 380/220 В является вторая схема соединений. При такой схеме обмотка каждой фазы низшего напряжения состоит из двух частей, расположенных на разных стержнях магнитопровода. Следовательно, при несимметричной нагрузке магнитный поток в магнитопроводе распределяется более равномерно, что делает практически равными токи и напряжения в обмотках всех фаз.

Бак трансформатора является резервуаром для масла и используется также для защиты его активной части (магнитопровод с обмотками).

Масло служит для отвода тепла, выделяющегося в обмотках и магнитопроводе трансформатора в окружающую среду. Кроме того, масло изолирует токоведущие части друг от друга, от магнитопровода и бака.

Баки выполняются сварными прямоугольной или овальной формы. Для трансформаторов мощностью свыше 40 кВ-А они оборудуются циркуляционными трубками или ребристыми радиаторами для улучшения охлаждения. На крышке бака размещаются устройства, обеспечивающие нормальную эксплуатацию трансформатора: вводы высшего и низшего напряжений, переключатель для регулирования напряжения, термометр, расширитель или пробка для «дыхания», указатель уровня масла. Переключатель представляет собой коммутационное устройство барабанного или реечного типа, рассчитанное на переключение без нагрузки (при снятом напряжении).

Регулирование напряжения в пределах ±5% осуществляется путем переключения ответвлений обмотки высшего напряжения. Расширитель компенсирует изменение объема масла в баке трансформатора при колебаниях температуры. Кроме того, благодаря расширителю уменьшается поверхность изоляционного масла, соприкасающаяся с воздухом, что предохраняет масло от увлажнения и окисления. Для предотвращения увлажнения масла расширитель, кроме того, снабжают воздухоосушителем, заполненным силикагелем, хорошо поглощающим влагу. Трансформаторы мощностью 100 кВ-А и выше оборудуются также термосифонным фильтром, заполняемым силикагелем, осуществляющим непрерывную регенерацию масла.

6 стр., 2858 слов

Трехфазные трансформаторы

... одну фазу. ТМ - 1000 / 35 - трехфазный трансформатор с естественной циркуляцией масла. SН= 1000 кВ А - номинальная мощность трансформатора; U1Н= 35 кВ - номинальное напряжение первичной обмотки; U2Н = 6,3 кВ - ... коэффициент полезного действия имеет место при условии kнг2 PK = P0. Отсюда коэффициент нагрузки, соответствующий максимальному кпд, kнг max = ; Kнг max = v2,75/12,2 = 0,4747 По полученному ...

Выключатели нагрузки позволяют производить оперативные переключения под нагрузкой. Они устанавливаются только в закрытых ТП и КТП. Дуга, возникающая при разрыве электрической цепи, гасится под воздействием газов, выделяющихся с поверхности вкладышей из оргстекла, образующих стенки дугогасительной камеры. Заводы электропромышленности производят автогазовые выключатели нагрузки типов ВН-11, ВН3-16. Изготовляются также выключатели типов ВНПз-16, ВНП3-17 на общей раме с предохранителями типа ПК- Все вновь выпускаемые выключатели нагрузки оборудуются стационарными заземляющими ножами, располагаемыми выше или ниже рабочих. Для управления выключателями применяются приводы типов ПР-17 и ПРА-17, для управления заземляющими ножами — привод типа ПР-10. Выключатели типа BH3-I6 выпускают на напряжение 6—10 кВ и ток 200 или 400 А, а типа ВН-11 — на напряжение 10 кВ и ток 200 А.

Разъединители служат для включения и отключения отдельных элементов электроустановок при отсутствии в них нагрузочных токов. Они создают также видимый разрыв электрической цепи, что позволяет персоналу убедиться в безопасности проведения работ на отключенном участке. Разъединителями разрешается производить операции включения и отключения только при небольших значениях токов нагрузки (х. х. трансформатора, ненагруженная линия и т. д.).

Значение максимального тока, отключаемого разъединителями (в закрытых ТП), не должно превышать 2,5 А при напряжении 10 кВ.

Для наружной установки применяются: разъединители типа РЛНДА-10 с алюминиевыми ножами, двухколонковые с поворотом ножей в горизонтальной плоскости;

  • разъединители типов РЛН-6, РЛН-10 с движением ножей в вертикальной плоскости.

Для внутренней установки применяют разъединители типов РВ-6, РВ-10 и с заземляющими ножами типов РВЗ-6, РВЗ-10.

Выбор разъединителей производят по номинальному току и напряжению с последующей проверкой на термическую и динамическую стойкость при сквозных к. з

Плавкие предохранители служат для защиты электроустановок от сверхтоков. Предохранители выпускаются на напряжения 10 кВ для наружной установки типа ПКН и для внутренней установки типа ПК. Предохранитель состоит из патрона с плавкой вставкой и двух контактов, укрепленных на головках опорных изоляторов. Каждый полюс монтируется на отдельной раме. Номинальные токи патронов от 7,5 до 100 А. Номинальные токи плавких вставок от 2 до 100 А в соответствии со шкалой номинальных токов. Наибольшая разрывная мощность 200 MB-А.

4.Техническая документация.

Рабочая документация, передаваемая электромонтажной организации, должна быть выполнена в соответствии с требованиями ПУЭ, Государственных стандартов системы проектной документации для строительства (ГОСТ СПДС) и Инструкции о составе и оформлении электротехнической рабочей документации для промышленного строительства (ВСН-381— 85).

Рабочие чертежи должны быть ориентированы на индивидуальную заготовку элементов цеховых электросетей. В них должны быть указаны привязки к основным или разбивочным осям здания или главным осям технологического оборудования и приложены общий кабельный и трубный журналы, а также трубо-заготовительная ве домость.

На чертежах расположения электрооборудования и прокладки электрических сетей должны быть указаны привязки электрооборудования и электрических сетей к координационным сеткам и отметки трасс.

В производственных зданиях во всех случаях, когда тому не препятствуют условия работы грузоподъемных механизмов или особенности технологии производства, следует отдавать предпочтение верхним разводкам электрических сетей на лотках и в коробах, с подходом к электроприемникам сверху без захода в пол.

Рабочие чертежи монтажа шинопроводов должны помимо планов сетей содержать разрезы и типовые крепежные конструкции, изготовляемые заводами, а в случае применения нетиповых конструкций — их рабочие чертежи. При прохождении трассы шинопроводов в нескольких плоскостях дополнительно разрабатывают аксонометрические чертежи линий шинопроводов с указанием типов применяемых секций.

5.Конструкции и оборудование ТП.

Выбор предохранителей производят по номинальному напряжению и номинальному току плавкой вставки. Для обеспечения избирательности действия защиты предохранители, защищающие силовые трансформаторы на стороне высшего напряжения, выбираются на ток, равный 1,5—2 /„ (большая кратность относится к трансформаторам меньшей мощности).

Здесь /„ — номинальный ток трансформатора на стороне 10 кВ. Токи же плавких вставок и расцепителей автоматических выключателей на стороне 0,4 кВ выбираются по номинальному току трансформаторов.

Автоматические выключатели серии А3100, применяемые на ТП, имеют номинальный ток 50-600 А. В них встраиваются расцепители максимального тока: тепловые, электромагнитные и комбинированные По заказу автоматы изготовляются с дополнительными расцепителями: независимым и минимального напряжения. В настоящее время промышленность начала производство автоматических выключателей серии А3700 с электромагнитными, тепловыми и полупроводниковыми расцепителями. Для токов 400 А и выше применяются автоматы серий АВМ и Э (электрон) с ручным и электродвигательным приводом. Автоматы этих серий осуществляют максимальную токовую защиту от перегрузок и токов к. з. и имеют независимый или минимальный расцепитель.

Выбор автоматических выключателей производится по номинальному току расцепителей максимального тока. Для независимых расцепителей указывается значение напряжения.

При заказе автомата необходимо указывать значение номинального тока расцепителя, так как автоматы калибруются на заводе-изготовителе и в процессе монтажа и в эксплуатации значение тока уставки не может быть изменено. Автоматы новой серии А3700 с полупроводниковыми расцепителями допускают регулировку уставки тока в пределах, гарантируемых заводом-изготовителем.

Рубильники и пакетные выключатели предназначены для редких включений электрических цепей вручную при токах, не превышающих номинальные. Рубильники изготовляются следующих типов: Р (с центральной рукояткой), РПБ, РПС (с центральным рычажным приводом для монтажа в распределительных устройствах с односторонним обслуживанием), РБ (с боковой рукояткой для монтажа в шкафах и ящиках), БПВ (в виде блоков рубильник — предохранитель).

Рубильники изготовляются с задним и передним присоединениями проводов. Рубильники с центральной рукояткой могут применяться только в качестве разъединителей, т. е. для разрыва цепи с предварительно отключенной нагрузкой. Применяются рубильники в основном на ток до 600 А.

Пакетные выключатели используются на КТП в качестве переключателей цепей управления (например, наружного освещения) или в качестве вольтметровых переключателей.

Предохранители на напряжение 0,4 кВ выполняются с закрытыми патронами — разборными и неразборными. При срабатывании предохранителя с неразборным патроном производится замена последнего на запасной. В разборном патроне возможна замена сгоревшей плавкой вставки. По способу гашения дуги различаются предохранители с наполнителем, в которых дуга гасится в мелкозернистом кварцевом песке (тип ПН-2), и без наполнителя — с гашением дуги под действием высокого давления газов в патроне (тип ПР-2).

В ТП применяются предохранители в основном типа ПН-2 с закрытым разборным фарфоровым патроном, квадратной формы снаружи и круглой внутри, а также типа ПР-2 с закрытым разборным фибровым патроном в форме трубки. Патроны вставляются своими контактными ножами в пружинящие губки контактных стоек, закрепляемых на изоляционных основаниях. Плавкая вставка предохранителей типа ПН-2 изготовляется из полосок медной ленты на ток от 100 до 600 А, а типа ПР-2 — из тонкого листового цинка на ток от 15 до 1000 А.

6.Строительная часть ТП.

Соответствие проекту и качественное выполнение строительной части ТП обеспечивают ее долговечность и надежность работы электрооборудования.

При приемке строительной части ТП должен быть предъявлен ее проект с перечнем отклонений от него и недоделок, не препятствующих нормальной эксплуатации ТП. Кроме того, должны быть указаны соответствующие согласования и сроки устранения недоделок, а также акты на скрытые работы (фундаменты, кровля, перекрытия, заземления и т. п.).

Территория для любого типа ТП планируется с уклоном, обеспечивающим отвод ливневых вод за ее пределы. В случае расположения ТП на косогоре устраивают защиту от стекающих сверху ливневых вод. Территорию для ТП выбирают также вне зоны опасности от оползней, лавин и отдельных скатывающихся камней. Не следует размещать Т,П в затопляемых зонах и на торфяных залежах; при крайней необходимости выполняют мероприятия против ее затопления и возгорания. Мачтовые ТП, КТП и КТПП располагают на расстоянии не менее 3 м от зданий I, II и III степеней огнестойкости и 5 м от зданий IV и V степеней огнестойкости. В местах возможного наезда транспорта у мачтовых ТП, КТП и КТПП устанавливают отбойные тумбы. До начала монтажных работ площадку под ТП и подъезды к ней очищают от пней, камней и грязи, зимой — от снега и выравнивают с учетом возможного подъезда и работы транспортных, подъемных и монтажных механизмов.

При сооружении ТП после подготовки территории производят необходимые для соответствующего типа ТП строительные работы. Заготовляют, собирают и устанавливают опоры различных конструкций для мачтовых ТП. Устраивают фундаменты основания для установки КТП и КТПП. Строят отдельно стоящие огнестойкие здания (кирпичные или из сборного железобетона) для ТП закрытого типа.

Опоры для МТП собирают из заготовленных и анти- септированных заводским способом деревянных деталей, готовых заводских железобетонных деталей, металлических конструкций и крепежных изделий. При отсутствии заводских отдельные деревянные детали опор МТП заготовляют по чертежам на полигонах МЗУ мех.колонн или их участков из сосновой древесины не ниже 3-го сорта по ГОСТ 9463-60. В мастерских МЗУ заготовляют также недостающие узлы крепления и крепежные изделия.

К деревянным стойкам опор МТП применяют железобетонные приставки типа ПТ 2,2—4,5 из бетона марки 300 (по морозостойкости Мрз-200) и для опор МТП — железобетонные стойки типа СНВс-2,7 из вибрированного предварительно напряженного бетона марки 400. Поверхность подземной части железобетонных приставок и стоек опор, устанавливаемых в грунтах с агрессивной средой, а также 60 см их надземной части покрывают двумя слоями битума после предварительной грунтовки раствором битума в бензине.

Сборку опор для МТП производят транспортабельными узлами (в зависимости от состояния дорог и расстояния до объекта) на полигонах МЗУ или же собирают их непосредственно на объектах. При сборке деревянных опор для МТП все детали в местах соединений плотно подгоняют и выполняют без значительных врубок. При этом сучки и трещины на древесине в местах соединений не допускаются. Зарубы, пропилы, затесы и отколы на деталях опор допускаются на глубину не более 10% диаметра древесины. Все места антисептированных деталей опор, подвергавшиеся обработке (пропилы, затесы, сверловка и т. п.) или поврежденные во время транспортировки, тщательно промазывают горячим (80— 90°С) креозотом или антисептирующей пастой. Болты, соединяющие детали опор, должны иметь диаметр не менее 16—18 мм. Их плотно вставляют в отверстия и надежно затягивают гайками.

Подготовку котлованов, полную сборку и установку опор МТП производят бурильно-крановыми машинами типа БКГМ-67 и др.

Опоры для МТП устанавливают в грунт на глубину до проектной отметки (1,8—2 м) вертикально и выверяют по отвесу как вдоль, так и поперек трассы; отклонения допускаются не более 1 см на 1 м высоты деревянных опор и 0,75 см на 1 м железобетонных.

Комплектные ТП в металлическом корпусе устанавливают на железобетонных фундаментных стойках типа УСО или приставках типа ПТо, поставленных в пробуренные котлованы или уложенных на грунт горизонтально . Согласно ПУЭ для неогражденных комплектных ТП расстояние от земли до открытых токоведущих частей (ввод 10 кВ) должно быть не менее 4,5 м. Для фундаментов КТП мощностью до 160 кВ-А используют две приставки типа ПТо-1,7-3,25 (длиной 3,25 м) с заглублением их в грунт на 1,45 м или приставки ПТо-2,2-4,25 с заглублением на 2,25 м . Высота установки основания КТП над уровнем земли будет при этом соответственно 1,8 и 2 м. Вместо приставок допускается также использование двух Т-образных железобетонных стоек. Для фундаментов КТПП и КТПН мощностью до 630 кВ -А на один и два трансформатора нормально используют четыре или восемь стоек типа УСО-5 (длиной 2,2 м) с заглублением их в грунт на 2 м. Для северных заснеженных районов СССР фундаменты для ТП этого типа аналогично делают из четырех или восьми стоек типа УСО-4 (длина 3 м) заглублением их в грунт на 2 м и установкой КТПП над уровнем земли на 1 м . При твердых грунтах, затрудняющих бурение котлованов, применяют фундаменты из двух или четырех стоек типа УСО-4 или приставок типа ПТо-1,7—3,25, уложенных горизонтально, как балки, на песчаном основании толщиной 100 мм, а при снятом растительном грунте — не менее 100 мм .

Для удобства обслуживания и ревизии ТП устраивают площадки на высоте 0,75 м от уровня земли, на КТП мощностью до 160 кВ-А по одной шарнирно закрепленной на приставках, а на КТПН и КТПП по две, установленные на двух дополнительных стойках типа УСО-4. Под торцы стоек в котлованах подсыпают слой щебня или гравия толщиной 200—300 мм. После установки стоек пазухи котлованов засыпают песчано-гравийной смесью состава 1:1с тщательным послойным уплотнением.

Фундамент зданий закрытых ТП, выполняемый обычно из сборных бетонных блоков, должен иметь нагрузку на грунт в пределах 1—1,5 кгс/см2. Глубина заложения фундамента определяется на основании исследования грунта и условий его промерзания. Грунтовые воды должны залегать ниже подошвы фундамента, укладываемой на материковый грунт.

Для кабельных вводов в местах, предусмотренных проектом, в фундаменте оставляют отверстия или закладывают асбоцементные или стальные трубы диаметром не менее 100 мм, покрытые битумным составом. Длина этих труб принимается такой, чтобы один конец ее входил в стенку кабельного канала или приямка, а другой выходил за пределы бетонированной или асфальтированной отмостки вокруг здания ТП.

В фундаменте оставляют также отверстие с жестким его обрамлением (например, трубой) для ввода в ТП заземляющей шины.

Пол в ТП делают набивной — цементно-песчаный по бетонной подготовке толщиной 120—150 мм или железобетонный из отдельных плит, образующих нижнее перекрытие здания (под ним делается разводка кабелей).

Отметка чистого пола принимается выше отметки планировки территории и отмостки не менее чем на 300— 400 мм. В набивном полу устраивают кабельные каналы и приямки (при кабельных вводах), обрамленные уголками, оштукатуренные внутри цементным раствором. Снаружи они покрыты горячим битумом и перекрыты съемными плитами из рифленой стали толщиной 5 мм. При устройстве пола укладывают и закрепляют закладные швеллеры для установки на них трансформаторов, камер типа КСО и щитов 0,4 кВ.

На обрезе фундамента, выровненном слоем бетона марки М-100, по всему периметру укладывают гидроизоляцию из двух слоев толя на дегтевой мастике или рубероида на битуме.

Стены на отметках ниже поверхности земли и до отметки выше отмостки на 30—50 см выкладывают из красного хорошо обожженного полнотелого кирпича (марки М-100) на растворе М-50 в виде цоколя с последующей их штукатуркой цементным раствором и двухкратной обмазкой битумом (в земле).

Кладка стен выше цоколя может быть выполнена из силикатного кирпича с расшивкой швов снаружи и в подрезку изнутри. Внутренние поверхности стен и потолок белят известковым раствором или оштукатуривают с последующей побелкой. В стенах оставляют согласно проекту проемы с закладными частями для установки плиты с изоляторами типа П-10, для прохода шинного моста 0,4 кВ и установки вентиляционных решеток. Закладные части вставляют в стены для последующего закрепления к ним камер типа КСО-366, щитов 0,4 кВ, конструкций для опорных изоляторов, арматуры и проводки освещения и т. п.

Потолочные перекрытия ТП выполняют обычно из сборных железобетонных плит. Перекрытия заделывают сверху цементным раствором (стяжкой) для заполнения швов между плитами и образования ровной поверхности. На эту поверхность накладывают водоизоляционный ковер-кровлю из трех-четырех слоев гнилостойкого рубероида на мастике, а ковер покрывают тугоплавким битумом с утопленным в него крупнозернистым песком и мелким гравием. Для защиты стен здания от стока воды делают свес кровли из оцинкованной кровельной стали шириной не менее 200 мм. Конец свеса заделывают под водоизоляционный ковер, обрез которого шпаклюют битумной мастикой с волокнистым наполнителем.

Дверные проемы делают по размерам, соответствующим габаритам вносимого оборудования. Двери изготовляют несгораемыми или трудносгораемыми, предпочтительно из листовой стали. Устанавливают их внутри проема в нише глубиной 12—13 см, так чтобы они открывались наружу и были хорошо подогнаны к косякам. Вентиляционные решетки изготовляют в точном соответствии с проектом и хорошо подгоняют в проемы- гнезда в стене здания ТП. С внутренней стороны устанавливают съемные металлические сетки с ячейками 0,8X0,8 см.

7.Монтаж силового трансформатора.

Силовой трансформатор — основной элемент схемы электроснабжения. От качества монтажа во многом зависит надежность его работы в условиях эксплуатации.

В пределах строительной площадки трансформаторы к фундаменту часто перемещают по рельсовому пути на собственных катках. Выбор типа и числа транспортных средств, а также тяговых единиц определяют расчетом.

На месте монтажа трансформаторы разгружают либо при помощи кранов соответствующей грузоподъемности, либо при помощи домкратов на специально выполненную шпальную клеть.

Трансформаторы, поступившие к месту монтажа, в течение 10 дней подвергают осмотру и проверке на герметичность.

При проверке герметичности бака у трансформаторов, транспортируемых с маслом, убеждаются в отсутствии утечки масла и нормальном его уровне. У трансформаторов, транспортируемых с расширителем, уровень масла определяют по масломерному стеклу. У трансформаторов, транспортируемых с маслом, но без расширителя, на крышке бака устанавливают трубу длиной 1,5 м и диаметром, равным 1… 1,5 дюйма с воронкой. В трубу наливают масло. Если в течение 3 ч течи нет, то бак трансформатора герметичен.

До проверки герметичности запрещается подтягивать уплотнения.

Во время хранения трансформаторов фарфоровые вводы закрывают деревянными ящиками, в процессе хранения периодически контролируют уровень масла в расширителе, отсутствие течи масла.

Чтобы монтаж силового трансформатора прошел успешно, необходимо тщательно выполнить подготовительные работы.

До начала монтажа необходимо подготовить — строительную часть (фундамент, пути перекатки от места сборки до монтажа);

— помещение (ТМХ) или площадку для сборки, ревизии и прогрева трансформатора;

— соответствующие подъемные механизмы, инструмент, приспособления и материалы;

— трансформаторное масло и оборудование для его обработки т заливки;

— мощные источники электроснабжения;

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/montaj-tp/

— противопожарный инвентарь и систему оповещения (телефон и т. п.).

После этого приступают к подготовке трансформатора и его арматуры к монтажу. К арматуре трансформаторов относятся вводы, радиаторы и расширитель (прибывшие отдельно), термосифонный и воздухоочистительный фильтры, вспомогательная аппаратура (газовое реле, термометры и т. п.) и уплотнения.

Вводы класса напряжения 10 кВ очищают от пыли и влаги. При осмотре проверяют надежность армировки, целость фарфора, убеждаются в отсутствии трещин и сколов. На вводах, внутренняя полость которых заполняется маслом из бака, проверяют чистоту отверстия для поступления масла, а также отверстия и пробки выпуска воздуха. Перед установкой на трансформатор вводы испытывают повышенным напряжением переменного тока в течение 1 мин.:

—номинальное напряжение, кВ 3 6 10 20 35

—испытательное напряжение, кВ 25 32 42 68 100

В случае необходимости армировки вводов пользуются магнезиальной массой.

При подготовке термосифонного фильтра его полностью разбирают, внутренние поверхности фильтра и соединительных патрубков очищают, промывают сухим трансформаторным маслом, а затем фильтр заполняют заранее подготовленным сорбентом. Фильтры вместимостью 50 л промывают сухим маслом при помощи фильтр-пресса до тех пор, пока масло не очистится от механических примесей. Сорбент перед засыпкой сушат при температуре 140°С (413 К) в течение 8 ч.

Перед монтажом расширителя и выхлопной трубы проверяют их на чистоту и герметичность. Для этого у расширителя снимают торцовые заглушки и всю его внутреннюю поверхность промывают чистым маслом. Далее устанавливают маслоуказатель и реле уровня масла, закрывают торцовые заглушки. Затем расширитель и выхлопную трубу испытывают на герметичность, заполняя их сухим трансформаторным маслом и выдерживая в течение трех часов.

Газовое реле перед установкой на трансформатор проверяют в лаборатории, затем устанавливают в рассечку маслопровода таким образом, чтобы стрелка на крышке реле была направлена от бака трансформатора к расширителю.

После выполнения подготовительных работ предварительно оценивают состояние изоляции трансформатора, для этого делают — у трансформаторов, транспортируемых с маслом, отбирают пробу масла, которую подвергают сокращенному анализу и для которой измеряют тангенс угла диэлектрических потерь;

— у трансформаторов, транспортируемых без масла, проверяют электрическую прочность остатков масла, взятого через пробку в дне бака.

Результаты предварительной оценки состояния изоляции учитывают при решении вопроса о включении трансформатора в эксплуатацию без сушки.

На мачтовых ТП трансформатор устанавливается нижней опорной рамой (швеллерами) на брусья площадки опоры и закрепляется к ним четырьмя болтами при помощи удерживающих металлических планок. На КТП мощностью до 250 кВ-А шкафного типа трансформатор его опорной рамой устанавливается на нижней раме шкафа и крепится к ней четырьмя болтами. На КТПП мощностью до 630 кВ-А киоскового типа и в закрытых ТП трансформаторы устанавливаются на закладных направляющих швеллерных балках, а под их катки для закрепления подкладываются тормозные пластины (упоры).

После установки к выводным изоляторам трансформаторов присоединяют ошиновку 10 и 0,4 кВ, а к баку — шины заземления.

8.Монтаж шин ТП.

Монтаж шин ТП выполняют, как правило, на заводах-изготовителях и на МЗУ.

Панели щитов 0,4 кВ и комплектные подстанции типов КТП и КТПП поставляются со смонтированными шинами. Сборные шины комплектных устройств 10 кВ (камер типа КСО-366) после контрольной сборки на заводе поставляются отдельно. На месте монтажа эти шины правят, проверяют прочность сварочных соединений, крепят к опорным изоляторам, присоединяют к аппаратам, соединяют монтажные секции.

Ошиновка трансформаторов для закрытых ТП изготовляется на МЗУ по чертежам проектной организации или на основании измерений.

В комплект моста обычно входит асбоцементная плита для прохода шин в помещение щита 0,4 кВ. Мост закрепляется между стенами камеры к закладным деталям с помощью сварки либо путем заделки в стены. Для крепления ошиновки трансформаторов применяют также консольные конструкции, закрепляемые к стенам или непосредственно к баку трансформаторов,

В процессе заготовки на МЗУ шины правят, придают им необходимые форму и размеры, изготовляют контактные поверхности в местах соединений и присоединений к аппаратам.

Шины гнут в холодном состоянии. Внутренний радиус изгиба алюминиевых шин принимают при изгибах на плоскость не менее двойной толщины шины, при изгибе на ребро не менее ширины шины (для шин сечением до 50X5 мм) и двойной ширины для шин большего сечения.

Соединение шин производится электросваркой. Электродуговую сварку алюминиевых шин выполняют угольными или алюминиевыми толсто обмазанными электродами под слоем флюса на постоянном или переменном токе. Свариваемые шины при этом зажимаются в специальном приспособлении. Для сварки применяют флюс ВАМИ, имеющий в своем составе хлористого калия 50%, хлористого натрия 30%, криолита 20%.

При небольшом объеме работ (5—10 соединений) крепление шин осуществляют болтами с антикоррозионным покрытием (например, оцинкованными) по ГОСТ 7798-70.

Поверхность шин в местах контакта должна быть предварительно обработана на шинофрезерном станке или с помощью другого инструмента. Затем ее зачищают стальной щеткой под слоем вазелина и протирают тряпкой, смоченной в бензине. После этого вторично зачищают стальной щеткой под слоем вазелина (вазелин после зачистки не удаляется).

Хорошо подготовленная поверхность шины должна быть шероховатой и не иметь «завалов». Уменьшение сечения шин в месте контактов допускается не более чем на 2%.

Поверхность сталеалюминевых и алюминиевых гибких проводов, применяемых для ошиновки в наружных установках, зачищают мягкой стальной щеткой и покрывают тонким слоем вазелина. Контактная поверхность стальных плоских шин и стальных гибких проводов облуживается припоем типа ПОС-30, а в качестве флюса применяется паяльный жир.

При сборке болтовых соединений алюминиевых шин применяют специальные шайбы увеличенных размеров. Размеры стальных специальных шайб: для шин шириной 60—80 мм — толщина 4 мм, внутренний диаметр 13 мм, наружный 24—36 мм; для шин 30—50 мм — толщина 3 мм, внутренний диаметр 10,5 ММ, наружный 21—30 мм.

Крепление шин к опорным изоляторам осуществляется специальными шинодержателями типа ШП-1-375 для шин размером от 40X4 до 60X6 мм и типа ШП-1-375А для шин шириной 80—100 мм и толщиной 6—10 мм. При прокладке однополосных шин на плоскость непосредственно по головкам изоляторов с креплением болтами отверстие под них должно быть удлиненным (не менее 2—2,5 диаметров болта по длине шины).

Конец болта не должен упираться в фарфоровую головку изолятора.

В закрытых РУ присоединения алюминиевых шин к аппаратам, имеющим плоскую поверхность контакта, а при токе до 400 А и к контактному нарезному стержню осуществляются непосредственно с применением специальных шайб. К аппаратам с нарезным стержнем на ток свыше 400 А присоединение шин выполняется через медно-алюминиевый переход. В наружных установках крепление алюминиевых шин к контактам аппаратов выполняется только через медно-алюминиевый переход.

Стальные плоские шины при токах до 200 А присоединяются к контактам аппаратов непосредственно как в закрытых ТП, так и в наружных установках.Присоединение к контактам аппаратов ошиновки из алюминиевых и сталеалюминиевых проводов в наружных установках осуществляется с помощью аппаратных зажимов и медных пластин.

Стальные провода присоединяют к контактам аппаратов с помощью луженых наконечников, предварительно привариваемых к проводу.

Шины в закрытых ТП, КТП и КТПП окрашивают в три цвета: фаза А- в желтый, фаза В- в зеленый, фаза С — в красный, что соответствует расположению в алфавитном порядке начальных букв цветов окраски Ж, 3, К. Нулевую шину окрашивают в черный цвет. В открытых РУ с гибкими шинами окрашивается только арматура изоляторов оборудования.

В закрытых ТП сборные шины размещаются таким образом, что фаза А наиболее удалена от персонала при горизонтальном расположении и находится сверху при вертикальном расположении шин, фаза В — в середине, фаза С — ближе к персоналу или внизу при вертикальном расположении. Ответвительные шины для фаз А, В и С располагаются слева направо, если смотреть со стороны коридора обслуживания.

9.Монтаж КТП и ТП на объектах.

Комплектные ТП (в металлических корпусах) устанавливаются нижними опорными рамами на фундаментные железобетонные стойки или балки после выверки корпуса ТП на фундаменте. Рамы закрепляются болтами или сваркой к оголовникам и опорным уголкам стоек или к закладным скобам балок. Как КТП, так и КТПП следует устанавливать так, чтобы их боковина, в которой находится фотореле, была расположена в сторону, противоположную дороге. В противном случае свет от проезжих автомашин может вызвать ложное срабатывание фотореле и отключение уличного освещения.

Двух трансформаторные ТП собираются из двух специальных блоков одно трансформаторных КТПП, установленных на расположенных рядом фундаментных основаниях. Корпуса обеих КТПП после выравнивания в горизонтальных и вертикальных плоскостях соединяются между собой болтами или сваркой, а затем их опорные рамы закрепляются сваркой к фундаментам. Затем в них устанавливается оборудование, демонтированное на время транспортировки, и производятся все необходимые соединения оборудования между собой и с распределительными сетями.

В верхней части корпусов КТП и КТПП в специальные отверстия устанавливаются проходные изоляторы типа Пн-10. С наружной стороны корпуса (также вверху) на кронштейнах закрепляются штыревые изоляторы высокого и низкого напряжений и вентильные разрядники. Трансформатор устанавливается на рабочее место, и его выводы соединяются шинами с устройствами высокого и низкого напряжений. Выводы трансформаторов у ТП мощностью до 250 кВ-А закрываются защитным кожухом. На КТП и КТПП с кабельными выводами, переделанными на воздушные, на верхней части корпуса устанавливается конструкция с изоляторами для выводов.

В соответствии со схемой и инструкцией устанавливаются блок-замки типа МГБ с секретом для механической блокировки приводов разъединителя, находящегося отдельно на вводной концевой опоре BЛ, и его заземляющих ножей с дверями устройства 10 кВ с приводом вводного рубильника или автомата на щите НН и т. п. В контактные губки предохранителей на высокое напряжение типа ПК и низкого напряжения типа ПН2 вставляются их патроны с плавкими вставками. Устройство 10 кВ соединяется шинами с выводными проходными изоляторами, а последние гибкими голыми проводами с питающей ВЛ на концевой опоре; присоединяются разрядники. Секционные шины высокого и низкого напряжений обоих блоков на двух трансформаторных КТПП соединяются между собой шинными мостами (коробами).

Провода линий низкого напряжения, выведенные из КТП и КТПП на изоляторы, соединяются с линейными проводами, идущими от ближайших концевых опор ВЛ 0,4 кВ. При кабельных выводах прокладываются кабели 10 и 0,4 кВ, которые заводятся в КТЦ и КТПП, разделываются и их концы закрепляются в кабельные муфты или воронки, а затем присоединяются к аппаратам. Присоединяются шины заземления оборудования и корпуса КТП и КТПП к внешнему заземляющему контуру.

9.1.Монтаж ТП закрытого типа.

Монтаж ТП закрытого типа на объекте в основном заключается в установке и сборке оборудования, скомплектованного в секции-блоки и монтажные узлы, а также в соединении этого оборудования шинами и проводами, заготовленными на МЗУ, соответственно между собой и с распределительными сетями ВН и НН.

В принятые под монтаж помещения перемещают скомплектованные из камер КСО-366 секции-блоки и панели щитов низкого напряжения, силовые трансформаторы и другое оборудование. Секции из камер КСО и щитов устанавливаются на заделанные в полу закладные опорные швеллеры, выверяются по горизонтальным и вертикальным осям, после чего их нижние рамы прикрепляются сваркой или болтами к швеллерам. Трансформаторы выверяются и закрепляются на закладных опорных швеллерах тормозными упорами, подложенными под все четыре катка.

Проходные изоляторы типа Пн-10 устанавливаются на плиты, заделанные при строительстве в стенных проемах. Сборные шины секции-блоков ВН и НН соединяются соответственно между собой, с трансформаторами и с вводными проходными изоляторами. Выводные провода прокладываются в газовых трубах, делается проводка освещения в помещениях ТП, устанавливаются на наружной стене ТП конструкции с изоляторами для выводов 10 и 0,4 кВ. Кроме того, производятся те же работы, что и при монтаже КТПП.

9.2.Комплектное оборудование ТП мачтового типа.

Комплектное оборудование ТП мачтового типа монтируется на установленные деревянные или железобетонные опоры с использованием для его крепления к конструкциям опор заранее заготовленных крепежных деталей (хомуты, болты, планки и т. д.).

Разъединители соединяются с приводами трубчатыми тягами и регулируются. На опорах устанавливаются складные лестницы и блокировочные замки к лестницам и приводам, а также линейные изоляторы 10 и 0,4 кВ. Аппараты 10 кВ стальными шинами и проводом ПС-25 соединяются между собой, с трансформаторами и питающими линиями. Газовые трубы с проложенными в них проводами закрепляются к опорам скобами, а затем эти провода присоединяются к изоляторам 0,4 кВ трансформаторов, к аппаратам в шкафу 0,4 кВ и к воздушным линиям. Нейтрали трансформаторов и их баки, разрядники, рамы разъединителей и предохранителей, приводы и шкафы 0,4 кВ присоединяются к шинам заземления, ранее проложенным по опорам и соединенным с заземляющим контуром.

10.Заземление.

Рабочее заземление нейтрали трансформатора и защитное заземление оборудования 10 кВ на ТП сельскохозяйственного назначения выполняют, как правило, общим.

Рабочее заземление нейтрали трансформатора выполняется для обеспечения нормального режима работы. Кроме того, «глухое» заземление нейтрали трансформатора на стороне 0,4/0,23 кВ является частью системы защитного заземления (зануления) сети 0,4 кВ.

Защитное заземление выполняется с целью обеспечения безопасности людей при нарушении изоляции.

В ТП заземлению подлежат все металлические части электрооборудования, нормально не находящиеся под напряжением (бак трансформатора, фланцы изоляторов, рамы разъединителей и выключателей нагрузки и их приводов, корпуса трансформаторов тока и т. д.), а также все опорные металлоконструкции, стальные каркасы камер КСО, щитов, КТП и т. п.

В качестве заземлителей (вертикальных) используются стальные ввинчиваемые в землю стержни диаметром 12—16 мм, угловая сталь с толщиной стенки не менее 4 мм или стальные трубы (некондиционные) с толщиной стенки не менее 3,5 мм. Длина ввинчиваемых электродов составляет 4,5—5 м, забиваемых уголков и труб 2,5—3 м. Протяженные (горизонтальные) заземлители выполняют из полосовой стали толщиной не менее 4 мм или из круглой стали диаметром не менее 6 мм.

Горизонтальные заземлители служат для связи между вертикальными заземлителями и самостоятельно. Глубину заложения верхних концов вертикальных заземлителей и заземлителей горизонтальных принимают 0,7—0,8 м от планировочной отметки.

Вертикальные заземлители, называемые также электродами, изготовляют на МЗУ разрезанием материала на отрезки нужной длины. Стержневые ввинчиваемые электроды оборудуются также простейшим приспособлением для заглубления . Поверхность электродов очищают от загрязнений маслами или краской.

Ввертывание в землю стержневых электродов осуществляется при помощи приспособлений типа ПВЭ с приводом от электросверлилки типа И-28а или же с использованием автоямобура.

Все соединения частей заземлителя и присоединение к заземляющим проводникам (выводам от контура заземления) выполняются сваркой внахлестку. Длину нахлестки принимают равной ширине проводника при прямоугольном сечении и шести диаметрам при круглом. Сварку при этом выполняют по периметру нахлестки. При Т-образном соединении двух полос длину нахлестки принимают равной ширине полосы. К заземлителям из угловой стали полосу приваривают к плоскости уголка (но не к ребру), а к трубчатым заземлителям с помощью хомутов. Сварные швы выполняют с чешуйчатой поверхностью без наплывов с плавным переходом к основному металлу. Трещины и не провары длиной более 10% длины шва недопустимы. Сварные соединения, расположенные в земле, защищают от коррозии слоем битумного лака. Траншеи с заземлителями засыпают землей, не содержащей камней и строительного мусора, и после засыпки грунт утрамбовывают.

Для ТП , размещаемых в капитальных зданиях, применяются также глубинные заземлители из стальной полосы, укладываемой на дно котлована в процессе строительства.

При заземлении оборудования ТП его присоединяют к заземляющим проводникам. Присоединение металлоконструкций выполняется сваркой, а корпусов аппаратов — надежными болтовыми соединениями. Контактные поверхности при этом зачищаются до металлического блеска и смазызаются тонким слоем вазелина. Для заземления комплектных распределительных устройств камер КСО, КТП, щитов 0,4 кВ заземляющие проводники приваривают не менее чем в двух местах к стальному каркасу основания. В свою очередь каждая камера, панель щита в двух-трех местах приваривается к каркасу основания. Отдельные узлы металлоконструкций мачтовых ТП соединяют сваркой, причем заземляющие проводники привариваются к нижним частям конструкций.

У силовых трансформаторов помимо нейтрали к заземляющему проводнику присоединяется также бак. Присоединение к заземляющему болту бака выполняется гибкой перемычкой, чтобы не было нарушения проводки при выкатке трансформатора. Кроме того, производится заземление направляющих швеллеров путем их сварки с заземляющими проводниками, соединенными с контуром заземления.

В ТП, размещаемых в капитальных зданиях, заземляющие проводники из полосовой стали прокладываются непосредственно по кирпичным (бетонным) стенам . Крепление их производится с помощью строительно-монтажного пистолета. Высота крепления составляет 0,4—0,6 м от уровня пола, расстояние между точками крепления по прямой 0,6—1 м, на поворотах — не менее 0,1 м от вершины угла. Проходы заземляющих проводников через стены выполняются в отрезках труб или других жестких обрамлениях.